Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 251-255. УДК 371.8
Психологическая компетентность педагога высшей школы, работающего в сельскохозяйственном вузе
В статье рассмотрена проблема психологической компетентности педагогов, преподающих в сельскохозяйственном вузе. Психологическая компетентность необходима педагогу, чтобы налаживать взаимодействие со студентами, их родителями, коллегами; адекватно воспринимать себя как педагога и учебную ситуацию; развивать учебную и профессиональную мотивацию студентов; внедрять в преподавание современные образовательные технологии, методы, формы и средства обучения. Кроме того, психологическая компетентность поможет педагогу в обретении собственного психологического комфорта. Большая часть преподавателей сельскохозяйственного вуза не имеет профессионально-педагогической подготовки, поэтому испытывает сложности в психологической составляющей своей профессиональной деятельности. Восполнить данный пробел призваны курсы повышения квалификации педагогов высшей школы, направленные на формирование психологической компетенции, а также самообразование. Важным фактором формирования психологической компетенции педагогов высшей школы является включение в учебные планы подготовки аспирантов сельскохозяйственной и технической направленности учебных курсов психолого-педагогического характера.
Ключевые слова: высшая школа, педагог высшей школы, психологическая компетентность педагога, сельскохозяйственный вуз, мотивация, качество обучения
И. А. Остапенко
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 251-255.
i. A. OSTAPENKO
Psychological Competence of Higher School Teacher, Operating in Agricultural University
The article investigates the problem of psychological competence of teachers, giving classes in agricultural universities. Psychological competence is essential for teacher to adjust interaction with students, their parents, colleagues; reasonably perceive oneself as a teacher and the educational situation; develop the educational and occupational motivation in students; implement into teaching the modern educational processes, methods, forma and educational aids. Furthermore, the psychological competence will assist to the teacher in his own psychological comfort acquisition. Greater part of agricultural university teachers have no professional pedagogical training, therefore they suffer difficulties in psychological component of their occupational activities. To fill this gap are called courses of advanced training for higher school teachers, targeted to psychological competence formation, and self-education. The important factor of psychological competence formation in higher school teachers is the inclusion in educational plans for training the post-graduates of agricultural and technical orientation, the training courses of psychological and pedagogical character.
Key words: higher school; higher school teacher; psychological competence of teacher; agricultural university; motivation; quality of training
сихологическая компетентность является важным личностным и профессиональным качеством педагога высшей школы (ВШ). Психологическая компетентность понимается как «структурированная система знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия» [4]. В составе психологической компетенции выделяются такие компоненты, как «блок психологических знаний, блок "Я-концепции", блок активности, блок саморегуляции, блок профессионального самосознания» [8, с. 24]. Психологическая компетентность обеспечивает педагогу не только налаживание взаимодействий с обучающимися, их родителями, с коллегами, с большими социальными группами, но и собственный психологический комфорт, адекватное восприятие себя как профессионала, специалиста в педагогической деятельности. Как важную составляющую профессионально-педагогической деятельности педагога психологическую компетентность рассматривают Л.А. Григорович и М.В. Гречишкина [2], А.В. Долматов [3], О.С. Ионина [5], О.С. При-лепских [12] и другие исследователи. Л.А. Лаза-ренко считает, что психологическая компетентность выступает фактором профессионализации педагога [8]. Зарубежные исследователи также пишут о важности психологизации [15]. Формирование психологической компетености рассматривается чаще всего применительно к процессу обучения будущих педагогов в вузе [10; 13; 14]. На наш взгляд, не менее остро стоит проблема совершенствования психологической компетентности педагогов, уже работающих в системе образования, в том числе высшего. Такая работа является составляющей «психологического сопровождения процесса личностно-профессио-нального развития» [8, с. 24] педагога ВШ.
Цель статьи - рассмотреть составляющие психологической компетентности педагога ВШ применительно к педагогу, который работает в вузе, готовящем специалистов для сельского хозяйства; выявить проблемы, существующие в сфере психологической компетентности педагогов, и наметить пути их решения. Базой исследования стал педагогический коллектив Азово-Черноморского инженерного института (АЧИИ), расположенного в городе Зерноград Ростовской области и входящего в структуру ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет». Использовались методы опроса, анкетирования.
В наше время педагог не может не быть психологом. Как отмечают Л.А. Григорович и М.В. Гречишкина, «современный педагог - это не только профессионал, который шагает в ногу со временем, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями» [2, с. 103]. Педагогическая деятельность по своему типу - это деятельность «человек-чело-
век», значит, все действия педагога лежат в межличностной плоскости, в сфере налаживания взаимодействия с обучающимися. Как бы ни был научно компетентен человек, если он не готов к личностному взаимодействию, его научные знания останутся принадлежащими только ему самому, их не удастся передать студентам. То есть не будет достигнута основная цель высшего образования - обучение специалистов.
Важнейшим компонентом психологической компетенции педагога ВШ являются знания об обучающемся, его личности, особенностях его возрастного развития. А.В. Долматов отмечает, что педагог должен иметь представление о «типологических моделях обучающихся» и использовать эти знания в учебном процессе [3, с. 116]. К примеру, дифференциальный подход к обучающимся, являющийся важным требованием современного образования с учётом фактора его гуманизации, невозможен без знаний психологии студента и умения определить тип его личности. Для этого педагог должен провести значительные изыскания в сфере возрастной психологии, изучить теорию вопроса, ознакомиться с методиками исследования личности студентов, научиться применять эти методики и, наконец, использовать полученные знания о личности обучающихся в практической педагогической деятельности. Мы прекрасно понимаем, что данная схема в условиях практики преподавания в сельскохозяйственном вузе не работает. Каждый из педагогов, передающих знания студентам - будущим инженерам, агрономам, специалистам по электроснабжению или транспортным перевозкам в сфере сельского хозяйства, ориентирован на знаниевую парадигму обучения, а не на изучение личности студента. В то же время на уровне интуитивно-психологическом педагог имеет представление о психологии студентов, особенностях развития их личности в соответствии с возрастом, особенностях их социализации и коммуникативной структуре их мини-сообществ. Помочь педагогам повысить уровень своей психологической компетентности, перевести знания психологии студента с интуитивного уровня на осознанный и использовать эти знания в дальнейшем более продуктивно, должна психолого-педагогическая служба вуза.
Психологическая компетентность педагога ВШ является значимым средством повышения качества процесса обучения студентов. Современная педагогика высшей школы требует от преподавателя использования интерактивных методов обучения [6], поиска новых форм обучения, которые активизируют восприятие студентов, делают их полноценными участниками, субъектами учебного процесса [11], гуманитаризации процесса обучения и взаимодействия его субъектов [9] и т. д. Все эти, несомненно, важные элементы совершенствования системы высшего образования невозможны без психологической
Perspectives с^ Science & Education. 2018. 4 (34)
компетентности педагога. Для преподавателя, не обладающего развитой психологической компетентностью, сложно осознать даже саму необходимость перемен, а тем более сложно в этих переменах активно участвовать. О.С. Прилепских выделяет в составе психологической компетенции педагога «знание приемов привлечения внимания обучаемых и знание основных законов функционирования познавательных процессов человека; умение формировать учебную мотивацию и нравственные установки, необходимые конкурентноспособной личности и т. д.» [12, с. 118]. Функционирование в условиях компетент-ностного подхода в современном образовании, необходимость формировать у студентов компетенции, универсальные и профессиональные, требует от педагога ВШ внимания к собственной профессиональной компетентности, в том числе психологической.
