УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10207
Элементы финансового потенциала трансформации
российской экономики
Elements of the Financial Potential for Russian Economy
Transformation
Николай Владимирович ЧИЧЕВАТОВ,
аспирант кафедры финансов и цен Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Научный руководитель: В.А. Слепов, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры
финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова
Аннотация. Статья посвящена изучению элементов финансового потенциала структурной трансформации России. Автором проанализированы составляющие финансового потенциала экономики и их состояние на текущий момент. Раскрыт вопрос влияния элементов финансового потенциала на трансформационные процессы в экономике. Одновременно с этим раскрыты ограничения, существующие в настоящее время, связанные с возможностью использовать отдельные составляющие для стимулирования структурной трансформации экономики в России.
Ключевые слова: финансовый потенциал; трансформация экономики; финансовые ресурсы; налоги; кредиты
Abstract. The article is devoted to the study of the elements of the financial potential of the structural transformation of Russia. The author analyzes the components of the financial potential of the economy and their current state. The question of influence of elements of financial potential on transformation processes in economy is revealed. The author reveals the current limitations associated with the ability to use certain components to stimulate the structural transformation of the economy in Russia.
Keywords: financial potential; economic transformation; financial resources; taxes; credits
Финансовый потенциал властных структур, федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, а также органов власти муниципальных образований определяется совокупным объемом налогов и сборов, аккумулируемых этими структурами. Максимальная величина этого потенциала объективно ограничена рациональной налоговой нагрузкой на бизнес-структуры — как частные, так и находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Избыточное увеличение налоговой нагрузки способно привести к кратковременному увеличению властных структур, но значительно снизить его в среднесрочной перспективе вследствие значительного
снижения заинтересованности бизнес-структур в наращивании объемов производства и реализации продукции в условиях значительных налоговых платежей в бюджетную систему.
Финансовый потенциал компаний (бизнес-структур) определяется их способностью генерировать добавленную стоимость при создании и реализации продукции, востребованной потребителями. Финансовый потенциал компаний определяется суммой нераспределенной прибыли, т.е. прибыли после налогообложения и выплаты дивидендов, и объемом амортизационного фонда.
Факторами, непосредственно определяющими финансовый потенциал компаний, являются: ■ объем прибыли;
■ налоговое бремя;
■ дивидендные выплаты;
■ норма амортизации.
Финансовый потенциал домашних хозяйств является важным источником совокупного спроса и оказывает значительное влияние на объем внутреннего рынка. Этот потенциал определяется:
■ объемом совокупной заработной платы после налогообложения;
■ выплатами процентных платежей по банковским вкладам;
■ дивидендами по ценным бумагам;
■ выплатами доходов от вложений в инвестиционные и паевые фонды;
■ выплатами пенсий и пособий.
Важно различать финансовый потенциал, формируемый только за счет собственных источников, и финансовый потенциал, учитывающий возможность привлечения заемных ресурсов. Очевидно, что первый из названных потенциалов отражает реальные, наличествующие финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы без дополнительных затрат.
В отличие от использования собственных источников финансового потенциала мобилизация заемных ресурсов и расширение за счет их применения совокупного финансового потенциала обусловливают возникновение значительных финансовых рисков. Их реализация при неблагоприятных макроэкономических условиях способна значительно ухудшать финансовое состояние как бизнес-структур, так и домашних хозяйств. Вместе с тем способность компаний и домашних хозяйств привлекать экономически обоснованные объемы заемных ресурсов является важным фактором их финансовой устойчивости и обеспечения динамичного развития. Поэтому кредитоспособность экономических субъектов следует рассматривать как важную составляющую их финансового потенциала. Основой кредитоспособности, характеризующей финансовую устойчивость хозяйствующих субъектов, является их кредитная история, т.е. результаты их деятельности как заемщиков.
