УДК 316
ЭКСТРЕМИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
А.С. Быкадорова, С.А. Чурилов, Е.В. Шаповалова
Аннотация. Главной экстремисткой и террористической угрозой 2015 года в Интернете является распространение идеологии «Исламского государства», группировки, деятельность которой в России запрещена законом. В данной статье на исследуемом сотрудниками НЦПТИ материале проанализированы и систематизированы используемые экстремистами популярные методы привлечения сторонников через сеть Интернет, социальные сети, воздействия на общественное мнение, распространение радикальной идеологии.
Ключевые слова: экстремизм, кибер-экстремизм, терроризм, радикальные движения, социальные сети, молодежный экстремизм.
THE EXTREMIZATION OF YOUNGSTERS IN THE INTERNET
A. Bykadorova, S. Churilov, E. Shapovalova
Abstract. The main extremist and terrorist threat of 2015 in the Internet is the spread of the ideology of "ISIS", whose activities are prohibited by law in Russia. On the material under the examination made by the members of the National Center for the Prevention of Terrorism and Extremism in the Educational Environment and the Internet the author analyzes and puts together the popular methods used by extremists to attract the followers through the Internet, social networks, to impact the public opinion and to spread the radical ideology.
Keywords: extremism, cyber extremism, radical movements, terrorism, social networks, youth extremism.
14 июля 2007 года в «Российской газете» была опубликована первая редакция федерального списка экстремистских материалов. В перечне значилось 14 пунктов: половина - книги, 5 статей, кинофильм, музыкальный альбом. За 8 лет в список экстремистских, запрещенных к
распространению на территории Российской Федерации, вошли 3113 материалов (на 05.11.2015) и только 37 пунктов были из него исключены. Каждый год министерство юстиции расширяет список более чем на 350 пунктов. На пополнение списка работает судебная власть страны: за 2014 год по данным главы Роскомнадзора Александра Жарова было вынесено 1869 судебных решений о запрете распространения экстремистской информации. Все чаще материалами, подпадающими под запрет, становятся Интернет-ссылки, отдельные подкасты и другие материалы из сети Интернет.
Главной экстремистской угрозой 2015 года в Интернете является распространение идеологии террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой в России запрещена законом. В данной статье проанализированы используемые экстремистами методы привлечения потенциальных
сторонников. Мониторинг реакции Интернет-пользователей на запрет того или иного материала показал, что большая часть граждан не воспринимает реестр материалов как эффективный инструмент противодействия экстремизму. Интернет-среда позволяет появляться тысячам сайтов с противоправной информацией, в то время как на запрет одного из
материалов нужна громоздкая процедура судебного разбирательства.
Понятие «экстремистская деятельность» (экстремизм) согласно Закону «О противодействии экстремистской деятельности» [4] включает в себя несколько характеристик:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Перечисленные признаки могут быть отслежены в Интернет-среде. В научной литературе [2, а1-2] выделяют следующие виды экстремизма: социальный, политический, национальный и религиозный. На территории РФ действуют сотни экстремистских организаций. Некоторые практики
(действующие сотрудники правоохранительных органов) считают, что молодежный экстремизм на территории Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему:
- «первый уровень, организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка (например, в НБП, движении скинхедов, футбольных фанатов);
- второй уровень, ментальный, представлен экстремистской политической культурой, а также деструктивными действиями средств массовой коммуникации (экстремистские идеи, ценностные ориентации);
- третий уровень, поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка» [9].
Данные уровни не учитывают действия пользователя сети Интернет. Однако можно уверенно говорить о том, что все три уровня вовлеченности в экстремистскую систему присутствуют и в виртуальной среде. Исследователи считают, что в разговоре об экстремизме и терроризме «очень важным моментом являются социальные представления людей о данном феномене, их взгляды и мнения на этот счет. Также особо важны в наше время представления молодежи о формировании террористических и антитеррористических взглядов» [3, с.3].
Так, исследователь Е.О. Кубякин пишет: «Идеологи экстремистских молодежных движений используют расширившиеся коммуникативные возможности
глобализирующегося общества для насаждения ценностей, норм, образцов поведения, идеологических установок, носящих
антисоциальный характер. В современной ситуации российская молодежь оказалась уязвимой перед коммуникативным воздействием экстремистского характера» [5]. Сеть Интернет позволяет экстремистам использовать различные инструменты для продвижения радикальной идеологии, привлечения новых сторонников, а также финансирования:
- сайты и Интернет-порталы;
- сообщества в социальных сетях, страницы пользователей;
- публикация отдельных материалов, возбуждающих религиозную или иную рознь;
- публикация и вирусное распространение инструкций о том, какие действия необходимо совершать приверженцам радикальной идеологии (изготовление оружия, взрывчатых веществ, как материально поддержать сторонников и др.) [6].
С помощью данных инструментов, а также различных методов психологического воздействия создается искаженная картина мира, предназначенная для целевой аудитории экстремистов - потенциальных сторонников.
Под воздействие таких материалов подпадают молодые люди с несформированной привычкой критического осмысления информации. Основной метод формирования искаженного мировоззрения - фильтрация предоставляемой сторонникам или сочувствующим информации, поступающей из официальных источников и СМИ. Неофициальные личностные
коммуникации становятся для участников сообщества или группы более информативными и приемлемыми, чем сообщения из официальных источников информации. Популяризируются принятые в среде радикалов географические названия, которые имеют выраженную идеологическую окраску, названия национальностей, сленг. Этому способствует повсеместный переход от пассивной позиции читателя/зрителя традиционных СМИ к активной позиции пользователя интерактивных медиа: во втором случае пользователь сам регулирует информационные потоки и может выбирать те СМИ, которым доверяет.
Как считают эксперты [7], «одной из особенностей пропаганды экстремистских движений в сети Интернет является неконтролируемое вирусное распространение учебных пособий», а также инструкций, четко прописывающих поведение в различных ситуациях. Радикалы используют еще одну особенность Интернет-коммуникации -отложенность коммуникативного акта. Это значит, что сообщение может быть прочитано спустя месяцы и даже годы после его получения или размещения на ресурсе, т.е. у потенциального сторонника есть возможность пересмотреть свою позицию по отношению к сообщению. Изначально пользователь может не обратить внимание на сообщение, однако позже в определенной ситуации этот пост или фотография могут его заинтересовать. Одна из особенностей Интернет-коммуникации в том, что количество получателей сообщения не ограниченно. Все сообщения имеют возможность ретрансляции, и члены сообщества видят, кто именно «перепостил» себе на страницу высказывание на националистическую или религиозную тему. Эффект «информационной волны» выводит в информационную повестку дня экстремистские публикации, что производит впечатление на потенциальных сторонников. Огромен потенциал вирусного распространения инструкций и учебных пособий: чем больше «лайков» и «репостов» уже были получены, тем больше вероятность, что все копии сообщения не будут удалены из пространства социальной сети.
Содержание экстремистских сообществ систематизировано и делится согласно исследованиям М.Г. Стадникова на «их мир» и «наш мир». Здесь могут использоваться лингвистические и паралингвистические особенности речи. Например, исламские экстремисты визуализируют любые обращения радикальных лидеров, а тексты стенограммы самих выступлений встречаются редко. Чаще всего пользователю в комментарии к нейтральной записи оставляют ссылку на видеоматериал, на котором записана хорошо продуманная речь-обращение. Человек, изображенный на видео, всегда использует «минимальный набор» оратора: риторические приемы, метафоры, цитаты из «Корана», ссылки на авторитеты, воззвания, восклицания. В такой подаче материала сложно сосредоточиться на смысле высказываний и их логической связи; на первый план выходят эмоции. Образ человека другой национальности или религии рисуется благодаря негативно эмоционально окрашенным сообщениям. Образ представителей «своей» нации, сторонников всегда подается как некий идеал. Как считают исследователи, «экстремистские наклонности характерны для личностей, которых отличает жестко авторитарная, псевдорациональная, ценностно-насыщенная картина мира, поделенная на «Мы» и «Они», на «своих» и «врагов», между которыми ведется непрекращающаяся борьба. Экстремистской личности свойственна агрессивность и авторитарное навязывание своих убеждений, крайняя нетерпимость к оппонентам» [8]. По этим авторитарным принципам строится коммуникация в сообществе и радикальной группе.
Интернет в большинстве своем -виртуальная среда для общения молодежи. И чаще всего потенциальной аудиторией коммуникации для радикальных сообществ становятся молодые люди. Экстремисты учитывают ряд психологических особенностей при подготовке сообщений для подростков, студентов; используется узнаваемый стиль, слоганы и символы. При этом информация подается при помощи понятных и популярных среди молодежи форматов: демотиваторов, мемов, подкастов, коллажей, фотографий, генераторов изображений и др. То есть диалог-полилог не ограничен какими-то рамками. Обычным пользователям производство таких материалов представляется игрой, чем-то несерьезным, и постепенно они могут вовлекаться в процесс создания экстремистских материалов.
В радикальных сообществах распространены методы манипулирования: психологические атаки, подмена понятий, использование анонимных виртуальных авторитетов, создание мнимых угроз и другие. Коммуникация в экстремистских сообществах отличается интерактивностью, отсутствием
психологических барьеров для общения на разные темы, которые могут быть запрещены или не уместны для обсуждения в кругу родственников и друзей. Срабатывает эффект «запретного плода». Другая сторона вирусного распространения информации - завоевание авторитета, репутации человека, к суждениям которого прислушиваются большинство членов сообщества, даже несмотря на то, что Интернет-коммуникация анонимна. Зачастую, этим пользуются вербовщики радикальных структур, под их влияние подпадают как необразованные, так и достаточно начитанные молодые люди.
Выделим ряд особенностей сообщений в экстремистских сообществах, рассчитанных на молодежь: слогановый характер сообщений, посты обязательно сопровождаются картинкой, призывы к конкретному действию, иногда шокирующего содержания; использование табуированной лексики (употребляются слова с ярко выраженной негативной окраской, либо бранные, оценочные и нецензурные выражения).
Опираясь на теорию о том, что «сообщество в социальной сети — это не только объединение людей, но и набор продуцируемых участниками текстов (страниц), видеозаписей, фотографий, аудиофайлов, выкладываемых в рамках концепции группы» [1, с.75], можно сказать, что гипертекстуальность влияет на распространение опасных социальных явлений. Еще одной особенностью Интернет-коммуникации является то, что пользователи, не состоящие в экстремистских сообществах, не защищены от информации, распространяемой радикалами.
Последние тенденции, когда российские студенты покидают страну для того, чтобы присоединиться к террористическим
группировкам, ставят перед обществом острые вопросы. Противостояние методам
радикализации сети Интернет, описанным выше, становится одной из важных задач, в том числе и Минобрнауки России. В современной ситуации невозможно обойтись дежурными
воспитательными беседами и страницей антитеррористической тематики на сайте образовательного учреждения. Важным фактором противостояния экстремистским идеям становится осознанное поведение студенческого сообщества и активная гражданская позиция каждого обучающегося.
Иными словами, студенческая среда должна быть проинформирована о выявленных методах психологического воздействия и вооружена критическим мышлением для успешного сопротивления манипулятивным технологиям. Для формирования антитеррористических
ценностей в молодежной среде необходима вовлеченность студенческих организаций в процесс просвещения, а также непрерывный диалог с научно-педагогическими работниками и администрациями вузов.
Литература:
1. Антонова Ю.А. Виртуальное сообщество в социальной сети как способ распространения экстремистской идеологии среди молодежи / Ю.А. Антонова // Политическая лингвистика. - 2012. - № 4. - С. 71-80.
2. Безбородов М.И. Профилактика религиозного экстремизма как важная составляющая сохранения мира и обеспечения безопасности [Электронный ресурс] / М.И. Безбородов. - Режим доступа: http://www.petrsu.ru/files/2012/09/f7631_1 ^
3. Духова Р.Л., Попова Л.В. Интернет как средство формирования террористических и антитеррористических ценностей: представления студентов вуза [Электронный ресурс] / Р.Л. Духова, Л.В. Попова // Современные научные исследования [Концепт]. - 2014. - Вып. 2. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014Z55223.htm
4. Закон № 114-ФЗ «О
противо действии 1. [Электронный http://www.media-
экстремистской деятельности», с ресурс]. - Режим доступа: pravo.info/glossary/99
5. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях информатизации и глобализации социума: постановка проблемы [Электронный ресурс] / Е.О. Кубякин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 3. - С. 65-68. -
Режим доступа: http://psibook.com/sociology
molodezhnyy-ekstremizm-v-usloviyah-informatizatsii-i-
globalizatsii-sotsiuma-postanovka-problemy.html
6. Седых Н.С. Социально-психологические особенности пропаганды экстремизма и терроризма посредством Интернета [Электронный ресурс] / Н.С. Седых // Социальная психология и общество. - 2013. -№ 2. - С. 137-147.
7. Серия экспертных онлайн-форумов ОБСЕ по использованию Интернета террористами. [Отчет]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.osce.org/ru/secretariat/104407 ?download=true
8. Стадников М.Г., Щеглов А.А. Проблема исследования социально-психологических особенностей лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления по идеологическим мотивам [Электронный ресурс] / М.Г. Стадников, А.А. Щеглов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - Т. 6. - № 1. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/1/ Shheglov.phtml
9. Экстремизм - угроза обществу! [Электронный ресурс] / Прокуратура Чувашской республики [Информационно-справочная брошюра]. -Чебоксары, 2009. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/555/39234.php
Сведения об авторах:
Быкадорова Александра Сергеевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат филологических наук, аналитик, Национальный центр по противодействию экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети Интернет г. Ростов-на-Дону, e-mail: asbyk@ncpti.ru
Чурилов Сергей Анатольевич (г. Ростов-на-Дону, Россия), директор, Национальный центр по противодействию экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети Интернет г. Ростов-на-Дону.
Шаповалова Екатерина Владимировна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат экономических наук, аналитик, Национальный центр по противодействию экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети Интернет г. Ростов-на-Дону.
Data about the authors:
A. Bykadorova (Rostov-on-Don, Russia), candidate of philological sciences, analyst, National Center for the Prevention of Terrorism and Extremism in the Educational Environment and the Internet of Rostov-on-Don, email: asbyk@ncpti.ru
S. Churilov (Rostov-on-Don, Russia), director, National Center for the Prevention of Terrorism and Extremism in the Educational Environment and the Internet of Rostov-on-Don.
E. Shapovalova (Rostov-on-Don, Russia), candidate of economic sciences, analyst, National Center for the Prevention of Terrorism and Extremism in the Educational Environment and the Internet of Rostov-on-Don.