Примечания
Ашуг - народный певец-поэт (менестрель у англичан, трубадур у французов). Озан - поэт-певец, сказитель у тюркских народов.
Дивани - оживленное, торжественное, воинственное ашугское стихотворение. Тажнис - ашугское стихотворение лирического характера. Кыфылбенд - словесная перебранка ашугов.
Бахри тавиль - лирическое и сатирическое, рифмованное прозаическое произведение.
Дастан, дастаны-предания - эпические произведения в фольклоре и литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии;
сочинения, представляющие фольклорные и литературные обработки героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Гезеллеме - стихотворения романтического содержания, посвященные восхвалению прелестных девушек,
Зиба - разновидность местного материала.
Гюль - на персидском означает красное.
Хара - разновидность материи.
Азман - величественный, важный, достойный.
Литература и источники
1. A§iq dbsgdr. Iki kitabda. I kitab, Baki, Elm, 1972.
2. A§iq Hüseyn §smkirli. Baki, 1971.
3. Azsrbaycan a^iqlari vs el §airlsri. Ikinci kitab. Baki, Elm, 1984.
4. Bünyadov T. A§iq yaradiciligi. // Azsrbaycan etnoqrafiyasi. Üf cildds, III cild Baki, §srq-Qsrb, 2007.
5. Bünyadov Т.Э. ösrlsrdsn gslsn ssslsr. Baki, 1993.
6. dyyublu M. A§iq Hüseyn Bozalqanli yaradiciligi. // Modern.az informasiya agentliyi. Internet portali. 08.08.2018.
7. Xuluflu V. El a^iqlari. Baki, Elm vs Tshsil, 2013.
8. Qasimli M. A§iq ssnsti (qaynaqlari, tarixi yarani^i vs mühitlsri). Baki, "Ozan", 1996.
9. Qasimli M. Gsncsbasar a§iq mühiti // Folklor vs etnoqrafiya. 2006. № 01.
10. Msmmsdov T. Azsrbaycan a§iq yaradiciligi. Baki, "Apastrof" fap evi, 2011.
11. Nsbiyev A. Azsrbaycan a§iq msktsblsri. Baki, Nurlan, 2004.
12. Pa^ayev S. XIX ssr a§iq yaradiciligi. Baki, 1990.
13. Saz-söz ssrvstimizin ke^iyinds. (tsrtibfi Ruhiyys Msmmsdli). Baki, F.Köfsrli adina Res. U§aq Kitabxanasi, 2016.
14. Tsram Vahid. Haqq a§igi - A§iq Hüseyn §smkirli. // Msdsniyyst qszeti. 2011. 12 fevral. № 620.
15. Vsliyev F.i. XIX-XX ssrin svvsllsrinds §smkir bölgssi shalisinin maddi msdsniyysti (geyimlsr vs bszsklsr). // §smkir. Arxeoloji irsi, tarixi vs memarligi. Birinci Respublika Elmi-Praktik Konfransin materiallari. 28-29 noyabr, 2007. §smkir. Baki, 2008.
16. Vsliyev F. Milli qadin geyimlsrimiz a§iq yaradiciliginda. // Musiqi dünyasi. 2006. № 3-4/29.
ВЕЙСАЛОВА ВУСАЛА РАГИФ КЫЗЫ - доктор философии по истории, доцент, заведующая кафедрой всеобщей истории, Гянджинский государственный университет (vusala.veysalova@mail.ru)
VEYSALOVA, VUSALA RAQIF - Ph.D., Associate Professor, Head of the Department at the Ganja State University.
УДК 94(47).08:262.12.«185/190» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-3-56-63
ИВОЧКИН Д.А., ЛАНГЕ Ю.И. ЕПИСКОПЫ СМОЛЕНСКИЕ И ДОРОГОБУЖСКИЕ В ЕПАРХИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
Ключевые слова: Смоленская епархия, смоленские епископы, система епархиального управления, характеристика личности в контексте истории Церкви.
В статье исследуется деятельность епископов Смоленских и Дорогобужских в системе «архиерей-духовенство-миряне». Проанализирован порядок взаимодействия архиереев, как основной структурной единицы епархиальной власти, с другими ее звеньями (миссионерские, просветительские организации, благочиния, приходские попечительства), определена их взаимосвязь. Делается вывод, что епархиальные архиереи Смоленской земли в рассматриваемый период осуществляли поливекторное, многофункциональное и социально-ориентированное служение. Основной функцией являлись развитие организационной структуры епархии; усиление общественно-религиозной деятельности; регуляция взаимоотношений между представителями иных религиозных групп и вероисповеданий. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю Смоленской епархии, но и Русской Православной Церкви.
