ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2017. № 2
З.Р. Рамазанов*
ЭКЗЕГЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА В КОРАНЕ
(НА ОСНОВЕ КОММЕНТАРИЯ ИБН КАСИРА)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Вопрос предопределения судьбы человека является одним из наиболее дискуссионных в исламе на протяжении многих веков. При описании этой темы в Коране используются слова различных корней. Автор выделил три частотных корня и проанализировал их трактовку в комментарии к Корану одного из авторитетных богословов Ибн Касира. В результате проведенного исследования выявлен самый частотный корень, приводится статистика по присутствию темы в тех или иных периодах ниспослания Корана, произведена попытка объяснить, почему в названии темы предопределения используются два не самых частотных корня.
Ключевые слова: ислам, Коран, судьба, предопределение, фатализм, смерть, богословие, экзегетика, посмертная участь.
Человека всегда волновал вопрос о том, являются ли все его действия выражением его инициативы и воли, или же он всего лишь осуществляет заранее предписанный Богом сценарий, будучи, если можно так выразиться, марионеткой. Этот вопрос получил свое освещение практически во всех религиях, вызвав споры и дискуссии среди богословов. Справедливо сказать, что и в исламе нет какого-либо единого, универсального ответа на вопрос о полной или частичной предопределенности событий в жизни человека. Этот вопрос получил статус шестого столпа веры1.
* Рамазанов Заман Расул оглы - аспирант кафедры арабской филологии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: zee2006@mail. ru).
1 В исламе шесть так называемых столпов веры. Мусульманин обязан верить в: 1) Аллаха; 2) ангелов; 3) Священные Писания; 4) пророков; 5) Судный день; 6) предопределение. Понятие столпов веры в исламе не следует путать с понятием столпов ислама.
Цель нашей статьи - выявить подход средневекового комментатора Ибн Касира2 к данной теме и установить с опорой на комментарий количество контекстов в Коране, которые непосредственно повествуют о предопределении судьбы. Стоит отметить, что Ибн Касир являлся учеником богослова Ибн Таймийи3, занимавшего позицию сторонников предопределения. Ибн Таймийа критиковал мутазилитов4 и кадаритов5; его взгляды перенял и Ибн Касир, что, безусловно, отразилось и на тафсире его авторства - нередко при толковании спорных хадисов ученый находил обоснования тому, что они свидетельствуют именно о предопределении.
В рамках статьи мы проанализируем следующие корни: q-d-y, q-d-r, '-Ц и слова, образованные от этих корней, которые так или иначе присутствуют в айатах6, предположительно связанных с темой предопределения7. Мы использовали словарь «Лисан ал-'араб» Ибн Манзура8, который, по нашему мнению, является наиболее авторитетным и всеобъемлющим среди себе подобных.
Значения слов корня q-d-y, представленные в словаре, таковы: завершение чего-либо, смерть, суд и связанные с ним понятия, создавать, обратиться к кому-либо, выплата долгов, и другие значения9.
В Коране же встречаются следующие значения слов данного корня: завершенность действия, его окончание, выполнение какой-
2 Ибн Касир, Абу-л-Фида' Исма'ил ибн 'Умар ал-Кураши ад-Димашки (13021373) - известный сирийский историк, корановед и хадисовед. Его «Комментарий» (Тафсир) к Корану носит в основном филологический характер.
3 Абу-л-'Аббас Ахмад ибн 'Абд ал-Халим, известный как Ибн Таймиййа (12631328), знаменитый сирийский богослов-традиционалист. Его сочинение «Кава'ид ат-тафсир» (Правила толкования) источники называют также «ал-Мукаддима фи усул ат-тафсир» (Введение в основы толкования).
4 Мутазилиты (а1-тиЧа2Па - от араб. «обособившиеся») - первое крупное направление в каламе - исламской философии. Основано Василем ибн Атой (699-748) и Амром ибн Убайдом (699-761). Мутазилиты пытались выработать рациональную теорию, в которой бы соблюдался баланс между фатализмом и верой в свободу воли человека.
5 Кадариты (a1-qadariyya, от араб. «предопределение») - религиозно-правовая школа в исламе, основанная в VIII в. Считали, что судьба человека полностью в его руках, он не марионетка. Основатели - Гайлан ад-Димашки (ум. 742) и Хасан ал-Басри (642-728).
