Научная статья на тему 'Отражение темы предопределенности человеческой жизни в Коране'

Отражение темы предопределенности человеческой жизни в Коране Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАТАЛИЗМ / ИСЛАМ / ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ / СУДЬБА / КОРНИ / СМЕРТЬ / FATALISM / PREDESTINATION / FATE / DEATH / PREDETERMINATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рамазанов Заман Расул Оглы

Вопрос предопределения судьбы человека играет немаловажную роль в исламе и конкретно в жизни рядовых мусульман, являясь одной из самых противоречивых. Автор выделяет из всего объема коранического текста четыре корня, через которые описывается в тех или иных контекстах предопределенность человеческой жизни. Проведено количественное сравнение. На основании полученных данных сформированы таблица и диаграмма, благодаря которым наглядно показано распределение корней слов по периодам ниспослания Корана. Максимальную частотность в Коране имеет корень ‘a-j-l, который тесно связан с понятием Судного дня и пророческими историями в Коране; чаще всего встречается именно в пророческом периоде ниспослания Корана. Что касается других корней, то они доминируют в тех или иных периодах ниспослания, сменяя друг друга. Автор приходит к выводу, что преобладание корня ‘a-j-l объясняется характером речей пророков, увещевавших народы, всячески убеждая отказаться от грехопадения и вернуться к праведной жизни. При этом они неоднократно упоминают некий «срок», до которого Аллах отсрочил наказание для грешников, при этом всегда подразумеваются и предопределенность этой даты, и невозможность как-либо повлиять на нее, чтобы отсрочить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Reflection of Predeterminacy of Human Life in the Quran

It is fair to say that the issue of predestination is crucial for Islam and is of utter importance for Muslims. This matter has always been a point of debate for countless sects and schools of Islam. The author of the article singles out four roots from the Quranic text which are used for description of predestination. After that the author compares the frequency of these roots’ use, and based on that composes a diagram and draws up a table. So according to the analysis the root ‘a-j-l turns out to be the most used. This root is closely related to the issue of Doom’s (Judgment) Day in Islam and most of its occurrences are in the prophetic period of the Quran’s revelation. As for the other roots, they appear in different periods of revelation and substitute each other in some cases. The author concludes that such dominance of the root ‘a-j-l could be partly explained by the nature of prophets’ speeches they entreated people to give up their sinful behavior and turn to righteous life. It must be stressed that the prophets during their speeches repeatedly mention a ‘term’, for which Allah gave people a respite before which his judgment (and punishment) will not come but it is always stressed that man cannot delay this term on his own.

Текст научной работы на тему «Отражение темы предопределенности человеческой жизни в Коране»

НАУЧНАЯ СМЕНА

£>}'-.ff \з*>. f',\ S'\ffk /Г:ЛЙЧЛЧ ¿Л?'Sxflrif!4»>>.f?4t>.t'f-.?>< •:'>.i'X i'> i\

3.P. Рам азанов УДК: 821.411.21

ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В КОРАНЕ

Аннотация

Вопрос предопределения судьбы человека играет немаловажную роль в исламе и конкретно в жизни рядовых мусульман, являясь одной ич самых противоречивых. Автор выделяет из всего объема коранического текста четыре корня, через которые описывается в тех или иных контекстах предопределенность человеческой жизни. Проведено количественное сравнение. На основании полученных данных сформированы таблица и диаграмма, благодаря которым наглядно показано распределение корней слов по периодам ниспослания Корана. Максимальную частотность в Коране имеет корень 'a-j-1, который тесно связан с понятием Судного дня и пророческими историями в Коране; чаще всею встречается именно в пророческом периоде ниспослания Корана. Что касается других корней, го они доминируют в тех или иных периодах ниспослания, сменяя друг друга. Автор приходит к выводу, что преобладание корня 'а-j-l объясняется характером речей пророков, увещевавших народы, всячески убеждая отказаться от i рехоиадения и вернуться к праведной жизни. При этом они неоднократно упоминают некий «срок», до которого Аллах отсрочил наказание для грешников, при этом всегда подразумеваются и предопределенность этой даты, и невозможность как-либо повлиять на нее, ч тобы отсрочить.

