педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Трутанова Александра Валерьевна ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ...
УДК 378.147
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
© 2017
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: [email protected]) Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Использование электронной системы Moodle позволяет организовать продуктивный и качественный учебный процесс студентов заочной формы обучения. Moodle является одним из самых ярких примеров LMS (система управления обучением). Электронную систему Moodle мы рассматриваем как сетевую платформу для организации учебного процесса студентов заочной формы обучения. В статье представлен набор инструментов, предоставляемых Moodle для решения дидактических задач педагога заочного обучения. Система обладает не только тестовым модулем для контроля знаний обучающихся, но и дает возможность оценивать работы в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «Глоссарий». Статья выявляет функции, которые обеспечивает электронное тестирование, предоставленное Moodle: независимая оценка учебных достижений студентов, оценка эффективности и результативности организации учебного процесса, обеспечение непрерывного контроля усвоенных знаний обучающихся. Рассмотрен практический опыт подготовки базы тестовых заданий и организации тестового контроля системы знаний студентов. В статье отмечено многообразие форм тестов, которые могут быть размещены преподавателем в банке тестовых заданий в системе: верно/неверно, на соответствие, краткий ответ, множественный вычисляемый, числовой ответ, случайный вопрос на соответствие, простой вычисляемый, эссе. Определено, что электронная система предоставляет возможность спроектировать, создать элементы информационно-образовательной среды и управлять ими.
Ключевые слова: электронная система, Moodle, Learning Management System, учебный процесс, студенты, электронное тестирование, форум, глоссарий, Viki, задание, управление обучением, заочная форма обучения, самостоятельная работа, дистанционное обучение, электронный курс.
ELECTRONIC SYSTEM OF MANAGEMENT OF MOODLE TRAINING IN ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS-CERTIFICATES
© 2017
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Aleshugina Elena Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department
of foreign languages N. Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya Street, 65, e-mail: [email protected]) Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. Using the electronic system Moodle allows you to organize a productive and quality educational process for students in correspondence courses. Moodle is one of the most striking examples of LMS (Learning Management System). The electronic system Moodle, we consider as a network platform for the organization of the learning process of students in the correspondence form of training. The article presents a set of tools provided by Moodle for the solution of the didactic tasks of the distance learning teacher. The system has not only a test module for monitoring the knowledge of students, but also provides an opportunity to evaluate the work in such elements of the course as "Task", "Forum", "Glossary." The article reveals the functions that provide electronic testing provided by Moodle: an independent evaluation of the students 'academic achievements, an assessment of the effectiveness and effectiveness of the organization of the educational process, and the provision of continuous monitoring of the students' acquired knowledge. The practical experience of preparation of the base of test tasks and organization of the test control of the system of students' knowledge is considered. The article notes the variety of forms of tests that can be placed by the teacher in the bank of test tasks in the system: true / false, for correspondence, short answer, multiple calculated, numerical answer, random matching question, simple calculated, essay. It is determined that the electronic system provides an opportunity to design, create elements of the information and educational environment and manage them.
Keywords: electronic system, Moodle, Learning Management System, educational process, students, electronic testing, forum, glossary, Viki, task, learning management, correspondence form of study, independent work, distance learning, e-course.
На сегодняшний день электронная система Moodle прочно вошла в жизнь современных образовательных учреждений. Однако, для того чтобы гарантировать качественный дистанционный процесс обучения, необходимо обеспечить грамотный процесс управления им, только в этом случае образование будет продуктивным. Принимая во внимание заочное обучение, Moodle становится незаменимым инструментом, а значит, управление в этой системе нужно обеспечить в полной мере, из чего
и следует актуальность рассмотрения данной темы.
В целом, структура eLearning выглядит примерно следующим образом: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, к примеру вебинар, интерактивная аудитория и т. д [1]. В связи с этим появляются требования, характеризующиеся открытостью, возможностью масштабирования, стабильностью и устойчивостью развития базовой платформы.
Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Трутанова Александра Валерьевна педагогические
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ... науки
Moodle (модульная объектно-ориентированная дистанционная учебная среда) в полной мере этим требованиям отвечает.
