26. Bondar' N.I. Kubanskoe kazachestvo (etnosocial'nyj aspekt) // Bondar' N.I. Tradicionnaya kul'tura Kubanskogo kazachestva. Izbrannye raboty. -Krasnodar, 1999. - S. 59.
27. GAKK. F. 454. Op. 2. D. 161, 334, 335, 336, 762, 798; RGVIA. F. 330. Op. 42. D. 1080, 1083, 1089, 1090, 1123, 1125.
ГРЕЧИШКО ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, обществознания и педагогических технологий филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. GRECHISHKO, DMITRIY N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History, Social Studies and Pedagogical Technologies of the branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban (me_eum_esse@mail.ru).
УДК 94(47.332).08:908(470)Антоний(Амфитеатров)
ИВОЧКИН Д.А.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕПИСКОПА СМОЛЕНСКОГО И ДОРОГОБУЖСКОГО АНТОНИЯ (АМФИТЕАТРОВА) В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Ключевые слова: Смоленская епархия, епископ Антоний (Амфитеатров), храмостроительство, просветительская деятельность, социальное служение, преодоление раскола, характеристика личности в контексте истории Церкви.
Статья раскрывает вклад в развитие Смоленской епархии епископа Антония (Амфитеатрова), управлявшего ею в 1859-1866 гг. Деятельность преосвященного Антония осуществлялась по нескольким направлениям: храмостроительство, социальное служение и просветительство, забота о преодолении раскола. Статья позволит детализировать жизнеописание епископа Антония, показать этапы его служения с учетом церковных и социальных обстоятельств, в которых проходила его деятельность. В ходе работы выявлен поливекторный характер деятельности (социальный, субъектно-созидательный, религиозно-подвижнический, духовно-просветительский, культурно-образовательный) епископа Смоленского и Дорогобужского Антония (Амфитеатрова); раскрыты функции этой деятельности. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. В качестве вспомогательного оказался востребован биографический метод для выявления субъективного, личностного фактора деятельности епископа Антония (Амфитеатрова). Цель работы -составить личностный портрет епископа Антония, охарактеризовать этапы его служения в Смоленске. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю Смоленской епархии, но и Русской Православной Церкви. Исследование проведено как на основании опубликованной литературы, так и архивных источников, впервые введенных автором в научный оборот.
IVOCHKIN, D.A.
ACTIVITY OF THE BISHOP OF SMOLENSK AND DOROGOBUZH ANTHONY (AMPHITHEATROV) IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF THE SMOLENSK DIOCESE OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY
Keywords: Smolensk diocese, Bishop Anthony (Amphitheatrov), Church-building, educational activity, social service, overcoming the schism, personality characteristics in the context of the history of the Church.
The article reveals the contribution to the development of the Smolensk diocese of Bishop Anthony (Amphitheatrov), who ruled it in 1859-1866-ies. The activity of his grace Anthony were carried out in several directions: Church-building, social service and enlightenment, care about overcoming the schism. The article will allow to detail the biography of Bishop Anthony, to show the stages of his service, taking into account the Church and social circumstances in which his activity took place. In the course of the work, it revealed the multivector character of the activity (social, subject-creative, religious-ascetic, spiritual-enlightenmental, cultural-educational) of Bishop Anthony (Amphitheatrov) of Smolensk and Dorogobuzha; it disclosed the functions of this activity. During the work on the article, it applied a comprehensive approach, a General scientific dialectical method of researching and analyzing social phenomena, including the principles of objectivity, historicism and consistency. As an auxiliary, it was in demand the biographical method to identify the subjective, personal factor of Bishop Anthony (Amphitheatre). The purpose of the work is to make a personal portrait of Bishop Anthony, to characterize the stages of his service in Smolensk. The obtained results will allow to present more objectively not only the history of the Smolensk diocese, but also the Russian Orthodox Church. The research was conducted both on the basis of published literature and archival sources, first introduced by the author into scientific circulation.
