УДК 2.274
Макаров Владимир Андреевич Vladimir Makarov
ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АМЕРИКАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
EMPIRICAL ANALYSIS OF THE MAIN AMERICAN VALUES
Делается попытка анализа отношения американцев к основным ценностям своего общества: опоре на личные достижения, священности труда и идеи воздаяния за труд в земной жизни, а также религиозных и этических аспектов мотивации экономической деятельности и отношения к труду
Ключевые слова: американская культура, пуританство, протестантизм, имплицитность, личные достижения, воздаяние за труд
В суждениях и действиях американцев XXI в. прослеживается имплицитное влияние пуританско-протестантского наследия Америки. Американцы превозносят индивидуальные достижения, являющиеся следствием протестантской идеи о личностной связи с Богом, а также воздаянии и наказании, получаемых в земной жизни. Американцы-протестанты в своем большинстве остаются глубоко религиозными и придерживаются традиционных ценностей, даже в условиях процветания, достигнутого не в последнюю очередь благодаря следованию основным постулатам протестантов-пуритан. Американцам присуще внутренне связывать работу с духовным спасением и демонстрировать иные суждения, характерные для пуританизма. Согласно теориям неявного социального познания, считается, что влияние традиционных культурных ценностей является самым сильным на имплицитном уровне, поскольку даже мало религиозные американцы и американцы — непротестанты с высокой долей вероятности придерживаются таких же суждений,
Analysis of American attitude to their main values such as individual merit, linking hard work with divine salvation and principle of earthly reward and punishment is given by the author of the article. Besides, an attempt was made to analyze the religious and ethical aspects of economic activities motivation and work ethics
Key words: American culture, Puritanism, Protestantism, implicitness, individual merit, earthly reward and punishment
что и благочестивые протестанты-американцы.
В своем классическом произведении «Демократия в Америке» Alexis De Toc-queville [15] выдвинул теорию исключительности Америки, которая получила развитие в трудах таких исследователей, как Baker [1], Kingdon [6], Lipset [10]. Несмотря на разные направления, по которым проводились исследования, — от небольших проектов на уровне федерального правительства, реализованных Kingdon [6], до анализа американского кризиса ценностей Baker [1] — все они разделяют идею качественного отличия Америки от других стран, а также то, что такое отличие нуждается в объяснении. Вслед за этими учеными утверждаем, что большинство уникальных качественных основ американской культуры является частью ее пуританско-протестантского наследия. Кроме того, современные проявления пуританс-ко-протестантских ценностей часто характеризуются как имплицитные и автоматические. В исследовании этого феномена
мы опирались на труды Sanchez-Burks [13; 14], доказывающего, что американские протестанты неосознанно следуют протестантской идеологии, предписывающей беспристрастность в трудовых отношениях. В данном исследовании труд по своей значимости ставился в один ряд с моральными ценностями, сосредотачиваясь на случаях, в которых непротестанты и умеренно религиозные американцы демонстрировали суждения, характерные для приверженцев традиционных пуританско-протестантских ценностей.
Остановимся на двух ключевых отличиях американских моральных ценностей, которые берут свое начало в пуританско-протестантском наследии Америки. Во-первых, американская культура превозносит личные, индивидуальные достижения, что в значительной степени основывается на протестантской идее о личном отношении с Богом, а также понятии воздаяния и наказания в земной жизни. Во-вторых, не менее значимым является то, что процесс развития американской культуры разительно отличается от общемирового. Как правило, благосостояние и демократия порождают светские, менее традиционные ценности [4; 5]. Поскольку исторически протестантские страны стали индустриальными и богатыми раньше других культур, они секуляризировались первыми и сегодня являются наименее традиционными обществами. Исключением стали Соединенные Штаты, основанные благочестивыми протестантами — пуританами, которые были и остаются страной очень религиозной и исповедующей традиционные ценности,
Несмотря на высочайший уровень экономического развития, современные американцы по-прежнему придают большое значение религии, традиционным семейным ценностям и отвергают в своем большинстве разводы, гомосексуализм, аборты, эвтаназию и самоубийства. Опираясь на результаты опроса, проводимого Всемирной ассоциацией исследования национальных ценностей в период с 2005-2010 [5], мы можем утверждать, что имплицитность в восприятии современных американцев,
наиболее вероятно, будет основываться на традиционной пуританско-протестантской нравственности.
Особенный интерес для нас также представляет отождествление американцами работы и божественного спасения. Мы считаем это несомненным имплицитным проявлением пуританизма.
В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Max Weber [18] утверждал, что протестантство явилось основным фактором, оказавшим влияние на развитие современного капитализма. Он предположил, что протестантская этика каждодневного поведения, подчеркивая важность христианских добродетелей и веру в спасение, содействовала росту экономики и развитию предпринимательства.
Кальвинистский принцип предопределения также сыграл свою роль, сняв клеймо осуждения с открытого стремления к материальному благосостоянию. Поскольку материальный успех предполагал избранность Богом, достижение его было не только морально, но даже обязательно. Экономический эффект протестантской Реформации был огромен. До реформации южная Европа была экономически более обеспечена, чем Северная Европа. Но за следующие три столетия капитализм расцвел именно в протестантских, а не католических странах [4; 7]. В течение первых полутора столетий индустриализация была ограничена исторически протестантскими странами северо-западной Европы, протестантскими областями католических европейских стран и протестантскими регионами обеих Америк [4]. Как отмечают Inglehart и Welzel [5; С. 75], индустриализация была «всецело сконцентрирована в обществах, где преобладал протестантизм, и среди протестантского сегмента смешанных обществ. Как правило, с ростом благосостояния общества, влияние религии уменьшается и заменяется светскими ценностями» [4]. В силу данного процесса, большая часть протестантских стран стала жертвой собственного материального успеха. Страны с преобладанием протестантского населения развивались как промышленно, так и экономически
раньше и интенсивнее, чем католические, мусульманские, индуистские и другие страны [7]. В результате они раньше секуляризовались [11]. Протестантство стало чем-то вроде затухающего костра в месте его зарождения — северо-западной Европе. Самое яркое исключение — Соединенные Штаты, которые в новом тысячелетии являются фактически столь же религиозными, как и на заре протестантизма [11].
То, что выделяет Америку из ряда других стран — это не высокий уровень религиозности, который не выше, чем в любой из множества латиноамериканских и исламских стран, а то, что американцы сохранили высокий уровень религиозности даже на пике экономического процветания. Согласно опросу, более половины американцев утверждает, что религия очень важна для них лично, но не влияет на экономическую составляющую их жизни. Наиболее вероятная причина — уникальное культурное наследие Америки как страны, основанной протестантами-пуританами, покинувшими Европу из-за религиозных гонений. Благочестивые иммигранты надеялись создать религиозную утопию в Новом Свете. В некоторых случаях в Новую Англию эмигрировали целые конгрегации. Этот процесс вынужденной селекции привел к необыкновенному уровню религиозности в новых колониях. В то время как за первыми английскими колонистами последовали другие, преследующие чисто меркантильные экономические цели, именно благочестивые протестанты заложили основы американской культуры. Поскольку набожные колонисты стали первоосновой нового общества, они оказали огромное влияние на то, что, в конечном счете, стало известно миру как вероисповедание по-американски. Многие ученые утверждают, что Протестантизм продолжает оказывать значительное, хотя часто и неявное влияние на ценности современных американцев [1; 7: 10; 13; 14].
Одной из наиболее значимых американских ценностей является идея личных достижений. В то время как идеал индивидуализма частично базируется на про-
тестантской идее о личных отношениях с Богом, вера в меритократию, т.е. достой-новластие, отчасти исходит из протестантского догмата воздаяния за земные труды. Ярко выраженный индивидуализм Америки выделяет ее из остального мира, ориентированного больше на коллективизм или работу в команде.
Однако одно из базовых отличий американского индивидуализма проявляется в отрицании протестантизмом определенных постулатов католической веры [5; 18]. В ответ на разложение Католической церкви и отход от священного писания Протестантство стало настаивать на значимости личного отношения с Богом. Тогда как католики уделяли большое внимание сплочению верующих, протестанты сосредоточились на обретении личных отношений с Богом. Мартин Лютер писал, что каждый христианин — «сам себе господин, неподвластный никому» [12].