IVOCHKIN, D.A., LANGE, Yu.I. BISHOPS OF SMOLENSK AND DOROGOBUZH IN THE DIOCESAN ORGANIZATION OF THE SECOND HALF OF
THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES
Key words: Smolensk diocese, Smolensk bishops, system of diocesan administration, personality characteristics in the context of Church history
The article explores the activities of the bishops of Smolensk and Dorogobuzh in the system of "bishop-clergy-laity". The interaction of bishops as the main structural unit of diocesan power with its other links (missionary, educational organizations, deaneries, parish guardianships) is analyzed and their relationship is determined. It is concluded that the diocesan bishops of the Smolensk land in the period under review carried out a multi-vector, multifunctional and socially oriented ministry. The main function was the development of the organizational structure of the diocese; strengthening social and religious activities; regulation of relations between representatives of other religious groups and denominations. While working on the article, an integrated approach was applied, a
general scientific dialectical method for studying and analyzing social phenomena, including the principles of objectivity, historicism and consistency. The results obtained will make it possible to more objectively present not only the history of the Smolensk diocese, but also the history of the Russian Orthodox Church.
Актуальность статьи обусловлена тем, что вторая половина XIX - начало ХХ в. являлись периодом, когда в Русской Православной Церкви происходил процесс преобразований, а последующее столетие принесло потрясения, приведшие к коренной ломке сложившегося политического строя. В процессе изменения государственного законодательства, особенно после 1905 г., связанного с принятием закона о веротерпимости, Православная Церковь столкнулась с новыми реалиями. Кроме того, в недрах самой Церкви происходили изменения, ощущались веяния конца Синодального периода. Стали слышаться голоса с призывами созвать Поместный собор для восстановления Патриаршества.
Несмотря на исследования, посвященные деятельности епархиальных управлений Русской Православной Церкви [1], указанный период в истории Смоленской епархии остается недостаточно изученным. Работы, посвященные системе епархиального управления на Смоленщине, отсутствуют. Проведение подобных научных изысканий способствует построению картины епархиальной жизни и обогатит знания о функционировании системы в заявленный период.
В последнее время на Смоленщине появились работы, посвященные различным аспектам деятельности епархии (социальному, просветительскому и пр.). Это труды Д.А. Ивочкина [2], Н.Ю. Налетовой [3]. Поливекторному служению смоленских архиереев посвящена монография Д.А. Ивочкина, в которой затрагиваются вопросы взаимодействия епархиальных епископов с благочинными, церковно-приходскими попечительствами, духовной консисторией, а также ряд его публикаций [4]. Деятельности епископа Иоанна (Соколова) посвящено исследование митрополита Исидора (Тупикина) [5]. Частично функционирование системы «архиерей-духовенство-миряне» рассмотрено в диссертации Д.А. Ивочкина [6]. Таким образом, следует признать, что степень разработанности темы работы показывает необходимость продолжения изысканий по данному направлению.
В Синодальный период сложилась система епархиального управления, повторяющая по своей структуре центральную. Епархию возглавлял архиерей, а духовная консистория являлась своеобразным епархиальным правительством. Высшей властью являлся архиерей, назначавшийся указом Святейшего Правительствующего Синода. Однако последнее слово за назначение на кафедру оставалось за светской властью - императором.
Одной из проблем системы епархиального управления в рассматриваемый период являлась практика частного перемещения епархиальных архиереев с кафедры на кафедру. На протяжении второй половины XIX - начале ХХ века Смоленскую епархию возглавляли 10 епископов и один архиепископ. Рассмотрим основные точки взаимодействия архиереев с епархиальными структурами - благочинническими советами, отделами, миссионерскими и иными организациями.
Архиепископ Тимофей (Кетлеров, 1834-1859) большое внимание уделял внутренней миссии, работая с представителями старообрядчества. Когда владыка заступил на Смоленскую кафедру, на территории губернии имелось около 8 тыс. раскольников, проживавших в уездах, издавна зараженных старообрядчеством - Гжатском, Сычевском и Юхновском. Преосвященный Тимофей старался избегать крайних («полицейских») мер в работе со старообрядцами. Он использовал нравственную сторону общения: беседы с заблудшими, словесные разъяснения несостоятельности их учения. Однако нравственного воздействия иногда было недостаточно. Так, на одном из рапортов благочинного Сычевского округа о принадлежности писцов Писковского приказа к расколу, и предупреждавших приверженцев старой веры о грядущих репрессиях, архиерей был вынужден обратиться к губернатору [7, с. 210]. Дерзость и постоянное своеволие раскольников до глубины души возмущали преосвященного Тимофея. В крайних случаях он требовал от губернатора придавать их уголовному суду. В 1853 г. владыка предписал благочинным наблюдать, не открываются ли где в епархии новые раскольничьи молельни, не производится ли ремонт обветшавших часовен и т.д. По замечанию исследователей, строгие резолюции преосвященного Тимофея: «предать суду», «отослать к светской власти», «препроводить в земский суд», не являлись механическими, а лишь дополняли меры нравственного воздействия, если последние оказывались недействительными [8, с. 135].