Епископ Антоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров) родился 15 октября 1815 г. в семье священника Миасского завода Оренбургской губернии. Затем вместе с семьей перебрался в Калугу. После окончания Калужской духовной семинарии обучался в Киевской духовной академии [1, с. 615; 2, с. 4]. 12 сентября 1840 г. Я.Г. Амфитеатров был пострижен в монашество, 14 сентября рукоположен в сан иеродиакона, 15 сентября - в сан иеромонаха. С 16 декабря того же года по 15 апреля 1845 г. являлся инспектором Киевской духовной семинарии и ректором Киево-Софийских духовных училищ. 15 апреля 1845 г. иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. С 1848 г. отец Антоний совмещал должность ректора с настоятельством Николаевского монастыря в Киеве [3, с. 1105].
22 ноября 1848 г. архимандрит Антоний за сочинение «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» был удостоен ученой степени доктора
богословия [2, с. 5]. Необходимо подчеркнуть, что указанная работа архимандрита Антония являлась учебником для духовных семинарий и высших светских учебных заведений. «Догматическое богословие» пользовалось большой популярностью и выдержало 8 изданий. Кроме того, 9 мая 1859 г., за греческий перевод учебника, его автор был награжден греческим королевским командорским орденом Спасителя [2, с. 7].
«Догматическое богословие» не было единственным богословским сочинением отца Антония. Он также опубликовал 3 тома проповедей и книгу «Последние часы жизни Высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского». За вклад в богословскую науку архимандрит Антоний был избран почетным членом Киевской и Московской духовных академий, Императорской академии наук [1, с. 616].
26 ноября 1848 г., по распоряжению Святейшего Синода, архимандрит Антоний был вызван в Санкт-Петербург на череду священнослужения и произнесения проповедей. С 1849 по 1850 гг. исполнял различные ответственные поручения Синода: был членом Санкт-Петербургской духовной консистории, членом комитета по сооружению зданий Вознесенского Смольного женского монастыря, с 18 июня по 12 августа 1850 г. находился с «особым поручением» у Олонецкого архиепископа в Петрозаводске [2, с. 6].
30 марта 1858 г. архимандрит Антоний был хиротонисан в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 31 октября 1859 г. епископ Антоний назначен на Смоленскую кафедру. В Смоленск владыка прибыл 5 февраля 1860 г. [2, с. 7]. Прибыв в Смоленск, епископ Антоний был торжественно встречен гражданскими и военными чинами у входа в кафедральный собор. Затем, в самом храме, от лица клира и паствы епархии владыку приветствовал ректор Смоленской духовной семинарии архимандрит Моисей. Архиерей, выслушав ректора, приложился к Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии», отслужил краткий молебен и обратился к народу с речью, в которой дал обещание свято исполнять возложенные на него обязанности. Преподав присутствовавшим благословение, епископ Антоний в сопровождении многочисленных богомольцев из собора направился в Днепровскую церковь поклониться другой святыне города -Надвратной Смоленской иконе Богородицы, а затем отбыл в архиерейскую резиденцию [4, с. 3-4].
Первое богослужение в Малом Богоявленском кафедральном соборе владыка Антоний совершил 7 февраля 1860 г. После литургии архипастырь произнес проповедь, экземпляры которой впоследствии были разосланы в храмы епархии [5, л. 17].
Деятельность епископа Антония на Смоленской кафедре осуществлялась по следующим направлениям: а) меры против раскола; б) забота о духовном преуспеянии народа (храмостроительство, порядок и благочиние богослужений, церковная проповедь); в) просветительство; г) социальное служение. Охарактеризуем каждое из указанных направлений.
Прежде всего, обратимся к анализу его политики в отношении старообрядцев. Как показывают документы, сразу же после вступления на кафедру епископ Антоний стал знакомиться с религиозным состоянием своей паствы. Более всего его озаботило существование в епархии старообрядчества в разных толках. В первый же год управления епархией архиерей потребовал от консистории точных сведений о количестве раскольников. Вместе с этим, владыка призвал духовенство к деятельному участию в борьбе с расколом. Священникам сельских приходов епископ предписал строго следить за движением раскола, устраивать частные собеседования с приверженцами старого обряда, а также немедленно доносить в консисторию о возникновении новых молитвенных домов, появлении мнимых священников и т.д. Для этого епископ Антоний разработал и разослал благочинным специальные инструкции, определявшие взаимоотношения приходского духовенства со старообрядцами. Все полученные отчеты владыка подробно рассматривал, на многих писал замечания, делал соответствующие распоряжения [6, с. 358-359]. Для успешной противораскольнической деятельности владыка старался из приходов, зараженных старообрядчеством, удалять слабых, престарелых и бездеятельных священников, заменяя их новыми, подготовленными пастырями [6, с. 361].
