10. Дештсов В.И. Холодильное дело и его государственное значение. СПб., 1910, с. 12.
11. Холодильное дело, 1913, № 5, с. 528-535.
12. Холодильное дело, 1913, № 4, с. 418-419.
13. Васильев М.А. Война и холодильное дело // Кавказское хозяйство, 1916, № 11-12, с. 13.
14. Холодильно е дело, 1916, № 2, с. 50.
15. Там же, с. 15.
Электоральные технологии политического менеджмента
к.и.н. доц. Рыбина М.В., к.полит.н. доц. Федорченко СЛ.
Университет машиностроения, Московский государственный областной университет
[email protected], [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные электоральные технологии современного политического менеджмента. Работа учитывает политико-маркетанговые параметры особенностей зарубежного и отечественного опыта политико-технологической работы с избирателями.
Ключевые слова: политический менеджмент, электоральные технологии, политический маркетинг, избирательный процесс.
Введение
Избирательный бюллетень - единственный товар, которым можно торговать без патента.
Марк Твен
Современный политический менеджер обладает большим выбором политических технологий, применяемых во время избирательного процесса. Политический менеджмент - это разновидность управленческих технологий, когда субъект политического управления отказывается от создания общеобязательных норм и не применяет легитимное насилие по отношению к объекту политического управления. Следует отметить, что современный политический менеджмент как в России, так и в зарубежных демократиях проходит стадию маркети-зации [16]. Новейшие политико-маркетинговые исследования, как правило, оперируют категориями политического капитала и политического рынка.
Политический капитал - это государственные должности, политический статус и связи, обеспечивающие благополучное материальное положение для субъекта политического управления. Естественно, что наличие политического капитала означает существование политического рынка. Виднейший отечественный специалист в области политического маркетинга, доктор политических наук Е.Г. Морозова полагает, что политический рынок - это пространство, где происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан и на проектируемые политиками и управленцами решения. Если же вывести эту трактовку за рамки электоральных циклов, то мы получим, что политический рынок - это пространство, где происходит не только обмен голосов избирателей, лояльности граждан на предвыборные программы и предлагаемые решения политических управленцев, но и торг между самими субъектами политического управления по поводу владения сегментами государственной власти.
Для понимания сущности маркетизации электоральных технологий политического менеджмента лучше всего приводить формулу Э. Даунса. Американский политолог Дауне, отталкиваясь от концепции Общего выбора и политико-рыночной парадигмы развития социума, предложил формулу рационального участия избирателя.
R = рВ - С + D.
В формуле Даунса параметр R означает чистую прибыль гражданина от участия в выборах, значение р подразумевает небольшую возможность того, что голос избирателя окажет влияние на исход политической кампании. В - это общая польза, которая извлекается избирателем в ходе кампании, при этом параметр С предполагает общие затраты политического потребителя, связанные с его визитом на избирательный участок (материальные, транспорт-
ные и другие расходы). Тогда как D - это конкретная выгода, полученная гражданином во время прихода на избирательный участок. Отсюда можно сделать вывод, что если параметр С перевесит все остальные члены уравнения, то политический потребитель, скорее, воздержится от участия в избирательной кампании.
Формула Даунса функциональна не только во время электорального цикла, но и в период проведений всевозможных референдумов. К примеру, установлено, что рабочие на производстве голосуют с учётом того, как предложенная политическая программа влияет на уровень безработицы, а средний класс обращает внимание на фактор потенциальной угрозы инфляции. Таким образом, электоральные технологии политического менеджмента проходят процесс маркетизации избирательных процессов как в России, так и за рубежом [15]. Что означает проникновение в жизнь обычных людей феномена политического капитала и политического рынка.
Терминологический аспект
Определим сущность политических технологий, разобрав этимологию термина. Электоральные технологии являются разновидностью политических технологий. При этом термин «тешшка» происходит от древнегреческого технэ (техУЛ) - искусство, мастерство, умение. В научное же употребление понятие «те^ология» ввёл немецкий учёный Иоганн Бек-ман (1739—1811) [14]. Этим словом он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г.
Российский политолог АЛ. Соловьёв, доктор политических наук, считает, что политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приёмов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте [13]. Согласимся с мнением авторитетного исследователя, уточнив, что под политическими технологиями можно понимать действия, повышающие эффективность политических групп, организаций, их лидеров, а также государств, участвующих в борьбе за политическое доминирование. Но здесь не нужно забывать, что электоральные процессы ограничены во времени рамками избирательных кампаний.
