произошедшем чуде. Их мужество было бы совершенно бессмысленным, если бы не их убеждение в том, что Иисус Христос действительно воскрес из мертвых и это истина, за которую можно отдать свою жизнь.
Упоминание в тексте статьи общепринятых сокращений названия книг, входящих в состав Библии
- Ветхий Завет: Быт. - Бытие; 1 Езд. - Первая книга Ездры; Пс. - Псалтирь; Ис. - Книга пророка Исаии; Дан. - Книга пророка Даниила; Мих. - Книга пророка Михея; Зах. - Книга пророка Захарии.
- Новый Завет: Мф. - Евангелие от Матфея; Мк. - Евангелие от Марка; Лк. - Евангелие от Луки; Ин. - Евангелие от Иоанна; 1 Кор. - Первое послание к коринфянам.
Mention in the text of the article of common abbreviations of the name of the books included in the Bible
- Old Testament: Gen. - Genesis; 1 Ed. - The first book of Ezra; PS. - Psalms; Is. - The book of Isaiah; Dan. - The book of Daniel; Mich. - The book of the prophet Micah; Zech. - The book of Zechariah.
- New Testament: Matt. - The gospel of Matthew; MK. - The gospel of Mark; Luke. - The gospel of Luke; Jn. - The gospel of John; 1 Cor. - First Epistle to the Corinthians.
Литература и источники
1. BellH.Y. Fragments of Unknown Gospel and Other Early Christian Papyrus, 1935.
2. Roberts C.H. An Unpublished Fragment of the Fourth Gospel in the I. Rylands Library. Manchester, 1935.
3. Torrey C.C. The Four Gospels, 1933.
4. BlackM. An Aramaic Approach to the Gospels and Acts. Oxford, 1969.
5. Брюс Ф. Ф. Свидетельства текстов Нового Завета. - М.: Лютеранское наследие, 2001. 224 с.
6. Kenyon F.G., Bell H.J. Greek Papiri in the Museum. London, 1907. P. 125.
7. Флавий Иосиф, ФинкельбергМ. (переводчик), Вдовиченко А. (переводчик) Иудейская война. - М.: Мосты культуры, 2016. 528 с.
8. ЮнакД.О. Миф или Действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии. Издание третье. - М.: Весть для Тебя, 1996. 225 с.
9. Флавий Иосиф Иудейские древности. Пер. Г.Г. Генкеля. - СПб., 1900. В 2 т. Т. 1. 717 с. Т. 2. 420 с. Переизд.: с пред. и прим. В.А. Федосика и Г.И. Довгяло. Минск, Беларусь. 1994. Т. 1. 560 с. Т. 2. 608 с.
References and Sources
1. Bell H.Y. Fragments of Unknown Gospel and Other Early Christian Papyrus, 1935.
2. Roberts C.H. An Unpublished Fragment of the Fourth Gospel in the I. Rylands Library. Manchester, 1935.
3. Torrey C.C. The Four Gospels, 1933.
4. Black M. An Aramaic Approach to the Gospels and Acts. Oxford, 1969.
5. Bryus F.F. Svidetel'stva tekstov Novogo Zaveta. - M.: Lyuteranskoe nasledie, 2001. 224 s.
6. Kenyon F.G., Bell H.J. Greek Papiri in the Museum. London, 1907. P. 125.
7. Flavij Iosif, Finkel'berg M. (perevodchik), Vdovichenko A. (perevodchik) Iudejskaya vojna. - M.: Mosty kul'tury, 2016. 528 s.
8. Yunak D.O. Mif ili Dejstvitel'nost'. Istoricheskie i nauchnye dovody v zashchitu Biblii. Izdanie tret'e. - M.: Vest' dlya Tebya, 1996. 225 s.
9. Flavij Iosif Iudejskie drevnosti. Per. G.G. Genkelya. - SPb., 1900. V 2 t. T. 1. 717 s. T. 2. 420 s. Pereizd.: s pred. i prim. V.A. Fedosika i G.I. Dovgyalo. Minsk, Belarus'. 1994. T. 1. 560 s. T. 2. 608 s.