Помимо мер к преодолению раскола, осуществляемых в качестве реакции на разные экстраординарные случаи, преосвященный Антоний во время управления Смоленской епархией стремился организовать систематическую работу в данном направлении. Для этого в епархии были назначены два миссионера, специальной задачей которых было постоянное наблюдение за раскольническими делами. Один из них жил в Гжатском уезде, считавшемся центром
«поповщины», а другой в Сычевском уезде - центре «беспоповщины». Миссионерам консистория выдавала жалование по 300 рублей в год. Назначенные епископом уездные миссионеры были очень энергичными и деятельными пастырями, всей душой преданные своему делу. Наиболее известен священник Гжатского уезда Иосиф Пушнов, которого и через несколько десятилетий после епископа Антония с благодарностью вспоминали обратившиеся из старообрядчества в православие [6, с. 362].
Еще одним начинанием (после назначения миссионеров) по работе с раскольниками, по мнению епископа Антония, должно было стать возведение церквей в главных центрах старообрядчества. Однако из-за нехватки денег этого в полной мере не осуществилось. Владыке удалось выстроить лишь один храм в селе Бехтеево Сычевского уезда [6, с.362].
Важнейшим направлением деятельности епископа Антония стала забота о духовном преуспеянии народа. Несмотря на нехватку средств на строительство храмов в центрах раскола (церкви появились там позднее), епископ Антоний уделял большое внимание храмостроительству во вверенной ему Смоленской епархии. За время его служения на Смоленщине появилось 53 храма - 22 каменных и 30 деревянных [7, с. 74-122]. Владыка продолжил и завершил реставрацию Малого Богоявленского собора, начатую его предшественником архиепископом Тимофеем [6, с. 363]. Преосвященный Антоний жертвовал на ремонт данного храма личные сбережения [5, л.1-3].
Епископ Антоний часто посещал приходы епархии. Во время осмотра церквей он сталкивался с беспорядками в богослужебной практике. Так, после очередного визита на приходы в 1866 г. архиерей обнаружил столько нарушений в церковной дисциплине местного духовенства, что был вынужден издать обширный (в 11 пунктов) циркуляр по этому поводу. В указанном документе содержатся сведения о следующих неблаговидных отступлениях от церковной дисциплины [8, с. 506-509]. Во избежание впредь обнаруженных нарушений церковного благочиния, епископ Антоний настоятельно рекомендовал духовенству Смоленской епархии прочитать «Учительное правило», содержащееся в Служебнике и в дальнейшем неуклонно им руководствоваться в богослужебной практике [8, с. 509].
Владыка Антоний обращал внимание не только на поведение священнослужителей, стараясь искоренять нарушения ими церковной дисциплины, но и следил за нравственным состоянием народа. В 1866 г. архиерею стало известно о беспорядках в храмах во время совершения венчаний [9, с. 448]. Епископ Антоний распорядился, чтобы настоятели приходов употребили все имеющиеся у них средства воздействия, вплоть до полицейских, для прекращения бесчиний в храмах [9, с. 449]. Владыка посчитал нелишним напомнить духовенству основные статьи положений из «Свода законов», касающиеся благочиния в церквях [9, с. 444-451].
В 1866 г. епископ Антоний разослал по епархии циркулярное письмо, в котором призывал священников со вниманием относиться к таинству исповеди. К циркуляру владыка приложил перечень вопросов, призванных облегчить духовенству совершение исповеди. Вопросы можно подразделить на две группы: во-первых, предназначенные для всех мирян и изложенные на основании 10 заповедей Закона Божьего и, во-вторых, касающиеся исповеди самих священнослужителей, подчеркивающих обязанности священника как совершителя таинств и руководителя паствы [6, с. 369-370].