К элементам финансового потенциала национальной экономики относятся:
■ прибыль компаний после налогообложения;
■ налоги и сборы, поступающие в бюджетную систему;
■ дивидендные выплаты государственных и муниципальных компаний в бюджетную систему;
■ кредиты банковской системы;
■ денежные накопления домашних хозяйств;
■ ресурсы инвестиционных и пенсионных фондов;
■ долговые инструменты национального финансового рынка;
■ ресурсы микрофинансовых организаций;
■ ресурсы мирового финансового рынка и мировой банковской системы;
■ кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств;
■ прямые и портфельные иностранные инвестиции.
Прибыль компаний после налогообложения является наиболее значимым элементом финансового потенциала национальной экономики. Устойчивый рост прибыли компаний обеспечивает стабильность и постоянное повышение указанного потенциала. Поэтому меры по увеличению валового выпуска продукции, в том числе инновационных отраслей экономики, одновременно являются мерами по расширению национального финансового потенциала.
Совершенствование продуктового ряда производимой продукции, повышение ее качества, расширение географии поставок, в том числе на зарубежные рынки, обеспечивают увеличение прибыли компании и рост финансового потенциала в среднесрочной перспективе. Эффективное использование прибыли компаний для инвестиций создает предпосылки для устойчивого долгосрочного расширения финансового потенциала.
Налоги и сборы, поступающие в бюджетную систему, как известно, используются в течение бюджетного года, но тенденции их средне- и долгосрочной динамики непосредственно связаны с формированием финансового потенциала национальной экономики. Стабильное развитие экономической системы предопределяет устойчивое расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Следует учитывать, что экономический рост предопределяет повышение собираемости как прямых налогов, так и косвенных.
Дивидендные выплаты государственных и муниципальных компаний в бюджетную систему имеют существенное значение для стран — экспортеров энергоресурсов, в том числе для России. В таких странах государства часто имеют доли в уставных капиталах компаний — экспортеров сырьевых ресурсов. Целями участия государств в капитале компаний является изъя-
тие в бюджетную систему природной ренты, т.е. дохода от эксплуатации месторождений полезных ископаемых. В странах с экспортно-ориентированной экономикой, в частности в России, такие доходы обеспечивают значительные бюджетные поступления. Такие поступления — существенный элемент финансового потенциала национальной экономики.
Кредиты банковской системы являются в современных условиях одним из важнейших элементов финансового потенциала. Их источник — временно свободные ресурсы секторов экономики, собственный капитал коммерческих банков, накопления домашних хозяйств, ресурсы мирового финансового рынка, привлекаемые национальными коммерческими банками.
Денежные накопления домашних хозяйств являются в условиях ускорения технологического развития динамичным элементом расширения финансового потенциала. Усиление значения этого элемента обусловлено существенным усилением роли человеческого капитала в современной экономике, являющегося основой увеличения денежных накоплений домашних хозяйств.
Ресурсы инвестиционных и пенсионных фондов как элемент финансового потенциала в современной экономической ситуации имеют перспективы значительного роста и увеличения влияния на общую динамику этого потенциала. Причины повышения значения этого элемента связаны, во-первых, с ростом потребностей в инвестиционных ресурсах; во-вторых, с увеличением их предложения по мере интенсификации процесса создания добавленной стоимости в современной высокотехнологичной экономике. На формирование пенсионных фондов значительное влияние оказывает процесс старения населения, обусловливающий необходимость роста пенсионных выплат в связи с увеличением продолжительности жизни.
Долговые инструменты национального финансового рынка позволяют в кратчайшие сроки перераспределять временно свободные ресурсы между участниками финансового рынка, обеспечивая относительно стабильную доходность на всех сегментах этого рынка. Долговые инструменты также позволяют минимизировать финансовые риски за счет широкой диверсификации формируемых инвестиционных портфелей.
