Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Н.Н. Глубоковский
Эллинское образование св. Апостола Павла по обстоятельствам его происхождения и жизни
Опубликовано:
Христианское чтение. 1906. № 7. С. 3-22.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Редакторъ профессоръ С.-Пѳтѳрбургской духовной академіи
Петръ Смирновъ
Эллинское образованіе ев. Апостола Павла по обстоятельствамъ его происхожденія и жизни *).
fTCK^A натурально заключеніе, что при имущественно-соціальныхъ привилегіяхъ 532) родовитый Тарсіецъ былъ и хорошо образованнымъ человѣкомъ 533). По civltas мы мо-% леемъ допускать это съ немалою опредѣленностію. Апо-
•J столъ выступалъ подъ именемъ римскаго гражданина съ со-
знаніемъ важности и силы этого достоинства634) и примѣнялъ для своихъ цѣлей 535); естественно, что и съ дѣтства это убѣжденіе не было ему чуждо, пріучало смотрѣть на вещи съ римской точки зрѣнія 53в) и направляло его умственные интересы и образовательныя стремленія. Ему почти навязывалось знакомство съ греко-римскими идеями, и въ немъ жилъ греко-рим-
----------------------- і
*) Продолженіе. СМ. іюнь.
S32) По S. А. Alexander (The Christianity of St. Paul, London 1899, p. 148), Павелъ имѣлъ „комфортъ, деньги, соціальное положеніе, почтеніе и вѣсъ въ обществѣ“. Prof. W. М. Ramsay снова (см. выше стрн. 895-— 8Ѳ7) подтверждаетъ, что св. Павелъ былъ членомъ тарсійской іудейской „трибы“, членовъ которой и называетъ своими родственниками въ Рим. XVI, 7—21 (Tarsus въ „The Expositor“ 1906, VII, р. 39-41), ибо лишь чрезъ это посредство семейство Павлово могло пользоваться „гражданствомъ“ Тарса, гдѣ іудеи были именно „гражданами“, а не „пришельцами“ <р. 29 squ. 36 sqq.) со временъ Антіоха IV Епифана около 171 г. до Р.>Хр. (р. 43 sqq.); въ связи съ этимъ отвергается (р. 47) извѣстіе блаж. Іеронима о переселеніи фамиліи Павловой изъ Гискалы.
533) Rev. Prof. Charles Bigg утверждаетъ (A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of Peter and St. Jude, Edinburgh 1901, p. 52), что Павелъ былъ „хорошаго и, вѣроятно, богатаго рода, а равно хорошаго воспитанія“.
53<) Prof. W. М. Ramsay, St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. a85.
*b) Rev. John Kelman, St. Paul the Roman въ „The Expository Times“ XIII, 2 (November 1901), p. 795.
“*) Prof. W. M. Ramsay, Was Christ Born at Bethlehem? London 1898. P. 52.
скій гражданинъ, хотя въ соподчененіи іудею *3,!). При такихъ условіяхъ нельзя категорически утверждать, что Павелъ не учился въ школахъ Тарса 538 * * 541) и не проходилъ классическаго образованія 538), имѣлъ его въ крайне недостаточныхъ размѣрахъ 54°), былъ равнодушенъ къ разнымъ философскоораторскимъ диспутамъ 54‘) и но зналъ греческой философіи 542 *), вліяніе которой было ничтожно 54S). Утверждается зто на томъ основаніи, что его воспитаніе было не греческое 544), а фарисейское—со всѣми экзегетически-діалектическими и спекулятивными утонченностями раввинской учености 545), почему устраняло эллинское 546). Все тутъ преувеличено. Нельзя думать, что отъ усмотрѣнія родителей зависѣло, давать ли іудейское
53’) Prof. G. В. Stevens, The Theology of the New Testament (Edinburgh 1899), p. 333.
638) Такъ Lie. Dr. Wandel, Paulus, der Apostel Je6u Christi, vor dem Richterstuhl der neuesten Kritik въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ XII (1896), ‘9, S. 708.
539) | Fred. W. Farrar, The Life and Work of St. Paul: popul. ed. (London 1884), p. 21—23; illustr. ed. (ibid. 1883), p. 27—29 и по русск. перев. I проф. А. П. Лопухина въ иллюстр. изд. (Спб. 1887), стрн. 24—26, и о. М. П. Ѳивейскаго, Спб. 1905, стр. 50—53.
і4°) 3. Baring-Gould, А Study of St. Paul: his "Character and Opinions (Loudon 1897), p. 237.
541) S. Baring-Gould ibid., p. 51.
54s) Vincent Bose, fitudes sur la theologie de saint Paul въ „Revue bib lique internationale“ XII, 3 (1-er Juillet 1903), p. 360.
!43) Paul Du Bois, La röle de la loi mosalque dans l’enseignement de St. Paul (Neuchätel 1902), p. 31.
544) S. Baring-Gould, A Study of St. Paul, p. 318—319.
545) f Prof. Willibald Bey schlag, Die Christologie des Neuen Testaments (Berlin 1886), S. 203. Какъ извѣстно, еврейскіе ученые тоже подчеркиваютъ, яко бы существуетъ тѣснѣйшее сходство между экзегезисомъ аггадическимъ, Христовымъ и Павловымъ (см. Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentums, S. 46), а на самомъ дѣлѣ новозавѣтное истолкованіе ветхозавѣтныхъ писаній было тблько мессіанскимъ и тутъ имѣло для себя незыблемую опору въ томъ фактѣ, что Ветхій Завѣтъ направлялся именно ко Христу: ср. у о. Н. Александрова, Исторія ветхозавѣтныхъ патріарховъ (Авраама, Исаака и Іакова) по твореніямъ святыхъ отцовъ и древнихъ церковныхъ писателей (Казань 1901), стрн. 7. Такъ даже и Д. Chr. А. Bugge въ „Zeitschrift für nentestamentliohe Wissenschaft“ VII (1906), 2, S. 102, что экзекзисъ Павловъ основывается не на іудейскихъ методахъ, но на предположеніи мессіанства Христа, заступившаго у Апостола мѣсто Торы.
54e) Prof. А. Hausrath, Art. „Paulus“ въ Bibel-Lexicon von Dr.
D. Schenkel IV (Lpzg 1872), S. 409. Orello Cone, The Gospel and iis Earliest Interpretations (New York 21894), p. 153.
или эллинское воспитаніе дѣтямъ 54,7). Это была фарисейская семья 547 548) строгаго закала 549 * *), и понятно, что. напередъ исполнялись національно-религіозныя обязательства. И если , двойство состоянія не мѣшало правовѣрію въ жизни, то оно было совмѣстимо и въ интеллектуальной области, гдѣ равно предъявлялись требованія соотвѣтственной просвѣщенности и отъ іудейства и отъ римской civitas. Этимъ ограждается возможность, что фактически было смѣшанное образованіе римскаго гражданина, который не чуждался и философскихъ залъ 55°). Говоря съ дѣтства и погречески 55‘), Савлъ еще въ юности, могъ познакомиться съ греческими писателями 552), посѣщать школы 553 *) болѣе или менѣе систематически 534) и изучать риторику и философію 555), получивъ въ Тарсѣ «формальное образованіе» въ филоеофско-интиллектуальной греческой мысли 536). Размѣры ни мало не предрѣшаются, и нѣтъ надобности рас-.
547) Такъ Prof. Ed. Bohl, Forschungen nach einer Volksbibel zur Zeit Jesu (Wien 1873), S. 7 въ пользу греческаго образованія св. Павла.
548) prof, л. Hausrath, Neutestamentiiche Zeitgeschichte II (Heidelberg 1872), S. 397. Woldemar Schmidt, Art. „Paulus, der Apostel“ въ Real-Encyklopadie von Herzog XI (Lpzg 21882), S. 359. f Thomas Lewin, The Life and Epistles of St. Paul (London 51890), p. 7.
64i>) S. Baring-Gould, А Study, of St. Paul, p. 49. 51.
