Научная статья на тему 'Энтузиазм и институциализм как линии цивилизационного развития'

Энтузиазм и институциализм как линии цивилизационного развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНТУЗИАЗМ / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ КАК К СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ КАК К ВЕРОУЧЕНИЮ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИАЛИЗМ / ENTHUSIASM / AN ATTITUDE TO RELIGION AS A SOCIAL INSTITUTION / AN ATTITUDE TO RELIGION AS A RELIGIOUS DOCTRINE / A RELIGIOUS ORGANIZATION / HERETICAL TEACHINGS / INSTITUTIONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Климов Алексей Григорьевич

В статье рассмотрены две тенденции в историческом развитии христианской Церкви как социокультурные процессы, представляющие нормативный (институционный) и трансцендентально-импульсивный (энтузиастский) механизмы исторического становления религиозной организации. Представлены примеры проявления энтузиазма в эпоху Вселенских Соборов и в период зарождения и развития западного реформизма. Определено взаимодополняющее отношение между этими механизмами организационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enthusiasm and institutionalism as tendencies of civilization development

The paper views two tendencies in the history of development of Christian Church as socio-cultural processes which represent normative (institutionalist) and transcendent and impulsive (enthusiastic) mechanisms of historic formation of religious organization. It gives examples of enthusiasm manifestation in the Church Councils epoch and also in the period of Western reformism revival and development. The author defines the complimenatary relations between these mechanisms of organizational development.

Текст научной работы на тему «Энтузиазм и институциализм как линии цивилизационного развития»

ЭНТУЗИАЗМ И ИНСТИТУЦИАЛИЗМ КАК ЛИНИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

А. Г. Климов

В теологическом, равно как и научном, употреблении термин «энтузиазм» появляется в XVII—XVIII вв. для характеристики тех верующих христиан, которые считали первым условием религиозного опыта готовность восприятия Божественного, в то время как убеждения, основанные на рационалистических выводах, формальное соблюдение обрядов и даже добрые дела, составляющие сущность церковной жизни, на фоне готовности принятия приобретают второстепенное значение. Казалось бы, наблюдается возвращение к содержанию учения о благодати Блаженного Августина, которое, будучи развито в систематизированных от Аристотеля1 положениях Фомы Аквинского, удостоенного римской церковью звания «князя философии», выполняло формообразующие роли в становлении и развитии европейской культуры. Причём в первую очередь культуры организационной, поскольку на идеях Августина о противопоставлении града Божьего граду земному вырастало и правовое поле взаимоотношения Церкви и светской власти в феодальной Европе, формировался статус власти религиозных институтов и власти гражданской, светской, определявшей в период модернизации секуляризацию Церкви в Европе и пути образования светских управленческих институтов.

Энтузиазм, в этом узком смысле фиксирующий социокультурную позицию человека в отношении к религии (как к институту, так и к вероучению), был второй стороной процесса канонизации культового поведения членов религиозной общины и перевода в нормативный план положений христианского вероучения. Выявленные каппадокийскими мужами и развитые в византийском богословии базисные принципы христианского вероучения: тринитарность, истинная (и сокровенная, и явленная) природа Христа, особенности проявления Святого Духа — через установления Вселенских соборов включались в жизнь Церкви, выступая в качестве ведущих и направляющих принципов обихода жизни христианина и теоретически выстроенных путей развёртывания и распространения христианской организации. Но параллельно этим процессам в рамках христианского вероисповедания постоянно возникали отклонения, базирующиеся на представлениях о трансценденталь-ности божественного и скаженном понимании действия Святого Духа, основанном на отрицании Его обнаружения в мирской повседневности, а потому требующем особых форм душевной активности для приближения к Нему.

Рассмотрим основы энтузиазма и его историческую феноменологию, проявления в истории христианской религии и религиозной организации — Церкви — на примере двух узловых периодов истории христианства: установления догматических оснований вероучения и вероисповедания в эпоху Вселенских соборов и критическое переосмысление основ римского католицизма в европейском протестантизме, знаменовавшем собой зарождение и наступление Нового Времени. Если первый

период представлял собой поворотный этап всемирной истории христианства, то второй — в истории Европы.

