Научная статья на тему 'Эмоциональный концепт счастье в аспекте лингвокультурологии и психолингвистики'

Эмоциональный концепт счастье в аспекте лингвокультурологии и психолингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
684
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / EMOTIONAL CONCEPT / DIFFERENTIAL DISTINCTIVE FEATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арсеньева Ирина Альбертовна

В статье рассматривается эмоциональный концепт счастье с точки зрения психолингвистики. Проводится семантический анализ данной лексемы и анализируются ее дифференциальные семантические признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To The Study Of The Emotional Concept Happiness

In this article is given the emotional concept happiness according to psycholinguistics and the differential distinctive features of this word are analyzed.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный концепт счастье в аспекте лингвокультурологии и психолингвистики»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ СЧАСТЬЕ В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

И.А. Арсеньева

Кафедра русского языка № 3 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается эмоциональный концепт счастье с точки зрения психолингвистики. Проводится семантический анализ данной лексемы и анализируются ее дифференциальные семантические признаки.

Ключевые слова: эмоциональный концепт, дифференциальные семантические признаки.

Когнитивная лингвистика ставит перед собой задачу выявить, в какой степени прямо и точно язык отражает наши чувства, насколько выразительный потенциал языка вообще позволяет отразить наше эмоциональное состояние [4. С. 254]. В данной работе рассматривается эмоциональный концепт счастье и предпринимается попытка выделить дифференциальные семантические признаки данной лексемы.

Психологи рассматривают счастье как чувство, то есть как устойчивое эмоциональное состояние. Эмоции являются специфической формой человеческого отношения к миру. Лингвистов же интересует языковая интерпретация чувств и эмоций. В процессе коммуникативной деятельности мысли, чувства и эмоции сливаются воедино. Каждая языковая личность, независимо от культурных различий, может переживать одни и те же основные чувства и эмоции. Это роднит людей разных культур. Но варьирование и интенсивность проявления различных чувств и эмоций у разных языковых личностей различны, что делает каждого человека уникальным.

Согласно четырехтомному академическому толковому словарю счастье — это «состояние высшей удовлетворенности жизнью» [5], согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, — это «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения» [7], согласно словарю Д.Н. Ушакова — это «состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью» [8].

Этимология усматривает в семантике общеславянского слова счастье значение ‘остаться с частью', то есть с добычей. Данное значение находим и в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «Счастье — со-частье, доля, пай» [6].

Анализ значений этой лексемы, представленных в различных толковых словарях, позволяет говорить о том, что счастье носителями русского языка понимается как везение (ср.: счастливый случай = повезло), когда удачно складываются различные жизненные обстоятельства:

Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; У кого счастье поведется, у того

и петух несется; Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба (гроша) не най-

дешь; Счастливый скачет, бессчастный плачет; Счастливым быть — никому не досадить; Счастливому ничего не делается: живет да греется; Счастье отпало — ничего дома не стало.

Счастье, представляясь самолюбивым и капризным, часто не зависит от личных усилий и заслуг человека:

Счастье придет и на печи найдет; Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села; Счастье что волк: обманет да в лес уйдет; Счастью не верь, а беды не пугайся; Счастье в оглобли не впряжешь; Счастье — не лошадь: не везет по прямой дорожке, не слушается вожжей; Счастье на кого захочет, на того и нападет; Счастью не верь, а беды не пугайся! Счастье — не конь, хомута не наденешь. Счастье скоро покидает, а добрая надежда — никогда; Счастье — вешнее вёдро (то есть ненадежно). Человек, выступающий в роли агенса, который ищет, пытает, просит счастья, зачастую не находит, его, напротив, теряет все, что имел: Счастье пытать — все потерять; Дадут счастья — не откажусь; просить не стану. Счастлив бывал, да бессчастье в руки поймал. Тот или иной человек может быть отмечен судьбой уже при рождении и заблаговременно считаться счастливым, если он родился в сорочке (рубашке).

Состояние высшей удовлетворенности жизнью преходяще и непостоянно, счастливые и несчастливые моменты в жизни переплетаются друг с другом, счастье и несчастье идут рука об руку:

Счастье что палка: о двух концах; Бояться несчастья — и счастья не видать. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло; Счастье с бессчастьем на одних санях ездят; Иному счастье мать, иному мачеха; Наше счастье — дождь да ненастье; Наше счастье — решето дырявое; Счастье на коне, бессчастье под конем.

Счастье не зависит от внешних обстоятельств, это внутреннее состояние, чувство полного удовлетворения:

Счастье в нас, а не вокруг да около. Счастья ключи в своих руках ищи. Всякому свое счастье — в чужое не заедешь.

Еще А. Шопенгауэр говорил, что «счастливыми или несчастными нас делает не то, каковы вещи объективно, что они есть в действительности, а то, что они такое для нас, каковы они в нашем восприятии» [2. С. 355].