550) prof jp Д/. Ramsay констатируетъ у Павла смѣшанное образованіе, полученное имъ—въ качествѣ римскаго гражданина—въ аудиторіи (lecture-room) какого-нибудь греческаго философа (St. Paul the Traveller and the Roman Citizen, p. 2230). Если же Prof. Ad. Harnack но враждебности Пофирія къ Павлу заключаетъ къ эллинской некультурности второго (Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten, Lpzg 4902, S. 354), то W. M. Ramsay болѣе справедливо утверждаетъ, что языческій философъ ненавидѣлъ Апостола не за его антиэллинистичѳекое іудейство, а за то, что онъ имѣлъ всѣ данныя сдѣлаться наилучшимъ въ эллинизмѣ, однако же презрѣлъ его (Tarsus въ „The Expositor“ 1906, III, р. 263).
s5‘) Prof. W. M. Ramsay въ „The Contemporary Review“ No. 423 (March, 1901), p. 383. Rev. Prof. James Hope Moulton, Characteristics of New Testament Greek въ „The Expositor“ 1904, I, p. 71.
562) f Friedr. Bleek, Einleitung in das Neue Testament (Berlin *1886), S. 471.
553) Felix Bungener, St. Paul: sa vie, son oeuvre et ses epitres (Paris 1867), p. 15.
5M) Heinrich W. J. Tiersch, Die Kirche im apostolischen Zeitalter und die Entstehung der neutestamentlichen Schriften (Augsburg 31879), S. 111—112.
555) Rev. Septimus Buss, Roman Law and History in the New Testament (London 1901), p. 252.
б5в) prof. W. M. Ramsay, Art. „Religion of Greece and Asia Minor“ въ А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra Volume, p. 1506.
ширять ихъ до фантастическихъ преувеличеній Что это образованіе было солиднымъ и обширнымъ, что оно обнимало энциклопедическій курсъ 568) — съ грамматикою, литературой, науками математическими и философскими и законовѣдѣніемъ 8б9),—что съ юности Апостолъ овладѣлъ главными литературными памятниками 56°) и усвоилъ сокровища Гомера и другихъ корифеевъ аттической поэзіи 561), — для подобныхъ сужденій мы не имѣемъ вполнѣ оправдывающихъ основаній. Но что благовѣстникъ вовсе не учился Бв2), — это будетъ не менѣе произвольнымъ, ибо біографическія подробности настолько не благопріятны ему, что и авторы иныхъ убѣжденій констатируютъ у св. Павла нѣкоторую освѣдомленность въ классически-литёратурной сферѣ5*3). Такъ свидѣтельствуется при допущеніи препятствій, которыя мы отрицаемъ. Безъ нихъ же оказывается еще много способствующихъ и побуждающихъ условій и вліяній, почему будетъ достаточная вѣроятность, что Апостолъ но остался безъ воздѣйствія гуминитарно - эллинскаго образованія 5М). И послѣднее было, конечно, не совершенно диллетантскимъ 5в5), если посредствовалось тарсійскимъ университетомъ 586), когда скорѣе мыслимо, что оно частію напоминало наше западное 5<п) и было не- чуждо философскихъ вліяній 568) даже чрезъ непосредственное чтеніе 56Э). * * * * 5 6
6”) Противъ этого справедливо протестуетъ + Prof. Aug. Sabatier, Art. „Paul (Saint)“ въ Encyclopedie des sciences religieuses риЫіёе sous la direction de F. Lichtenberger X (Paris 1881), p. 269.
558) Amedee Fleury, Saint Paul et Seneque II (Paris 1853), p. 22b.
559) a. Fleury ibid. II, p. 208.
le0) A. tleury ibid. II, p. 221.
5ei) A. Fleury ibid. II, p. 229.
56-) Такъ f Th. Lewin, The Life and Epistles of St. Paul I5, p. 7.
5«3) I yre(i' \y Farrar, The Life and Work of St. Paul: popul. ed. p. 693. 23,i, illustr. ed. p. 29,3 и по русск. перев. f А. П. Лопухина въ иллюстр. изд., стрн. 812. 898:бг, и о. М. П. Ѳивейскаго, Спб. 1905, стр. 44,і. 988.
5'4) Допускаетъ у Павла „gewisse Schulung“ и Prof. W. Wrede, Paulus, S. 6.
M5) Pastor Georg Stoseh, Paulus als Typus für die evangelische Mission (Berlin 1896), S. 10.
56e) Rev. It. D. Shaw, The Pauline Epistles (Edinburgh 1903), p. 10—11-
6”) Rev. Prof. Alex. Souter, Some Thoughts on the Study of the Greek New Testament въ „The Expositor“ 1904, II, p. 135.
5ee) Rev. William H. H. Marsh, Genesis of Paul’s Theology въ „The Bibliotheca Sacra“ LX, 237 (January, 1903), p. 61.
s**) Rev. Alex. Souter въ „The Expositor“ 1904, II, p. 138.
Дальше мыслимо сомнѣніе развѣ съ той стороны, что христіанское настроеніе не благопріятствовало эллинско-философскимъ знаніямъ. Разумѣется, этимъ устранялось бы собственно примѣненіе послѣднихъ, не уничтожая ихъ наличности, ибо нельзя совсѣмъ и навсегда выбросить изъ головы то, что сдѣлалось прочнымъ умственнымъ достояніемъ и внѣдрилось въ интеллектуальный организмъ. Но тутъ подчеркивается, что Савлъ рано переселился въ Іерусалимъ 5’°), гдѣ былъ погруженъ въ раввинистическую схоластику, а затѣмъ христіанскія воззрѣнія не дозволяли эллинскихъ занятій, для которыхъ совершенно не отыскивается времени. Этимъ мы направляемся къ рѣшенію вопроса, когда и какъ могла осуществиться принимаемая нами вѣроятность. Съ этой стороны и важно отмѣченное затрудненіе, которое фактически не является непреодолимымъ. Справедливо подчеркивается S1‘), что Апостолъ низко цѣнилъ человѣческую премудрость (1 Кор. II, 1 сл. 4), однако лишь постольку, поскольку она противопоставлялась божественной, какъ некомпетентная въ области возрожденія и облагодатствованія человѣчестваЗдѣсь свидѣтельствуется просто непригодность ея для данной сферы, чѣмъ необходимо освобождается просторъ для нея въ своемъ кругѣ. Слѣдовательно, отсюда ничуть не вытекаетъ, что благовѣстникъ пренебрегалъ человѣческими знаніями 513) и (1 Кор. I, 20) отвергалъ ихъ вторженіе въ свою душу И4). Суровость апостольскихъ сужденій не говоритъ ни о невѣдѣніи, ни о враждѣ къ научному просвѣщенію 51S), а просто даетъ ему надлежащую оцѣнку. И если критика ведется сравнительно съ откровенною истиной, то ясно, что должно быть основательное знаніе обѣ- * 5 6 *
,,е) Prof. Walter F. Adeney, The Theology of th,e New Testament (London 1894), p. 156.
5, ‘) Prof. Bemh. Weiss, Lehrbuch der Einleitung in das Neue Testament (Berlin 21889), S. 120,5. 153,s.
•’’,2) Cp. и у П. Смирнова, Святоотеческое воззрѣніе на значеніе научнаго и і философскаго образованія и на отношеніе вѣры къ знанію въ журналѣ' „Вѣра и Разумъ“ 1898 г., № 11, стрн. 675—676. Prof. W. F. Adeney, The Theology of the New Testament, p. 156.
s?3) Такъ f Edw. Hatch, Griechentum und Christentum, deutsch von Erw. Preuschen (Freiburg i. B. 1892), S. 76—77.
tu) Въ этомъ смыслѣ высказывается, напр., Orello Cone, Paul the Man, the Missionary and the Teacher (London 1898), p. 4.
6, !) Cm. Prof. W. M. Ramsay, Historical Commentary on the Epistles,
to the Corinthians’ въ „The Expositor“ 1900, II, p. 96.
ихъ величинъ. Очевидно, что въ интересахъ христіанства требовалось точное пониманіе язычества въ интеллектуально-религіозномъ отношеніи. Здѣсь находится новый мотивъ къ серьезному научному изученію, и мы пріобрѣтаемъ опору для опредѣленія его постепенности.
