Ю. Н. Лукьянова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современном реформирующемся российском обществе, наряду с позитивными тенденциями, имеют место многочисленные противоречия и трудности, в том числе, гармоничного развития личности и продуктивной социально-ценностной самореализации ее на всех этапах жизненного пути. Особенно остро они проявляются в поведении представителей формирующегося поколения.
Нравственный потенциал, культурный уровень любого общества в значительной мере определяются духовным обликом, моральным и психологическим здоровьем подрастающего поколения. В последнее время острейшей социальной проблемой стал рост агрессивных и преступных тенденций в детском возрасте, отклонения в поведении у детей в более раннем возрасте часто обусловливают в дальнейшем девиантное поведение подростков, которое имеет выраженную тенденцию к росту. Трудности в обучении и поведении детей и подростков ставят серьезные задачи перед обществом в целом.
Мы придерживаемся мнения большинства авторов, которые главным критерием девиаций считают нарушение норм, следовательно, девиантное поведение — это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам [1, 2].
В литературе отмечается многообразие проявлений поведенческих девиаций [1-3]. Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими изменениями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям [4]. Одним из признаков девиантного поведения является деструктивность. Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой как агрессия, которая принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций [3, с. 82].
Практически все исследователи указывают на значительный риск возникновения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) различных форм нарушений поведения. Однако, по их мнению, в настоящее время уделяется недостаточное внимание этой проблеме, в частности, вопросам, связанным с коррекцией поведения. Безусловно, являясь «трудными», эти дети мешают, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и сами оказываются в «группе риска», так как без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденцию становиться патохарактерологическими. Такие стойкие патологические личностные изменения приводят детей с ЗПР в антисоциальную среду и очень часто влекут за собой криминальные последствия. Эта проблема — одна из самых актуальных, до сих пор не решенных в современном обществе.
© Ю. Н. Лукьянова, 2011
Так, по данным Н. И. Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, существуют различные психические отклонения, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития в виде психофизического инфантилизма, а также признаки органического поражения головного мозга и др. [4]. В исследовании, проведенном И. Ф. Мягковым и Ю. В. Юро-вым, у 68% исследуемых, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, выявлены различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержка психического развития, патохарактерологические изменения, психопатия, легкая степень умственной отсталости и др. [1].
Дети, относящиеся к данной категории, наиболее подвержены вовлечению в преступную деятельность, у них нередко отмечаются деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству [5].
Изучение детей с ЗПР, многолетний опыт работы с ними показывают, что среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т. д. Мотивационная незрелость, необъективная самооценка, эмоциональная неустойчивость и незрелость, отягощенные неврологической симптоматикой, зачастую ведут к возникновению эмоциональных нарушений, которые в свою очередь перерождаются в нарушение поведения.
Е. С. Штепа (2001) отмечает, что для детей с невротическими проявлениями характерны такие эмоциональные особенности как тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость. Ведущими эмоциональными характеристиками их являются обидчивость, подозрительность и чувство вины [6].
Установлено, что дети с ЗПР имеют полюсные переживания — положительные и отрицательные — дифференцированных тонких оттенков переживаний, как в норме, почти нет. Чувства у этих детей часто не адекватны, не пропорциональны воздействиям внешнего мира [7]. Наряду с общей эмоциональной незрелостью при разных формах задержки психического развития наблюдаются специфические эмоциональные нарушения. При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более низкой ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Среди прочих мотивов у них преобладает мотив получения удовольствия [8]. При задержке психического развития церебрально-органического генезиса появляются нарушения в эмоциональной сфере: у детей и подростков отсутствуют живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности, привязанности и эмоциональные переживания менее глубоки и дифференцированы. У детей преобладает негативный эмоциональный фон, для них характерны робость, страхи. При задержке психического развития соматогенного происхождения наблюдается боязливость, связанная с ощущением своей неполноценности. При задержке психического развития психогенного происхождения наблюдаются боязливость, застенчивость при общении с взрослыми из-за психотравмирующих условий воспитания. Отмечается тревожность и пониженное настроение [9].
По данным А. М. Прихожан (1996), отмечается устойчивый рост тревожности у детей [10]. Исследования Г. М. Бреслава (1990) позволяют сделать вывод о том, что дети и подростки с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, эмоциональным нарушениям личностного развития, девиантному поведению [11].
