Научная статья на тему 'Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек'

Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
796
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В.

В статье представлены результаты исследования особенностей связи ценности семьи со структурно-содержательными характеристиками направленности личности современных юношей и девушек. В результате сравнительного анализа установлено, что у юношей высокая значимость ценности «счастливая семейная жизнь» связана с доминированием эмоциональной направленности акизитивного типа. Ценность семьи является приоритетной для девушек, имеющих гуманистическую направленность с индивидуалистической и неопределенной акцентуацией, с преобладанием эмоциональной направленности альтруистического и гностического типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек»

УДК 159.922; 159.922.6; 159.923

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗИ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Р.К. Карнеев, C.B. Мерзлякова

В статье представлены результаты исследования особенностей связи ценности семьи со структурно-содержательными характеристиками направленности личности современных юношей и девушек. В результате сравнительного анализа установлено, что у юношей высокая значимость ценности «счастливая семейная жизнь» связана с доминированием эмоциональной направленности акизитивного типа. Ценность семьи является приоритетной для девушек, имеющих гуманистическую направленность с индивидуалистической и неопределенной акцентуацией, с преобладанием эмоциональной направленности альтруистического и гностического типов.

Ключевые слова: ценность, семья, направленность, эмоциональная направленность, юношеский возраст.

Постановка проблемы

Кардинальная социально-экономическая трансформация современного российского общества явилась причиной перестройки системы ценностей в индивидуальном и групповом сознании. На этом фоне особую актуальность приобретают изменения, происходящие с институтом семьи и брака : наблюдается переориентация населения с ценностей долговременного брака, семьи с несколькими детьми, на ценности, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемей-ной сфере жизнедеятельности, и прежде всего, - к достижению высокого социального и профессионального статуса. В результате ценностного сдвига в обществе возникает дисбаланс, противоречие между его потребностью в воспроизводстве и воспитании новых поколений, и тем как социальный институт семьи выполняет репродуктивную и социализационную функции. Возникает необходимость в нахождении такого соотнесения ценностей, которые бы отвечали требованиям современного общества и семьи.

Сегодня одной из основных проблем, которые стоят перед исследователями, является анализ факторов, детерминант формирования ценности семьи в молодежной среде. Особое значение в юношеском возрасте приобретает выстраивание близких отношений. Развитие нравственных чувств, осознание ценности продолжительной дружбы, социальных обязательств, развитие способности вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют самоотречения, способствует тому, что рассматриваемый этап онтогенеза становится сензигивным периодом для формирования семейных ценностей. В данной статье мы рассмотрим особенности связи ценности семьи с направленностью личности в юношеском возрасте.

В современной науке существуют различные определения термина «ценность». Одним из первых философов, разрабатывающим ценностную проблематику в отечественной науке в середине XX века, является В.П. Тугаринов. Ученый определяет ценности как «явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [1]. Автор выделяет действительные, наличные и мыслимые, желаемые, идеальные ценности.

М.С. Каган дает следующее определение: ценность - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому она воспринимается им как его собственная духовная интенция. В данном определении автором отмечается важный аспект: ценности направляют, ориентируют, регулируют отношения людей, сплачивая одних и разъединяя других, обладающих иными ценностями индивидов [2].

В.Б. Ольшанский определяет ценности как выработанные в ходе истории общества представления о подобающих стремлениях и целях жизни (терминальные ценности) и путях их достижения (инструментальные ценности) [3].

Резюмируя попытки авторов внести в понимание ценностей что-то отличное, можно выделить центральный, стержневой момент. Ценности понимаются как значимые для субъекта предметы и явления окружающей действительности.

Понятие «направленность личности», введенное С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Сме-

кал и М. Кучер, М.С. Неймарк), гуманистическая, эгоцентрическая, негативистическая, социоцен-трическая

(Д.И. Фельдштейн, И.Д. Егорычева) направленности. Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф.Н. Гоноболин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Н.В. Комусова). «Направленность и содержание социальной активности личности, - отмечает С.Л. Рубинштейн, - способствуют пониманию, как и почему определенные явления и предметы находят отражение у конкретного индивида в его системе ценностей, или в каком направлении ценности и ценностная система, в свою очередь, ориентируют человеческое поведение» [4, с. 121].

Важнейшим направлением изучения ценностной сферы человека является исследование эмоциональной направленности, связанной с ориентаций личности на определенные переживания, которые придают дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям [5]. При исследовании эмоциональной направленности личности Б.И. ДОДОНОВ выделяет 10 видов эмоций.

• АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

• КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ возникают на основе потребности в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике.

• ГЛОРИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ связаны с потребностью в самоутверждении, признании, славе, почете.

• ПРАКСИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - это переживания, которые вызываются увлеченностью работой, трудностями в деятельности, ее успешностью или неуспешностью.

• ПУГНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ порождаются потребностью в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

• РОМАНТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

• ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ связаны с потребностью понять, разрешить сложные проблемы, получить новую информацию, достигнуть «когнитивной гармонии».

• ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ вызываются переживаниями прекрасного в природе и искусстве, отражают потребность человека быть в гармонии с окружающим, которая проявляется в чувстве красоты.

• ГЕДОНИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

• АКИЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ возникают в связи с потребностью в накоплении, «коллекционировании» вещей, выходящей за пределы практической нужды в них.

Итак, основной целью данного исследования является установление связи между структур -но-содержательными особенностями направленности личности и ценностью семьи у юношей и девушек.

Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно в соответствии с задачами исследования.

1. Определить значимость ценности семьи в структуре ценностных ориентаций современной моло -

дежи.

2. Установить структурно-содержательные особенности направленности личности в юношеском возрасте.

3. Оценить характер связи ценности семьи с направленностью личности юношей и девушек.

Методика и процедура исследования

Нами были использованы следующие диагностические методики:

1. Для исследования структуры ценностных ориентаций личности - методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;

2. Для исследования направленности личности - «Методика определения доминирующей личностной направленности» (модифицированный О.В. Лишиным вариант разработанного И.Д. Егорычевой в 1994 г. стандартизированного интервью);

3. Для исследования эмоциональной направленности личности - «Методика исследования эмоциональной направленности личности» (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой).

Полученные данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы 81ай8йса 6.0, в результате чего была определена достоверность различий. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р< 0,1; р< 0,05; р< 0,01.

Общее число респондентов, принявших участие в нашем исследовании, составило 202 испытуемых в возрасте от 16 до 18 лет. Из них 113 юношей и 89 девушек.

Результаты

На первом этапе эмпирического исследования использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации», которая позволила определить ценностные ориентации современной молодежи. С целью выявления структуры ценностных ориентаций юношей и девушек был проведен кластерный анализ. «Ядро» ценностной структуры составляют общечеловеческие ценности личного счастья: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь. Проведенное нами эмпирическое исследование подтверждает значимость для современных молодых людей семьи и семейных ценностей. Наиболее часто встречающееся значение переменной «счастливая семейная жизнь» - 1. Медиана выборки равна 3, нижняя квартиль ^1)- 2, верхняя квартиль ^3)- 8. Следующей по значимости следует ценность любви: мода - 2, Q2= 5, Ql = 3, Q3 = 7. Преобладание ценностей, удовлетворяющих потребность в любви и принадлежности, объясняется возрастными особенностями респондентов. Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона рассматриваемый возраст сензитивен для становления чувства интимности [6].

На втором этапе нашего исследования с помощью методики определения доминирующей личностной направленности был установлен тип направленности личности юношей и девушек. Полученные результаты мы рассматривали отдельно для мужской и женской частей выборки, так как в каждой наблюдаются специфические особенности и закономерности. В группе юношей наблюдается следующее распределение направленности личности: гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией - 17 %, гуманистическая направленность с неопределенной акцентуацией - 3 %, гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией - 55 %, эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией - 15 %, эгоцентрическая направленность с эгоистической акцентуацией - 3 %, негативистическая направленность с самоуничижительной акцентуацией - 2 %, неопределенная направленность - 5 %. В группе девушек обнаружено 9 %, имеющих гуманистическую направленность с альтруистической акцентуацией, 4 % - гуманистическую направленность с неопределенной акцентуацией, 63 % - гуманистическую направленность с индивидуалистической акцентуацией, 12 %- эгоцентрическую направленность с индивидуалистической акцентуацией, 2 % - эгоцентрическую направленность с эгоистической акцентуацией, 1 % - негативистическую направленность с мизантропической акцентуацией, 2 % - социоцентрическую направленность с конформистской акцентуацией, 7 % - неопределенную направленность. Из рис. 1 видно, что наиболее распространенным типом направленности личности как в группе юношей, так и в группе девушек является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, отличающаяся положительным отношением к себе и другим. Наличие индивидуалистической акцентуации обусловлено существующей проблемой поиска идентичности, которая актуализируется уже в подростковом возрасте, но в силу сложности и длительности процесса плавно переходит в последующие возрастные периоды.

□ Юноши □ Девушки |

70 Г

123456789 Тип направленности личности

Рис. 1. Сравнительный профиль направленности личности юношей и девушек

Примечания: 1 - гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией, 2- гуманистическая направленность с неопределенной акцентуацией, 3 - гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, 4- эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, 5 - эгоцентрическая направленность с эгоистической акцентуацией, 6 - негативистическая направленность с мизантропической акцентуацией, 7 - негативистическая направленность с самоуничижительной акцентуацией, 8 - со-циоцентрическая направленность с конформистской акцентуацией, 9 - неопределенная направленность.