ФИЛАТОВ ЕВГЕНИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук (johnru3000@rambler.ru). FILATOV, EVGENY A. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Irkutsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (johnru3000@rambler.ru).
УДК 94(47).081:908.470«1858/60»
ИВОЧКИН Д.А.
«ДЕЛО ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В СМОЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО АКАФИСТНОГО СЛУЖЕНИЯ ПРЕД ЧУДОТВОРНЫМ ОБРАЗОМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (ИЗ ФОНДОВ РГИА) /
публикация и комментарий
Ключевые слова: Смоленская епархия, икона Богородицы «Одигитрия», акафист, архиепископ Тимофей (Кетлеров), общественно-церковная жизнь, религиозно-подвижнический вектор, иконопочитание
Публикация документов архивного дела, хранящегося в фондах Российского государственного исторического архива, позволяет реконструировать процесс учреждения в 1860 г. сохранившегося до наших дней обычая совершать молебен с чтением акафиста перед Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Впервые в отечественной и краевой историографии проведен анализ документа и выявлена степень народного усердия перед почитаемой иконой всероссийского масштаба. Публикуемый источник раскрывает малоизвестную исследователям страницу истории появления ранее отсутствовавшего в регионе богослужебного чина. Ко второй половине XIX столетия икону Богородицы благоговейно почитали в Смоленске, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» играла большую роль в общественно-церковной жизни Смоленской губернии. Именно по инициативе граждан г. Смоленска перед «Одигитрией» по вторникам стал совершаться акафист. В данной связи освещен религиозно-подвижнический вектор деятельности архиепископа Смоленского Тимофея (Кетлерова), с именем которого связано возникновение обычая совершать молебны.
Публикуемый источник одновременно фиксирует как обусловленные временем религиозные настроения прихожан, архиерея, так и богослужебно-практические соображения митрополита Московского Филарета (Дроздова). Примененная автором методика археографического и источниковедческого анализа новых документов позволила установить подлинность документов, время и место их происхождения, определить новизну документов и их научную и практическую значимость.
IVOCHKIN, D.A.
"THE CASE OF THE ESTABLISHMENT OF A WEEKLY ACAPHIST MINISTRY UNDER THE SMOLENSK CATHEDRAL BEFORE THE MIRACULOUS IMAGE OF THE SMOLENSKY ICON OF THE MOTHER OF GOD
(FROM THE RGUIA FUNDS) / post and comment
Keywords: Smolensk Diocese, Icon of the Mother of God "Hodegetria", Akaphist, Archbishop Timothy (Ketlerov), social-church life, religious-mobile vector, icon reading
The publication of archival documents stored in the funds of the Russian State Historical Archive allows us to reconstruct the process of establishing in 1860 the custom, which has survived to this day to perform a prayer service with the reading of an akathist in front of the Smolensk Icon of the Mother of God "Hodegetria" in the Smolensky Assumption Cathedral. For the first time in the domestic and regional historiography the analysis of the document was carried out and the degree of popular diligence before the venerated icon of the All-Russian scale was revealed. The published source reveals a little-known page to researchers from the history of the appearance of a previously absent divine rank in the region. By the second half of the XIX century the icon of the Mother of God was reverently honored in Smolensk, the Smolensk Icon of the Mother of God "Hodegetria" played a large role in the social and church life of the Smolensk province. It was on the initiative of the citizens of Smolensk that an akaphist began to be committed before "Hodegetria" on Tuesdays. In this regard, it also allows to reveal the religious-mobile vector of the activity of Archbishop Timothy of Smolensk (Ketlerov) with the name of which the occurrence of the custom to make prayers is connected. The published source simultaneously records both the time-based religious sentiments of parishioners, bishops and divine and practical considerations of Metropolitan Filaret of Moscow (Drozdov). The method of archeographic and source analysis of new documents used by the author made it possible to establish the authenticity of documents, the time and place of their origin, to determine the novelty of documents and their scientific and practical significance.
