традиционными религиозными организациями (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Данная рекомендация продиктована следующими аспектами в подготовке молодых учителей.
Пересечение границ со стороны вуза чрезвычайно важно в аспекте реализации ООП, так как оно позволяет студенту получить представления о реальной жизни конфессии, ее духовной культуре, морали, воспитательном потенциале. На практике трансдисци-плинарность предполагает перенос части практических занятий в религиозные центры, посещение студентами храмов, монастырей, духовных управлений, организацию встреч и бесед со священнослужителями, старцами, монахами, церковными чиновниками, беседы с прихожанами и др. Кроме того, необходима и практическая работа (производственная практика) студентов в светских и религиозных волонтерских (добровольческих) организациях и т. д. Только таким, направленным на практические аспекты религиозной жизни способом студент может глубоко вникнуть в опыт религиозной жизни. При этом администрация вуза четко декларирует и соблюдает принцип свободы совести. Категорически не допускается принуждение обучающихся студентов к участию в религиозных обрядах.
Другим важным аспектом следует считать движение в обратном направлении — пересечение границ вуза со стороны общественных и религиозных организаций — второе слагаемое успеха в реализации ООП.
На протяжении почти ста лет подобные задачи не ставились и не практиковались в высшем и среднем образовании. Это обстоятельство требует существенного пересмотра определенных устойчивых стереотипов, закрепившихся за десятилетия и связанных с «допуском» представителей традиционных конфессий к образовательному процессу и участию в нем.
Для успешного решения задач по подготовке молодых учителей, преподавателей ОРКСЭ, вузы и конфессиональные образовательные центры должны перейти к принципиально новому существенно более тесному сотрудничеству.
С. А. Константинов
кафедра физического воспитания в неспециализированном высшем учебном заведении. путь к созданию научно-педагогической школы
Предмет «Физическая культура» является обязательной учебной дисциплиной для студентов всех специальностей, обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации. Данная дисциплина на сегодняшний день — одна из важнейших составных частей общего гуманитарного образования, которая служит задачам как укрепления здоровья молодых людей, так и, в более широком смысле, физического, интеллектуального и духовного совершенствования студентов. «Физическая культура» — это обязательный федеральный компонент образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентностный подход в подготовке квалифицированных специалистов в рамках высшего профессионального образования в нашей стране. Основной её целью является формирование, во-первых, физической культуры личности; во-вторых, общекультурных компетенций студентов. Особенность процесса физического воспитания в высших учебных заведениях Российской Федерации заключается в том, что это последняя возможность получения молодыми людьми необходимых и жизненно важных
двигательных знаний, умений, навыков и развития их физических способностей в рамках стандартов государственной системы образования.
Поэтому учебная дисциплина «Физическая культура» должна обеспечить (по возможности) всем занимающимся достижение оптимального уровня как общей, так и профессионально-прикладной физической подготовленности к их будущей профессии, а также широко культивировать в молодёжной среде «моду на спорт и активный здоровый образ жизни», в том числе и среди студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья [1; 3]. Формирование потребностей в систематическом физическом воспитании в студенческом возрасте достаточно трудная задача, особенно в настоящее время. Вот почему основным при организации как учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», так и дополнительных — спортивных, секционных, выходит мотивационно-ценностный компонент, который должен стимулировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к физическому воспитанию и устойчивое желание прикладывать вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности [2; 4]. Инновационным путём в неспециализированных (нефизкультурных) высших учебных заведениях должен стать постепенный отказ от стандартных форм проведения групповых учебных занятий. Такие занятия, как правило, направлены на общее физическое развитие студентов и начальное освоение ими базовых двигательных умений и навыков в традиционных видах спорта — в основном, в спортивных играх, лёгкой атлетике, реже — в лыжном спорте, гимнастике и плавании. Необходим постепенный переход к индивидуальному выбору самим студентом определённого вида физкультурно-спортивной деятельности.
Удовлетворённость процессом занятий физическим воспитанием у молодых людей связана с их динамичностью, разнообразием, новизной, а также с возможностью активного общения в кругу сверстников. В Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения (СПбГУКиТ) организация и условия проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» позволяют наиболее полно удовлетворять запросы студентов в целевой направленности их двигательной активности. Студенты по собственному желанию могут выбирать наиболее привлекательные для них направления. Называем их условно: игровое, атлетическое, оздоровительное плавание.
Игровое направление предусматривает занятия наиболее популярными спортивными играми — волейболом, баскетболом, настольным теннисом. В течение урока по своему желанию студенты могут принимать участие в разных играх и с любым составом команд. Атлетическое направление даёт возможность студентам заниматься на доступном для них уровне пауэрлифтингом, гиревым спортом, армреслингом, силовым фитнесом (на тренажёрах и со свободными весами — гантелями, штангами, бодибарами), а также кардиотренировкой на специализированных тренажёрах. Оздоровительное плавание, в основном, предпочитают студенты, относящиеся по состоянию своего здоровья к подготовительной или специальной медицинской группам.