Протестантские страны эмпирически являются более индивидуалистическими, чем католические страны [2; 16]. Даже в этом случае Соединенные Штаты являются значительно более индивидуалистическими, чем другие исторически сложившиеся протестантские культуры [16]. Соединенные Штаты — уникальная протестантская страна со множеством сект, в которых люди вольны выбрать деноминацию, наиболее соответствующую их личному пониманию духовности [9; 10]. Согласно теории Weber [18], сектантский Протестантизм в наибольшей степени способствует индивидуалистическому поведению. De Tocqueville [15] отмечал, что американские протестантские секты являются больше общинными, чем иерархическими, способствуя индивидуализму и придавая большое значение личностной связи с Богом, минуя церковные институты.
В то время как большинство религий обещают, что верность вере будет вознаграждена в загробной жизни, некоторые из них обещают получение благ при жизни. К ним, безусловно, относятся определенные протестантские идеи, идущие в разрез с общепринятыми религиозными догмами,
в особенности утверждение Кальвина, что все предопределено и только избранные Богом могут достигнуть рая, а материальный успех — доказательство этой благодати. Кальвин также утверждал, что Христос умер ради избранных, а не для всего человеческого рода.
Кальвинистский принцип воздаяния при жизни внес существенный вклад в веру американцев в личные достижения. Более 96 % американцев полагают, что детей нужно учить принципу «усердно работая... любой может преуспеть в Америке», что эту идею необходимо адаптировать в такой степени, чтобы она побуждала детей к достижению успеха [1]. Из множества народов, опрошенных в рамках мониторинга мировых ценностей, проведенного Всемирной ассоциацией исследования национальных ценностей, американцы были наиболее склонны считать, что труд каждого человека должен оплачиваться, исходя из качества выполненной работы [10]. Идея оплаты труда в зависимости от личных достижений настолько неопровержима для американского бизнеса, что как-то забывается, что в других странах имеются совсем другие идеи относительно найма на работу и повышения по служебной лестнице. Например, карьерный рост в японских компаниях реализуется в значительной степени по принципу старшинства. В то время как 79 % американцев полагают, что полномочия начальника основаны на его или её способности справляться со своими обязанностями, только 27 % японцев разделяют это мнение. Японцы, голландцы, австралийцы, британцы и другие более склонны, чем американцы, рассматривать полномочия начальника как производную власти над другими [2]. В то время как американцы полагают, что всеобщие правила, основанные на личных достижениях, должны применяться ко всем без исключения, личностные нормы и ценности во многих других обществах понуждают людей отдавать предпочтение лояльности друзей, а не принципу личных достижений.
Можно утверждать, что приверженность идее меритократии помогла возвы-
шению Америки в качестве экономической супердержавы [7]. Очевидно, что исторически протестантские нации доминируют в мире с экономических позиций. Неудивительно, что некоторые азиатские компании активно стремятся освоить американскую бизнес-модель, в основу которой положен принцип личных достижений взамен моделей, основанных на найме по принципу старшинства. Как отмечалось ранее, протестантская трудовая этика может быть адаптивной в том смысле, что она побуждает индивидуума добиваться успеха как в образовании, так и в профессии. Однако протестантская вера как в земные наказания, так и воздаяния за труды при жизни имеет некоторые особенности, не все из которых можно одобрить. Вера в то, что плохие люди будут наказаны при жизни, играет на руку идеологиям, оправдывающим социальное неравенство. Согласно последним опросам, американцы, в отличие от многих других культур, включая и другие богатые демократические государства, придерживаются мнения, что люди получают то, чего они заслуживают [5]. 82 % американцев полагают, что все, что происходит с людьми, является следствием их собственных деяний, это мнение разделяют лишь 33 % венесуэльцев и 39 % китайцев. Вполне предсказуемо, что люди в бедных странах — где жизнь значительно более тяжелая, чем в Америке — считают мир несправедливым. Однако в справедливость в мире верит большее число американцев, чем японцев, немцев и шведов (63, 66 и 71 % соответственно).