Далее, с помощью теста-анкеты Б.И. Додонова был определен тип общей эмоциональной направленности респондентов. На диаграмме (рис. 2) представлены сравнительные профили эмо-

циональной направленности личности юношей и девушек, построенные по процентным значениям результатов исследования. В группе юношей выявлено 64 % испытуемых с выраженностью акизи-тивных, 10 % пугнических, 9 % глорических, 5 % праксических, 3 % коммуникативных, 3 % романтических, 2 % альтруистических, 2 % гностических, 2 % эстетических эмоций. В группе девушек распределение по степени преобладания эмоциональной направленности следующее: 48 % акизитивного, 16 % пугнического, 15 % альтруистического, 12 % глорического, 3 % эстетического 2 % коммуникативного, 2 % праксического, 2 % гностического типа. При этом как в группе юношей, так и в группе девушек не обнаружено испытуемых гедонистического типа эмоциональной направленности личности.

Как отчетливо видно на диаграмме, между профилями имеются явные различия по альтруистическому и акизитивному типами. В группе девушек, по сравнению с юношами акизитивный тип встречается реже, но чаще наблюдается альтруистический тип. Следует отметить, что в группе девушек отсутствует романтическая направленность. Объясняется это, прежде всего тем, что под романтизмом понимается не общепризнанное состояние мечтательности, склонность к идеализации действительности, а стремление к неизвестному, ожидание чего-то необыкновенного, таинственного.

□ Юноши □ Девушки

Тип эмоциональной направленности личности Рис. 2. Сравнительный профиль эмоциональной направленности личности юношей и девушек

На третьем этапе эмпирического исследования мы изучили связь ценности семьи с направленностью личности в зависимости от пола респондентов. С помощью непараметрического критерия Краскела-Уоллеса установлена тенденция к достоверным различиям в значимости ценности семьи в зависимости от направленности личности девушек: значение критерия H = 12,117, уровень значимости р = 0,059. При этом семейные ценности наиболее значимы для девушек, имеющих гуманистическую направленность с индивидуалистической и неопределенной акцентуацией. В группе юношей достоверных различий не выявлено (Н = 3,507, р = 0,743).

Для выявления взаимосвязи между значимостью ценности «счастливая семейная жизнь» и эмоциональной направленностью личности юношей мы рассчитали коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. Выявлена значимая корреляция г = -0,188 (уровень значимости р = 0,046) ценности семьи с акизитивными эмоциями. Отрицательный коэффициент свидетельствует о том, что чем ниже ранг изучаемой ценности, тем выше выраженность стремления к приобретению, накапливанию, коллекционированию чего-либо. Таким образом, в группе юношей значимость ценности «счастливая семейная жизнь» связана с доминированием эмоциональной направленности акизитивного типа.

С помощью коэффициента корреляции Спирмена в группе девушек выявлена взаимосвязь семейных ценностей с альтруистической направленностью г = -0, 282 на уровне высокой статистической значимости р = 0,0075. То есть у девушек высокая значимость ценности «счастливая семейная жизнь» сочетается с потребностью в содействии, сопереживании, помощи другим людям. Кроме того, обнаружена тенденция к достоверной связи ценности семьи с гностическим типом: г = -0, 178 и р = 0,0956. Отрицательная корреляция означает, что низкий ранг рассматриваемой ценности связан с превалированием стремления проникнуть в сущность явления, решить проблемную ситуацию, получить новую информацию. Итак, в группе девушек высокая значимость ценности «счастливая семейная жизнь» связана с преобладанием эмоциональной направленности альтруистического и гностического типов.

Таким образом, в результате сравнительного анализа связи ценности семьи с направленностью личности юношей и девушек нами установлено, что ценность семьи наиболее привлекательная для девушек гуманистической направленности с индивидуалистической и неопределенной акцентуацией. В группе юношей не выявлено достоверных различий в значимости семейных ценностей в зависимости от направленности личности. Обнаружилось, что у юношей высокая значимость ценности «счастливая семейная жизнь» коррелирует с эмоциональными переживаниями акизитивного типа. В группе девушек важность семейных ценностей связана с потребностью в переживании альтруистических и гностических эмоций. Выявленные эмпирическим путем особенности взаимосвязи ценности семьи с направленностью личности позволяют разработать рекомендации и программы, направленные на культивирование семейных ценностей в молодежной среде и укрепление института молодой семьи в России.

This article deals with research results of ties peculiarities of family value with structural and substantial characteristics of modern young men and girls personality. According to comparative analysis it is established that young men's high appresiation of happy life family value is closely associated with predomination of an emotional orientation of an achisitive type. Value of family is priority for the girls having a humanistic orientation with individualistic and uncertain accentuation, with prevalence of an emotional orientation altruistic and agnostic types. The key words: value, family, an orientation, an emotional orientation, youthful age

Список литературы

1. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. М.Л., 1966.

2.КаганМ.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.

3.Ольшанский В.Б. Психология - практикам: учителям, родителям и руководителям. М.,

1996.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.

5..ДодоноеБ.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978.

б.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.