Электронное правительство
и управленческие кадры
Резюме. В контексте международного опыта развития электронного правительства и когнитивного общества актуализирована необходимость подготовки управленческих кадров с новыми профессиональными компетенциями по инновационным образовательным программам для устойчивого развития «государства для народа». Ключевые слова: электронное правительство, управленческие кадры, образовательные программы, компетенции, когнитивное общество.
Игорь Ганчеренок,
проректор по учебной работе -директор Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор
Современный мир переживает период кардинальных преобразований в сфере экономики и управления. Ряд из них «вписывается» в известные сценарии развития, выработанные на основе постулатов экономической теории, другие не могут быть объяснены традиционными экономико-управленческими представлениями и требуют привлечения синергетических или эконофизических подходов в описании динамики и в прогнозировании соответственно [1, 2].
С учетом одной из главных проблем социальных наук (и прежде всего в сфере государственного управления) - невозможности или нецелесообразности проведения реального эксперимента - важно изучить и адаптировать передовой международный опыт практической деятельности в режиме непосредственного сотрудничества. Именно этот аспект становится принципиальным в системе обеспечения качества образования, развиваемой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь [3, 4] и наших вузах -партнерах по Евразийскому экономическому союзу. Актуальным является вопрос формирования профессиональных управленческих компетенций, адекватных новым знаниям и технологиям, запросам государства, общества и человека. Особую значимость приобретает степень устойчивости тренда социальной ориентированности в рамках парадигмы «государство для народа».
В статье анализируется уникальный опыт Республики Корея в области электронного правительства, которое заслуженно оценивается многими экспертами как одно из лучших в мире. По данным масштабных исследований ООН, в последние годы этой стране удается занимать лидирующие места и по индексу развития электронного правительства, и по индексу электронного участия. Все больше государств выражают заинтересованность в корейских опыте и технологиях, связанных с развитием электронного правительства.
Вопросы терминологии имеют особое значение при заимствовании понятийно-терминологического аппарата из иноязычной литературы. Английские слова Е-доуегпапсе и Е-доуегпшеП иногда переводятся в синонимичном контексте [5] как электронное правительство или электронное управление, понимаемое
в энциклопедической литературе как «влияние ИКТ на ценности, процессы и результаты государственного управления» [6]. В то же время некоторые авторы конкретизируют эти понятия, подчеркивая их различие [7]. Электронное управление определяется соответствующей технологией процесса управления и оказания услуг со стороны публичных органов и организаций. Электронное правительство скорее имеет отношение к тому, как граждане взаимодействуют с правительством или влияют на процессы, управляемые государством. Конечной целью е-управления является «достижение государственного управления в гражданах или граждан в государственном управлении», другими словами - дуализм государства и общества, определяющий синерге-тический потенциал государственного управления. Заслуживает внимания и трактовка термина «governance» как «социально насыщенного понятия публичного управления» [8].
Исторические аспекты
Считается, что термин «электронное правительство» впервые был введен в 1993 г. в программе Администрации Президента США. Уже через год он вошел в оборот в Республике Корея, хотя официальное его использование было оформлено в 1996 г. с формированием корейским правительством информационной политики по электронному правительству. Отметим и Великобританию: пришедшие к власти в 1997 г. лейбористы в качестве ключевого элемента своей программы модернизации управления определили широкое внедрение электронных услуг.
Эволюцию корейского е-правительства можно разделить на три периода: развитие инфраструктуры (19872002), полноценное создание электронного правительства (2003-2007) и дальнейшее совершенствование (2008 - настоящее время), включая развитие технологий «smart government».
Цель первого этапа - перевод государственных процедур «в цифру» и формирование соответствующей инфраструктуры. В 1970-х гг. начали закладываться основы для автоматизации административной системы, в 1980-х - компьютеризации основных национальных баз данных, в 1990-х - построения высокоскоростных информационно-коммуникационных сетей и высокопроизводительных технологий. Начиная с 2000-х электронное правительство позиционируется в качестве ключевой стратегии для инноваций. В 2001 г. принят Закон об электронном правительстве.
