Научная статья на тему 'Электронное правительство и управленческие кадры'

Электронное правительство и управленческие кадры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганчеренок Игорь

В контексте международного опыта развития электронного правительства и когнитивного общества актуализирована необходимость подготовки управленческих кадров с новыми профессиональными компетенциями по инновационным образовательным программам для устойчивого развития «государства для народа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-government, managerial training and cognitive society

In the context of the world practice in E-government and cognitive society development the author considers the need for management personnel with new professional competences training according to the innovative educational programs "The State for the people" sustainable development.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и управленческие кадры»

Электронное правительство

и управленческие кадры

Резюме. В контексте международного опыта развития электронного правительства и когнитивного общества актуализирована необходимость подготовки управленческих кадров с новыми профессиональными компетенциями по инновационным образовательным программам для устойчивого развития «государства для народа». Ключевые слова: электронное правительство, управленческие кадры, образовательные программы, компетенции, когнитивное общество.

Игорь Ганчеренок,

проректор по учебной работе -директор Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор

Современный мир переживает период кардинальных преобразований в сфере экономики и управления. Ряд из них «вписывается» в известные сценарии развития, выработанные на основе постулатов экономической теории, другие не могут быть объяснены традиционными экономико-управленческими представлениями и требуют привлечения синергетических или эконофизических подходов в описании динамики и в прогнозировании соответственно [1, 2].

С учетом одной из главных проблем социальных наук (и прежде всего в сфере государственного управления) - невозможности или нецелесообразности проведения реального эксперимента - важно изучить и адаптировать передовой международный опыт практической деятельности в режиме непосредственного сотрудничества. Именно этот аспект становится принципиальным в системе обеспечения качества образования, развиваемой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь [3, 4] и наших вузах -партнерах по Евразийскому экономическому союзу. Актуальным является вопрос формирования профессиональных управленческих компетенций, адекватных новым знаниям и технологиям, запросам государства, общества и человека. Особую значимость приобретает степень устойчивости тренда социальной ориентированности в рамках парадигмы «государство для народа».

В статье анализируется уникальный опыт Республики Корея в области электронного правительства, которое заслуженно оценивается многими экспертами как одно из лучших в мире. По данным масштабных исследований ООН, в последние годы этой стране удается занимать лидирующие места и по индексу развития электронного правительства, и по индексу электронного участия. Все больше государств выражают заинтересованность в корейских опыте и технологиях, связанных с развитием электронного правительства.

Вопросы терминологии имеют особое значение при заимствовании понятийно-терминологического аппарата из иноязычной литературы. Английские слова Е-доуегпапсе и Е-доуегпшеП иногда переводятся в синонимичном контексте [5] как электронное правительство или электронное управление, понимаемое

в энциклопедической литературе как «влияние ИКТ на ценности, процессы и результаты государственного управления» [6]. В то же время некоторые авторы конкретизируют эти понятия, подчеркивая их различие [7]. Электронное управление определяется соответствующей технологией процесса управления и оказания услуг со стороны публичных органов и организаций. Электронное правительство скорее имеет отношение к тому, как граждане взаимодействуют с правительством или влияют на процессы, управляемые государством. Конечной целью е-управления является «достижение государственного управления в гражданах или граждан в государственном управлении», другими словами - дуализм государства и общества, определяющий синерге-тический потенциал государственного управления. Заслуживает внимания и трактовка термина «governance» как «социально насыщенного понятия публичного управления» [8].

Исторические аспекты

Считается, что термин «электронное правительство» впервые был введен в 1993 г. в программе Администрации Президента США. Уже через год он вошел в оборот в Республике Корея, хотя официальное его использование было оформлено в 1996 г. с формированием корейским правительством информационной политики по электронному правительству. Отметим и Великобританию: пришедшие к власти в 1997 г. лейбористы в качестве ключевого элемента своей программы модернизации управления определили широкое внедрение электронных услуг.

Эволюцию корейского е-правительства можно разделить на три периода: развитие инфраструктуры (19872002), полноценное создание электронного правительства (2003-2007) и дальнейшее совершенствование (2008 - настоящее время), включая развитие технологий «smart government».