Епископ Антоний настолько любил правильно совершаемое богослужение, что в 1866 г. опубликовал составленный им на основании устава порядок службы в день Благовещения, совпавший в том году с Великой пятницей [6, с. 370].
Преосвященный Антоний не оставлял без внимания и монастырей Смоленской епархии. Значительную часть жизни владыка провел в киевских монастырях, был знаком с их внутренним строем, благотворно влиявшим на монахов и многочисленных паломников. Поэтому архиерей решил установить и в смоленских обителях единый устав. Для этого он в 1865 г. издал «Инструкцию должностным лицам смоленских монастырей». В данном документе подробно, на основании уставов известных русских обителей и наставлений святых отцов, изложены обязанности казначея, благочинного, духовника, ризничего и прочих ответственных лиц монастырей. Епископ Антоний не только указал на личные качества указанных монахов, но и предусмотрел могущие быть случайности при отправлении ими своих послушаний [10, с. 115-139].
Во время управления епархией владыкой Антонием были открыты Сычевский Казанский мужской монастырь (1864) и женская община в имении вдовы генерал-майора Т.В. Гаузен в сельце
Федоровском Бельского уезда (1865), впоследствии преобразованная в Богородице-Рождественский женский монастырь [11, л. 1-3; 12, л. 1-5; 13, с. 56-61; 14, с. 92-95]. Относительно нравственного облика монашествующих необходимо сказать, что о время управления епархией епископом Антонием они старались исполнять принятые обеты, регулярно совершали уставные богослужения, с усердием выполняли возложенные на них послушания [6, с. 229].
Важным средством, способным положительно повлиять на нравственное состояние народа, епископ Антоний считал церковную проповедь и пастырские наставления со стороны духовных лиц при всяком удобном случае. Для этого владыка регулярно проповедовал сам и сподвигал к этому духовенство. Ни одна служба архиерея не оставалась без слова назидания. Кроме того, посещая приходы, он заходил в дома поселян и беседовал с ними на разные темы [15, с. 400].
Владыка Антоний неблагосклонно относился к священникам, которые без уважительных причин покидали свои приходы. Для предотвращения подобных случаев преосвященный в 1861 и 1865 гг. предписывал благочинным епархии наблюдать за тем, чтобы священнослужители не отлучались с приходов без крайней необходимости, особенно во время Великого поста, так как в это время им надлежало совершать уставные богослужения, принимать исповеди, причащать и т.д. Кроме того, епископ не любил, если духовенство отлучалось с приходов и приезжало в духовную консисторию с прошениями «пустыми и неосновательными». Поэтому он приказал благочинным предварительно просматривать прошения и прикладывать к ним необходимые отзывы и мнения по существу дела, а затем посылать в управление по почте [15, с. 401].
Относительно заботы епископа Антония о народной нравственности необходимо отметить, что он в рассматриваемый период был первым архиереем Смоленской епархии, включившимся в борьбу Церкви против пьянства. Освобождение крестьян от крепостной зависимости и введение акцизной системы со свободной продажей спиртных напитков привело к тому, что в народе значительно увеличилось потребление алкоголя [16, с. 67-84]. В одном из отношений на имя Смоленского губернатора епископ Антоний подчеркивал, что часто члены волостных правлений не бывают в праздники и по воскресеньям в церквях, а проводили время «при соблазнительных шинках». Иногда бывало так, что помещения правлений находились недалеко от мест, «изобилующих спиртными напитками». Владыка был озабочен отрицательным примером руководителей волости для крестьян, которые, видя нетрезвую жизнь своих начальников, нравственно разлагались. Епископ предложил проводить волостные собрания в храмах, после богослужений и проповеди. Он указал на положительное влияние литургий на души крестьян. Следовательно, сходы, проводимые в церквях, будут проходить по «доброй совести» и способствовать улучшению нравственности среди прихожан [17, л. 1-2]. Епископ Антоний строго следил за нравственной жизнью подведомственного ему духовенства. К сожалению, пьянству были подвержены и некоторые священнослужители, в основном из числа дьячков и пономарей. Обычно мерой исправления и наказания являлось временное отстранение от причетнического места и направление на послушания в архиерейский дом [18, л. 5-5 об.]. Однако помещение в архиерейский дом не всегда приносило ожидаемый результат, и тогда епископ Антоний принимал более строгие меры к провинившимся [18, л. 17-17 об.].