Помимо обязательных учебных занятий, в СПбГУКиТ большое внимание уделяется секционным, спортивно-ориентированным занятиям. В настоящее время многие студенты (юноши и девушки) проявляют повышенный интерес к так называемым, прикладным видам спорта, а точнее, к различным единоборствам и системам самообороны. Следует отметить, что в СПбГУКиТ практически 50% всех спортивных секционных курсов, которые посещают студенты, носят, можно сказать, прикладной характер. Молодые люди имеют широкий выбор дисциплин для занятий — это тхэквондо (по двум версиям — «южное» WTF и «северное» ПТ), ушу-саньда, боевое самбо, армспорт
(армреслинг), айкидо, самооборона. Причем это касается студентов, относящихся по состоянию своего здоровья как к основной, так и к подготовительной и даже к специальной медицинской группе. Однако и такой набор «прикладных» видов спорта уже не может удовлетворить потребности всех молодых людей, желающих тренироваться. В связи с этим было принято решение расширить круг культивируемых в университете спортивных единоборств и систем самозащиты.
Во-первых, это курс, основанный на системе, которая носит название «Реальный рукопашный бой». Эту систему разработал санкт-петербургский мастер единоборств О. Ю. Шепрут ещё в начале 1990-х годов, она доступна для освоения людям всех возрастов (практически, от семи до семидесяти лет). На кафедре физического воспитания СПбГУКиТ будет развиваться не «чисто спортивное» её направление, а «прикладное» — как эффективная система самозащиты индивида в условиях современного мегаполиса.
Во-вторых, инновационный курс, разработанный непосредственно на кафедре физического воспитания СПбГУКиТ и называемый «Фитнес тхэквондо». Необходимость в нём связана с всё возрастающим количеством молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения, которые часто имеют достаточно серьёзные отклонения в состоянии своего здоровья. Поэтому актуальным разделом учебной дисциплины «Физическая культура» становится «Адаптивная физическая культура», направленная на реабилитацию и адаптацию к нормальной социально-культурной среде лиц с ограниченными физическими возможностями, что позволит молодым людям рассмотреть более широкий диапазон для выбора и даст возможность удовлетворить их «запрос» на укрепление здоровья, физическое самосовершенствование и социализацию личности.
Проведя исследование по анализу организации учебной, учебно-методической, научной и спортивной работы на кафедре физического воспитания, было принято решение о разработке концепции научно-педагогической школы. Условно (или визуально) эту концепцию можно представить в форме пирамиды. Равносторонний треугольник в её основании — это своеобразная «база» трёх направлений деятельности:
— «Спортивно-прикладные единоборства и системы самозащиты»;
— «Атлетизм: спортивный и оздоровительный»;
— «Современные оздоровительные и фитнес-технологии».
Кратко рассмотрим каждое из этих направлений. Как было сказано выше, до 50% всех спортивных секций в университете относится к спортивным единоборствам и самообороне. Благодаря такому разнообразию и количеству занимающихся в данных секциях студентов, появилась реальная возможность в рамках кафедры физического воспитания наладить полноценный учебно-тренировочный процесс по подготовке спортсменов мирового уровня. В частности, это относиться к дисциплине ушу-саньда, спортсмены которой успешно выступали на всероссийских и престижных международных турнирах, в том числе в Китае — на родине этого единоборства. Уровень подготовки наших «бойцов» выходит уже на такой уровень, при котором при определённой адаптации они могут представлять сборную команду университета не только по такому универсальному смешанному единоборству, как ушу-саньда, но и по «ударным» (бокс, кикбоксинг) и «борцовским» (самбо, дзюдо) видам спорта. Будем считать это «вершиной» пирамиды в рассматривемом концепции.
Следующее направление представлено атлетическими видами спорта: армреслинг, пауэрлифтинг, гиревой спорт, которые также чрезвычайно популярны среди студентов университета — как юношей, так девушек. Наибольшего успеха достигла сборная команда по армреслингу — она одна из сильнейших вузовских сборных в Санкт-Петербурге.
В этом направлении «вершиной» в концепции будет выход на уровень всероссийских турниров — как мужских, так и женских.
Наконец, третье направление концепции связано с привлечением как можно большего числа студентов к занятиям «модными» оздоровительными и фитнес-технологиями. Именно через такие занятия можно будет подготовить молодых людей к такому важному государственному проекту, как современный всероссийский комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), выполнение нормативов по которому в ближайшем будущем станет одним из приоритетных направлений деятельности кафедр физического воспитания высших учебных заведений в Российской Федерации. Поэтому «вершина» этого направления выражается в том, что абсолютное большинство студентов университета (конечно, относящихся по состоянию своего здоровья к основной медицинской группе) смогли успешно выполнить нормативы комплекса ГТО для своего возраста. Следует отметить, что на кафедре принято решение, согласно которому весь её профессорско-преподавательский состав в подтверждение своей компетентности и профессиональной пригодности также должен будет сдать все нормативы данного комплекса для соответствующего возраста.
Описанные основные направления концепции научно-педагогической школы требуют серьёзного научного и учебно-методического обеспечения. Поэтому приоритетным направлением работы всего профессорско-преподавательского состава кафедры является:
— подготовка и издание монографий;
— публикация научных статей в профильных журналах и сборниках трудов (в том числе по базам РИНЦ, Scopus и других);
— публикация тезисов докладов в материалах конференций различного уровня (от внутривузовских до международных);
— подготовка и издание: учебных пособий, учебно-методических пособий, методических рекомендаций и указаний, конспектов лекций по тематике, соответствующей профилю кафедры физического воспитания и концепции создания научно-педагогической школы.
Традиционно указанные виды литературы представляют собой печатные издания, в которых представлены, как правило, описания и анализ различных физических упражнений. К сожалению, достаточно часто такие описания «страдают» терминологическими неточностями. Именно поэтому подобные монографии, научные статьи, учебные пособия и методические рекомендации сложно использовать не только студентам в ходе самостоятельной работы, но и преподавателям при их подготовке к лекциям, учебным занятиям или повышении профессиональной квалификации. Если же в научных, учебных и методических изданиях присутствует иллюстративный материал (графические или фотоизображения физических упражнений), то он, во-первых, может быть «оторван» от той страницы, где изложено его текстовое описание, а во-вторых, не может в полной мере передать точный и правильный характер «динамики» описываемого движения. И как следствие насущной является проблема:
— либо параллельного (дублированного) издания (наряду с традиционным печатным вариантом) монографий, научных статей и сборников трудов, материалов конференций, учебных пособий, методических рекомендаций, конспектов лекций в электронном виде;
— либо полностью издавать отдельные научные, учебные и методические материалы в электронном виде или в виде учебных видеофильмов.
Рассмотрим каждый из предложенных вариантов. Не отказываясь от печатного варианта, представленного необходимым количеством экземпляров в библиотеке университета и в библиотеках других научных и учебных организаций, каждому изъявивше-
му желание преподавателю или студенту должна быть предоставлена возможность иметь аналогичное издание и пользоваться ими:
— в электронном виде (например, на CD-дисках или других носителях информации), имеющимся в наличии как в библиотеках, так и в учебно-методическом кабинете кафедры физического воспитания;
— в открытом доступе на «интернет-странице» кафедры физического воспитания, например, в разделах: «Научные труды профессорско-преподавательского состава кафедры»; «Учебные и методические материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Физическая культура"» и других.
Более перспективными, эффективными и доступными для освоения профессорско-преподавательским составом и студентами могут стать мультимедийные электронные издания и учебные (учебно-методические) видеофильмы как по отдельным разделам (учебному, учебно-методическому, научному), так и относящиеся к внеурочной (секционной и самостоятельной) работе студентов. В данных электронных изданиях вся информация — текстовая, иллюстративная (фото или графическая), видео, совмещённая (аудиовизуальная) — должна быть представлена взаимосвязано, с лёгким доступом к каждому из разделов и с удобной «навигацией», обеспеченной соответствующими программными средствами. Это позволит обеспечить как индивидуальный подход в обучении студентов с активным применением компьютерных (в том числе дистанционных) технологий, так и комфортный способ общения и обмена научной и методической информацией между профессорско-преподавательским составом не только внутри кафедры, но и на всероссийском, а затем и международном уровне. Поэтому на кафедре физического воспитания приступили к разработке проекта «Кафедра физического воспитания СПбГУКиТ — on-line», в котором будут отражены, по возможности, все описанные выше положения. Конечно, центральным разделом такого интернет-проекта будет презентация кафедры физического воспитания СПбГУКиТ, доступная на русском и английском языках. В ней будут представлены история кафедры, её основные достижения, справочная информация, нормативные документы. Подробно будет изложена информация о каждом преподавателе кафедры, включающая в себя круг его научных и спортивных интересов. Данный проект будет предусматривать возможность «интернет-общения» любого желающего (преподавателя высшей школы, научного работника, студента любого учебного заведения как в России, так и за рубежом) с профессорско-преподавательским составом кафедры на персональной основе.
Такими являются основные направления деятельности кафедры физического воспитания неспециализированного (нефизкультурного) высшего учебного заведения при разработке концепции создания научно-педагогической школы на так называемой не-выпускающей кафедре.
Литература
1. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В. А. Баронен-ко, Л. А. Рапопорт. 2-е изд. перераб. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.
2. Волкова Л. М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: Монография / Л. М. Волкова, В. В. Евсеев, П. В. Половников; СПбГПУ. СПб., 2004.
3. Горелов А. А. Теоретические основы физической культуры: Курс лекций / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков. Белгород: ЛитКараВан, 2009.
4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004.