Первый натиск энтузиазма каноническая линия становления вероучения испытала чуть ли не сразу после рождения христианской цивилизации в связи с утверждением и распространением влияния христианской Церкви. Одно из первых еретических уклонений, развернувшееся в ересь монтанизма, появилось ещё в период апостольской проповеди. Монтан2, не захотев войти в рамки устанавливающихся церковных правил, ратовал за живое духовное общение с Божеством, свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах — особых дарах Св. Духа: в способности к пророчеству и глоссолалии (психологический феномен, подобный речевому автоматизму, на котором строились многие языческие мистериальные культы). «Монтанисты верили, что, как и во времена апостольские. Дух, который является единственным решающим элементом ... свободно пребывает где ему угодно»3.

Серьёзное влияние на утверждение темы энтузиазма в теологическом дискурсе оказало и пелагианство, в котором, соответственно соборному становлению, но вне его содержания, рассматривались темы благодати, свободы воли форм проявления в жизни людей Святого Духа. Ересиарх Пелагий (354—420) выступил с учением

о свободе воли, которое было оспорено Блаженным Августином (354-430) в известном его трактате о благодати4 как форме установления организационных взаимодействий в Церкви5. Пелагий полагал, что свобода воли принадлежит самой природе человека, а роль благодати при этом сводится лишь к Божественной помощи ему в добрых делах. Это утверждение умаляет не только действие благодати, но и расширенно истолковывает возможности воли как человеческого свойства, проявляющегося вне Божественного участия. В развитии научной психологии неосознаваемое (невольное) принятие пелагианства привело к исключению воли из разряда научных категорий психологии. Уже Августин, дискутируя вопрос о благодати, выводит её из любви Бога к человеку, снимая навязываемые ей ограничения и выявляя ту форму отношения Бога и человека, которая придавала наполненное надеждой и принятием отношение к человеку в христианском вероисповедании и раскрывала сущностное содержание Нового Завета.

В завершение этого периода складывается и духовное движение павликан, выступавших уже оппозицией византийской власти. Павликане ратовали за восстановление «апостольской простоты» как в богослужениях, так и в мирской жизни христианской общины, что привело даже к организации карательной экспедиции императором Константином Погонатом в 684 г.°

Еретический характер энтузиазма этого периода определялся в первую очередь отношением его представителей к основаниям христианского вероучения, которое характеризовалось помещением Богопознания в планы изменённых форм сознания, затенением истины христианства экстатическими переживаниями и инаковостью феноменов трансцендентности. Линия церковного строительства того времени не могла не реагировать на проявления энтузиазма, выражавшиеся в распространении самостийных толкований предания и произвольных заимствований Святого Писания. Уже Ириней Лионский (130-202) выступал с развёрнутой критикой еретических

уклонений, развивая экклесиологию и христианскую догматику на критическом рассмотрении положений гностицизма7. Василий Великий (330-379) в книге «О Духе Святом», выстраивая классификацию ересей по отношению к истине христианского вероучения, различает уклонения в вере и искажения её8.

Энтузиастские движения периода установления догматических оснований вероучения и вероисповедания в эпоху Вселенских соборов, как это ни парадоксально, участвовали в формировании христианского догмата не только как фактор определения его поля, но и как объект опровержения, мобилизующий поиски и консолидацию церковного строительства.

Период критического переосмысления основ римского католицизма в европейском протестантизме начинался не выступлениями Лютера и духовной публицистикой Эразма Роттердамского, а монастырской проповедью смирения Бернара Клервоского (1091-1153) и нищенствующим подвижничеством Франциска Ассизского (1182-1226). Создавая и формируя католическую Европу, они определили пути западного христианского монашества, влияя этим и на процесс институционализации римской церкви. Например, св. Бернар был автором устава тамплиеров, в котором определялись правила для духовно-рыцарских орденов.

Задолго до появления протестантизма жизнь католического мира состояла из учреждения религиозных общин и духовных братств. В начале XIII в. в Германии появляется движение братьев свободного духа, распространившееся в Нидерландах, Франции, Италии. В XIV в. в Нидерландах Герхард Грот организовывает общину братьев общей жизни, в «братские дома» которой входят и клирики, и миряне, под влиянием которой находились и Фома Кемпийский, и Николай Кузанский.

