3. Лошакова Е. Л., Успенская Л. И., Харитонова О. В. Этнокультурный компонент как составляющая обучения русскому языку как иностранному // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 4 (5). С. 90-93.
4. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных учреждений к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-leaming технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94.
5. Якутина А. Н. Учение через деятельность // Проблемы педагогики. 2015. № 1 (2) с. 40-42.
Ergonomic biomechanics of feature of studying and development in educational institutions
Ovchinnikov Ju. , Lyzar O. , Vall K. (Russian Federation) Эргономическая биомеханика: особенности изучения и развития в образовательных учреждениях Овчинников Ю. Д.1, Лызарь О. Г.2, Валл К. П.3 (Российская Федерация)
1 Овчинников Юрий Дмитриевич / Ovchinnikov Jurij - кандидат технических наук, доцент, кафедра биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин;
2Лызарь Олег Григорьевич /Lyzar Oleg - кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет адаптивной и оздоровительной физической культуры;
3Валл Ксения Павловна / Vall Ksenija - магистрант, профиль подготовки «Физкультурно-оздоровительные технологии»,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация: авторы рассуждают о тесной взаимосвязи научной и практической эргономики и эргономической биомеханики в жизни человека, и как могут изучать ее студенты разных специализаций в высших учебных заведениях спортивного профиля. Abstract: the author argues on close interrelation of scientific and practical ergonomics and ergonomic biomechanics in human life and as her students of different specializations in higher educational institutions of a sports profile can study.
Ключевые слова: эргономическая биомеханика, курс, изучение, специализация. Keywords: ergonomic biomechanics, course, studying, specialization.
Актуальность данной темы продиктована несколькими причинами:
1. Эргономика не просто модный термин, а направление, объединяющее многие науки и отрасли современной действительности [1, 2, 13].
2. Эргономическая биомеханика является не только междисциплинарным направлением развития науки, но и важной направляющей в развитии научных исследований молодых ученых.
3. Эргономическая биомеханика в ближайшие годы будет играть важную роль в практической жизни и профессиональной деятельности человека, в обеспечении социализации социально незащищенных групп населения.
4. Эргономическая биомеханика как способ создания здорового жизни человека. Это глобальное направление, требующее научного подхода и практического развития.
5. Направление «Эргономическая биомеханика» должно входить темой, разделом в учебный курс «Биомеханика двигательной деятельности» [4, 5, 10]. При
187
продуманном организационном и научном подходе, увидев возможности развития направления, можно будет ввести специализированный курс по эргономической биомеханике.
Современная биомеханика, являясь междисциплинарной наукой, охватывает интересные и полезные направления для человека как в бытовой сфере, так и в профессиональной. Среди прочих направлений следует остановиться на эргономической биомеханике. Сам термин «эргономика» известен в научном мире давно. Применяются ли принципы эргономики у нас в России, однозначно судить сложно, так как в основном известна «эргономика рабочего места» [11], между тем эргономика используется в медицинских учреждениях для лечения больных, а также потребитель в инструкциях об использовании товара все чаще встречает такое емкое понятие - «эргономичность товара» [9].
Данные эргономической биомеханики используются при рационализации управляющих движений человека, выборе формы и размеров органов управления, конструировании рабочих сидений [11]. Эргономическая биомеханика изучает также влияние вибраций на человека. Большое внимание уделяется моделированию движений человека в целом и отдельных его органов (напр., руки, глаза, туловища и др.). Для моделирования рабочих движений большое значение имеет установление зависимости изменения суставных углов в суставах руки от времени. Знание аналитических зависимостей изменения суставных углов в процессе движения позволяет вычислить любое промежуточное значение исследуемого угла в каждый момент времени. Это имеет большое значение для рационализации рабочих движений. Проведя сравнительный анализ, выяснили, что при проведении эргономических исследований находят применение методы биомеханики: ускоренная киносъемка, циклография, киноциклография, видеозапись, тензометрия,
электрическая регистрация механических величин с помощью датчиков угловых перемещений, опорных динамографов [5, с. 14-16].
Студенты специализации «Адаптивная физическая культура», развивая исследовательское направление «Биомеханика в проектных технологиях» [3], выяснили, какими биомеханическими и эргономическими свойствами обладают спортивные товары. Спортивные товары обладают явной эргономичностью [8, 9, 10].
Эргономичность - понятие, которым характеризуется степень удобства эксплуатации и доступность освоения новых систем. Техническая эстетика и привлекательный внешний вид так же тесно связаны с эргономичностью систем, строений, зданий, механизмов. Эргономичность предполагает, что любой человек, независимо от его умственных способностей, сможет быстро и с максимальным удобством освоить определенный предмет. Наука «эргономика» изучает соответствие условий труда и проживания человеческому организму. Отдельно стоит выделить эргономику программного обеспечения - юзабилити. Это понятие определяет, насколько удобно работать с программами и сайтами. Эргономичность - важная часть конструирования любой разработки. Определенные характеристики, которые создатели вкладывают в понятие, напрямую зависят от особенностей использования этого предмета или системы.
Эргономичность - в какой-то степени субъективное понятие, ведь один и тот же предмет не может быть одинаково эргономичен для левшей и правшей, для взрослого и ребенка. Таким образом, слово «эргономичный» означает «комфортный», «удобный», «технически совершенный».
Эргономичность - удобство в использовании изделия за счет конструктивно заданной подстройки под индивидуальную или общую анатомию пользователя (чаще всего человека). Обеспечивается за счет подпальцевых выемок, особых уклонов, подставок для различных частей тела и так далее.
188
Удобный, выполненный в соответствии с физическими характеристиками человека (рост, вес, мышечная сила, острота зрения, цветовосприятие, концентрация внимания и т. д. и т. п.).
Удобство (также эргономичность (от др.-греч. epyov — работа и vopo^ — «закон») — приспособленность для использования111, наличие условий, возможностей для лёгкого, приятного, необременительного пользования чем-либо или удовлетворения каких-либо нужд, потребностей. Например: «удобный токарный станок», «удобный электромобиль» или даже «удобный стул».
Выделяют следующие эргономические свойства изделий:
• управляемость — распределение функций человеко-машинных систем в соответствии с психофизиологической структурой деятельности человека, уменьшение напряженности человека при большой эффективности управления, соответствие ритмов трудовых процессов;
• обслуживаемость — соответствие устройства изделия наилучшей психофизической структуре человека во время использования, обслуживания и ремонта;
• освояемость — способность быстрого приобретения навыков по управлению изделием;
• обитаемость — приближение условий функционирования к биологически оптимальным параметрам внешней среды, при которых человеку обеспечиваются оптимальное (достаточное) развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность, уменьшение или ликвидация вредных последствий для окружающей среды при использовании изделия.
Эти свойства проистекают из следующих эргономических показателей:
• социально-психологические — соответствие устройства изделия характеру взаимодействия человека и машины;
• психологические — соответствие изделия возможностям и особенностям восприятия, памяти и мышления человека;
• физиологические и психофизиологические — соответствие изделия физическим возможностям человека;
• антропологические — соответствие изделия размерам и форме человеческого тела, распределения его веса;
• гигиенические — требования охраны труда, обеспечение здоровых условий работы.
Изделие должно быть удобным не только во время использования, но и в течение изготовления и сборки. Так, для облегчения перевозки должны быть предусмотрены, например, ручки как у изделия в целом, так и у его упаковки.
Удобство, как показатель программного продукта, обозначает степень, с которой программа позволяет сократить усилия пользователя по подготовке исходных данных, обработке данных и оценке полученных итогов.
Не каждый человек воспринимает понятие эргономичности, выражение «удобство» ближе к практическому пониманию бытового значения.
Эргономичность товаров иногда указывается в инструкции по использованию. Поэтому потребитель не всегда представляет практическое назначение эргономичности [8, 9].
Это свойство товаров не просто создающее удобство и комфорт, но и позволяющее сберечь свое здоровье. Таким образом, здоровье сберегающие технологии - в конкретной практической ситуации для обычного потребителя. Более того, информирование потребителя об эргономических свойствах товара не просто маркетинговый ход, а есть не что иное как пропаганда здорового образа жизни и здоровье сберегающее образование в действии.
Организация рабочего места спасет от утомляемости и раздражительности [2].
189
Благодаря эргономическим выкладкам можно самым рациональным образом распределить свободное пространство в доме, создать практичные и удобные функциональные зоны, подобрать оптимальные цветовые решения, максимальным образом адаптировать жилое помещение под потребности его обитателей.
Каждый человек должен осознать, что организация удобного пространства позволить поддерживать ему его собственное состояние здоровье.
Возможные пути развития эргономической биомеханики:
1. Организация эргономического пространства школьников. Это должно стать национальной идеей развития здоровье сберегающих технологий. Конкретные социальные проекты расскажут, как сделать это пространство правильным, и тогда фраза педагога «сядь правильно» не будет выглядеть тривиально [12].
2. Эргономическая биомеханика как способ создания здорового образа жизни человека.
3. Эргономическая биомеханика в практической жизни и профессиональной деятельности человека.
4. Изучение эргономико-биомеханических свойств спортивных товаров.
5. Принципы эргономической биомеханики в биомеханических движениях человека.
6. Изучение законов эргономической биомеханики на развитие процессов утомляемости.
7. Эргономическая биомеханика как составная часть реабилитационной биомеханики.
8. Эргономическая биомеханика как одно из социальных направлений в концептуальном развитии «Адаптивной физической культуры».
Эргономическая биомеханика должна быть, с одной стороны, профессиональной необходимостью, с другой стороны, доступна для понимания обычного потребителя, образующей его жизненную потребность.
Литература
1. Крецан З. В. Организация воспитательно-образовательного процесса в Вузе: эргономический аспект // Сибирский психологический журнал. - 2007, - № 25. С. 103-107.
2. Мунипов В. М., Зинченко В. М.Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды.: Учебник. — М.: Логос,2001. — 356 с.
3. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 3. С. 32-35.
4. Овчинников Ю. Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике // Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал. 2014. - № 1. - С. 22-25.
5. Овчинников Ю. Д. Теоретические основы биомеханики движений [Текст]: Учеб. пособие / Ю. Д.Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014. - 35 с.
6. Овчинников Ю. Д., Воскобойник Е. И. Эргономическая биомеханика в
практической деятельности человека // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 2014. - № 6. С. 743-744.
7. Овчинников Ю. Д., Воскобойник Е. И. Некоторые исторические аспекты эргономики в современной интерпретации // Проблемы современной науки и образования. - 2014. № 2 (20). С. 123-126.
8. Овчинников Ю. Д, Выткалов С. О. Биомеханические свойства товаров // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. Таганрог. Центр научной мысли. - 2014. - № 4. С. 131-134.
9. Овчинников Ю. Д., Выткалов С. О. Эргономическая биомеханика в
эргономических свойствах. Современное общество, образование и наука: сборник
190
научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Часть 1.Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 164 с.
10. Ovchinnikov Yuri D., Vytkalov Sergey O. Ergonomic biomechanics in design technologies in higher educational institutions of a sports profile. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. // European science reviews.-2014. - № 5-6.
11. Овчинников Ю. Д., Чоп Е. О. Эргономическая биомеханика оборудования рабочего места // Молодой ученый. - 2014. - № 8 (67), июнь, - 1. С. 393-395.
12. Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика: неправильно упали. Почему? [Текст] / Ю. Д. Овчинников // Образование и воспитание. — 2015. — № 1. — С. 13-15.
13. Окулова Л. П. Сравнительный анализ эргономики образования в России и за рубежом // Образование и саморазвитие. - 2012. Т. 4. № 32. С. 182-187.
Formation of core competencies in the process of learning
schoolchildren
Turkenov T.1, Zhapanova R.2 (Republic of Kazakhstan) Формирование ключевых компетенций в процессе обучения младших школьников
Туркенов Т. К.1, Жапанова Р. Н.2 (Республика Казахстан)
Ауркенов Талгат Куанышевич / Turkenov Talgat - кандидат педагогических наук, доцент;
2Жапанова Риза Набиевна / Zhapanova Riza - старший преподователь, кафедра педагогики и психологии,
Академия «Болашак», г. Караганда, Республика Казахстан
Abstract: essences, structure, functions of process of development of competence of schoolchildren are exposed, planning methods and pedagogical terms are presented. Discloses a general training and skills and their combination provides a reliable basis for further training of pupils cognitive activity, they determine the acquisition of deep and tight knowledge. Аннотация: раскрыты сущность, структура, функции процесса развития
компетентности младших школьников, представлены способы проектирования и педагогические условия. Раскрыты общие учебные умения и навыки, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебнопознавательной деятельности школьников, способствующие приобретению глубоких и прочных знаний.
Keywords: basic competence, information competence, humanization, democratization, intensification, formation competencies.
Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетенция,
гуманизация, демократизация, интенсификация, информационная компетенция.
One of the most urgent problems of modern society is the formation of personality, to be ready not only to live in changing social and economic conditions, but also actively influence to the existing reality, changing it for the better. At the forefront the certain requirements for the individual are creative, active, socially responsible, having a well-developed intellect, highly educated, professional and competent. It is known, that the largest capacity for development is manifested in childhood lays the groundwork for the individual, intensive basic attitudes are formed, the basics of worldview, habits, develop cognitive abilities, emotional and volitional. Fold multiple relations with the outside world. Dynamism of modern civilization, strengthening
191