Ключевые слова: фатализм, ислам, предопределение, судьба, корпи, смерть Zaman R. Ramazanov

THE REFLECTION OF PREDETERMINACY OF HUMAN LIFE IN THE QURAN

Abslracl

It is fair io say that the issue of predestination is crucial for Islam and is of utter importance for Muslims. This matter has always been a point of debate for countless sects and schools of Islam. The author of the article singles out four roots from the Quranic text which are used for description of predestination. After that the author compares the frequency of these roots' use, and based on that composes a diagram and draws up a table. So according to the analysis the root 'ti-j-l turns out to be the most used. This root is closely related to the issue of Doom's (Judgment) Day in Islam and most of its occurrences are in the prophetic period of the Quran's revelation. As for the other roots, they appear m different periods of revelation and substitute each other in some cases. The author concludes that such dominance of the root 'a-j-l could be partly explained by the nature of prophets' speeches - they entreated people to give up their sinful behavior and turn to righteous life. It must be stressed that the prophets during their speeches repeatedly mention a "term', for which Allah gave people a respite before which his judgment (and punishment) will not come - but it is always stressed that man cannot delay this teim on his own.

Key words: fatalism, predestination, tale, death, predetermination

Рамиишов Зимин Расул оглы. аспирант Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.И Ломоносова (Москва), e-mail: zee2006Kagjnail.com, zee2006(ci)mail. ru

Zaman R. Ramazanov, Posl-Grctducite Student of the Institute of Asian and African Studies, the Lomonosov Moscow' State University (Moscow), e-mail: zee20061(algmail.com. zee2006@mail.ru

©Рамазанов 3.P., 2016

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/3 (73)

ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В КОРАНЕ .

87

Тема предопределенности является одной из многих в исламе, которая беспокоила и беспокоит немало богословов и представителей религиозно-правовых школ. Нельзя сказать, что есть единая точка зрения по данному вопросу. Эта палитра мнений объясняется многообразием течений в исламе, каждое из которых выдвигает свою претендующую на универсальность теорию относительно ряда животрепещущих и занимающих разум каждого.

Проведем анализ слов, которые передают смысл предопределенности в исламе. Начнем с рассмотрения корней слов, используемых для передачи контекста о предопределенности судьбы человека.

1. Корень ц-с] -а. Он крайне важен для рассмотрения данной темы. Группы значений слов этого корня следующие:

• судебное: глагол «судить» - ¿¡аЛ-а.

• касающееся предопределения, решенных вопросов. Глагол «решать» (вопрос, проблему) -цен) а

проводить (время) - цас!-а. ;

• «умирать» или «положить чему-то конец» - глагол (¡йс) а с предлогом.

Глагол цасЛ-а. часто используется в айатах, повествующих о предопределении, как в действительном, так и в страдательном залоге, в контексте значения «(прсд)рсшсно».

2. Корень ^ ц-с1-г Палитра его значений разнообразна, значения слов с этим корнем можно объединить в следующие основные группы':

• вес, связанное с силой, могуществом: глагол «мочь / быть в состоянии что-либо сделать» (с/ас/ага, \qtadara), эпитет с/аЛг (могущественный, сильный; в качестве эпитета Аллаха - всесильный);

• значения, связанные с размерами: оценивать, определять, исчислять (глаголы цск\-с]ага, 1ацаск1ага)\

• понятия, относящиеся к предопределению: судьба, рок, предопределение (с/ас//-\^ас/аг)-, судить, предопределять (глагол ас[с1спа)\ эпитет тсщс1йг (предопределенный; перевод имени -судьба).

О предопределении в Коране также повествуется через слова с корнем Ы-Ь. Его значения следующие:

' Переводы всех слов см. в книге [4].

• связанные с письмом: «писать», «заставлять писать», «переписывать(ся)», «диктовать», «быть написанным» (глаголы Iccilaba, katlaba, kataba, aklaba, takataba, inkataba, iktataba, istaktaba и связанные с ними причастия, имена);

• связанные с книгами: «книга» (kitab), «письмо» (kitabatim), «библиотека» (maktabatim) и т.д.;

• связанные с рядами, группами: «выстраиваться рядами» (глагол takattaba), «отряд», «группа», «колонна» (katlbatun).

В Коране при описании предопределения используется в основном глагол «писать» в страдательном залоге (kntiba) в значении «предписано».

Нельзя обойти вниманием и корень J^ 1 'а-j-l. Значения слов этого корня можно сгруппировать следующим образом:

промежуток, период времени, предел, срок ('ajal);

• конец жизни, смерть ('ajal). Имеется значение «неизбежная смерть» при сочетании с соответствующим прилагательным (al-mahtflm);

• откладывать(ся), персносить(ся), отсрочиваться) - глаголы 'ajala, 'ajjala, ta'ajjala, ista'ajala, причастия 'ajil, mu'ajjal;

• из-за, ради чего-либо, для того, чтобы -

'ají;

• проявлять почет, уважение, почтение -глагол ajalla.

