ЛОГИСТИКА •
без спешки проверить все заявленные сведения.
Во-вторых, в Российской Федерации наконец-то появится транспортная логистика. Сегодня, когда груз сначала везется в какую-либо таможню на оформление, а потом отправляется обратно, говорить о логистике не приходится. Грузы будут перемещаться свободно. Значительно ускорится процесс прохождения грузом границы. В некоторых случаях (без досмотра и взвешивания) время на прохождение контроля в пункте пропуска не будет превышать 5-10 мин.
Несомненно, столь серьезная реструктуризация потребует много подготовительной работы, но, как ни странно, такая работа уже идет. Программное обеспечение, позволяющее проверять ГТД в автоматическом режиме, введено в середине 90-х. Недавно на конференции «Югтранс-2009» в одном из докладов прозвучало, что компания «Транстелеком» уже соединила все пункты пропуска в единую оптоволоконную сеть. Таким образом, технически внедрение предлагаемой схемы возможно. Призыв по внедрению электронного декларирования прозвучал давно, разработана схема
отправки ГТД по интернету, а в таможнях введен показатель по проценту электронных деклараций. Однако таможенные брокеры не спешат переходить на электронное декларирование, и если в некоторых сибирских таможнях процент электронных ГТД доходит до 50%, то в основных таможнях Москвы и Санкт-Петербурга он остается низким. А ведь сейчас идет кампания по перерегистрации таможенных брокеров в реестре, вызванная отменой поручительства Союза ветеранов таможенной службы (СВТС) и Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ), и ничто не мешает ФТС ввести обязательное требование о переходе брокеров на электронное декларирование. Это может происходить постепенно: за первые шесть месяцев 30%, далее 60% и через год не менее 90%. Если кто-то из брокеров не соответствует требованиям, то он вычеркивается из реестра. Но такая схема не нравится брокерам, да и некоторым таможенникам тоже. Ведь эта схема прозрачна, а брокер основные деньги зарабатывает на «проводке», т. е. на согласовании пакета документов в разных подразделениях таможни. Заполнение ГТД — ра-
бота простая и недорогая, а пробежка по отделам, от которой зависит многое, стоит дорого. Кстати, официальные заявления таможен, что две трети ГТД оформляются за один день, — это лукавство. Как правило, ГТД регистрируется только после того, как все уже согласовано. Почему-то никто не замечает явной нестыковки. Товары простаивают в порту неделями, а иногда и месяцами, в то время как таможня утверждает, что выпуск возможен за один день.
При введении предлагаемой схемы будут ликвидированы все негативные явления. С режимных территорий исчезнут посторонние люди, которые не смогут больше «сливаться с таможней в экономическом экстазе». Сделать это не очень сложно. А в случае успеха можно подумать и о передаче таможенного оформления в другое ведомство, например ФНС. Тогда фискальная функция из таможни уйдет, и можно будет сосредоточиться на пресечении контрабанды и обеспечении экономической безопасности.
В заключение отмечу, что только такая схема возможна для обеспечения работы единого экономического пространства ЕврАзЭс.
Электронный проездной: простой способ эффективно управлять работой транспорта
Ю. В. КОКРА,
председатель комиссии ТПП ЮФО по вопросам транспорта и экспедирования, член экспертного совета Комитета по транспорту Государственной Думы РФ
^^^ Во многих странах мира уже более пятнадцати лет активно используются электронные пластиковые карты для оплаты проезда в пассажирском транспорте. В не-
^__.ц которых крупных региональных центрах РФ — Новоси-
г, Самаре, Оренбурге — ^■■к^Н действуют транспортные карты, предоставляющие горожанам сервис на уровне ведущих европейских городов. В статье анализируются функциональные возможности транспортных карт и возможность применения системы в качестве антикризисного инструмента для транспортных пассажирских компаний страны.
Транспортная карта — это бесконтактная пластиковая смарт-карта, позволяющая оплачивать проезд в общественном транспорте. Технологии системы «Электронный проездной» позволяют
записывать на карту различные тарифы и гибкие дисконтные программы для пользователя. Таким образом, общество получает удобный финансовый инструмент оплаты проезда, а государство — способ адресного предоставле-
ния льгот и учета пассажиропотока и загруженности транспорта. Аналогами подобных систем могут служить лондонская транспортная платежная система Oyster, венецианская Venice Card Blu, испанская Madrid Card.
