Научная статья на тему 'Эпоха просветительства в Башкортостане'

Эпоха просветительства в Башкортостане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЖУАЗНАЯ НАЦИЯ / СУФИЗМ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОПЛОТНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / КРИТИКА ФЕОДАЛИЗМА / BOURGEOIS NATION / SUFISM / LAND ISSUES / ANTI-COLONIAL ORIENTATION / SECULAR EDUCATION / MORAL CLEANLINESS / SOCIAL RENEWAL / NATIONAL LANGUAGE / NATIONAL LITERATURE / NATIONAL MENTALITY / CRITICISM OF FEUDALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вильданов Ахат Ханнанович

The article regards the problems of the occurrence and development of Bashkir enlightenment, its typical and specific features and the stages of its development. The enlighteners' creative work is analysed in the comparative aspect, the main themes of their works are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGE OF ENLIGHTENMENT IN BASHKORTOSTAN

The article regards the problems of the occurrence and development of Bashkir enlightenment, its typical and specific features and the stages of its development. The enlighteners' creative work is analysed in the comparative aspect, the main themes of their works are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Эпоха просветительства в Башкортостане»

ЭПОХА ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В БАШКОРТОСТАНЕ

В истории народов мира просветительство занимает целую эпоху. Оно возникло в переходный от феодализма к капитализму период как идеология зарождающейся буржуазной нации. Процесс его формирования сопровождался непримиримой борьбой против средневековой схоластики, феодальных правопорядков, религиозного фанатизма, невежества, а также за научнотехнический прогресс, светское образование и воспитание.

Процесс капитализации общества разные народы переживали в разное время и в разных конкретно-исторических, социально-экономических условиях, поэтому и просветительство не могло быть явлением единовременным и идентичным по своему характеру и особенностям. На Западе, прежде всего в Англии и Франции, просветительство возникло в конце XVII в., сформировалось в целостную идеологию, охватившую все стороны социально-политической, культурно-духовной жизни общества, активно участвовало в подготовке буржуазно-демократических революций. Эти антифеодальные учения впоследствии активно воспринимались и приспосабливались к своим национальным общественноисторическим условиям народами и странами, которые на стадию капиталистического развития вступили в более поздний период. В России, например, просветительство возникло в начале XVIII в. и охватило целый полуторавековой период, что объясняется затяжным характером процесса формирования буржуазной нации. Главным объектом борьбы русских просветителей было крепостное право, которое они считали основным препятствием на пути общественного обновления.

Башкирское просветительство возникло в сложных общественно-политических и социально-экономических условиях, сложившихся в Башкортостане ко второй половине XIX века. После череды восстаний Х^—ХУШ вв., неизбежно со-

провождавшихся опустошительными карательными операциями царских властей, особенно после Крестьянской войны 1773—1775 гг., в Башкортостане установилась жуткая «тишина»: десятки тысяч погибших на войне, казненных, проданных в рабство, сосланных на каторгу, сотни сожженных деревень, до основания разоренное народное хозяйство, голод и разруха, не знающие границ притеснения по отношению к «бунтарям»... Царил всеобщий пессимизм, чувство безысходности и беззащитности. К тому же в Уфе указом царицы Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано (открыто 4 декабря 1789 г.) Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) во главе с муфтием. Формально этот орган должен был заниматься только делами религии, а на самом деле с самого начала активно вмешивался во все области человеческого бытия. Человек с рождения до самой смерти обрекался на жизнь в жестоких рамках канонов шариата. Все это было другой, более изощренной формой подавления воли народа: царское самодержавие, окончательно убедившись в бесполезности метода грубого давления и физического уничтожения для усмирения «бунтарей», прибегло к помощи религии. В результате это привело к резкому усилению ислама, постепенному распространению религиозного фанатизма.

В довершение всей этой цепочки исторических событий в 1798 г. в Башкортостане была введена кантонная система управления, по положению которой башкиры были переведены в военное казачье сословие. В обязанность башкирских войск вменялась охрана южных и юго-восточных границ империи, так называемая линейная служба. Кроме того, они активно привлекались к военным походам, которые вела Россия. Все это легло тяжелым бременем на плечи народа: и войска, несущие линейную службу, и полки, привлекаемые к военным походам, практически полностью были на обеспечении самого народа.