Системой управления обучением Moodle называется бесплатная система управления обучением, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, а также на организацию дистанционных курсов [2].
Функционал системы предполагает:
1. Создание курсов (курс может содержать текст, вспомогательные файлы, презентации, опросники),
2. Совместную работу (инструменты для совместной работы: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы, обмен файлами),
3. Контроль качества обучения (статистика по показателям посещаемости, активности, времени их учебной работы в сети) [3].
Системные требования:
1. Наличие персонального компьютера, подключенного к сети Интернет,
2. Наличие браузера [4].
Как видно, требования для работы с системой предельно просты, что делает Moodle доступным для всех студентов, находящихся на заочной форме обучения.
Контроль качества учебного процесса - это особая система плановых мероприятий, которые направлены на определение уровня организации и проведения учебных занятий [5].
Проблему контроля рассматривали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Бабанский, А.Ю. Горчев, А.П. Клименко, А.В. Конышева [6].
Однако, в нашем случае, занятия проводятся в электронной форме, поэтому и система управлением знаниями студентов должна быть соответствующей. И на сегодняшний момент, ученых, которые бы занимались рассмотрением данной конкретной темы, достаточно мало.
Преподаватель заочного обучения имеет особые дидактические задачи:
- оказать помощь студентам в организации учебной работы;
- сформировать и развить у студентов навыки рациональных способов обучения;
- сформировать общие умения и навыки самостоятельной работы [7].
Отметим, что система заочного обучения ставит особенно значимыми активность и самостоятельность образовательной деятельности студентов [8].
Moodle предоставляет широкий набор инструментов для решения этих задач. Moodle является одним из самых ярких примеров LMS. Хотя в России аналогичное программное обеспечение называется системой дистанционного обучения (СДО).
Системой управления обучением (LMS — Learning Management System) называют сетевую платформу, которая позволяет:
- размещать электронный учебный материал различных форматов;
- разграничить доступ к учебным материалам;
-осуществлять организацию взаимодействия участников учебного процесса средствами сетевых коммуникаций (как правило);
- осуществлять контроль за ходом изучения необходимых материалов и точностью и периодичностью выполнения заданий;
- разрабатывать электронный учебный материал (не обязательно) [9].
Moodle может решить все возможные задачи управления учебным процессом. В случае временного отсутствия решения или же проблемы его несовершенства существует возможность расширения функционала системы.
Moodle предоставляет возможность спроектировать, создать и управлять ресурсами информационно-образо-26
вательной среды. Следует отметить, что электронная система обладает хорошим уровнем администрирования. Преподаватель, наделенный правами администратора, может зарегистрировать других преподавателей и обучающихся, указывая при этом их роли [10]. Это могут быть создатели курса, преподаватели с правом редактирования и без него, студент или гость. Администратор имеет возможность распределить права, объединить обучающихся в электронные группы, получить сводную информацию о работе каждого студента после выполнения задания. Встроенный календарь помогает определить даты начала и окончания курса, сдачи заданий, сроков тестирования. Инструмент «Пояснение» и «Форум» позволяют публиковать информацию о курсе и новости. МооШе обладает не только тестовым модулем для контроля знаний обучающихся, но и дает возможность оценивать работу обучающихся в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «^Ы», «Глоссарий» [11]. Глоссарию отведена роль организации работы с терминами. Возможность создания статей принадлежит как преподавателям, так и студентам. Термины, которые занесены в глоссарий будут подсвечиваться во всех материалах курсов и появляться в виде гиперссылок на соответствующие статьи глоссария [8]. В системе предусмотрена возможность создания как глоссария курса, так и глобального глоссария, доступного всем участникам всех курсов. На форуме удобно обсуждать учебные проблемы, проводить консультации. Его используют в том числе и для того, чтобы студенты могли загружать файлы. В этом случае учебное обсуждение может строиться вокруг этих файлов, это дает обучающимся возможность оценивать работу друг друга[12]. Добавляя новый форум, преподаватель может выбрать его тип из нескольких. Он может выбрать создание обычного форума для обсуждения одной какой-либо темы, доступного для всех общего форума или форума с одной линией обсуждения для каждого пользователя.
