ниегп
15бы 2304-120Х Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У9. - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 186087 УДК 378.2
Остапенко Ирина Алексеевна,
кандидат философских наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУВО «Донской государственный аграрный университет», г. Зерноград
kppostapenko@rambler.ru
Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности
Аннотация. В статье рассмотрено понятие эмоциональной компетентности применительно к современному педагогу высшей школы. Выявлено, что структура эмоциональной компетентности включает две важнейшие сферы: внутреннюю (регуляция собственных эмоций, управление ими) и внешнюю (понимание эмоций окружающих и воздействие на них). Для педагога высшей школы и его продуктивной профессиональной деятельности значимыми являются обе данные сферы. Ключевые слова: профессиональная компетентность, эмоциональная компетентность, эмоции, педагог высшей школы, высшее образование. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Вопрос компетентности специалиста, профессионала, работника становится всё более острым в настоящий момент. Изменился сам подход к образованию, отражённый в федеральных государственных образовательных стандартах: он стал компетентностным, направленным на формирование у обучающихся компетенций, а не традиционное вооружение их знаниями, умениями и навыками. Н. Ф. Ефремова определяет компетенции как «обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям... способность действовать и выживать в данных условиях» [1 ].
Главным в компетенции профессионала является свобода в использовании имеющихся у него знаний, умений и навыков в стандартных и нестандартных ситуациях, связанных с выполнением им профессиональных обязанностей.
В структуре профессиональной компетенции педагога особо выделяется эмоциональная компетентность. Она понимается исследователями как «эмоциональные способности (эмпатия, рефлексия, саморегуляция и управление чувствами и эмоциями других людей)» или умение «управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, уметь понимать позицию других, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, эмпатировать ему, рефлексировать» [2]. Краткое и чёткое определение эмоциональной компетентности дают И. М. Юсупов и Г. В. Юсупова, понимающие её как «совокупность развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих» [3]. В данном определении для нас представляется важным указание на возможность постоянного развития эмоциональных способностей (эмоциональной компетентности) и их роль в регуляции межличностных отношений.
Эмоции представляют собой важнейшую составляющую личности человека, без которой невозможна его жизнедеятельность. В психологическом словаре эмоции определяются как «особый класс психических процессов и состояний (человека и животных),
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У9. - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm.
связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [4]. Эмоции стимулируются как внешними факторами - воздействием окружающей среды и событий, происходящих вокруг человека, с его участием или без него, так и внутренними - пониманием личностью происходящего и его значения, осмыслением собственной деятельности, представлением о необходимости реакции на внешние раздражители.
Цель статьи - рассмотреть понятие эмоциональной компетентности применительно к профессиональной деятельности современного педагога высшей школы (далее - ВШ).
По нашему мнению, эмоциональная компетентность педагога ВШ имеет две составляющие: во-первых, она включает понимание собственного эмоционального состояния, управление своими эмоциями, саморегуляцию, умение анализировать собственные чувства; во-вторых, в её структуру входит понимание эмоций окружающих, умение воздействовать на них. Вторая составляющая является достаточно сложной, так как педагога ВШ окружают различные субъекты профессионального взаимодействия: студенты, их родители, коллеги, администрация образовательного учреждения.
И. М. Юсупов и Г. В. Юсупова выделяют в эмоциональной компетентности четыре базовых компонента: «саморегуляцию, регуляцию взаимоотношений, рефлексию и эмпатию» 5]. Как видим, два из них - саморегуляция и рефлексия - имеют отношение к собственному эмоциональному состоянию личности, а два - регуляция взаимоотношений и эмпатия - направлены на внешних субъектов эмоционального взаимодействия. При этом компоненты эмоциональной компетентности представлены без разделения на внешние и внутренние, что, по нашему мнению, создаёт неточное представление о структуре данной компетентности.
В формировании и развитии нуждаются обе составляющие эмоциональной компетентности. В настоящий момент на эмоциональную компетентность педагога как основу «профилактики стрессов субъектов образовательного процесса» начинают обращать внимание с периода вузовской подготовки педагога [6]. Эмоциональная компетентность понимается как «фактор ресурсности педагога» [7], то есть как условие, создающее ресурсную базу профессиональной деятельности. Ресурсность - это «потенциальная возможность быть более результативным в профессиональной деятельности» [8]. Эмоциональная стабильность и развитие эмоциональной компетентности дают возможность педагогу добиваться более значимых результатов в профессиональном труде.
Для педагога ВШ, работающего в сельскохозяйственном, техническом вузе и не имеющего специального педагогического образования, осознание собственных эмоций и их воздействия на профессиональную сферу является особенно затруднительным.
