М. Ю. Дербенева
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ1
В старшем школьном возрасте происходит самоопределение личности в выборе будущей профессии, оно затрагивает становление профессиональной идентичности, познавательных интересов и профессиональной направленности, в это время формируется психологическая готовность к выбору профессии. На данный процесс оказывают влияние множество факторов. Важное место среди них занимают внутриличност-ные. Мы полагаем, что к их числу относится эмоциональная направленность личности, которая может выступать как фактор становления системы познавательных интересов и профессиональной направленности.
Профессиональное самоопределение представляется как процесс и как результат. Структура профессионального самоопределения может быть описана двумя группами показателей: содержательными (предметная сфера профессиональных предпочтений), а также процессуальными (уровневыми) характеристиками [1-3]. Эмоциональная направленность личности может быть связана как с процессуальными, так и с содержательными характеристиками и выступать в качестве основы становления профессиональных предпочтений человека.
Согласно теоретическим положениям Б. И. Додонова (1978), наряду с функцией оценок, эмоции обладают и другой функцией: они выступают в качестве положительных самостоятельных ценностей [4]. Ключ к пониманию склонностей и предпочтений определенной предметной деятельности видится в учете ценностной функции эмоций.
Эмоции возникают в ходе деятельности, направленной на удовлетворение ведущих потребностей человека; затем, эти эмоции (или потребности, переживаемые в виде эмоций) являются побуждениями к подобной деятельности в дальнейшем. Эмоциональная направленность личности определяется через доминирующие эмоции и предпочтение определенных эмоциональных переживаний. Под эмоциональными предпочтениями мы понимаем значимость тех или иных эмоций для человека, а также их определенную индивидуально-личностную иерархию. Таким образом, склонности человека к той или иной деятельности связаны с образованием постоянной мотивации определенной деятельности, которая обеспечивает субъекта «ценными эмоциями». Осознание предмета потребности лежит в основе желания заниматься той или иной деятельностью, а структура эмоциональных предпочтений оказывает влияние на выбор этой деятельности.
Особенности эмоциональной направленности изучались у взрослых людей с разными профилями профессионализации (О. Н. Доценко, 2008; Р. М. Шамионов, 2005; Д. О. Труфанов, 2005) [5-7]. Результаты этих исследований позволяют сделать вывод о соотношении доминирующих эмоциональных предпочтений и профиля профессиональной деятельности. Изучение соотношения эмоциональной направленности и профессиональных предпочтений на этапе выбора профессии было предпринято в работе
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-06-00490а. © М. Ю. Дербенева, 2011
Н. Ю. Спиридоновой [8], в которой делается вывод о разном составе профиля эмоциональной направленности для каждого типа профессий (по типологии Е. А. Климова [9]).
Структурно-содержательные показатели профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте обусловлены становлением системы познавательных интересов, выступающей в качестве основы профессиональной направленности. Познавательный интерес понимается как избирательное отношение к действительности, проявляющееся в стремлении к познанию определенных объектов или явлений, овладении конкретными способами деятельности [10]. Интерес также выступает в качестве мотива, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Основу многообразных интересов составляет потребность в познании, которая характеризуется ненасыщаемостью, процесс удовлетворения этой потребности обеспечивает человека положительными эмоциями, которые также носят ненасыщаемый характер [11]. Интерес к тому или иному предмету побуждает к соответствующей деятельности, тем самым порождая склонность или переходя в нее.
Таким образом, и эмоции, и познавательные интересы, с одной стороны, связаны со структурой потребностей личности, а с другой стороны, побуждают человека к выбору деятельности, в которой реализуются его определенные склонности.
Рассматривая профессиональное самоопределение как процесс решения задачи выбора профессии, необходимо учитывать его содержательные показатели. В качестве таковых большинством авторов (А. А. Азбель, Л. А. Головей, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, А. П. Чернявская и др.) [9, 12-16] называются наличие выбора профессии, его устойчивость, статус профессиональной идентичности, информированность о мире профессии, характеристики учебной и внеучебной активности. Содержательные характеристики профессионального самоопределения необходимо изучать в комплексе с его процессуальными показателями.
В связи с вышеизложенным были поставлены следующие задачи: изучить структуру и особенности эмоциональной направленности личности старшеклассников на этапе выбора профессии, исследовать особенности профессионального самоопределения, а также выявить роль эмоциональной направленности личности в качестве фактора профессионального самоопределения.
Для выполнения поставленных задач использовался следующий методический комплекс.
1. Для изучения эмоциональной направленности личности — модифицированный нами опросник Б. И. Додонова, при помощи которого выявляют типы эмоциональной направленности: альтруистические, коммуникативные, глориче-ские, праксические, пугнические, романтические и лирические, гностические, гедонические, акизитивные эмоции [17].