Как правило, в отличие от термина qadr, qada используется в контекстах, где речь идет о решении Бога относительно судьбы человека, вынесенном до или в момент создания человека. Относительно термина qadr большинство ученых и богословов сходятся на том, что этим словом передается единомоментное решение судьбы человека (выносимое непосредственно в момент, когда он жив).

Доказательством того, что фатализм прочно укоренился в умах рядовых мусульман, может служить фраза bi-l- qada. wa-l-qadar, состоящая из двух терминов, используемых в данной теме, и переводящаяся не иначе как «(произошедшее) стихийно, случайно, по воле судьбы» [1, с. 644J.

Всего слово qada, в значении «решение, приказ, страшный суд» встречается в 42 контекстах.

88

З.Р. Рамазанов

В отличие от корня цасЬ\ оно полностью отсутствует в раннемекканских сурах [4, с. 516], что косвенно может указывать на вытеснение одного термина другим. Данное слово используется для передачи идеи о суде над человеком лишь в двух контекстах (10:71, 20:72). Как правило, решение Бога выносится до творения человека, т.е. оно предопределяет его судьбу, и таким образом близко по значению к цас!г (вечное универсальное решение, выносимое Богом по отношению к его творениям) [5, с. 28].

Разберем контексты с корнем 1 ц- с! -а. Всего в Коране 32 упоминания данного корня, непосредственно повествующих о предопределении судьбы человека - пять.2

Рассмотрим другие коннотации, содержащиеся в айатах со словами с данным корнем:

- неотвратимость решенного Аллахом (2:117, 2:210, 3:47, 11:44, 19:35, 40:68, 40:78, 10:47, 10:54, 39:69, 39:75) - данные контексты не имеют явного отношения к предопределению жизни человека, для их анализа требуется привлечь комментарии к Корану;

- значения, связанные с завершенностью, окончанием чего-либо, удовлетворенностью (2:200,4:65,4:103,6:60, 10:19, 11:44, 12:41, 12:68, 14:22, 15:66, 17:4, 19:39, 28:28-29, 28:44, 33:23, 33:37, 34:14,41:45,42:14,42:21,46:29, 62:10).

Интересующий нас контекст с корнем ^ q-d-r в Коране всего один3.

В целом же в Коране 25 упоминаний слов с данным корнем. В них он фигурирует в значениях, нерелевантных для нашей темы, однако их стоит упомянуть.

Передаются следующие значения:

- связанные с решенным делом (15:60, 54:12, 27:57);

- связанные с тем, что люди не ценили дарованное им Богом (6:91, 22:74, 39:67);

- связанные с мерой, расчетом (2:236, 65:3, 65:7, 34:11 ,41:10, 74:18-20, 76:16, 87:3);

- в двух контекстах говорится о том, что Аллах установил летоисчисление на Земле (10:5, 36:39);

- о «сроке» (20:40, 33:38);

-другие (34:18).

Рассмотрим все релевантные контексты, где упоминается корень k-t-b. В Ко-

ране их четыре 4, а всего упоминается 26 раз.

Рассмотрим, какие значения встречаются с этим корнем в айатах:

- предписания Всевышнего (2:187, 4:66, 4:77, 4:103, 5:21, 5:32, 5:45, 21:105, 58:21, 59:3, 57:27,6:54,6:12,2:183,2:178,2:180,2:216,2:246, 3:154, 4:77, 9:120-121, 4:127, 4:77);

- благие дела записываются (9:120-121 ).

Рассмотрим корень J^i 'а-j-l. Слова с

данным корнем встречаются в Коране 48 раз. Из них 16 контекстов непосредственно касаются темы предопределения судьбы человека1' (если исключить рассмотрение контекстов, которые также касаются этой темы, согласно комментариям). Таким образом, данный корень оказывается максимально частотным в нашем рассмотрении. Вероятные причины этого мы опишем ниже.

Передаются и следующие значения слов с данным корнем:

- срок, предел (2:231-232, 2:234-235, 2:282, 4:77,7:135,7:185, 10:11, 11:3, 13:38, 14:10, 14:44, 22:33, 29:5, 31:29, 40:67, 42:14, 63:10, 65:2, 65:4;

- ради чего-то (5:32).