Рассмотрим составляющие эмоциональной компетентности, относящиеся к внутренней эмоциональной сфере педагога. Данная сфера включает:
- способность распознавать и понимать собственные чувства и правильно оценивать их (рефлексия);
- умение выражать свои эмоции;
- умение контролировать свои чувства как элемент управления собственным поведением;
- умение использовать эмоции как профессиональный инструмент.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы не только распознать и понять чувство,
но и осознать причины его возникновения, контекст, в котором оно сформировалось. Данную способность именуют «эмоциональной ясностью» [9]. Эмоциональная ясность может проявляться у личности в разной степени, полное же отсутствие данной способности - это «чувственная слепота, алекситимия» [10]. Осознанную и понятую эмоцию
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm.
надо уметь выразить. Это особенно сложно, если эмоция негативная (злость, гнев), относительно которой неправильным будет как подавление эмоции, так и её явное выражение. Как отмечает И. Л. Самусенко, «практика подавления, вытеснения и игнорирования эмоций не ушла в прошлое, она продолжает свое губительное воздействие на здоровье» [11]. Необходимо найти способы адекватного выражения эмоций, при котором не пострадает ни сам педагог, ни окружающие, ни система установившихся в обществе отношений. Впрочем, положительные эмоции (любовь, ласку и т. п.) выражать не менее сложно. В образовательной среде сведены к минимуму положительные эмоциональные контакты, и педагогам нередко сложно выразить приязнь к студентам, высказать свои позитивные мысли, объяснить и проявить добрые чувства.
Эмоциональная компетентность применительно к внешней эмоциональной среде включает:
- способность понимать эмоциональные состояния других людей;
- способность влиять на эмоции окружающих, регулировать их, стимулировать те эмоции, которые необходимы в данный момент для более успешной профессиональной деятельности;
- умение использовать эмоции как профессиональный инструмент (составляющая, одинаковая в обеих сферах).
Как видим, внутренняя и внешняя эмоциональные сферы тесно связаны. Например, контроль педагогом собственных эмоций будет способствовать управлению своим поведением, а значит, отразится и на окружающих. Для педагога нахождение баланса между внутренней и внешней эмоциональной сферами особенно важно, так как вся его деятельность связана со взаимодействием с другими людьми - студентами, коллегами, родителями студентов, представителями администрации и т. д.
Эмоциональная компетентность является основой карьерных успехов профессионала, что особенно важно в настоящий момент для педагога ВШ. Обладающий эмоциональной компетентностью педагог способен лучше организовать взаимодействие с администрацией, коллегами и студентами, а значит, его профессиональный рост и, как следствие, продвижение по карьерной лестнице становятся более быстрыми.
Эмоциональная компетентность педагога ВШ имеет конкретное выражение в процессе обучения, где выступает как способ мотивации учебной деятельности студентов, своего рода профессиональный инструмент. М. Н. Крылова отмечает среди способов мотивации на теоретическом занятии «эмоциональное воздействие - воздействие на чувства: удивление, сомнение, гордость, патриотизм и т. п.» [12]. Способным на такое воздействие может быть только педагог, сам обладающий эмоциональной компетентностью. Познавательный интерес обучающихся тесно связан с эмоциями. Если присутствует познавательный интерес, «поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи» [13]. Обучение через воздействие на эмоции является очень эффективным, знания в этом случае становятся осознанными, лучше запоминаются. Воспринятые через эмоциональную сферу, они прочно входят в систему знаний обучающегося. Эмоции выступают как дидактические средства. От педагога требуется понимать эмоциональную сферу студента и подбирать примеры, сравнения, исторические параллели, способные воздействовать на эту сферу. Новые образовательные технологии и методы обучения нередко становятся менее эффективными в процессе обучения, чем шутка, яркая ассоциация, неожиданное действие педагога. Р. А. Долженко отмечает: «...Фактор мотивации важен для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта», а основой формирования позитивной мотивации к учению является как раз «управление эмоциями студентов» [14].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm.
Ситуация, сложившаяся в современном высшем образовании и простимулированная его реформами, накладывает свой отпечаток на эмоциональное состояние педагога ВШ и вызывает трансформации в сфере его эмоциональной компетентности. В течение последних двадцати-тридцати лет российское высшее образование борется за своё выживание. Многие достойные вузы с богатой историей, прекрасной материальной базой, высоким научным потенциалом (к их числу относится и Азово-Черноморский инженерный институт, являющийся в настоящий момент филиалом ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет») находятся на грани выживания. Их педагоги и сотрудники ведут борьбу за сохранение вуза, а значит, и собственных рабочих мест. Постоянные проверки со стороны вышестоящих органов, объявления о неэффективности вуза, бессмысленные обновления государственных стандартов, влекущие за собой переработку огромного количества учебно-методических документов, реорганизация и т. п. создают условия деятельности, в которых эмоциональное состояние педагога становится нестабильным. Одним из следствий этой нестабильности всё чаще становится эмоциональное выгорание педагога [15], ослабление у него способности чувствовать и эмоционально реагировать на соответствующие внешние раздражители. Эмоциональная компетентность в этом случае выпадает из структуры профессиональной компетентности, и данная структура становится неполной.