Сейчас реализовано четыре основных вида транспортных карт. Единая транспортная карта (ЕТК) — общегражданский проездной, с возможностью предоставления различных скидок на каждую поездку, например 5%, 10%, 15% или иные по усмотрению транспортных организаций или оператора системы. Социальная карта — персональная карта, позволяющая льготникам за фиксированную ежемесячную плату
• ЛОГИСТИКА
осуществлять неограниченное количество поездок. Студенческая карта — проездной, объединяющий в себе преимущества ЕТК и Социальной карты, т. е. дающий возможность выбора тарифов «Безлимитный проезд» или «Скидка 50%» (размер скидки устанавливается законодательно). Карта школьника — электронный проездной для учащихся общеобразовательных учреждений, дающий возможность совершать поездки по сниженным тарифам, которые, как и для студенческих карт, устанавливает муниципалитет или региональная власть.
Указанные карты — максимально удобное и экономичное средство оплаты проезда, хотя возможности системы «Электронный проездной» этим не ограничиваются. Они позволяют реализовать любые варианты тарифов и схем оплаты проезда, определяющиеся только возможностями и желаниями участников системы: органами государственной власти, муниципальными структурами, транспортными предприятиями, банками.
Как работает система на практике? Необходимо отметить, что для участников системы все сводится к стандартному набору несложных операций. Так, процесс оплаты проезда максимально упрощается не только для пассажира, но и для кондуктора: достаточно передать транспортную карту кондуктору, и он при помощи транспортного терминала спишет стоимость проезда с карты или проведет учет факта проезда (в случае с социальными картами). Далее вся информация, поступающая с терминалов, передается в центр обработки данных, который формирует необходимые отчеты для дальнейших расчетов с транспортными предприятиями, при этом деньги в оплату проезда автоматически перечисляются на счета транспортных организаций ежедневно по транспортным картам и ежемесячно по социальным.
Функциональные возможности транспортных карт трудно переоценить. Технология обеспечивает размещение на микропроцессорной карте до 15 различных комбинаций платежных, учетных и идентификационных при-
ложений. Например, Социальная карта может иметь следующие приложения: банковское (получение пенсий, пособий, заработной платы на карту, оплата услуг торговых сетей), медицинское (обслуживание в мед. учреждениях), аптечное (получение льготных лекарств, хранение информации о выданных рецептах), коммунальное (оплата услуг ЖКХ), лояльность (скидки в торговле)
и пр. Подобные приложения могут быть реализованы на всех видах транспортных карт.
Отработанная в ряде российских регионов технология бесконтактных пластиковых карт доказала свою эффективность и позволяет:
• получать данные о фактическом распределении пассажиропотоков;
• оценивать финансовую нагрузку на бюджет города;
• обосновывать представление на компенсацию затрат по категориям льготников;
• определять бюджетную обеспеченность муниципального заказа при привлечении коммерческого транспорта для перевозок льготников;
• рассчитывать реальную потребность в дотациях;
• оптимизировать маршрутную сеть;
• оценивать адекватность обеспеченности маршрутов подвижным составом;
• оптимизировать организацию движения;
• повышать на 15-30% доходы транспортных предприятий.
Создание такой системы учета и контроля позволит достичь следующих целей:
• обеспечить целевое и эффективное расходование бюджетных средств;
• уменьшить технически и экономически необоснованные затраты;
• усилить контроль сбора доходов и стимулирование труда работников пассажирского транспорта;
• создать равные экономические условия деятельности муниципальных и коммерческих общественных перевозчиков;
• реализовать право каждого пассажира, в том числе и льготника, на быстрое и качественное транспортное обслуживание независимо от формы собственности транспортной организации.
Чтобы система автоматизации обслуживания граждан на транспорте была реализована на федеральном уровне, она должна иметь ряд существенных характеристик: комплексность, масштабируемость, универсальность. К тому же необходим значительный опыт успешной работы с такой системой. Важнейшим принципом реализации системы «Электронный проездной» является создание реального механизма государственно-частного партнерства, что позволяет найти средства на оснащение транспорта необходимым оборудованием, в короткие сроки запустить проект, обеспечить работу оператора, эмиссию карт, оформить транспорт и пункты пополнения карт.
В результате внедрения системы повышается финансовая стабильность транспортной отрасли, улучшается качество обслуживания населения и прозрачность финансовых потоков, появляется возможность точно прогнозировать бюджетные расходы и своевременно модифицировать систему социальной поддержки населения, оперативно выполняя задачи социального обслуживания граждан. В условиях экономического кризиса особенно важно использовать положительный опыт внедрения систем безналичной оплаты проезда для повышения уровня обслуживания населения, оптимизации затрат транспортных организаций, предоставления пособий льготным слоям населения в каждом городе.