Мы провели исследование текста Корана и пришли к следующим выводам. Контекстов, в которых тем или иным образом сообщается о предопределенности жизни человека и его поступков, в Коране 26 (учитываются только те контексты, которые однозначно воспринимаются как повествующие о предопределении). Их можно распределить по периодам ниспослания текста следующим образом6:

• поэтический: 1 контекст;

• рахманский: 5 контекстов;

• пророческий: 14 контекстов;

• мединский: 6 контекстов.

Как мы видим, данная тема все чаще возникает ближе к позднему этапу ниспослания Корана. В частности, максимально ею насыщен пророческий период. В целом структуру

2 (сура - 17, айат - 23), (39:42), (6:2), (2:210), (33:36).

3 (56:60).

4 (7:145), (58:22), (9:51), (57:22).

5 (15:5), (23:43), ( 17:99), (71:4), (6:128), (46:3), (39:42), (35:45), (6:2). (6:60), ( 14:10), ( 16:61 ), (30:8), ( 10:49), (7:34), (63:11).

6 Раннемекканские (поэтические) суры в основном короткие. В них содержатся призыв к единобожию, красочные описания рая, ада, дня воскресения.

ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В КОРАНЕ ... 89

частотности данном темы можно представить в виде диаграммы, где частотность сдов с тем или иным корнем структурирована по периодам ннспослання Корана.

12

I

1

1

п г| ■ I ■,

Поэтический

Рахман-1 с кий

.Пророческий

Мединский

q-d-г q-d-a k-t-b 'a-j-1

Диаграмма (построена на основе табл. I)

Таблица 1

Поэтически и Рахман-ский Пророческий Мсдин-ский Всего

ci-d-r 1 - - - 1

q-d-a - 1 2 2 5

k-t-b - - 1 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'a-j-1 - 4 11 1 16

Тема предопределения возникает уже на начальном этапе ниспослания Корана. В частности, свою яркую, но короткую роль играет корень ц-с1-г - единственное его упомннанне происходит именно в поэтическом периоде.

Корень чч1-а представлен в рахманском периоде (I упоминание) и по два контекста приходятся на пророческий и мединский этапы ниспослания.

Корень М-Ь появляется лишь в пророческом периоде (1 контекст), в мединском он представлен уже четыре раза.

Корень 'а-]-1 является наиболее частотным из всех рассматриваемых корней. Он возникает в рахманском периоде, наиболее частотен в пророческом п представлен одним контекстом в мединском.

Возможно, такая насыщенность пророчес-

кого периода темой предопределения объясняется самим характером сур данного этапа -в них описываются истории коранических пророков, которые нередко увещевали народы о грядущем наказании и неминуемости гибели в назначенный Аллахом срок. Исследователи отмечают, что пророческие истории повторяются из суры в суру и образуют стержень мировой истории в Коране |2, с. 18]. Именно пророческие истории, на которые приходится почти половина кораничсского текста, образуют в значительной степени его повествовательный компонент.

Итак, наиболее частотным оказывается корень который в большинстве случаев

встречается в пророческом периоде ниспослания Корана. Чаше всего он звучит из уст пророков, которые являются к тем или иным народам и увещевают их, всячески убеждая отказаться от грехопадения и вернуться к праведной жизни7. Данный аспект интуитивно понятен и легко поддается объяснению с житейской позиции: любому пророку в начале его миссии необходимо привлечь к себе внимание, обрести определенный статус, вес в обществе. Так так пророки в начале своей профетологической деятельности преимущественно имеют дело с необразованными слоями населения, им приходится апеллировать к базовым инстинктам человека, в т.ч. к страху, который среди них является самым сильным. Отмстим, что данный подход оправдывал себя и в дальнейшей деятельности пророков, в случае, когда им удавалось распространить свои идеи на более образованную и обеспеченную публику. Такая аудитория, как правило, была менее склонна к внушению, но тем не менее была вынуждена прислушиваться к увещеваниям пророков, которые пользуясь идеями равенства людей перед Всевышним, декларировали невозможность

Позднемекканекие суры (рахманского и пророческого периода) длиннее, чем раннемекканскне. В сурах рахманского периода повторяется эпитет «rahman» - «Милосердный» (в раннемекканекпх он появляется лишь несколько раз). Пророческие суры изобилуют историческими контекстами, а также рассказами о пророках.