В истории христианства периода реформации наиболее заметны энтузиастские движения Ульриха Цвингли (1484-1531) и пиетизм Филиппа Шпенгера (1635-1705).

Цвингли, сподвижник Лютера и Кальвина, положивший начало евангелизму, отличался некоторой эксцентричностью. Известна его проповедь 1522 г. «О свободе выбора пищи», направленная против устанавливаемых католической церковью предписаний поста. Заняв должность капеллана в Эйзенвельде, он объявляет монахинь свободными от обета безбрачия9.

Пиетисты основывались на утверждении значимости религиозных переживаний верующих, на ощущении живого общения с Богом и переживании постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Началом движения были устраиваемые собрания в домах (collegia pietatis) людей, проводивших публичные выступления. Сам термин использовался с 1689 г. молодыми магистрами Лейпцига, считавшими себя последователями Шпенгера.

Собственно, именно в реформистской церковной среде и появляется в этот период термин энтузиазм, основанный на убеждённости в том, что спасение возможно исключительно по божьей благодати, а потому главное призвание истинного христианина есть готовность к восприятию Бога, открытость к благодати. Это движение осуждалось и в католичестве: епископ Хикс в 1680 г. в проповеди «Изгнание духа энтузиазма» положил начало массовому использованию этого термина, а в 1823 г. Исаак Тейлор издаёт монументальную работу «Естественная история энтузиазма», определившую разработку этой темы в религиоведении.

З9

Институциализм же представляет собой нормативный порядок организации, рассматриваемый в полноте факторов, его определяющих. В истории христианства эта линия становления была представлена, с одной стороны, формированием культовых особенностей службы, зафиксированных в литургике, а с другой — становлением христианского вероучения.

Первая составляющая этого направления представлена такими авторами, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и папа римский Григорий Великий (Двоеслов). Вторая — не только отцами и учителями Церкви, участвовавшими в соборных решениях об установлении иерархий и соответствующих им ритуальных признаков, но и святителями и духовными писателями, рассматривавшими эту тематику. Для Западной европейской культуры особое значение имела средневековая схоластика, в частности учение Фомы Аквианта (1225-1274) о благодати как методологическое обоснование соотношения энтузиастской веры и организационной иерархии христианской Церкви10.

Периоды распространения энтузиастских движений соответствуют трансформациям религиозной организации, которая не всегда укладывается в формат «объективно-исторических причин». Эти движения суть проявления внутренней жизни Церкви во внешне социальном плане, их содержание и реакции церковных властей и характеристик религиозной организации (иерархии, отношения причта с приходом) на них составляют полноту Церковного Предания.

1 Учение Фомы Аквината основывалось на возведении веры в форму проявления мудрости, которая в его иерархии, заимствованной у Аристотеля, занимала главенствующее место над опытом, искусством и знанием.

2 Монтан — бывший языческий жрец, родом из Малой Азии, обратившийся в христианство около 156 г., но впоследствии исключённый из христианской общины. Ересь монтанизма была осуждена на Первом Вселенском Соборе в Нике в 325 г., где была названа как ката фригийская ересь.

3 Адольф Юлихер. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского Собора // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 285.

4 Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А. А., Пррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 532-557.

5 Ради исторической справедливости следует отметить, что сам Пелагий отличался миролюбием и для выяснения противоречий сам ездил к Августину, епископу Гипонскому. Явление пела-гианства связано с деятельностью его современника и ревностного последователя Целестия.

6 Впрочем, помимо казни главы общины Сильвана (бывшего Константином, но взявшего себе это имя в подражание последователю и ученику апостола), успеха эта экспедиция не имела, поскольку возглавлявший её Симеон, очарованный благообразием жизни павликан, позднее сам возглавил её, взяв себе имя спутника и ученика апостола Павла Тита (Барти-кян Р. М. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван, 1961).

7 Св. Приней Лионский. Творения (Сер. «Библиотека отцов и учителей Церкви». II). М.: Благовест, 1996.

8 О Духе Святом // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1891. Ч. 3. С. 189-293.

9 Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

10 Фома Аквинский был канонизирован менее чем через полвека после кончины — в 1323 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.