Значителен вклад епископа Антония в просветительскую деятельность Церкви. В первую очередь владыка обратил внимание на духовное учебное заведение - Смоленскую духовную семинарию. С первых дней пребывания в Смоленске епископ Антоний прилагал усилия для улучшения материального состояния семинарии. Для этого он неоднократно обращался в Синод с предложениями и проектами, способными улучшить быт семинарии, что позволило в 1865 г. поставить семинарию на надлежащий уровень [19, с. 118].
Перемены коснулись и учебной части. Владыка следил за образовательным процессом в семинарии, посещал занятия, принимал экзамены, общался с преподавателями. По предложению архиерея из программы Смоленской духовной семинарии было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины, за исключением оспопрививания. Вместо названных дисциплин в семинарии стали преподавать дидактику, педагогику, был открыт класс живописи, преподавание каждого предмета поручено отдельному наставнику [20, с. 1105]. С 1861 г. рукописные конспекты преподавателей стали заменяться печатными учебными руководствами.
В 1865 г. епископ Антоний обратился к обер-прокурору Святейшего Синода А.П. Ахматову с отношением, в котором изложил свое видение, как положительных сторон, так и недостатков в
существовавшей системе духовного образования. Архиерей представил собственные соображения относительно организации образовательного процесса [21, с. 402-418]. 22 сентября того же года Синод принял решение разрешить епископу применить его предложения в стенах Смоленской духовной семинарии в виде опыта [21, с. 418].
Не менее важным средством к духовному усовершенствованию паствы епископ Антоний считал поддержание существовавших и открытие новых сельских церковно-приходских школ. В 1862 г. в епархии числилось около 800 школ духовного ведомства, в которых обучалось до 13 185 человек. Однако в школах не было единства в программах, кроме того, в недостаточном объеме преподавались дисциплины, «необходимые и полезные» в крестьянском быту. Желая привести школьные программы к единообразию, епископ Антоний в 1865 г. опубликовал программу, составленную им по образцу, использовавшемуся в Киевской епархии. В состав обучения в церковно-приходских школах должны были войти: 1) чтение по гражданской и церковнославянской печати; 2) Закон Божий; 3) арифметика; 4) русская история; 5) русский язык; 6) церковное пение [22, с. 260].
При преосвященном Антонии в Смоленской епархии стало действовать первое подготовительное учебное заведение для подготовки детей духовенства к поступлению в духовные училища и семинарию. С 1865 г. в селе Мокром Гжатского уезда в доме местного священника Иоанна Богоявленского появилась школа для мальчиков духовного звания. Они изучали краткий катехизис, краткий курс Священной истории, русский, греческий и латинский языки, русскую грамматику, чистописание, арифметику, церковнославянское чтение [23, с. 86-88].
Завершая анализ просветительской деятельности епископа Антония, необходимо сказать об его вкладе в сохранение исторических сведений о Смоленской епархии. Он был одним из первых архиереев в России, рекомендовавшим священникам на всех приходах ведение летописей [24, с. 246]. Необходимо подчеркнуть, что регулярное составление церковно-приходских летописей в Смоленской епархии началось несколько позднее, в семидесятые годы XIX столетия, но первый шаг к их составлению был сделан по благословению епископа Антония [16, с. 144-148]. Кроме того, епископ Антоний в 1865 г. положил начало изданию «Смоленских епархиальных ведомостей».
В области социального служения Церкви владыка Антоний действовал по следующим направлениям.
Во-первых, архиерей обратил внимание на материальное состояние духовенства. В отчетах о жизни епархии епископ отмечал, что финансовое благополучие в большей части посредственно, но есть большое число крайне бедных вдов и сирот духовного сословия, содержание которых епархиальное начальство не может обеспечить [25, л. 2 об.]. Поэтому владыка Антоний в 1863 г. основал в Смоленской епархии Присутствие по улучшению быта православного духовенства [16, с. 52-57]. Несмотря на усилия архиерея и гражданских властей, ожидаемого успеха по материальному обеспечению духовенства указанная организация не принесла. Она прекратила существование в 1885 г. [16, с. 58]
Во-вторых, епископ Антоний оказывал материальную помощь вдовам и сиротам духовенства. Желая упорядочить выдачу помощи указанным категориям духовного сословия, архиерей в 1865 г. издал указ, регламентирующий оказание помощи беднейшим представителям духовного ведомства [26, с. 170-172].
