f А \
ЧИЛПКРО
УДК 159.942+371.12
Возможности внутрифирменного обучения в развитии эмоционального интеллекта педагогов
С. М. Шингаев
Possibilities of internal training in development of emotional intelligence of teachers
S. M. Shingaev
Аннотация. В статье приведен теоретический анализ современного состояния такого нового для психолого-педагогической науки феномена, как эмоциональный интеллект (EI). Кратко описываются подходы зарубежных (Д. Гоулман, Р. Бар-Он, П. Саловей, Д. Майер, Д. Карузо) и отечественных (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова, Д. В. Люсин) авторов к рассмотрению эмоционального интеллекта. Выделены и охарактеризованы его структурные компоненты, а также актуализируется роль эмоциональной компетентности в профессиональной деятельности педагогических работников. Выдвигается и обосновывается тезис об эмоциональном интеллекте педагога как факторе успеха современного педагога. Опираясь на собственные результаты исследования, автор приводит психологический портрет успешного педагога, в котором эмоциональный интеллект занимает важное место. Обозначены и аргументированы организационно-педагогические условия развития эмоционального интеллекта педагогов в рамках внутрифирменного обучения. Описывается программа повышения квалификации педагогов «Развитие эмоционального интеллекта педагогов», приводятся первичные результаты ее апробации и внедрения.
Abstract. The theoretical analysis of the current state of emotional intelligence (EI) is provided in this article. This phenomenon is new to psychology and pedagogical science. Approaches of foreign (D. Goleman, R. Bar-On, P. Salovey, D. Mayer, D. Caruso) and domestic (E. A. Ser-gienko, I. I. Vetrova, D. V. Lyusin) authors to consideration of emotional intelligence are briefly described. The structural components of
the phenomenon are characterized. The role of emotional competence of professional activity of educators is updated. The thesis about the emotional intelligence as a factor of success of a modern teacher is put forward and substantiated. Based on his own research results, the author gives a psychological portrait of a successful teacher, in which emotional intelligence plays an important role. Organizational and pedagogical conditions of development of emotional intelligence of teachers within internal training are designated and reasoned. The program of professional development of teachers "Development of emotional intelligence of teachers " is described. The primary results of its approbation and introduction are given.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, модели эмоционального интеллекта, программа развития, внутрифирменное обучение, педагог дополнительного профессионального образования.
Keywords: emotional intelligence, models of emotional intelligence, program of development, intra-corporate training, teacher of additional professional education.
Современный мир динамичен, изменчив и многообразен. Выдвигаемые им вызовы и требования к человеку порой настолько противоречивы и многогранны, что не просто сориентироваться, на что обратить внимание в первую очередь, а от чего отказаться, что стоит учитывать в своей деятельности, а что нет. Поэтому совершенно закономерно, что психолого-педагогическая наука пришла к необходимости формулирования новых подходов к повышению профессионального ма-
С. М. Шингаев
Возможности внутрифирменного обучения...
стерства педагогов, которые вылились в то, что сейчас называется «непрерывное образование».
В рамках данной статьи рассмотрим роль эмоционального интеллекта как фактора успеха современного педагога в его профессиональной деятельности, а также возможности внутрифирменного (внутришкольного, корпоративного) обучения в развитии эмоционального интеллекта педагогов.
Научные исследования последних двух десятилетий показывают, что успешность взрослого человека в современном обществе определяется уже не столько академическими знаниями в той или иной области и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей, мотивировать их на выполнение сложных задач, проявлять высокую стрессоустойчивость в условиях постоянных системных изменений, демонстрировать высокую адаптивность и эффективность в общении [1; 2; 3]. Согласно исследованию, проведенному Даниэлом Гоулманом (Daniel Golman), эмоциональная компетентность (EQ) в два раза важнее природного интеллекта (IQ) [1].
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова дает следующее определение: «Удачливый - счастливый, такой, которому везет, у которого удача, успех во всем» [4]. В толковом словаре С. И. Ожегова мы видим близкое по содержанию понимание успеха: «Успех -удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебы» [5].
Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме успешности педагогов, результаты анкетирования педагогов петербургских образовательных организаций (2009-2018 гг.) [6-9] позволили нам выделить такие характеристики, связанные с феноменом эмоционального интеллекта как: равновесие в эмоциональной сфере, оптимизм; общительность и чувство юмора; психологическая устойчивость. При этом отметим, что указанные выше характеристики выделяются и при анализе профессиональной деятельности и профессионально важных качеств менеджеров [7]. Иными словами, при содержательном отличии профессий менеджера (ру-
ЧИППКРО
ководителя) и педагога наблюдается сходство по ряду необходимых качеств, и это сходство касается именно эмоционального интеллекта, что, наш взгляд, служит косвенным подтверждением важности эмоционального интеллекта в деятельности представителей социо-номических профессий.
Для проверки гипотезы о роли эмоциональной компетентности в профессиональной деятельности педагогических работников был проведен опрос педагогов Санкт-Петербурга (2016 г., выборка - 431 человек). На вопрос «Как вы считаете, чем вам необходимо обладать, чтобы добиться успеха в жизни?» почти 80% опрошенных педагогов указали на важность крепкого здоровья для достижения успеха в жизни (в работе, в личной жизни). 75% педагогов в качестве слагаемого успеха назвали упорство и трудолюбие, качественное образование и педагогические способности. Раскрывая содержание педагогических способностей, респонденты выделили следующие: умение общаться с разными категориями учеников и родителей, выстраивать деловые и одновременно благожелательные отношения, любить детей, проявлять чуткость и заботу, совмещая со справедливой требовательностью, умение управлять своими негативными эмоциями, проявлять сдержанность и педагогический такт, умение вести себя адекватно в эмоционально напряженных, стрессовых ситуациях, умение действовать при возникновении синдрома эмоционального выгорания. Как видно, среди этих педагогических способностей важное место занимают характеристики личности, непосредственно связанные с эмоциональным интеллектом [9]. Похожие данные получены нами при проведении пилотажного исследования, направленного на выявление профессионально-важных качества современного педагога-психолога (2018 г, выборка - 32 человека). 85% ответов касались таких черт, как эмпа-тия; умение анализировать себя и своим поступки, понимать чувства и поступки других людей (учеников, родителей, коллег); умение располагать к доверительному общению; способность помогать другим видеть счастливое будущее даже в самых трудных жизненных ситуациях; умение принимать другого человека таким, какой он есть; умение помогать
другим людям убирать отрицательные эмоции и управлять этими эмоциями; умение настраивать другого человека на позитив и веру в себя [9]. Таким образом, опираясь на эмпирические данные можно говорить об эмоциональной компетентности для полноценной и успешной жизни человека, в том числе в разных видах профессиональной деятельности. На наш взгляд, одна из важнейших задач системы непрерывного образования состоит в развитии эмоционального интеллекта педагога. Рассмотрим, что представляет собой эмоциональный интеллект, каковы его структурные компоненты, основные модели и концепции эмоционального интеллекта. Возьмем два близких понятия: эмоции и эмоциональный интеллект. Под эмоциями обычно понимают индивидуальный «ответ» организма на ситуацию, который отражает субъективную значимость предметов, явлений окружающего мира и побуждает организм к определенному действию [10].
Эмоциональный же интеллект понимается как способность воспринимать и понимать собственные эмоции, эмоции другого человека и группы, а также управлять ими [1]. В работе Е. А. Сергиенко, И. И. Ветровой [11] представлен обстоятельный анализ име -ющихся (и надо признать, пока немногочисленных) подходов к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке. Понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ) ввел в обиход Р. Бар-Он в 1988 г. В 1990 г. увидела свет работа П. Саловея и Дж. Маейра «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), которая задала тон последующим исследованиям и разработкам. С точки зрения авторов, эмоциональный интеллект включает четыре компонента:
1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
4) способность управлять эмоциями [12].
