Научная статья на тему 'Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности'

Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4641
912
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности»

М. Ю. Дербенева

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ*

Важность эмоциональной сферы в жизни человека трудно переоценить. Переживание отношения человека к окружающему миру составляет сферу чувств или эмоций. Выступая в качестве проявления потребности — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности1.

Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем и побуждением к деятельности. Как отмечает Б. И. Додонов, наряду с функцией оценок, имеющей лишь служебную ценность, некоторые эмоции обладают и другой функцией: они выступают в качестве положительных самостоятельных ценностей. То, что получило оценку, теперь само выступает в качестве ценности для выполнения какой-либо деятельности2. Подобный механизм возникновения эмоций и чувств относится и к сфере межличностных отношений: первично существующие отношения, в которые включается человек, определяют его чувства, и лишь затем вторично его чувства обусловливают те отношения к другим людям, в которые он вступает3.

Таким образом, осознание предмета потребности лежит в основе желания заниматься определенной деятельностью, а структура эмоциональных ценностей оказывает влияние на выбор той или иной деятельности. Мы предполагаем, что эмоциональная направленность личности может выступать в качестве основания профессиональных предпочтений человека.

Познавательная потребность выступает в качестве основы для формирования познавательного интереса, избирательного отношения к действительности, проявляющегося в стремлении к познанию определенных объектов или явлений, овладении конкретными способами деятельности4.

Интерес — это сосредоточенность на определенном предмете, вызывающая стремление ближе познакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не выпускать из поля зрения. Интерес также выступает в качестве мотива, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности от выражения потребности: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают удовлетворения интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере5. Познавательная потребность характеризуется ненасыщаемостью, процесс удовлетворения этой потребности обеспечивает человека определенными положительными эмоциями, которые также носят ненасыщаемый характер.

* Поддержано грантом РГНф 08-06-95487 а/П © М. Ю. Дербенева, 2009

От интереса как специфической направленности на тот или иной предмет отличается склонность как направленность на соответствующую деятельность. Интерес к тому или иному предмету побуждает к соответствующей деятельности. Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, связанными непосредственно с потребностями6. Познавательные интересы являются мотивами поведения, обусловливают поступки и действия человека в известных обстоятельствах жизни постольку, поскольку в поведении применяются накопленные знания и умственные способности, необходимые для решения жизненно важных задач. Основу многообразных интересов составляет потребность в познании7.

Изучение проблемы соотношения эмоций и познавательных интересов в психологической литературе выявило ряд особенностей. Так, К. Э. Изард выделяет интерес как особую эмоцию, которая выражает себя несколько иначе, чем остальные. Согласно Сингеру, в основе тесной связи между аффектом и познавательными процессами лежат попытки приспособления ребенка к новой и постоянно меняющейся среде. Сингер, так же как Томкинс и Изард, считает, что новизна окружающей среды активирует эмоцию интереса, которая в свою очередь подкрепляет исследовательскую активность ребенка. Познание окружающей среды и успешное приспособление снижают уровень возбуждения и активируют эмоцию радости. Сенсорная информация сначала, как правило, трансформируется в эмоцию интереса8.

Таким образом, и эмоции, и познавательные интересы, с одной стороны, связаны со структурой потребностей личности, а с другой стороны, побуждают человека к выбору той или иной деятельности, выражающейся в определенных склонностях.

Чаще всего в качестве основы формирования познавательных интересов рассматриваются социальные влияния. Вместе с тем мы полагаем, что эмоциональные ценности также могут выступать в качестве такой основы. Однако соотношение эмоциональной сферы и познавательных интересов недостаточно изучено. Изучение данного вопроса является целью нашего исследования.

Понятие эмоциональной направленности личности как направленности на определенные типы эмоций используется нами в русле концепции Б. И. Додонова. Эмоциональная направленность определяется через доминирующие эмоции и предпочтение определенных эмоциональных переживаний9. В качестве рабочего термина нами используется термин эмоциональные ценности, под которыми мы понимаем значимость тех или иных эмоций для человека, их предпочтение, а также определенную индивидуально-личностную иерархию эмоциональных предпочтений.

Согласно Б. И. Додонову, склонности человека к той или иной деятельности связаны с образованием постоянной мотивации определенной деятельности, которая обеспечивает субъекта «ценными эмоциями». Сформировавшись и закрепившись в определенной деятельности, ценность определенных эмоций затем начинает оказывать влияние на выбор новых видов деятельности. В каждой новой ситуации человек стремится получать те эмоции, которые представляют для него определенную ценность. Это, в свою очередь, те положительные эмоции, которые возникают в результате удовлетворения определенных потребностей10.