Цель первого этапа - перевод государственных процедур «в цифру» и формирование соответствующей инфраструктуры. В 1970-х гг. начали закладываться основы для автоматизации административной системы, в 1980-х - компьютеризации основных национальных баз данных, в 1990-х - построения высокоскоростных информационно-коммуникационных сетей и высокопроизводительных технологий. Начиная с 2000-х электронное правительство позиционируется в качестве ключевой стратегии для инноваций. В 2001 г. принят Закон об электронном правительстве.

На втором этапе были расширены услуги для граждан и предприятий путем информатизации бизнес-процессов управления, обеспечена интеграция различных информационных систем. Именно в это время совершенствование технологий электронного правительства

было ориентировано на достижение мирового уровня. Правительство стимулировало информатизацию процессов документооборота, реализацию технологий электронного правительства на местном уровне и управление в реальном масштабе времени. Были улучшены государственные интернет-услуги, внедрена процедура «одного окна» и расширено участие граждан в режиме онлайн. Весомый вклад в развитие е-правительства внесли создание межправительственной Национальной администрации вычислительных информационных ресурсов, формирование системы информационной безопасности и реструктуризация информатизации организаций. Инструментальные нововведения сопровождались соответствующей реформой правовой системы.

Третий этап - комплекс мероприятий по переходу от транзакционного режима к сетевой реализации.

Благодаря использованию технологий электронного правительства Корея добилась значительного прогресса в ряде областей. С помощью «службы электронных закупок» (www.g2b.g0.kr) все соответствующие процедуры, например подача заявки, заключение контрактов, доставка и оплата, обрабатываются в режиме онлайн, что значительно повышает эффективность и прозрачность таких операций. Сам процесс закупок можно наблюдать в реальном времени. Все фирмы получают возможность участвовать в торгах госорганизаций после прохождения одной регистрации в системе 02Б.

«Электронная таможенная служба» (portal.customs.go.kr) расширяет использование информации между субъектами, что способствуют совершенствованию и упорядочению логистики экспорта и импорта на предприятиях, а также обеспечивает сервис логистических процессов.

«Единая налоговая служба» (www.hometax.go.kr) позволяет решать налоговые вопросы дома или на работе без посещения соответствующих органов или банков. Все, что связано с налогами, включая подачу деклараций, оформление счетов и оплату, обрабатывается в режиме реального времени, а необходимую информацию налогоплательщик может получить в любое время.

«Электронное государственное управление» (www.egov.go.kr) дает возможность пользоваться соответствующими ресурсами буквально везде и всегда. Для этого существуют тысячи сайтов. Можно запросить более 700 гражданских услуг без посещения административных офисов и получить нужную информацию по обычной почте. Кроме того, почти три десятка официальных документов заполняются онлайн.

«Патентная служба» (www.kiporo.go.kr) позволяет просмотреть патентные заявки и их движение в Интернете. Процедуры их подачи, рассмотрения, решения, опротестования и технической оценки находятся в открытом доступе. Можно проверить и эффективно использовать эту информацию. Такие услуги, как заявка

на выдачу сертификата, заверение и оплата комиссионных сборов, также предоставляются в цифровом формате. Граждане могут высказать свое мнение о недобросовестной административной услуге, нарушении своих прав и интересов, внести предложения по усовершенствованию работы учреждений, а также решить другие вопросы с помощью соответствующей онлайн-службы. Все административные организации имеют доступ к соответствующему порталу. В режиме онлайн можно познакомиться и с результатами рассмотрения жалоб и предложений.

Активное участие населения в процессе принятия решений поддерживают и другие ресурсы: «Электронные люди, онлайн-портал заявлений и дискуссий» (www.epeople.go.kr), «Служба «одного окна» по развитию бизнеса» (www.g4b.go.kr), «Совместное использование административной информации» (www.share.go.kr) и др.

Эксплуатирует и управляет всеми информационными системами е-правительства путем их интеграции в двух центрах обработки данных Национальное вычислительное и информационное агентство. Резервные системы основных инфраструктур снабжены современными средствами защиты и первоклассными кадрами, которые гарантируют бесперебойный доступ к услугам электронного правительства. Информационная безопасность и надежность обеспечиваются в режиме реального времени мониторингом системных ошибок и безопасности, системами аварийного восстановления и резервного копирования.