2. Для изучения содержательных характеристик профессионального самоопределения применялись «Анкета оптанта» в нашей модификации, опросник «Карта интересов» (в модификации Л. А. Головей), позволяющий выявить степень выраженности интересов в 32 областях, и опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда2. Для выявления уровневых характеристик профессионального самоопределения применялись «Анкета оптанта» и «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А. А. Азбель [18]. В каче-
2 Данный методический инструментарий модифицирован сотрудниками Психологического центра СПбГУ
стве дополнительного инструментария для определения профессионального типа нами исследовались особенности личности с помощью «Многофакторного личностного опросника» Р. Кеттелла (подростковый вариант) [19].
Выборка. В исследовании приняли участие 230 подростков в возрасте 14-17 лет, учащиеся 9-11 классов школ Санкт-Петербурга. Математическая обработка данных производилась с помощью статистического пакета SPSS 13.0.
Результаты исследования
Выявлено, что по мере взросления от 14-15 к 16-17 годам происходит дифференциация эмоциональных предпочтений старшеклассников в соответствии с полом. Так, у девушек и юношей в 9 классе доминирующими являются коммуникативные, глорические, праксические и гедонические эмоциональные предпочтения. При этом у юношей к ведущим добавляются пугнические, однако значимые различия при сравнении средних значений не выявлены. В 10 классе у девушек ведущими остаются коммуникативные, праксические и гедонические предпочтения, что совпадает с таковыми у юношей. При этом коммуникативные, праксические и альтруистические предпочтения у девушек значимо выше. В 11 классе у девушек преобладают коммуникативные, праксические, гедонические и эстетические, а у юношей — праксические, глорические и пугнические предпочтения. У девушек значимо выше предпочтение альтруистических, коммуникативных и лирических эмоций, а у юношей — пугнических и акизи-тивных. Полученные нами данные соотносятся с результатами, полученными в исследовании Н. Ю. Спиридоновой [8], показавшей наличие половой специфики в системе эмоциональной направленности. Уровневые показатели выраженности эмоциональных предпочтений не претерпевают существенных изменений от 14 к 17 годам. В связи с этим можно предположить, что возрастная динамика эмоциональных предпочтений связана прежде всего со становлением половой идентичности, что находит отражение в структуре эмоциональной направленности.
Анализ микровозрастной динамики внутрифункциональных связей типов эмоциональных предпочтений показал, что наибольшая интеграция системы эмоциональной направленности личности наблюдается в возрасте 15 лет. От 14 лет к 15 годам количество связей существенно нарастает (от 88 до 100) и сохраняется в 16 лет (94 связи), а затем к 17 годам происходит перестройка системы связей и наблюдается резкое снижение их количества (всего 64 связи). Проведенный микровозрастной анализ позволяет говорить о том, что сама система эмоциональных предпочтений в старшем школьном возрасте находится в стадии становления.
В результате корреляционного анализа выявлена связь системы эмоциональных предпочтений с личностными особенностями (проводился на выборке, представленной 100 учащимися 11 класса в возрасте 16-17 лет). При этом наибольшее количество связей (по 5) получено с факторами F (оптимизм, жизнерадостность) и I (сенситивность, чувствительность), а факторы С (эмоциональная стабильность), D (возбудимость), Е (доминантность), О (склонность к чувству вины) и Q4 (фрустрированность) оказались не включенными в систему взаимосвязей с эмоциональными предпочтениями.