Следовательно, электоральные технологии политического менеджмента представляют особую разновидность политических технологий, применяемых во время избирательных кампаний.
Разнообразие электоральных технологий политического менеджмента
Все электоральные технологии, с помощью которых управляет политическими кампаниями менеджер, можно условно разделить на стратегические и тактические. Стратегические электоральные технологии предполагают структурные и целевые методики, а также специальные политические проекты. Рассмотрим их подробней.
Структурные методики предполагают создание избирательных штабов и разработку плана политической кампании. В основе любой эффективной штабной структуры лежит универсальная функционально-проектная схема, модифицированная под конкретную политическую кампанию. Политический штаб задаёт стратегическое направление всей кампании.
Конечно, система может быть намного сложнее, однако она отражает базовые аспекты всей кампании. Избирательный штаб обычно состоит из управленческих групп, аналитического и полевого направлений, отделений по связям с общественностью, групп специального обеспечения и местных штабов. Управлением, кроме начальника штаба, координирующего действия всех остальных групп и политических лидеров с кандидатом, занимается креативная группа, которую американские политтехнологи называют «^хонным кабинетом». Она является мозговым центром всей политической кампании.
Аналитическое направление политтехнологической работы штаба предполагает сбор и анализ информации о противниках и внешней среде. Проводятся социологические и политико-маркетинговые исследования, оперативный поиск и обработка информации, паспортиза-
ция избирательных округов, отслеживание и анализ действий конкурентов, осуществляется методическое обеспечение деятельности местных штабов.
Полевое направление означает разработку и распространение агитационных материалов, адресную рассылку, организацию общественных приёмных и непосредственную работу и встречи с избирателями. Специальное обеспечение включает юридическую, техническую и материальную поддержку. Направление Public Relations отвечает за медийную поддержку кампании, взаимодействие со СМИ, общественными организациями и политическую рекламу [14].
Местные штабы также имеют свою структуру. Они состоят из городских штабов, которые курируют работу районных штабов (огаатывает часть города с населением порядка 100 тыс. человек). Районные штабы, в свою очередь, контролируют работу бригад участковых агитаторов, закреплённых за определёнными территориями районов. Городские штабы отвечают за районные общественные приёмные партии.
Как и в общем штабе, в городских штабах очевидна двойственность управления. Но в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что в одном человеке редко сочетаются способности хорошего администратора и политтехнолога, поэтому здесь есть начальник штаба (администратор) и менеджер кампании (полигахнолог-координатор). Структура избирательных штабов может корректироваться в зависимости от хода кампании и политической конъюнктуры.
Документация кампании включает готовые стратегические и тактические избирательные модели, схему рекламной кампании. Наконец, важнейшим документом является план-график кампании. Отечественные политтехнологи Е.Б. Малкин и Е.Б. Сучков предлагают учитывать в плане-рафике политической кампании следующие этапы:
3) подготовительный этап (3 месяца). Происходит разработка стратегии и тактики политической кампании, её отличительного стиля, основных агитационных материалов;
4) сбор подписей (около месяца). Одновременно готовится остальной массив агитационных материалов;
5) агитационный этап (около месяца);
6) завершающий этап (полмесяца). Совершается финальный политико-ревдамный удар, проводятся последние мероприятия [7].
Целевые методики политической кампании связаны с выявлением адресных групп избирателей. Отечественный эксперт в области политических технологий Т.Э. Гринберг предлагает менеджерам обращать внимание на такие адресные целевые группы [9;10] в России, как служащие, инженерно-тетаические работники, сельские жители, рабочие, ветераны, пенсионеры, предприниматели, этнические меньшинства, работники сферы образования и здравоохранения, военнослужащие, студенты. Также специалист среди целевых аудиторий выделяет общественные и профсоюзные организации, религиозные объединения, политические клубы и клубы избирателей [4].
Менеджер в первую очередь должен нацеливаться на те группы, к которым кандидат ближе всего по своему социальному положению. Затем ориентироваться на близкие целевые группы, совпадающие по каким-либо интересам. Не стоит забывать и о том, что многие проблемы близки всем группам электората, и в избирательной программе должен быть блок лозунгов, обещаний, направленных на достижение общих для всех целей.
Общая оценка электората должна подразумевать следующие факторы: активность избирателей; соотношение между личностно ориентированными и политически ориентированными гражданами; оценку уровня протестных настроений; оценку абсентеистских настроений.