В-третьих, по благословению епископа Антония в Смоленской епархии стали открываться церковно-приходские попечительства. Эти организации, главной целью которых было оказание помощи приходским храмам, имели право заниматься социальной работой. Высочайше утвержденное положение «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 августа 1864 г. содержало пункт, в котором обозначено, что попечительство «обязано заботиться об изыскании средств для учреждения в приходе <...> больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений» [27, с. 3].
Говоря о служении епископа Антония на Смоленской кафедре нельзя обойти вниманием следующий факт. Владыка, желая «возвысить духовенство в его собственных глазах, выразить к нему свое доверие и устранить могущие быть нарекания» при назначении того или иного благочинного, 5 октября 1865 г. предложил консистории ввести в епархии выборное начало при назначении на названную должность и разработать для этого специальные правила [28, с. 372-373].
Консистория не замедлила выполнить распоряжение архиерея - с наступлением 1866 г. новый порядок назначения благочинных вступил в силу [6, с. 472].
Необходимо подчеркнуть, что владыка Антоний обладал даром проповедника. На страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» за 1865-1866 гг. было опубликовано 20 слов по разным случаям из жизни епархии и в дни церковных праздников [6, с. 477-478]. 26 марта 1872 г., уже находясь в Казани, владыка Антоний прислал в Смоленск 260 экземпляров своей книги, содержащей проповеди, сказанные в Смоленской епархии. По предложению епископа Серафима книги приобрели приходы епархии, причем средства, вырученные от продажи, пошли в пользу епархиального женского училища [29, л. 20-20 об.].
По замечанию И.П. Сперанского, деятельность епископа Антония в Смоленске проходила в эпоху государственного преобразования, когда «все честные и преданные престолу люди <...> стремились к одному только общему благу, забывая свои личные выгоды. <...> За все труды, предпринятые Преосвященным Антонием для блага Смоленской епархии, имя его должно быть для нее священным и молитвенная память о нем должна переходить из рода в род во веки» [6, с. 477]. Такова деятельность преосвященного Антония в Смоленской епархии, принесшая много положительных плодов в ее жизнь и развитие во второй половине XIX столетия. Несмотря на небольшой срок пребывания владыки в Смоленске, в памяти и сердцах современников остался яркий образ архипастыря, христиански простого в личной жизни, искренне радеющего о своей пастве, сострадательного к заблудшим, пекущегося о судьбе Отечества, непрестанно заботящегося о духовном просвещении и образовании народа, талантливого проповедника, молитвенника.
Литература и источники
1. Православная энциклопедия. - М., 2001. - Т. I.
2. Разумов Н.В. Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. Некролог. - Казань, 1880.
3. Краткий список Смоленских иерархов // Смоленские епархиальные ведомости. - 1896. - №№21. Отдел неофиц. - С. 1105-1106.
4. Смоленские воспоминания 1860 года // Памятная книжка Смоленской губернии на 1861 год. - Смоленск, 1861. - С. 3-4.
5. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 219. Оп. 1. Д. 10.
6. Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. - 1899. - №6. Отдел неофиц. - С. 358-370; - №7. Отдел неофиц. - С. 399408; - №8. Отдел неофиц. - С. 468-478.
7. Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Православные храмы Смоленской губернии во второй половине XIX - начале ХХ вв. -Смоленск, 2017.
8. Циркуляр Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, епископа Смоленского и Дорогобужского духовенству Смоленской епархии, по поводу некоторых беспорядков и отступлений от церковной дисциплины, от 19 ноября 1866 года за № 5249 // Смоленские епархиальные ведомости. - 1866. - №23. Отдел офиц. - С. 506-509.
9. Циркуляр Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, епископа Смоленского и Дорогобужского от 22 сентября сего года (№ 4013) // Смоленские епархиальные ведомости. - 1866. - №20. Отдел офиц. - С. 448.