Смоленская икона Богоматери «Одигитрия» играла и играет важную роль в жизни Смоленской епархии. Об истории чудотворного образа Богоматери, принесённого в Смоленск в начале XII столетия князем Владимиром Мономахом, имеется достаточно обширная историография, причем как дореволюционная, так и современная [1, с. 246-250; 2, с. 36-37; 3, с. 102; 4, с. 9-12; 5, с. 291-313; 6, с. 263-274]. Однако о времени, мотивах и рассмотрении вопроса об акафистном пении имеется лишь одна публикация на станицах дореволюционных «Смоленских епархиальных ведомостей» [7; 8]. О том, как проходил процесс учреждения молебного пения, повествует дело из фондов Российского государственного исторического архива [9]. На основе названной публикации и архивных документов автор предпринимает попытку реконструировать ход событий, а также познакомить читателей с впервые вводимым в научный оборот историческим источником.
Ко второй половине XIX в. икона Божией Матери «Одигитрия» для Смоленска «сделалась главной святыней, небесным палладиумом, без которого совершенно невозможно представить себе существование этого города» [4, с. 12]. Почитая святыню, жители Смоленска в 1858 г. пожелали учредить в Успенском кафедральном соборе еженедельный по вторникам молебен с чтением акафиста «Одигитрии». 7 августа 1858 г. граждане обратились к архиепископу Тимофею (Кетлерову) с прошением благословить благое дело [7, с. 1323].
Просьба смолян заключалась в следующем. Во-первых, чтобы при иконе «Одигитрия» постоянно находилось в особой раме описание её происхождения и чудотворений. Это должно было способствовать передаче величия Богородицы из рода в род. Во-вторых, чтобы перед чудотворным образом «отныне навсегда открытое торжественнейшее» служение акафиста. Для этого граждане предлагали подробный чин совершения молебна. Под пространным прошением, занимавшим 8 листов, подписались 300 смолян [7, с.1321-1326].
Преосвященный Тимофей, согласно существовавшему законодательству, обратился с отношением к губернатору, в котором спрашивал его мнения относительно установления в Успенском кафедральном соборе торжественного акафистного служения. Владыка интересовался, существуют ли со стороны гражданской власти препятствия для этого. Губернатор ответил, что он «не только не встречает препятствий, но в чувствах глубокого благоговения к великой чудотворной святыне, учреждение это совершенно одобряет», а так как «оно и прилично, и назидательно, и спасительно», просил архиепископа представить прошение смолян на усмотрение Святейшего Синода [9, л. 5]. (См.: Документ 1).
В направленном ходатайстве граждан в Святейший Синод владыка Тимофей просил учесть пожелание смолян [9, л. 5 об.].
Святейший Синод передал рапорт владыки Тимофея на рассмотрение митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Кроме того, 29 сентября 1858 г. митрополиту Филарету через доверенного от смолян титулярного советника Алексея Петрунина было передано письмо с просьбой утвердить ходатайство жителей города [8, с. 1436-1437].
Митрополит Филарет, изучив дело, направил в Святейший Синод обширное заключение с подробным (14 пунктов) изложением своего мнения по запрашиваемому делу. Замечания владыки Филарета касались, в основном, богослужебных и уставных моментов. Однако, в целом, архиерей считал, что «просьбе смоленских жителей может быть сделано удовлетворение, по моему мнению, не иначе, как по соглашению предложения их с общепринятым святоотеческим уставом, и с обычаем церковным» [9, л.л. 7-12]. (См.: Документ 2).
В 1860 г. преемнику архиепископа Тимофея, епископу Смоленскому и Дорогобужскому Антонию (Амфитеатрову), из Синода пришел указ об учреждении в Смоленском Успенском кафедральном соборе акафистного пения в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» [9, л.л. 13-15]. (См.: Документ 3).
Этот акафист с незначительными изменениями совершается в кафедральном соборе до сего
дня.
Таким образом, анализ документов и литературы об учреждении акафиста перед Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрии» позволяет сделать вывод, что чудотворная икона играла важную роль в общественно-церковной жизни Смоленской епархии во второй половине XIX в.
Важен тот факт, что учрежденное богослужение оказалось достаточно развитым, его сложившаяся структура оказалась также весьма устойчивой: несмотря на сложную религиозную ситуацию советского времени, акафист сохранился в последующем практически не видоизмененным.
Документ 1.
В Святейший Правительствующий Синод, Тимофея, архиепископа Смоленского и Дорогобужского,
Рапорт.
Жители города Смоленска, поданным мне 6-го ноября прошедшего 1857 года прошением, между прочим, выяснили: «Благоговея пред нашею истинно-чудотворною иконою Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, они не могут и не имеют скрывать того, что в силах предпринять для прославления Ея и для распространения славы чудес Ея. По этому единодушно желают, во-первых, чтобы при этой иконе находилось вечно в особой раме описание Ея происхождения и чудотворений, и, во-вторых, чтобы в честь Ея было установлено отныне навсегда открытое торжественное акафистное служение. Для этого они: а) избрать в неделе день, а именно вторник, и по утру, в 8-мь с половиною часов, открывать колокольный звон, подобный тому, какой употребляется во дни крестных ходов для сбора; в 9-ть часов начинать торжественный благовест в самый большой колокол и продолжать его до трех четвертей десятого часа. В это время чудотворную икону помещать среди собора на приготовленном месте; б) по окончании часов, перед литургией приступать к чтению акафиста, при этом богослужении находиться трем священникам и двум диаконам, в лучшем праздничном облачении и полному хору певчих; в) при начале песни «Взбранной Воеводе» священникам исходить Царскими вратами и старшему из них с кадилом, при диаконах, обходить храм до окончания песни, потом приступать к чтению кондаков и икосов. Прочитав три икоса духовенству возвращаться в алтарь, предоставляя хору петь ирмосы. Так поступать и остальным священникам, начиная чтение акафиста поочередно и всегда при одинаковом умилительном пении «Взбранной Воеводе». Эту песнь, припевы и ирмосы петь самым лучшим возвышенным голосом; г) по окончании акафиста читать с коленопреклонением молитву Преблагословенной Деве, делать краткое поминовение об усопших и возглашать многолетие Государю Императору, Августейшему Дому, духовенству, воинству и всех христианам; д) устроить кружку и из числа собираемой пред окончанием служения, суммы обращать - половину на украшение храма, а половину - в пользу состоящего при соборе духовенства и певчих, и е) каждому епископу, сообщая официально своему преемнику о существовании настоящего
торжества, просить о неизменном, постоянном его отправлении, с тем, чтобы на обязанности кафедрального протоиерея лежало строжайшее наблюдение за точным выполнением всего, что войдет в состав богослужения.
Благочинный Смоленского кафедрального собора протоиерей Павел Жданов с братией собора, коим передано было это прошение на предварительное рассмотрение и обсуждение, от 1 -го марта за №19, доносят, что ходатайство жителей города Смоленска об учреждении в кафедральном соборе вечного торжественного акафистного служения, в честь чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, они находят со своей стороны приличным, назидательным и необходимым, а потому и на учреждение его изъявляют согласие. Впрочем считают надобным объясниться порознь на каждый из пунктов, приведенных в упомянутом ходатайстве: во-первых, приложенное при сем ходатайстве описание происхождения чудотворной соборной иконы Одигитрии и бывших от нее чудотворений, предполагаемо гражданами для всегдашнего помещения в особой раме, при самой иконе, может быть оставлено и без изменения, впредь до открытия более полных исторических сведений по сему предмету, во-вторых, для торжественного акафиста может быть назначен в каждой седмице, не исключая и Страстной, тот самый, который избран просителями, то есть, вторник, если же в сей день случится другое какое-либо торжество, по уставу неудобосовместимое с отправлением предполагаемого акафиста, то акафист отправлять или в понедельник, или в среду, по усмотрению обстоятельств; в-третьих, по утру, в восемь с половиною часов, вместо назначенного гражданами колокольного звона, подобно тому, какой употребляется во дни крестных ходов для сбора, то есть, вместо перезвона попеременно во все колокола, весьма нелегкого для звонарей, достаточно давать через большой колокол так называемую повестку, употребляемую в высокоторжественные дни, а в девять часов открывать в тот же колокол торжественный благовест и продолжать оный не до трех четвертей, а до половины десятого часа. В это время чудотворную икону помещать среди собора на приготовленном месте. В-четвертых, по окончании часов, перед литургией, приступать к служению акафиста. При этом богослужении находиться протоиерею, двум священникам и двум диаконам в праздничном облачении и всему прочему соборному причту. В-пятых, в рассуждении порядка отправления акафиста, с разделениями самого чтения кондаков и икосов на три статьи и с отдельными выходами священников для чтения, граждане просители очевидно желают подражать чинопоследованию акафистного служения на утрени так называемой Похвальной Субботы, но там акафист распределен между частями утрени, а здесь - на обыкновенном молебне, между часами и литургией, невозможно ни того отдельного чтения, ни тех отдельных выходов для чтения, а потому остается исполнить молебен Пресвятой Деве и акафист так, как и обыкновенно по уставу церковному исполнять их положено, но, без сомнения, с соблюдением возможного благолепия церковного и торжественности в чтении, пении, каждении и во всем прочем. В-шестых, по окончании акафиста, Евангелия и сугубой ектеньи, перед отпустом, читать с коленопреклонением молитву, напечатанную при акафисте Успению и начинающуюся так: «О, Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, высшая ангел и архангел, и всея твари честнейшая», после отпуста возглашать многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и архипастырю Смоленскому, военачальникам, градоначальникам, христолюбивому воинству и всем православным христианам, затем все торжество оканчивать песнью «Под Твою милость». В-седьмых, делать на сем торжественно-благодарственном молебне предполагаемое гражданами краткое поминовение о усопших признается неудобным и неблаговременным. В-восьмых, устроение кружки и назначение собираемой в оную сумму допустить согласно с изъясненным в ходатайстве желанием жителей Смоленска. В-девятых, наблюдение за постоянным отправлением акафиста и за точным выполнением всего, что войдет в состав его, возложить на кафедрального протоиерея и ключаря, при чем присовокупили со своей стороны еще и то желание, чтобы на учреждаемом торжественном молебне дозволено было читать, кроме общего Богородичного, и другие Богородичные же акафисты понедельно, как то, акафист Успению Богородицы и акафист Покрову Богородицы, как весьма назидательные и умилительные по содержанию своему, и притом имеющие особенное отношение - первый к храмовому празднику Большого собора, а второй к древней истории образа Божией Матери Одигитрии.
За сим я сносился к начальнику Смоленской губернии о доставлении уведомления - нет ли с его стороны препятствий к учреждению в кафедральном соборе торжественного акафистного служения.
На это его превосходительство отношением от 22 апреля сего года за №3933 уведомил меня, что к учреждению в кафедральном соборе торжественного акафистного служения, он не только не встречает препятствий, но в чувствах глубокого благоговения к великой чудотворной святыне, учреждение это совершенно одобряет и как оно и прилично, и назидательно, и спасительно, то, чтобы оставить неизменным на будущее время - не признано ли будет нужным представить Святейшему Синоду.
Признавая благочестивое желание жителей города Смоленска уважительным, а мнение по сему благочинного кафедрального собора с братией основательным и приведение оных в исполнение вполне полезным, равно принимая во внимание на это благочестивое и спасительное дело - согласие и местного светского правительства и священным долгом, благопочтительнейше представляю вышеизложенные обстоятельства на благоусмотрение Святейшего Правительствующего Синода, и благопокорнейше испрашиваю разрешения на учреждение в Смоленском кафедральном соборе торжественного акафистного служения, находящейся в оном чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии.
Вашего Святейшества нижайший послушник Архиепископ Тимофей (подпись).
Ф. 796. Оп. Оп. 139. Д. 1084. Л.Л. 1-5 об. Подлинник.
Документ 2.
Святейшему Правительствующему Синоду Донесение митрополита Филарета по делу об учреждении в Смоленском кафедральном соборе торжественного акафистного пения перед чудотворной иконой
Смоленской Божией Матери Одигитрии
При указе Святейшего Синода от 16 июня 1858 года №6666 препровождено ко мне донесение Преосвященного Тимофея, архиепископа Смоленского об учреждении в Смоленском кафедральном соборе торжественного пения акафиста Божией Матери, в честь чудотворныя иконы Ея Смоленския, в каждый вторник всего года; и требовано от меня рассмотрение и заключение.
В деле сем заключаются многие обстоятельства, на которые нужно обратить внимание порознь.
1. Дело начато прошением жителей Смоленска 6 ноября 1857 года. Почему в сие время возникла мысль об учреждении торжественного акафиста, не объяснено. Первоначальное учреждение торжественного пения акафиста Божией Матери в субботу пятой недели Великого поста имело основанием важное событие - избавление Царяграда чудом Божией Матери от нападения врагов, и по сей важной причине учреждено чтение акафиста только однажды в год. Смоленские жители ничего подобного не представляют и требуют торжественного совершения акафиста еженедельно. Если бы допустить, чтобы каждый город, во всякое время, когда ему заблагорассудится, без особой уважительной причины, мог учреждать новые торжественные богослужения, то устав церковный с глубокой мудростью Богоносными отцами составленный, и повсюду в Православных Церквах с назидательным согласием исполняемый, утратил бы много своей стройности и твердости, в разнообразии новых произвольных учреждений.
2. Смоленские жители не только изъявили желание, чтобы учреждено было торжественное пение акафиста, но и составили устав сего богослужения. Церковный порядок и смирение требовали бы, чтобы они предоставили сие священноначалию, как издревле бывало в Православной Церкви.
3. Смоленские жители избрали для торжественного акафиста вторник. Но почему избрали сей, а не другой день, основания сему не представили.
4. Они положили и кафедральные соборяне подтвердили, чтобы вторник назначен был в каждой седмице, не исключая и страстной, а следовательно и первой недели Великого поста. Таким образом уже начинается разрушение свято-отеческого церковного устава. Устав церковный устраняет от Страстной недели особые празднования, кроме праздника Благовещения Пресвятой
Богородицы, который не устраняется потому, что он есть воспоминание воплощения Сына Божия, и следовательно праздник не только Богородичный, но и Господень. Устав церковный в понедельник и вторник первой недели Великого поста не допускает особых, не принадлежащих посту, богослужений, и даже праздника Сретения Господня, который велит переносить на предшествующий воскресный день. Смоленские жители и соборяне решаются сокрушить си пределы, положенные святыми отцами. Они не приняли в рассуждение и того, что в страстной вторник, кроме совершения часов с кафизмами и Преждеосвященной литургии, по уставу должно быть прочтено все Евангелие от Марка; и что при исполнении сего внимательно и без поспешности, едва ли достанет времени для торжественного акафиста.
5. Смоленские жители требуют, чтобы для акафиста в половине девятого часа утра начинался перезвон, а в девять торжественный благовест, который бы продолжался три четверти часа, всего час с четвертью. Продолжение благовеста излишнее, обременительное, бесполезное и торжественность такая, какой иногда Господни праздники не имеют.
6. Смоленские жители в своем уставе полагают, чтобы священнослужители во время акафиста были в лучшем праздничном облачении. Обстоятельство неважное, но все же нарушение устава и приличия - во вторник первой недели Великого поста употребить при акафисте облачение, которое употребляется в день Пасхи или Рождества Христова.
7. Они полагают в своем уставе чтобы священник во время песни «Взбранной Воеводе» выходил из алтаря с кадилом. В сем оказывается обличение того, что они приняли на себя дело, им не принадлежащее и не известное. По уставу, если служение бывает среди церкви, то здесь должен подать кадило причетник диакону, а диакон священнику.
8. Они пишут в своем уставе, чтобы священник кадил храм при диаконах. Но при кадящем священнике двум диаконам, по истинному церковному уставу, быть не следует.