В последнее время часто применяется так называемый латеральный маргетинг - креативное формирование новых потребностей и ситуаций, вокруг которых образуются новые целевые группы [3]. Например, после организованных террористами взрывов домов в Москве в конце 1990-х гг. сформировалась крупная целевая группа, для которой актуальной стала
тема безопасности, из-за которой в представительные органы прошло много людей из силовых структур.
Наконец, к стратегическим электоральным технологиям можно причислить специальные проекты. Под политическим проектом можно пониматъ специфическую политтехноло-гическую работу, которая начинается задолго до избирательной кампании и может маскироваться под неполитическими формами деятельности.
Политические проекты могут использоваться политическими партиями совместно с общественными организациями, бизнесом и ассоциациями граждан; политической властью для переизбрания на разных уровнях - от центрального до регионального; местным самоуправлением.
Длительные проекты исследователи называют «непрерывными политическими кампаниями», которые начинаются уже сразу после выборов. Известный российский политический консультант О.А. Матвейчев отмечает, что такой жанр политического проекта практиковали Ю. Лужков и Б. Немцов [8].
Отечественные аналитики СЛ. Гриняев и АЛ. Фомин считают, что многие российские приоритетные национальные проекты («^^льё», «Здоровье», «Обр^ование» и «Р^витие АПК») активно использовались политтехнологами в качестве политической рекламы ДА. Медведева до президентской гонки 2008 года [5].
«Штан Путина» не был окончательно сформулирован и в известном по фрагментам виде являлся набором лозунгов, идей и пожеланий общей направленности. Он стал одним из основных проектов в предвыборной кампании партии «Единая Россия» в преддверии парламентских выборов 2007 г. и президентских выборов в 2008 и 2012 гг. соответственно.
Российский политолог Д.И. Орлов полагает, что «Шин Путина» как проект состоял из следующих элементов. 1) «суверенная демократия» как национальная политическая модель; 2) полуторапартийная система («Единая Россия», КПРФ и «Спрадедливая Россия»); 3) справедливое общество; 4) экономика инноваций (ншотехнологии, центр Сколково и т.п.); 5) ставка на крупные корпорации; 6) консолидация «русского мира»; 7) институциональная преемственность [14]. Другие примеры известных политических проектов - «Победим бедность вместе», Юн никогда не проголосует за сильную Россию» и т.п.
Исследователи Малкин и Сучков приводят неплохой пример политического проекта, замаскированного под неполитические акции. Так, в 1993 г. в одном округе, в котором собирался баллотироваться кандидат, жители долгое время страдали от трудностей с водоснабжением - водопровод не ремонтировался, и вода из кранов была непригодна для питья. Однако средств на замену труб у городской администрации не было и не предвиделось.
Замаскированный политический проект состоял в том, чтобы обменять производящийся в области в изобилии картофель по бартеру на новые трубы для водопровода. Завод за пределами области дал предварительное согласие на такой обмен. Тем не менее, проведению бартера препятствовала администрация области, которая, желая сбить местные цены на продовольствие, резко ограничила вывоз за пределы области сельскохозяйственной продукции. Против таких действий администрации и был запущен политический проект оппозиции задолго до местных выборов [7].
Технологичность политического проекта проявилась в следующей последовательности. 1) запуск (во главе с будущим кандидатом создаётся инициативная группа); 2) «раскрутка» (росло количество активистов из жителей, собирающих подписи за проект); 3) «засветка» (организуется максимально возможная шумиха в СМИ); 4) фаза нарастания (инициативная группа поднимает и другие вопросы, присваивая себе и достижения администрации); 5) фиксация результатов проекта (прямо перед выборами инициативная группа образует местное общественное движение, выдвигающее своего кандидата).
Коротко рассмотрев стратегические методы управления политической кампанией, обратимся к тактическим электоральным технологиям. Российский политолог С.В. Володен-ков, кандидат политических наук, их делит на аналитические, медийные и полевые методики [2].
Аналитическая диагностика призвана не только оценить текущую эффективность ведения политической кампании, но и помочь скорректировать тактический эскиз кампании. В это время проводятся количественные замеры электоральных рейтингов партий или кандидатов. То же самое осуществляется и по отношению к конкурентным политическим силам. Происходят и качественные замеры. Так, SWOT-анализ имиджа оппонента, методики фокус-групп, глубинные и экспертные интервью успешно совмещаются с политико-маркетинговыми исследованиями. С помощью тех же качественных исследований тестируются агитационно-пропстандистские материалы, запланированные для целевых аудиторий.