На втором этапе были расширены услуги для граждан и предприятий путем информатизации бизнес-процессов управления, обеспечена интеграция различных информационных систем. Именно в это время совершенствование технологий электронного правительства
было ориентировано на достижение мирового уровня. Правительство стимулировало информатизацию процессов документооборота, реализацию технологий электронного правительства на местном уровне и управление в реальном масштабе времени. Были улучшены государственные интернет-услуги, внедрена процедура «одного окна» и расширено участие граждан в режиме онлайн. Весомый вклад в развитие е-правительства внесли создание межправительственной Национальной администрации вычислительных информационных ресурсов, формирование системы информационной безопасности и реструктуризация информатизации организаций. Инструментальные нововведения сопровождались соответствующей реформой правовой системы.
Третий этап - комплекс мероприятий по переходу от транзакционного режима к сетевой реализации.
Благодаря использованию технологий электронного правительства Корея добилась значительного прогресса в ряде областей. С помощью «службы электронных закупок» (www.g2b.g0.kr) все соответствующие процедуры, например подача заявки, заключение контрактов, доставка и оплата, обрабатываются в режиме онлайн, что значительно повышает эффективность и прозрачность таких операций. Сам процесс закупок можно наблюдать в реальном времени. Все фирмы получают возможность участвовать в торгах госорганизаций после прохождения одной регистрации в системе 02Б.
«Электронная таможенная служба» (portal.customs.go.kr) расширяет использование информации между субъектами, что способствуют совершенствованию и упорядочению логистики экспорта и импорта на предприятиях, а также обеспечивает сервис логистических процессов.
«Единая налоговая служба» (www.hometax.go.kr) позволяет решать налоговые вопросы дома или на работе без посещения соответствующих органов или банков. Все, что связано с налогами, включая подачу деклараций, оформление счетов и оплату, обрабатывается в режиме реального времени, а необходимую информацию налогоплательщик может получить в любое время.
«Электронное государственное управление» (www.egov.go.kr) дает возможность пользоваться соответствующими ресурсами буквально везде и всегда. Для этого существуют тысячи сайтов. Можно запросить более 700 гражданских услуг без посещения административных офисов и получить нужную информацию по обычной почте. Кроме того, почти три десятка официальных документов заполняются онлайн.
«Патентная служба» (www.kiporo.go.kr) позволяет просмотреть патентные заявки и их движение в Интернете. Процедуры их подачи, рассмотрения, решения, опротестования и технической оценки находятся в открытом доступе. Можно проверить и эффективно использовать эту информацию. Такие услуги, как заявка
на выдачу сертификата, заверение и оплата комиссионных сборов, также предоставляются в цифровом формате. Граждане могут высказать свое мнение о недобросовестной административной услуге, нарушении своих прав и интересов, внести предложения по усовершенствованию работы учреждений, а также решить другие вопросы с помощью соответствующей онлайн-службы. Все административные организации имеют доступ к соответствующему порталу. В режиме онлайн можно познакомиться и с результатами рассмотрения жалоб и предложений.
Активное участие населения в процессе принятия решений поддерживают и другие ресурсы: «Электронные люди, онлайн-портал заявлений и дискуссий» (www.epeople.go.kr), «Служба «одного окна» по развитию бизнеса» (www.g4b.go.kr), «Совместное использование административной информации» (www.share.go.kr) и др.
Эксплуатирует и управляет всеми информационными системами е-правительства путем их интеграции в двух центрах обработки данных Национальное вычислительное и информационное агентство. Резервные системы основных инфраструктур снабжены современными средствами защиты и первоклассными кадрами, которые гарантируют бесперебойный доступ к услугам электронного правительства. Информационная безопасность и надежность обеспечиваются в режиме реального времени мониторингом системных ошибок и безопасности, системами аварийного восстановления и резервного копирования.
Проблемы и перспективы электронного правительства
Несмотря на успехи и мировое лидерство Республики Корея в развитии ИКТ, многие проблемы, признают корейские эксперты, еще предстоит решить. В частности, отдельные информационные системы должны быть связаны или интегрированы для пользователей и соответствовать глобальным тенденциям прозрачности, параллельности и кооперации. Быстрая «информатизация» поставила на повестку дня вопросы о неблагоприятных последствиях цифровых технологий. Среди них рост угрозы взлома инфосистемы, утечки персональной информации, углубление цифрового разделения/неравенства граждан и др.
Для эффективного продвижения к развитому информационному обществу правительство определило пять задач национальной информатизации, в числе которых активизация информационного «народного творчества», построение конвергентной цифровой инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, развитие эффективного е-правительства и улучшение жизни за счет преимуществ информатизации.
Ключевые факторы успеха электронного правительства
Успешное развитие е-правительства в Корее оказалось возможным благодаря передовым информационным технологиям, которые быстро стали лучшими в мире. Вторым шагом стало создание национальной административной системы и управление ею для продвижения информатизации. Агентства, отвечающие за эти процессы, были созданы при Администрации президента и Канцелярии премьер-министра и получили контролирующие и координирующие функции для осуществления «информационной» политики. Соответствующие законы и правила были установлены на ранней стадии: еще в 1996 г. для поддержки ключевых проектов был создан Фонд содействия информации и коммуникации.
Следует отметить тесное сотрудничество государственного и частного секторов в деле разработки, исполнения и анализа процессов реализации национальных проектов. Соответствующие промышленные инсайдеры и ассоциации проводили частые встречи, на которых обсуждались пути повышения эффективности и развития ИКТ-индустрии. Системы продвижения информатизации были открыты для пользователей, собирались мнения общественности и компаний.
Кроме того, был достигнут «цифровой баланс» между центральными и местными органами власти. В процессе совместной работы ими были созданы стандартизированные системы. Для предотвращения избыточного инвестирования выявлялся и распространялся лучший опыт местных органов управления. В сборе средств для поддержки уникальных экспериментальных проектов локального уровня участвовала общественность.
Распространение и широкое использование передового опыта, а также консалтинг в области информатизации всячески поощрялись. Лучшие примеры становились известными всей стране, признавались брэндами и экспортировались в зарубежные страны. ¡о
о
Наращивался потенциал для общедоступного исполь- £
зования онлайн-сервисов и информации. В 2000 г. был |
запущен «Цифровой план грамотности для 10 мил- Ц
лионов». Закон о преодолении цифрового неравен- 1
ства, принятый в 2001 г., позволил обеспечить доступ |
к Интернету маргинальным слоям общества, а так- 3
же инвалидам и лицам с низкими доходами. С 2008 г. |
ищущие работу и вышедшие на пенсию ИКТ-работни- «
ки были трудоустроены для продвижения онлайно- | вых услуг и информации, предоставляемых малыми и средними предприятиями и местными сервисными компаниями.
Международное сотрудничество в области электронного правительства (образовательный аспект)
Гипотеза о том, что новый экономический уклад, сопровождающийся так называемой технологической революцией, в той или иной степени требует новых подходов в государственном управлении, по-видимому, является достаточно продуктивной. Эра ИКТ и технологий электронного правительства отчетливо демонстрирует такую взаимосвязь. Это актуализирует необходимость диверсификации образовательных программ в сфере государственного управления, как нам представляется, на второй ступени высшего образования - в магистратуре. При этом речь идет о практико-ориентированной магистратуре, аккумулирующей передовой международный опыт (результаты проекта ЕООРМБЕ, выполняемого Академией управления при Президенте Республики Беларусь совместно с партнерами из Европейского союза, двухстороннего сотрудничества с Корейским институтом государственного управления [9]), и компетентностном подходе [4], использованном при проектировании образовательной программы. В качестве аналогов можно назвать программы магистерского уровня в Университете Тренто (Италия), Университете Оребро (Швеция), Корейском агентстве международного сотрудничества.