Важнейшим направлением деятельности современного педагога ВШ является мотивация учебной работы студентов. М.Н. Крылова отмечает: «Преподаватели постоянно сталкиваются с отсутствием регулярной и целенаправленной учебной деятельности обучающихся и необходимостью её мотивировать» [7, с. 26]. С этим нельзя не согласиться. Среди студентов АЧИИ, по результатам проведённого нами опроса, только около 10 % являются правильно мотивированными к учебной и будущей профессиональной деятельности. То есть только каждый десятый студент пришёл учиться в сельскохозяйственный вуз с целью получить хорошие знания и стать специалистом в области сельского хозяйства. Это, как правило, выпускники сельских школ, дети представителей сельской интеллигенции (инженеров, агрономов, зоотехников, руководителей фермерских хозяйств), не представляющие свою будущую жизнь без сельского хозяйства, стремящиеся продолжить семейные династии. Среди остальных студентов АЧИИ ситуация мотивации достаточно сложная: около 30 % студентов можно отнести к слабо мотивированным (они пока не решили, свяжут ли свою жизнь с сельских хозяйством, ведут разностороннюю студенческую жизнь, активны во внеаудиторной работе); около 60 % студентов обладают низким уровнем мотивации. К числу последних относятся студенты, сделавшие выбор вуза несамостоятельно, под давлением родителей или материальных причин (обучение и проживание в малом городе, где расположен вуз, дешевле); студенты, не определившиеся с жизненным выбором, не имеющие чётких ориентиров и перспектив; студенты, которым нужно высшее образование «вообще», а не конкретно сельскохозяйственное высшее образование, и т. п. Немотивированные студенты малоактивны в учебной и внеаудиторной деятельности, их сложно заинтересовать как проблемным семинаром, так и, к примеру, волонтёрской работой.
Мотивации необходимо уделять значительное внимание, так как «при прочих равных условиях (организация процесса образования, профессорско-преподавательский состав и др.) мотивация студентов сельскохозяйственных вузов выступает эффективным способом улучшить процесс обучения» [1, с. 6]. При этом развивать мотивацию способен только педагог ВШ, обладающий психологической компетентностью, тонко чувствующий настроения студентов, идущий им навстречу в создании комфортной учебной атмосфере, подборе форм, средств и методов обучения, соответствующих их желаниям.
Сложности психологической компетентности педагогов ВШ, работающих в сельскохозяйственном вузе, связаны с несколькими причинами, основная из которых, на наш взгляд, - отсутствие у них педагогического и/или психологического образования. Большинство педагогов, преподающих специальные и общетехнические дисциплины, являются по профессии инженерами, агрономами и т. п. Они закончили сельскохозяйственный или технический вуз, затем защитили кандидатскую диссертацию, параллельно с обучением в аспирантуре начав преподавать. Затем педагог повышает свой научный уровень, может защитить докторскую диссертацию, стать профессором, но при этом он продолжает оставаться специалистом без педагогического образования. На данный момент около 80 % преподавателей АЧИИ не имеют педагогического образования. Восполнить данный пробел призваны курсы повышения квалификации, и они проводятся для преподавателей АЧИИ почти ежегодно, например, «Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС ВПО» (2013 г.), «Проблемы модернизации высшей школы Российской Федерации в период реформирования системы образования» (2014 г.), «Основные тенденции развития и проблемы современной высшей школы» (2015 г.), «Основы лекторского мастерства педагога среднего профессионального образования и высшей школы» (2017 г.) и др. Однако данные курсы направлены в основном на педагогическую компетентность преподавателей, призваны повысить их педагогическое мастерство. Совершенствуются их знания методов, форм, средств обучения, их представления о современных образовательных технологиях, ком-петентностном подходе в высшем образовании и интерактивных обучающих методах и технологиях. Психологическая составляющая процесса обучения, формирование и развитие психологической компетенции, к сожалению, остаются неохваченными учебными программами курсов.
Помимо образовательных проблем, педагог ВШ, работающий в сельскохозяйственном вузе, имеет психологическое предубеждение против психологизации собственной педагогической деятельности. Наш опрос показал, что лишь 23% педагогов считают психологическую компетент-
ность обязательной для педагога. Это своеобразный психологический барьер, связанный с отмеченным выше отсутствием базового профессионально-педагогического образования.
Важной составляющей психологической компетенции педагога ВШ являются также представление о собственной психологии. Как отмечает О.С. Ионина, педагог должен «знать особенности своей личности, свои сильные и слабые стороны, обладать адекватной самооценкой, навыками саморегуляции» [5, с. 237]. Именно такие навыки способны помочь педагогам не подвергнуться эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации в современной сложной ситуации развития высшего образования России.
Надо отметить, что всё вышесказанное относится в большей мере к педагогам старшего поколения, но в будущем ситуация может измениться. Начиная с 2015 года, в учебные программы подготовки аспирантов вошли психолого-педагогические дисциплины. В нашем вузе это курсы «Педагогика и психология высшей школы» и «Методика преподавания отраслевых дисциплин». Будущих педагогов ВШ решили вооружить педагогическими и психологическими знаниями. Конечно, стать настоящими педагогами и приобрести психологическую компетентность они смогут только в условиях реальной преподавательской деятельности, однако сам факт на-
личия таких дисциплин, а также педагогической практики способен убедить аспирантов в том, что преподаватель ВШ, какие бы курсы он ни вёл, является не просто инженером, агрономом, но в первую очередь педагогом, которому очень необходимы психологические знания и умения.
Итак, в современных условиях все участники образовательного процесса должны быть готовыми меняться, формировать новые подходы к привычным явлениям. Важным качеством педагога ВШ является стремление к самообразованию и самосовершенствованию, к профессиональному росту, к приобретению новых профессионально важных качеств личности. Одной из тенденций развития педагогической деятельности современного педагога ВШ является её психологизация - приобретение педагогом психологических знаний, формирование и развитие его психологической компетентности. Психологическая компетентность - важный элемент профессиональной компетенции педагога ВШ, она необходима как для более качественной организации учебного процесса (общения со студентами, их мотивации, внедрения в учебный процесс современных методов, форм, технологий и средств обучения), так и для личности самого педагога, его профессиональной уверенности, психологического комфорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Роль мотивации обучающихся в повышении качества образования в сельскохозяйственных вузах // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2017. № 1 (13). С. 6.
2. Григорович Л.А., Гречишкина М.В. Психологическая компетентность педагога как составляющая его профессионально-педагогической деятельности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 1. С. 103-109.
3. Долматов А.В. Психологическая компетентность педагога: типологические модели обучающихся и их использование в образовательном процессе // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. № 2 (31). С. 116-121.
4. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. URL: https://vocabulary.ru/slovari/kratkii-akmeologicheskii-slovar.html (дата обращения: 08.05.2018).
5. Ионина О.С. Психологическая компетентность педагога // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2014. № 35. С. 236-244.
6. Крылова М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. 2016. № 4 (22). С. 39-46.
7. Крылова М.Н. Методика профессионального обучения: практикум. Зерноград: Донской ГАУ, 2014. 90 с.
8. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 24.
9. Магомедова Е.В., Остапенко И.А. Гуманитаризация высшего образования как обязательное условие профессиональной мобильности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 51.
10. Омельяненко Л.А. Особенности формирования в вузе психологической компетентности будущих педагогов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат. Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: Оренб. гос. ун-т, 2017. С. 3945-3948.
11. Остапенко И.А., Кроливецкая И.Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 77-81.
12. Прилепских О.С. Психологическая компетентность педагога и ее основные составляющие // Альманах современной науки и образования. 2010. № 6. С. 117-118.
13. Устьянцева И.Ю. Формирование ценностно-смыслового отношения к саморазвитию психологической компетентности у будущих педагогов в процессе контекстного обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 116-121.
14. Фокина И.В., Щеголева Е.В. Рефлексия как условие формирования психологической компетентности у студентов - будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2015. № 1 (13). С. 101-106.
15. Fernández Р.Р. Developing teachers' social and emotional competence: a humanistic psychology perspective. Revista Electronica Interuniversitaria de Formación del Profesorado, 2009, vol. 12, по. 2, pp. 145-153.
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
REFERENCES
1. Glushchenko V.V., Glushchenko I.I. The role of motivation of students in improving the quality of education in agricultural universities. Aeconomy: Economics and Agriculture, 2017, no. 1 (13), pp. 6. (in Russian)
2. Grigorovich LA, Grechishkina M.V. Psychological competence of the teacher as a component of his professional and pedagogical activity. New in psychological and pedagogical studies, 2016, no. 1, pp. 103-109. (in Russian)
3. Dolmatov A.V. Psychological competence of the teacher: typological models of students and their use in the educational process. Bulletin of the St. Petersburg Law Academy, 2016, no. 2 (31), pp. 116-121. (in Russian)
4. Zazykin V.G. Brief akmeologichesky dictionary. Available at: https://vocabulary.ru/slovari/kratkii-akmeologicheskii-slovar.html (accessed 08 May 2018). (in Russian)
5. lonina OS Psychological competence of the teacher. Proceedings of the SIC Sotsiosphera, 2014, no. 35, pp. 236-244. (in Russian)
6. Krylova M.N. Interactive methods in the system of teaching humanitarian disciplines in a technical college. Perspectives of science and education, 2016, no. 4 (22), pp. 39-46. (in Russian)
7. Krylova M.N. Metodika professional'nogo obucheniya: praktikum [The methodology of professional training: a workshop]. Zernograd, ACIH DGAU, 2014, 90 p. (in Russian)
8. Lazarenko L.A. Psychological competence of the teacher as a factor of professionalization. Modern science-intensive technologies, 2008, no. 1, pp. 24. (in Russian)
9. Magomedova EV, Ostapenko I.A. Humanitarization of higher education as an indispensable condition for professional mobility. Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2016, vol. 23, pp. 51. (in Russian)
10. Omelyanenko L.A. Osobennosti formirovaniya v vuze psihologicheskoj kompetentnosti budushchih pedagogov [Features of the formation of the psychological competence of future teachers in the university]. Universitetskij kompleks kakregional'nyj centr obrazovaniya, naukiikul'tury: Mat. Vseros. nauch.-metod. konf. [University complex as a regional center of education, science and culture: Mat. Vseros. scientific-method. Conf.]. Orenburg: Orenb. state. Univ., 2017. pp. 3945-3948. (in Russian)
11. Ostapenko I.A., Krolivetskaya I.E. Disadvantages of the lecture form of instruction and ways to overcome them. Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2016, vol. 23, pp. 77-81. (in Russian)
12. Prilepskikh O.S. Psychological competence of the teacher and its main components. Almanac of modern science and education, 2010, no. 6, pp. 117-118. (in Russian)
13. Ustyantsev I.Yu. Formation of the value-semantic relationship to self-development of psychological competence in future teachers in the process of contextual learning. Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application, 2008, no. 4-1, pp. 116-121. (in Russian)
14. Fokina I.V., Shchegoleva E.V. Reflection as a condition for the formation of psychological competence in students -future teachers. Perspectives of science and education, 2015, no. 1 (13), pp. 101-106. (in Russian)
15. Fernández P.P. Developing teachers' social and emotional competence: a humanistic psychology perspective. Revista Electronica Interuniversitaria de Formación del Profesorado, 2009, vol. 12, no. 2, pp. 145-153.
Информация об авторе Остапенко Ирина Алексеевна
(Россия, Зерноград) Доцент, кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет E-mail: kppostapenko@rambler.ru
Information about the author
Irina A. Ostapenko
(Russia, Zernograd) Associate Professor, PhD in Philosophy, Head of the Department of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages Azov-Chernomorsky Engineering Institute - branch of Don State Agrarian University E-mail: kppostapenko@rambler.ru