Научная статья на тему 'Об этапах развития башкирского просветительства и особенностях отражения просветительских идей в литературе первой половины XIX века'

Об этапах развития башкирского просветительства и особенностях отражения просветительских идей в литературе первой половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1612
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / РУССКОЕ И БАШКИРСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ТРИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА / ПРОТИВОСТОЯНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ КОСНОСТИ И РЕЛИГИОЗНОМУ ФАНАТИЗМУ / ПРОНИКНОВЕНИЮ РУССКОГО И ЗАПАДНОГО КАПИТАЛА / БОРЬБА ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ФОРМ ЖИЗНИ / ЗА САМОСОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кунафин Г. С.

Просветительство как идеологическое явление переходного от феодализма к капитализму периода формировалось в Башкортостане в 40-50-ые годы XIX века и охватило почти вековой период. Как оружие борьбы против патриархально-феодальных порядков, средневековой идеологии, застоя общественной мысли и отсталости в области просвещения, культуры и литературы, против национально-колониального гнета прошло сложный путь развития, в котором можно выделить три этапа: 40-70-е годы XIX века; последнюю четверть XIX века; начало ХХ века. На третьем этапе развития башкирское просветительство могло уже поднимать жизненно важные социально-политические проблемы. Таковыми явились, например, колониальная политика царизма, земельный вопрос, социальное неравенство в обществе, нашедшие свое широкое отражение в творчестве М. Уметбаева, С. Якшигулова, Ш. Аминева-Тамъяни, Ш. Бабича, А. Тагирова, М. Гафури и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об этапах развития башкирского просветительства и особенностях отражения просветительских идей в литературе первой половины XIX века»

УДК 821.512.141.09

ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И ОСОБЕННОСТЯХ ОТРАЖЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

© Г. С. Кунафин

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 24 68.

E-mail: [email protected]

Просветительство как идеологическое явление переходного от феодализма к капитализму периода формировалось в Башкортостане в 40-50-ые годы XIX века и охватило почти вековой период. Как оружие борьбы против патриархально-феодальных порядков, средневековой идеологии, застоя общественной мысли и отсталости в области просвещения, культуры и литературы, против национально-колониального гнета прошло сложный путь развития, в котором можно выделить три этапа: 40-70-е годы XIX века; последнюю четверть XIX века; начало ХХ века. На третьем этапе развития башкирское просветительство могло уже поднимать жизненно важные социально-политические проблемы. Таковыми явились, например, колониальная политика царизма, земельный вопрос, социальное неравенство в обществе, нашедшие свое широкое отражение в творчестве М. Уметбаева, С. Якшигулова, Ш. Аминева-Тамъяни, Ш. Бабича, А. Тагирова, М. Гафури и др.

Ключевые слова: западное Просвещение; русское и башкирское просветительство; три этапа развития башкирского просветительства; противостояние феодальной косности и религиозному фанатизму, проникновению русского и западного капитала; борьба за установление европейских форм жизни; за самосохранение и развитие национальных культурных традиций.

В истории народов мира просветительство занимает целую эпоху. Как сложное идеологическое явление переходного от феодализма к капитализму периода оно не могло формироваться и развиваться единовременно и идентично у всех народов. Например, в России оно возникло в начале XVIII в. и развивалось в течение полутора веков. В отличие от просветительской идеологии западной Европы, выступающей против абсолютной монархии, ратовавшей за буржуазно-демократические революции и завершившей свою миссию закреплением их завоеваний, русское просветительство выдвинуло «главным своим лозунгом искоренение крепостного права и проведение демократических преобразований в стране», породило «впоследствии революционно-демократическое движение...» [1].

Что касается башкирского просветительства, то в Башкортостане оно как идейное оружие зарождающейся буржуазной нации начало формироваться в 40-50-ые годы XIX в. и охватило почти вековой период, что объясняется затяжным характером процесса формирования башкирской буржуазии. Оно представляло собой довольно сложное, многогранное и противоречивое явление: с одной стороны, формировалось и росло под влиянием русского и западного Просвещения, ратовало за установление европейских форм жизни, с другой

- противостояло беспощадному проникновению русского и западного капитала, боролось за независимость, самосохранение и развитие своих национальных культурных традиций. Башкирские просветители с ненавистью относились к национальноколониальной политике царизма, выступали против ограбления башкирских земель, в отличие от про-

светителей Запада, начисто отрицающих и беспощадно критикующих религию, стремились использовать гуманистическую суть некоторых положений ислама в целях воспитания у людей высокой нравственности и критиковали не самую суть религии, а невежественных мулл, неспособных просвещать и воспитывать своих сородичей.