Магистратура Академии управления представляет собой не только более высокий, но и качественно новый уровень обучения относительно высшего образования первой ступени. Магистерские программы основываются на знаниях и умениях, приобретенных ранее, и развивают их. В то же время подготовка на таком уровне позволяет сформировать профессиональные компетенции в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Для развития технологий электронного правительства необходимы высококвалифицированные кадры, способные эффективно решать задачи управления и лидерства в условиях интенсивного развития информационного общества и экономики знаний. Разработанная в Академии управления магистерская программа имеет значимую инновационность и высокий экспортный потенциал. В ее рамках осуществляется подготовка новой генерации управленцев по специальности «Электронное правительство», обладающих сформированными компетенциями в сфере е-правительства и управления в современной информационно-коммуникационной среде.
Дефицит знаний, управленческих умений и навыков по использованию и развитию электронных услуг для граждан, бизнеса и собственно в системе госуправления до сих пор значителен. Между тем такие специалисты должны быть востребованы во всех органах власти. Основным преимуществом магистров в области электронного правительства станут новые профессиональные компетенции управления на основе ИКТ,
обеспечивающих значимое улучшение качества государственных услуг, развитие бизнеса и общественных отношений по сценарию «когнитивного общества», предполагающему переход к массовому формированию исследовательских, проектных и управленческих компетенций в системе образования и самообразования.
С другой стороны, устойчивость стратегии роста современного государства во многом обеспечивается его синергетическим потенциалом, формирующимся в технологически инновационной среде в режиме взаимодействия и взаимного доверия компетентной власти и инициативного, активного общества. Важно избежать мифического представления о том, что эффективная самоорганизация возможна без управления, и четко уяснить, что этот процесс зависит именно от компетентностного потенциала управления. Как свидетельствует опыт, хорошие результаты демонстрируют практико-ориентированные инновационные магистерские программы, авторы которых разделяют точку зрения Тино Шуппана [10]. По его мнению, чем больше ИКТ используются в управлении, тем больше потребность в формировании и развитии новых профессиональных и социально-личностных компетенций у управленцев. Они должны быть восприимчивы к инновациям; резистивны к коррупционным проявлениям; подготовлены в области самоуправления и самоконтроля; способны к целостному, холистическому и прогностическому видению, планированию и внедрению технологий е-управления в профессиональную деятельность, интеграции процессов и функций, диверсификации услуг на новой технологической основе, риск-ориентированному регулированию в сфере экономических отношений.
Опыт, накопленный в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также результаты научного компаративного анализа позволяют сделать вывод, что соответствующая управленческая подготовка обеспечит гармонизацию технологических преимуществ электронного правительства и запросов реального человека в эффективной коммуникации с властью. СП
ff See: http://innosfera.by/2016/08/ E-Government Литература
1. ГанчеренокИ. И. Меганауки и государственное управление / И.И.Ганчеренок // Вестник Московского университета. Сер. 21. 2009, № 1. С. 25-33.
2. ЛарушЛ. X. Физическая экономика.- М., 1997.
3. Ганчеренок И. И. Международная деятельность Академии управления как ключевой элемент обеспечения качества управленческого образования / И. И. Ганчеренок, Т. А. Пранник // Проблемы управления. 2011, № 1. С. 26-35.
4. Ганчеренок И. И. От формирования управленческих компетенций к компетентному управлению // Публичное управление (Армения). 2011, № 11. С. 30-38.
5. Макаревич И. И. Английский язык для государственных служащих / под ред. проф. И. И. Ганчеренка / И. И. Макаревич, Т. И. Макаревич.- Мн., 2014.
6. Bevir M. Encyclopedia of Governance / M. Bevir.-California, 2007. P. 261-262.
7. Kim P. S. Introduction: Challenges and Opportunities for Democracy, Administration and Law / P. S. Kim // International Review of Admin. Sciences. 2005. V. 71. N1. P. 99-108.
8. Сморгунов Л. В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы // http:// www.politex.info/content/view/140/30/
9. www.egoprise.eu.
10. Schuppan Т. E-Government: New Competences for Public Managers / T. Shuppan // The N ISPAcee J. of Public Administration and Policy. 2013/2014. V. 6, N2. P. 155-161.