Выполнение задания - деятельность студента, в результате которой он загружает на сервер файл любого формата или создает текст непосредственно в МооШе (используя встроенный визуальный редактор) [13].
Такие работы преподаватель имеет возможность оперативно просмотреть, дать необходимые комментарии, открыть ссылки на файлы, которые сделали студенты, подписанные на курс. По желанию преподавателя, студенты могут сдать свои файлы неоднократно, в случае, если преподаватель не удовлетворен проделанной работой. Это позволяет обучающемуся скорректировать свою работу. Тем самым преподаватель добивается полного решения учебной задачи [14].
Оценить работу преподаватель имеет возможность по произвольным, созданным им самим шкалам.
Так как основной формой контроля знаний в LMS Moodle является все таки тест, то конечно, для их создания, проведения обучающего и итогового контроля, предоставлен обширный инструментарий [15].
Электронное тестирование обеспечивает следующий перечень:
- независимая оценка учебных достижений студентов для определения уровня знаний обучающихся в соответствии с образовательным стандартом;
- оценка эффективности и результативности организации учебного процесса;
- обеспечение непрерывного контроля знаний студентов в процессе обучения [16].
Политика оценивания работ в системе состоит из нескольких элементов. Администраторы и преподаватели пользуются шкалами, критериями, правилами вычисления итогов, выгрузкой оценок во внешние системы, статусом использования (для самоконтроля, сведений преподавателя, окончательной оценки).
Рассмотрим практический опыт подготовки базы тестовых заданий и организации тестового контроля системы знаний студентов. Ввод тестовых заданий для АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Трутанова Александра Валерьевна ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ...
контроля знании студентов должен начинаться с создания банка тестовых заданий. Moodle позволяет добавить туда следующие формы тестов:
- вложенные ответы (создаются с помощью ввода текстов с необходимыми кодами, которые создают вопросы «Множественного выбора», «Числового ответа» и «Короткого ответа»);
верно/неверно (простая форма вопроса «Множественный выбор»);
- вычисляемый (числовой вопрос, но при этом все числа в тесте выпадают случайным образом);
- числовой ответ (в зданиях такого типа учитываются погрешности, при этом числовые ответы указываются с единицами измерения);
- на соответствие;
- краткий ответ;
- множественный вычисляемый (ответы в данных заданиях выступают в виде числовых формул);
- множественный выбор (выбор одного или нескольких вариантов ответа из списка);
- эссе;
- случайный вопрос на соответствие (похож на вопрос «вопрос на соответствие», но в этом случае вопросы берутся случайным образом);
- простой вычисляемый (самая простая версия вычисляемых вопросов, которые имеют сходство с числовыми вопросами, но числа выбираются из заранее определенного набора случайным образом при прохождении теста) [17].
Так преподаватель осуществляет управление образовательной деятельностью студентов - заочников. Moodle предоставляет необходимый набор инструментов для осуществления этой деятельности («Задание», «Форум», «Viki», «Глоссарий», «Тестирование»), в следствие чего обучающиеся получают гарантии качественного дистанционного процесса обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71
2. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. №1 (66). С. 90.
3. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.
4. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 4.05.2017).
5. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С. 134-136.
6. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_21680911_74449593.pdf (дата обращения: 11.04.2017).
7. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002.
182 с.
8. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
9. Прохорова М. П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/(дата обращения: 11.04.2017).
10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Информационные технологии в организации безбарьерного обучения студентов вуза//Успехи современной науки.№3(том 1) 2017, стр. 50-52.
11. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 16.05.2017).
12. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.
13. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
14. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 2) 2017, стр. 429-431.
15. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Особенности обучения взрослых в электронной среде// Успехи современной науки. №2 (том 1) 2017, стр. 120122.
16. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Интерактивные технологии в информационной образовательной среде Moodle //Успехи современной науки и образования. №4 (том 2) 2017, стр. 15-18.
17. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 968-970.
Статья поступила в редакцию 02.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.