Вильданов Ахат Ханнанович, кандидат филологических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы

© Вильданов А.Х., 2009

Кантоны в Башкортостане в основном были образованы по родовому принципу. Между кантонами установилась жесткая изоляция, что привело к замедлению процесса консолидации народа. Кантонными начальниками назначались облеченные практически неограниченной властью феодалы — крупные землевладельцы, которые были кровно заинтересованы в сохранении феодально-патриархальных устоев жизни. В результате начавшийся еще в середине XVIII в. процесс капитализации в башкирском обществе был сведен к нулю.

В такой атмосфере резко активизировались идеи суфизма. Поэтому не случайно, что практически все известные представители суфизма Урало-Поволжья конца XVIII — первой половины XIX вв. были выходцами из среды башкирской интеллигенции: Тажетдин Ялсыгул аль-Баш-курди (1767—1838), Шамсетдин Заки (1822— 1865), Хибатулла Салихов (1794—1867), Гали Сокорый (1826—1889) и др.

В такой общественно-политической, социально-экономической и историко-культурной атмосфере формировалось башкирское просветительство. Ему были присущи практически все типологически схожие с просветительством других народов особенности — критика феодальных пра-вопорядков, невежества, религиозного фанатизма, патриархальщины в быту и сознании людей, призыв к просвещенности и нравственной чистоплотности, иллюзорное представление о возможности изменения общественной жизни путем развития культуры, связывание общественно-исторического развития с волей отдельных высокопоставленных лиц. Сюда же можно отнести религиозную окрашенность мировоззренческих взглядов башкирских просветителей, присущую просветительским движениям практически всех восточных народов. Следует только учесть, что лояльность башкирских просветителей по отношению к религии представляла собой скорее художественный прием, чем их идейную платформу, ибо она не только не мешала, а, наоборот, во многом даже способствовала им в поднятии жизненных, нередко даже остросоциальных проблем.

Башкирскому просветительству присущи и только ему свойственные специфические особенности. Будучи передовыми представителями своего народа, башкирские просветители не могли оставаться простыми созерцателями происходя-

щих событий — беспощадного неумолимого проникновения русского и западного капитала, массового расхищения башкирских земель и их природных богатств. Противостояние этому процессу определило его антиколониальный характер. Поэтому стремление к установлению европейских форм жизни здесь тесно переплеталось с борьбой против колониальной политики царизма, борьбой за независимость, национальное самосохранение и развитие своих, собственно народных культурных традиций.

Антиколониальная направленность башкирского просветительства естественным образом выдвинула перед ним, как наиболее передовым своего времени идеологическим явлением, земельную проблему. Массовое обезземеливание жестко ущемляло жизненные интересы всех слоев башкирского общества, ставило под угрозу само существование народа как единой общности. Поэтому башкирские просветители придавали исключительное значение разрешению этой проблемы, связывая с ним судьбу народа, его будущее.

В поисках путей выхода из создавшегося положения башкирские просветители, стараясь помочь народу осознать себя жизнеспособным организмом, воспринять боевой дух предков и ощутить в себе силы для дальнейшей борьбы за существование как нация, часто обращались к его героическому прошлому, широко привлекая при этом историко-литературные источники, в основном шежере и таварихи. На этой основе на рубеже XIX—XX столетий по мере усиления консолидации башкирской нации и повышения его национального самосознания постепенно появляется тенденция к более полному и всестороннему освещению исторического прошлого народа, вызванная необходимостью осознать народом свое историческое прошлое на фоне истории других наций и определить собственное место и позицию на арене общественного развития. Подобная патриотическая по своей сути идея национального самоутверждения нашла широкое отражение в исторических очерках М. Уметбаева (1841—1907) и трудах Р. Фахретдинова (1859— 1936).

Для пропаганды своих идей башкирские просветители охотно прибегали к традициям древних сэсэнов — поэтическому обращению к народу. В условиях отсутствия периодической печати, слабого развития книгоиздательского дела

и малодоступности книг на языке «тюрки» широким слоям такая форма была более доходчивой, понятной и действенной. Отчасти этим объясняется преимущественно устное распространение произведений башкирских поэтов-про-светителей среди народа.

На башкирское просветительство огромное влияние оказала передовая русская культура, которая открывала широкие возможности для ознакомления башкир и с мировой культурой. Поэтому, призывая народ к усвоению европейских форм жизни, башкирские просветители усиленно пропагандировали русский язык, передовую русскую культуру. В идейно-художественных исканиях они часто обращались также к классической восточной поэзии, к достижениям татарской общественной мысли. В творческом становлении М. Акмуллы, например, большую роль сыграли идейные принципы татарского ученого Ш. Марджани, отстаивающего отказ от религиозного фанатизма, обучение детей русской грамоте.