Основу данной концепции составляет положение о разных функциях эмоций в качестве оценок и в качестве ценностей. В первом случае они направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них (посредством эмоций человек получает информацию об удовлетворении или неудовлетворении своих потребностей); во втором случае, выступая как ценность, они в большей мере определяют склонность индивида к каким-то одним видам деятельности и нелюбовь к другим (направленность на деятельность, позволяющую

удовлетворить ведущие потребности). В учете второй, ценностной, роли эмоций мы видим ключ к пониманию склонностей и предпочтений определенной предметной деятельности (интересы).

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что структура и направленность познавательных интересов могут быть связаны со структурой эмоциональной направленности, поскольку определенная деятельность выступает в качестве фактора, подкрепляющего определенные эмоциональные переживания. Структура познавательных интересов личности представляет собой группировку выраженных и ярко выраженных интересов в пределах схожих областей, выделение стержневых интересов, сходных отвергаемых областей, а также разнообразие ведущих интересов.

Исходя из вышеизложенного, автором были поставлены следующие задачи: изучить структуру и особенности эмоциональной направленности личности подростков на этапе выбора профессии, исследовать познавательные интересы и профессиональную направленность подростков, а также выявить соотношение эмоциональных ценностей, личностных особенностей и познавательных интересов.

Для выполнения поставленной задачи нами был разработан опросник «Эмоциональные ценности», позволяющий выявить доминирование определенных эмоциональных ценностей (когнитивных представлений человека о важности и значимости для него тех или иных эмоций). Опросник разработан на основе тест-анкеты Б. И. Додонова11 и представляет собой 63 утверждения, выделяющие 10 типов эмоциональной направленности. По каждому из утверждений испытуемому предлагается оценить, насколько важны для него те или иные эмоциональные переживания (по пятибалльной шкале).

Опираясь на концепцию Б. И. Додонова, мы выделяем следующие типы эмоциональной направленности: альтруистические эмоции, коммуникативные эмоции, глорические

эмоции, праксические эмоции, пугнические эмоции, романтические и лирические эмоции,

12

гностические эмоции, эстетические эмоции, гедонические эмоции, акизитивные эмоции12.

Для выявления структуры познавательных интересов и профессиональной направленности применялись опросник «Карта интересов», позволяющий выявить степень выраженности интересов в 32 областях, и опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда13.

В качестве дополнительного инструментария для определения профессионального типа нами исследовались особенности характера с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла (подростковый вариант)14.

В нашем исследовании приняли участие 130 человек — учащиеся старших классов школ Санкт-Петербурга (26 учащихся 9-х классов и 104 учащихся 11-х классов).

Анализ полученных данных производился с помощью корреляционного анализа и сравнения средних значений. Математическая обработка производилась с помощью статистического пакета SPSS 13.0

Изучение доминирующих эмоциональных ценностей старшеклассников выявило, что по мере взросления, в период от 14-15 до 16-17 лет, происходит их дифференциация в соответствии с полом. Так, у девушек и юношей 14-15 лет доминирующие эмоциональные ценности практически совпадают: это коммуникативные, глорические и праксические эмоциональные ценности. Отличия наблюдаются только в отношении эстетических эмоциональных ценностей, которые более выражены у девушек. В возрасте 16-17 лет появляются различия в системе эмоциональных ценностей у юношей и девушек. Так, у девушек начинают преобладать коммуникативные, праксические, гедонические эмоциональные ценности,

а у юношей — праксические, глорические и пугнические. Причем в этой возрастной группе наблюдается большее разнообразие в соответствии с полом. Так, у девушек существенно выше коммуникативные эмоциональные ценности, а юноши опережают девушек по отношению к глорическим, пугническим и акизитивным эмоциональным ценностям.

Уровневые показатели выраженности эмоциональных ценностей не претерпевают существенных изменений. Таким образом, можно предположить, что возрастная динамика эмоциональных ценностей связана, прежде всего, со становлением половой идентичности, что находит отражение в структуре эмоциональной направленности.

Выявлена связь системы эмоциональных ценностей с личностными особенностями. При этом наибольшее количество связей эмоциональных ценностей выявлено с факторами F (оптимизм, жизнерадостность) и I (сенситивность, чувствительность) — по 5 связей, при p < 0,05, а фактор С (эмоциональная стабильность), фактор D (возбудимость), фактор Е (доминантность), фактор О (склонность к чувству вины) и фактор 0,4 (фрустрированность) оказались не включены в систему взаимосвязей с эмоциональными ценностями.