6 Айат - смысловая единица в Коране, стих.
7 Данная выборка корней основана на анализе относящихся к теме коранических айатов; безусловно, при описании темы используются и другие корни (например, Ь4-т), однако мы рассматриваем наиболее частотные из них.
8 Мухаммад ибн Мукаррам ибн Али, Абу-л-Фадл, Джамал ад-Дин ибн Манзур ал-Ансари (1232-1311) - ученый, занимал должность судьи в ливийском Триполи. Автор одного из самых известных средневековых словарей арабского языка «Лисан ал-'араб» (Язык арабов).
9 Ибн Манзур. Лисан ал-'араб. Т. 3. С. 111-113.
то задачи; а также исполнение нужды; разрешение споров, судебная тема; предопределение судьбы человека
Значительный массив слов на данный корень передают значение завершенности действия, его окончания, выполнения какой-то задачи или же исполнения нужды. В частности, значение завершенности передается в контекстах 33:23, 33:37, 11:44, 12:68, 46:29, 28:28-29, 62:10, 4:103, 2:200. Например, в айате 46:29 рассказывается история о том, как джинны подслушали проповедь Мухаммада, обращенную к людям, и уверовали в ислам. Затем, когда закончилось ^ифуа) ее чтение, джинны вернулись к сородичам и принесли весть о том, что был ниспослан Коран. Кроме того, глаголы данного корня могут иметь коннотацию разрешения споров, причем в Коране подчеркивается, что Мухаммад и Аллах решали споры справедливо и никак иначе. Подобные значения имеются в айатах 10:54 ^ифуа ... 39:69, 39:75, 40:78 (в этих трех айатах: qudiya bi-1-haqq).
В других же контекстах развертывается картина предопределения судьбы человека Богом. В контексте 6:210 собрано много элементов, составляющих практически целостную картину предопределения. Так, ядро айата составляет высказывание qada 'а]1ап - «потом установил для вас срок», которое комментаторы почти единодушно трактуют так - предписал срок - значит (предписал) смерть11. Важно и продолжение фразы wa 'а/7 тмзатта («срок назначен у него»). При этом Муджахид12 считал, что на самом деле данная фраза означает, что Аллах предписал «возраст мира», а назначенный срок ('а/7 тмзатта) - это конкретно продолжительность жизни человека до момента его смерти13. Также в тафсире сказано о том, что ученые-богословы различают так называемый частный ^1, то есть срок жизни на Земле каждого человека, и более общий, обозначающий «возраст всего мира во всей его полноте, завершенности»14.
Ибн Касир приводит и мнение, что это «период между тем, когда (человек) сотворен и тем моментом, когда он умирает»15 - проще говоря, жизнь; а musamma - это период между смертью и вос-
10 «Он - тот, кто сотворил вас из глины, потом установил срок - срок назначен у Него. А потом вы сомневаетесь!» (6:2)
11 Передал Саид Ибн Джубейр от Ибн 'Аббаса; цитируется по Ибн Касир. Тафсир. Т. 2 С. 126.
12 Муджахид ибн Джабр (642-722) - комментатор Корана мекканской школы. В мусульманской традиции о нем существует мнение, что он чрезмерно опирался на книги иудеев и христиан в толковании Корана.
13 Цит. по: Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 126.
14 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 126.
15 Все переводы с арабского выполнены автором, кроме коранических айатов.
крешением16. В то же время Ибн 'Аббас 17 считал, что в данном айате передается не что иное, как описание смерти во сне - «это сон, при пробуждении после которого душа человека возвращается к его создателю»18.
В контексте 19:3919 под решением Аллаха подразумевается «было решено, кто отправится в рай, а кто - в ад, и это навечно»20. Возникает вопрос о полной предопределенности судьбы человека и отсутствии свободы воли и возможности изменить свою посмертную участь. Среди арабских ученых было много дискуссий по вопросу о свободе воли человека и однозначного решения не существует.
