УДК 316.4
t
АНАЛИЗ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
К ИССЛЕДОВАНИЮ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КАДРОВЫХ ОФИЦЕРОВ
Туркот Юрий Валентинович
Соискатель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В статье предпринята попытка проанализировать методологические подходы к исследованию военно-профессиональной компетентности будущих кадровых офицеров. Анализ методологических подходов к исследованию военно-профессиональной компетентности будущих кадровых офицеров осуществлён на базе современных научных трудов.
Ключевые слова: военно-профессиональная компетентность, системный подход, компе-тентностный подход, личностно-
деятельностный подход, подготовка военных специалистов, выпускники учебного военного центра, профессиональное образование.
THE ANALYSIS OF METHODOLOGICAL CONCEPTIONS TO THE STUDY OF MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE COMMISSIONED OFFICERS
Turkot Yuri V.
Applicant of the Institute of Sociology and Regional Study of Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
In this article, the author attempts to analyze methodological approaches to the investigation of military-professional competence of future commissioned officers. The analysis of approaches to the study of military-professional competence of future commissioned officers is based on modern scientific works.
Keywords: military-professional competence, system conception, competency-build conception, personal-activity conception, training of military specialists, graduates of training military center, vocational education.
Научных работ, посвященных теоретическому анализу профессиональной подготовки кадровых офицеров, в отечественной науке встречается довольно большое количество. Это обусловлено тем, что во все времена к военному специалисту предъявлялись высокие требования.
В данной статье предпринята попытка выявления основных научных подходов к изучению военно-профессиональной компетентности будущих кадровых офицеров.
В рамках системного подхода данную проблематику рассматривал В.П. Еремин. Им были выделены такие основные принципы подготовки военных специалистов, как единство государственной политики в области подготовки офицерских кадров и гражданской высшей школы, гуманизация и демократизация военного образования, непрерывность и преемственность военного образования, фундаментализация высшего военного образования, соответствие научно-педагогического потенциала и учебно-материального обеспечения военного образования установленному качеству образования офицерских кадров [1].
С позиции компетентностного подхода проблему подготовки офицерских кадров в военных вузах исследовал В.Б. Капустин. Автором было отмечено, что профессиональная компетентность присуща сложному профессиональному труду, одну из разновидностей которого представляет труд офицера. Ученый выделил особенности военно -профессиональной компетентности по условиям, содержанию и технологии воинского труда. Среди них - социально-правовая, функциональная и временная регламентация военно-профессиональной деятельности, экстремальность условий выполнения профессиональных обязанностей, действия военнослужащих в процессе деятельности и общения [4].
Е.Г. Поршнева военно-профессиональную компетентность выпускника военной кафедры рассматривала так же с позиции компе-тентностного подхода. В своей работе она утверждает, что «выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию, но и умеет принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях» [8]. Военно-профессиональная компетентность, по мнению автора, определяет подготовленность и способность отдельного офицера запаса к выполнению боевых задач и обязанностей военной службы. Структура военно-профессиональной компетентности определяется Е.Г. Поршневой как совокупность военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, готовности и способности решать задачи [8].
В.А. Романов, используя методы системного анализа, выявил критерии и показатели готовности военных специалистов, подготовленных в гражданских вузах к исполнению функций должностного предназначения. Также, опираясь на психолого-педагогические концепции, автором были определены направления и основные способы интеграции профессиональной подготовки специалистов на военных кафедрах в системе многоуровневого университетского образования с учетом специфики содержания на разных этапах обучения [7].
М.М. Корзун в своей работе «Теоретические основы профессионализации офицерских кадров» обратился к дефиниции «военно-профессиональная компетентность», определяя ее как военно -профессиональную подготовленность субъекта воинского труда (отдельного военнослужащего или воинского подразделения) к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы. Автор подчеркивает, что первым этапом процесса формирования офицера как военного специалиста является подготовка в военно-учебном заведении. И именно с организацией обучения в вузе связано наибольшее число актуальных проблем профессионализации, требующих своего скорейшего решения [5].
В работе И.Ю. Лепешинского «Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования» автором исследуется проблема развития ИКТ-компетентности (информационно-коммуникативной) будущих военных инженеров ГАБТУ (Главного автобронетанкового управления). Теоретическую основу исследования
с с _
составили системный и личностно-деятельностный подходы. В рамках личностно-деятельностного подхода И.Ю. Лепешинский поясняет реализацию ИКТ-компетентности студентов УВЦ посредством актуализации субъективной позиции личности обучаемых, мотивации и стимулирования его познавательной деятельности на основе «интеграции дисциплин информатической подготовки и военно-профессиональных учебных дисциплин на уровне дидактического синтеза» [6]. Автором разработана модель профессиональной компетентности военного инженера, структура которой определяется тремя составляющими: ключевой, базовой и специальной профессиональной компетентностями. Посредством системного подхода И.Ю. Лепешинский рассматривает педагогический процесс в рамках учебного военного центра при гражданском вузе как целостность, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов и подчиняющуюся общему закону организационного строения и функционирования образовательной системы.