Общее образованіе было весьма распространено въ Малой Азіи и отличалось солидностію 5,,в), а Тарсъ былъ серьезнымъ культурнымъ центромъ и захватывалъ своею атмосферой—особенно, когда въ нее глубоко втягивало и соціальное положеніе. Поэтому и несогласные съ нами писатели выражаютъ, что было бы невѣроятно, что Апостолъ родился и жилъ въ килійской столицѣ, если онъ остался необразованнымъ * 5”). Тогда не менѣе безспорно и обратное, что для виднаго тарсійца естественна культурность. Безъ прочныхъ резоновъ будетъ уже тенденціознымъ отрицаніе самой возможности греческаго образованія 518), какъ немыслимаго и не существующаго у Павла 519), при чемъ напрасно преувеличивается націоналистическій патріотизмъ тарсійскихъ іудеевъ, хотя эллинизація ихъ была менѣе, чѣмъ у александрійцевъ 58°). Ученость благовѣстника могла быть недалекою и неглубокою 58‘): однако о римскомъ гражданинѣ изъ тарсійской знати нельзя аподиктически утверждать, что онъ не учился ни философіи и поэзіи грековъ, ни языку и праву римлянъ 582). Для сего необходимо указать сильные тормазы, ослабившіе вліяніе всѣхъ энергическихъ тяготѣній въ сторону освѣдомленія съ эллинистическими научными запасами. Ихъ и усматриваютъ въ раннемъ удаленіи въ Іерусалимъ 58ä), ибо теперь тарсійское пребываніе все
57в) і Tlieod. Mommsen, Römische Geschichte V (Berlin *1894), S. 335 и по русск. переводу f В. Н. Невѣдомскаго V (Москва 1885), стрн. 326—327.
5”) Max Krenkel, Beiträge zur Aufhellung der Geschichte und der Briefe des Apostels Paulus (Braunschweig *1890), S. 14.
578) A. Hausrath, Neutestamentlische Zeitgeschichte II, S. 399.
679) A. Hausrath ibid. II, S. 397.
5") A. Hausrath ibid. II, S. 396—397.
68‘) A. Hausrath ibid. II, S. 398, а согласно сему и С. Говоровъ, Моральная философія стоиковъ въ отношеніи къ христіанству въ журналѣ „Вѣра и Разумъ“ 1888 г., № 7, стрн. 348 сл.
58а) Charles Aubertin, Etude critique sur les rapports supposes entre Seneque et saint Paul (Paris *1857), p. 71. 77 suiv.
*83) См. и W. M. L. de Wette, Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die Bibel Alten und Neuen Testaments II (Berlin “I860), S. 262.
будетъ поглощено спеціальною іудейскою выправкой. Но нѣтъ причинъ слишкомъ ускорять это переселеніе 584). Имѣются намеки иного сорта. Самая цѣль переѣзда во святой городъ могла заключатся лишь въ усвоеніи той раввинской премудрости, которая процвѣтала и была доступна только здѣсь. Послѣдующая карьера свидѣтельствуетъ именно о такихъ мотивахъ и стремленіяхъ, поелику уже при убіеніи Стефана Савлъ выступаетъ съ достоинствомъ далеко не посторонняго зрителя и затѣмъ дѣйствуетъ съ авторитетностію компетент-^ наго судьи вѣры и рѣшителя судьбы вѣрующихъ. Это было необычайное преуспѣваніе (Гал. I, 14), которое немыслимо безъ солидной подготовки, пріобрѣтенной заранѣе и обезпечившей тарсійскому юношѣ столь исключительный успѣхъ въ академическихъ раввинскихъ занятіяхъ. Ясно, что Савлъ прошелъ хорошую іудейскую школу уже въ Тарсѣ и покинулъ его вовсе не мальчикомъ. Заявляютъ, что это случилось не ранѣе 15 годовъ 585). У насъ нѣтъ достаточныхъ данныхъ для такой точности, и мы думаемъ только, что это событіе совершилось не прежде достиженія номистической правоспособности. Послѣдняя же начиналась съ тѣхъ поръ, когда іудейскій мальчикъ дѣлался Піжэ —«сыномъ заповѣди» и обязывался къ
исполненію всѣхъ номистическихъ предписаній, какъ способный осмысленно нести иго закона. Для этой грани обыкновенно принимается возрастъ въ 12 лѣтъ, но раввинскій памятникъ назначаетъ 1 3 586), а на практикѣ все опредѣлялось фактиче-ческимъ достиженіемъ физической зрѣлости 587). Савлъ разстался съ роднымъ домомъ, конечно, уже по пріобрѣтеніи
5S*) См. кн. I, стрн. 178 сл.
Prof. W. М. Ramsay въ „Тііе Contemporary Review“ № 423 (March, 1901), р. 388.
sä«) pirke Abboth V, 21 (24): см. E. Ѣ. Левинъ, Пиркэ Аботъ (Спб. 21868). стрн. 104 —105; Авзеръ Блоштейнъ, Еврейскій молитвословъ (Вильна 1894), стрн. 306; И. А. Переферковичъ: Талмудъ IV (Спб. 1901), стр. 499, и Аботъ рабби Наѳана въ (Обѣихъ версіяхъ съ прибавленіемъ трактата Аботъ (Спб. 1903), стрн. ХХХІТ; Аид. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 3 (Lpzg. 1889), S. 464.
S87) См. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi II2, S. 355 = IP, S. 426. Несомнѣнно, что это всегда было лишь послѣ девяти лѣтъ, такъ какъ іудейство полагало, что до этого возраста человѣкъ не грѣшитъ, будучи неотвѣтственнымъ въ нравственномъ отношеніи (см. мидрашъ Tanchuma, Seder Bereschith § 7, fol. 9a у Rabbiner Dr. J. Winter и Prof. Dr. August Wünsche, Die jüdische Litteratur
этого званія 588), поелику передвиженіе въ Іерусалимъ было предпринято для усовершенствованія номистической компетентности, которая уже должна быть въ наличности, какъ подлежащая дальнѣйшему систематическому развитію. Предъ нами рисуется сформировавшійся юноша 589), и для него не будетъ ни страшнымъ, ни неестественнымъ, что онъ успѣлъ запастись эллинскою эрудиціей 589а) путемъ спеціальнаго ознакомленія Въ школѣ 59°) и собственнымъ чтеніемъ 591). Это теоретическі! не менѣе вѣроятно 592), чѣмъ прямое отрицаніе эллинскаго образованія вообще 593) или за періодъ юношескій 594), когда
seit Abschluss des Kanons I: Die jüdisch-hellenistische und talmudische Lit-teratur, Berlin [Trier] 1894, S. 431: „...ein Kind von fünf, sechs, sieben, acht, neun Jahren sündigt nicht; vom zehnten Lebensjahre an und weiter zieht es den Trieb zum Bösen gross“).
588) Значитъ, нельзя утверждать, будто Павелъ оставался въ родительскомъ домѣ не дольше 12 (13) лѣтъ, какъ Н. Riech, Die gelehrte-Bildung des Apostels Paulus въ Programm des Gymnasiums zu Friedland, Nr. 603 (Friedland 1886), S. 19—20 съ неправильною ссылкой на Fr. Bleek, Einleitung in das Neue Testament (Berlin '*1886), S. 472, гдѣ сказано, что переселеніе въ Іерусалимъ было въ юности, „aber wol nicht vor dem zwölften Jahre“.
689) Dr. Hans Balmer даже говоритъ (Die Romfahrt des Apostels Paulus und die Seefahrtskunde im römischen Kaiserzeitalter, Bern-München-buchsee 1905, S. 68—69), что „Saulus bei seiner Ankunft in Jerusalem kein Jüngling mehr war, sondern ein feuriger junger Mann“.
689a) Rud. Cornell/, Introductio specialis in singulos Novi Testamenti libros въ „Cursus Scripturae Sacrae“ I, 3 (Parisiis 1886), p. 354.
i8°) Fel. Bungener, Saint Paul, p. 15.