10. Инструкция должностным лицам смоленских монастырей: 1) казначею; 2) благочинному; 3) духовнику; 4) ризничему и 5) расходчику // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - №8. Отдел офиц. - С. 115-139.
11. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 28 (1864 г.).
12. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 142 (1866 г.).
13. Открытие Сычевского Казанского общежительного монастыря // Памятная книжка Смоленской губернии на 1864 и 1865 гг. - Смоленск, 1865. - С. 56-61.
14. Указ Святейшего Синода от 22 января 1865 года. Об учреждении женской общины в сельце Федоровском Вельского уезда и об укреплении за сей общиной жертвуемого вдовой генерал-майора Гаузен недвижимого имения // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - №7. Отдел офиц. - С. 92-95.
15. Извлечение из отчета Преосвященного Антония, епископа Смоленского и Дорогобужского о состоянии Смоленской епархии в 1864 году // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 14. Отдел офиц. - С. 229.
16. Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Социальная и просветительская деятельность Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. - Смоленск, 2012.
17. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 152 (1861 г.).
18. ГАСО. Ф. 790. Оп. 1. Д. 5.
19. Серафим (Амельченков), иеромонах. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. - Смоленск, 2010.
20. Краткий список Смоленских иерархов// Смоленские епархиальные ведомости. - 1896. - №21. Отдел неофиц. - С. 11051106.
21. Сперанский И.П. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года. (1728-1868 г.). - Смоленск, 1892.
22. Программа обучения в церковно-приходских школах // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 16. Отдел офиц. - С. 260.
23. Смоленские епархиальные ведомости. 1865. № 6. Отдел офиц. С. 86-88.
24. Смоленские епархиальные ведомости. 1865. № 15. Отдел офиц. С. 246.
25. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 224 (1863 г.).
26. Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 11. Отдел офиц. - С. 170-172.
27. О приходских попечительствах при православных церквах // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 1. Отдел офиц. - С. 3.
28. Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, епископа Смоленского, Смоленской духовной консистории от 5 октября 1865 года (№ 4836) касательно назначения благочинных по выбору самого духовенства // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 22. Отдел офиц. - С. 372-373.
29. ГАСО. Ф. 219. Оп. 1. Д. 35.
References and Sources
1. Pravoslavnaya enciklopediya. - M., 2001. - T. I.
2. Razumov N.V. Vysokopreosvyashchennejshij Antonij, arhiepiskop Kazanskij i Sviyazhskij. Nekrolog. - Kazan', 1880.
3. Kratkij spisok Smolenskih ierarhov // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1896. - №21. Otdel neofic. - S. 1105-1106.
4. Smolenskie vospominaniya 1860 goda // Pamyatnaya knizhka Smolenskoj gubernii na 1861 god. - Smolensk, 1861. - S. 3-4.
5. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti (GASO). F. 219. Op. 1. D. 10.
6. Speranskij I.P. Deyateli Smolenskogo kraya na pol'zu Cerkvi, obshchestvennoj blagotvoritel'nosti, nauki i narodnogo obrazovaniya // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1899. - №6. Otdel neofic. - S. 358-370; - №7. Otdel neofic. - S. 399-408; - №8. Otdel neofic. - S. 468-478.
7. Rafail (Ivochkin), ieromonah. Pravoslavnye hramy Smolenskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale HKH vv. - Smolensk, 2017.
8. Cirkulyar Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchennejshego Antoniya, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo duhovenstvu Smolenskoj eparhii, po povodu nekotoryh besporyadkov i otstuplenij ot cerkovnoj discipliny, ot 19 noyabrya 1866 goda za № 5249 // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1866. - №23. Otdel ofic. - S. 506-509.
9. Cirkulyar Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchennejshego Antoniya, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo ot 22 sentyabrya sego goda (№ 4013) // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1866. - №20. Otdel ofic. - S. 448.
10. Instrukciya dolzhnostnym licam smolenskih monastyrej: 1) kaznacheyu; 2) blagochinnomu; 3) duhovniku; 4) riznichemu i 5) raskhodchiku // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - №8. Otdel ofic. - S. 115-139.