Альтруистические эмоциональные ценности положительно связаны с факторами А (р < 0,01), I (р < 0,05) и отрицательно связаны с факторами 0,2 (р < 0,01) и J (р < 0,05), т. е. удовлетворение потребности в помощи другим является значимым для общительных, эмоционально-чувствительных и ориентированных на группу людей. Коммуникативные эмоциональные ценности положительно связаны с факторами А (р < 0,01), F (р < 0,05) и отрицательно связаны с факторамиJ (р < 0,01) и 0,2 (р < 0,01), т. е. удовлетворение потребности в общении является значимым для общительных, оптимистичных, ориентированных на группу. Таким образом, сферы, связанные с общением и помощью другим, могут быть эмоционально привлекательными для людей с выраженными коммуникативными эмоциональными ценностями и соответствующими личностными особенностями.

Глорические эмоциональные ценности положительно связаны с факторами Е, F, Н, J (все связи прир < 0,05) и отрицательно — с фактором I (р < 0,01). Т. е. удовлетворение потребностей в славе и достижении является важным для настойчивых, оптимистичных, социально смелых, но при этом эмоционально нечувствительных и склонных к индивидуализму людей. Для них эмоционально привлекательны сферы, связанные с проявлением лидерских качеств и общественным признанием.

Пугнические эмоциональные ценности положительно связаны с факторами Е (р < 0,05), F (р < 0,01) и отрицательно связаны с факторами I, 03 (р < 0,01). Таким образом, удовлетворение потребностей в борьбе является значимым для настойчивых, независимых, оптимистичных, нечувствительных, с высоким самоконтролем людей, для них эмоциональнопривлекательными будут сферы, ориентированные на вызов и достижение цели.

Романтические и лирические эмоциональные ценности положительно связаны с фактором I(р < 0,01) и отрицательно с фактором 03(р < 0,01), т. е. удовлетворение потребности в необычном, в загадке является значимым для эмоционально чувствительных, но импульсивных людей с низким самоконтролем поведения.

Эстетические эмоциональные ценности связаны с фактором F (оптимизм) (р < 0,05).

Гедонические эмоциональные ценности положительно связаны с факторами А, F (р < 0,01) и отрицательно с факторами О, 02, 03 (р < 0,01). Таким образом, удовлетворение потребности в комфорте является значимым для людей общительных, оптимистичных, ориентированных на группу, но с низкой нормативностью и низким самоконтролем.

Акизитивные эмоциональные ценности отрицательно связаны с фактором I (р < 0,05). По-видимому, значимость удовлетворения потребности в накоплении характерна для людей

с низкой эмоциональной чувствительностью и в связи с этим ориентированных на сферу материальных вещей.

Лишь праксические и гностические эмоциональные ценности не имеют связей с личностными особенностями. Это позволяет предположить, что данные эмоциональные ценности являются относительно самостоятельными в структуре личностных характеристик в возрасте 16-17 лет. Возможно, праксические и гностические эмоциональные ценности являются эмоциональными ценностями более общего порядка, они более универсальны и менее ориентированы на набор конкретных личностных свойств.

Остановимся на анализе связей эмоциональных ценностей с познавательными интересами. Степень связанности существенно зависит от возраста. В возрасте 14-15 лет в центре этих связей оказываются гностические эмоциональные ценности (19 связей с познавательными интересами), романтические (17 связей), эстетические (15 связей), коммуникативные (13 связей) и альтруистические эмоциональные ценности (10 связей). Разнообразные познавательные интересы позволяют удовлетворять потребности, лежащие в основе данных эмоциональных ценностей. При этом праксические и акизитивные эмоциональные ценности имеют всего по 3 связи с познавательными интересами, пугнические и гедонические — по 2 связи, а глорические эмоциональные ценности связей с познавательными интересами не имеют. По мере взросления человека увеличивается общее количество и уровень значимости связей эмоциональных ценностей и познавательных интересов (от 84 связей в 14-15 лет до 119 в 16-17 лет). Возможно, в основе этого лежит становление познавательных интересов.

В возрасте 16-17 лет связи гностических эмоциональных ценностей с познавательными интересами сохраняются и становятся более устойчивыми (19 связей). Также в качестве ведущих сохраняются связи романтических эмоциональных ценностей (16 связей). Альтруистические, коммуникативные и эстетические эмоциональные ценности сохраняют связи с познавательными интересами, хотя их количество несущественно снижается (для альтруистических от 10 к 8 связям, для коммуникативных — от 13 к 10, для эстетических — от 15 к 13). При этом существенно возрастает количество связей праксических эмоциональных ценностей (от 3 к 16 связям), пугнических (от 2 к 14) и глорических (от 0 к 11). В этом возрасте удовлетворение потребностей в деятельности, преодолении и славе становится более значимым по сравнению с 14-15 годами, что реализуется подростками в разнообразных познавательных интересах.

