и'ми ктмм ц^нин и гош'ушешш. IИ0РЧЕОЕ11Е К0НЦШШЩ1И 1Р\||' IКК1МЧ1Ш1ДЕЯТЕЛЫГОС"111
УДК 72.01
Бурова Т.Ю. - кандидат архитектуры, доцент
Е-шак [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Элементы культурного наследия в учебном процессе дипломного проектирования
Аннотация
Элементы культурного наследия представляют собой составляющие материальной и духовной культуры, осязаемые и наглядно существующие. Такие элементы созданы прошлыми поколениями и выдержали испытание временем. В учебном процессе такие элементы подвержены стилизации. Главная цель при формировании стилистической концепции дипломного проекта - это создание изображения, отвечающего основным характерным признакам существующего элемента культурного наследия. При этом возможно использование приемов творческой стилизации.
В данной статье представлена стилевая концепция формирования сувенирного магазина. Последовательно представлен материал, составляющие основу стилевой концепции такого магазина. В виде последовательных этапов сформированы составляющие стилевой концепции, опирающиеся на использование элементов культурного наследия.
Ключевые слова: элемент культурного наследия, дипломное проектирование, национальный орнамент, стилизация, приемы стилизации, стилевая концепция.
На современном этапе развития общества можно отметить, увеличение числа архитектурно-дизайнерских решений, использующих в своей основе элементы культурного наследия. Согласно определению А.А. Федорова: «Наследие культурное -совокупность культурных достижений прошлого и настоящего данного общества, обладающих вневременной ценностью и способствующих сохранению самобытности и стабильности определенного типа цивилизации» [1]. В связи с этим для дипломного проекта была определена такая тема, как формирование дизайн-концепции интерьера магазина сувениров с разработкой функционально-декоративного элемента. Данная тема явилась актуальной, особенно потому что в Казани в июле 2013 года прошло массовое международное мероприятие Универсиада-2013. Казань посетили туристы из множества городов России и разных стран.
Основной проблемой в наше время является наличие огромного количества сувенирных магазинов, но с безликими интерьерами. Данные магазины абсолютно универсальны, не имеют принадлежности к какой-либо территории, стране, культуре. Такое количество сувенирных магазинов с одинаковыми планировками, цветами и одинаковым расположением освещения, подталкивает к созданию сувенирного магазина с неординарным решением интерьера. В связи с этим основой для формирования стилевой концепции магазина татарских национальных сувениров стало национальное своеобразие культурного наследия Татарстана.
Цель дипломного проекта - выявить основы формирования пространственного решения для интерьера магазина сувениров и разработать дизайн-концепцию интерьера магазина с учетом национального своеобразия элементов культурного наследия.
Для формирования магазина сувениров одним из ключевых вопросов стал оптимальный выбор места. Торговое оборудование должно позволять наиболее наглядно представлять товар, демонстрируя самые привлекательные его стороны. Если сувенирный магазин расположен вблизи вокзала или аэропорта, то уместным будет выбрать основным направлением туристическую тематику, делая при этом главный акцент на местный колорит. Магазин сувениров предполагалось разместить в рамках дипломного проекта в здании Транспортно-пересадочного узла Казань-2, в зале ожидания. Это Вокзальный комплекс железнодорожной станции Горьковской железной дороги в северной части Казани. Длина зала ожидания составляет 27 метров, ширина 18
метров, высота помещения варьируется от 4,3 метра до 3,6 метров. Площадь зала ожидания составляет 486 м2 (рис. 1). После реконструкции здания до статуса нового городского вокзала и открытия его в июле 2012 года, транспортно-пересадочный узел имеет пассажирский терминал (на 600 пассажиров железнодорожного транспорта), совмещённую автостанцию для пригородных и междугородных автобусов (рассчитанную на размещение 75 человек), а также пересадку на станцию Казанского метрополитена.
Рис. 1
Основные функции магазина сувениров это продажа сувениров с символикой города Казань и знакомство иногородних с культурой татарского народа. Казанские сувениры прекрасно раскрывают культуру татар, подчеркивают его неповторимость и самобытность. Культура и традиции тысячелетнего города невероятно многообразны, поэтому и видов сувениров великое множество.