Личностные качества человека, его умственные способности, бесспорно, влияют на жизненное благополучие:

Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь; Счастье ума прибавляет, а несчастье последний отнимает.

Однако часто случается, наличие ума не является залогом счастья:

Для счастья ума не надо; Дураку счастье везде.

Таким образом, концепт счастье является сложным, имеющим как когнитивный, так и эмоциональный компонент, который отражает как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку.

Проведенный семантический анализ на основе данных толковых словарей русского языка позволяет выделить следующие семантические дифференциальные признаки счастья:

1) временные характеристики, продолжительность, не (долговременность), постоянство: счастье вечное ‘бесконечное по времени, без начала и конца’, длительное, долговечное, долговременное, долгое, короткое, кратковременное, краткое, мгновенное, мимолетное, многолетнее, недолговечное, недолгое, непродолжительное, постоянное, продолжительное, хроническое;

2) пространственные характеристики: счастье бесконечное — ‘не имеющее конца, пределов', близкое, далекое, безграничное;

3) прочность: счастье зыбкое ‘непостоянное, ненадежное’, крепкое — ‘прочное, такое, что трудно разбить, сломать’, надежное, некрепкое, ненадежное, непрочное, прочное, хрупкое — ‘очень ломкое, легко раскалывающееся';

4) неожиданность: счастье долгожданное, нежданное (разг.), забытое, неожиданное, нечаянное — ‘внезапное, случайное’;

5) неизведанность: счастье загадочное, неведомое — ‘неизвестное, незнакомое; таинственно-непонятное’, невозможное, негаданное (разг.) — ‘неожиданное’, неизведанное — ‘совсем неизвестное, не изученное’, неиспытанное, таинственное — ‘заключающее в себе тайну, нечто неразгаданное, загадочное, являющееся секретом, нечто скрытое, скрываемое ’, тайное — ‘таящее загадку, нечто, не известное другим, не явное, не открытое’, невыразимое — ‘такое, которое трудно передать словами, непередаваемое ’, призрачное — ‘ воображаемое, мнимое’, сокровенное — ‘свято хранимое’;

6) капризность, своенравность, изменчивость, непостоянство: счастье беглое (устар.), коловратное (устар.) — ‘изменчивое, непостоянное’, неизменное, обманчивое, переменное (устар.), переменчивое, прихотливое — ‘капризное, с прихотями, причудами, затейливое’, своенравное, утраченное;

7) мера, полнота проявления, предел: безмерное, неисчерпаемое — ‘обильное, не знающее предела’, полновесное, полное, пустое;

8) сила проявления, накал: счастье безмятежное — ‘ничем не тревожимое, невозмутимо спокойное’, безудержное, безумное, бесконечное — ‘чрезвычайное по силе проявления’, беспокойное, будничное, буйное, бурное, всесильное, неспокойное, неудержимое, могучее, мятежное (устар., поэт.), неистовое — ‘необычайно сильное в проявлении’, шальное — ‘безумное, безудержное’;

9) быстрота, скорость: счастье резвое — ‘подвижное, веселое’, скоропреходящее, скоротечное, быстрое, быстролетное (устар., поэт.), быстротекущее (устар. поэт.), быстротечное (устар.);

10) глубина: счастье глубокое;

11) твердость, устойчивость: счастье твердое, шаткое — ‘неустойчивое, шатающееся’;

12) активность: счастье бездейственное, неизбывное — ‘не проходящее, не прекращающееся’, шаловливое ‘легкомысленно-игривое’, слепое — ‘действующее наугад, не разбирая, без обдуманного выбора; случайное, стихийное’;

13) громкость: счастье тихое;

14) чистота: счастье безоблачное, чистое;

15) размер: счастье большое, великое, всемирное, всеобщее, громадное, крошечное, маленькое, огромное, ничтожное — ‘незначительное по роли, внутреннему содержанию; мелкое’;

16) высота: счастье высокое;

17) вкус: счастье горькое, сладкое;

18) цвет: счастье золотое, яркое, синее (ср.: птица счастья цвета аквамарин);

19) свет: счастье лучезарное (устар. поэт.) — ‘сверкающее, блистающее’, неомраченное, светлое, светозарное (устар. поэт.) — ‘сияющее, яркое, сверкающее’, солнечное, ясное;

20) истинность, правдивость: счастье истинное, настоящее, подлинное, показное — ‘рассчитанное только на внешний эффект, по существу несостоятельное, негодное’, реальное, стопроцентное (разг.);

21) вес: счастье легкое;

22) возраст: счастье молодое, детское;

23) боль: счастье мучительное;

24) острота: счастье острое;

25) сложность: счастье примитивное, простое, заурядное — ‘посредственное, обыденное, не выделяющееся ’;

26) свежесть: счастье свежее;