Башкирское просветительство как оружие для борьбы против патриархально-феодальных порядков, стоящих на пути установления более прогрессивных общественных отношений, против средневековой идеологии, застоя общественной мысли и отсталости в области просвещения, культуры и литературы, против национально-колониального гнета прошло сложный путь развития, в котором можно выделить три этапа. Первый этап в хронологическом плане охватывает 40-70-е годы XIX в. Проявившись первоначально в творческой деятельности отдельных представителей башкирской интеллигенции к 80-90-м годам оно переросло в идеологическое явление, противостоящее феодальной косности и религиозному фанатизму, фактически определяющее развитие общественно-

политической, нравственно-этической, художественно-эстетической мысли своего времени, способствующее приближению их к реальной действительности, усилению процесса демократизации в надстроечных сферах общественной жизни. Так, в последней четверти XIX в. башкирское просветительство вступило во второй этап своего развития. В начале ХХ в., на третьем этапе развития, башкирское просветительство могло уже поднимать жизненно важные социально-политические проблемы. Таковыми явились, например, колониальная поли-

тика царизма, земельный вопрос, социальное неравенство в обществе, нашедшие свое широкое отражение в творчестве М. Уметбаева, С. Якшигулова, Ш. Аминева-Тамъяни, Ш. Бабича, А. Тагирова, М. Гафури и др. Все это вплотную приблизило башкирское общество к восприятию революционно-демократических идей, явилось необходимой предпосылкой для зарождения качественно нового творческого метода в литературе - критического реализма [1, с. 3-8].

В первой половине XIX в. в Башкортостане начался процесс разложения феодального строя и развития капиталистических отношений. Замена старого новым захватила не только материальную сферу, но и настойчиво стала вторгаться в область духовной жизни. В связи с усилением экономических и культурных связей народов России в условиях капиталистических отношений продвинулась вперед культура и искусство слова башкирского и других народов края. Именно в этот период башкирская духовная жизнь вступила в этап перехода от средневековой идейно-эстетческой системы к системе нового типа. В ней усилился процесс сближения философской, этической и эстетической мысли к реальной действительности, усилился процесс отмежевания в ней народнодемократического и религиозно-мистического направлений, довольно сильно дало о себе знать стремление к новому, прогрессивному. В это время перед творческой интеллигенцией встали вопросы реформирования и сближения старого письменного литератургого языка тюрки с разговорным языком народа, переустройства образовательной системы в соответствии с требованиями времени, формирования философской мысли реалистического направления, выступающей против средневековой идеологии, призывающей народ к активной деятельности.

Качественные изменения реалистического, народно-демократического характера в обществе зависели от того, как эти проблемы будут решаться, которая из них будет выдвинута на первый план. Исторические факты говорят, что представители творческой интеллигенции первой половины XIX в. направили свое внимание прежде всего на вопрос, касающийся реформированя старого письменного литературного языка. Они хорошо понимали, что без сближения письменного литературного языка тюрки с разговорным языком невозможно поставить на новую основу систему образования и воспитания, превратить ее в настоящий очаг, способствующий быстрому развитию интеллектуальнокультурного уровня народа, формировать у него новый, реалистический взгляд на мир, национальное самосознание, художественно-эстетическое мышление, что консерватизм в старом письменном языке сдерживает естественное развитие национальной культуры и литературы. При этом многие башкирские творческие деятели в своих поисках

ориентировались на передовую русскую культуру, стремились к развитию на ее примере своей национальной культуры, ее прогрессивных научных и гуманистических традиций. Они воспринимали не только художественно-эстетический опыт русской культуры, но и ее историко-философские и просветительские идеи, мечтали о преобразовании религиозно-схоластических мектебов и медресе в светские; делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей, языком, литературой и фольклором родного народа, что в определенной мере подготовило благоприятную почву и дало ощутимый толчок для развития просветительских идей в общественной жизни и литературе башкир. В этом отношении заслуживает внимания творческая деятельность просветителей-ученых и писателей М. Иванова, С. Кукляшева и М. Биксурина.