59‘) Jos. Danko, Historia Revelationis Divinae Novi Testamenti (Windo-bonae 1867), p. 328.
И1) Уже въ 16 лѣтъ юноши посѣщали „университеты“ (см. Dr. Karl Schmidt’s Geschichte der Pädagogik, dargestellt in weltgeschichtlicher Entwicklung und im organischen Zusammenhänge mit dem Culturleben der Völker: zw. Auf!., besorgt durch Dr. Richard Lange, I: Die Geschichte der Pädagogik in der vorchristlichen Zeit, Cöthen 1868, S. 444, и cp. у проф. И. В. Цвѣтаева, Изъ жизни высшихъ школъ Римской имперіи при отчетѣ Московскаго Университета за 1901 г., Москва 1902, стрн. 89), а въ императорскую эпоху это могло быть и раньше (см. Dr. Gerhard Rauschen, Das griechisch-römische Schulwesen zur Zeit des ausgehenden Heidentums, Bonn 1901, S. 10—11).
s®*) См. и Жизнь святаго Апостола Павла (f архіеп. Иннокентія), Спб. *1826, стрн. 10.
И4) Аид. Neander, Geschichte der Pflanzung und Leitung der christlichen Kirche durch die Apostel I (Hamburg *1832), S. 101.
все ограничивается умѣньемъ говорить погречески 586)—при отсутствіи школьной выправки 586). Напротивъ, самая номисти-ческая закаленность не была бы полною, еслибы не являлась обезпеченною чрезъ сопоставленіе съ эллинскою энергіей при овладѣніи ею, а къ тому наклоняли и всѣ другія условія 5sn). Во святомъ городѣ Савлъ вращался въ Гамаліиловой . аудиторіи, которой были не чужды просвѣтительныя эллинскія вѣянія. Думаютъ, что именно тутъ ревностный студентъ основательно проникъ въ тайникп греческой мудрости688), имѣя соучастниками Варнаву и Стефана689). Мы считаемъ сомнительнымъ это рѣшеніе, ибо оно не согласуется съ самимъ смысломъ іерусалимскаго пребыванія в0°). Его исключительною задачей было всецѣлое раввинистическое усовершенствованіе и все прочее оказывалось, побочнымъ, какъ и въ Гамаліиловой академіи эллинское преподаваніе приспособлялось къ ближайшимъ задачамъ, лежавшимъ въ іудейско-раввинскихъ запросахъ. Надежнѣе ограничиваться тѣмъ, что за это время Савлъ не воспиталъ въ себѣ особой враждебности къ греческимъ познаніямъ, пользовался ими для своихъ интересовъ и случайно восполнялъ и перерабатывалъ въ духѣ раввинскихъ воззрѣній. Потомъ яростная ревнительность къ іудейству и борьба съ христіанствомъ всецѣло захватываютъ молодого рав-виниста, пока не произошелъ спасительный кризисъ,—и онъ удаляется отъ Іерусалима на три года. Разумѣется, послѣдніе не были проведены въ абсолютномъ бездѣйствіи 60‘), но намъ лично
595) f Prof. А. Tholuck, Einleitende Bemerkungen in das Studium der paulmischen Briefe, die Lebensumstände, den Charakter und die Sprache des Apostels betreffend въ „Studien und Kritiken“ 1835, 2, S. 366. 386 и въ Vermischte Schriften grösstentheils apologetischen Inhalts II (Hamburg 1839),
S. 274. 323.
SM) Cm. James Iverach, St. Paul: his Lifo and Times, p. 2; Cunningham. Ueikie, The Apostles: their Lives and Letters (London 1895), p. 87.
597) Посему неправильно говорится у Н. Rieck (Die gelehrte Bildung des Apostels Paulus, S. 20), будто для эллинскаго образованія не оказывалось времени при раввинскомъ обученіи, тогда какъ второе могло требовать перваго въ дополненіе себѣ и для своихъ цѣлей.
ш) t Th. Lewin, The Life and Epistles of St. Paul I,* 5 p. 11.
699) АЪЬё S. E. Fretti, L’Apötre Saint Paul (Paris 1898), p. 20.
eo°) Но, разумѣется, къ сему не можетъ служить резономъ, что у раввиновъ практиковался болѣе эротематическій, чѣмъ акроаматическій методъ обученія, какъ Н. Rieck, Die gelehrte Bildung des Apostels Paulus, S. 22.
801) P.-H. Clerissac, De saint Paul h Jesus-Christ (Paris 1889), p. 22.
все говоритъ, что это было эпохою внутренняго сосредоточенія, когда на развалинахъ крушенія ветхаго человѣка возрождается новый, органически вырастающій изъ началъ благодатной живительности602). Въ этомъ послѣдовательномъ процессѣ нѣтъ мѣста наукѣ 803): тутъ всякое уклоненіе было бы, пожалуй, нѣкоторою ненормальностію, доколѣ возмужавшій христіанинъ не призванъ обнаружить себя и примѣнить накопленную силу. И вскорѣ аравійскій затворникъ выходитъ со своею проповѣдью въ Дамаскѣ и Іерусалимѣ, но особыя событія на нѣсколько лѣтъ отсылаютъ его въ сирійско-киликійскіе предѣлы съ пребываніемъ въ родцомъ Тарсѣ. На что были потрачены эти годы, которые не могли кануть напрасно и безплодно? Не рѣдко высказывается, что они были посвящены миссіонерству среди соотечественниковъ 804), при чемъ Апостолъ при диспутахъ и состязаніяхъ неизбѣжно пріобрѣталъ легкія философскія познанія 605). Трудно отвергать это *
*02) См. у насъ: Благовѣстіе христіанской свободы въ посланіи св. Апостола Павла къ Галатамъ (Спб. 1902), стрн. 53—61 и въ журналѣ „Странникъ“ 1902 г., № 6, стрн. 1088—1091.
®03) Однако сказанное нами вовсе не значитъ, что св. Павелъ пошелъ въ Аравію лишь „auf eigene Faust“, какъ Lie. theol. Prof. Paul Wernle, Was haben wir heute an Paulus? Basel 1904, S. 12. Vincent Rose. къ этому періоду относитъ въ „Revue biblique internationale“ XII, 3 (Juillet 1903), p.'338. 339. 351 процессъ догматической выработки христіанскихъ воззрѣній Апостола. Cp. Н. Riech, Die gelehrte Bildung des Apostels Paulus, S. 23. При этомъ нѣкоторые, говоря о языческомъ князѣ (этнархѣ) Ареѳы 1 Кор. XI, 32 (Prof. Lie. Dr. Carl Clemen, Paulus I, 83), представляютъ его какъ бы генеральнымъ консуломъ аравійскаго царя въ Дамаскѣ (II, S. 86), а Prof. Th. Zahn считаетъ (въ „Neue Kirchliche Zeitschrift“ ХУ, 1 [Januar 1904], S. 40) его „einen im Gebiet des Nabatäers-königs Aretas wohnenden, oder viehlmehr umherschweifenden Nomaden-hauptling“, поскольку это былъ „der dem Araberkönig zugehörige Stammesfürst“.
e04) Cm. Prof. Dr. Gustav Volkmar, Paulus von Damasens bis zum Galaterbrief (Zürich 1887), S. 11—12. Max Krenhel, Beiträge zur Aufhellung der Geschichte und der Briefe des Apostels Paulus, S. ‘5—6. Въ этомъ смыслѣ еще доселѣ утверждаютъ, что Павелъ только послѣ неудачи своей проповѣди среди соплеменниковъ и въ виду оппозиціи послѣднихъ обратился къ язычникамъ, но на первыхъ порахъ допускалъ ихъ лишь въ качествѣ „прозелитовъ вратъ“, т. е. при условіи принятія Ноевыхъ заповѣдей (Kaufmann Kohler въ The Jewish Encyclopedia XI, p. 82a. 846), а антиномизмъ явился уже потомъ, какъ результатъ конфликта съ іудеями и „предними“ Апостолами (р. 85а). Ср. и ниже на стрн. 921,see.
®°5) 8. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 61.
вполнѣ, поскольку при высокомъ христіанскомъ настроеніи благовѣстничество было натуральною функціей самаго бытія. Однако утверждать, что въ эту эпоху св. Павелъ былъ тѣмъ же, чѣмъ мы видимъ его послѣ, будетъ едва ли справедливо. Фактическія извѣстія убѣждаютъ, что его миссіонерская практика постепенно развивалась по объему и пріемамъ и въ своемъ внѣшнемъ раскрытіи была систематическимъ осуществленіемъ строго обдуманнаго плана. Поэтому не совсѣмъ правдоподобно, чтобы Апостолъ сразу погрузился въ миссіонерскую дѣятельность и поглощенъ былъ ею исключительно606). Во всякомъ случаѣ, если она и простиралась даже на язычниковъ60,5), то 'все-же не получила закончености, разъ св. Павелъ былъ выведенъ на широкое поприще лишь Варнавой (Дѣян. XI, 25 сл.). Проповѣдничество скорѣе носило подготовительный характеръ, которымъ и предрѣшалось направленіе апостольской дѣятельности 608). По этому пункту можно разсуждать съ большею твердостію. Прочная опора дается въ собственныхъ апостольскихъ словахъ. Изъ нихъ вытекаетъ, что св. Павелъ искони понималъ свое предназначеніе къ христіанскому оглашенію языческаго міра. По крайней мѣрѣ, у него было не-зыблимое убѣжденіе въ томъ, что откровеніе ему Сына Божія было прямымъ обязательствомъ къ благовѣствованію среди язычниковъ (Гал. I, 16). Второе уже содержалось въ первомъ и необходимо возникало изъ него 608а). Въ этомъ сознаніи Апостолъ явился къ Петру (I, ] 8) и потомъ ушелъ въ Тарсъ, гдѣ миссіонерскіе опыты только яснѣе обрисовывали его задачи, нужды и требованія. Все свидѣтельствуетъ, что для удовлетворенія ихъ привлекались всѣ средства. Краснорѣчивымъ аргументомъ служитъ вся апостольская миссіонерская исторія. О
60в) Такъ и Prof. Юг. Johannes Belser, Die Selbstverteidigung des heiligen Paulus im Galaterbrief (1, 11 bis 2, 21) въ „Biblische Studien“ herausg. von Prof. Dr. 0. Bardenhewerl, 3 (Freiburg im Breisgau 1868), S. 355 не безъ нѣкотораго противорѣчія себѣ.
ео7) prof j Belset ibid. I, 3, S. 448.
eoe) Но при этомъ безусловно сомнительно, чтобы въ этотъ періодъ миссіонерская дѣятельность св. Апостола Павла совершалась въ іуда-истическомъ духѣ, какъ утверждаетъ, напр., и Prof. D. Otto Pfleiderer, Die Entstehung des Christentums (München 1905), S. 159.
608a) Cp. у насъ: Благовѣстіе христіанской свободы въ посланіи св. Апостола Павла,къ Галатамъ, стрн. 57. 61 и въ „Странникѣ“ 1902 г., № 6, стрн. 1087. 1091.
нѳй трактуютъ иногда совсѣмъ превратно, буд^о св. Павелъ былъ ренегатомъ и антиномистомъ609), въ родѣ Элиши бен-Абуйи610), и подвизался лишь въ отрицательно-воинственной роли противника іудейства611). Объятый прозелитически'мъ жаромъ612), онъ—во что бы то ни стало—хотѣлъ быть Апостоломъ язычниковъ613) и достигалъ этого единственно лишь перетолкованіемъ іудейскихъ ученій, какъ это находимъ въ его анти-номистической теоріи крещенія614). Тутъ все созерцаніе замыкается въ чисто іудейскомъ кругозорѣ и его эѳемерность изобличается практическою безплодностію. Скованный цѣпями іудейской схоластики, это есть узко-односторонній умъ615), лишенный творческой продуктивности и теряющійся при новыхъ условіяхъ чуть не до безпомощности616), неспособный различать въ самыхъ очевидныхъ вещахъ 611) и постигать ихъ618), всюду вносящій путаницу619) своею порывистою аргументаціейбго) безъ логической силы631) и фактической дѣйственности 622); полный смутныхъ идей 623),—онъ не въ состояніи былъ вдохновлять другихъ своимъ убѣжденіемъ 624), и
в09) Такъ, напр., Louis Ginsberg, Art. „Antinomianism“ въ The Jewish Encyclopedia I, p. 630—631. См. и выше на стрн. 808—809,use, а также у Kaufmann Kohler's. въ The Jewish Encyclopedia XI, р. 80а.
S1°) Kaufmann Kohler ibid. I, p. 632a.
6U) E. Grünebaum, Die Sittenlehre des Judenthums andern Bekenntnissen gegenüber (Strasssburg 21878), S. 25.
61S) J. Salvador, Jesus-Christ et sa doctrine II (Paris 0865), p. 298. 300-301.
ei3) .j. prof j)r ]\j Lasarus, Die Ethik des Judenthums (Frankfurt am Main 1898), S. 226,i и по русск. переводу И. К. Брусиловскаго и Г. Л. Полинковскаго подъ редакціей М. Г. Моргулиса и Я. Л. С а к е р а (съ приложеніемъ статьи о М. Лацарусѣ А. Г. Г о р я ф е л ь д а): Этика юдаизма (Одесса 1903), стрн. 121,і.
6И) Kaufmann Kohler, Art. „Birth“ въ The Jewish Encyclopedia III, p. 220—221.
61S) S. Baring-Gould, A Study of St. Paul, p. 53.
®le) S. Baring-Gould ibid., p. 148.
en) S. Baring-Gould ibid., p. 270.
6ie) S. Baring-Gould ibid., p. 333.
*18) S.. Baring-Gould ibid., p. 305.
“*) S. Baring-Gould ibid., p. 146.
и|) S. Baring-Gould ibid., p. 350. 457 sqq.
,2S) S. Baring-Gould ibid., p. 323.
из) S. Baring-Gould ibid., p. 335.
er“) S. Baring-Gould ibid., p. 417—418 и въ „The Expositor* 1897, IX ‘S. Paul's Mind and Method), p. 206—207.
сознаніе этой своей немощности только способствовало®15), что непрактичныя утопіи618) разрѣшались безплодностію эллинскаго миссіонерства®1'7) у того, кто всего менѣе былъ пригоденъ для апостольства у эллиновъ®18) по совершенной неподготовленности819). Все почерпалось въ фарисействѣ и равви-иизмѣ 630), а привлеченіе эллинскихъ спекуляцій сопровождалось лишь механическимъ соглашеніемъ631), гдѣ не усматри вается выдержанной систематичности, и всѣ модификаціи производятся безъ теоретической обоснованности по случайнымъ запросамъ®31). Разумѣется, такой уродливый конгломератъ съ преобладаніемъ іудейскихъ элементовъ былъ непостижимъ для эллиновъ633), и изъ нихъ въ Павлову эпоху едва ли хоть одинъ членъ помимо синагоги вошелъ въ Церковь634), которая въ апостольскій вѣкъ обогащалась изъ язычниковъ только лицами, освѣдомленными съ іудейскими идеями или съ Ветхимъ Завѣтомъ ®35). Внѣпалестинское іудейство было посредникомъ для Евангелія при переходѣ въ міръ греко-римскій ®36), и здѣсь издавна создавалась благопріятная почва переводомъ LXX-ти, который былъ мостомъ между Востокомъ и Западомъ и утверждался на обоихъ берегахъ, почему являлся западно-восточною631),—
•”) S. Baring-Gould, А Study of St. Paul, p. 317.
S2e) S. Baring-Gould ibid., p. 310.
•”) S. Baring-Gould ibid., p. 144—145.
418 j S. Baring-Gould ibid., p. 435.
•»*) S. Baring-Gould и въ „The Expositor“ 1897, IX, p. 205—206.
03°) j prof о ffolsten, Dae Evangelium des Paulus II (Berlin 1898), S. 46 со ссылкою на Гал. I, 14.
