Научная статья на тему 'Эмоционально-личностные особенности у детей с задержкой психического развития'

Эмоционально-личностные особенности у детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3536
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / CHILDREN WITH THE LAG OF MENTAL DEVELOPMENT / UNEASINESS / AGGRESSIVENESS / EMOTIONAL DISPLAYS / NEGATIVE EMOTIONAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянова Юлия Николаевна

В данной статье представлены результаты исследовательской практики, посвященной выявлению факторов риска девиантного поведения у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional-personal features of children with mental retardation

The article presents the results and outcomes of the research devoted to revealing the risk factors of deviant behavior displayed by children with mental retardation at young school-age.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-личностные особенности у детей с задержкой психического развития»

УДК 159.9.07+316.624

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4

Ю. Н. Лукьянова

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Нравственный потенциал и культурный уровень любого общества в значительной мере определяется духовным обликом, моральным и психологическим здоровьем представителей подрастающего поколения. В последнее время острейшей социальной проблемой стали рост агрессивных и преступных тенденций среди детей и отклонения в их поведении, которые зачастую ведут к девиантному пути развития подростков.

Большинство авторов главным критерием девиаций справедливо считают нарушение норм, следовательно, девиантное поведение — это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам [1, 2].

Девиантное поведение имеет выраженную тенденцию к росту, поэтому трудности в обучении и поведении детей и подростков ставят серьезные задачи перед обществом в целом.

Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения, описанные в литературе [1-3], имеют общие свойства, определяющие их принадлежность к девиациям. Такое поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими изменениями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям [4]. Одним из его признаков является деструктивность, которая, как известно, в свою очередь тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой как агрессия [5, с. 82].

Несмотря на пристальное внимание исследователей к проблеме отклоняющегося поведения детей и подростков и его коррекции, ими часто игнорируются дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР). В то же время практически все исследователи феномена ЗПР указывают на высокий риск возникновения у данной категории детей различных форм нарушения поведения.

Безусловно, являясь «трудными», эти дети мешают, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и сами входят в «группу риска», так как без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденции становится патохарактерологическими. Стойкие патологические личностные изменения приводят таких детей в антисоциальную среду и очень приводят к криминальным последствиям. Эта проблема до сих пор не решена.

Так, по данным Н. И. Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдаются различные психические отклонения, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития в виде психофизического инфантилизма, а также признаки органического поражения головного мозга и др. [4]. В ходе исследования, проведенного И. Ф. Мягковым и Ю. В. Юровым, у 68% исследуемых, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, выявлены различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержка

© Ю. Н. Лукьянова, 2011

психического развития, патохарактерологические изменения, психопатия, легкая степень умственной отсталости и др. [1].

Дети, относящиеся к данной категории, наиболее подвержены вовлечению в преступную деятельность, у них нередко отмечаются деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству [6].

Изучение детей с ЗПР, многолетний опыт работы с ними показывают, что среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности — эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т. д. Мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неустойчивость и незрелость, отягощенные неврологической симптоматикой, зачастую влекут к возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь перерождаются в нарушение поведения.

Е. С. Штепа среди характерных эмоциональных особенностей детей с невротическими проявлениями отмечает тревожность, напряженность и эмоциональную неустойчивость. Ведущими эмоциональными характеристиками у них являются обидчивость, подозрительность и чувство вины [5].

Выявлено, что дети с ЗПР имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные, дифференцированных тонких оттенков переживаний, как в норме, у них почти нет. Чувства у этих детей часто не адекватны, не пропорциональны воздействиям внешнего мира [7]. Наряду с общей эмоциональной незрелостью при разных формах задержки психического развития наблюдаются специфические эмоциональные нарушения. При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней ступени развития, то есть соответствует психическому складу ребенка более раннего возраста. Эмоции в этом случае яркие и живые, преобладает мотив получения удовольствия. При задержке психического развития церебрально-органического генезиса появляются нарушения в эмоциональной сфере: отсутствуют живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. Привязанности и эмоциональные переживания менее глубоки и дифференцированы. У детей преобладает негативный эмоциональный фон, для них характерна склонность к робости, страхам. При задержке психического развития соматогенного происхождения наблюдается боязливость, связанная с ощущением своей неполноценности. При задержке психического развития психогенного происхождения отмечаются боязливость, застенчивость в общении с взрослыми из-за психотравмиру-ющих условий воспитания. Отмечается тревожность и пониженное настроение.

По данным A. M. Прихожан (1996), у детей отмечается устойчивый рост тревожности. Исследования Г. М. Бреслава (1990), В. И. Гарбузова (1994), А. С. Спиваковской (1988) позволяют сделать вывод о том, что дети и подростки с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, эмоциональным нарушениям личностного развития, девиантному поведению.

По данным Е. В. Михайловой (1998), у детей 7 лет с задержкой психического развития высокий уровень тревожности встречается в 70% случаев против 40% у детей с нормальным развитием. Автор связывает это с тем, что первые не всегда способны выразить адекватную эмоциональную реакцию на предъявляемую ситуацию.

Т. Б. Писарева (1998) выявила, что дети 8-9 лет с нарушением интеллекта способны определять эмоции по выражению лица, но способность точно их дифференцировать у таких детей развита хуже, чем у их сверстников с нормальным интеллектом.

Проявлениями изменений эмоционального состояния могут быть повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступленный гнев и немотивированная агрессия, болезненные страхи и некоторые другие. Эти состояния имеют тенденцию к углублению и усложнению, повторению. Подобные проявления регистрируются в основном среди сравнительно узкого контингента — в так называемых «группах риска» у детей с низким уровнем познавательной активности вследствие ранних органических поражений центральной нервной системы, с наследственной отягощен-ностью психическими заболеваниями, с микросоциальной и педагогической запущенностью, из семей с неправильным типом воспитания, развивающихся в условиях эмоциональной депривации и т. д. Существует повышенная вероятность возникновения у них нарушений эмоционального развития [5].

Таким образом, ввиду незрелости личности ребенка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, а также его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к нарушениям поведения, а впоследствии — к стойкому изменению личности.

У детей с ЗПР значительно ослаблены «социальные возможности личности», низка потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия, то есть отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, 1975; И. А. Коробейников, 1989; К. С. Лебединская, 1982; В. И. Лубовский, 1978; Л. М. Шипи-цына и др.). Отсутствие развитой самооценки, устойчивости и критичности проявляется у детей с ЗПР в склонности к преувеличению своих возможностей. Оценка со стороны окружающих не регулирует их поведение, потому что ребенок не может правильно уловить ее смысл. Большинство детей с ЗПР неустойчивы в эмоциональных проявлениях и поведении, что определяет особенности их социальных отношений: они не последовательны, неровны, нелогичны и малопредсказуемы [8, с. 286], испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности (О. П. Гаврилушкина, 2005; Е. С. Слепович, 1985). Мир отношений моделируется ими поверхностно, примитивно, зачастую неадекватно [9].

Девиантное поведение младших школьников с ЗПР следует рассматривать как мультифакторный процесс. Риск формирования девиаций зависит от комплекса взаимосвязанных биологических, социальных и психологических факторов. Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводит к колебаниям в эмоциональной сфере. Если оно продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям эмоционального фона.

В проведенном нами экспериментальном исследовании в центре внимания находились индивидуально-психологические характеристики риска возникновения деви-антного поведения. При их изучении мы опирались на современные представления о единстве механизмов формирования разных форм девиантного поведения. В качестве показателей риска, универсальных для всех форм девиаций, нами рассматривались эмоционально-личностные нарушения, такие как тревожность и агрессивность, что и явилось целью нашего исследования.

Методы исследования

Изучение специфики эмоционально-личностных факторов риска девиантного поведения младших школьников с ЗПР проводилось в рамках сравнительного исследования учеников начальных классов общеобразовательных и специальных (коррекцион-ных) школ для детей с ЗПР Санкт-Петербурга. Общая выборка испытуемых составила 105 человек. В контрольную группу вошли 40 нормально развивающихся школьников и 65 детей с ЗПР (по заключении ПМПК).

Особенности факторов риска девивантного поведения изучались с помощью следующих психодиагностических методик: теста М. Люшера; теста «Рисунок несуществующего животного»; шкалы явной тревожности CMAS для детей (The Children's Form of Manifest АпЩ Scale — CMAS), адаптированной А. М. Прихожан [10, с. 312].

