процесса, представлять сборную команду СПбГИКиТ на турнирах в рамках Спартакиада высших учебных заведений Санкт-Петербурга по различным «смежным» спортивным дисциплинам. Например, они достаточно успешно представляли сборную команду института на студенческих соревнованиях по следующим видам:
- ударные единоборства (кикбоксинг, тхэквондо, карате);
- бросковые единоборства (самбо, дзюдо);
- смешанные единоборства (боевое самбо, джиу-джитсу).
Таким образом, в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения разработана чёткая и перспективная структура развития «прикладных» и спортивных единоборств на кафедре физического воспитания неспециализированного (творческого) высшего учебного заведения.
Список литературы
1. Карелин А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: моногр. - Новосибирск, 2002. - 480 с.
2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
3. Подшибякин С.П., Сомкин А.А. Дапо сюй-ши - новое спортивное единоборство для массовых соревнований студентов // Физическая культура студентов: материалы 64-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-практической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2015. - С. 147-151.
4. Сомкин А.А., Макаров О.Р. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.
5. Konstantinov S.A., Somkin A.A., Demidenko O.V., Sheprut O.Yu. Innovation pedagogical technologies on physical education in unspecialized higher education institutions // "Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives": Proceeding of the 6th International symposium (January 15, 2015). Vienna. - 2015. - PP. 77-81.
С. В. Тутов, С. В. Бульбанович
Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культурой
Проблемы мотивации к занятиям физической культурой на сегодняшний день становятся достаточно актуальными. Анкетирование пришедших студентов первого курса показало, что мотивация к занятиям физической культурой достаточно низкая. В основном сказывается их отрицательный опыт (в школе, в семье), многие студенты не видят в этом необходимости.
Психологи выделяют два одинаково важных и взаимосвязанных положения мотивации:
а) сознательное педагогическое воздействие на формирование мотивации путём убеждения, разъяснения, стимуляции самосознания, ведущего к перестройке отношения к деятельности с последующей перестройкой самой практической деятельности;
б) воздействие на личность опосредованно, с последующей перестройкой мотивации.
Для любого человека мотивом и целью его деятельности может стать то, что особо значимо для него. Только понимаемые мотивы при известных условиях становятся действенными.
На наш взгляд, положительная устойчивая мотивация к занятиям физической культурой может быть сформирована в процессе самих занятий, если будут учитываться следующие положения:
1. Цели занятий, сформированные педагогом, должны стать личностно значимыми для каждого студента. Постановка данных целей строится на основе аргументации, без насилия. Практические занятия сочетаются с теоретической подготовкой и физиологическим обоснованием выполнения того или иного упражнения. При таком подходе задания выполняются не потому, что «надо», а осознанно, с большой охотой и целенаправленно.
2. Только успех побуждает желание работать. Успех является целью стараний, исходным пунктом самооценки и дальнейшим символом мотивационной структуры. Но для этого нужен благоприятный психологический климат на занятии, такие условия, когда хочется слушать, выполнять задания, когда чувствуешь внимание преподавателя, не ощущаешь дискомфорта из-за своей подготовленности. Поэтому стимулирующая похвала присутствует на каждом занятии.
3. Учебно-тренировочный процесс должен приносить удовлетворение от самой выполняемой работы и её результатов. Дискомфортные условия не способствуют продвижению вперёд. Советы и рекомендации больше способствуют активной и познавательной деятельности студентов, чем задания со строгим и неуклонным контролем.
4. Большое влияние на формирование положительной мотивации к учебной или спортивной деятельности оказывает интерес к данному виду деятельности. Если его нет, то работа осуществляется чисто на волевых усилиях. Поэтому необходимо спланировать и организовать учебную деятельность таким образом, чтобы она способствовала появлению и формированию побудительного интереса к действию. Это эмоциональные, разнообразные занятия и наличие хорошего инвентаря.
5. Мотивация занятий физической культурой должна иметь многоуровневый характер. Требования должны соответствовать индивидуальным возможностям занимающихся, только тогда включается в работу механизм внутренней мотивации. Поэтому разработанная и введённая в работу балльно-рейтинговая система оценки знаний и успехов студентов в полной мере отражает подготовленность студентов и стимулирует их к занятиям физической культурой.
В данном случае весь педагогический процесс строится по принципу: что хочет студент - что может студент - что в итоге должен сделать студент.
Такой подход к построению учебных занятий по физической культуре способствует повышению мотивации к занятиям. Теперь 89 % опрошенных студентов признают необходимость регулярных занятий по физической культуре, тогда как ранее они же видели необходимость в занятиях только в 57 %.
По результатам социологического опроса у занимающихся значительно вырос интерес к занятиям, что отразилось на их посещаемости (на 27 % больше), возросло и количество задаваемых вопросов по темам занятий, увеличилось посещение лекций и семинаров на 36 % от исходного уровня.
Список литературы
1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
2. Васильева В.В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
4. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2001.
О. Н. Федорова, Т. П. Елисеева
Двигательная активность женщин - преподавателей вузов как фактор повышения уровня их здоровья
На сегодняшний день наибольшая доля профессионально занятых женщин находится в сфере образования (82 %) и здравоохранения (80 %). И конечно, качество выполнения ими своих обязанностей в первую очередь будет зависеть от их профессиональной подготовленности, психологических и функциональных составляющих состояния здоровья, опыта и желания повышать свое мастерство [7].