11. GASO. F. 1. Op. 4. D. 28 (1864 g.).
12. GASO. F. 1. Op. 4. D. 142 (1866 g.).
13. Otkrytie Sychevskogo Kazanskogo obshchezhitel'nogo monastyrya // Pamyatnaya knizhka Smolenskoj gubernii na 1864 i 1865 gg. - Smolensk, 1865. - S. 56-61.
14. Ukaz Svyatejshego Sinoda ot 22 yanvarya 1865 goda. Ob uchrezhdenii zhenskoj obshchiny v sel'ce Fedorovskom Bel'skogo uezda i ob ukreplenii za sej obshchinoj zhertvuemogo vdovoj general-majora Gauzen nedvizhimogo imeniya // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - №7. Otdel ofic. -S. 92-95.
15. Izvlechenie iz otcheta Preosvyashchennogo Antoniya, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo o sostoyanii Smolenskoj eparhii v 1864 godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 14. Otdel ofic. - S. 229.
16. Rafail (Ivochkin), ieromonah. Social'naya i prosvetitel'skaya deyatel'nost' Smolenskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX - nachale HKH vv. -Smolensk, 2012.
17. GASO. F. 1. Op. 4. D. 152 (1861 g.).
18. GASO. F. 790. Op. 1. D. 5.
19. Serafim (Amel'chenkov), ieromonah. Bogoslovskoe obrazovanie v Rossii: Smolenskaya duhovnaya seminariya. Istoricheskij ocherk. 1728-2008. -Smolensk, 2010.
20. Kratkij spisok Smolenskih ierarhov// Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1896. - №921. Otdel neofic. - S. 1105-1106.
21. Speranskij I.P. Ocherk istorii Smolenskoj duhovnoj seminarii i podvedomyh ej uchilishch so vremeni osnovaniya seminarii do ee preobrazovaniya po ustavu 1867 goda. (1728-1868 g.). - Smolensk, 1892.
22. Programma obucheniya v cerkovno-prihodskih shkolah // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 16. Otdel ofic. - S. 260.
23. Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1865. № 6. Otdel ofic. S. 86-88.
24. Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1865. № 15. Otdel ofic. S. 246.
25. GASO. F. 1. Op. 4. D. 224 (1863 g.).
26. Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 11. Otdel ofic. - S. 170-172.
27. O prihodskih popechitel'stvah pri pravoslavnyh cerkvah // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 1. Otdel ofic. - S. 3.
28. Predlozhenie Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchennejshego Antoniya, episkopa Smolenskogo, Smolenskoj duhovnoj konsistorii ot 5 oktyabrya 1865 goda (№ 4836) kasatel'no naznacheniya blagochinnyh po vyboru samogo duhovenstva // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 22. Otdel ofic. - S. 372-373.
29. GASO. F. 219. Op. 1. D. 35.
ИВОЧКИН ДЕМЬЯН АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, кандидат богословия; Религиозная организация -духовная образовательная организация высшего образования «Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленской Епархии Русской Православной Церкви», заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин (idar78@mail.ru).
IVOCHKIN, DEMYAN A. - Ph.D. in History, Ph.D. in Theology, Religious organization - the spiritual educational organization of higher education "Smolensk Orthodox Theological Seminary of the Smolensk Diocese of the Russian Orthodox Church", head of the department of theological and church-historical disciplines.
УДК 94(479).08:908(470)Ч.Э. Ахриев
ДОЛГИЕВА М.Б.
ЧАХ ЭЛЬМУРЗИЕВИЧ АХРИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ
НАСЛЕДИЕ
Ключевые слова: Ингушетия, Фуртоуг, Ахриев, гимназия, лицей, просветители, творчество.
В статье рассматривается жизненный путь и творческое наследие первого ингушского ученого-этнографа, просветителя и кавказоведа Чаха Эльмурзиевича Ахриева. Показано, что любознательный, получивший хорошее начальное образование в военно-кантонистской школе, ингушский мальчик попал в благодатную атмосферу Ставропольской гимназии, после окончания которой, в 1871-1873 гг. он погрузился в изучение истории и фольклора своего народа. Почти все работы Чаха Ахриева этого рода были опубликованы в «Сборнике сведений о кавказских горцах» и в «Терских ведомостях». После