Кроме того, аналитическое направление политтехнологической работы предполагает мониторинг средств массовой информации. При этом учитываются целевые аудитории СМИ. К примеру, российские периодические печатные издания можно разделить на деловую («Профиль», «Русский репортёр», «РБК», «Огонёк», «Коммерсантъ-Власть», «Коммерсантъ-Деньги», «Эксперт», «Ар^менты Недели», «Итоги») и общественно-знатамую прессу («Московский Комсомолец», «Комсомольская Правда», «Труд»). В зависимости от поставленных задач прессу можно разделить на «жёлтую», «научно-по^лярную», «гла^рную» и т.п.
Схожий мониторинг проводится по отношению целевых сегментов Интернета [17], телевидения и радио. К тому же не стоит забывать, что радио не только обрело новую аудиторию в виде автомобилистов, но и создало свои интернет-версии, как газеты и телевидение. Российское радио также можно условно разделить на деловое («ЭХО Москвы», «Business FM») и общественно-значимое («Серебряный Дождь», «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «^торадио»). В зависимости от характера медиа-аудитории политтехнологи специфично подают материал о партии, политическом проекте или кандидате. Ведь то, что понравится инженеру, не обязательно будет интересно бизнесмену. Также аналитическая работа выявляет административные, политические, информационные и финансовые ресурсы масс-медиа.
Важно осознать, что аналитические процедуры путём изучения агитационно-пропагандистских материалов оппонентов, размещаемых ими в СМИ, позволяют с высокой степенью точности определить их целевые группы и даже имиджевую концепцию конкурентов. Пристально наблюдая за действиями оппонентов, можно, к примеру, составить целый видеоряд из их оговорок, ошибок, курьёзных противоречий, неудачных фраз, мимики и жестикуляции, а потом это транслировать на телевидении и в Интернете.
К тому же можно проанализировать весь массив выступлений конкурента и, найдя сомнительные высказывания, на этом построить блок компрометирующих вопросов на теледебатах, которые могут завести в тупик или вывести из равновесия. Оговорки оппонентов используются и в открытых письмах «воз^щённых читателей» в редакциях газет областного, районного и городского уровней. Вдобавок собранная компрометирующая информация часто используется юристами для судебных разбирательств.
Проведение управляющих опросов практикуется с целью формирования у респондентов определённых установок по отношению к участникам политической кампании. Примерами вопросов таких управляющих опросов могут быть следующие: «Как Вы относитесь к криминальному прошлому депутата X?», «Как Вы относитесь к тому, что спонсором политической партии Y являлся Б. Березовский?» и т.п. Параллельно в печати и Интернете могут появиться заказные статьи, предлагающие от имени неких политологов, экспертов и аналитиков политические прогнозы, которые будут активными по своей сути, то есть оказывающими манипулятивное воздействие на общественное мнение.
Медийные методики управления политической кампанией означают создание качественного контента о партии или кандидате и его доведения до целевых групп в неискажённом виде посредством медиа-ресурсов.
Отечественный политолог Володенков выделяет основные формы работы со СМИ: публикация имиджевых интервью и материалов; фоновые хроники и специальные новостные блоки; открытые письма представителей целевых групп в редакции газет; «горячие линии» на телевидении, радио, газетах; опросы с последующим их показом в эфире и публикацией в
газетах и журналах; управляющие псевдорейтинги; агитационные блоки прямого воздействия; политические споты (короткие агитационные теле- и радиоролики); обращения кандидата к избирателям; теледебаты; документальные короткометражные фильмы о партии или кандидате; интернет-тежологии [3].
Основными видами агитационно-пропэтандистских материалов являются: компактные буклеты, листовки-биографии, плакаты, обращения к целевым группам (ветеранам, студентам), листовки и брошюры с предвыборной программой, календари с символикой, тематические газеты или информационные листки, стикеры, бланки с наказами избирателей для партии или кандидата, открытки (именные, по случаю праздника, юбилея предприятия), штен-деры (при пикетах), баннеры, рекламные щиты и растяжки.
Конкуренты могут применять те же технологии с целью негативизации образа конкретного политического лидера или партии в целом [6]. Существуют несколько эффективных методов борьбы с этими агрессивными устремлениями. Например, технология «вакцинации» целевых групп заключается в упреждающем создании такой ситуации, в которой материалы компрометирующего характера, опубликованные оппонентами, не будут восприниматься целевыми аудиториями всерьёз. В таких случаях заблаговременно публикуются ша-литические» статьи о возможной информационной диверсии со стороны экстремистов. Шумиха раздувается с помощью перепечатки материала в газетах. Технология «доведения до абсурда» означает выдвижение через подставные каналы против себя якобы от политических оппонентов обвинений, абсурдность которых ясна любому здравомыслящему человеку. При технологии «перефо^сировки внимания» создаются яркие информационные поводы, липовые новости, отвлекающие внимание от основного события.