В 1850-х гг. епископ Тимофей, желая определить общее направления деятельности епархиального духовенства по отношению к расколу, составил и разослал по епархии специальное «Пастырское наставление». В 1855-1857 гг. епископ Тимофей прорабатывал вопрос об учреждении на территории епархии Единоверческой Церкви, однако из-за ухода архиерея на покой этот вопрос больше не поднимался, в том числе и последующими епископами [7, с. 254255].
Подобно своему предшественнику, нравственные меры по отношению к старообрядцам старался применять и епископ Антоний (Амфитеатров, 1859-1866). С целью противостоять расколу, архиерей заменил престарелых и больных священников на приходах, где проблема стояла наиболее остро. Кроме того, владыка учредил должности епархиальных миссионеров в Гжатском и Сычевском уездах. Желая усилить нравственное воздействие на старообрядцев, епископ Антоний предпринял попытку строительства храмов в приходах, зараженных расколом. Однако нехватка средств помешала архиерею осуществить задуманное - была возведена церковь лишь в селе Бехтеево Сычевского уезда [4, с. 52].
Управление Смоленской епархией епископом Иоанном (Соколовым, 1866-1869) совпало с проводимыми государственными реформами. Новые начала государственно-общественной жизни поставило и духовенство в новые отношения к народу. Для этого требовалось поднять церковную жизнь на новый уровень: искоренить устаревшие формы епархиальной жизни, разъяснить духовенству смысл и назначение реформ, обозначить новые задачи во взаимоотношениях с освободившимся народом. Таким образом, архиерею предстояла серьезная работа по интеграции представителей духовного ведомства в реформируемые общественные процессы.
Главными направлениями деятельности епископа Иоанна, связанными с системой епархиального устройства, являлись: а) искоренение обычая закрепления священнослужительских мест за девушками духовного ведомства; б) борьба с расколом и в) реформирование духовных учебных заведений.
С первых дней служения преосвященного Иоанна на Смоленской кафедре ему пришлось столкнуться с важным вопросом, как в каноническом, так и в практическом плане. За истекшие столетия, опираясь на особенности условий жизни русского духовенства, сложилась практика закрепления священно-церковно-служительских мест за девушками духовного звания. Эта практика была закреплена законом - циркуляром Святейшего Синода от 12 августа 1823 г. Согласно циркуляру, следовало предпочтительно назначать дочерей умершего причетника на места их умерших отцов. Этот закон, действовавший до 26 июня 1867 г., обеспечивал сиротам духовное звание [9].
В подобном замещении мест преосвященный Иоанн не видел практической пользы. Напротив, он осознавал вред таких действий для Церкви в целом. Неслучайно еще до указа об упразднении обычая он твердо решил искоренить его. Например, в январе 1867 г. одна из вдов епархии направила епископу Иоанну просьбу утвердить причетническое место за ее шестилетней дочерью. Архиерей, рассмотрев прошение, наложил резолюцию, раскрывающую его видение существующей проблемы: «Утвердить священническое место за шестилетней дочерью представляет один из жалких результатов фальшиво утвердившегося обычая обращать места и должности церковного служения в наследственное достояние духовных семейств. Об искоренении этого обычая надобно серьезно подумать. Но чтобы вдову-просительницу с семейством не оставить без призрения, предписать благочинному, чтобы он, собрав окрестных священников (23) вместе с причтом, вошел в положение вдовы, и все они общим рассуждением положили, что можно сделать для ее содержания со стороны местного причта, без особого обременения его». Отказавшись от утверждения священнослужительских мест, владыка Иоанн да понять женихам сирот, что сватовство и согласие взять за себя сироту не являются основанием для получения должности: «Не запрещается искать зятя, но выбор зятя к определению на место для начальства будет не обязателен». Таким образом, епископ Иоанн непрестанно напоминал духовенству о том, что духовный сан не может передаваться по наследству и служить предметов домашней сделки [7, с. 504].
Устранив наследственное закрепление мест, епископ Иоанн стал осуществлять тщательный отбор кандидатов для рукоположения в священный сан. Для этого он 25 августа 1867 г. предложил
Смоленской духовной консистории вместо одного экзаменатора учредить экзаменаторский комитет из трех лиц. 14 сентября консистория утвердила предложение владыки.