В модели Р. Бар-Она эмоциональный интеллект включает некогнитивные способно-
сти, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Исходя из такого понимания, автор выделяет пять компонентов эмоционального интеллекта:
1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
2) навыки межличностного общения: эм-патия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм [13].
Наибольшее распространение получила модель Д. Гоулмана, в которой нашли отражение как ранние представления П. Саловея и Дж. Майера о когнитивных компонентах эмоционального интеллекта, так и дополнительные элементы, а именно - личностные характеристики (энтузиазм, настойчивость и социальные навыки). В отечественной науке пока не так много теоретических разработок по рассматриваемой нами теме. Известно определение Д. В. Люсина, в котором под эмоциональным интеллектом понимается способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [14]. Автор выделяет внутри способности к пониманию своих и чужих эмоций такие слагаемые, как распознавание эмоций, идентификация и вербализация эмоций, а в способность к управлению эмоциями включает контролирование интенсивности и внешних проявлений эмоций. Отличительной особенностью модели Д. В. Лю-сина в сравнении в западными подходами является разделение эмоционального интеллекта на два вида: внутриличностный и межличностный интеллект. Тем самым автор уходит от понимания этого феномена с точки зрения только интеллектуальной составляющей и делает акцент на взаимодействие когнитивных способностей с личностной направленностью личностью [15]. Следует признать, на сегодняшний день явно недостаточно психодиагностических методик, направленных на исследование эмоционального интеллекта (табл. 1).
С■ М Шингаев
Возможности внутрифирменного обучения...
Таблица 1
Основные методики измерения эмоционального интеллекта
Название методики, авторы Измеряемые характеристики
EQ-i, EQ-I 2.0, Р. Бар-Он Внутриличностные и межличностные переменные, регуляция стресса, адаптивность, общее настроение
MEIS, Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо Восприятие эмоций, эмоциональное содействие, эмоциональное понимание, эмоциональное управление
Ea, Р. Бояцис, Д. Гоулман Самосознание, социальное осознание, самоуправление, социальные навыки
EQ-Mаp, Р. Купер Актуальное окружение, эмоциональная грамотность, эмоциональная компетентность, эмоциональные ценности
EQ, Н. Холл Эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей
MSCEIT, MSCEIT V2.0, Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо Способность понимать эмоции, использовать эмоции в процессе мышления, воспринимать эмоции, управлять эмоциями
TEIQ, К. Петридес, Э. Фернхем Благосостояние, самоконтроль, эмоциональность, общительность
SREIT, Н. Шутте Оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем
ЭмИн, Д. В. Люсин Понимание и управление своими эмоциями, понимание и управление чужими эмоциями, контроль экспрессии
Эм^-2, Е. А. Орел, В. В. Одинцова Самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость, самооценка чуткости
ОИЭ, К. Барчард, Г. Г. Князев, Л. Г. Митрофанова, О. М. Разумникова Позитивная и негативная экспрессивность, внимание к эмоциям, принятие решений на основе эмоций, сопереживание радости и несчастья, эмпатия
Можно сделать предварительный вывод на основе анализа отечественных и зарубежных теорий: эмоциональный интеллект - это способность воспринимать и понимать собственные эмоции, эмоции другого человека и группы, а также управлять ими.
Исходя из этого, выделяются 4 слагаемых развития:
1) понимание собственных эмоций;
2) управление собой (в том числе управление стрессом);
3) понимание других людей (включая эмпа-тию);
4) управление эмоциями других и взаимоотношениями.
Среди компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, стоит остановиться на пяти ключевых:
1) самоосознание (понимание своих чувств, использование этих знаний в качестве руководства при принятии решения);
2) саморегуляция (способность управлять собственными эмоциями и стрессом);
3) мотивация (использование эмоциональные предпочтений для направления деятельности к поставленным целям);
4) эмпатия (сопереживание, сочувствие, способность встать на точку зрения других людей);
5) социальные навыки (уверенное владением эмоциями во взаимоотношениях, использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы) [16].
