УДК 159.992.7
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Д.В. Мещеряков
В статье раскрывается сущность и структура педагогического обеспечения личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, с учетом его особенностей и современных требований к обучению курсантов. Разработаны положения личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров и ее формирования в военном вузе
Ключевые слова: педагогическое обеспечение, личностно-профессиональная компетентность, формирование личностно-профессиональной компетентности, особенности военного вуза, педагогическая модель, педагогические условия
Образовательный процесс в военном вузе представляет организованное, целенаправленное взаимодействие преподавателя и курсантов, целью которого является формирование у будущих офицеров компетенций, развитие мышления, творческих способностей, личностных качеств, а также их адаптация к военной среде и создание педагогических условий для освоения профессиональных образовательных программ. 1
Задачи образовательного процесса военного вуза определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов, степень их взаимодействия.
Для достижения целей образовательного процесса военного вуза, совместно с органами управления военным образованием, осуществляется педагогическое обеспечение этого процесса, включающее:
разработку теоретико-методологического обеспечения, для включения военных вузов в общегосударственную образовательную структуру, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения;
разработку понятийно-категориального аппарата педагогики высшей военной школы, уточнение сущности ряда ключевых определений, без которых она не может самостоятельно существовать;
сбор и анализ накопленного опыта воинского обучения и воспитания для разработки конструктивных предложений, обеспечивающих совершенствование системы подготовки будущих офицеров.
изучение особенностей педагогической деятельности преподавателей в военном вузе, разработка требований к их личностно-профессиональной компетентности;
разработку путей повышения качества образовательного процесса, а также участие военного вуза в системе непрерывного образования, обеспечивая повышение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров.
При планировании и реализации вопросов педагогического обеспечения личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза были выделены его особенности:
Мещеряков Дмитрий Викторович - ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», начальник учебного командного пункта, e-mail: mecher-icov@mail.ru
подготовка будущих военных инженеров с квалификацией «специалист»;
несогласованность федеральных законов в области образования, с одной стороны, и в области обороны и безопасности, с другой, порождают внутренние проблемы законодательного регулирования системы военного образования. Так, требование повышения фундаментальной подготовленности курсантов не соответствует требованиям руководящих документов при переходе на ускоренные сроки обучения по «военному времени», поскольку подготовка будущих офицеров, как военных профессионалов, осуществляется в соответствии с учебными программами в основном на старших курсах;
строгая регламентация жизнедеятельности курсантов уставами, инструкциями, приказами и другими руководящими документами;
малое время адаптации первокурсников к требованиям учебной и служебной деятельности в военном вузе, в то время как в данном сензитивном периоде определяется мотивация курсанта к учебной и военно-профессиональной деятельности.
Таким образом, общая цель образовательного процесса военного вуза заключается в комплексном педагогическом обеспечении всестороннего личностного развития будущего офицера, обуславливающее эффективное формирование профессионально важных качеств курсантов - компетенций.
В тоже время, исследуя проблему повышения эффективности формирования личностно-профессиональной компетентности будущего офицера, в малой степени рассматривается вопрос педагогического обеспечения этого процесса.
В разработке проблемы педагогического обеспечения процессов образовательной деятельности существенное значение принадлежит ряду концепций и научных исследований: концепции педагогической поддержки (Т.В. Анохина, О.С. Газман, С.М. Юсфин и др.); научные вопросы педагогического обеспечения (О. С. Гребенюк, М.И. Рожков, А.Л. Уманский и др.); научные представления о педагогической поддержке и социально-педагогическом сопровождении (Н.М. Борытко, М. И. Губанова, Е. Ф. Зеер, С.В. Кульневич и др.); диссертационные исследования с 2008 года (О.В. Болтыков, О.В. Гончаренко, Н.Г. Григорьева, Н.В. Ляхова, А.А. Пожарский, Т.В. Седых, А.И. Тимонин, С.В. Филимонов, и др.)
Масштабность исследований педагогического обеспечения процессов образовательной деятельности определила его переход от частных аспектов
к системному рассмотрению и применению теорий, концепций педагогического обеспечения (Н.Г. Григорьева, А.И. Тимонин, Г. А. Шабанов и др.).
Однако, в широком поле теоретико-методологической практики, в контексте формирования личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров, понятие «педагогическое обеспечение» не получило целостного и систематического описания.
В связи с этим, возникает необходимость обоснования сущности и структуры педагогического обеспечения личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров.
Применительно к образовательному процессу вуза с позиции места, роли, функции и механизмов педагогического обеспечения, определен ряд позиций.
Так, в исследовании А. И. Тимонина, педагогическое обеспечение процессов образовательной деятельности вуза рассматривается как совокупность личностных ресурсов обучающегося, институционных ресурсов и ресурсов среды, с вектором направленным на актуализацию названных ресурсов, посредством реализации разработанной стратегии, концепции [1].
По мнению Н. Г. Григорьевой, педагогическое обеспечение направлено на активизацию поэтапного освоения образовательного процесса вуза субъектами, непосредственным воздействием внешних факторов с последовательной интериоризацией и переходом к доминирующей роли внутренних факторов саморазвития [2].
Анализируя вышесказанное и учитывая особенности образовательного процесса военного вуза, педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущего офицера рассматривается как полинаправленная педагогическая деятельность преподавателей и командиров, обуславливающая активизацию академических ресурсов военного вуза, и реализацию личностных ресурсов курсантов, в ходе дифференцированного педагогического взаимодействия с ними, способствующая эффективному формированию личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в специально созданных педагогических условиях.
Личностные ресурсы курсантов обуславливаются индивидуальными особенностями и включают эмоциональный, волевой, мотивационный, интеллектуальный компоненты.
Академические ресурсы включают содержание, организацию и управление образовательным процессом военного вуза, его особенности.
Разносторонность и многоаспектность военно-профессиональной деятельности будущих офицеров определяет необходимость уточнения понятия лич-ностно-профессиональной компетентности. Сущность ее выражается в сформированности у курсантов интегративного комплекса личностных и профессиональных качеств, соответствующих требованиям военной службы. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные целями и задачами стороны: учебно-боевая, служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется личностное и профессиональное развитие курсантов и воинских коллективов, достигаются результаты во-
инского труда - высокий профессионализм и боеготовность, морально-психологическое состояние, дисциплина, отражающие процессуальный и результирующий аспекты воинской деятельности.
Таким образом, личностно-профессиональная компетентность будущих офицеров - интегратив-ная характеристика курсантов, как субъектов образовательного процесса, обусловленная особенностями военно-профессиональной деятельности, связанной с выполнением воинского долга, представляющая собой совокупность личностных и профессионально важных качеств, способность и готовность решать проблемы и задачи, возникающие в различных ситуациях военно-профессиональной службы, на основе сформированных компетенций и жизненного опыта.
Качественная подготовка будущих офицеров в военном вузе, отвечающая требованиям, задачам и особенностям военно-профессиональной деятельности, возможна через формирование личност-но-профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и задач военной службы.
Само понятие «формирование» представляется как процесс комплексного целенаправленного развития, совершенствования и становления личности будущего офицера под воздействием внешних факторов (образовательный процесс, воинская среда и др.).
Следует заметить, что внешнее воздействие является основным (но не единственным) фактором, важно учитывать и внутренний (личностный) фактор - индивидуальные качества (самосознание, самоопределение).
Следовательно, формирование личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе - процесс педагогического взаимодействия преподавателей и командиров с курсантами, направленный на их профессиональное и личностное развитие, освоение компетенций, совершенствование профессиональных качеств, которые детерминируются целями, мотивами, потребностями военной службы, становлением устойчивой жизненной позиции.
Формирование личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров включает самоуправленческую деятельность курсантов (самоопределение, самоактуализацию и самореализацию) и целеуправленческую деятельность преподавателей, командиров, в ходе которых курсант вырабатывает и реализует свою индивидуальную траекторию профессионального становления.