Работа комитета осуществлялась по следующему плану.
Во-первых, испытаниям в присутствии всех трех членов подвергались кандидаты в сан иерея. Ищущие диаконства испытывались одним экзаменатором. Для допуска к экзаменам требовался хороший семинарский аттестат.
Во-вторых, в число обязательных предметов для экзамена вошли догматическое богословие, церковное законоведение, литургика, церковная история (общая и русская), история и учение раскола и сектантства.
В-третьих, дисциплины либо выборочно распределялись между экзаменаторами, либо осуществлялся коллегиальный опрос по всем предметам.
В-четвертых, круг дополнительных вопросов был максимально приближен к будущему служению пастыря.
В-пятых, каждый соискатель сана священника был обязан представить комитету свои письменные поучения, составленные им во время обучения в семинарии или произнесенные в приходских храмах. Поучения требовалось заверить подписями семинарских преподавателей или благочинных.
В-шестых, после испытаний архиерею направлялись отзывы об ответах кандидата по каждому предмету, подписанные всеми членами комитета. Кроме того, испытуемый экзаменовался самим епископом Иоанном. При неудовлетворительных ответах архиерею кандидат получал отказ, а экзаменационному комитету епископ делал строгий выговор за слабо проведенный экзамен [7, с. 506].
Относительно состояния раскола и причин его появления епископ Иоанн придерживался следующих правил. Во-первых, в предписаниях епархиальным миссионерам он советовал вникать в суть вероучения старообрядцев, узнавать, чем поддерживается их упорство (невежеством или же начитанностью книг, вольнодумством и т.д.). Во-вторых, особое внимание архиерей требовал обращать на причины совращения народа в раскол, а именно - не кроются ли они в дурном поведении священнослужителей или в неисполнении ими своих обязанностей [10, с. 61].
Важные решения, принятые епископом Иоанном вскоре после его прибытия на кафедру, касались духовных учебных заведений и их воспитанников. Ознакомившись с делами епархии, архиерей был поражен большим числом лиц духовного сословия, которые, принадлежа к нему, не занимали в епархии никакого общественного положения. Это были выпускники семинарии и духовных училищ. К 1 января 1867 г. таких лиц насчитывалось 525 человек. Все они, по замечанию епископа, «оставаясь в праздности, составляют только лишнее и весьма отяготительное бремя для епархиального управления, живут без пользы для Церкви и общества, более и более портятся нравственно, и вместе с тем, теряя из памяти и разума приобретенные ими в семинарии и училищах познания, делаются, наконец, совершенно негодными для служения Церкви, даже в низших степенях». Чтобы освободить епархию от таких лиц, епископ Иоанн 21 сентября 1867 г. обратился в Святейший Синод с представлением об их исключении из духовного сословия, кроме окончивших курс семинарии и уволенных по болезни. Последним владыка просил предоставить право на поиск мест в течение года. Также архиерей предложил исключить из сословия учителей церковно-приходских школ и канцелярских служащих. Синод согласился с мнением епископа Иоанна, но несколько смягчил свое решение тем, что окончившим семинарию и уволенным по болезни определил на устройство два года, а всем остальным назначил срок в один год [7, с. 618].
Епископ Серафим (Протопопов, 1869-1874) продолжал дело своих предшественников. При нем произошел вопиющий случай - один из раскольников выстрелил во время крестного хода в несомые духовенством иконы.
6 мая 1869 г. Гжатский уездный благочинный донес рапортом, что в д. Крутицах, где приходской священник Иоанн Тредиаковский со святыми иконами служил молебен по домам православных прихожан, 23 апреля из окна дома раскольника Стефана Алексеева, мимо которого нужно было проходить с иконами, сделан был из ружья выстрел раскольником, крестьянином Липецкой волости деревни Воеводина, Алексеем Яковлевым, гостившим в это время у своего родственника Алексеева, «вероятно с целью попасть в святые иконы, но за поспешностью Яковлев не попал, так как святые икон и народ, несший оные, еще не успели поравняться с окном, из
которого выстрелил Яковлев». В результате произведенного расследования было выяснено следующее: «23 апреля 1869 г., то есть в среду светлой седмицы, крестьянин Алексей Михайлов, заявляя нам с причтом таким образом: когда иконы Спаситель и Божия Матерь принесшие в их деревню для отправления по домам богослужения и переходя из дома в дом, приближаясь напротив бокового окна дома крестьянина Стефана Алексеева раскольнического, его гость крестьянин из Воеводинских домов Липецкой волости, тоже одной с ним секты Алексей Яковлев усмотрев несущие иконы Спасителя и Божией Матери, говорил Михайлову: "вот я на вашу такую Божию Матерь выстрелю из ружья", что и совершил свой злоумысленный и дерзкий выстрел из бокового окна, напротив которого несли Божию Матерь, а мы в это время становились в доме отправлявшего богослужение. Не доверяя крестьянину, объявившему нам о сем учиненном поступке Яковлевым, мне удостоверял по отправлении богослужения в домах, что видел или слышал выстрел. Конечно, все слышали, как видно, несущие иконы, так и сопровождающие за ними, но как учинивший выстрел гость и хозяин сего дома довольно богатого состояния, о котором и говорят соседка Варвара Захарова, жена крестьянина Стефана Иванова показала, что действительно видела, а когда так сказала, муж ее подсказал не говорила, что видела, а слышала. После того начала объяснять так, что она ему Яковлеву по просьбе его поставила только бутылку, в которую он и выстрелил, то же и другая Евдокия Федорова, как бы сим самым закрывая и уважая сих христиан, а что действительно учинен на Божию Матерь выстрел, к сему благоприятствовала непогода, которая не давала многим сопровождать икон и равно видеть и слышать таковой выстрел Яковлевым» [11, л.л. 3-6].