Российский исследователь электоральных технологий ВВ. Полуэктов особо выделяет так называемые полевые методики, которые являются наиболее активной частью работы политического менеджера [12]. К ним в первую очередь можно отнести кампании «от двери до двери», в рамках которых проводится поквартирный обход населения с помощью агитаторов. На них задействуются те, кого жильцы знают или доверяют в среде конкретной целевой группы - студенты, школьные учителя, врачи, почтальоны.
Важное внимание обращается на соответствие социально-демографических и половозрастных характеристик активистов. Встречаются и недобросовестные технологии конкурентов, которые посылают в поквартирный обход в позднее время агитаторов из маргинальных слоев, часто пьяных, выдаваемых за активистов оппонента.
Поэтому в многоквартирных домах рационально использовать технологию «^щтки». В этом случае политическая сила создаёт в домах из самых жителей целую сеть своих осведомителей - «^^чпек» [3]. Их задачи: 1) допуск агитатора в подъезды; 2) мониторинг активности агитационных сетей оппонентов и информирования сотрудников избирательных штабов; 3) контроль эффективности работы собственных агитаторов; 4) отслеживание фактов вбросов контрпропагандистских материалов через свои почтовые ящики.
Часто проводятся и подписные кампании в поддержку выдвижения кандидата или партии. В ходе них политических менеджер решает сразу несколько задач: 1) информирует население о кандидате; 2) формирует положительный имидж кандидата; 3) выявляет потенциально лояльный электорат.
Также важна в работе политического менеджера организация массовых акций и мероприятий, из которых можно назвать следующие: 1) пикеты («за» или «^отив» чего-табо); 2) концерты, приуроченные к каким-то событиям; 3) митинги, посвящённые правительственным реформам; 4) пресс-конференции; 5) политические флэшмобы; 6) политические пер-формансы.
Особую технологичную композицию в последнее время приобретают и обычные встречи с избирателями [11]. Перед каждой такой встречей политический менеджер должен обеспечить кандидата детальной информацией о важнейших проблемах конкретной территории, чтобы показать его осведомлённость и близость к насущной жизни. Хорошо организованные встречи тщательно управляются менеджером, который начинает с того, что размеща-
ет информацию о встрече там, где её нельзя сорвать или испортить. Для этого он договаривается с руководством магазинов, поликлиник, аптек и т.п.
Далее грамотный политический менеджер применяет технологию «шакёров», заранее создавая группу поддержки кандидата, которая одобряет его речь репликами, мимикой, жестикуляцией, аплодисментами. Клакёры обычно задают кандидату вопросы, ответы на которые уже заготовлены. Часто вопросы клакёров укрепляют положительный образ кандидата («Я слышал, что Вы помогаете обездоленным и беспризорным детям. Что Вами движет?).
Из части клакёров формируется группа «ежей», в задачи которых входит дискредитация политического оппонента. К примеру, «ежи» могут компрометировать конкурента на встрече с избирателями, задавая ему соответствующие вопросы («Вы лучше расскажите, откуда взяли деньги на постройку огромного дома?») [3].
Таким группам и противостоят другие «ежи», которые, к примеру, на провокационную реплику: «Ну и неинтересно же здесь, пойду домой» могут ответить следующее: «Если Вам не интересно, не мешайте другим слушать кандидата». Таким образом, если не контролировать встречу с избирателями, то её могут легко сорвать агенты оппонентов. Поэтому активные «ежи» и все остальные клакёры должны максимально соответствовать присутствующей на встрече целевой группе.
В настоящее время стали популярны так называемые soft-mexнoлoгlш, которые предназначены для непрямого формирования электоральных предпочтений. В этом случае широко используется «сбор наказов» избирателей. Сначала создаётся информационный повод, суть которого в том, что кандидат приступил к разработке будущих реформ на основе наказов народа. Затем организуется масштабный сбор этих наказов через сеть общественных приёмных, одновременно создаётся адресная база жителей. После этого разрабатывается программа действий, и путём директ-технологий рассылаются именные благодарности жителям, давших наказы.
Однако политический менеджер должен осознавать, что любая власть имеет сильное искушение использовать «ад^нистративный ресурс» против его кандидата. Примеры приводит российский исследователь А.Ю. Бузин [1]. Так, технология «карусели» означает организованное массовое голосование на нескольких избирательных участках по подложным бюллетеням или открепительным удостоверениям. Технология давления на неофициальных кандидатов происходит путём их устрашения правоохранительными органами и всевозможными административными проверками. Метод «стермизации» избирательного бюллетеня предполагает недопущение к выборам нежелательных кандидатов и избирательных объединений. Поводом для отказа в регистрации может быть неправильное оформление или неполнота документов, поданных на регистрацию. Практикующейся технологией является обеспечение явки и принуждение к голосованию через учреждения образования, здравоохранения, культуры, социальных и административных служб, правоохранительные органы и армию.
Выводы
Применение электоральных технологий политического менеджмента, к сожалению, происходит по большей мере в целях манипуляции сознанием избирателей. Практически нет примеров, когда такие технологии использовались во благо, для великой политической цели, решающейся через задачи демократического расцвета государства и экономической модернизации страны. Избежать таких технологий современным кандидатам сложно, но стоит стараться защитить себя путём создания эффективной и прозрачной законодательной базы, наблюдателей, гласности и поддержки избирателей. Без такой постановки вопроса построение гражданского общества попросту невозможно.
Литература
1. Бузин А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними. - М.: Центр «Пэдорама», 2007.
2. Володенков СВ. Организация и проведение работ в рамках полевого направления современной избирательной кампании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Полит. науки, 2009. № 2.
3. Володенков СВ. Управление современными политическими кампаниями-М.:^"У, 2012.
4. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. - М.: Аспект Пресс, 2005.
5. Гриняев CH., Фомин АЛ. Некоторые оценки и выводы по результатам выборов Президента РФ 2 марта 2008 г. Аналитический доклад. - М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2008.
6. Кошелюк МБ. Технологии политических выборов. 2-е изд. - СПб., 2004.
7. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М., 2000.
8. Матвейчев О А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. - М.: Эксмо, 2010.
9. Мэлчоу Хал. Новое политическое целевое планирование. - М., 2004.
10. О'Дей Брайан. Планирование политических кампаний. Шаг за шагом к победе на выборах. - М., 1999.
11. Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. - М., 2005.
12. Полуэктов ВВ. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. М.,
2002.
13. Соловьёв АЛ. Политология. Политическая теория. Политические технологии. -М.: Аспект Пресс, 2006.
14. Федорченко СЛ. Современные технологии политического менеджмента. М.:^ГОУ, 2012.
15. Lees-Marshment J. The Political Marketing Révolution. - Manchester: Manchester University Press, 2004.
16. Routledge Handbook of Political Management /Ed. by Dennis W. Johnson. - N.Y.: The George Washington University, 2009.
17. Wilson A. Virtual Politics: Faking Democracy In The Post-Soviet World. - Yale: Yale University Press, 2005.
Автомобилизация страны в 1920-1930-e годы: дискуссионный опыт
к.и.н. доц. Харламова Т Л.
Университет машиностроения 8-495-644-16-74, [email protected]
Аннотация. Автомобилизация страны явилась важнейшим звеном в политике индустриализации, реконструкции народного хозяйства. Автомобилизация в СССР осуществлялась в тоталитарном государстве, в экстремальных условиях форсирования темпов индустриализации, в рамках мобилизационной, плановой, административно-командной системы. Несмотря на ужасающие социальные издержки, в автомобильной промышленности был обеспечен прорыв по всему фронту научно-те^теского, социального и культурного прогресса, создан необходимый оборонный потенциал для защиты страны в лихолетье Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: автомобилестроение, форсированная индустриализация, автомобильные общества, административно-командная система
На рубеже XIX-XX веков началась новая транспортно-те^ическая эпоха в условиях монополистического капитализма, связанная с автомобилизацией развитых капиталистических стран. Автомобильное массовое производство может развиваться только в стране с развитой промышленной базой. Для него необходим высокий уровень развития смежных отраслей: производство высококачественных сталей, каучука, электрооборудования, горючего и т.п.
Успехи автомобильной техники, нужды армии в новом военно-традспортном средстве в связи с началом Первой мировой войны способствовали ускорению развития автомобильного производства и увеличению мирового автопарка.
В 1914 г. количество автомобилей достигало около 2 млн 500 тыс., из них 1млн 800тас. были сосредоточены в США, около полумиллиона находилось в Европе. Царская Россия с парком 16 тыс. машин находилась на четвертом месте, уступая США, Великобритании,