Возвращаясь к портрету успешного педагога, в котором эмоциональный интеллект занимает важное место, отметим и другие слагаемые:
1) система ценностей человека, в которой ведущими выступают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, интересная работа;
2) уверенность в своих силах;
3) способность мыслить категориями успеха;
4) умение не отказываться от поставленных целей при первых неудачах;
5) позитивное мышление;
6) коммуникативные способности и культура поведения (общительность, гибкость, умение строить благоприятные отношения в коллективе, правильно поставленная речь);
7) эмоционально-волевые качества (целеустремленность, трудолюбие, педагогический оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, организованность).
Каждый руководитель образовательной организации, решая проблемы непрерывного образования своих педагогических работников, сталкивается с дилеммой, где обучать: на базе своей школы в рамках внутрифирменного обучения или на выезде, отправляя сотрудников на курсы повышения квалификации в сторонние организации (центры развития образования, информационно-методический центр, организацию повышения квалификации и др.). Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Однозначного решения нет. Уверены, что можно и нужно совместить оба пути за счет создания в образовательной организации специально организованной локальной образовательной среды, которая является ведущим организационно-педагогическим условием развития эмоционального интеллекта педагогов.
В свое время в ряде руководящих документов по организации дополнительного профессионального образования кадров формулировались две взаимосвязанные задачи на уровне отдельно взятой образовательной организации:
1) обеспечение педагогическому работнику возможности повышения квалификации путем отражения соответствующих требований в уставе школы, в коллективном договоре;
2) организация внутрифирменной работы по повышению квалификации персонала.
В статье 28 закона «Об образовании» отмечено, что на образовательном учреждении лежит ответственность за создание условий и организации дополнительного профессионального образования работников [17].
Исходя из этого, считаем возможным при организации повышения квалификации педагогических работников образовательной организации начать именно с внутрифирменного обучения. Данная модель обучения была реализована нами на базе ГБОУ СОШ № 89 Калининского района Санкт-Петербурга в рамках федеральной инновационной площадки в 2018 г.
С этой цель была разработана программа повышения квалификации «Развитие эмоционального интеллекта педагогов» объемом 72 академических часа. По нашему мнению, несомненными достоинствами внутрифирменного обучения выступает единое научно-методическое пространство для учителей разного профиля (учителей-предметников, учителей начальных классов, администрации); возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании вообще и в образовательной организации в частности; регулярный характер обучения непосредственно на рабочем месте (когда занятия проводятся сразу после уроков в самой школе экономится значительное время на переезды к месту обучения). Поскольку обучение проводится именно для педагогов отдельно взятой образовательной организации, мы параллельно с подготовкой в содержательной области проекта федеральной инновационной площадки осуществляем сплочение педагогического коллектива, «оттачиваем» командную работу; есть возможность делиться опытом работы учителям.
Цель разработанной программы: развитие способности учителей управлять своими эмоциями и эмоциями других людей (учеников и их родителей), направляя эмоции в нужное для образовательной организации русло. Планируемый результат для участников обучения заключается в практическом освоении технологий управления эмоциональными ресурсами.
Структура программы включает в себя общий модуль, обязательный для всех педагогов школы, он проводится в рамках ежемесячных школьных педсоветов, и вариативный модуль программы - для непосредственных участников проекта.
Содержательно программа включает следующие взаимосвязанные темы.
1. Понятие эмоционального интеллекта и его роль в коммуникации. В данной теме рассматриваются физиологические основы эмоций. Дается ответ на вопрос «Как эмоции влияют на физиологию человека?».
2. Структура эмоционального интеллекта: понимание собственных эмоций (самосознание); понимание эмоций других людей (социальная чуткость и эмпатия); управление собственными эмоциями (саморегуляция); управление эмоциями других людей и взаимоотно-
С■ М. Шингаев
Возможности внутрифирменного обучения.