Интересен контекст 39:4221, в котором опять же встречается слово на корень '-Ц. Комментаторы его увязывают с хадисом от Абу Хурайры22: «Пророк сказал: когда кто-то из вас отправляется в кровать, то пусть вытряхнет (пыль) внутри покрывала, так как он не знает, что после него осталось на нем; пусть потом скажет: твоим именем ложусь спать и им же просыпаюсь; если ты возьмешь мою душу, смилуйся над ней, а если отправишь ее, то сохрани ее с тем, что есть у праведных рабов»23.
Контекст 6:6024 характеризуется наличием слова ^1. «Завершился назначенный срок - имеется в виду срок жизни каждого человека»25, - подчеркивается, что продолжительность жизни человека назначена свыше.
Таким образом, непосредственно передающими идею предопределения судьбы человека, срока его земной жизни, являются
16 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 126.
17 'Абдаллах ибн 'Аббас (619-686) - двоюродный брат Мухаммада, прозванный «книжник общины» и «толмач Корана», единодушно считается основателем мусульманской экзегетической традиции.
18 Передал Аттыййа. Цит. по: Ибн Касир. Тафсир. Т. 2 С. 126.
19 «Сообщи им о дне скорби. Вот дело решено, а они в небрежности, они не веруют» (19:39).
20 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 125.
21 «Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!» (39:42)
22 Абу Хурайра 'Абд ар-Рахман ибн Сахр (602-679) - сподвижник, ислам принял лишь на седьмом году хиджры, несмотря на это, стал крупнейшим передатчиком хадисов. Число дошедших через него хадисов превышает пять тысяч, а число его учеников достигает семисот. Большую часть жизни провел в Медине.
23 Цит. по: Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 55.
24 «И Он - тот, который упокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем, потом Он оживляет вас в нем, чтобы завершился назначенный срок. Потом - к Нему ваше возвращение, потом Он сообщит вам, что вы делали.» (6:60)
25 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 140.
следующие четыре контекста, в которых есть слова на корень q-d-y: 6:2, 6:60, 19:39, 39:42.
* * *
Следующий корень, который мы проанализируем - q-d-r. Словарная статья дает нам обширную палитру значений, касающихся: смерти и предопределения; могущества, богатства; размеров, из-мерений26.
Эпитеты Аллаха могущественный (qadir) и всемогущий (qadTr), по мнению Ибн Манзура, происходят соответственно от слов taqdTr (определение) и qudra (могущество, сила). «Аллах всему судья (qadT), он все предопределяет (muqaddir)»27, - говорится в тексте статьи. Ибн Манзур отмечает, что два понятия (qadr и qada) взаимосвязаны. Занимающая крайне важное место в умах мусульман Ночь предопределения (ЫМ a1-qadr) описывается Ибн Манзуром так: «это ночь, когда выносится решение (ЫЫ a1-hukm)»28.
Рассмотрим основные группы значений, которые передают слова данного корня, согласно комментариям к Корану. Наибольшую группу представляют слова, имеющие отношение к измерениям: Коран изобилует айатами со словами в данном значении. В частности, контексты 76:16 (qaddarйha - размеряли), 34:11 (qaddir - размеряй: здесь рассказывается о пророке Давуде - «когда он делал кольчугу, необходимо было правильно отмерять кольца»29), 65:3, 65:7, 76:16 (повествуется о сосудах с водой, заготовленных в Раю для праведников - их там ровно столько, сколько необходимо для утоления жажды - не больше и не меньше30). Следующее значение - время, срок (в контекстах 20:40, 33:38: «срок - тут в значении - «его повеление было неминуемым, неизбежным, изменить его невозможно; что он пожелает - то случается, а что не желает - не происходит»)31. Обдумывать - подобное значение встречается в контекстах 74:18-2032; создавать, устраивать: такое значение мы встречаем в айате 34:18. «Аллах устроил везде деревни с деревьями, водой, все это для путников, чтобы они в дороге ни в чем не нуждались»33.
Другие значения таковы: ценить: в нескольких контекстах встречаются упреки в адрес многобожников и иудеев, не сумевших оценить
26 Ибн Манзур. Лисан ал-'араб. Т. 3. С. 30.
27 Там же.
28 Ибн Манзур. Лисан ал-'араб. Т. 3 С. 30.
29 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 543.
30 Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 456.
