Научная статья на тему 'Электронный проездной: простой способ эффективно управлять работой транспорта'

Электронный проездной: простой способ эффективно управлять работой транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ КАРТА / СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА / СТУДЕНЧЕСКАЯ КАРТА КАРТА ШКОЛЬНИКА / СИСТЕМА "ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕЗДНОЙ" / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОПЛАТЫ И УЧЕТА УСЛУГ ПАССАЖИРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ / PUPIL'S CARD / TRANSPORT CARD / SOCIAL CARD / STUDENT CARD / ELECTRONIC PASS SYSTEM / AUTOMATED PROCESS OF PAYMENT AND CALCULATION OF SERVICES OF PASSENGER TRANSIT IN THE CITY PASSENGER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокра Ю. В.

В статье проанализирована работа транспортной платежной системы города, предназначенной для автоматизации процесса оплаты и учета услуг пассажирской перевозки на городском пассажирском транспорте города с использованием транспортных и социальных бесконтактных пластиковых карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic pass: a simple way to effectively manage the work of transport

The article analyzes the work of urban transport payment system aimed to automate the process of payment and calculation of services of passenger transit in the city passenger transport using transport and social non-contact plastic cards

Текст научной работы на тему «Электронный проездной: простой способ эффективно управлять работой транспорта»

ЛОГИСТИКА •

без спешки проверить все заявленные сведения.

Во-вторых, в Российской Федерации наконец-то появится транспортная логистика. Сегодня, когда груз сначала везется в какую-либо таможню на оформление, а потом отправляется обратно, говорить о логистике не приходится. Грузы будут перемещаться свободно. Значительно ускорится процесс прохождения грузом границы. В некоторых случаях (без досмотра и взвешивания) время на прохождение контроля в пункте пропуска не будет превышать 5-10 мин.

Несомненно, столь серьезная реструктуризация потребует много подготовительной работы, но, как ни странно, такая работа уже идет. Программное обеспечение, позволяющее проверять ГТД в автоматическом режиме, введено в середине 90-х. Недавно на конференции «Югтранс-2009» в одном из докладов прозвучало, что компания «Транстелеком» уже соединила все пункты пропуска в единую оптоволоконную сеть. Таким образом, технически внедрение предлагаемой схемы возможно. Призыв по внедрению электронного декларирования прозвучал давно, разработана схема

отправки ГТД по интернету, а в таможнях введен показатель по проценту электронных деклараций. Однако таможенные брокеры не спешат переходить на электронное декларирование, и если в некоторых сибирских таможнях процент электронных ГТД доходит до 50%, то в основных таможнях Москвы и Санкт-Петербурга он остается низким. А ведь сейчас идет кампания по перерегистрации таможенных брокеров в реестре, вызванная отменой поручительства Союза ветеранов таможенной службы (СВТС) и Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ), и ничто не мешает ФТС ввести обязательное требование о переходе брокеров на электронное декларирование. Это может происходить постепенно: за первые шесть месяцев 30%, далее 60% и через год не менее 90%. Если кто-то из брокеров не соответствует требованиям, то он вычеркивается из реестра. Но такая схема не нравится брокерам, да и некоторым таможенникам тоже. Ведь эта схема прозрачна, а брокер основные деньги зарабатывает на «проводке», т. е. на согласовании пакета документов в разных подразделениях таможни. Заполнение ГТД — ра-

бота простая и недорогая, а пробежка по отделам, от которой зависит многое, стоит дорого. Кстати, официальные заявления таможен, что две трети ГТД оформляются за один день, — это лукавство. Как правило, ГТД регистрируется только после того, как все уже согласовано. Почему-то никто не замечает явной нестыковки. Товары простаивают в порту неделями, а иногда и месяцами, в то время как таможня утверждает, что выпуск возможен за один день.

При введении предлагаемой схемы будут ликвидированы все негативные явления. С режимных территорий исчезнут посторонние люди, которые не смогут больше «сливаться с таможней в экономическом экстазе». Сделать это не очень сложно. А в случае успеха можно подумать и о передаче таможенного оформления в другое ведомство, например ФНС. Тогда фискальная функция из таможни уйдет, и можно будет сосредоточиться на пресечении контрабанды и обеспечении экономической безопасности.

В заключение отмечу, что только такая схема возможна для обеспечения работы единого экономического пространства ЕврАзЭс.

Электронный проездной: простой способ эффективно управлять работой транспорта

Ю. В. КОКРА,

председатель комиссии ТПП ЮФО по вопросам транспорта и экспедирования, член экспертного совета Комитета по транспорту Государственной Думы РФ

^^^ Во многих странах мира уже более пятнадцати лет активно используются электронные пластиковые карты для оплаты проезда в пассажирском транспорте. В не-

^__.ц которых крупных региональных центрах РФ — Новоси-

г, Самаре, Оренбурге — ^■■к^Н действуют транспортные карты, предоставляющие горожанам сервис на уровне ведущих европейских городов. В статье анализируются функциональные возможности транспортных карт и возможность применения системы в качестве антикризисного инструмента для транспортных пассажирских компаний страны.