От педагога ВШ в современных условиях требуется исключительное внимание к сфере собственных эмоций. Не имея возможности воздействовать на внешнюю ситуацию в образовании (данная возможность есть только у государства, а оно не спешит ею воспользоваться), педагог ВШ должен пытаться влиять хотя бы на эмоциональную составляющую своей личностной и профессиональной сферы, то есть пытаться не утратить и развить свою эмоциональную компетентность. Отсутствие эмоций, их ослабление должны насторожить педагога и вызвать у него желание вернуть своему эмоциональному состоянию прежнюю стабильность. Для кого-то способами эмоциональной реабилитации станет более тесное общение с родными людьми, детьми и внуками; кто-то найдёт такой путь, как освежение эмоций с помощью просмотра семейной хроники и любимых старых фильмов; возможно, кому-то поможет более тесное общение со студентами, в том числе неформальное, на форумах, конференциях, в поездках, на воспитательных мероприятиях. Для каждого педагога способы эмоциональной стабилизации будут различными, вплоть до эмоциональной изоляции на некоторое время (например, в период отпуска), чтобы привести эмоции в порядок, научиться вновь их понимать и ощущать. Способность к стабилизации собственного эмоционального состояния является, в числе прочих, важнейшей составляющей эмоциональной компетентности педагога ВШ.
Эмоциональная компетентность относится к типу компетентностей, в наибольшей степени зависящих от собственной деятельности личности, от саморефлексии. Именно педагог должен развивать собственную эмоциональную компетентность, причём делать это осознанно, прекрасно понимая, что сфера эмоций - определяющая в организации межличностного общения и, в первую очередь, в профессиональной деятельности педагога. Существует «широкий спектр разработанных аутотренингов и педагогических техник для самонастроя» [16], однако их применение зависит от особенностей личности педагога, его волевого настроя, и «только целенаправленное волевое желание скорректировать собственное эмоциональное состояние может обеспечить положительный результат» [17]. Педагог должен не бояться чувствовать, ему необходимо преодолеть сложившееся в обществе предубеждение, согласно которому педагог - это не человек, а машина, поступающая по раз и навсегда установленным правилам и не способная отступить от них в угоду собственным эмоциям.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm.
Прекрасным способом эмоциональной регуляции является юмор. Как отмечают И. А. Гоголь и О. А. Лебедева, «структура идеальной модели личности преподавателя включает в себя юмор наравне с другими профессиональными навыками и умениями» [18]. Юмор - это один из способов привлечения внимания к речи педагога, сильное дидактическое средство. Одновременно юмор - психотерапевтическое средство, способствующее эмоциональной саморегуляции. Молодые педагоги обычно боятся шутить, им кажется, что шутка уронит их авторитет, более опытные преподаватели знают, что юмор служит установлению контактов между педагогом и обучающимися, регуляции их эмоциональных состояний, нахождению эмоционального равновесия между ними. При этом необходимо помнить, что у юмора должны быть границы, которые в данном случае можно обозначить как профессиональные.
Итак, эмоциональная компетентность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности современного педагога ВШ. Эмоциональная компетентность имеет структуру, представленную двумя сферами: внешней и внутренней. Для педагога важны обе сферы: и умение регулировать собственные эмоции, оценивать их, и способность понимать эмоции окружающих и использовать это понимание для организации продуктивного профессионального взаимодействия с ними. Эмоциональное воздействие на студентов на занятиях способно стимулировать их познавательную активность, и эмоциональная компетентность в данном случае выступает как профессиональный инструмент. Эмоциональная стабильность и развитие эмоциональной компетентности во многом зависят от самого педагога, его настроенности на саморефлексию, его волевых усилий.
Ссылки на источники
1. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание: метод. пособие. - М.: Нац. образование, 2012. - С. 23.
2. Хакимова Е. К., Валеева Р. А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 81.
3. Юсупов И. М., Юсупова Г. В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 85.
4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / под ред. Р. А. Мандрик. -Новосибирск, 2010. - С. 806.
5. Юсупов И. М., Юсупова Г. В. Указ. соч. - С. 85.
6. Самусенко И. Л. К структуризации понятия «эмоциональная компетентность» в профессиональной деятельности педагога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 38.
7. Гасанова Д. И. Эмоциональная компетентность как фактор ресурсности педагога // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 5-6. - С. 32.
8. Там же. - С. 33.