27) температура: счастье огненное;

28) трудность: счастье трудное;

29) тяжесть: счастье тяжелое;

30) пол: счастье женское, бабье (разг.), девичье;

31) собственность: счастье всечеловеческое, личное, людское, мужицкое (устар.), народное, общее, семейное, семейственное (устар.), собственное, солдатское, спортивное, супружеское, трудовое, человеческое, чужое;

32) настроение, характер: счастье грустное, невеселое, радостное, бодрое, боевое, беззаботное, беспечное, высокомерное — ‘надменное, кичливое, презрительное’, горделивое — ‘выражающее собственное превосходство и достоинство, надменное’, гордое — ‘с чувством своего достоинства, сознающее свое превосходство, высокомерное, презрительное’;

33) причина: беспричинное;

34) исключительность: неповторимое, особенное.

Как видно из приведенной сочетаемости данной лексемы с прилагательными, счастье представляет собой сложный феномен. Понимание счастья состоит и в том, что этим словом обозначается, и сиюминутная радость человека (так называемое «вершинное» переживание — кратковременное ощущение безграничного счастья и полноты жизни, ср: счастливый миг победы). Чем чаще у человека возникают эти сиюминутные радости, тем более счастливым он себя считает. Отсюда счастье определяется как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частота и интенсивность позитивных эмоций [2. С. 355]. При этом четких и единых для всех людей критериев счастья нет. Как показы-

вает социология, уровень жизни слабо влияет на переживание собственной счаст-ливости-несчастливости. Богатый человек может чувствовать себя несчастным, а бедный — счастливым. «Врагами человеческого счастья являются горе и скука: нужда и лишения порождают горе; обеспеченность и избыток — скуку» (А. Шопенгауэр). Таким образом, несчастными бывают не только бедные, но и богатые. Еще Сенека писал, что если человеку кажется, что он имеет недостаточно, то он будет считать себя несчастным даже в том случае, если завладеет всем миром.

Говоря о счастье того или иного человека, большое значение имеет эмоциональность этого человека, сила потребности. Одними людьми один и тот же успех воспринимается как счастье, другими — как просто удача, а третьими — как то, что и должно было быть. В связи с этим в психологии даже высказывается мнение, что понятие счастье вряд ли можно оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования.

Тем не менее, с лингвистической точки зрения концепт счастье вполне поддается описанию, как и все остальные незримые сущности. Одним из составляющих концепта счастья можно считать наличие у человека физического здоровья: Счастье как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть (И.С. Тургенев), богатство внутреннего мира, возвышенность и сила духа; веселость, оптимизм, позитивный жизненный настрой, приподнятое, хорошее настроение: Кто много смеется — счастлив; а кто много плачет — несчастлив.

Внешняя красота человека, как представлено в русском сознании, не является залогом, или признаком, счастья: Не родись красивым, а родись счастливым; Не родись хорош, пригож, родись счастлив. Однако А. Шопенгауэр, например, считал, что «красота есть открытое рекомендательное письмо, заранее располагающее сердца в нашу пользу».

Имеются и некоторые половые различия в описании дифференциальных признаков счастья. Любовь, семья, радость и смысл жизни для женщин имеют большее значение, чем для мужчин: Женское счастье — был бы милый рядом. Для мужчин же большее значение имеют такие признаки, как судьба, везение, устремленность в неизведанное, острота борьбы и радость одержанной победы.

Вообще, как показал И.А. Джидарьян, ценности счастья включают в себя самые различные жизненные блага и духовно-нравственные ориентации [1. С. 40— 48]. Он выявил, что для носителей русского языка главными факторами счастья являются «любить и быть любимым», «семейное благополучие», «умение радоваться жизни и тому, что имеешь»: Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Большую роль играют также самореализация и ощущение полноты жизни, осознание нужности другим людям, личностный рост, успехи в работе, наличие смысла жизни. Психологи сходятся во мнении, что самое сильное влияние на ощущении счастья оказывают общение и взаимоотношения с другими людьми.

Исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать, что нет простой магической формулы счастья: Каждый человек сам кузнец своего счастья, а соответствующий молот у него и только у него в руках.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. — М., 2000. — № 2.

[2] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

[3] Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие. 4-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2008.

[4] Словарь русского языка. — М., 1984. — Т. 1—4.

[5] Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. В.И. Даля. — М.: Русский язык, 1978. — Т. 1—4.

[6] Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. — М., 1992.

[7] Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: ОГИЗ, 1940.

TO THE STUDY OF THE EMOTIONAL CONCEPT HAPPINESS

I.A. Arsenieva

Department of the Russian language № 3 Peoples Friendship University of Russia (PFUR)

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this article is given the emotional concept happiness according to psycholinguistics and the differential distinctive features of this word are analyzed.

Key words: emotional concept, differential distinctive features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.