9. Они в своем уставе повелевают трем священникам читать акафист по частям, по очереди. И это не согласно с общим церковным уставом, по которому в соборном служении весь акафист прочитывается начальствующим.
10. Они велят в своем уставе читать по три кондака и икоса отдельно, вероятно, по тропаре, по третьей и по шестой песни. Но когда же будут прочитаны остальные три кондака и икоса? Новые составители устава не составили себе отчетливого понятия об учреждаемой ими службе и предположили неисполнимое, как и соборянами замечено.
11. Смоленские жители полагают в своем уставе после акафиста поминовение усопших. Среди торжественного и благодарственного песнопения поминовение усопших не сообразно с общим святоотеческим церковным уставом, что также и соборянами замечено.
12. Учреждение особой кружки для сбора при акафисте в пользу Церкви, соборного причта и певчих едва ли не составит более неблаговидности, нежели желаемого пособия.
13. Требование смоленских жителей, чтобы каждый смоленский епископ официально сообщал своему преемнику об акафисте не представляется нужным, как скоро сделается по сему предмету начальственное постановление.
14. Предположение, чтобы чудотворную икону на время молебна помещать среди храма, едва ли нужно и прилично. По общему обычаю, во время полиелея, поставляется среди церкви икона праздника, малая, не находящаяся в составе иконостаса. Но так как чудотворная икона, по всей вероятности, находится в составе иконостаса, то перенесение ее не нужно, и оставило бы в иконостасе пустое место, с нарушением благообразия в храме. Читающий акафист может приблизиться к чудотворной иконе.
По принятии в рассуждение всего вышеизложенного, просьбе смоленских жителей может быть сделано удовлетворение, по моему мнению, не иначе, как по соглашению предложения их с общепринятым святоотеческим уставом, и с обычаем церковным. В пример может быть взято местное обыкновение Киево-Печерской Лавры еженедельно совершать акафист Божией Матери в честь чудотворного иконы Успения Божией Матери. Смоленские жители не имеют основания требовать более того, что там совершается. Итак, может быть предписано Преосвященному Смоленскому, что он может сделать следующее распоряжение.
1. По благочестивому желанию смоленских жителей учреждается в Смоленском кафедральном соборе еженедельное торжественное совершение акафиста или молебного пения с акафистом Божией Матери, в честь чудотворныя иконы Ея Смоленския.
2. Для сего назначается вторник каждой недели, кроме тех, в которые таковое богослужение совершать неудобно и недолжно по общему преданному святыми отцами церковному уставу.
3. В день акафиста благовест к литургии может быть в праздничный колокол.
4. Акафист совершается перед литургией, по прочтении часов.
5. Акафисту может предшествовать праздничный звон.
6. Во время пеня кондака «Взбранной Воеводе» может быть каждение чудотворной иконы и всего храма.
7. По акафисте молитва Божией Матери может быть читаема с коленопреклонением, кроме дней, в которые коленопреклонения не положены по уставу, как-то - на Светлой неделе и в продолжение Пятидесятницы.
О чем Святейшему Синоду благопочтительнейше доношу с возвращением донесения Преосвященного Смоленского.
Вашего Святейшества смиренный послушник, Филарет, митрополит Московский.
Ф. 796. Оп. Оп. 139. Д. 1084. Л.Л. 7-12. Подлинник.
Документ 3.
Копия
№1927 1860 года июня 29 дня
По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали дело об учреждении в Смоленском кафедральном соборе в каждый вторник всего года торжественного пения акафиста Божией Матери, в честь чудотворныя иконы Ея Смоленския. <.. .> По рассмотрении сего дела, Святейший Синод определяет:
1) по благочестивому желанию смоленских жителей, учредить в Смоленском кафедральном соборе еженедельное торжественное совершение акафиста или молебного пения с акафистом Божией Матери в честь чудотворныя Ея иконы Смоленския;
2) Для сего назначить вторник каждой недели, кроме тех, в которые таковое богослужение совершать неудобно и недолжно по общему преданному святыми отцами церковному уставу;
3) В день акафиста благовестить к литургии в праздничный колокол;
4) Акафист совершать перед литургией, по прочтении часов.