Результаты оценивались по трем уровням (низкий, средний, высокий). С целью выявления статистически значимых различий был проведен сравнительный анализ с использованием f-критерия Стьюдента для независимых выборок. Все данные достоверны на уровне p < 0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ показателей, полученных по «шкале явной тревожности для детей», позволил установить, что уровень тревожности соответствует нормальному у 65% детей в контрольной группе, а у детей с ЗПР — лишь в 43% случаев (p < 0,05). У детей с ЗПР в 29% случаев наблюдается несколько повышенный уровень тревожности (p < 0,05). В 12% случаев дети с ЗПР продемонстрировали явно повышенную тревожность (p < 0,05). Если исходить из позиции автора методики, тот факт, что состояние тревожности не свойственно 10% детям с нормой и 5% детям с ЗПР по показателю стандартной десятки (1-2 стены), свидетельствует о том, что подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитный характер. У детей с ЗПР, по сравнению с нормой, в показателе стандартной десятки (10 стен) очень высокого уровня тревожности, свидетельствующего об их принадлежности к группе риска, значимые различия выявлены не были. Например, 11% детей с ЗПР и 10% детей в норме демонстрировали очень высокий уровень тревожности (табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования детей по шкале явной тревожности (в %)

Уровни оценки показателей

Испытуемые дети Состояние тревожности не свойственно Нормальный уровень тревожности Несколько повышенная тревожность Явно повышенная тревожность Очень высокая тревожность

ЗПР 5 43 29 12 11

Норма 10 65 8 8 10

Данные сравнительного анализа, проведенного с использованием методики цветовых выборов М. Люшера, показали, что у детей с ЗПР и у детей с нормальным развитием (соответственно 58% и 40% от общего количества исследуемых), наблюдается неблагоприятное по выраженности компенсации и тревог эмоциональное состояние

(р < 0,05). Можно сказать, что для детей с ЗПР в большей степени характерны эмоциональная напряженность и сильная тревога. В 22% случаев дети с ЗПР и в 33% случаев нормально развивающиеся дети имеют средний уровень тревоги (р < 0,05). Показатель низкой выраженности компенсаций и тревог, наблюдается в 20% случаев у детей с ЗПР и в 27% случаев у детей, не имеющих ЗПР (табл. 2). Таким образом, у детей с нормальным развитием в большинстве случаев наблюдается отсутствие напряженности и тревоги, что свидетельствует об их благоприятном эмоциональном состоянии.

Таблица 2. Признаки эмоционально-личностных проблем у детей с ЗПР (в %)

Исследуемые параметры Уровни оценки показателей

высокий средний низкий

ЗПР норма ЗПР норма ЗПР норма

Агрессивность поведения 16 0 35 38 49 62

Выраженность компенсации и тревог 58 40 22 33 20 27

Исследование агрессивности в поведении младших школьников с ЗПР позволило выявить наличие ее высокого уровня в 16% случаев (р < 0,05). Большая часть детей с нормальным развитием (62%) показывает отсутствие агрессии (р < 0,05). 35% детей с ЗПР и 38% детей с нормой демонстрировали средний уровень агрессии (табл. 1).

Агрессия у детей с ЗПР рассматривается исследователями [4, 5, 6] в качестве упрощенной, характерной для более ранних ступеней развития реакции на напряженные ситуации. Она связывается с формированием у данной категории детей агрессивно-защитного поведения, вызванного действием комплекса причин: органических поражений головного мозга и возникающих на их основе затруднений в социальной адаптации.

Выводы

Таким образом, детям с ЗПР в большей степени свойственна высокая интенсивность тревожности. Максимальный показатель неблагоприятного эмоционального состояния, связанного с высоким уровнем тревожности, влечет за собой повышенную утомляемость, неуравновешенность, наличие негативных и астенических переживаний при серьезных личностных проблемах и межличностных конфликтах. При этом младшие школьники с ЗПР более агрессивны, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Наиболее значимыми факторами риска поведенческих девиаций у младших школьников с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы, выражающаяся в тревожности и агрессивности.

Следовательно, возникает острая необходимость в глубоком изучении категории детей с нарушением поведения, закономерностей и механизмов патологического развития их личности, в выработке способов профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, коррекции непатологических нарушений поведения, а также способов предотвращения развития патологических форм отклонений поведения в младшем школьном возрасте, особенно у детей, относящихся к группе риска.

Литература

1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.

2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЭРСЭ, 2002. 192 с.

3. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2003. С. 82.

4. Социальные отклонения / сост. Н. И. Фелинская, под ред. В. Н. Кудрявцевой. М.: Юрид. лит-ра, 1989. 198 с.

5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

6. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения у учеников вспомогательной школы. Уэльс, Великобритания: Колег Элидир, 1992. 465 с.

7. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 628 с.

8. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. фак-в психол. СПб.: Речь, 2004. 286 с.

9. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

10. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. С. 312-316.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.