шениями. Внутри этой темы подробно прорабатываются такие вопросы, как понимание собственных эмоций и управление ими (базовые эмоции, их источники; осознание и вербализация эмоций; управление собственными эмоциями (управление гневом, управление унынием, управление страхом, управление радостью и интересом, каналы управления эмоциями; конструктивное выражение негативных эмоций, технология «Я-высказывания»; голосовые практики: через управление голосом к управлению эмоциями); понимание эмоций других людей (что позволяет понять эмоции? как проявляются эмоции? эмпатия: как ее развивать?); управление эмоциями другого человека; основные шаблоны того, как люди скрывают свои чувства; эмоции женщин и эмоции мужчин -гендерные различия.
3. Отдельно мы выделяем тему «Умение слушать себя и других людей», в рамках которой анализируем барьеры слушания и прорабатываем техники активного слушания.
4. Пожалуй, одна из ключевых тем курса -«Источники возникновения эмоций в образовательной организации», где педагоги обучаются управлять эмоциями людей в образовательной организации (информационная теория эмоций П. Симонова [18]; инструменты воздействия директора-лидера и учителя на эмоции педагогического коллектива/класса; эмоциональный интеллект и лидерство; элементы рационально-эмотивной психотерапии).
Для каждого участника обучения подготовлен буклет, в котором отражено основное содержание программы и где есть место для записей, отработки отдельных модулей.
В рамках заявленной программы повышения квалификации «Развитие эмоционального интеллекта педагогов» использовалась очная групповая форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Программа практико-ориентированная, поэтому формы организации учебных занятий были выстроены таким образом, чтобы обеспечить соотношение лекций и практических занятий 1:2.
Среди основных методов обучения педагогов использовались: лекции, упражнения, семинары (классические методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности), тренинг (как метод преднамеренных изменений
ЧИППКРО
психологических феноменов педагогов и педагогического коллектива в целом), интерактивные занятия (позволили закрепить полученные знания и проходить тестирование при помощи обучающей программы), самостоятельная работа (благодаря дистанционному обучению развивала у педагогов навыки самодисциплины), кейс-стади (позволил решать реальные задачи педагогического коллектива), деловая игра (решение проблем, возникающих в профессиональной деятельности педагогов).
Ключевыми выступали общедидактические методы обучения: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый (эвристический) метод (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину).
Реализация программы в течение 2018 года показала ее эффективность, основными критериями которой выступили: высокий уровень удовлетворенности педагогов обучением, повышение знаниевого компонента (оценивался методом тестирования), готовность учителей к продолжению работы по проекту.
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что развитие эмоционального интеллекта педагогов представляет актуальную задачу для современной системы образования и может эффективно решать ее разными способами, в том числе через внутрифирменное обучение.
Библиографический список:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем ^ / Д. Гоулман. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 544 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М. : Альпи-на бизнес букс, 2005. - 301 с.
3. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 432 с.
4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - М. : Аделант, 2014. - 800 с.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
6. Шингаев С. М. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения профессионального здоровья / С. М. Шингаев // Психология обучения. - 2009. - № 10. - С. 4-12.
7. Шингаев С. М. Сравнительный анализ психологических аспектов профессионального здоровья педагогов и менеджеров / С. М. Шингаев // Психология обучения. - 2011. - № 12. -С.76-86.
8. Шингаев С. М. Профилактика профессиональных деформаций педагога: учебно-методическое пособие / С. М. Шингаев, Г. В. Солдато-ва. - СПб. : СПбАППО, 2016. - 178 с.
9. Шингаев С. М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога / С. М. Шингаев // Человеческий фактор. Социальный психолог : журнал для психологов. -Ярославль. - 2018. - № 1. - С. 199-208.
10. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.
11. Сергиенко Е. А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэ-ловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0) : руководство / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
12. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? / J. D. Mayer, P. Salovey / Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997, pp. 3-31.
13. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual / R. Bar-On. Toronto, Canada: Multy-Health System, 1997.
14. Люсин Д. В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями - эмпирический анализ / Д. В. Люсин, О. О. Марютина, А. С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 129-140.
15. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Лю-син // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-35.
16. Шингаев С. М. Эмоциональный интеллект: содержание понятия, проблемы, пути решения / С. М. Шингаев, И. К. Симагина, И. В. Нырова // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении : сборник материалов III Международной научно-практической конференции и образовательного семинара (к 100-летию Санкт-
Петербургского государственного института культуры). - СПб. : НИЦ АРТ, 2018. -С.98-102.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. -М. : Образование, 2018. - 120 с.
18. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М. : Наука, 1981. - 215 с.
References:
1. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ [Emocional'nyj intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ], 2017.544 p.
2. Goleman D., R. Boyatzis, E. McKie Emotional leadership [Emocional'noe liderstvo], 2005. 301 p.
3. Shabanov S., Aleshina A. Emotional intelligence. Russian practice [Emocional'nyj intellekt. Rossijskaya praktika], 2017. 432 p.
4. Ushakov D. N. Explanatory dictionary of the modern Russian language [Tolkovyj slovar' sov-remennogo russkogo yazyka], 2014. 800 p.
5. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of Russian language [Tolkovyj slovar' russkogo yazyka], 2012.1376 p.
6. Shingaev S. M. Psychological portrait of a teacher: a professional perspective [Psiholog-icheskij portret pedagoga: vzglyad s tochki zreniya professional'nogo zdorov'ya], Psychology of learning, 2009, No. 10, pp. 4-12.
7. Shingaev S. M. Comparative analysis of psychological aspects of professional health educators and managers [Sravnitel'nyj analiz psiholog-icheskih aspektov professional'nogo zdorov'ya pedagogov i menedzherov], Educational Psychology, 2011, No. 12, pp. 76-86.
8. Shingaev S. M., Soldatova G. V. Prevention of professional deformations of the teacher: textbook [Profilaktika professional'nyh deformacij pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie], Saint Petersburg, 2016. 178 p.
9. Shingaev S. M. Emotional intelligence as a success factor of a modern teacher [Emocional'nyj intellekt kak faktor uspekha sovremennogo pedagoga], Human factor. Social psychologist. Journal for psychologists. Yaroslavl, 2018, No. 1, pp.199-208.
10. Izard C. E. Psychology of emotions [Psi-hologiya emocij], Saint Petersburg, 2006. 464 p.
С■ М. Шингаев
Возможности внутрифирменного обучения....
11. Sergienko E. A., Vetrov I. I. Test of J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso "Emotional intelligence" [Test J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso "Emocional'nyj intellect"], 2010. 176 p.
12. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications, New York: Perseus Books Group, 1997, pp. 3-31.
13. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual, Toronto, Canada: Mul-ty-Health System, 1997.
14. Lucin D. V., Maryutina O. O., Stepanova A. S. Structure of emotional intelligence and its components' connection with individual features - empirical analysis [Struktura emocional'nogo intellekta i svyaz' ego komponentov s individual'nymi oso-bennostyami - empiricheskij analiz], Social intelligence: Theory, measurement, research, 2004, pp.129-140.
ЧИППКРО
15. Lucin D. V. Modern ideas about emotional intelligence [Sovremennye predstavleniya ob emo-cional'nom intellekte], Social intelligence: Theory, measurement, research, 2006, pp. 29-35.
16. Shingaev S. M., Simagina K. I., Nyrova I. V. Emotional intelligence: content concepts, problems and solutions [Emocional'nyj intellekt: soderzhanie ponyatiya, problemy, puti resheniya], Prospects of psycho-pedagogical work in modern educational institution: collection of materials of III International scientific-practical conference and educational seminar (the 100th anniversary of Saint-Petersburg state Institute of culture), Saint Petersburg, 2018, pp. 98-102.
17. Federal law "About education in the Russian Federation" No. 273-FZ of 29 December 2012 [Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"], 2018. 120 p.
18. Simonov P. V. Emotional brain [Emocion-al'nyj mozg], Science, 1981. 215 p.