УДК 31.001
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ТРУДАХ БАШКИРСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
© А. М. Бускунов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 33.
Тел./факс: +7 (347) 273 19 68.
Вторая половина XIX — начало ХХ века характеризуется как особый период в развитии общественно-политической мысли Башкортостана — период башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М. Бекчурин, Р. Фахретдинов, М. Уметбаев, М. Акмулла и другие. Они оставили богатое духовное наследие. Социальнополитические ценности их трудов являются предметом исследования, описываемого в статье.
Ключевые слова: башкирские просветители, Бекчурин, Фахретдинов, Уметбаев, Акмулла, общественно-политическая мысль.
Во второй половине XIX века, после упразднения кантонной системы правления в 1865 году, начинается особый период в развитии общественно-политической мысли Башкортостана. Этот период с полным основанием может быть назван периодом башкирского просвещения, которое охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала XX века. Общественно-политическим взглядам мыслителей указанного периода присущ здравый смысл, обращение к истории народа, осознание необходимости модернизации религиозного и совершенствование светского образования, свободного от ортодоксальности и догматизма. Они выступают как знатоки реальной общественно-политической ситуации в стране в целом и проводимой правительством политики в крае, истории своего народа и умеренные последователи ислама, основанного на традициях собственного народа, особенно его морально-нравственных постулатов. В их трудах содержится призыв к образованию, к активному отстаиванию своих прав и свобод, а в работах некоторых, например у М. Уметбаева, возрождение народа связывается в первую очередь с необходимостью создания собственного правительства, что свидетельствует о развитии политических акцентов в его работах. Все это создавало почву для развития идей необходимости создания самостоятельного башкирского общественно-политического движения и национального государства в будущем. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М. Бекчурин [1], Р. Фахретдинов [2], М. Уметбаев [3], М. Акмулла [3] и другие.
Одним из ярких представителей зарождающегося башкирского просвещения был М. Бекчурин (1819-1887). Определенное представление об общественно-политических взглядах М. Бекчурина дает его книга «Туркестанский край» [4]. В ней собраны статьи, написанные автором в период его службы в качестве военного переводчика в Средней Азии [5]. М. Бекчурин в своих работах предстает как прогрессивный политический мыслитель своего времени. Мирсалих Бекчурин известен в научной литературе еще и как географ, языковед и
фольклорист. Его перу принадлежит книга (учебник) «Начальное руководство к изучению арабского, персидского, татарского языков с наречиями бухарцев, башкирцев, киргизов и жителей Туркестана» [6], в одном из разделов которой впервые на башкирском языке была напечатана сказка «О смелом падишахе» [6]. В «Ученых записках императорского Казанского университета» им же опубликована еще одна сказка на башкирском языке «Три брата» [7].
Изданные М. Бекчуриным работы позволяют оценить его социально-политические взгляды. В них анализируется экономика края, подробно и с графическими особенностями описывается быт жителей, дается характеристика общественнополитических отношений. Его социально-гуманитарные и общественно-политические воззрения оказали значительное влияние на формирование общественной мысли тюркских народов, в том числе и башкир. Он был проводником нового мировоззрения, хорошо разбирался в экономической географии, в проводимой царским правительством политике в отношении нерусских народов, экономии и этнографии. В небольшой по объему книге он подробно описал природно-географические условия Средней Азии, дал исчерпывающую характеристику экономике, культуре и народному образованию ряда городов и населенных пунктов. Описывая быт жителей Ходжента, М. Бекчурин отмечает, что он сложился «под влиянием исторических, географических и религиозных условий» [5, с. 6].
Национальная изоляция по Бекчурину образует основную причину отставания одних народов от других. «Отдаленность от образованного мира,- пишет Бекчурин о Туркестанском крае,- сношения посредством караванной торговли только с соседними среднеазиатскими странами мало способствовали заимствованию знаний, наук, искусств и развитию цивилизации» [5, с. 6]. Прогресс в развитии народов Бекчурин видел в их культурном сотрудничестве друг с другом. Осуждая религиозный фанатизм, который в то время был распространен в Средней Азии, М. Бекчурин выступает сторонником свободы совести и развития прогрессивных знаний. Критикуя религиозный догматизм, насаж-
даемый в Средней Азии мусульманским духовенством, М. Бекчурин писал: «... влияние религии, не умеряемое сближением с иноверными народами, привело к исключительности, проявляющейся в фанатизме» [5, с. 6].
