Научная статья на тему 'Применение структурной схемы в подготовке педагогических кадров'

Применение структурной схемы в подготовке педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ГАЛИЕВА / СТРУКТУРНАЯ СХЕМА / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ БЛОКИ СХЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жунусова К. С.

Гуманизация и демократизация образования предъявляют новые требования к организации учебного процесса. Процесс обучения представляет собой сложную и динамическую совокупность действий учителя и учащихся. В преддверии 12 летнего обучения будущие учителя, студенты педагогических заведений, должны научиться правильно организовывать учебный процесс, и умело руководить им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение структурной схемы в подготовке педагогических кадров»

ний с воспитателем и другими специалистами возникающие проблемы решать гораздо легче.

Использование личностно-

ориентированного подхода в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет значительно повысить эффективность профилактики девиантного поведения

воспитанников.

Всё, что я хотел бы знать, - это яблоня. Всё, что я знаю, - ветвь яблони. Всё, что я могу преподать воспитанникам, - это яблоко. Всё, что останется в них, - это семечко, но из любой семечки может вырасти яблоня. Ж. Эрве - Базен.

ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Жунусова К.С.

Ключевые слова: технологический подход в обучении, технология систем- 21 ного подхода Т.Т. Галиева, структурная схема, обязательные части - блоки схемы

Гуманизация и демократизация образования предъявляют новые требования к организации учебного процесса. Процесс обучения представляет собой сложную и динамическую совокупность действий учителя и учащихся. В преддверии 12 летнего обучения будущие учителя, студенты педагогических заведений, должны научиться правильно организовывать учебный процесс, и умело руководить им. Для этого им необходимо четко представлять структуру процесса, составные части учебного материала, закономерности между ними, видеть целостную картину мира и донести это до учащихся.

Непременное условие высокой

оценки педагогического труда - это гарантии качества его результата. Сегодня наши знания приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, гарантия защищенности. Педагогу нужно готовиться к гарантированному выполнению реально достижимых проектов, в которые будут вложены деньги и на которые будут ориентированы реальные планы каждого человека и общества в целом.

Педагог выставляет на рынок труда свой профессионализм, в основе которого лежит знание педагогических технологий. Чтобы педагогу уверенно чувствовать себя на рынке труда, ему необходимо знание как минимум

трех технологий, которые скрыты в задачах, в результатах и в самом процессе.

В педагогической науке термин «технология» возник сравнительно недавно (в 1967 году в Англии был создан Национальный совет по педагогической технологии). Существуют два основных подхода к определению «технологии» в образовательных документах разных стран: как область знания, как деятельность.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала», -пишет известный российский педагог В. Беспалько. Пока технология не соз-22 дана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Специфика педагогической технологии в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.

В потоке отечественных и зарубежных систем, технологий и методик ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ_

учитель должен адекватно оценить их и суметь использовать их для достижения гарантированных результатов. Важно помочь учителю проникнуть в подлинное содержание систем и технологий, которые могут быть использованы для конструирования пространства развития детей.

Новая система обучения ориентируется на результат, который требует технологичности каждой школьной дисциплины. Однако массовое использование технологий обучения в общеобразовательных школах Казахстана затруднено по ряду причин:

- неподготовленность педагогического состава школ к переходу на обучение в соответствии с той или иной технологией;

- недостаток системно-структурированной научно-методической литературы по проблемам технологиза-ции учебного процесса в школах для самостоятельного освоения основ технологии и апробации ее в повседневной практике.

Содержание любого предмета - это всегда определенная информация об объектах, явлениях или методах деятельности. Учебные предметы отличаются только составом объектов, явлений и методов деятельности, хотя иногда некоторые учебные дисциплины могут иметь и общие объекты, или явления, или даже методы деятельности, усвоить которые - посильная задача для любого человека. Надо лишь правильно отобрать наиболее репрезентативные объекты, обеспечивающие полную и разумную деятельность, в том числе и дальнейшее

1/2013

плодотворное самообучение. Все это легко реализуется на основе применения технологии системного подхода Т.Т. Галиева на занятиях с будущими учителями.

Во время учебного процесса мы учим студентов, сворачивать информацию в лаконичные структурные схемы, составлять карточки с трехуровневыми заданиями. Данная технология позволяет ее применять на любой ступени обучения, в преподавании педагогических дисциплин, при повышении квалификации учителей, для организации методических и педагогических советов.

Исследованиями ученых доказано, что важным фактором формирова-ния системы знаний является структура самого учебного материала, что наиболее значительный эффект обеспечивает системная организация материала. С помощью системно-структурного анализа и синтеза достигается теоретическое обеспечение знаний, они перестраиваются в стройную систему со взаимосвязями, образуя целостную картину. При достижении системных знаний у обучаемых можно воспользоваться двум путями: особое структурирование материала, обучение учащихся методами научного познания. Идеален третий путь, когда сочетаются два предыдущих варианта.

По технологии системного подхода Т.Т. Галиева изучение нового материала начинается с блочной, системно-структурной схемы. Ее составные обязательные части: блок основной

теории, системный анализ, влияющие факторы, проблемы, сопутствующие основной теории или существующие в ней, практика, опыт, эксперимент.

Изучению подвергаются все элементы схемы, начиная с центральной части - блока основной теории. После этого студентам предлагается заняться системным анализом изучаемой информацией, ее составом, связями, функциями, изучение терминов, понятий. Исследовательская деятельность заключается в учете влияющих факторов и их последствий. Это позволяет связать изучаемый материал с другими предметами, а главное - с другими сферами современной жизни (экологией, психологией, экономикой, политикой, личностными отношениями).

Проблемы, которые необходимо подробно изучить, решаются методом 23 мозгового штурма, или групповым методом. Затем учащиеся приступают к выполнению практических заданий и дальнейшей работой над изучением данного блока информации.

Далее организация видов деятельности зависит от сложности изучаемого материала, его места в преподаваемом предмете и т.д. (закрепление, вторичное обращение к схеме, уточнение взаимосвязей между отдельными элементами схемы, коллективные и индивидуальные консультации, тестирование). Приведем пример использования структурной схемы по теме «Память» для курса общей психологии специальности «Преподавание в начальных классах».(Схема 1).

Схема 1. Блочная, системная, структурная схема

24

Составили анализ. 1.Учебник Р.С. ¿щд «Психология», часть 1.

2 .Психологический словарь терминов 3. Анализ

собственной наняли 4Х)ценка развития памяти младших школьников 5.А.?..Лурня «Маленькая книжка о большой памяти»

Влияющие факторы..

-генетический

-обученн е в ,1ЩУ н

школе

-физическое

здоровье

-проф^деятельность -речь н мышление -повторение -отношение к

Тема: Память. -способность к получению, хранению н воспроизведению жизненного опыта. У всех живых существ (виды панаш) Д^ет^ЖШе. Человек

существует -генетическая произвольная

-ЖШИЖЗШ {волевые запоминания) -услоен о-логическая опосредованная

Функции памяти.

По времени. - мгновенная -кратковременная.. -оперативная -долговременная -генетическая

По функции ¿двигательная зрительная обонятельная осязательная -спухоеа»

-эмоциональная.....................н др.

Теории и закон памяти. Ассоциативная

ШШЖЗХ теория Смысловая

Информационно-кибернетическая Теория деятельности и др.

Понятийный аппарат: Бремените кодирование Амнезия

Проблемы и проблемные вопросы.

1.Развитие амнезии

2 .Мотнвнров анн ое забывание

3 .Ин ДНЕН ДУЭЛЬНЫЙ

подход прн подборе рекомендаций по развитию памяти.

Опыт, практика, эксперимент - самой аблюденн е

развитию памяти -упражнение по развитию памяти -диагностика развития памяти -консультации психолога -профилактика кратковременн ой памяти

-гипноз, как способ припоминания -эффект Зейгарннк.

Применяя технологию системного подхода Т.Т. Галиева, важно придать значимость деятельности студентов, сформировать у них определенные качества.

При изучении теоретического материала первой темы, учащиеся знакомятся с использованием структурной схемы на уроке. При этом преподавателю очень важно показать учащимся существующие связи между теоретическим материалом внутри темы. Далее при изучении второй темы, когда учащиеся уже знают, как в процессе обучения использовать структурную схему, процесс воспри-

ятия нового материала происходит быстрее и на занятии остаётся время для их собственной продуктивной деятельности. В это время студент может:

- анализировать полученную учебную информацию (обдумывать, рассуждать, сравнивать);

- синтезировать информацию (комбинировать, выстраивать, творить);

- проводить сравнительную оценку (оценивать, обсуждать).

Опыт показывает, что за счёт структурирования информации повышаются уровни включённости уча-

ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ

1/2013

щихся в учебный процесс; мотивации к познанию; обученности учащихся; способностей к проектированию; системности и цельности знаний; на 25-30% экономится учебное время. Использование даже некоторых элементов данной технологии способствует рождению внутренней мотивации к обучению, что, несомненно, является проблемой традиционной школы. Решение этих вопросов способствует раскрытию и использованию творческих возможностей по получению новой информации, возможность утвердиться, показать свои

знания, применить знания на практике, увидеть их значимость.

Требования к качественному уровню усвоению знаний постоянно растет, соответственно должно обновляться инструментальные средства дидактики. Как считают отечественные ученые, этими инструментальными средствами будут выступать педагогические технологии, которые для нас становятся способом достижения результата деятельности - сделать учащихся субъектами образовательной деятельности и профессии.

Литература.

1.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, 1999. - 256 с.

2.Ковжасарова, М.Р. и др. Технологи-

зация учебного процесса: Казахстанский опыт. - Алматы: Зият-пресс, 2005. - 224 с.

25

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Карпенкова О.Н.

Ключевые слова: полиэтническая образовательная среда, формирование личности, младший школьник, гуманистические основы, полиэтническая культура, толерантное поведение, поликультурная компетенция

Глобализация современного мира и трансформация общества привели к изменению прежних общественных отношений, противоречивым тенден-1/2013_

циям в их развитии, кризису во многих отраслях и сферах человеческой деятельности. Это вызвало переоценку системы духовно-нравственных _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.