31 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 508.
32 Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 442-444.
33 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 550.
всемогущества Аллаха (айаты 6:9134, 39:67); коннотации мощи и могущества - контексты 22:7435, 10:5, сюда относятся и контексты из предыдущего пункта. В целом во многих айатах подчеркивается могущество Аллаха и невозможность избежать результатов его решений.
Контекст 56:6036 можно рассматривать как рассказывающий о деталях предопределения. В самом айате подчеркивается - «не опередить нас», - а значит, что время смерти не ускорить и не отсрочить. Ибн Касир так комментирует айат: «(это) предопределение - этому нельзя противиться, это неминуемое»37.
Относящимися к предопределению можно считать и контексты 77:22-2338. В первом слово qadar употреблено в значении «срок» -«значит на определенный срок от шести или девяти месяцев»39. Таким образом, подразумевается срок пребывания ребенка в утробе матери. В следующем айате повествуется о том, что Аллах сделал землю вместилищем или укрытием для мертвых. «Ибн 'Аббас сказал - укрытием; другие - что он (Аллах) собирает мертвых и их не видно вообще; Аш-Ша'би 40 сказал - нутро ее для мертвых из вас, а поверхность - для живых»41.
Крайне содержателен айат 87:3, для понимания которого, однако, придется привести и предыдущие два42. Комментарии к данному айату таковы: «Муджахид сказал - Аллах направил человека к несчастью или счастью, повел его к просторам милости». В Сахих43 Муслима44 есть (хадис) от Абдаллы ибн Амра45, что Пророк сказал: «Аллах назначил меры творений еще до того, как создал небеса и
34 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 159.
35 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 232.
36 «Мы распределили вам смерть, - и Нас не опередить!» (56:60)
37 Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 295.
38 «Разве Мы не создали вас из воды ничтожной и поместили ее в прочном месте до известного срока? Мы распределили, и как прекрасны распределяющие! (77:20-23)».
39 Там же. С. 463.
40 'Амир ибн Шарахил аш-Ша'би ал-Химйари (640-721) - куфийский хадисовед. Был неграмотным, но обладал необычайной памятью.
41 Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 464.
42 «Хвали же им Господа твоего высочайшего, который сотворил и соразмерил, который распределил и направил» (87:1-3).
43 Сахих Муслима - один из шести суннитских сборников хадисов, наряду с Сахих аль-Бухари считается наиболее авторитетным и достоверным сборником.
44 Абу аль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджджадж ан-Нисапури (822-875) -хадисовед, правовед. Составитель одного из самых авторитетных суннитских сборников хадисов.
45 Абу Мухаммад Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (616-684) - один из сподвижников пророка Мухаммада, правовед (факих).
землю, за 50 тысяч лет до этого, а трон его был на воде»46. Таким образом, выдвигается идея, что сроки жизни земных творений предопределены были еще за 50 тысяч лет до их создания. Таким образом, повествующими о предопределении можно считать три контекста: 56:60, 77:22-23, 87:3.
* * *
Перейдем к рассмотрению корня '-Ц, начав с анализа словарной статьи в «Лисан ал-'араб» .
Значения слов данного корня можно сгруппировать следующим образом: смерть, конец чего-либо; длительность, продолжительность; животные и связанные с ними значения; собираться; и другие значения47.
Слово'aja1 означает «конец времен, смерть, наступление посмертной участи»48.
Значения, присутствующие в коранических контекстах, сгруппируем следующим образом: срок, предел (2:231-232, 2:234-235, 65:249, 65:450); предопределение (контексты 6:2, 6:60 и 39:42). К теме предопределения также относится айат 6:6151 - комментарий к нему такой: «когда (к человеку) приходит смерть, (говорят) - «умер, пришел его срок (^1)»52.
По мнению Ибн Касира, смысл айата 23:4353 в том, что люди существуют в зависимости от предписанного им свыше срока. «Они существуют в соответствии с тем, что предписал им Аллах в хранимой Скрижали и (в соответствии) с его знанием (всего) еще перед тем, как они были общиной или поколением»54, - сообщается в тафсире.
Айат 22:555, с точки зрения Ибн Касира, дает нам полномасштабную картину предопределения судьбы человека. В нем рассказы-
46 Ибн Касир. Тафсир. Т.4 С. 499-500.