Проблемы и перспективы электронного правительства

Несмотря на успехи и мировое лидерство Республики Корея в развитии ИКТ, многие проблемы, признают корейские эксперты, еще предстоит решить. В частности, отдельные информационные системы должны быть связаны или интегрированы для пользователей и соответствовать глобальным тенденциям прозрачности, параллельности и кооперации. Быстрая «информатизация» поставила на повестку дня вопросы о неблагоприятных последствиях цифровых технологий. Среди них рост угрозы взлома инфосистемы, утечки персональной информации, углубление цифрового разделения/неравенства граждан и др.

Для эффективного продвижения к развитому информационному обществу правительство определило пять задач национальной информатизации, в числе которых активизация информационного «народного творчества», построение конвергентной цифровой инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, развитие эффективного е-правительства и улучшение жизни за счет преимуществ информатизации.

Ключевые факторы успеха электронного правительства

Успешное развитие е-правительства в Корее оказалось возможным благодаря передовым информационным технологиям, которые быстро стали лучшими в мире. Вторым шагом стало создание национальной административной системы и управление ею для продвижения информатизации. Агентства, отвечающие за эти процессы, были созданы при Администрации президента и Канцелярии премьер-министра и получили контролирующие и координирующие функции для осуществления «информационной» политики. Соответствующие законы и правила были установлены на ранней стадии: еще в 1996 г. для поддержки ключевых проектов был создан Фонд содействия информации и коммуникации.

Следует отметить тесное сотрудничество государственного и частного секторов в деле разработки, исполнения и анализа процессов реализации национальных проектов. Соответствующие промышленные инсайдеры и ассоциации проводили частые встречи, на которых обсуждались пути повышения эффективности и развития ИКТ-индустрии. Системы продвижения информатизации были открыты для пользователей, собирались мнения общественности и компаний.

Кроме того, был достигнут «цифровой баланс» между центральными и местными органами власти. В процессе совместной работы ими были созданы стандартизированные системы. Для предотвращения избыточного инвестирования выявлялся и распространялся лучший опыт местных органов управления. В сборе средств для поддержки уникальных экспериментальных проектов локального уровня участвовала общественность.

Распространение и широкое использование передового опыта, а также консалтинг в области информатизации всячески поощрялись. Лучшие примеры становились известными всей стране, признавались брэндами и экспортировались в зарубежные страны. ¡о

о

Наращивался потенциал для общедоступного исполь- £

зования онлайн-сервисов и информации. В 2000 г. был |

запущен «Цифровой план грамотности для 10 мил- Ц

лионов». Закон о преодолении цифрового неравен- 1

ства, принятый в 2001 г., позволил обеспечить доступ |

к Интернету маргинальным слоям общества, а так- 3

же инвалидам и лицам с низкими доходами. С 2008 г. |

ищущие работу и вышедшие на пенсию ИКТ-работни- «

ки были трудоустроены для продвижения онлайно- | вых услуг и информации, предоставляемых малыми и средними предприятиями и местными сервисными компаниями.

Международное сотрудничество в области электронного правительства (образовательный аспект)

Гипотеза о том, что новый экономический уклад, сопровождающийся так называемой технологической революцией, в той или иной степени требует новых подходов в государственном управлении, по-видимому, является достаточно продуктивной. Эра ИКТ и технологий электронного правительства отчетливо демонстрирует такую взаимосвязь. Это актуализирует необходимость диверсификации образовательных программ в сфере государственного управления, как нам представляется, на второй ступени высшего образования - в магистратуре. При этом речь идет о практико-ориентированной магистратуре, аккумулирующей передовой международный опыт (результаты проекта ЕООРМБЕ, выполняемого Академией управления при Президенте Республики Беларусь совместно с партнерами из Европейского союза, двухстороннего сотрудничества с Корейским институтом государственного управления [9]), и компетентностном подходе [4], использованном при проектировании образовательной программы. В качестве аналогов можно назвать программы магистерского уровня в Университете Тренто (Италия), Университете Оребро (Швеция), Корейском агентстве международного сотрудничества.