Кроме этого, отличительной чертой американцев является практически неосознаваемое, почти автоматическое отношение к труду как к священной обязанности, ведущее отсчет от морали пуритан. Хотя, в конечном итоге, протестанты отстранились от учения о божественном предопределении Кальвина, его идея о труде как источнике божественного спасения осталась неизменной. В отличие от других религий, которые обычно осуждали стремление к накоплению личного состояния, протестанты активно поощряли такую деятельность,
поскольку, по Кальвину, материальное благосостояние означало ниспосланное богом воздаяние за труд.
Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что пуритано-протестантское наследие, несомненно, продолжает оказывать влияние, хотя часто и неосознанное, на формирование взглядов, суждений и поведения современных американцев. В национальной иерархии ценностей американцы ставят личные заслуги значительно выше, чем представители других протестантских стран, основываясь на идее личной связи с Богом и кальвинистском принципе воздаяния за труд и наказания за грехи в земной жизни. В то время как в других странах с доминирующей протестантской религией
по мере накопления материальных благ и под влиянием демократических процессов произошла секуляризация основных протестантских ценностей, американцы в основном остаются их приверженцами. В результате идеи протестантской трудовой этики оказали большое влияние на экономические достижения не только стран Северо-Западной Европы, но и, в первую очередь, Соединенных Штатов [7].
Таким образом, в результате эмпирического анализа выявлена значимость следующих американских ценностей: индивидуализма, трудолюбия и меритократии, по сей день остающихся важнейшими факторами в доминанте современной трудовой этики.
Литература
1. Baker W. America's crisis of values. NJ: Princeton University press. 2005. 307 p.
2. Hampden-Turner C., Trompenaars F. The seven cultures of capitalism: Value systems for creating wealth in the United States, Britain, Japan, Germany, France, Sweden, and the Netherlands. New York, NY: Doubleday. 1993. 405 p.
3. Hofstede G., Hofstede G.J. Culture and organizations: Software of the mind. New York, NY: McGraw-Hill. 2010. 576 p.
4. Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 societies. Princeton, NJ: Princeton University press. 1997. 453 p.
5. Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge, MA: Cambridge University press. 2005. 344 p.
6. Kingdon J.W. America the unusual. Boston, MA: Worth publishers. 1999. 111 p.
7. Landes D.S. The wealth and poverty of nations: Why some are so rich and some so poor. New York, NY: W.W. Norton & Co. 1999. 658 p.
8. Lipset S.M. Continental divide: The values and institutions of the United States and Canada. New York, NY: Routledge. 1990. 337 p.
9. Lipset S.M. American exceptionalism reaffirmed. Is America different? A new look at American exceptionalism. New York, NY: Oxford University press. 1991. pp. 1-45.
10. Lipset S.M. American exceptionalism: A double edged sword. New York, NY: W.W. Norton & Co. 1997. 352 p.
11. Norris P., Inglehart R. Sacred and secular: Religion and politics worldwide. New York, NY: Cambridge University Press. 2004. 348 p.
12. Sampson E.E. Reinterpreting individualism and collectivism: Their religious roots and monologic versus dialogic person-other relationship // American Psychologist. 2000. № 55. pp. 1425-1432.
13. Sanchez-Burks J. Protestant relational ideology and (in)attention to relational queues in work settings // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. № 83. pp. 919-929.
14. Sanchez-Burks J. Protestant relational ideology: The cognitive underpinnings and organizational implications of an American anomaly // Research in Organizational Behavior. 2005. № 26. pp. 267308.
15. Tocqueville A.D. Democracy in America. New York: Vintage Books. 1990. 480 p.
16. Trompenaars F., Hampden-Turner C. Riding the waves of culture: Understanding diversity in global business. New York, NY: McGraw-Hill. 1997. 274 p
17. Voss K. The making of American exceptionalism. Ithaca, NY: Cornell University press. 1994. 290 p.
18. Weber M. The Protestant ethic and the spirit of capitalism. New York, NY: Courier Dover Publications. 2003. 320 p.
Коротко об авторе_ Briefly about the author
Макаров В.А., аспирант, Забайкальский государс- V. Makarov, postgraduate student, Zabaikalsky State
твенный университет (ЗабГУ) University
b1ohazard@chita.ru
Научные интересы: религия, политика, эконо- Scientific interests: religion, politics, economics мика