Сотрудничество будет решать задачи воспитания, если учитель будет преднамеренно создавать, моделировать отношения в группе, привлекая к этому самих ребят, стимулировать подлинно нравственные переживания взаимного участия, заинтересованности в успехе одноклассников, ответственности за процесс и результат работы на уроке.
Таким образом, сотрудничество обеспечивает «субъект - субъектные» отношения, в сфере которых только и может происходить формирование субъектности ученика. Это отношения, требующие равноправной позиции участников деятельности, отношения к другому в соответствии со всей полнотой его человеческой сущности, признания за ним права на самоопределение и свободу. В силу особенностей возраста становление таких отношений доступно младшим школьникам, прежде всего, во взаимодействии друг с другом.
Итак, сотрудничество младших школьников в учебной деятельности повышает учебную мотивацию учащихся, способствует развитию «субъект - субъектных» отношений между участниками этой деятельности, при умелом руководстве учителя.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 321 с.
2. Смирнов С.А. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: Изд. центр Академия, 2006. 509 с.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМПРЕССИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Шкурина В.А.
Шкурина Валентина Анатольевна - студент магистратуры, кафедра алгебры, геометрии и теории обучения математике, Курский государственный университет, г. Курск
Аннотация: в статье анализируются основные аспекты применения элементов компрессивного обучения в общеобразовательной школе. В частности рассматриваются возможности применения различных техник для развития памяти и внимания.
Ключевые слова: компрессивное обучение, внимание, память.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта одной из отличительных особенностей обучения в 10-11 классах стала профильная направленность образовательной программы. Таким образом, на изучение профильных дисциплин отводится большее количество времени, чем на изучение остальных дисциплин, не имеющих прямого отношения к конкретному профилю. Однако объем изучаемого материала в непрофильных дисциплинах остался достаточно большим, в связи с чем возникают сложности при его изучении. Поэтому применение элементов компрессивного обучения позволит при ограниченных временных затратах извлекать максимальную эффективность из образовательного процесса.
Базой для новой технологии обучения стала технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева. Поэтому для применения этой технологии необходимо учитывать несколько базовых особенностей:
1) построение программы линейное (т.е. материал изучается блоками, которые расположены в строгой последовательности, однако взаимосвязаны);
2) взаимосвязанные действия, процессы или операции изучаются одновременно;
3) практические задания выполняются по единой схеме;
4) вся изученная информация систематизируется и занимает свое место в системе знаний [1].
Однако весь процесс обучения базируется на фундаментальных закономерностях мышления, которые выражаются в законах единства и борьбы противоположностей, противопоставлении контрастных раздражителей, принципе обратных связей, системности и обратимости, переходе к так называемым сверх символам (использование более длинных последовательностей символов).
Рассмотрим непосредственно саму технологию компрессивного обучения. Приведем определение технологии компрессивного обучения, которое было сформулировано ее авторами: «под компрессивным обучением понимается технология, позволяющая за ограниченное время усвоить значительный объём материала и которая включает в себя комплексное использование таких направлений как развитие памяти, внимания, технику быстрого чтения, умения анализировать текст, устанавливать взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и необходимый для изучения материал, умелое использование информационных систем, технических и информационных средств обучения» [2]. Основными элементами данной технологии являются: мотивация, обеспечение индивидуальная учебно-познавательная деятельность мыслительного типа, самоконтроль и сотрудничество, помощь и контроль [3].
Для достижения этапа мотивации и возможности дальнейшего контроля и последующей рефлексии, необходимо реализовывать этап проверки остаточных знаний или предварительную диагностику. После проведения этого этапа проводится его анализ и выявление общего уровня обучающихся, пробелов в изучении материала и намечаются пути их ликвидации. Затем переходят к этапу мотивации. Учитывая способности каждого ученика и его интересы, выявляют наиболее значимые мотивы обучения. Далее реализуется сам процесс обучения с постоянным поэтапным контролем, так как недостаточный контроль ведет к увеличению времени изучения материала, что невозможно при реализации общеобразовательной программы, так как на изучение каждой конкретной темы отводится конкретное количество часов. Вследствие этого тема попросту не будет усвоена, что безусловно отразится на изучении остальных тем курса. Поэтому важную роль при реализации данной концепции отводят теории модульного обучения. Фактически, в старшей школе изучение всего курса разбито на конкретные модули (темы) и для каждой предусмотрены определенные формы контроля. Однако одна из главных особенностей технологии компрессивного обучения заключается в применении особых техник скорочтения, развития внимания и памяти, активизации мыслительной деятельности для более качественного усвоения материала. Применении подобных методик должно находить свое отражение на всех этапах обучения.
В частности, особое внимание следует уделить этапу контроля. Так как при изучении закономерностей запоминания можно выделить определенный тенденции как сохранения информации в долгосрочную память, так и забывания (методика Эббингауза). Поэтому этап контроля должен занимать не только определенное место (поэтому следует корректировать календарно-тематическое планирование), но и акцентировать внимание не только на изученной теме, но и на предыдущих, чтобы предупредить их забывание. Достигаться это может не только путем использования в текущем контроле заданий из предыдущих модулей, но и путем подбора дифференцированных системных заданий, при выполнении которых нужно использовать не только знания из изученной темы, но и из предыдущих. Поэтому совокупность различных методик развития внимания и память с грамотным контролем является отличным инструментом для реализации ФГОС в старшей школе.
Таким образом, использование технологии компрессивного обучения позволит наиболее эффективно реализовывать образовательную программу за сжатые сроки без
потери эффективности образовательного процесса, а одновременное применение методик развития внимания, памяти и мышления сократит время на обучение школьников их основам и повысит эффективность не только в рамках конкретной дисциплины, но и целого цикла.
Список литературы
1. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике // М.: Просвещение, 1986. С. 255.
2. Добрица В.П., Садыкова А.Ж. К вопросу о необходимости компрессионных методов обучения // Качество школьного образования: состояние, тенденции и перспективы. Материалы международной научно -практической конференции (18-19 мая 2000г.), ч. 2, МОН РК, КОА им. Алтынсарина, ИОО. Алматы, 2000. С. 34-36.
3. Горюшкин Е.И., Микрюкова Е.Ю. Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов // Молодой ученый, 2017. №1. С. 447-449.