47 Ибн Манзур. Лисан ал-'араб. Т. 1. С. 25-26.
48 Там же. С. 25.
49 Ибн Касир. Тафсир. Т.4 С. 379.
50 Там же.
51 «Он - властвующий над Своими рабами, и посылает Он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь их вас смерть, Наши посланцы упокояют его, и они ничего не отпускают» (6:61).
52 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2 С. 141.
53 «Никакой народ не опередит своего срока и не замедлят они (его)!» (23:43)
54 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 253.
55 «О люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформованного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это). И помещаем и в утробах, насколько захотим, до определенного срока. Потом выводим вас младенцем, потом - чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упокояется, и среди вас есть
вается о том, как Аллах предрешает судьбу человека заранее. Ибн Касир комментирует этот айат следующим образом: «Когда проходит 40 дней, и образуется сгусток, то Аллах посылает к нему ангела, который вдувает в него душу. Кроме того - как будет угодно Всевышнему - Он (наделяет) его красотой или уродством, мужским или женским полом, предписывает ему его долю и продолжительность жизни; Он решает, быть ли ему несчастным или счастливым»56.
Ряд контекстов со словами данного корня повествует о том, что Аллах отсрочил наказание (в жизни после смерти) и оно, таким образом, наступит позже. В частности, об этом говорится в айатах 4:77, 20:12957, 14:44 (в них используется фраза «до близкого срока», которую комментаторы объясняют как «до смерти»58), 29:53 («если бы Аллах не решил отсрочить наказание, то оно наступило бы сразу»59), 11:3 , 16:61 и др. В ряде контекстов60 говорится, что срок, на который отложено наказание - до Судного дня.
Все эти контексты, на наш взгляд, не передают идею предопределенности свыше судьбы каждого конкретного человека; здесь речь о судьбе всего человечества и мироздания - вступает в свою роль общая эсхатология, а не индивидуальная.
Немало контекстов, повествующих о том, что у каждой общины (народа, уммы) свой, свыше предопределенный срок жизни. Подчеркивается, что наступление его необратимо и неминуемо, так как это выражение воли Аллаха. В частности, к ним относятся айаты 13:38 и 7:34 («у каждого поколения (уммы) - предопределенное свыше время»61). В айатах 63:10-11 содержится идея о том, что человеку не прожить больше, чем ему отмерено свыше.
В айате 29:5 слово означает «посмертная участь». В нем повествуется о том, что каждого человека после смерти судят по его делам. «Аллах видит все дела человека, все слышит, вознаграждает творивших добро»62, - говорится в тафсире к айату. Контекст 40:67 передает идею невозможности сопротивления решению Аллаха: «то, что должно случиться по его желанию - неизбежно»63.
тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низводим на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары» (22:5).
56 Цит. по: Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 212.
57 Там же. С. 174.
58 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 557.
59 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 433.
60 30:8, 31:29, 35:45
61 Ибн Касир. Тафсир. Т. 2. С. 216.
62 Ибн Касир. Тафсир. Т. 3. С. 419.
63 Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 87.
Анализ комментария к Корану позволяет нам сделать вывод, что айатов, описывающих предопределение судьбы человека, всего 10:
6:2, 6:60-61, 6:128, 10:49, 15:5, 16:61, 17:99, 22:5, 39:42, 63:11.
* * *
Подведем итоги проведенного нами анализа тафсира Ибн Касира. После анализа комментариев мы выявили 28 релевантных контекстов, соотношение по корням следующее:
• '-Ц: 10 контекстов
• q-d-y: 4 контекста
• q-d-r: 3 контекста
Напомним, тема предопределения судьбы человека звучит на арабском как а1^аба' wa-1-qadr. При этом очевидно доминирование корня '-Ц над остальными, более того даже суммарно оба корня q-d-y и q-d-r по количеству упоминаний не обходят корень '-Ц. Данный корень изначально не привлекает к себе внимание как передающий идеи Судного дня, наказания, предетерминированности судьбы человека, однако в итоге он выходит на первые позиции. Не в последнюю очередь происходит это из-за насыщенности пророческого периода ниспослания Корана словами данного корня, ибо пророки и посланники в своих речах и проповедях неоднократно напоминали верующим о неизбежности наказания за прегрешения.