Ресурсы мирового финансового рынка и мировой банковской системы способны иметь большое значение для экономического развития конкретных стран и поэтому являются важным элементом финансового потенциала. Их использо-
вание позволяет значительно ускорить темпы экономического развития, обеспечить техническую и технологическую модернизацию национальной экономической системы. Однако привлечение ресурсов мирового финансового рынка связано для национальных компаний со значительными ограничениями, которые носят не только экономический, но и геополитический характер.
Ограничения экономического характера вызваны прежде всего жесткими требованиями, предъявляемыми институтами финансового рынка к потенциальным заемщикам. Такие требования касаются величины собственного капитала, степени левериджированности, устойчивости входящего денежного потока, волатильности курса акций, качества залога.
Ресурсы мировой банковской системы являются важным элементом финансового потенциала национальной экономики, способным значительно ускорить структурную трансформацию национальной экономики. Однако на допуск к таким ресурсам в значительной степени влияет международная геополитическая ситуация. В условиях действия международных санкций российские банки и компании не имеют доступа к кредитным ресурсам банковских систем ведущих стран.
Кредиты международных организаций и правительств иностранных государств как элемент финансового потенциала структурной трансформации российской экономики может использоваться даже в условиях действия санкций, введенных группой развитых стран. Такие кредиты могли бы привлекаться в условиях формирования дефицита федерального бюджета или резкого снижения золотовалютных резервов. Однако в условиях относительно высоких мировых цен на нефть и наличия значительных золотовалютных резервов Банка России потребность в таких кредитах отсутствует.
Прямые и портфельные иностранные инвестиции являются важным элементом финансового потенциала национальной экономики, способным существенно увеличивать совокупный объем используемых ресурсов, обеспечивать рост поступлений в бюджетную систему, повышать доходы домашних хозяйств. Иностранные инвестиции способствуют структурной трансформации национальной экономики, поскольку они обеспечивают применение новых технологий, позволяющих минимизировать производственные издержки и расширять продуктовые ряды.
Иностранные инвестиции российских компаний оказывают на финансовый потенциал на-
циональной экономики противоречивое воздействие. В кратко- и среднесрочном периодах отток капитала из России означает сокращение инвестиционного потенциала национальной экономики. В средне- и долгосрочных периодах возможно поступление в национальную экономику прибыли от реализации инвестиционных проектов за рубежом, означающее рост инвестиционного потенциала национальной экономики. Однако отток капитала из национальной экономики может не приводить к указанным выше последствиям. В этом случае зарубежные инвестиции отечественных компаний означают сокращение финансового потенциала национальной экономики.
Финансовыми источниками финансирования определенных направлений структурной трансформации являются финансовые ресурсы государства. В частности, из бюджетной системы выделяются ассигнования для фундаментальных научных исследований, на образование и подготовку научных кадров, создание территорий опережающего развития, реализацию инфраструктурных проектов. Государственные финансовые ресурсы могут направляться на финансирование конкретных прикладных научных исследований, а также цифровой экономики.
Финансовые ресурсы компаний используются для осуществления основной части прикладных научных исследований, на переподготовку кадров, развитие производства высокотехнологичных изделий, приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, поддержку стартапов, развитие цифровой экономики.
Таким образом, в исследовании на основе анализа структуры экономического потенциала национальной экономики выявлены особое значение финансового потенциала и направления влияния его динамики на другие элементы экономического потенциала, а также раскрыта структура финансового потенциала, включающая в качестве элементов: прибыль компаний после налогообложения; амортизацию; налоги и сборы, поступающие в бюджетную систему; дивидендные выплаты государственных и муниципальных компаний в бюджетную систему; кредиты банковской системы; денежные накопления домашних хозяйств; ресурсы инвестиционных и пенсионных фондов; долговые инструменты национального финансового рынка; ресурсы микрофинансовых организаций; ресурсы мирового финансового рынка и мировой банковской системы; кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных госу-
дарств; прямые и портфельные иностранные инвестиции.
Список литературы
1. Балихина Н.В., Косое М.Е. Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике. Финансовый аспект: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
2. Балихина Н.В., Косое М.Е. Бюджетно-налоговое регулирование инвестиционной активности российской экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 186—192.
3. Бурлачкое В.К., Паушееа Т.Е. Денежно-кредитная и макропруденциальная политика центральных банков: направления координации для обеспечения макроэкономической стабильности // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 296—299
4. Бурлачкое В.К., Паушееа Т.Е. Концептуальные и практические аспекты инфляционного таргетирования // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 10. С. 2803—2814
5. Валишеили МА. Совершенствование социального партнерства как механизма гуманизации и повышения эффективности предпринимательской деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 7 (55). С. 41.
6. Воронкоеа Е.К., Паушееа Т.Е. Тенденции развития мировых валют // Банковские услуги. 2018. № 2. С. 12—17.
7. Воронкоеа Е.К., Колесникоеа Ю.В. Долговая модель экономики: международный аспект // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2017. № 3 (19). С. 72—76.
8. Воронкоеа Е.К., Долгоеа М.В. Валютные приоритеты финансовой политики России: ожидания и результаты // Финансы, деньги, инвестиции. 2019. № 1 (69). С. 3—12.
9. Воронкоеа Е.К., Громоеа Е.И., Паушееа Т.Е. Рынок электронных финансовых услуг России и финансовая доступность: проблемы и возможности // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 2. С. 48—50.
10. Громоеа Е.И., Воронкоеа Е.К. Деофшори-зация как способ противодействия теневым финансовым потокам // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 145—149.
11. Косое М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. 2015. № 2 (86). С. 29—37.
of Russia // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 2. С. 68—72.
18. Slepov V.A., Kosov M.E., Burlachkov V.K., Grishina O.A., Sakharov D.M. (2019) Shadow banking: Reasons of emergence and directions of development // International Journal of Civil Engineering and Technology, 10 (2): 1747—1754.
19. Slepov VA., Burlachkov V.K., Danko T.P., Kosov M.E., Volkov II, Grishina OA., Sekerin V.D. The country's economic growth models and the potential for budgetary, monetary and private financing of gross domestic product growth // European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 4A. P. 488—500.
20. Slepov V., Burlachkov V., Danko T, Kosov M, Volkov I., Ivolgina N., Sekerin V. Model for integrating monetary and fiscal policies to stimulate economic growth and sustainable debt dynamics // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Is. 4.
21. Osipov V.S., Skryl T.V., Blinova EA, Kosov M.E., Zeldner A.G., Alekseev A.N. Institutional Analysis of Public Administration System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. No. 15. P. 193—203.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Регулирование рынка труда. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Под ред. В.М. Масловой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 271 с.
ISBN 978-5-238-03267-2
Рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования и регулирования рынка труда. Обучающиеся после изучения учебника получат знания в области теоретических и практических представлений о рынке труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование; исследований сущности рынка труда; его видов, моделей, сегментов; проблем занятости и безработицы и др.
Для бакалавров и магистров экономических направлений подготовки, а также специалистов в области управления персоналом.
12. Косое М.Е. Роль дисфункции государства в формировании негативной динамики экономических отношений // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы: электронный научный журнал. 2015. № 1 (1).
13. Косое М.Е. Инновационный подход к развитию экономической системы // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 206—211.
14. Кери И.Т., Громоеа Е.И., Воронкоеа Е.К. Финансовая безопасность ТЭК: проблем, факторы, индикаторы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-2 (77). С. 41—52.
15. Никитская Е.Ф., Валишеили МА. Взаимодействие механизмов государственного финансового регулирования и рыночного саморегулирования в процессе инновационного развития регионов и муниципальных образований // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 69.
16. Социально-экономическое развитие: проблемы и решения: Монография: В 2 кн. / Под ред. Н.С. Клунко. Ставрополь, 2014. Кн. 2.
17. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. Improving tax management — real way of rasing budjet income
Учебник
Регулирование
рынка
труда