В 1842 г. преподаватель восточных языков в Оренбургском Неплюевском военном училище Мартиниан Иванов (род. в 1812 г.) составил и издал в Казани грамматику татарского языка (под этим названием М. Иванов и другие башкирские ученые-писатели прежде всего подразумевали группу тюркских языков, в частности, башкирский, татарский, казахский) и литературный сборник под названием «Татарская хрестоматия». В них автор весьма настойчиво высказал мнение о необходимости понятного башкирским и татарским народным массам письменного литературного языка. Так называемый язык тюрки он считал «книжным», сложным и непонятным для представителей «оренбургского наречия», то есть башкирского, татарского и казахского языков. Видя основу изучения народного языка в фольклоре, М. Иванов глубоко интересовался устным творчеством башкир, и, преследуя цель создать именно понятную широким народным массам книгу, включил многие его образцы в свою хрестоматию.

М. Иванов тонко чувствовал житейскую мудрость фольклора и при сборе его образцов обращал основное внимание на их содержание и художественную красоту. В произведениях устного творчества он видел не только источник создания письменного литературного языка нового типа, но и просвещения народа, воспитания у него высоких моральных качеств и эстетических чувств. Не случайно собранные им образцы фольклора принадлежат к тем его жанрам, в которых больше, чем в других жанрах устного народного творчества, заложена сила идейно-эстетического воздействия, проявляются находчивость и остроумие народа, его наблюдательность и жизненная философия, думы и чаяния.

Стремление башкирских деятелей культуры усовершенствовать письменный язык тюрки, приблизить его к общенародному разговорному языку, осуществить качественные изменения в литературе привели их к широкому обращению к достижениям не только устного творчества родного народа, но и

искусства слова других народов, в первую очередь

- реалистической русской литературы. Башкирских писателей и ученых привлекали прежде всего демократический дух русской художественной литературы, совершенство и живость ее языка. Свои взгляды на литературу и язык многие из них стремились выразить путем перевода написанных доступным широким народным массам языком и реалистическим методом произведений именно таких прогрессивных литератур, как русская.

М. Иванов перевел и поместил в свою хрестоматию рассказы «Орант» и «Вольдемар», а также 17 басен, значительная часть которых принадлежит И. А. Крылову. Среди них встречаются также басни И. Дмитриева и И. Хемницера. Причину своего обращения к русской литературе он объясняет тем, что не нашел ни в творчестве восточных писателей, ни в башкирских и татарских письменных литературах таких произведений, язык которых был бы так понятен простым людям.

Разумеется, в своей переводческой деятельности М. Иванов не имел в виду лишь вопросы языковой культуры. Для него была важной и идея, заложенная в содержании произведения. Как педагог и поборник просвещения, он особое значение придавал проблемам нравственного воспитания. Яркое свидетельство тому - переведенная им демократическая по духу повесть В. Панаева «Иван Костин» (1829), которая является одним из творческих явлений, утверждающих принцип народности, метода просветительствого реализма в русской литературе.

Повесть была написана в то время, когда жизнь русского крестьянина только стала объектом художественного исследования. Это значит, что с первых же дней своего зарождения новая реалистическая башкирская литература просветительского направления проявляла интерес к демократической, антикрепостнической тематике. С этой точки зрения литературные переводы М. Иванова представляют огромный интерес не только как факты башкирской, но и общероссийской литературной жизни той эпохи.

В 50-е годы XIX в. был подготовлен еще один учебно-популярный сборник «Диван хикаяте татар» («Татарская хрестоматия», Казань, 1859) со словарем. В предисловии к нему автор, преподаватель восточных языков Оренбургского Неплюев-ского кадетского корпуса Салихъян Кукляшев (1811-1864), дает классификацию тюркских языков, общую оценку состоянию языковой культуры жителей тюркоязычного Оренбуржья. Тюрки того времени, выполняющий и для башкир функцию письменно-литературного языка, он делит на простой, канцелярский (деловой) и научный (книжный) стили и богатые литературные материалы в своей хрестоматии располагает в соответствии с этим делением. В первую очередь он помещает примеры из фольклора (пословицы и поговорки, баиты и сказы), а также отрывки из историко-