Подвергая анализу политику Царского правительства в Средней Азии, он считал, что имеющиеся там порядки приводят к деспотизму правительства, который «совершенно забил силы и окончательно лишил местное население способности стремиться к улучшению своего быта» [6]. Большое влияние в своей книге мыслитель уделяет социально-экономическим и историко-политический проблемам тюркских народов [6]. Он отмечает крайне низкий уровень развития производительных сил среднеазиатского Востока. «Промышленность в Ходженте,- пишет он,- находится в первобытном состоянии; отношения, вызываемые ею, носят на себе характер патриархальности» [6]. В своих работах М. Бекчурин обращает внимание на взаимосвязь между экономикой и политикой, которые непосредственно влияют друг на друга.
Развитие общественного процесса и решение социально-экономических проблем он связывает с внедрением новых производственных отношений и исходит из того, что «европейское знание, опираясь на науку и при содействии капитала, могло бы сделать более, чем азиатское...» [6]. М. Бекчурин считал, что в то время азиатские народы были на более отсталом уровне развития, что было связано с развитостью европейского способа производства вследствие научно-технического прогресса. Он обладал прогрессивными знаниями для выработки своих конкретных предложений в сфере социальноэкономического и политического развития.
Книга М. Бекчурина позволяет нам сделать вывод о том, что в его лице представлен прогрессивный общественно-политический мыслитель своего времени, который был знаком с трудами не только известных на востоке мыслителей, таких как Аль-Бируни, Ибн-Сина, Аль-Фараби, но и с передовой европейской политико-правовой мыслью и государственными доктринами. Он выступает как мыслитель видевший в условиях полуфеодальной России выход из отсталости в широком просвещении народа и в развитии по капиталистическому пути.
Другим ярким представителем просвещения указанного периода является Риза (Ризаитдин) Фахретдинов (1859-1936) [2], начало и расцвет творчества которого приходятся на время, когда народы, которым он адресовал свои идеи, жили в условиях социально-экономического и национально-колониального гнета. Он был прямым продолжателем дела представителей прогрессивной общественно-политической мысли на Урале и в Поволжье, в частности татарских и башкирских.
Р. Фахретдинов, в основном исходя из требований справедливости, обосновывает свои взгляды на проблему общественной и личной свободы, ко-
торые, по его мысли, находятся в органической неразрывной связи между собой. Определяя свободу как состояние, когда все «члены общества пользуются своими правами и свободны от притеснения, угнетения со стороны деспотов, тиранов» [8], он пишет: «Личная свобода - это когда человек в рамках своих прав поступает по своему усмотрению, желанию. Общественная свобода - это право, заботясь об общественных делах наравне со своими личными, передавать законодательным и исполнительным органам идеи и предложения о соблюдении общественных интересов по защите тела, души и разума людей» [8].
Р. Фахретдинов подразумевает равную и законную возможность каждого члена общества участвовать в управлении делами всей страны. В то же время свобода в его представлении должна быть осмысленной, осознанной. «По религии ислама люди созданы на свет свободными,- писал Фахретдинов. - ... Здесь «свобода» означает не свободу зверей, а высшую свободу, присущую самим разумным, мыслящим людям... Никто не имеет права нарушать такую свободу и посягать на нее. Потому что это законное право, распределенное поровну всем и каждому» [8]. Поскольку это законное право, то, по мнению Р. Фахретдинова, «люди в отношении своих законных обязанностей и перед лицом закона равны в одинаковой степени без всякого различия... Разница людей в их способностях, прилежании, понятливости или глупости и т.п. не может служить тому препятствием» [8, д. 11, л. 46].
Необходимо отметить, что мысли
Р. Фахретдинова о свободе личности и всех членов общества, его страстный призыв к целеустремленным действиям работали на пользу распространения национально-освободительных идей, способствовали пробуждению религиозного и национального самосознания. В трудах просветителя явно прослеживается тема верховенства закона и равноправия всех членов общества. Доказывая свою правоту, он приводит в пример народы европейских государств, называя их в этом отношении «счастливым и почитаемым народом» [8, Д. 16, Л. 42]. Но в то же время он видел явные недостатки западной демократии и отнюдь не идеализировал европейские ценности, их государственно-политические институты.
Сравнивая современных ему министров с прошлыми, в основном восточными, и в определенной мере идеализируя последних, Фахретдинов писал, что условием занятия этой должности раньше были такие качества, как правдивость, набожность и справедливость, высоконравственность, верность и добродетель, заботливость о подданных, порядочность окружения, а «в наше время в европейских правительствах для того, чтобы стать министром, прежде всего надо быть очень лживым, говорить много и не делать ничего - все это явствует из их положения и повседневных дел» [8, Д. 16, Л. 42].