Транспортная карта — это бесконтактная пластиковая смарт-карта, позволяющая оплачивать проезд в общественном транспорте. Технологии системы «Электронный проездной» позволяют

записывать на карту различные тарифы и гибкие дисконтные программы для пользователя. Таким образом, общество получает удобный финансовый инструмент оплаты проезда, а государство — способ адресного предоставле-

ния льгот и учета пассажиропотока и загруженности транспорта. Аналогами подобных систем могут служить лондонская транспортная платежная система Oyster, венецианская Venice Card Blu, испанская Madrid Card.

Сейчас реализовано четыре основных вида транспортных карт. Единая транспортная карта (ЕТК) — общегражданский проездной, с возможностью предоставления различных скидок на каждую поездку, например 5%, 10%, 15% или иные по усмотрению транспортных организаций или оператора системы. Социальная карта — персональная карта, позволяющая льготникам за фиксированную ежемесячную плату

• ЛОГИСТИКА

осуществлять неограниченное количество поездок. Студенческая карта — проездной, объединяющий в себе преимущества ЕТК и Социальной карты, т. е. дающий возможность выбора тарифов «Безлимитный проезд» или «Скидка 50%» (размер скидки устанавливается законодательно). Карта школьника — электронный проездной для учащихся общеобразовательных учреждений, дающий возможность совершать поездки по сниженным тарифам, которые, как и для студенческих карт, устанавливает муниципалитет или региональная власть.

Указанные карты — максимально удобное и экономичное средство оплаты проезда, хотя возможности системы «Электронный проездной» этим не ограничиваются. Они позволяют реализовать любые варианты тарифов и схем оплаты проезда, определяющиеся только возможностями и желаниями участников системы: органами государственной власти, муниципальными структурами, транспортными предприятиями, банками.

Как работает система на практике? Необходимо отметить, что для участников системы все сводится к стандартному набору несложных операций. Так, процесс оплаты проезда максимально упрощается не только для пассажира, но и для кондуктора: достаточно передать транспортную карту кондуктору, и он при помощи транспортного терминала спишет стоимость проезда с карты или проведет учет факта проезда (в случае с социальными картами). Далее вся информация, поступающая с терминалов, передается в центр обработки данных, который формирует необходимые отчеты для дальнейших расчетов с транспортными предприятиями, при этом деньги в оплату проезда автоматически перечисляются на счета транспортных организаций ежедневно по транспортным картам и ежемесячно по социальным.

Функциональные возможности транспортных карт трудно переоценить. Технология обеспечивает размещение на микропроцессорной карте до 15 различных комбинаций платежных, учетных и идентификационных при-

ложений. Например, Социальная карта может иметь следующие приложения: банковское (получение пенсий, пособий, заработной платы на карту, оплата услуг торговых сетей), медицинское (обслуживание в мед. учреждениях), аптечное (получение льготных лекарств, хранение информации о выданных рецептах), коммунальное (оплата услуг ЖКХ), лояльность (скидки в торговле)

и пр. Подобные приложения могут быть реализованы на всех видах транспортных карт.

Отработанная в ряде российских регионов технология бесконтактных пластиковых карт доказала свою эффективность и позволяет:

• получать данные о фактическом распределении пассажиропотоков;

• оценивать финансовую нагрузку на бюджет города;

• обосновывать представление на компенсацию затрат по категориям льготников;

• определять бюджетную обеспеченность муниципального заказа при привлечении коммерческого транспорта для перевозок льготников;

• рассчитывать реальную потребность в дотациях;

• оптимизировать маршрутную сеть;

• оценивать адекватность обеспеченности маршрутов подвижным составом;

• оптимизировать организацию движения;

• повышать на 15-30% доходы транспортных предприятий.

Создание такой системы учета и контроля позволит достичь следующих целей:

• обеспечить целевое и эффективное расходование бюджетных средств;

• уменьшить технически и экономически необоснованные затраты;

• усилить контроль сбора доходов и стимулирование труда работников пассажирского транспорта;

• создать равные экономические условия деятельности муниципальных и коммерческих общественных перевозчиков;

• реализовать право каждого пассажира, в том числе и льготника, на быстрое и качественное транспортное обслуживание независимо от формы собственности транспортной организации.

Чтобы система автоматизации обслуживания граждан на транспорте была реализована на федеральном уровне, она должна иметь ряд существенных характеристик: комплексность, масштабируемость, универсальность. К тому же необходим значительный опыт успешной работы с такой системой. Важнейшим принципом реализации системы «Электронный проездной» является создание реального механизма государственно-частного партнерства, что позволяет найти средства на оснащение транспорта необходимым оборудованием, в короткие сроки запустить проект, обеспечить работу оператора, эмиссию карт, оформить транспорт и пункты пополнения карт.

В результате внедрения системы повышается финансовая стабильность транспортной отрасли, улучшается качество обслуживания населения и прозрачность финансовых потоков, появляется возможность точно прогнозировать бюджетные расходы и своевременно модифицировать систему социальной поддержки населения, оперативно выполняя задачи социального обслуживания граждан. В условиях экономического кризиса особенно важно использовать положительный опыт внедрения систем безналичной оплаты проезда для повышения уровня обслуживания населения, оптимизации затрат транспортных организаций, предоставления пособий льготным слоям населения в каждом городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.