Магистратура Академии управления представляет собой не только более высокий, но и качественно новый уровень обучения относительно высшего образования первой ступени. Магистерские программы основываются на знаниях и умениях, приобретенных ранее, и развивают их. В то же время подготовка на таком уровне позволяет сформировать профессиональные компетенции в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Для развития технологий электронного правительства необходимы высококвалифицированные кадры, способные эффективно решать задачи управления и лидерства в условиях интенсивного развития информационного общества и экономики знаний. Разработанная в Академии управления магистерская программа имеет значимую инновационность и высокий экспортный потенциал. В ее рамках осуществляется подготовка новой генерации управленцев по специальности «Электронное правительство», обладающих сформированными компетенциями в сфере е-правительства и управления в современной информационно-коммуникационной среде.

Дефицит знаний, управленческих умений и навыков по использованию и развитию электронных услуг для граждан, бизнеса и собственно в системе госуправления до сих пор значителен. Между тем такие специалисты должны быть востребованы во всех органах власти. Основным преимуществом магистров в области электронного правительства станут новые профессиональные компетенции управления на основе ИКТ,

обеспечивающих значимое улучшение качества государственных услуг, развитие бизнеса и общественных отношений по сценарию «когнитивного общества», предполагающему переход к массовому формированию исследовательских, проектных и управленческих компетенций в системе образования и самообразования.

С другой стороны, устойчивость стратегии роста современного государства во многом обеспечивается его синергетическим потенциалом, формирующимся в технологически инновационной среде в режиме взаимодействия и взаимного доверия компетентной власти и инициативного, активного общества. Важно избежать мифического представления о том, что эффективная самоорганизация возможна без управления, и четко уяснить, что этот процесс зависит именно от компетентностного потенциала управления. Как свидетельствует опыт, хорошие результаты демонстрируют практико-ориентированные инновационные магистерские программы, авторы которых разделяют точку зрения Тино Шуппана [10]. По его мнению, чем больше ИКТ используются в управлении, тем больше потребность в формировании и развитии новых профессиональных и социально-личностных компетенций у управленцев. Они должны быть восприимчивы к инновациям; резистивны к коррупционным проявлениям; подготовлены в области самоуправления и самоконтроля; способны к целостному, холистическому и прогностическому видению, планированию и внедрению технологий е-управления в профессиональную деятельность, интеграции процессов и функций, диверсификации услуг на новой технологической основе, риск-ориентированному регулированию в сфере экономических отношений.

Опыт, накопленный в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также результаты научного компаративного анализа позволяют сделать вывод, что соответствующая управленческая подготовка обеспечит гармонизацию технологических преимуществ электронного правительства и запросов реального человека в эффективной коммуникации с властью. СП

ff See: http://innosfera.by/2016/08/ E-Government Литература

1. ГанчеренокИ. И. Меганауки и государственное управление / И.И.Ганчеренок // Вестник Московского университета. Сер. 21. 2009, № 1. С. 25-33.

2. ЛарушЛ. X. Физическая экономика.- М., 1997.

3. Ганчеренок И. И. Международная деятельность Академии управления как ключевой элемент обеспечения качества управленческого образования / И. И. Ганчеренок, Т. А. Пранник // Проблемы управления. 2011, № 1. С. 26-35.

4. Ганчеренок И. И. От формирования управленческих компетенций к компетентному управлению // Публичное управление (Армения). 2011, № 11. С. 30-38.

5. Макаревич И. И. Английский язык для государственных служащих / под ред. проф. И. И. Ганчеренка / И. И. Макаревич, Т. И. Макаревич.- Мн., 2014.

6. Bevir M. Encyclopedia of Governance / M. Bevir.-California, 2007. P. 261-262.

7. Kim P. S. Introduction: Challenges and Opportunities for Democracy, Administration and Law / P. S. Kim // International Review of Admin. Sciences. 2005. V. 71. N1. P. 99-108.

8. Сморгунов Л. В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы // http:// www.politex.info/content/view/140/30/

9. www.egoprise.eu.

10. Schuppan Т. E-Government: New Competences for Public Managers / T. Shuppan // The N ISPAcee J. of Public Administration and Policy. 2013/2014. V. 6, N2. P. 155-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.