Но на другой же день после молебна, действительно разнеслась молва, что будто бы бывшие в доме крестьянина в гостях его зять во время отправления в других домах священником молебствия, стрелял в бутылку, поставленную вместо цели на лежащий на улице тес из слухового окна избы «из баловства, но справедливо ли это или нет, они не знают, так как об этом говорил крестьянин». Вызванный же к расспросу по этому предмету крестьянин на вопрос - стрелял ли он в своем доме или где-либо еще, они не знают, и не слышали. Причем крестьянка Варвара Захарова доложила, что когда у рядового Евсигнеева были иконы и священник служил молебен, то действительно зять крестьянина, когда она проходила мимо дома его тестя, подав ей в окно бутылку, просил поставить ее на лежащий на улице тес, что она Захарова исполнила. Но для чего эта бутылка была нужна Яковлеву, она не знает и более чего по этому делу ничего показать не имеет [11, л.л. 9-11].
По мнению исследователей, изучавших служение преосвященного Иосифа (Дроздова, 1874-1881) на Смоленщине, одной из его заслуг является структуризация епархии посредством создания благочиннических советов. Их появление обусловлено желанием архиерея упорядочить взаимоотношения между духовенством и епархиальной властью. Имели место тяжбы священнослужителей между собой по любому малозначащему поводу. Такие «охотники судиться со всякими дрязгами обращались или к архиерею, или в консисторию, и большей частью лично, на что и время тратили и истощали скудные карманы и свои, и своих соперников, а также без особой нужды обременяли производством дел епархиальное начальство». Чтобы предотвратить указанные неблаговидные поступки духовенства и оградить консисторию и епархиального архиерея от излишних хлопот по рассмотрению дел незначительной важности, епископ Иосиф 8 марта 1876 г. учредил благочиннические советы, которые на местах стали решать многие спорные вопросы в жизни священнослужителей [12, с. 291].
Необходимо сказать, что его деятельность епископа Иосифа основывалась на духе любви, милосердия и крайней снисходительности к подчиненным. Это отражалось во всех распоряжениях архиерея. Начальникам духовных учебных заведений он внушал, чтобы они относились к воспитанникам по-отечески, воздействовали на них с любовью, в обхождении были ласковы и снисходительны «до последней возможности». Также владыка относился и к подведомственному духовенству. Освобождавшиеся вакансии он замещал, не соображаясь с достоинством кандидатов, а назначал на них зачастую взамен выбывших членов причта родственников последних, от чего старались уйти предыдущие смоленские архипастыри. При такой мере нельзя было сказать, что на места поступали кандидаты достойные по заслугам или по умственным способностям, но зато обеспечивались пропитанием сироты или целые семьи: «вдовы и сироты благодарили Бога и благословляли архиерея, что в лице сына, зятя или вообще родственника они получили кормильца
семьи». Кроме того, проступки священно и церковнослужителей преосвященный Иосиф исправлял наставлениями и, если они превосходили «уже меру всякого долготерпения, карал, смягчая взыскание или наказание до возможной степени» [12, с. 256].
Таким образом, деятельность владыки Иосифа можно охарактеризовать так: «В управлении епархией он не был, так сказать, архиереем-реформатором; не вводил каких-либо новых порядков, а только старался поддерживать и усовершенствовать порядки, заведенные его предшественниками» [12, с. 256].