Выдвинем такую гипотезу, которая поможет объяснить преобладание корня ('-Ц) над другими: как мы выяснили в ходе лексикографического анализа, семантические поля корней q-d-y и q-d-r чрезвычайно обширны и включают огромное количество разнообразных коннотаций. В случае же с корнем '-Ц большая часть значений так или иначе связана с идеями времени и смерти. При всем при этом стоит отметить, что в список 99 прекрасных имен Аллаха64 входят эпитеты лишь одного корня - q-d-r65.
Для перехода к выводам по теме необходимо выяснить, в каких из периодов ниспослания Корана встречается тема предопределения. Арабские ученые делят 114 сур Корана на ранние (мекканские, время ниспослания - с 610/612 г. по 622) и поздние (мединские - с 622 по
64 Традиция прекрасных имен Аллаха следует из Корана, в котором о них повествуется в различных айатах, например: «У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о Его именах. Будет им воздано за то, что они делают!» (7:180). Как правило, список имен обычно состоит из 99 эпитетов, иногда в качестве сотого имени добавляется Аллах, также иногда список расширяется до 124 эпитетов.
65 Эпитеты a1-qadIr (всемогущественный) и a1-muqtadir (всемогущий, властвующий над всеми).
632 г.). В общих чертах ситуацию с периодизацией у мусульманских ученых можно охарактеризовать следующим образом: в самых популярных ныне списках Корана число мединских сур составляет 24 или 28. В европейской арабистике распространение получила более дробная периодизация, в которой мекканские суры разделены на три периода (поэтический66, рахманский67, пророческий68). Впервые ее предложил Г. Вейль, его поддержали другие ученые, в том числе Нёльдеке и Крачковский. Критериями для разграничения сур по хронологии стали исторические события, упомянутые и в других источниках, менявшаяся стилистика текста и отражение в священном тексте изменения положения Мухаммада.
Менее дробную периодизацию разработал Д.В. Фролов: в ней суры разделены на раннемекканский период (610/612-614/615), позд-немекканский (614/615-622) и мединский (622-632).
Построим таблицу на основе наших выводов и узнаем, в каком из периодов ниспослания Корана наиболее часто встречаются упоминания темы предопределения. Мы использовали периодизацию Вейля-Нёльдеке-Крачковского.
^\Корень Период Поэтический Рахман-ский Пророческий Мединский Всего
q-d-r 3 — — — 3
Я-с1-У — 1 3 — 4
'-Я — 2 6 2 10
3 3 9 2 17
Из таблицы следует, что тема предопределения присутствует во всех периодах ниспослания, причем количество упоминаний возрастает ближе к концу этого процесса.
В поэтическом периоде тема выражается с помощью слов, образованных от корня q-d-r - это единственное их использование в данном плане, далее в Коране не встречаются слова от этого корня, относящиеся к исследуемой теме.
66 Поэтический период - с 610 по 615 г., 48 сур. В 610 г. началась проповедь Мухаммада, в 615 г. часть мусульман была вынуждена эмигрировать в Абиссинию (Эфиопию) из-за притеснений в Мекке.
67 Рахманский период - с 615 по 620 г., 21 сура. В сурах этого периода часто повторяется эпитет гаЬтап (Милосердный).
68 Пророческий период - с 620 по 622 г., 21 сура. В сурах данного периода много исторических контекстов, в которых рассказываются истории пророков.
В рахманском периоде появляются корни q-d-y и '^-1. Корень '-Ц представлен двумя контекстами. Корень q-d-y встречается здесь всего один раз.
В пророческом периоде наиболее часто встречаются производные от корня '-Ц (6 контекстов). Это объясняется общим характером айатов этого периода, а именно наличием большого количества историй о пророках. Как следствие, речи этих пророков изобилуют словами, образованными от данного корня и несущими коннотацию неминуемого наказания ада для грешников.
Корень q-d-y с тремя упоминаниями присутствует в этом периоде согласно тем же соображениям - производные от него встречаются в проповедях пророков, напоминавших верующим о неминуемой расплате за проступки и абсолютной предопределенности судьбы.
Фролов отмечал, что более 70% цитат из Корана, приводимых сторонниками и противниками предопределения в ходе ожесточенных споров в VШ-IX вв., относились к рахманскому и пророческому периоду. Поэтический период крайне редко был источником цитат, хотя уже в нем проявились признаки перехода от безличной судьбы, какой она была в доисламском периоде, к персонифицированному Богу - всемогущему Творцу и вершителю судеб69.
В мединском периоде тема предопределения представлена всего двумя контекстами, оба содержат слова корня '-Ц. Мединский период ниспослания Корана характеризуется его насыщенностью айатами, в которых обрисовываются юридические аспекты жизни мусульманина. Кроме того, в них содержится большое количество предписаний, устанавливаются культовые и обрядовые нормы жизнедеятельности верующих.
При этом в Коране так и не дается четкого ответа на вопрос о том, продиктованы ли все действия человека предписаниями Аллаха, или же это следствие свободы воли человека. Впрочем, этот вопрос вызвал еще большие споры в среде мусульманских ученых и является темой отдельного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БарановХ.К. Арабско-русский словарь. М.: Издатель Валерий Костин, 2007. 944 с.
2. Ибн Касир. Тафсир ал-Куран ал-Азым. Дар Мыср ли-т-Тыбаа. В 4 т. Каир, [б. г.].
3. Ибн Манзур. Лисан ал-'араб ал-мухит. Дар Лисан ал-'араб. В 4 т. Бейрут, [б.г.].
4. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 537 с.
69 Frolov D. Freedom and Predestination // Encyclopaedia of the Qur^an. Vol. 2. Leiden-Boston: Brill, 2002. P. 268.
5. Frolov D.V. Decision // Encyclopaedia of the Qur'an. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill, 2002. Pp. 515-517.
6. Frolov D. V. Freedom and Predestination // Encyclopaedia of the Qur'an. Vol. 2. Leiden-Boston: Brill, 2002. Pp. 267-271.
7. Karamustafa A. Fate // Encyclopaedia of the Qur'an. Vol. 2. Leiden-Boston: Brill, 2002. Pp. 185-188.
Zaman R. Ramazanov
QURANIC EXEGESIS BY IBN KATHIR ON PREDESTINATION
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 11999
The issue of predestination of human's fate has triggered plenty of discussions in Islam during many centuries. A number of roots are used in description of this topic in the Quran. The author pointed out three prominent roots and analysed their usage relying on commentary to the Quran written by one of the most prominent Muslim scholars - Ibn Kathir. The study resulted in finding out the most frequent root used in description of predestination, the author also gives statistics on reflection of the topic in different periods of Quran's revelation. The author attempts to find out the reasons why not the most frequent roots were used in the name of the theme in the Islamic doctrine.
Key words: islam, Quran, fate, predestination, fatalism, predetermination, death, destiny, allotment, exegesis, theology.
About the author: Zaman R. Ramazanov - Postgraduate student at Arabic philology department, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: zee2006@mail.ru).
REFERENCES
1. Baranov H.K. Arabsko-russkiy slovar. (Arabic-Russian dictionary) M.: Izdatel' Valerij Kostin, 2007. 944 p.
2. Ibn Kathir. Tafsir al-Quran al-Azim (Tafsir (Commentary) to the Holy Quran). Dar Misr li-t-Tibaa. Cairo. Year not given. 4 vol.
3. Ibn Manzur. Lisan al-Arab al-Muhit (The Language of the Arabs). Dar Lisan al-arab. Beirut. Year not given. 4 vol.
4. Koran. Per. I.Yu. Krachkovskogo. Rostov-n-D.: Feniks, 2009, 537 s.
5. Frolov D.V. Decision. Encyclopaedia of the Qur'an. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill, 2002, pp. 515-517.
6. Frolov D. V. Freedom and Predestination. Encyclopaedia of the Qur'an. Vol. 2. Leiden-Boston: Brill, 2002, pp. 267-271.
7. Karamustafa A. Fate. Encyclopaedia of the Qur'an. Vol. 2. Leiden-Boston: Brill, 2002, pp. 185-188.