Р. Фахретдинов считал, что относить успехи, прогресс общества и общественной морали на счет высших классов и возлагать ответственность за их испорченность на низшие классы - это несправедливо и неправомерно, потому что порочность человека, лишенного славы и известности, не может служить примером, в то время, как невоспитанность и аморальность знаменитых людей, благодаря знаниям, достатку или власти находящихся на виду, будет распространяться и пагубно влиять на окружающих. Фахретдинов с резким осуждением писал о нерадивых, бездеятельных людях [8, Д. 16, Л. 42].
В своих многочисленных работах в подтверждение своих взглядов на проблему социальной несправедливости Р. Фахретдинов часто прибегает к изречениям из Корана и цитатам из хадисов, широко использует цитаты их работ мусульманских ученых, которые он хорошо знал. Он пишет, что ислам «не желает, не допускает, чтобы одни только мотыжили землю, а другие без дела, без забот разъезжали на рысаках» [8, Д. 16, Л. 42].
Что касается социального равенства и равноправия в обществе, то Р. Фахретдинов последовательно отстаивает необходимость безусловного распространения принципа равноправия на всех членов общества во всех областях независимо от их социального статуса, общественного и имущественного положения. По мнению просветителя, те, кто работает, производит материальные блага своим трудом, должны занимать подобающее им достойное место в обществе.
Во многих случаях Р. Фахретдинов восхваляет предпринимателей, людей, которые добились успехов, призывает молодежь брать пример с их трудолюбия, целеустремленности, деловитости, предприимчивости и творческой инициативы. Он оценивал людей по тому, как они служат своему народу, нации, обществу [8]. Он никогда не восхищался самим богатством, благотворительность понимал не только как милостыню нищим и их кормление по праздникам, а прежде всего как деятельность дальновидную - строительство школ, мечетей, медресе, больниц, библиотек, помощь шакирдам, преподавателям и т.д. В просвещение он видел возможность приобщения народа к высокой культуре. Произведения Ризы Фахретдинова, в которых он писал о роли женщины в обществе, находили самый широкий отклик среди читательниц. Это сыграло положительную роль в пробуждении самосознания мусульманских женщин.
Идеал общества Риза Фахретдинов видел в том, чтобы люди жили в условиях верховенства светского права при соблюдении основных ценностей религиозных установлений и предписаний, чтобы каждый мог пользоваться свободой печати, совести, чтобы члены общества могли максимально полно реализовать свои способности на свое благо и благо общества. С просвещением и развитием науки Р. Фахретдинов связывал пробуждение у лю-
дей гражданского и национального самосознания, возникновение у них потребности в свободах и понимание необходимости борьбы за них, а в этом деле необходимы знания. Следует отметить, что Р. Фахретдинов не ограничивался только призывами и нравоучениями, но и при первой возможности, несмотря на почтенный возраст, вошел в руководящие органы Башкирского правительства в 1917 году [9].
Характеризуя общественно-политические воззрения Р. Фахретдинова, можно сказать, что в его понимании личность - это действующий в условиях верховенства законов активный, целеустремленный, высоконравственный человек, опирающийся на разум, науку и религию.
Огромный политологический интерес представляет просветительское наследие Мухаметсали-ма Уметбаева (1841-1907). О М. Уметбаеве можно говорить как о самобытном мыслителе своего народа. Он явился достойным преемником прогрессивных традиций предшествующей общественнополитической мысли башкирского народа. В своих работах М. Уметбаев предстает как политический философ, выдающийся мыслитель. Сквозной идеей, пронизывающей его общественные воззрения, является идея равенства и социальной справедливости. М. Уметбаев выступает за справедливость не только по отношению к собственному народу, но и за права всех крестьян посредством коренного улучшения их положения. В постановке и решении этого вопроса просветитель стоял выше частных интересов. По его мнению, в переживаемый его период аграрный кризис претерпевает вся страна в целом: реформа же 1861 г. об отмене крепостного права, которая коснулась и башкир, лишь усугубила социально-экономические противоречия деревни, в то же время он объективно исследует условия обнищания башкирского народа, пытается найти научно-историческое объяснение.