*31) Orello Cone, Paul the Man, the Missionary and the Teacher, p. 49.
43s) Prof. W. Baldensperger въ „Theologische Literaturzeitung“ 1899, 9, Sp, 232.
*33) Cp. Prof. 0. Pfleiderer, Der Paulinismus (Lpzg 31890), S. 465.
M4) Ernest Havet, Le Christianisme et ses origines IV (Paris 1884), p. 102. Rabbiner Dr. Joseph Eschelbacher говоритъ (Das Judentum und das Wesen des Christentums, Berlin 1905, S. 128—129), яко бы христіанство и св. Павель только присвоили себѣ плоды дѣятельности синагоги, почему второй и не былъ собственно Апостоломъ языковъ. Въ томъ же духѣ подчеркивается, что проповѣдь Павлова утверждалась hä іудейской пропагандѣ (Kaufmann Kohler въ The Jewish Encyclopedia XI, p. 80a) и шла по слѣдамъ іудейскаго прозелитства (р. 82а).
635) prof Dr. Adolf Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte I (Freiburg i. B. »1888), S. 80,i.
63e) H. Hensley Henson, Apostolic Christianity (London 1898), p. 112.
e37) Prof. Dr. -Adolf Deissmann, Die Hellenisierung des semitischen Mo-
даже чисто греческою книгой * 638). Но самъ Павелъше достигъ этихъ сферъ и въ глубь не проникнулъ. Онъ вращался среди тѣхъ классовъ, гдѣ еще раньше развивалась широкая іудейская пропаганда не безъ тенденцій къ номистическому порабощенію прозелитовъ 639 * *) до совершеннаго поглощенія 64°), но привлекавшая и неіудеевъ. Такъ формировались и* широко распространялись союзы богобоязненныхъ читателей іудейской религіи (osßoixevot 8s6v) ®41), и изъ нихъ по мѣстамъ вырождались христіанскія, даже павлинистическія642 643), общины безъ участія и прежде эллинскаго благовѣстника мз). Послѣдній не имѣлъ доступа къ интеллигентнымъ слоямъ, подвизаясь въ низшихъ сферахъ невѣжественнаго простонародья 644 *) и пріобрѣтая себѣ послѣдователей лишь въ. этихъ темныхъ кругахъ 6И), гдѣ и вообще долго замыкалась первоначальная христіанская пропаганда 646). Тому же способствовали его
notheismus: Sonderabdruck (съ сохраненіемъ и пагинаціи журнала) aus den „Neuen Jahrbüchern für das klassische Altertum, Geschichte und deutsche Literatur“ 1903 (Lpzg 1903), S. 172=12.
m) Prof. Ad. Deissmann ibid., S. 167. 171 = 7. 11.
638) pj.0f Alfred Bertholet, Die Stellung der Israeliten und der Juden
zu den Fremden (Freiburg i. B. und Leipzig 1896), S. 296 ff. 303. 312. 335.
в4°) По А. Bertholet (ibid., S. 79), кто переходилъ въ іудейство, тотъ долженъ былъ всецѣло воплощать послѣднее, откуда вполнѣ естественно, что „the actual proselyts were among the bitterest opponents of St. Paul“ (см. статью The Christian Society I: The Jewish Community въ „The Church Quarterly Review“ LIX, 117 (October 1904), p. 33, а равно и у Max Friedländer, Die religiösen Bewegungen innerhalb des Judentums im Zeitalter Jesu, Berlin 1905, S. 34), хотя ортодоксальный равиннизмъ, питавшій пренебреженіе даже къ своимъ ат-Ьаагег’амъ (М. Friedländer ibid., S. 78ff.), считалъ прозелитовъ іудеями лишь 2-го иди 3-го ранга (S. 369).
в41) См. и Prof. Ad. Deissmann, Die Hellenisierung des semitischen Monotheismus, S. 168 = 8. Cp. Joseph Jacobs, Art. „Metuentes“ въ The Jewish Encyclopedia VIII, p. 521«.
64s) G. R. S. Mead, Did Jesus live 100 В. C.? London and Benares 1903. P. 356.
643) prof pj Schürer, Die Juden im bosporanischen Reiche und die Genossenschaften der osßöiiEvoi Ѳеоѵ ü'lacTov ebendaselbst по оттиску и въ „Sitzungsberichte der Königlich-Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin“-Bd XIII (1897), S. 26 = 225.
e44) f Edw.' Hatch, Griechentum und Christentum, S. 90—91.
*'<**/•*«») Jfauf^dnipJKohler, Art. „Christianity in its Relation to Judaism“ въ The Jewish Encyclopedia IV, p. 536.
*4e) Lie. theol. Prlvatdoz. Wilhelm Heitmüller, „Im Namen Jesu“ въ
іудаистическія предубѣжденія, потому что павлинистическіі универсализмъ былъ, яко бы, собственно іудейскимъ *4,!) и связывался съ презрѣніемъ къ язычнику, почитавшемуся низшимъ членомъ царства Божія * 648). Отсюда выводятъ даже, будто языческая миссія Павлова была безуспѣшна и эѳемерна, почему христіанство ІІ-го вѣка не возникаетъ органически изъ раннѣйшихъ христіанскихъ теченій, какъ ихъ комбинація или возобладаніе павлинизма, а постулируетъ къ позднѣйшему вторженію эллинскаго духа 649 * *). Естественно, что подобныя сужденія отвергаютъ эллинистическую освѣдомленность у св. Павла, который будетъ просто іудейскимъ мечтателемъ. Но едва ли многіе согласятся съ изложенными воззрѣніями. Ихъ крайняя односторонность изобличается всею исторіей, ибо въ ней всюду усматривается непрерывность послѣдовательнаго прогрессированія в5°). Иначе для объясненія историческаго хода церковно-христіанской жизни нужно будетъ событіе, параллельное эпохѣ христіанскаго основоположенія, между тѣмъ его не было и изобрѣтать нѣтъ принудительныхъ причинъ. Тогда христіанизація окажется постепеннымъ расширеніемъ чрезъ перенесеніе благодатныхъ началъ въ новыя области, которыя усвояли возрождающую силу и входили живыми членами въ единое тѣло церковное. Здѣсь обязательна благословенная миссія эллинская. Разъ же на этомъ поприщѣ особенно потрудился св. Павелъ,—мы необходимо должны признать, что его благовѣстническая дѣятельность не была мимолетнымъ эпизодомъ и оставила по себѣ глубокіе корни, богатые живительными соками благодати Христовой681). И если на ней именно утверждается христіанское существованіе языческихъ братствъ,—значитъ, она не ограничивалась чернью 652),
Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments“ ■herausg. von Proff. W. Bousset und H. Gunkel I, 2 (Göttingen 1903), S. 197.
6<I) Lie. der Theol. Dr. Martin Brückner, Die Entitehung der pauli-nischen Christologie (Strassburg 1903), S. 189.
648) Martin Brücker ibid., S. 216. 217. 222,
649) Prof. Ad. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte F, S. 41—42. 63—65.
”50) Cp. и Prof. 0. Pfleiderer, Das Urehristem oium^B^
Sl) Cp. о семъ и у Georg Lasson, Ueber di по отіиску изъ JSfs 1-го серіи 1-й „Helfe für evs ohristl. Erkenntnis“, S. 10 и
Даже Prof. Lief. Dr. Carl Clemen цризваі тъ, "4то быцв и"
инв
люди
бѣдняками 653) или прозелитами 654), но захватывала и чистѣйшихъ эллиновъ 655), умѣя подчинить всѣхъ съ благотворностію и безъ насилія надъ природой. Поэтому безспорно, что Ано-столъ не былъ утопистомъ, и у него несомнѣненъ выдающійся практическій талантъ 65в) опытнаго организатора 6S1 * *), подготовленнаго, вѣроятно, еще въ іудействѣ 668 *). И въ этомъ отношеніи онъ поступаетъ искусно и смѣло, всюду придерживаясь большихъ римскихъ дорогъ в5в), не смотря на опасности сухопутныхъ путешествій въ то время 6в0). Мы видимъ, что вездѣ избираются средоточные географическіе пункты 66і *), которые
высшихъ слоевъ въ числѣ обращенцовъ Павловыхъ, принадлежавшихъ большею частію къ низшему классу (Paulus II, S. 320—321).