Основная мысль сур этих периодов - ко всем народам Аллах отправлял посланников, которых они отвергали, или же Писания, с которыми ниспосылались пророки, ими искажались. Мухаммад же является последним пророком, «печатью пророков», и Коран исказить уже нельзя. Кроме того, Коран исправляет ошибки, которые были в предыдущих «искаженных» Писаниях.

Мединские суры освещают в основном юридические аспекты повседневной жизни мусульман, но и в них Встречаются описания рая. ада. Страшного суда.

7 «Тогда простит Он вам ваши грехп и отсрочит вам до названного предела. Поистине, предел Аллаха, когда придет, не отсрочивается. Если бы вы знали!» (71:4). а также (14:10).

90

«откупиться» от грядущего Суда8 11 склоняли людей к свершению благих деяний в земной жизни. Во многих случаях это могло обеспечить безопасность самому пророку т.к. сильные мира сего в любом случае были вынуждены воздержаться от применения самого очевидного способа избавиться от конкурента в вопросе влияния на обывателей, а именно, принять жесткие меры в отношении пророка.

В итоге пророки прибегали к самому эффективному средству - апеллировали к теме смерти и Страшного суда, который обернется вознаграждением праведникам и вечными муками грешникам9. Поэтому в своих проповедях они постоянно подчеркивают неизбежность наказания и в связи с этим - предопределенность длительности жизни и даты смерти10. Таким образом пророю! призывали людей веровать в Аллаха, совершать лишь благие поступки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варанов Х.К. Арабско-русский словарь / под ред. В.А. Костина. - М.: Издатель Валерий Костин, 2007. - 944 с.

2. I аннутдииова А.Р. Профетология Корана: истории пророков как элемент построения кораннчсского текста: диссертация. - Кандидат филологических наук. - М.: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, 2008. -236 с.

{.Р. Рамазанов

3. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. - Рос-тов-на-Дону: Феникс, 2009. - 537 с.

4. Frolov, D.V. "Decision", Encyclopcdia of Islam, 2nd cd. Vol. I. - Leiden: Brill, 2001. -Pp. 515-517 {Фролов Д.В. «Решение», Энциклопедия ислама. - Лейден, 2001. - С. 515-517).

5. Rayyah Hashim, М.А. Free will and predestination in Islamic and Christian thought. Kano studies. 1967, №3. Pp. 27-34 (РсшяхХсшшм MA. Свобода воли и предопределение в исламе и христианстве. Исследования Кано. - 1967. -№3. - С. 27-34).

REFERENCES

1. Baranov, Н.К. Arabsko-russkiy slovar' [Arabic-Russian Dictionary], Ed. V.A. Kostin. Moscow, Valeriy Kostin, 2007 (In Russ.).

2. Gaynutdinova, A.R. Pmfeiologiyci Копию: is/orii prorokov kak clement posiroyeniya kora-nicheskogo labia [The Quran's Prophetology: Stories about Prophets as an Element of Quranic Text's Composition!. Moscow, MSU, 2008,236 p. ([n Russ.).

3. Koran. Per. I. }.' Kratchkovskogo | The Quran. Translation by I.Y. Kratchkovskiy|. Rostov-on-Don. Fcniks, 2009, 537 p. (In Russ.).

4. Frolov, D.V. Decision, Encyclopedia of Islam. Leiden. J. Brill, 2001. Pp. 515-517.

5. Rayyah Hashim, M.A. Free Will and Predestination in Islamic and Christian Thought. Kano studies 3 (1967). pp. 27-34.

8 «И в день, когда Он соберет их всех: "О сонмище джиннов! Вы многого хотели от этих людей!" И скажут их приятели из людей: "Господп! Одни из нас пользовались другими, и мы дошли до нашего предела, который Ты нам назначил". Он скажет: "Огонь - ваше место, - для вечного пребывания в нем. -если только не пожелает Аллах иного". Поистине. Господь твои - мудрый, знающий!» (6:128).

"(6:128).

10 «Разве они не видели, что Аллах, который создал небеса и землю, в состоянии создать подобных им, и установил Он им срок, в котором нет сомнения? Но неправедные отвергают все, кроме неверия» (17:99). а также (15:5), (23:43), (56:60).

К сведению читателей

Вышла книга:

Х98 Хусаинова Г.Т. Индия далекая и близкая. Уфа: Восточная печать, 2016. - 118 с.: илл.

В книге представлены материалы, отражающие историю Башкортостана в установлении и развитии многогранных связей России с Индией.

Для широкого круга читателей, интересующихся историей участия регионов России в межгосударственных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.