Научная статья на тему 'Элементы российской этнополитики'

Элементы российской этнополитики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
366
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИКА / ETHNOPOLITICS / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNOPOLITICAL PROCESS / РОССИЯ / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савинов Л. В.

Возможность или невозможность удовлетворения интересов этнических групп в существующих политических и правовых рамках порождает либо процессы социальной консолидации, либо этнические эксцессы как формы гражданского противостояния, при котором по меньшей мере одна из сторон мобилизуется, организуется и действует по этническому принципу или от имени этническое общности. Исходя из вышеизложенного, представлена попытка выявления элементов современной российской этнополитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The elements of Russian ethnic politics

Possibility or impossibility in the present political and legal framework to meet the needs of different ethnic groups can either stimulate social consolidation or lead to ethnic outrage as a form of civil confrontation, in which at least one side becomes mobilized and organized and acts on the ethnic principle or on behalf of the ethnic community. Proceeding from the above-mentioned, in article attempt of revealing of elements of a modern Russian ethnopolicy is presented

Текст научной работы на тему «Элементы российской этнополитики»

ЭЛЕМЕНТЫ

РОССИЙСКОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ

УДК 323.2

Начало XXI века для России характеризуется социальными вызовами, связанными с новыми этносоциальными и этнополити-ческими реалиями: усилением иммиграционных тенденций, приводящих к появлению достаточно больших этнодиаспораль-ных сообществ - проблема включенности «новых» мигрантов в российское социокультурное и социально-политическое пространство; увеличением в обществе проявлений этнического национализма, экстремизма и нетерпимости - проблема этнической толерантности; значительной социально-экономической и политической асимметрией территорий, приводящей к появлению этнона-ционалистических требований в российских окраинах - проблема «внутреннего колониализма»; объединением субъектов Федерации, процесс которого несет не только интеграционные, но и значительные скрытые угрозы и вызовы этнополитического характера и т. д.

Обозначенные проблемы далеко не завершают список, однако являются основными в этнополитической повестке дня. Вместе с тем картина значительно осложняется с учетом региональной специфики и особенностей и требует выработки адекватных ответов на новые этнополитические вызовы.

Очевидно, что сегодня Российская Федерация преодолела угрозу распада, связанного с этнотерриториальной фрагментацией. Однако поиск позитивных альтернатив, направленных на развитие интеграционных этнополитических тенденций, все еще остается актуальной как научной, так и практи-ко-прикладной проблемой.

На этом фоне в российской науке, в том числе этнополитологии, сложилось неоднозначное представление о роли этноса (этнических групп и общностей) и этничности (этнической идентичности) в политических процессах. Неоднозначно и понимание механизмов политизации этничности и этниза-ции политики.

Для современного российского общества - общества полиэтничного и многоконфессионального и потому мультикультурно-

Л. В. САВИНОВ

го в своей сущности - все еще находящегося на этапе серьезных социальных трансформаций и демократического транзита, адекватное объяснение и корректный анализ содержания, характера и направленности этносоциальных процессов требует прежде всего адекватного понимания смыслов и ценностей современной этнополитики как ее базовых элементов.

Как известно, теория и методология исследования этнополитики начинает свою историю с того момента, когда в 70-х годах XX в. появилась новая междисциплинарная отрасль социально-гуманитарного знания -этнополитика. Можно сказать, что ее инсти-туционализация началась со статьи М. Па-ренти «Этнополитика и жизнеспособность этнических идентификаций» (1967) и завершилась изданием фундаментальной работы Дж. Ротшильда «Этнополитика» (1981).

Согласно М. Паренти, этнополитика занимается анализом взаимосвязи этнической идентификации и политического выбора. По мнению Дж. Ротшильда, в центре этнополи-тики должно находиться исследование «политического измерения и политико-структурного содержания этничности» и его предметом является политический срез, политическое содержание этнической действительности. В этом смысле этнополитика изучает «политизированную этничность», которая представляется в качестве важнейшего политического феномена современности. В свою очередь под политизацией этнической идентичности понимается такой уровень ее мобилизации, в результате которой она превращается из психологической, культурной и социальной величины в политическую силу.

Однако наличие политического смысла в действиях этнических акторов (как правило, элит) еще не делает эти действия предметом этнополитики - важно определение политического содержания этнической мобилизации для достижения разнообразных потребностей и интересов этнических групп. При этом их политические интересы могут быть актуализированы различными по содержанию целями. В частности, для одних

это сохранение этническом идентичности и вообще физического выживания, для других — развитие языка, культуры, сохранение религии и традиционного образа жизни, третьи стремятся к широкой политической автономии или к созданию собственного государства.

Итак, под этнополитикой в широком смысле понимается определенная сфера политической жизни общества, в которой так или иначе затрагиваются интересы и чувства этнических групп (общностей) и других акторов, включенных в этнополитические отношения. В узком смысле этнополитика — это конкретная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на регулирование эт-нонациональных отношений.

Таким образом, этнополитика - это сфера политического бытия, определяемая участием этнических групп во власти и властных отношениях.

Характер и содержание современных этнополитических процессов свидетельствует об изменении смыслов и ценностей этно-политики, и прежде всего появлении новых этнополитических пространств и нового эт-нополитического времени, их взаимообусловленности.

При этом в условиях серьезных экономических, политических, социальных и духовных трансформаций пространственно-временные структуры либо эволюционируют (расширяются, сжимаются, деформируются), либо появляются совершенно новые континуумы. К примеру, в современной России наблюдается сужение политического пространства и вообще сужение политического за счет расширения административного.

Поэтому понимание и объяснение природы изменения этнополитического пространства и этнополитического времени невозможно без более широкой постановки проблем онтологии и гносеологии всего социального континуума, в том числе и политических пространственно-временных структур различного содержания и уровня.

В связи с этим важно определить возможности и пределы этнизации и этнифика-ции политического пространства и политического времени как возможности и необходимости конструирования новых смыслов и ценностей этнополитики.

Сложность анализа современного общества, по мнению Э. Гидденса, заключается в том, что осведомленность одних субъектов деятельности и высокая степень «ситуа-

тивности в познании» других создают условия «смешения» преднамеренных и непреднамеренных последствий действий. И тогда социальные явления представляют собой «то, что для одних индивидов является регулируемым (контролируемым) аспектом социального окружения, для других может быть чем-то, что скорее «случается», нежели «целенаправленно осуществляется»» [1].

Сегодня любой пространственно-временной континуум - это не просто «вещь в себе», но и «социальный факт» (по Э. Дюркгейму). При этом пространственно-временной континуум необходимо понимать как сложно структурированную систему. При этом в современном глобализован-ном мире политика, экономика и культура сами по себе приобретают феноменологическое содержание и «интерсубъективность» (по А. Шюцу).

Можно сказать, что общественное (социальное) сознание в самом широком смысле есть углубленный поиск онтологичности происходящего в социальном пространстве и времени либо постижение трансцендентных форм бытия. И потому окружающий нас пространственно-временной континуум -это уже не только и не столько миросистема в социальной перспективе, сколько трансцендентальная метареальность, конструируемая, реконструируемая и деконструируе-мая в каждой точке пространственно-временных координат. И здесь очень важно понять: кто конструктор, кто формирует смыслы и содержания этой метареальности и, наконец, кто акторы социального действия, разворачивающегося на исторической авансцене.

И еще одна теоретико-методологическая проблема анализа конструирования социального пространства и времени как новых смыслов напрямую связана с гносеологией изучаемых феноменов.

Как известно, существует два подхода к пониманию социального пространства. В первой трактовке - субстанциалистской -социальное пространство состоит из субстанций - индивидов, социальных групп и организаций. Во второй трактовке - структуралистской - социальное пространство рассматривается как «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции - сверху, снизу или между, посредине»

[2]. В этом случае значим тезис В. Ильина о многомерности социального пространства. Его аналогом может быть шар, рассекаемый многими плоскостями в разных направлениях, где каждая плоскость - это особая социальная структура, состоящая из статусных позиций.

Не менее важна и теория структурации Э. Гидденса, согласно которой социальная структура - это набор правил, которые определяются одновременно и результатом, и условием действия индивида. Субъект в одно и то же время создает правила и воспроизводит их, следует им. Институты в таком случае выступают как социальные практики, протяженные во времени и пространстве [3].

Политические институты, и в первую очередь государство, поддерживают социальный порядок, формируя и структурируя социальное не только пространство, но и социальное время. При этом в условиях транзита и революционного изменения нормативно-ценностной и институциональной матрицы общества социальная реальность как прошлое, настоящее и будущее теряет свою определенность и устойчивость. Формируются новые смыслы и значения, в том числе политического содержания и направленности.

В этих условиях общественное сознание испытывает огромные перегрузки. Возникает ложное сознание, когда объективные картины мира отражаются искаженно, предвзято и тенденциозно. Кризисное состояние сознания инициирует неадекватное восприятие социальной действительности и формирует из фрагментарных элементов комплекс «социальных квазиреальностей» [4].

Социальное время в свою очередь является категорией от антропного и «создается» деятельностью. Оно «если рассматривать его как реальность, есть не что иное, как изменение и движение» [5].

В современных обществах, как ни в каких других, актуализируется проблема «управления временем»: прошлым, настоящим и будущим. Прошлое конструируется через интерпретацию истории и в первую очередь через учебники истории. Настоящее организуется элитами и господствующим правящим классом в своих интересах и согласно своим ценностным ориентирам. Будущее формируется через включение в массовое сознание определенных смыслов и значений и прежде всего мировоззренческого содержания.

Реальность такова, что сегодня возможности этнических антрепренеров - государства, политических и гражданских структур, церквей, лидеров общественного мнения и т. д. - по формированию этнически заданных смыслов, ценностей, значений и символов практически не ограничены. Спектр инструментария, которые используют этноант-репренеры, значителен и эффективен - это и управленческие решения, и политико-идеологические установки, и социоинженерные конструкции, и манипулятивные социопрак-тики.

Россияне относятся к нации соотечественников, ориентированных на коллективистские ценности, а не к нации сограждан, ориентированных на ценности индивидуа-листическо-прагматического плана (определение Ю. Хабермаса) [6]. В силу этого в российском обществе во все времена национальный (гражданский) универсализм всегда уступал этническому партикуляризму, будь то большинства или меньшинства.

И, наконец, уточним понятия «этниза-ция» и «этнификация», описывающие про-цессуальность этнополитики. В нашем представлении этнизация - это преднамеренное включение этнического в политические явления и процессы. Это политизация этнического через выстраивание этнополитических смыслов и ценностей. В свою очередь этни-фикация - это придание политическим явлениям и процессам этнического содержания. Фактически это конструирование-описание этнополитики.

При этом возможности и ограничения этнизации и этнификации политики зависят от характера доминирующих в том или ином обществе (сообществе) идеологии (политических смыслов и ценностей) и политической практики (реальности).

Именно поэтому этнизацию и этнифи-кацию политики как политическое действие мы определяем в традиции А. Турена, когда он выделяет три системы действия: историчность, определяющую социальные и культурные ориентации общества и избавляющую общество от редукционизма, институциональную систему, которая вызывает изменения общества (тип институционали-зации определяет тип трансформаций, происходящих в обществе), и организационную систему, которая обеспечивает равновесие общества, способствует сохранению его целостности [7].

Таким образом, возможности и ограничения всякой этнизации и этнификации

политического, то есть конструирования новых смыслов и ценностей этнополитики, определяются, во-первых, социокультурными традициями, во-вторых, характером институционально-организационной среды. В первом случае речь идет о субъективистских концептах: традициях, морали, культуре, праве и т. д. А во втором об объективных возможностях и ограничениях социоинженерии институциональной и организационной систем общества.

У каждого этнического сообщества свое социальное пространство и свое социальное время, которые формируют производные от них пространственно-временные структуры, в том числе и этнополитические. Этногруппы формируют «свою» историю, пытаясь через прошлое определять свое настоящее и будущее. Причем в этноисториях господствует традиция и «антиутопия» как образ идеального прошлого.

В условиях множественности социальных пространственно-временных конструкций и их взаимопроникновения особую значимость приобретают социальные институты - государство, религия, образование, СМИ и т. д. - наиболее успешно формирующие смыслы и содержания прошлого, настоящего и будущего. Они связывают разные пространства и времена, сохраняя социокультурные и иные идентичности. И главным образом политико-идеологические.

Подводя итоги, сформулируем два наиболее значимых тезиса.

Во-первых, многосоставные общества являются историческими конструкциями, находящимися в процессе постоянного изменения. Но это вовсе не означает, что эти конструкции непрочны и недолговечны и представляют собой лишь результат социальной инженерии. Они построены на соци-

альном фундаменте с учетом социально-экономического, политического и культурно-исторического контекста.

При этом само содержание контекстов и смыслов этнополитики всегда ситуативно, изменчиво и пластично. Так, если в начале 90-х годов прошлого века в этнополитике преобладали институциональные факторы, что объясняется глубинными трансформациями базовых социальных институтов, то сегодня на первый план выходят ценностные факторы. Сегодня именно ценности, которые разделяет большинство и по отношению к которым большинство выражает преданность, формируют социальные идентичности, и прежде всего идентичности этнические (культурные) и национальные (гражданские).

Однако эти ценности не были изначальными и являются отражением современных идеологий, формируемых социальными антрепренерами: государством, партиями, церквями, элитами и пр. Сегодня в России проблема этнополитики — это прежде всего проблема совпадения кодов этнической и национальной идентичностей.

Во-вторых, представляется, что антиномия этнического партикуляризма и гражданского универсализма как основной элемент этнополитики не является фатальной и неразрешимой. Этническое и гражданское, являясь базовыми политическими категориями, в условиях «этнического ренессанса» существуют и определяют себя во взаимодействии.

Таким образом, элементы современной российской этнополитики определяются прямым и обратным отражением ценностей и смыслов (идеологий) прошлого и настоящего.

1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проспект, 2003. - С. 465.

2. Бурдье П. Социология. Начала / П. Бурдье. - М., 1994. - С. 185.

3. См.: Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 1995.

4. См.: Бергер П. Конструирование социальной реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995.

5. Муравьев В.Н. Овладение временем / В.Н. Муравьев. - М.: РОССПЭН, 1998. - С. 101.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - С-Пб.: Наука, 2000. - С .2.

7. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. - М., 1998. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.