Епископ Нестор (Метаниев, 1881-1889) заботился об устройстве противораскольнических библиотек в местах, где проживали старообрядцы. Во исполнение циркуляра Святейшего Синода от 28 марта 1886 г. по благословению архиерея было открыто 5 библиотек в городах Гжатске и Сычевке, а также в селах Бельского и Юхновского уездов. На приобретение противораскольнических книг духовенство обязалось ежегодно вносить от 20 до 137 руб. Выписка книг происходила под контролем самого владыки Нестора. С целью успешной проповеди в среде старообрядцев епископ Нестор основал епархиальную противораскольничью миссию, которая тесно сотрудничала со Смоленским отделением Православного Миссионерского общества [13, с. 613].
Епископ Гурий (Охотин, 1890-1896) не оставлял в стороне от своего внимания нужд Смоленской духовной семинарии и епархиального женского духовного училища. В сентябре 1891 г. завершилось строительство нового здания семинарии, которое владыка торжественно освятил и семинарскую домовую церковь во имя апостола Иоанна Богослова. Несколько ранее, в марте 1891 г., епископ Гурий утвердил специальные «Правила», относящиеся к своекоштным семинаристам, проживавшим на частных квартирах. «Правила» были разработаны под влиянием политических и общественных событий, происходивших в стране в конце XIX столетия. В семинарскую среду стали проникать народнические и социалистические идеи. «Правила» обязывали хозяев квартир под угрозой разрыва с ними договора о съеме квартиры докладывать руководству семинарии обо всех случаях нарушения семинаристами требуемых норм поведения и о наличии у них огнестрельного оружия [14, с. 158-159].
Епископу Гурию принадлежит инициатива разработки инструкции для наблюдателей за церковно-приходскими школами и школами грамотности. Она была утверждена 16 ноября 1893 г. В 1895 г. инструкция 1893 г. была дополнена рядом положений и одобрена Советом Авраамиевского братства, контролировавшим ход школьного дела в епархии [3, с. 56]. Данный документ способствовал улучшению качества обучения в церковных школах.
Не забывал преосвященный Гурий взаимодействия с православными общественными организациями. Благодаря трудам епископа Гурия в 1895 г. в Смоленске был открыт отдел Императорского Православного Палестинского Общества.
Владыка Никанор (Каменский, 1896-1899) - «редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта» [4, с. 127].
Епископ Никанор внес большой вклад в развитие народного просвещения на Смоленщине. В октябре 1896 г. на рассмотрение духовной консистории владыка внес предложение о массовом открытии церковных школ. Архиерей считал, что духовенство епархии не меньше представителей других сословий осознавало просветительское значение школьного образования. Поэтому он рекомендовал консистории вменить в обязанность благочинным озаботиться открытием церковных школ в следующей последовательности. Во-первых, там, где не имелось никакой школы во всем приходе; во-вторых, там, где имелись церковные средства к основанию школы, и не было ни одной церковной школы в приходе; в-третьих, где при многочисленном составе причта не было ни одной школы; в-четвертых, там, где имелся диакон, могущий преподавать в школе и в-пятых, где имелись школы других ведомств (министерские, земские, частные), но не было ни одной церковной [4, с. 131].
Во время управления епархией епископом Петром (Друговым, 1899-1908) проявились разногласия между архиереем и смоленским духовенством, вылившиеся в отправке епископа на покой. Причиной отправки епископа на покой послужила проведенная в 1907 г. в Смоленске по инициативе Святейшего Синода ревизия деятельности правящего архиерея. Проверка выявила нарушения практически во всех сферах епархиальной жизни: а) несоблюдение богослужебного
устава; б) хищение вещей из архиерейской ризницы, кафедрального собора и архиерейского дома, монастырей епархии; в) пропажа экспонатов из фондов епархиального древлехранилища и г) умышленно организованный поджог древлехранилища с целью уничтожить следы пропажи экспонатов. Комиссия сделала предположение, что поджог музея был организован по распоряжению епископа Петра. По мнению исследователей, изучавших деятельность Смоленского церковно-археологического комитета, «случаи продаж церковного имущества коллекционерам и просто скупщикам из архиерейской ризницы с согласия Петра действительно имели место». О продаже епископом Петром вещей из архиерейской ризницы упоминала в своих воспоминаниях княгиня М.К. Тенишева, приобретшая у архиерея несколько саккосов и митру для своего музея «Русская старина» [15, с. 229-230].
Мнения духовенства и общественности относительно виновности епископа Петра в предъявляемых ему обвинениях были диаметрально противоположными. 19 октября 1907 г. духовенство Смоленска направило в Святейший Синод коллективное письмо с положительной характеристикой правящего архиерея, акцентируя внимание на «высоких душевных качествах своего архипастыря, как усердного молитвенника за паству, ревностного проповедника слова Божия, гуманного и мудрого начальника, твердого защитника духовенства в смутное нынешнее время и, наконец, как щедрого жертвователя на нужды епархии». Против преосвященного Петра выступали Смоленский церковно-археологический комитет, представители власти, местная светская печать [16, с. 19-20].