В это время многие передовые мыслители, особенно представители русской культуры, писали о вымирании башкирского народа. Он прекрасно понимал, что все башкирские восстания XVIII века были вызваны захватом башкирских земель со стороны пришлого населения и попыткой насильственного крещения башкир. В этом вопросе просветитель, опираясь на исторический опыт европейских и других стран, осуждая неправомерные поступки захватчиков, достаточно четко представлял, что само по себе обезземеливание не приводит к исчезновению народов. Пытаясь выявить роль и место потребностей башкир и опираясь на историю других народов, М. Уметбаев отмечал, что обезземеливание народа автоматически не приводит к его исчезновению, напротив, малоземельный народ стремится к промышленности и ремеслу. Общественно-политические воззрения М. Уметбаева тесно связаны с его социально-политическими и правовыми взглядами. В своих работах просветитель рассматривает культуру башкир под уг-
лом зрения социально-экономических и политических отношений.
Несколько его работ носят специально этнографический характер. Это «Заметки о значении слова «тюба» [10], некоторые разделы из его сборника «Ядкар» [11] и несколько неопубликованных статей, которые хранятся в различных архивах [12]. Огромный научный интерес представляет статья, написанная (но неопубликованная) для «Санкт-Петербургских ведомостей» в 1897 году, и письмо под названием «Общественные порядки» [12], адресованное Уфимскому генерал-губернатору.
Из работ ученого видно, что он крайне отрицательно относился к крепостничеству, называя его рабством. Однако освобождение от крепостного права, по его мнению, не привело к облегчению положения крестьян [7, с. 122].
«Экономическое положение крестьянского населения,- писал М. Уметбаев,- за последние 30-35 лет если не ухудшилось, то нельзя сказать, что и улучшилось» [6, с. 122]. Уметбаев хорошо видел, что освобождение крестьян от крепостного ига вело к дальнейшей социально-классовой дифференциации общества. В этой связи он писал: «Богатство заметно только среди торговцев и арендаторов» [7, с. 122].
Глубокий анализ реальной политики царского самодержавного государства привел к тому, что он дошел до понимания колонизаторской сути политики царизма по отношению к народам окраин. «В такие места,- пишет он,- ранее правительства обыкновенно являются компании и ростовщики, которые до прибытия цивилизации, скупая земли и истребляя леса, разоряют местное население. Покуда это будет продолжаться, будут везде бедствия и страдания, произведенные Гогами и Магогами» [12, с. 116].
М. Уметбаева глубоко волнует земельный вопрос в Башкирии. Согласно общинному землевладению все принадлежащие башкирскому роду или позднее волости земли принадлежали всей общине. В связи с этим представляет интерес взгляды М. Уметбаева на необходимость сохранения общинного землевладения: «Общинное пользование землей будет даже очень полезно, когда земля распределится на наличные души» [13, с. 116]. Пробуждение угнетенного народа и дальнейшее его прогрессивное развитие М. Уметбаев связывал с идеей политической автономии. «Литература и просвещение,- писал он,- проявляются больше в той нации, где имеется свое правительство, которое способствует и поощряет свою национальность» [12, л. 12]. Давая общую характеристику общественно-политическим воззрениям М. Уметбаева, можно сказать, что просветительство М. Уметбаева может быть охарактеризовано как стремление достичь просвещения в рамках Российского самодержавного абсолютизма. В своих работах М. Уметбаев выдвигает целый ряд серьезных предложений по постройке общественной жизни, поднятию со-
циально-экономического и национально-культурного уровня башкирского народа.
Развитие общественно-политической мысли в Башкортостане в указанный период шло в жестокой идейной борьбе схоластики, религиозного фанатизма и феодальной действительности. На самых передовых позициях этой борьбы был Мифтахет-дин Акмулла (1831-1895) - выдающийся поэт-просветитель. Он выступает как распространитель идей обновления во всех сферах общественнополитической, социально-исторической и культурной жизни народа. Религиозные воззрения Акмул-лы сами по себе - явление очень сложное, оставившее на себе отпечаток своего времени. Анализ трудов М. Акмуллы свидетельствует, что в религии он видит силу, способствующую культурному развитию общества: его общественно-политические воззрения пронизаны как реальной действительностью, так и тесно переплетены с каноническими утверждениями Корана. «В процессе национальноосвободительного движения башкиры, татары и казахи выдвинули требование перестроить старо-методные ... школы в соответствии с требованиями времени,- писал А. Еникеев, изучавший состояние народного просвещения в Башкортостане в конце XIX века,- Акмулла был первым на Урале человеком, практически осуществившим в начальной школе эти стремления» [13]. Хорошо известно, что М. Акмулла писал свои стихи на так называемом «тюрки», на общем письменном языке, которым пользовались все тюркские народы России. Но в школе детей он старался обучать на том языке, на котором они разговаривали. Например, в казахской школе преподавал по-казахски, в башкирской - по-башкирски. Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимает проблема нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он непосредственно связывает будущее народа. В решении этой проблемы он основное место отводит просвещению, ибо корнем всего зла, источником всего морально-безобразного в обществе является невежество. Поэтому весьма естественен его страстный призыв к просвещению, к овладению науками, и прежде всего светскими. Так, в своем стихотворении «Учись, башкир» он пишет:
«Мои башкиры, учиться надо, учиться,
Много невежд среди нас, образованных мало. Как боимся мы дикого медведя на Урале,
Так невежества, братья, надо бояться...