По данным Е. В. Михайловой (1998), у детей 7 лет с задержкой психического развития высокий уровень тревожности встречается в 70% случаев против 40% у детей с нормальным развитием. Автор связывает это с тем, что первые не всегда способны выразить адекватную эмоциональную реакцию на предъявляемую ситуацию [6]. Т. Б. Писарева (1998) выявила, что дети 8-9 лет с нарушением интеллекта способны определять эмоции человека по выражению его лица, но дифференцируют их менее точно, чем их сверстники с нормальным интеллектом [11].
Проявлениями изменений эмоционального состояния могут быть повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, исступленный гнев и немотивированная агрессия, болезненные страхи и др. Эти состояния имеют тенденцию к углублению и усложнению, повторению. Такие проявления регистрируются в основном среди сравнительно узкого контингента — в так называемой «группе риска» у детей с низким уровнем познавательной активности вследствие ранних органических поражений центральной нервной системы, с наследственной отягощенностью психическими заболеваниями, с микросоциальной и педагогической запущенностью, а также у детей из семей с неправильным типом воспитания, у развивающихся в условиях эмоциональной депривации и т. д. Дети из этих групп подвергаются повышенному риску возникновения нарушений эмоционального развития [6].
Таким образом, ввиду незрелости личности ребенка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, а также его повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к нарушениям поведения, а впоследствии и к стойкому изменению личности.
У детей с ЗПР значительно ослаблены «социальные возможности личности», наблюдается низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия, то есть отчуждением, избеганием или конфликтом [2, 7, 8]. Отсутствие развитой самооценки, устойчивости и критичности проявляется у детей с ЗПР в склонности к преувеличению своих возможностей. Оценка со стороны окружающих не регулирует их поведение, потому что ребенок не может правильно уловить ее смысл. Большинство детей с ЗПР неустойчивы в эмоциональных проявлениях и поведении, что определяет особенности их социальных отношений: они не последовательны, неровны, нелогичны и малопредсказуемы [12, с. 286].
Дети, относящиеся к данной категории, испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Мир отношений моделируется детьми поверхностно, примитивно, зачастую просто неадекватно [13].
Девиантное поведение младших школьников с ЗПР следует рассматривать как мультифакторный процесс. Риск формирования девиаций зависит от комплекса взаимосвязанных биологических, социальных и психологических факторов. Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводит к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям эмоционального фона.
Исходя из этого, в рамках нашего экспериментального исследования в центре внимания находились индивидуально-психологические характеристики риска девиантного поведения. При их изучении мы опирались на современные представления о единстве механизмов формирования разных форм девиантного поведения. В качестве показателей риска, универсальных для всех форм девиаций, нами рассматривались эмоционально-личностные нарушения, такие как тревожность, агрессивность, что и явилось целью нашего исследования.
Методы исследования
Изучение специфики эмоционально-личностных факторов риска девиантного поведения младших школьников с ЗПР проводилось в рамках сравнительного исследования учеников общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ начальных классов для детей с ЗПР Санкт-Петербурга. Общая выборка испытуемых составила 105 человек. В контрольную группу вошли 40 нормально развивающихся (по заключении ПМПК) школьников и 65 детей с ЗПР.
Особенности факторов риска девиантного поведения изучались с помощью следующих психодиагностических методик: тест М. Люшера; тест «Рисунок несуществующего животного»; шкала явной тревожности CMAS для детей (The Childrens Form of Manifest АпЩ Scale — CMAS) в адаптации А. М. Прихожан [14, с. 312].
Результаты оценивались по трем уровням (низкий, средний, высокий). С целью выявления статистически значимых различий был проведен сравнительный анализ с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Все данные достоверны на уровне p < 0,05.
Результаты и обсуждение
Анализ полученных показателей по «шкале явной тревожности для детей» позволил установить, что у 65% детей в контрольной группе уровень тревожности соответствует нормальному, а у детей с ЗПР — лишь в 43% случаев (p < 0,05). У детей с ЗПР в 29% случаев наблюдается несколько повышенный уровень тревожности (p < 0,05). В 12% случаев дети с ЗПР показали явно повышенную тревожность (p < 0,05). Если исходить из позиции автора методики по показателю стандартной десятки (1-2 стены), состояние тревожности не свойственно 10% детей с нормой и 5% детей с ЗПР, что свидетельствует о том, что подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитный характер. У детей с ЗПР, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, в показателе стандартной десятки (10 стен) очень высокого уровня тревожности, свидетельствующего о группе риска, значимых различий выявлено не было. Например, 11% детей с ЗПР и 10% детей в норме демонстрировали очень высокий уровень тревожности (табл. 1).
Таблица 1. Результаты исследования детей по шкале явной тревожности, %
Уровни оценки показателей
Испытуемые Состояние Нормальный Несколько Явно Очень
дети тревожности не уровень повышенная повышенная высокая
свойственно тревожности тревожность тревожность тревожность
ЗПР 5 43 29 12 11
Норма 10 65 8 8 10
Данные сравнительного анализа по методике цветовых выборов М. Люшера показали, что у 58% детей с ЗПР и у 40% детей с нормальным развитием (от общего количества исследуемых) по выраженности компенсации и тревог наблюдается неблагоприятное эмоциональное состояние ^ < 0,05). Можно утверждать, что для детей с ЗПР в большей степени характерны эмоциональная напряженность и сильная тревога. В 22% случаев у детей с ЗПР и в 33% у детей в норме имеет место средний уровень тревоги ($ < 0,05). В 20% случаев у детей с ЗПР и в 27% у детей с нормой отмечаются низкие показатели выраженности компенсаций и тревог (табл. 2). Таким образом, у детей с нормальным развитием в большинстве случаев наблюдается отсутствие напряженности и тревоги, что свидетельствует об их благоприятном эмоциональном состоянии.
Таблица 2. Признаки эмоционально-личностных проблем у детей с ЗПР (в %)
Исследуемые параметры Уровни оценки показателей
Высокий Средний Низкий
ЗПР Норма ЗПР Норма ЗПР Норма
Агрессивность поведения 16 0 35 38 49 62
Выраженность компенсации и тревог 58 40 22 33 20 27
В результате исследования в 16% случаев выявлен высокий уровень агрессивности поведения у младших школьников с ЗПР (£ < 0,05). Большая часть детей с нормальным развитием (62%) показывает отсутствие агрессии (£ < 0,05). Дети с ЗПР (35% случаев) и их нормально развивающиеся сверстники (38%) демонстрировали средний уровень агрессии (см. табл. 1).
Агрессия у детей с ЗПР рассматривается исследователями [2, 15, 16] как упрощенная, свойственная более ранним ступеням развития, реакция на напряженные ситуации. Она связывается с формированием у данной категории детей агрессивнозащитного поведения, вызванного действием комплекса причин: органическими поражениями головного мозга и возникающими на их основе затруднениями социальной адаптации.
Выводы
Таким образом, детей с ЗПР в значительной степени характеризует высокий уровень интенсивности тревожности. Максимальный показатель неблагоприятного эмоционального состояния, связанного с высокой тревожностью, влечет за собой повышенную утомляемость, неуравновешенность, наличие негативных и астенических переживаний при серьезных личностных проблемах и межличностных конфликтах. При этом младшие школьники с ЗПР более агрессивны, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Наиболее значимыми факторами риска поведенческих девиаций у младших школьников с ЗПР является сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы, выражающейся в тревожности и агрессивности.
Следовательно, возникает острая необходимость в подробном изучении детей с нарушением поведения, закономерностей и механизмов патологического развития
личности, а также в выработке способа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, коррекции непатологических нарушений поведения и способов предотвращения развития патологических форм отклонений поведения в младшем школьном возрасте, особенно у детей, относящихся к группе риска.
Литература
1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. 221 с.
2. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЭРСЭ, 2002. 192 с.
3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 82.
4. Социальные отклонения / сост. Н. И. Фелинская, под ред. В. Н. Кудрявцевой. М.: Юрид. лит, 1989. 198 с.
5. Шипицына Л. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения у учеников вспомогательной школы. Уэллс, Великобритания: Колег Элидир, 1992. 465 с.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
7. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 628 с.
8. Ковалев В.В. Систематика и дифференциация расстройств личности с нарушениями поведения у детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. 1976. № 10. С. 1536-1543.
9. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.
220 с.
10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. 304 с.
11. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 140 с.
12. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов факультетов психологии / сост. О. В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004. 286 с.
13. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
14. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. С. 312-316.
15. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998. 368 с.
16. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997. 197 с
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.