Таким образом, смоленские архиереи играли большую роль в жизни Смоленской епархии. Их деятельность носила разносторонний характер, охватывая различные стороны как епархиального плана, так и общественнбо-государственной плоскости.
В Смоленской епархии сложилась и функционировала система, подобная центральному органу управления Церковью - Святейшему Правительствующему Синоду. Сама система включала в себя следующие звенья: институт архиерейской власти, духовная консистория, приходская организация (благочинный, съезды благочинных и епархиальный, церковноприходские попечительства, приходские советы). Епархиальные архиереи Смоленской земли в рассматриваемый период осуществляли поливекторное, многофункциональное и социально-ориентированное служение. Основной функцией являлись развитие организационной структуры епархии; усиление общественно-религиозной деятельности; регуляция взаимоотношений между представителями иных религиозных групп и вероисповеданий.
Литература и источники
1. КокаревМ.С., протоиерей. Система епархиального управления Русской Церкви конца XIX - начала ХХ вв. (на материалах Самарской епархии): дисс. ... канд. теологии. - М., 2021.
2. Ивочкин Д.А. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. - Смоленск, 2012.
3. Ивочкин Д.А., Налётова Н.Ю. Социальное служение и просветительство Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX - начале ХХ века. (По материалам Смоленской губернии). Монография. - Смоленск, 2010.
4. Ивочкин Д.А. Вклад архиереев в развитие провинциального общества второй половины XIX - начала ХХ века: по материалам Смоленской губернии. - Смоленск, 2020.
5. Исидор (Тупикин), митр. Жизнь и деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова): дис. ... канд. богословия. - Сергиев Посад, 2018.
6. Ивочкин Д.А. Общественно-религиозная деятельность Русской Православной Церкви в Смоленской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века: автореферат дис. ... д-ра ист. наук. - Саранск, 2022.
7. Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. - 1899. - №4. - Отдел неофиц.
8. Соколов Н. Преосвященный Смоленский Тимофей в своих отношениях к расколу и раскольникам Смоленской епархии (1834-1858 гг.) // Смоленские епархиальные ведомости. - 1889. - №3. - Отдел неофиц.
9. Указ Святейшего Синода от 26 июня 1867 года. Об изменении изложенных в статье 6, Высочайше утвержденного 12 августа 1823 г. Положения и Св. Зак. Т. XIII зав. Общ. Призр. - Ст. 1617 способов вспомоществования духовным лицам // Смоленские епархиальные ведомости. - 1867. - №19. - Отдел офиц. - С. 229-234.
10. Распоряжения епархиального начальства // Смоленские епархиальные ведомости. - 1867. - №7. - Отдел офиц.
11. Государственный архив Смоленской области. Ф.1. Оп. 5. Д. 133 (1869 г.).
12. Афонский И., прот. Краткий очерк жизни и деятельности преосвященного Иосифа, епископа Смоленского // Смоленские епархиальные ведомости. - 1884. - №7. - Отдел неофиц.
13. Памяти епископа Нестора // Смоленские епархиальные ведомости. - 1911. - №16. - Отдел неофиц.
14. Серафим (Амельченков), иером. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. - Смоленск, 2010.
15. ТенишеваМ.К. Впечатления моей жизни. - Смоленск, 2018.
16. ИвановМ.В. Древлехранилище. Из истории Смоленского церковно-археологического музея // Край Смоленский. - 1996. -№7-10.
References and Sources
1. Kokarev M.S., protoierej. Sistema eparhial'nogo upravleniya Russkoj Cerkvi konca XIX - nachala XX vv. (na materialah Samarskoj eparhii): diss. ... kand. teologii. - M., 2021.
2. Ivochkin D.A. Social'naya i prosvetitel'skaya deyatel'nost' Smolenskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. - Smolensk, 2012.
3. Ivochkin D.A., Nalyotova N.Yu. Social'noe sluzhenie i prosvetitel'stvo Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v provincii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka. (Po materialam Smolenskoj gubernii). Monografiya. - Smolensk, 2010.
4. Ivochkin D.A. Vklad arhiereev v razvitie provincial'nogo obshchestva vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka: po materialam Smolenskoj gubernii. - Smolensk, 2020.
5. Isidor (Tupikin), mitr. Zhizn' i deyatel'nost' episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo Ioanna (Sokolova): dis. ... kand. bogosloviya. - Sergiev Posad, 2018.
6. Ivochkin D.A. Obshchestvenno-religioznaya deyatel'nost' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v Smolenskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka: avtoreferat dis. ... d-ra ist. nauk. - Saransk, 2022.
7. Speranskij I.P. Deyateli Smolenskogo kraya na pol'zu Cerkvi, obshchestvennoj blagotvoritel'nosti, nauki i narodnogo obrazovaniya // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1899. - №4. - Otdel neofic.
8. Sokolov N. Preosvyashchennyj Smolenskij Timofej v svoih otnosheniyah k raskolu i raskol'nikam Smolenskoj eparhii (1834-1858 gg.) // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1889. - №3. - Otdel neofic.
9. Ukaz Svyatejshego Sinoda ot 26 iyunya 1867 goda. Ob izmenenii izlozhennyh v stat'e 6, Vysochajshe utverzhdennogo 12 avgusta 1823 g. Polozheniya i Sv. Zak. T. XIII zav. Obshch. Prizr. - St. 1617 sposobov vspomoshchestvovaniya duhovnym licam // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1867. -№19. - Otdel ofic. - S. 229-234.
10. Rasporyazheniya eparhial'nogo nachal'stva // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1867. - №7. - Otdel ofic.
11. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti. F.1. Op. 5. D. 133 (1869 g.).
12. Afonskij I., prot. Kratkij ocherk zhizni i deyatel'nosti preosvyashchennogo Iosifa, episkopa Smolenskogo // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. -1884. - №7. - Otdel neofic.
13. Pamyati episkopa Nestora // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1911. - №16. - Otdel neofic.
14. Serafim (Amel'chenkov), ierom. Bogoslovskoe obrazovanie v Rossii: Smolenskaya duhovnaya seminariya. Istoricheskij ocherk. 1728-2008. -Smolensk, 2010.
15. Tenisheva M.K. Vpechatleniya moej zhizni. - Smolensk, 2018.
16. Ivanov M.V. Drevlekhranilishche. Iz istorii Smolenskogo cerkovno-arheologicheskogo muzeya // Kraj Smolenskij. - 1996. - №7-10.
ИВОЧКИН ДЕМЬЯН АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария (idar78@mail.ru). ЛАНГЕ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ - доцент кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин, Смоленская Православная Духовная Семинария (igumen.tarasij@yandex.ru)
IVOCHKIN, DEMYAN A. - Doctor of History, Ph.D. in Theology, Associate Professor, Head of the Department of Theological and Church-Historical Disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary.
LANGE, YURI I. - Associate Professor of the Department of Theological and Church-Historical Disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary.
УДК 94(47).072:37.091 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-3-63-68
ЗЫКОВА Ю.А.
СИБИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ МИНУСИНСКОГО ОКРУГА (УЕЗДА)
Ключевые слова: учительство, реформы, Минусинский уезд (округ), Енисейская губерния, начальная школа, приходское училище, Сибирь, система образования.
Вторая половина XIX в. характеризуется изменениями в структуре и деятельности образовательных учреждений Российской империи. Образовательные реформы с середины 1860-х годов проходили на фоне активизации общественного переустройства. В Сибири эти изменения становятся особенно заметными к началу ХХ в., когда сибирская старожильческая традиционная культура и хозяйственная модель испытали трансформацию под влиянием миграционных потоков, в том числе в рамках переселенческой государственной политики. Автор на примере минусинского учительства анализирует условия осуществления педагогической деятельности, причины кадровых изменений преподавательского состава, материальное и общественное положение учителей. Особое внимание уделено организации учебного процесса и формированию педагогических кадров в Минусинском округе (уезде) Енисейской губернии.
ZYKOVA, Y.A.
SIBERIAN TEACHING IN THE POST-REMARK PERIOD: PUBLIC STATUS AND FINANCIAL SITUATION (ON THE EXAMPLE OF THE MINUSINSK DISTRICT (COUNTY)
Key words: teaching, reforms, Minusinsky uyezd (district), Yenisei province, primary school, parish school, Siberia, education system.
The second half of the XIX century is characterized by changes in the structure and activities of educational institutions of the Russian Empire. The educational reforms of the mid-1860s took place against the background of the intensification of social reconstruction. In Siberia, these changes become especially noticeable by the beginning of the twentieth century, when the Siberian old-time traditional culture and economic model experienced a transformation under the influence of migration flows, including within the framework of the resettlement state policy. Using the example of Minusinsk teaching, the author analyzes the conditions of pedagogical activity, the reasons for personnel changes in the teaching staff, the material and social status of teachers. Special attention is paid to the organization of the educational process and the formation of teaching staff in the Minusinsk district (county) Yenisei province.