Образовательный процесс военного вуза обуславливает специфику формирования личностно-профессиональной компетентности:
совмещение учебной и военно-служебной деятельности будущих офицеров;
неопределенность временного интервала между приобретением военно-профессиональных навыков и их применением в реальной обстановке;
усвоение такого объема знаний, который позволит решать задачи военно-профессиональной деятельности, не требующие опыта исполнения должностных обязанностей;
совмещение требований ФГОС ВПО и квалификационных требований к военно-
профессиональной подготовке выпускника военного вуза по формированию компетенций будущего офицера;
сложность разработки курсантом индивидуальной вариативной части основной образовательной программы ФГОС ВПО;
развитие личностных и профессиональных качеств курсантов в армейском коллективе (боевые задачи, как правило, выполняются в составе группы, экипажа);
необходимость адаптации первокурсников к новым условиям и требованиям военного вуза в максимально короткие сроки.
Педагогическое обеспечение характеризуется полигранностью, многоуровневостью, динамичностью с интегративно-дифференцированной функцией.
В целях эффективности формирования лич-ностно-профессиональной компетентности будущих офицеров и организации образовательного процесса в военном вузе в целом, педагогическое обеспечение должно проявляться:
в адаптации военного вуза к образовательным интересам и потребностям курсантов;
в развитии мотивации к будущей военно-профессиональной деятельности посредством психолого-педагогического взаимодействия командиров и преподавателей с курсантами;
включением в традиционные технологии обучения будущих офицеров современных информационно-коммуникативных средств;
в развитии абстрактно-логического и практического мышления курсантов, способности к решению военно-профессиональных задач;
в возможности построения курсантами индивидуальной образовательной траектории, повышение самостоятельности кафедр и научно-исследовательских подразделений военного вуза;
гуманизации образовательного процесса военного вуза, с усилением гуманитарной составляющей, при оптимальном соотношении с военно-профессиональной подготовкой курсантов.
Структура педагогического обеспечения лич-ностно-профессиональной компетентности будущих офицеров содержит:
цели и задачи образовательного процесса военного вуза, в контексте формирования компетенций курсантов;
компетенции необходимые курсантам для эффективной военно-профессиональной деятельности;
педагогическую модель личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров, определяющую теоретико-методические основы педагогического обеспечения профессиональной компетентности курсантов военного вуза [3];
целевую педагогическую программу формирования компетенций будущих офицеров, имеющую интегративно-дифференцированный характер и позволяющую обобщенно представить совокупность дидактических средств, реализуемых в педагогическом обеспечении профессиональной компетентности, вариативных по степени активизации познавательной деятельности курсантов и учебной нагрузки;
педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование компетенций курсантов военного вуза, представляющие взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения.
Разработанная педагогическая модель лич-ностно-профессиональной компетентности будущих офицеров предполагает тесную взаимосвязь учебной, служебной деятельности и представляет собой структурное образование, ядро которого составляют сформированные компетенции.
Представленные выше положения раскрывают системную организацию педагогического обеспечения личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе, что позволяет проводить теоретические и прикладные исследования в обучении будущих офицеров, а также расширить понятийный аппарат военной педагогики.
Литература
1. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08 / Тимонин Андрей Иванович. - Кострома, 2008. - 42 с.
2. Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте экокультурного подхода: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Григорьева Надежда Георгиевна. - Хабаровск, 2000. - 450 с.
3. Мещеряков Д.В. Модель формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза / А.В. Белошицкий, Д. В. Мещеряков // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2012. -№ 11(114). - С. 122-129.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
PEDAGOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL COMPETENCE OF OFFICERS
IN MILITARY HIGH SCHOOL
D.V. Mescheryakov
The article reveals the essence and structure of pedagogical maintenance of professional competence of future officers in the educational process of military high school , taking into account its characteristics and requirements of modern military training of cadets . Provisions designed professional competence of future officers and its formation in the military high school
Key words: pedagogical maintenance, professional competence, the formation of professional competence, especially military high school, pedagogical model , pedagogical conditions