5) Перед акафистом производить праздничный звон;
6) Во время пения кондака «Взбранной Воеводе», быть каждению чудотворной иконы и всего храма;
7) По акафисте читать молитву Божией Матери с коленопреклонением, кроме дней, в которые коленопреклонения не положены по уставу как-то: на Святой неделе и в продолжение Пятидесятницы.
О чем для зависящих распоряжений и послать Преосвященному Смоленскому указ. Подлинное определение Святейшего Синода подписано 18-го августа 1860 года. Протоколист (подпись)
Ф. 796. Оп. Оп. 139. Д. 1084. Л.Л. 13-15. Копия.
Литература и источники
1. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб., 1864. - С. 246-250.
2. Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями. - Смоленск, 1897. - С.36-37.
3. Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. - Смоленск, 1903. - С. 102.
4. Орловский И.И. Церковно-исторические воспоминания в 1903 году// Орловский И.И. Избранное. - Смоленск, 2011. - С.9-12.
5. Щенникова Л.А. Чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» и ее списки в свете новых исследований // Искусство христианского мира. - М., 2016. - Вып. 13. - С. 291-313.
6. Ивочкин Д.А. Почитание чудотворных икон в Смоленской епархии во второй половине XIX - начале ХХ в. // Преподаватель XXI век. - Вып.4. - Ч.2. 2019. - С. 263-274.
7. Грачев В. Ходатайство жителей г. Смоленска об учреждении в кафедральном соборе вечного торжественного акафистного служения в честь чудотворной иконы Смоленской Пресвятой Богородицы - Одигитрии // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1903. - №22. Отдел неофиц. - С. 1321-1326.
8. Грачев В. Ходатайство жителей г. Смоленска ...// Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1903. - №26. Отдел неофиц. - С. 1433-1438.
9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 139. Д. 1084.
References and Sources
1. Trofimovskij N.V. Istoriko-statisticheskoe opisanie Smolenskoj eparhii. - SPb., 1864. - S. 246-250.
2. Adres-kalendar' Smolenskoj eparhii s istoricheskimi i cerkovno-prakticheskimi ukazaniyami. - Smolensk, 1897. - S.36-37.
142
3. Murzakevich N.A. Istoriya goroda Smolenska. - Smolensk, 1903. - S. 102.
4. Orlovskij I.I. Cerkovno-istoricheskie vospominaniya v 1903 godu// Orlovskij I.I. Izbrannoe. - Smolensk, 2011. - S.9-12.
5. Shchennikova L.A. Chudotvornaya ikona «Bogomater' Odigitriya Smolenskaya» i ee spiski v svete novyh issledovanij // Iskusstvo hristianskogo mira. - M., 2016. - Vyp. 13. - S. 291-313.
6. Ivochkin D.A. Pochitanie chudotvornyh ikon v Smolenskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX - nachale HKH v. // Prepodavatel' XXI vek. - Vyp.4. - CH.2. 2019. - S. 263-274.
7. Grachev V. Hodatajstvo zhitelej g. Smolenska ob uchrezhdenii v kafedral'nom sobore vechnogo torzhestvennogo akafistnogo sluzheniya v chest' chudotvornoj ikony Smolenskoj Presvyatoj Bogorodicy - Odigitrii // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - Smolensk, 1903. - №22. Otdel neofic. - S. 13211326.
8. Grachev V. Hodatajstvo zhitelej g. Smolenska ...// Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - Smolensk, 1903. - .№26. Otdel neofic. - S. 1433-1438.
9. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 796. Op. 139. D. 1084.
ИВОЧКИН ДЕМЬЯН АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской Православной Духовной Семинарии Смоленской Епархии Русской Православной Церкви (idar78@mail.ru).
IVOCHKIN, DEMYAN A. - Ph.D. in History, Ph.D. in Theologi, Associate Professor, Head of the Department of Theological and Church-Historical Disciplines, Smolensk Orthodox Theological Seminary of the Smolensk Diocese of the Russian Orthodox Church.