В развитии башкирского просветительства четко выделяются три этапа. Первый этап — 40— 70-е гг. XIX в. — характеризуется зарождением зачатков просветительских идей в трудах М. Иванова (1812—?), С. Кукляшева (1811—1863), М. Биксурина (1819—1903) — преподавателей восточных языков Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса. Создавая учебники и учебные пособия, собирая и опубликовывая фольклорные произведения, они стремились дать своим подопечным светские знания, особое внимание уделяли вопросам народной нравственности. Заметных успехов башкирское просветительство этого периода достигло в трудах М. Биксурина, который выступал за развитие экономики, торговли, культуры, а также за освобождение от национальной обособленности и отсталости. Творческая деятельность Иванова, Кукляшева и особенно Биксурина дала мощный толчок для дальнейшего развития просветительских идей.

На втором этапе своего развития — 80-е гг. XIX в. — 1905—1907 гг., башкирское просветительство сформировалось в целостное идеологическое явление, играющее доминирующую роль во всем историко-культурном развитии общества. Появление так называемых джадидских (ново-методных) школ, где наряду с богословием преподавались естественно-научные и гуманитарные дисциплины, изучались родной и русский язы-

ки, развитие сети русско-башкирских школ, оживление книгопечатного дела, периодической печати способствовали заметной демократизации всех сторон культурной жизни. Большую роль в процессе общественного обновления сыграла творческая деятельность М. Акмуллы (1831—1895), М. Уметбаева и Р. Фахретдинова.

После буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. башкирское просветительское движение вступает в свой последний, завершающий этап развития, когда на смену просветительским иллюзиям о возможности создания справедливого, свободного от пороков общества под давлением новых реалий постепенно приходят социал-демократические идеи. Просветительские идеи в эти годы, хотя и переживают некоторое оживление в творчестве С. Якшигулова (1871—1931), Ш. Аминева (Тамьяни) (1858—1931), Н. Юмрани и прослеживаются в башкирской литературе вплоть до 30-х гг. XX в., постепенно теряют свою почву и в основном продолжаются по инерции.

Таким образом, башкирское просветительство, возникнув на рубеже смены двух общественных формаций, в своем развитии отразило всю сложную гамму перипетий становления и формирования башкирского народа в буржуазную нацию. Это был период формирования национальной культуры, национальной литературы и языка — национального менталитета башкир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. — Казань, 1976.

2. Вильданов АХ, Кунафин Г.С. Башкирские просве-тигели-демократы XIX века. — М.: Наука, 1981. — 168 с.

3. Вилданов Э.Х. Акмулла — яктылык йырсыкы. — 0фв, 1981. — 168 б.

4. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века. — Казань, 1975.

5. Башкорт э^эбиэте тарихы. 6 томда. 2-се том.— 0фв, 1990.

6. Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. 2-се том. — Казан, 1985.

7. Хунафин Г.С. Мэгрифэтсе, галим Ьэм э?ип 0мвтбаев. — 0фв,1991. — 256 б.

8. Михайлов С.И. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. — Казань, 1972.

9. Нафиков Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. (Очерк истории 1855—1917 гг.). — Казань, 1964.

10. Проблемы просвещения в мировой литературе. — М., 1970.

11. Проблемы русского просвещения в литературе XVIII века. — М., 1961.

12. Просветительство в литературах Востока. — М., 1975.

13. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII—XIX века). — Уфа, 1973. — 312 с.

14. Хвсэйенов Г.Б. Мехэммэтсэлим Ометбаев. — Офе, 1991. — 288 б.

15. Хвсэйенов Г.Б. Ризаитдин бин Фэхретдин. — Офе, 1997. — 304 б.

16. Шакур Р.З. Звезда поэзии: Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение. — Уфа.: Китап, 2006. — 200 с.

Ключевые слова: буржуазная нация, суфизм, земельная проблема, антиколониальная направленность, светское образование, нравственная чистоплотность, общественное обновление, национальный язык, национальная литература, национальный менталитет, критика феодализма.

Key words: bourgeois nation, Sufism, land issues, anti-colonial orientation, secular education, moral cleanliness, social renewal, national language, national literature, national mentality, criticism of feudalism.

Akhat Kh. Vildanov THE AGE OF ENLIGHTENMENT IN BASHKORTOSTAN

The article regards the problems of the occurrence and development of Bashkir enlightenment, its typical and specific features and the stages of its development. The enlighteners’ creative work is analysed in the comparative aspect, the main themes of their works are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.