Мир станет ясным для ученых людей, Запретные вещи станут доступными. Захочешь высечь счастья, богатства родник, Способ один — уменьем и знаньем владей.
К шести приплюсовать один — не будет десять, Вспять стрелки повернув, ночь не станет днем. Знанье — богатырь, сильнее всяких львов,
Без него твой сон не обратится в явь» [3].
По надуманному делу М. Акмулла был приговорен к тюремному сроку. Тюремная жизнь заставила философа пересмотреть, переосмыслить некоторые жизненные принципы. В это время рождаются строфы, пронизанные оптимизмом и верой в будущее:
Сей мир бренный - кривой путь, извилистый, Пусть он крив, пусть и труден, но ты иди.
Не вздыхай, что нет мочи, не останавливайся, Не теряй надежды на будущее [3]. Характеризуя творчество башкирских просветителей и анализируя их общественно-политические воззрения в общем, можно сказать следующее: это было время, когда под влиянием и развитием капиталистических отношений в крае, русской просветительской культуры, произошли большие изменения, они коснулись правового, социально-политического и экономического положения башкирского населения и нашли отражение в трудах просветителей. В этот период башкиры остаются в меньшинстве на своей земле, передовая часть интеллигенции ищет пути развития своего народа, и все это находит отражение в развитии общественной мысли данного периода. Развитое просвещенческое движение, отстаивающее интересы народа всевозможными мирными средствами, возникает как ответная реакция на колонизацию, на ограничение свобод. Если предшествующая эпоха кровавых башкирских восстаний против национально-колониального гнета характеризовалась подъемом национально-освободительного движения, то в этот период в общественную мысль Башкирии, которая отражена в трудах указанных просветителей, проникают европейские стереотипы мышления, европейские критерии оценки социальных явлений и реальной действительности. В указанный период среди башкирской интеллигенции появились прогрессивно настроенные люди, они стремились к усвоению передовой русской и мировой культуры, были хорошо знакомы с их общественно-политическими взглядами и государственноправовыми доктринами европейских народов. Они
делали реальные шаги по изучению и распространению истории, по разработке проблем, связанных с литературой и творчеством народа, создавали почву для дальнейшей борьбы народа по отстаиванию своих интересов и законных прав. Большую роль в формировании и развитии общественнополитической мысли башкирских просветителей сыграла общественно-политическая и философская мысль и культура народов Востока. В то же время для башкирской общественно-политической мысли того периода характерны особенности, определяемые конкретными историческими условиями, обусловленные в первую очередь земельными проблемами башкирского народа, проблемами в образовании и широком просвещении народа, стремлением к адекватной организации общественных институтов, в трудах башкирских просветителей начинают обнаруживаются политические мотивы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еникеев А. А. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1. С. 234-235.
2. Баишев Ф. Н. Общественно-политические и нравственноэтические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1992. С. 3-10.
3. Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители -демократы Х1Х века. М.: Наука, 1981. С. 108-207.
4. Бекчурин М. Туркестанский край. Казань, 1872. С. 4^5.
5. Валеев Д. Ж. Истории башкирской философской и общественно-политической мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 2001. С. 117.
6. Бекчурин М. Начальное руководство к изучению арабского, персидского, татарского языков с наречиями бухарцев, башкирцев, киргизов и жителей Туркестана. Казань, 1869. С. 4-20.
7. Ученые Записки Императорского Казанского университета. Казань, 1861. №3. С. 5.
8. Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. №7. Оп. 1. Д. 1-16, Л. 52.
9. Ахметзаки Валиди Туган. Воспоминания. Уфа, 1996. 656 с.
10. Уметбаев М. Заметки о значении «тюба» // «Уфимские
ведомости». Уфа, 1882. №9. С. 6.
11. Уметбаев М. Ядкар. Казань. 1897. С. 12-30.
12. Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. №. Оп. 12. Ед. хр. 84.
13. Еникеев А. А. Школы и педагогическая мысль в Башкирии в 1870-1897 гг. // Башкортостан укытыусы^г 1964. №12. С. 54.
Поступила в редакцию 29.12.2010 г.