литературных сочинений, возникших на основе шежере. В качестве примеров канцелярского (делового) стиля С. Кукляшев дает образцы разных писем и купеческих расписок. Примеры так называемого «научного» (книжного) стиля представлены стихотворениями поэтов-суфиев Х. Салихова, А. Каргалы и др. С. Кукляшев приводит также отрывки из поэмы А. Фирдоуси «Шахнаме», в которых воспеты идеи справедливости и гуманизма, басни И. Крылова и И. Дмитриева, рассказы и новеллы в собственном переводе с русского и восточных языков, и тем самым выступает в роли активного пропагандиста идей дружбы народов, укрепления их культурных и литературных связей.

Материалы хрестоматии отличаются разнообразием тематики, привлекательностью сюжета. Главный герой многих из помещенных в ней произведений - простой народ. Их идейное содержание направлено на воспитание у читателя высоких моральных качеств, любви к знаниям, человечности. Как видно из сказанного, в своей творческой деятельности С. Кукляшев во многом следует идейным устремлениям раннего российского просвещения. В частности, опираясь на теорию «трех штилей» М. Ломоносова, он так же, как и русский ученый, фактически разрушив основы старой эстетики, перешагнул рамки канонической поэтики.

К середине XIX в. среди башкирских писателей и ученых начинают выделяться такие, у которых четче проявляются национальные черты. Яркое свидетельство тому - творчество преподавателя восточных языков того же Неплюевского кадетского корпуса, сотрудника Русского географического общества и действительного члена его Оренбургского отделения генерала Мирсалиха Биксурина (1819-1903). В его книге «Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков с кратким объяснением существующих в Оренбургском крае наречий башкир и киргизов (казахов. - Г. К.)» (Казань, 1859; 2-е издание. 1869) впервые на башкирском языке под названием «Сказка о смелом царе» печатается один из эпизодов распространенного в свое время среди русских сказания о Петре I. В 1861 г. в «Ученых записках Казанского университета (кн. 3) при содействии М. Биксурина на башкирском языке публикуется уже башкирская сказка «Три сына». Все эти работы - первые попытки создания башкирского национального литературного языка на основе общенародного разговорного языка. Не случайно еще в то время к ним обращались видные российские востоковеды. Так, «Сказка о смелом царе» была включена в «Турецкую хрестоматию» (Казань, 1876) И. Березина. Значение изданных М. Биксуриным произведений как источника по изучению разговорного языка башкир в середине XIX в. отметил известный тюрколог Н. Иль-минский.

М. Биксурин стремился подойти к произведениям башкирской письменной и устной литератур

дифференцированно, исходя из их жанровостилевой природы. В своей книге он располагал их по отдельным группам. Стихотворения-баиты (двустишия), сказания и новеллы представлены им как произведения письменной литературы, а сказки, пословицы и поговорки - как образцы фольклора.

М. Биксурин был не только широкоэрудированными лингвистом, фольклористом и педагогом, но и талантливым публицистом. В своем сборнике статей и очерков «Туркестанский край» (Казань, 1872) он критикует религиозный фанатизм, схоластическую систему обучения, считая их главным злом на пути общественного развития, ратует за обучение мусульманских девочек наравне с мальчиками, за распространение среди народных масс светских знаний, выступает за внедрение достижений науки в промышленность и сельское хозяйство. Развитие торговли, укрепление и расширение экономических и культурных связей между народами, по его мнению, являются одним из главных факторов в повышении уровня их культуры и благосос-

тояния. М. Биксурин поднялся до понимания обусловленности общественных отношений социально-экономическим развитием общества. Он выступает за капиталистическое развитие, призывает подготовить народ к восприятию новых общественных отношений, для чего необходимо усилить культурно-просветительскую работу, пропаганду светских знаний.

Таким образом, творческие поиски М. Иванова, С. Кукляшева и М. Биксурина по своей идейной направленности носят просветительский характер. Их труды свидетельствуют о том, что в первой половине XIX в. в Башкортостане интенсивно шел процесс перехода от старого, канонического самосознания к новому философскому, этическому, художественно-эстетическому, языковому самосознанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Х. Вильданов, Г. С. Кунафин. Башкирские просвети-

тели-демократы XIX века. М. Наука, 1981. 256 с.

Поступила в редакцию 10.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.