9. Самусенко И. Л. Указ. соч. - С. 39.
10. Там же.
11. Там же.
12. Крылова М. Н. Методика профессионального обучения: практикум. - Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет», 2014. - С. 26.
13. Крылова М. Н. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 252.
14. Долженко Р. А. Управление эмоциями студентов как основа формирования позитивной мотивации к обучению // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2011. - № 1. - С. 127.
15. Кроливецкая И. Е., Романюк А. Н. К вопросу об эмоциональном выгорании педагогов (на примере ГБПОУ РО Зерноградский техникум агротехнологий) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 52-56.
16. Везетиу Е. В., Вовк Е. В. Эмоциональная компетентность, или профессиональное мастерство педагога в управлении собственным эмоциональным состоянием // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-2. - С. 16.
17. Там же.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Остапенко И. А. Эмоциональная компетентность педагога высшей школы как составляющая его профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/186087.htm.
18. Гоголь И. А., Лебедева О. А. Юмор в педагогической деятельности // Проблеми шженерно-педа-гопчноТ осв^и. - 2014. - № 44. - С. 142.
Irina Ostapenko,
Candidate of Philosophical Sciences, Head of Humanities and Foreign Languages Chair, Azov-Black Sea
Engineering Institute, Don State Agricultural University, Zernograd
kppostapenko@rambler.ru
Emotional competence of a higher school teacher as a component of his professional competence Abstract. The article deals with the concept of emotional competence applied to the modern teacher of higher school. It is revealed that the structure of emotional competence includes two major spheres - internal (regulation of personal emotions, their control) and external (understanding of others' emotions and influencing them). Both these spheres are significant for the teacher of the higher school and his productive professional work. Key words: professional competence, emotional competence, emotions, higher school teacher, higher education. References
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Efremova, N. F. (2012). Kompetencii v obrazovanii. Formirovanie i ocenivanie: metod. posobie, Nac. obrazovanie, Moscow, p. 23 (in Russian).
Hakimova, E. K. & Valeeva, R. A. (2014). "Jemocional'naja kompetentnost' v strukture professional'noj kom-
petentnosti pedagoga-psihologa", Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 1, p. 81 (in Russian).
Jusupov, I. M. & Jusupova, G. V. (2014). "Uspeh v kar'ere: intellekt ili jemocional'naja kompetentnost'?",
Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, № 3, p. 85 (in Russian).
Meshherjakov, B. G. & Zinchenko, V. P. (2010). Bol'shoj psihologicheskij slovar', Novosibirsk, p. 806 (in
Russian).
Jusupov, I. M. & Jusupova, G. V. (2014). Op. cit., p. 85 (in Russian).
Samusenko, I. L. (2013). "K strukturizacii ponjatija "jemocional'naja kompetentnost'" v professional'noj dejatel'nosti pedagoga", Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija, № 2, p. 38 (in Russian).
Gasanova, D. I. (2010). "Jemocional'naja kompetentnost' kak faktor resursnosti pedagoga", Akad-emicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri, № 5-6, p. 32 (in Russian). Ibid., p. 33.
Samusenko I. L. Op. cit., p. 39.
Ibid.
Ibid.
Krylova, M. N. (2014). Metodika professional'nogo obuchenija: praktikum, Azovo-Chernomorskij inzhe-nernyj institut FGBOU VPO "Donskoj gosudarstvennyj agrarnyj universitet", Zernograd, p. 26 (in Russian). Krylova, M. N. (2013). "Sposoby podderzhanija interesa k soderzhaniju uchebnogo materiala na zanjatijah po morfologii russkogo jazyka", Perspektivy nauki i obrazovanija, № 4, p. 252 (in Russian). Dolzhenko, R. A. (2011). "Upravlenie jemocijami studentov kak osnova formirovanija pozitivnoj motivacii k obucheniju", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika, № 1, p. 127 (in Russian). Kroliveckaja, I. E. & Romanjuk, A. N. (2017). "K voprosu ob jemocional'nom vygoranii pedagogov (na primere GBPOU RO Zernogradskij tehnikum agrotehnologij)", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 23, pp. 52-56 (in Russian).
Vezetiu, E. V. & Vovk, E. V. (2016). "Jemocional'naja kompetentnost', ili professional'noe masterstvo pedagoga v upravlenii sobstvennym jemocional'nym sostojaniem", Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovanija, № 52-2, p. 16 (in Russian). Ibid.
Gogol', I. A. & Lebedeva, O. A. (2014). "Jumor v pedagogicheskoj dejatel'nosti", Problemi inzhenerno-pedagogichnoïosviti, № 44, p. 142 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 29.06.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.07.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.07.18 Опубликована Published 30.09.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Остапенко И. А., 2018
9772304120180