Связи познавательных интересов с гностическими эмоциональными ценностями остаются ведущими на всем протяжении старшего школьного возраста, что отчасти объясняется самой сутью познавательных интересов, их основной направленностью как раз и является познание, удовлетворение потребности в котором является основой для гностических эмоциональных ценностей.

Связи познавательных интересов с эмоциональными ценностями в целом имеют следующие тенденции. Интересы к различным сферам промышленности оказываются связанными с праксическими, пугническими, гностическими эмоциональными ценностями. Интересы к научной работе, естественнонаучной сфере и к точным наукам устойчиво связаны с гностическими эмоциональными ценностями. Интересы к гуманитарным и общественнонаучным сферам имеют связи с коммуникативными, альтруистическими, романтическими, эстетическими и гностическими эмоциональными ценностями. Интересы к менеджменту, праву, экономике связаны с глорическими эмоциональными ценностями. Интересы к различным сферам искусства связаны с романтическими, эстетическими, гностическими,

коммуникативными и альтруистическими эмоциональными ценностями. Таким образом, можно сделать вывод, что структура эмоциональных предпочтений лежит в основе формирования интересов.

Система эмоциональных ценностей оказалась связанной как с системой познавательных интересов, так и с типами профессиональной направленности.

От 14-15 к 16-17 годам возрастает количество связей эмоциональных ценностей с профессиональными типами (от 18 до 22 связей, при р < 0,05), особенно ярко это проявляется для социального, артистического и предпринимательского типов. По-видимому, это связано с особенностями данных профессиональных типов, для которых эмоциональная сфера имеет большее значение.

Реалистический тип профессиональной направленности в 14-15 лет не имеет связей с эмоциональными ценностями, а в 16-17 связан с пугническими эмоциональные ценностями. Исследовательский тип в 14-15 лет оказывается связан с гностическими, праксическими, романтическими и эстетическими эмоциональными ценностями, а в 16-17 лет сохраняется связь только с гностическими эмоциональными ценностями. Артистический тип в 14-15 лет образует связи с романтическими, эстетическими, гностическими и акизитивными эмоциональными ценностями, а в 16-17 лет связь с акизитивными эмоциональными ценностями исчезает, связи с романтическими, эстетическими и гностическими эмоциональными ценностями сохраняются, и появляются связи с альтруистическими, коммуникативными и гедоническими эмоциональными ценностями. Социальный тип в 14-15 лет образует связи с романтическими, эстетическими, гностическими и пугническими эмоциональными ценностями, а в 16-17 лет связь с гностическими эмоциональными ценностями исчезает, связи с романтическими, эстетическими, пугническими эмоциональными ценностями сохраняется, и появляются связи с альтруистическими, коммуникативными и гедоническими эмоциональными ценностями. Предпринимательский тип в 14-15 лет образует связи с эстетическими, пугническими, глорическими эмоциональными ценностями, связи с которыми сохраняются в 16-17 лет, и появляются связи с коммуникативными, гностическими, гедоническими и акизитивными эмоциональными ценностями. Конвенциональный тип в 14-15 лет образует связи с романтическими, гностическими и акизитивными эмоциональными ценностями, связи с которыми пропадают в 16-17 лет, и появляется связь с глорическими эмоциональными ценностями.

Среди эмоциональных ценностей наибольшее количество связей с типами профессиональной направленности обнаруживают романтические, гностические и эстетические эмоциональные ценности. Эти эмоциональные ценности можно считать неспецифическими и лежащими в основе формирования разнообразных типов профессиональной направленности.

Таким образом, в результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Система эмоциональных ценностей, опирающаяся на потребности человека, может выступать в качестве основы формирования системы познавательных интересов и типов профессиональной направленности.

2. Среди эмоциональных ценностей выделяются эмоциональные ценности разного уровня обобщенности и степени влияния на познавательную сферу личности.

Учет эмоциональных ценностей в профориентационной работе позволит более точно выявить структуру познавательных интересов и профессиональной направленности личности и определять меры по формированию интересов личности. Выявленная в исследовании

связь эмоциональных ценностей с определенными сферами познавательных интересов и профессиональной направленностью может помочь очертить круг профессий, в которых может быть реализована определенная эмоциональная направленность личности. Таким образом, возможность эмоционального родства предметно очень разных деятельностей, к которым склонен один и тот же человек, существенно расширяет спектр возможного профессионального выбора.

I Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

2Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

4 Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

6 Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. 1959. Вып. 16. № 265.

7 Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. 1959. Вып. 16. № 265.

8 Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

9 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.

10 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.

II Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.

12 Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопр. психологии. 1975. № 6.

13 Данный методический инструментарий разработан и модифицирован сотрудниками Психологического центра СПбГУ

14 Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.