"53) См. замѣчанія противъ Е. На vet у Prof. Ernst von Dobschütz, Art. „Proselyten“ въ Realencyklopädie von H e r z о g-H a u c k XVI*, S. 122.
654) Cp. замѣчанія у Prof. W. M. Ramsay: The ;Church in the Roman Empire before A. D. 170 (London 1893), p. 44. 147; St. Paul the Traveller and the Roman Citizen (London 1896), p. 133, и Prof. Ernst von Dobschütz, Die urchristlichen Gemeinden: Sittengeschichtliche Bilder (Lpzg 1902), S. 19.
655) Cp. противъ E. Ha vet замѣчанія у проф. В л. П. Рыбинскаго, Религіозное вліяніе іудеевъ на языческій міръ въ концѣ ветхозавѣтной и въ началѣ новозавѣтной исторіи и прозелиты іудейства (Кіевъ 1898), стрн. 61, и особенно у Dr. Johannes Müller, Das persönliche Christentum der Paulinischen Gemeinden nach seiner Entstehung I (Lpzg, 1898), S. 161 — 162, а также Lie. Emil Weber, Die Beziehungen von Röm. 1—3 zuz Missionspraxis des Paulus въ „Beiträge zur Förderung christlicher Theologie“ herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lütgert X (1905), 4, S. 84.
05e) Rev. John Kelman, St. Paul the Roman въ „The Expository Times“ XIII, 2 (November 1901), p. 77 a. b. Rev. Dean F. J. Foakes-Jackson, Some Practical Lessons of Early Church History въ „The Interpreter“ II, 3 (April, 1906), p. 287.
№7) Rev. J. Kelman ibid. XIII, 2 (November 1901), p. 78 b. Prof. D.
C. F. Georg Heinrici, Das Urchristentum (Göttingen 1902), S. 80. 83.
ей) prof. Ad. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (Lpzg ‘1902), S. 239,», гдѣ авторъ не безъ основанія вопрошаетъ: не былъ ли Павелъ до обращенія іудейскимъ „апостоломъ“?
ess) рг0^ р Q' Heinrici, Das Urchristentum, S. 75—76. Prof. W. M. Ramsay, Art. „Road and Travel in NT“ въ A Dictionary of the Bible ed. by J. H a s t i n gs, Extra Volume, p.388—389.
6«o) prof. W. M. Ramsay ibid., Extra Volume, p. 392 6. .
«ei) Prof. D. Theodor Zahn, Skizzen aus dem Leben der Alten Kirche ■(Erlangen und Leipzig -1898), S. 76. Cp. н у Павла В. Гидулянова, Митрополиты въ первые три вѣка христіанства (Москва 1905), стр. 4—5, хотя ';но мнѣнію, даннаго актора это—центры не столько административныхъ округовъ, сколько этнографически-религіозныхъ лодраздѣлѣній по xoivd <стрн. 84—87). . .
могли бы служить для христіанскаго просвѣщенія въ соотвѣтствующихъ районахъ, а деревни и глухія мѣстечки избѣгаются 662), при чемъ благовѣстникъ живетъ гдѣ днями, гдѣ цѣлыми годами 6вз). Равно и въ собственно эллинскомъ мірѣ энергія направляется преимущественно на торговые и культурно-административные центры * 664),—конечно, по убѣжденію, что побѣда надъ ними предрѣшаетъ торжество въ цѣлыхъ округахъ. И завершеніемъ всей миссіонерской политики было величественное предпріятіе проникнуть въ Римъ, чтобы гражданскую столицу вселенной обратить въ священную митрополію всемірнаго царства Христова. Мы усматриваемъ стройный обдуманный планъ 665), реализація же удостовѣряетъ, что св. Павелъ запасся достаточными средствами, количество и размѣры которыхъ были пропорціональны успѣшности примѣненія 665а). ■Здѣсь нельзя допускать случайной вынужденности обращенія къ эллинизму при неудачахъ и пораженіяхъ въ собственно іудейской средѣ в8в), гдѣ не слушали и отвергали всѣ воззва-
ті) Prof. Ernst von Dobschütz, Probleme des apostolischen Zeitalters, S. 61—62.
шу prof jyy von ßobschntz ibid., S. 80.
664) Rev. Edw. L. Hicks, St. Paul and Hellenism въ „Studia biblica et ccclesiastica“ IV (Oxford 1896), p. 9—10. Ernst von Dobschütz, Das aposto-liche Zeitalter (Halle a. Saale 1905), S. 17. Prof. Lie. Dr. Carl Giemen, Paulus II, S. 318—319. Rev. Dean F. J. Foakes-Jackson, Some Practical Leesons r? Early Church History въ „The Iuterpreter“ II, 3 (April, 1906), p. 287,
ess) praf Ljc_ Dr gari Diemen, допуская это (Paulus II, S. 319) и констатируя у Павла практическую трезвость въ миссіонерской дѣятельности (II, S. 318), тѣмъ самымъ опровергаетъ свои заявленія, будто Апостолъ языковъ былъ энтузіастомъ—не только по экзальтированнымъ видѣніямъ, но и потому, что яко бы хотѣлъ (или даже надѣялся) обратить несъ міръ въ два года (II, S. 317).
И5а) Конечно, по вниманію къ интересамъ христіанской миссіи Апостолъ Павелъ продолжалъ оставаться неженатымъ, хотя для ученаго іудейства это не было безусловно невозможнымъ, какъ видимъ на примѣрахъ Симона бен-А-ззая (Prof. Wilhelm Bacher, Die Agada des Tan-naiten P, Strassburg 1903, S. 407—408) и раб. Сафро (Dr. Salomon Marcus Sehiller-Szinessy, St. Paul from a Jewish Point of View въ „The Expositor“ 1886, XI, p. 328—329).
eee) Такъ, Prof. Friedrich Spitta утверждаетъ, будто до обращенія къ язычникамъ Павелъ долгое время пропагандировалъ среди своихъ соплеменниковъ и (бывшихъ) единовѣрцевъ въ пользу мессіанства Господа Іисуса (Zur Geschichte . und Litteratur des Urchristentums III, 1: Unter, Buchungen über den Brief des Paulus an die Römer, Göttingen 1901
нія 6в1). Скорѣе будетъ справедлива что въ миссіонерской аолитикѣ Павловой совмѣщались мудрость змія и цѣлость голубя 668). И не безъ основанія удивляются мастерскому искусству, съ какимъ благовѣстникъ воспользовался /всѣми- средствами тогдашней цивилизаціи для своихъ цѣлей ®68), во всемъ являясь предъ нами истиннымъ типомъ христіанскаго миссіонера 67°), поскольку это въ всякомъ случаѣ былъ первый миссіонеръ 611). Посему если все честолюбіе его заключалось въ повсюдномъ проповѣдываніи Евангелія в11і), то были тутъ и всѣ необходимые рессурсы. Теперь мы опять получаемъ, что Апостолъ серьезно готовился къ благовѣстничеству у эллиновъ, а для этого обязательно было изучить греко-римскій міръ съ главнѣйшихъ сторонъ. Этотъ. постулатъ неизбѣженъ, разъ мы не желаемъ считать призрачною всю напряженную миссіонерскую работу. Естественно, что и авторы, не раздѣляющіе мысли о домашнемъ эллинскомъ образованіи, принимаютъ это для позднѣйшаго періода <т), когда первоначальныя познанія были восполнены спеціальными занятія- * S.
s. 169—170), но потерпѣлъ крушеніе, и яко бы именно этотъ тяжелый опытъ, а вовсе не теологическіе рефлексы направили ого къ язычникамъ, куда онъ двинулся въ силу фактическаго хода вещей (S. 170). Ср. и выше на стрн. 913,во«.