Проектируемый магазин сувениров расположен в центральной части зала ожидания транспортного узла. По боковым частям магазина расположен ряд колонн. Интерьер зала ожидания остался без изменений. Магазин имеет два входа, при линейной планировке получается, что внутреннее пространство магазина является транзитным. Магазин ориентирован на продажу казанских сувениров, что делает необходимым присутствие национальных мотивов и орнаментов. Эту тенденцию можно заметить еще при входе. Входная зона концентрирует внимание покупателей с самого начала. Сам портал напоминает татарский национальный головной убор тюбетейку, что и явилось вспомогательным образом при формировании пространства магазина (рис. 2).
Рис. 2. Стилистическая концепция магазина.
Образ объекта (разраб. Сахибгареева Э., 2013-2014 гг.) [9]
Зайдя в магазин, также можно проследить татарские мотивы на стенах и в конструкциях для выставки сувениров. Это и стало основой стилистической концепции при проектировании интерьера и функционально-декоративного элемента.
Стилистическая концепция проекта - это образно-функциональная модель проекта. Формирование концепции невозможно без использования и творческой эксплуатации существующих идей. Основой для данной концепции являются элементы культурного наследия. В качестве одного из элементов культурного наследия определен национальный орнамент.
Орнамент - это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них - цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции - ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика - в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...» [2]. Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» [2]. Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Татарский орнамент - комплекс узоров из ритмически упорядоченных элементов, характерных для традиционной материальной культуры татарского народа. Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов - растительный ис-лими, узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами; и геометрический гирих, жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы [3].
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур (рис. 3).
Рис. 3
Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового и садового характера. В основе почти каждого цветочно-растительного мотива лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Растительный орнамент составляется из стилизованных сюжетов, заимствованных у флоры: листьев, цветов, плодов, веток и т.д. (рис. 4).
Рис. 4
В данном случае при формировании стилистической концепции орнамент является основным образным средством. Для проектирования функционально-декоративного элемента магазина используется прием творческой стилизации. Творческая стилизация в проектном решении носит индивидуальный характер [4, 7]. Такой прием подразумевает авторское видение и художественную переработку элемента культурного наследия. В результате автором дипломного проекта был сформирован образ магазина сувениров и модуль-элемент.
Пространство магазина создано из 6 модулей, каждый из которых разной высоты. Два средних модуля одинаковой высоты, следующие после них модули выше, и, наконец, входные модули самые высокие, составляют 3 метра. Одновременно модули не накладываются друг на друга, а находятся на небольшом расстоянии, как и в зоне стен, так и потолка. Данное расположение модулей и их высота не случайны, эта композиция создает дополнительную перспективность внутри интерьера магазина. С обоих входов можно проследить «эффект удаленности перспективы» и дополнительный скользящий свет от щелей между модулями. Модули трансформируемые, то есть данный магазин можно будет переместить в другое помещение легко и просто.
На каждом модуле магазина, на боковых стенах на уровне витрины, способом фрезеровки нанесен стилизованный рисунок на основе геометрического орнамента. При этом способе гравировки полностью исключены появления нагара, некрасивых разводов, деформации материала и обгорелые кромки по краям. Этот рисунок можно отчетливо разглядеть, находясь в непосредственной близости к магазину или проходя мимо его. Центральные части модулей полупрозрачны, что позволяет им исполнять роль витрины для магазина. Посетители зала ожидания могут видеть ассортимент магазина через эти витрины, но не отчетливо. Это сделано для того, чтобы завлечь потенциальных покупателей посетить магазин, разыграть их интерес. Благодаря этому способу гравировки появилась возможность, при помощи специального клея Weld-On, на полупрозрачные витрины смонтировать элементы рисунка на основе растительного орнамента. Данные элементы сделаны из менее прозрачного зеленого акрила, толщиной 3мм и, как видно, рельефной фактуры, напоминающей декоративную штукатурку на ощупь. Эта фактура была достигнута также способом фрезеровки по акрилу. Элементы растительного орнамента вырезаны методом лазерной резки по акрилу, предварительно на производстве, и привезены уже в готовом виде на место сборки магазина сувениров в зал ожидания Казань-2. Элементы растительного орнамента больше по масштабу геометрического. Вместе оба вида орнаментов выполняют декоративную функцию, а за счет прозрачности материалов они дополняют интерьер магазина - на их фоне стоят сувениры и посетители также могут разглядеть определенные части орнаментов.
Для элемента были выбраны декоративные акриловые панели блочного типа, выполняющие сразу несколько задач. Такой выбор был сделан не случайно. Акрил отличается от стекла более высокой прозрачностью, прочностью и легко подвергается формовке. Панели являются дополнительными конструктивными и художественными элементами, исполняют роль витрин, являются естественным ограждением сувениров от потока людей и обеспечивают оптимальный размер окон на панелях для детального рассмотрения сувениров.
Цвет является одним из самых важных инструментов дизайна, способным передавать стиль и концепцию показа товаров в торговом зале. На стилевую концепцию формирования интерьера магазина влияет интерьер зала ожидания транспортного узла Казань-2. Темно и светло серые цвета зала ожидания перекликаются в интерьере магазина, соблюдая при этом цветовую лаконичность в интерьере. Однако с внешней стороны магазин зеленого оттенка. Известно, что зеленый цвет успокаивает, уравновешивает и меньше других утомляет глаза. При проектировании магазина значительное внимание было уделено и обеспечению просматриваемости помещения.
Функционально-декоративный элемент отвечает всем современным требованиям, несет в себе одновременно художественную и функциональную составляющую, хорошо вписывается в интерьер зала ожидания транспортного узла Казань-2.
Функционально-декоративный элемент в интерьере магазина сувениров представляет собой 2 акриловых стекла разной фактуры, цвета и прозрачности. Однако
стена магазина также дополняет эту композицию, выполняет роль фона для функционально-декоративного элемента (рис. 5).
Рис. 5. Пространственное решение магазина (разраб. Сахибгареева Э., 2013-2014 гг.) [9]
Было спроектировано именно 2 вида рисунка на основе орнамента разных масштабов для того, чтобы можно было разглядеть рисунок и находясь вблизи магазина (геометрический орнамент), и с разных мест в зале ожидания транспортного узла (растительный орнамент). Различные системы декора позволяют извлечь наибольший эффект из избранных мотивов. Главный из них повторение, которое дает хороший декоративный эффект [6]. На элементах растительного орнамента можно проследить повторяемость некоторых элементов. Например, если рассматривать стены первого модуля магазина, орнаменты начинаются одинаково и далее, на последующих модулях, определенные части орнаментов повторяются мотивами. А если говорить о геометрическом орнаменте на витринах магазина, то там прием повторения не возможно не заметить. Можно проследить на стенах магазина и такой прием, как инверсия. В данном проекте прием чередования является, пожалуй, самым ярко выраженным принципом построения орнаментальной композиции [6]. В элементах растительного орнамента было использовано чередование мотива в горизонтальном и вертикальном направлениях. В общей же композиции из двух видов орнаментов использовались чередование плоского рисунка и рельефности, глянцевости и матовости, и разные степени прозрачности 2 видов орнаментов (рис.6).
Рис. 6. Декорирование модуля (разраб. Сахибгареева Э., 2013-2014 гг.) [9]
На стенах магазина ярко видна симметрия и асимметрия. Элементы растительного орнамента асимметричны, что очень характерно для татарского растительного орнамента. Но с другой стороны, геометрический орнамент на витринах магазина полностью симметричен: он представляет собой сетку, в каждой ячейке которой по центру располагается окружность. Общая композиция орнаментов на стенах магазина также уравновешенна: мотивы очень схожи между собой и выглядят как единое целое, являются продолжением друг друга.
Известно, что в принципах построения орнамента восточных народов есть особенность: при построении орнаментальной композиции, необходимо располагать орнамент на нескольких слоях. В этом случае орнамент приобретает еще большую декоративность и является более правильно построенным. Этот принцип был учтен и при построении композиции на стенах магазина: элементы растительного орнамента расположились на втором слое, а геометрического - на первом слое, и играют роль фона для элементов растительного орнамента (рис. 7).
•-л.иии
^З.МО -И.™
♦0.€00 ■:.осо
t^.WO ГЧ1.7ТН
■tu SCO О,CUD
Рис. 7. Рисунок модуля в интерьере магазина сувениров (разраб. Сахибгареева Э., 2013-2014 гг.) [9]
Таким образом, в результате использования элементов культурного наследия в учебном процессе в рамках дипломного проектирования получен законченный выразительный образ объекта магазина сувениров. Стилистическая концепция включает в себя эмоциональный образ, пространственное и цветовое решение интерьера, приемы декорирования и использования отделочных материалов. Рассматриваемые в статье приемы являются основой создания выразительного запоминающегося образа, определяя его эстетические и функциональные качества. На современном этапе использование элементов культурного наследия обладает высоким потенциалом при решении вопросов организации дизайн-объектов нового поколения.
Список библиографических ссылок
1. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры. - М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2012. - 464 с.
2. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2002. - 302 с.
3. Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент. - Казань: Таткнигоиздат, 1953. - 246 с.
4. Бурова Т.Ю. Приемы формирования декоративной композиции // Известия КГАСУ. 2015, № 1 (31). - С. 41-45.
5. Канаян К., Канаян Р., Канаян А. Проектирование магазинов и торговых центров. -М.: Изд-во «Юнион-Стандарт Консалтинг», 2005. - 424 с.
6. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - 288 с.
7. 129 interior architects. Лаконично. // Archi space: ежедн. интернет-изд., 2011, 26 авг. URL: http://www.archispace.com.ua/?p=522 (дата обращения: 24.09.2015).
8. Дизайн интерьера бутика Fame Agenda от Matt Gibson . // ^rated^: ежедн. интернет-изд. URL: http://curated.ru/interior/fame-agenda-by-matt-gibson/ (дата обращения: 24.09.2015).
9. Материалы дипломного проекта Сахибгареевой Э.Ф. Пояснительная записка, графореферат (выпуск 2013-2014 уч. годы).
Burova T.Y. - candidate of architecture, associate professor
E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Elements of cultural heritage in educational process degree design
Resume
Elements of cultural heritage - visually existing elements making base material and spiritual culture. At the present stage it is possible to note the increase in number of the architectural and design decisions including elements of cultural heritage. In educational process such elements are subject to stylization. It is defined that optimum means for use of similar elements is creative stylization. Creative stylization - the first stage of formation of the stylistic concept. It is defined that fixed assets of formation of the stylistic concept of degree design with use of elements of cultural heritage are: generalization of a form, symbolical character of the image; definition of a characteristic silhuette and (or) contour; geometrization of an element and surrounding space; beauty.
The review of the fixed graphic and color assets for possibility of implementation of the image taking into account characteristic features of elements of cultural heritage is presented in article. Stages of formation of object of degree design are consistently described. By means of examples it is illustrated that graphic means provide transfer on the plane of sematic and emotional pithiness of object. Ways of realization of the projected functional and decorative element in real practice, with use of modern technologies are also present.
Keywords: element of cultural heritage, degree design, national ornament, stylization, methods of stylization, style concept.
Reference list
1. Fedorov A.A. Introduction to the theory and cultural history. - M.: Publishing house of «FLINTА», 2012. - 464 p.
2. Valeev F.H. Tatar national ornament. - Kazan: Tatar book publishing house, 2002. - 302 p.
3. Speransky P.T. Tatar national ornament. - Kazan: Tatknigoizdat, 1953. - 246 p.
4. Burova T.Y. Methods of formation of decorative composition // Izvestija KGASU, 2015, № 1 (31). - P. 41-45.
5. Kanayan K., Kanayan R., Kanayan A. Design of shops and shopping centers. - M.: Publishing house of «Union-Standart Consulting», 2005. - 424 p.
6. Lotman Yu.M. About art. - SPb.: Iskusstvo, 1998. - 288 p.
7. 129 interior architects. Laconically.//Archi space: week Internet prod. 2011. 26 Aug. URL: http://www.archispace.com.ua/? p=522 (reference date: 24.09.2015).
8. Interior design of boutique Fame Agenda from Matt Gibson // Curated.ru: week Internet prod. URL: http://curated.ru/interior/fame-agenda-by-matt-gibson/ (reference date: 24.09.2015).
9. Materials of the degree project of Sakhibgareeva E.F. Explanatory note, graphic paper (release 2013-2014).