При анализе содержания полученных взаимосвязей (уровень значимости р < 0,05; р < 0,01) было уточнено значение изучаемых типов эмоциональной направленности, а также потребностей, лежащих в ее основе. Так, альтруистические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами А, I и отрицательно — с факторами
Q2 и J, то есть удовлетворение потребности в помощи другим является значимым для общительных, эмоционально-чувствительных и ориентированных на группу людей. Коммуникативные эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами А, F и отрицательно — с факторами J и Q2, то есть удовлетворение потребности в общении является значимым для общительных, оптимистичных, ориентированных на группу. Таким образом, сферы, связанные с общением и помощью другим, могут быть привлекательными для людей с выраженными коммуникативными и альтруистическими эмоциональными предпочтениями. Глорические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами Е, F, H, J и отрицательно — с фактором I. То есть удовлетворение потребностей в славе и достижении является важным для настойчивых, оптимистичных, социально смелых, но при этом эмоционально нечувствительных и склонных к индивидуализму людей. Для них привлекательны сферы, связанные с проявлением лидерских качеств и общественным признанием. Пугнические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами Е, F и отрицательно — с факторами I, Q3. Таким образом, удовлетворение потребностей в борьбе является значимым для настойчивых, независимых, оптимистичных, нечувствительных, имеющих высокий уровень самоконтроля людей, для которых эмоционально-привлекательными будут сферы, ориентированные на вызов и достижение цели. Романтические и лирические эмоциональные предпочтения положительно связаны с фактором I и отрицательно — с фактором Q3. То есть удовлетворение потребности в необычном, загадке является значимым для эмоционально чувствительных, но импульсивных людей, с низким уровнем самоконтроля поведения. Эстетические эмоциональные предпочтения связаны с фактором F (экспрессия). Гедонические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами А, F и отрицательно — с факторами G, Q2, Q3. Таким образом, удовлетворение потребности в физическом и психологическом комфорте является значимым для общительных, оптимистичных, ориентированных на группу, но отличающихся низкой нормативностью и низким уровнем самоконтроля людей. Акизитивные эмоциональные предпочтения отрицательно связаны с фактором
I. По-видимому, значимость удовлетворения потребности в накоплении характерна для людей с низкой эмоциональной чувствительностью, которые в связи с этим ориентированы на сферу материальных вещей.
И лишь праксические (основанные на процессе деятельности) и гностические (получаемые в процессе познания) эмоциональные предпочтения не имеют связей с личностными особенностями. Это позволяет предположить, что данные эмоциональные предпочтения являются относительно самостоятельными в структуре эмоциональной направленности в возрасте 16-17 лет. Возможно, праксические и гностические эмоциональные предпочтения являются эмоциональными предпочтениями другого порядка, они более универсальны и менее ориентированы на набор конкретных личностных свойств. Необходимо отметить, что именно для этой группы эмоциональных предпочтений получено наибольшее количество взаимосвязей с системой познавательных интересов и профессиональной направленности.
С целью изучения динамики связей между показателями эмоциональной направленности, познавательными интересами и профессиональной направленности был проведен корреляционный анализ в трех возрастных группах. Степень связанности существенно зависит от возраста, количество связей между показателями изменяется. Так, в 9-м классе наблюдается наибольшее количество связей (всего 259 связей).
К 10-му классу их количество снижается практически в два раза (всего 130 связей), что может свидетельствовать о перестройке всей системы данных связей. К 11-му классу количество связей вновь увеличивается (всего 207 связей), и система связей становится более интегрированной. Можно предположить, что в 10-м классе происходит перестройка связей направленности в целом, а к 11-му классу система этих связей выходит на новый уровень. Таким образом, система связей направленности личности старшеклассников от 9-го класса к 11-му претерпевает некоторые изменения, что говорит о ее становлении и динамике.
Анализ содержания полученных взаимосвязей позволяет выделить определенные симптомокомплексы типов эмоциональной направленности и структурно-содержательных характеристик профессионального самоопределения. Так, связи познавательных интересов с гностическими эмоциональными предпочтениями остаются ведущими на всем протяжении старшего школьного возраста, что отчасти объясняется самой сутью познавательных интересов, основной направленностью которых как раз и является познание, удовлетворение потребности в котором является основой для гностической эмоциональной направленности.
Связи познавательных интересов с эмоциональными предпочтениями в целом имеют следующие тенденции. Интересы к различным сферам промышленности оказываются связанными с праксическими, пугническими, гностическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к научной работе в естественно-научной сфере и в области точных наук устойчиво связаны с гностическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к гуманитарным и общественно-научным сферам имеют связи с коммуникативными, альтруистическими, романтическими, эстетическими и гностическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к менеджменту, праву, экономике связаны с глорическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к различным сферам искусства связаны с романтическими, эстетическими, гностическими, коммуникативными и альтруистическими эмоциональными предпочтениями. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что структура эмоциональных предпочтений может выступать в качестве основы для формирования различных познавательных интересов.
Система эмоциональных предпочтений оказывается связанной и с типами профессиональной направленности. Особенно ярко это проявляется у людей социального, артистического и предпринимательского типов. По-видимому, это связано с особенностями данных профессиональных типов, для которых эмоциональная сфера имеет большее значение (согласно концепции Дж. Холланда [20]).
Гностические, праксические и романтические эмоциональные предпочтения обнаруживают наибольшее количество связей с типами профессиональной направленности. Эти эмоциональные предпочтения можно считать неспецифическими и лежащими в основе формирования разнообразных типов профессиональной направленности.
Далее мы проследили соотношение эмоциональных предпочтений с уровневыми показателями профессионального самоопределения: наличием выбора, статусом профессиональной идентичности (ПИ), знаниями о профессии, внеучебной активностью.
Так, выраженность альтруистических и коммуникативных эмоциональных предпочтений оказалась положительно связана с уровнем знаний о профессии и статусом моратория ПИ (при котором активно решаются задачи профессионального самоопределения). Отрицательная взаимосвязь данных эмоций обнаружена с неопределенным
статусом ПИ. Предпочтение глорических эмоций имеет отрицательную взаимосвязь с возрастом, в котором происходит выбор профессии, то есть старшеклассники с предпочтением эмоций самоутверждения и славы делают свой профессиональный выбор раньше. Предпочтение пугнических эмоций положительно коррелирует с устойчивостью профессионального выбора. Выраженность праксических эмоций, ориентированных на процесс деятельности, положительно связана с количеством дополнительных занятий, а также с длительностью увлечений, то есть показателями внеучебной активности. При этом наблюдается отрицательная связь с неопределенным статусом ПИ. Предпочтение гностических эмоций положительно связано с количеством увлечений и сфер желаемых будущих занятий, то есть отражает широту внеучебной активности. Отрицательная связь обнаруживается с навязанным статусом ПИ, то есть выбор профессии такие школьники делают независимо и самостоятельно. Предпочтение эстетических эмоций положительно связано со статусом моратория и отрицательно — с навязанным и неопределенным статусами ПИ, что говорит о самостоятельности в решении задач профессионального самоопределения. Предпочтение лирических эмоций положительно коррелирует с количеством увлечений, знаниями о профессии и статусом моратория ПИ. Предпочтение акизитивных эмоций (накопления) связано только с внешними мотивами выбора профессии, тогда как для остальных эмоциональных предпочтений выявляется связь и с внешними, и с внутренними мотивами.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Система эмоциональных предпочтений имеет половую специфику, которая проявляется по мере взросления. В старшем школьном возрасте система эмоциональной направленности находится в стадии становления.
2. Среди типов эмоциональных предпочтений выделяются эмоциональные предпочтения разного уровня обобщенности и степени влияния на познавательную сферу личности.
3. Система эмоциональных предпочтений, опирающаяся на потребности человека, может выступать в качестве фактора становления структурно-содержательных характеристик профессионального самоопределения (системы познавательных интересов и типов профессиональной направленности).
4. Разные эмоциональные предпочтения могут по-разному влиять на процессуальные характеристики профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Учет особенностей эмоциональной направленности личности позволяет более точно определить структурно-содержательные особенности познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Выявленная в исследовании связь эмоциональных предпочтений с определенными сферами познавательных интересов и профессиональной направленностью может помочь очертить круг профессий, в которых может быть реализована определенная эмоциональная направленность личности. Возможность эмоционального родства предметно разных видов деятельности существенно расширяет спектр возможного профессионального выбора. Полученные в исследовании особенности становления уровневых показателей профессионального самоопределения при разных типах ведущей эмоциональной направленности могут быть использованы в индивидуальном психологическом сопровождении старшеклассников и содействии в выборе профессии.
1. Дербенева М. Ю. Особенности профессионального самоопределения в период юности в связи с характеристиками образовательной среды // Казанская наука. 2010, № 10. Казань: Казанский Издательский дом, 2010. С. 382-384.
2. Дербенева М. Ю. Становление профессиональной идентичности // Психология XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 24-26 апреля 2008 г., Санкт-Петербург / под науч. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2008. С. 428-430.
3. Дербенева М.Ю. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников // Психология XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 22-24 апреля 2010 г., Санкт-Петербург / под науч. ред. О. Ю. Щелковой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 114-115.
4. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
5. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: дис. ... канд. психологических наук. М., 2008. 171 с.
6. Труфанов Д. О. Эмоциональная направленность личности в практике традиционных единоборств на примере Московского Центра изучения традиционного боевого искусства монастыря Шаолинь // Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии: сб. материалов краевой науч. конф. студентов и молодых ученых, г. Красноярск, 22 апр. 2005 г. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2005. С. 211-216.
7. Шамионов Р. М. Взаимосвязь субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Вып. 1. С. 55-63.
8. Спиридонова Н. Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2011. 28 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
10. Щукина Г И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 142 с.
11. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та. Вып. 16. «Психология». Л., 1959. № 265. С. 41-60.
12. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
13. Головей Л. А. Психология профессионального развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб ун-та, 2009. 119 с.
14. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.
15. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / под ред. Л. М. Митиной М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2003. 184 с.
16. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.
17. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. 1975. № 6. С. 21-23.
18. Грецов А. Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. СПб.: Питер, 2009. 216 с.
19. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко СПб.: Речь, 2002. 694 с.
20. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: руководство. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1993. 52 с.
Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.