Работы, посвященные проблемам внедрения компетентностного подхода в систему профессионального образования, в России появляются только в начале 2000-х гг. Это обусловлено тем, что проблема развития компетентности для России стала актуальной с момента присоединения страны к Болонскому процессу в 2003 г. Тогда была выработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в основу которой лег термин «компетентность». При этом современные ключевые компетенции в данной концепции интерпретировались как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности [9].
Среди российских исследователей, рассматривающих различные аспекты реализации компетентностного подхода в контексте модернизации отечественной системы образования, следует выделить И.А. Зимнюю. В рамках своих работ И.А. Зимняя выделяет нюансы становления компетентностного подхода в 1970-1990 гг., анализирует специфику его применения в системе образования на различных этапах его внедрения в образовательную практику [2]. В своей статье «Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход)» И.А. Зимняя разводит понятия «компетентность» и «компетенция». Так, компетенция, по ее мнению, относится к потенциальному качеству личности, а компетентность - к актуальному, формируемому личностному качеству. А понятие «компетентность» интерпретируется как актуализация комплекса компетенций. При этом компетенции определяют содержание компетентности [3].
В этой связи компетентностный подход направлен главным образом не столько на содержание образования, сколько на его результат, который выражен посредством компетенций. При этом результатом образования является не объем усвоенных теоретических знаний, а умение их применять и эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях.
Итак, проведенный анализ многочисленных научных работ, касающихся изучения военно-профессиональной компетентности будущих кадровых офицеров, показал, что большинство из них выполнено в контексте педагогических или психологических исследований. В качестве основных теоретико-методологических подходов исследования данной проблематики следует выделить системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы.
Литература
1. Еремин В.П. Методологические подходы к формированию доктрины военного образования в России // Военная мысль. 1997. № 5. С. 54-64.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 4. С. 20-27.
4. Капустин В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. М., 1992. 60 с.
5. Корзун М.М., Михайловский В.Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров. М., 1995. 91 с.
6. Лепешинский И.Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2009. 25 с.
7. Романов В.А. Подготовка военных специалистов в гражданских вузах. Тула, 2000. 152 с.
8. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2. URL: http://human.snauka.ru/ 2014/02/5853 (дата обращения: 27.10.2015).
9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения: 03.12.2015).
References
1. Eremin V.P. Metodologicheskie podhody k formirovaniyu doktriny voennogo obrazovania v Rossii // Voennaya mysl. 1997. № 5. S. 54-56.
2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompe-tentsyi - novaya paradigma rezultata obra-zovaniya // Vysshee obrazovaniye segodhya. 2003. № 5. S. 34-42.
3. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sov-remennyh podhodov k problemam obra-zovaniya? (Teoretiko-metodologicheskiy aspekt) // Vysshee obrazovaniye segodhya. 2006. № 4. S. 20-27.
4. Kapustin V.B. Professionalnaya kompetentnost sovetskih oficerskih kadrov. M., 1992. 60 s.
5. Korzun M.M., Mihaylovskiy V.G. Teoreticheskie osnovy professionalizatsii ofit-serskih kadrov. M., 1995. 91 s.
6. Lepeshinskiy I.Y. Razvitie IKT-kompetentnosti studentov uchebnyh voennyh tsentrov v usloviyah integratsii bazovogo i voenno-professionalnogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kan. ped. nauk. M., 2009. 25 s.
7. Romanov V.A. Podgotovka voennyh spetsialistov v grazhdanskih vuzah. Tula, 2000. 152 s.
8. Porshneva E.G. Sostoyanie i ten-dentsii razvitiya sistemy voennoy podgotovki v grazhdanskih vuzah (Elektronnyy resurs) // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2014/ 02/5853 (data obrascheniya: 27.10.2015).
9. Federalnye gosudarstvennye obra-zovatelnye standarty vysshego professional-nogo obrazovaniya (Elektronnyy resurs) // Sayt Ministerstva obrazovaniya I nauki Rossiyskoy Federatsii. URL: http:// mon.gov.ru/dok/fgos/ (data obrascheniya: 03.12.2015).