вв’) Alfred Loisy, Antour d’un petit livre (Paris 1903), p. 123.
eo8) Prof. Th. Zahn, Skizzen aus dem Leben des Alten Kirche, S. ’67 и по англійски въ „The Expositor“ 1903, IX, p. 231.
6M) Prof. W. M. Ramsay, Travel and Correspondence among the Early Christians въ „The Expositor“ 1903, XII, p. 401.
e7°) Cm. Georg Stosch, Paulus als Typus für die evangelische Mission,
S. 3 ff.
6,1) Cm. Prof. Th. Zahn въ Realencyklopädie von Herzo g-H а u c k XV3, S. 77. А древніе судили еще рѣшительнѣе. Напр., для св. Златоуста Апостолъ Павелъ былъ „учитель вселенной“, „наставникъ язычниковъ“, „великій проповѣдникъ истины, похвала вселенной..., органъ Вла-дычній“, „уста Христовы, лира Духа“ (In principes Apostolorum Petrum et Paulum [inter spuriis]: Migne gr. LIX, col. 491. 493. 494. Творенія VIII, Спб. 1902, стр. 615. 616. 618). По Іерониму, это doctor gentium et magister Ecclesiae, eleetionis vas (Adversus Jovinian. I, 6. 12. 11,3: Migne lat. XXIII, col. 218. 227. 285. Творенія IV, стрн. 133.151.226), а папа Левъ I называетъ его specialis magister gentium (epiet. LXXXII [al. LXXX], 6: Migne lat. LIV, col. 425).
e7a) Cm. W. Garrett Hör der. The Ambitions of St. Paul (London 1897), p. 19 sqq. :
”73) Aug. Neander, Geschichte der Pflanzung und Leitung der christlichen Kirche durch die Apostel I, S. ‘102. ;
ми в14) по возвращеніи въ Тарсъ *15). Защитники проповѣднической дѣятельности въ эту эпоху тоже допускаютъ, что наряду съ нею св. Павелъ посвящалъ время еще изученію греческаго языка и литературы 61в). Въ этотъ промежутокъ—до призыва Варнавой въ Антіохію—онъ закруглилъ и упрочилъ свои прежнія свѣдѣнія <т). развивая и увеличивая ихъ согласно своимъ новымъ интересамъ 618), для которыхъ было мало первоначальнаго владѣнія греческимъ языкомъ в19). Отвѣтственность за божественное порученіе обязывала къ принятію разумныхъ мѣръ необходимаго ознакомленія съ эллинизмомъ 68°), какъ желаніе «быть всѣмъ вся» (1 Кор. IX, 22) заставляло проникать и въ культурно-философскія сферы в81), дабы сообщать Евангеліе въ пригодныхъ для эллинскаго мышленія формахъ в82). Въ этотъ періодъ эллинскія занятія * 677 * * * 681
е7і) f Chr. Ernst Luthardt, Der Apostel Paulus (Lpzg 1869), S. 88.
e7S) W. M. L. de Wette, Lehrbuch des historisch-kritischen Einleitung in die Bibel Alten und Neuen Testaments II, S. 262. Допускаетъ подготовку къ благовѣстническому служенію и Dr. Hans Batmer (Die Romfahrt des Apostels Paulus und die Seefahrtskunde im römischen Kaiserzeit, Bem-Münchenbuchsee 1905, S. 75. 79), но онъ думаетъ, что—по возвращеніи изъ Дамаска—Павелъ пошелъ въ Антіохію (S. 99 ff.) и уже оттуда переправился въ Тарсъ послѣ извѣстнаго періода дѣятельности (S. 96).
б7в) prof Dr j0jj ßelser: въ „Biblische Studien“ herausg. von Prof. 0. Bardenhewer 1,3, S. 42. A3; Einleitung in das Neue Testament (Freiburg im Breisgau 1901), S. 432—433; Zur Chronologie des Paulus въ „Theologische Quartalsehrift“ 1898, III, S. 355—356.
677) ■/. Felten, Art. „Paulus“ въ W e t z e r und W e 11 e ’ s Kirchenle-xicon: zw. Auf!., begonnen von Joseph Cardinal Her genröther, fortgesetzt von Prof. Dr. Franz Kaulen, IX (Freiburg im Breisgau 1895), S. 1662. 1663.
e78) Rev. W. J. Conybeare and Rev. J. S. H о w s о n, The Life and Epistles of St. Paul I (New York 1893), p. 105—106.
67Э) Prof. Joh. Belser въ „Theologische Quartalsehrift“ 1899, I, S. 126.
68°) prof Eduard Norden, Die antike Kunstprosa von VI. Jahrhundert v. Chr. bis in die Zeit der Renaisance II (Lpzg 1898), S. 496 u. Anm. 2.
681) Dr. Joh. Müller, Das persönliche Christentum der Paulinischen Gemeinden nach seiner Entstehung I, S. 134. Это требовалось не безызвѣстною Апостолу Павлу распространенностію популярно-философскихъ знаній въ тогдашнемъ грѳко-римскэмъ мірѣ, о чемъ cp. Lie. Emil Weber, Die Beziehungen von Röm. 1—3 zur Missionspraxis des Paulus въ „Beiträge zur Förderungen christlicher Theologie“ herausg. von Prof. A. Schlatter und W. Lütgert X (1905), 4, S. 68 ff.
e81) Prof. P. Wemle, Paulue als Heidenmissionar (Freiburg i. B. Leipzig und Tubingen 1899), S. 11. 12 и op. 6.
безусловно естественны 68*), будучи неизбѣжною ступенью къ добросовѣстному служенію ради христіанскаго просвѣщенія 6М)Т а по его важности вѣроятно, что эта некріткая подготовка вв5) была серьезныхъ трудомъ въ классически-литературной области, гдѣ была, пріобрѣтена изрядная компетентность 686), свойственная усердному неспеціалисту 68,)> который, конечно, не ограничился «малыми поэтами», но штудировалъ и болѣе крупныхъ 688). Во всякомъ случаѣ эллинское миссіонерство невозможно безъ эллинской освѣдомленности, и ее предполагаютъ— хотя бы въ небольшой степени—даже при убѣжденіяхъ обратнаго рода 689).
Н. Глубоковскій.
e83) D. Friedrich Köster, Ob St. Paulus seine Sprache an der des Demosthenes gebildet habe? въ „Studien und Kritiken“ 1854, 2, S. 307.
, e84) Rev. Prof. Georg G. Findlay, „Paul the Apostle“ въ A Dictionary
of the Bible ed by. J. Hastings III, p. 699a, а Prof. Th. Zahn утверждаетъ (Skizzen aus dem Leben der Alten Kirche, S. 269—70 и поавг-лійски въ „The Expositor“ 1903, IX, p. 233—234), что послѣ обращенія Павелъ готовится къ миссіонерству не менѣе 6 лѣтъ, но Georg Stoseh сокращаетъ (Paulus als Typus für die evangelische Mission, S. 11) до 5-ти.
e8S) Prof. Th. Zahn, Einleitung in das Neue Testament I (Lpzg ‘1897), S. 36—37. Нынѣ Th. Zahn допускаетъ, что по обращеніи Павелъ жилъ въ Тарсѣ лѣтъ 5, съ начала 38-го года по лѣто 43-го (см. въ Realen-cyklopädie von Herzog-Hauck XV3, S. 73), и въ это время готовился ' къ своей языческой миссіи чтеніемъ и изученіемъ LXX-ти, а между прочимъ и греческой литературы (S. 73—74. 83).
68в) Prof. Joh. JBelser въ „Theologische Quartalschrift“ 1898, III, S. 356. 6S7) Prof. Franklin Johnson, The Quotations of the New Testament from the Old considered in the Light of General Literature (Philadelphia 1896), p. ХУ—XVI.
*88) G. Wohlenberg, Zur Kenntniss des Griechischen въ „Theologisches Literaturblatt“ XXIII, 38 (Lpzg, 19. September 1902), Sp. 452.
68S) Такъ Charles Aubertin, Etude critique sur les rapports supposes entre SenCque et saint Paul, p. 84—85. ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки