А. А. Сомкин, С. А. Константинов
«Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ
Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» являются важнейшими задачами таких учебных дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях Российской Федерации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «3 плюс» (ФГОС ВО 3+) студенты очной формы обучения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) по базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата по физической культуре проходят следующие учебные дисциплины:
- «Физическая культура» в объёме 72 акад. ч (16 ч - лекции; 16 ч - практические, семинарские занятия; 20 ч - самостоятельные занятия) на первом курсе;
- «Элективные курсы по физической культуре» в объёме 328 акад. ч (практических занятий) на первом-третьем курсах.
«Элективные курсы по физической культуре» предполагают постепенный переход в СПбГИКиТ от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами. В качестве элективных курсов на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ студентам предлагаются:
- во-первых, стандартные учебные занятия в соответствии с расписанием (два раза в неделю по два академических часа);
- во-вторых, различные формы секционных занятий, которые ориентированы на некоммерческий спорт высших достижений, физ-культурно-кондиционный спорт, прикладные дисциплины, рекреаци-онно-реабилитационные формы двигательной активности, интеллектуальные виды спорта.
На первый план при организации учебных и секционных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит так называемый мотивационно-ценностный компонент, который должен формировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать при этом вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности [1]. Рассмотрим основные формы секционных занятий на кафедре,
ориентированные, в том числе, на студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе.
1. Некоммерческий спорт высших достижений подразумевает успешное выступление на соревнованиях высокого уровня, но без получения существенного финансового вознаграждения [2]. Для студентов СПбГИКиТ, специализирующихся в единоборстве ушу саньда, - это чемпионаты России, крупные и престижные международные турниры, в том числе и в Китае, на «родине» этого вида спорта. Ушу саньда является комбинированным видом единоборства, вобравшим в себя лучшие технические приёмы из китайских боевых искусств [4]. При высоком уровне подготовки ведущих спортсменов-студентов института по ушу саньда (технической, функциональной, физической, тактической) они способны при определённой адаптации учебно-тренировочного процесса представлять сборную команду института по различным «смежным» дисциплинам - ударным, борцовским и смешанным единоборствам.
2. Физкультурно-кондиционный (или так называемый «массовый») спорт - это тип общедоступного (ординарного) спорта, направленный главным образом на физкультурно-спортивные тренировки, которые способствуют сохранению приобретённой ранее (в школьном возрасте) физической формы со строго регламентированным участием в соревнованиях. Здесь целевой итог деятельности ориентирован не на максимально возможный результат, а на необходимый каждому человеку уровень физического и духовного развития для поддержания его дееспособности и адекватного состояния здоровья. При этом затраты времени на занятия оптимально минимизированы и не мешают основному социально необходимому виду деятельности студента, получающего высшее образование [3]. В СПбГИКиТ организованы на регулярной основе секционные занятия по следующим видам спорта:
- спортивные игры - волейбол, баскетбол, настольный теннис;
- единоборства - кикбоксинг, тхэквондо, самбо, дзюдо;
- атлетические виды спорта - армрестлинг и гиревой спорт;
- черлидинг.
Из лучших студентов, посещающих данные секции, сформированы сборные команды института, для которых основными соревнованиями является спартакиада высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
3. Прикладные дисциплины. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Поэтому не случайным является тот факт, что в СПбГИКиТ большой популярностью у студентов (как юношей, так и девушек), которые не имеют желания ре-
гулярно тренироваться для участия в соревнованиях, пользуются секции по прикладным дисциплинам:
- самозащита - на основе техники школ традиционного ушу;
- КЭНПО - реальный рукопашный бой;
- айкидо, в том числе и с использованием оружия;
- СгоббРИ - система так называемой функциональной круговой тренировки с использованием упражнений из различных единоборств (бокс, тхэквондо, дзюдо, спортивно-боевое самбо).
Занятия в таких секциях, как самозащита и айкидо, как правило, не требуют от студентов высокого уровня развития их физических способностей и освоения сложных технических приёмов.
4. Следующая группа секций условно объединена рекреацион-но-реабилитационными формами двигательной активности студентов. В процессе занятий в данных секциях физические упражнения и какие-то элементы спорта используются в доступных и упрощённых формах для решения следующих задач: поддержания и укрепления здоровья; активного, здорового отдыха; переключения на другой вид деятельности; восстановления работоспособности; организации эмоционально насыщенного досуга; оздоровления студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.
На студентов, не имеющих отклонений в состоянии своего здоровья, ориентирована секция фитнеса. Занятия по фитнесу проводятся в форме так называемых «смешанных классов» - имеется в виду наличие как аэробных, так и силовых упражнений, присутствующих в программе занятий. Для студентов, отнесённых по результатам углублённого медицинского обследования (УМО) к подготовительной и специальной медицинским группам, организована секция йоги. Первый день недели - это занятие для начинающих (в основном студентов первого курса) и относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе. Второй день недели - занятие для студентов (М-М курсы), имеющих предыдущий опыт занятий йогой, например на первом курсе.
5. Секции по интеллектуальным видам спорта - шахматам и шашкам, - на посещение которых ориентируются студенты, имеющие отклонения в состоянии своего здоровья или освобождённые от практических занятий. Из лучших игроков, по результатам контрольных тренировок, формируются сборные команды института по этим видам спорта, которые регулярно участвуют в районных и городских турнирах, а также в Спартакиаде высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
Таким образом, введение в высших учебных заведениях Российской Федерации нового ФГОС ВО 3+ и выделение в блоке 1 -
базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные курсы по физической культуре» в СПбГИКиТ позволило перейти от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно ориентированной оздоровительной программе; от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами.
Список литературы
1. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: моногр. - Белгород: ЛитКараВан, 2013. - 454 с.
2. Матвеев Л.П. Размышления о спорте // Спортивный менеджмент. -2004. - № 1. - С. 16-21.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
4. Сомкин А.А., Макаров О.Р. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. статей Международной науч.-практ. конф. (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.
В. Г. Сотник
Модернизация педагогического образования в Российской Федерации
В XXI веке российская система образования претерпевает кардинальные изменения.
В Российской Федерации принят ряд нормативных документов (новый закон об образовании, федеральные государственные образовательные стандарты) [1-3], в связи с чем возникла необходимость перехода от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной. Следовательно, от учащихся требуется значительная самостоятельность в осуществлении активной познавательной деятельности.
Каким будет образование в XXI в., зависит от учителя, его жизненной позиции, профессионализма, компетентности. Исследовательская компетентность в образовании рассматривается как основная составляющая профессиональной компетентности учителя биологии.
Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами [5; 6] как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью