успехов на рынке, ставшем мировым. Со стремительным ростом экспорта транспортных услуг все меньше рыночных ниш остается неосвоенными или «слишком малыми». Быстрые изменения экономических условий, более взыскательные клиенты и рост их общего числа, ужесточающаяся конкуренция требуют кардинальной переоценки и перестройки устаревших способов ведения дел. Предприятия, национальные отрасли, национальные экономики могут оставаться устойчивыми и защищенными только путем непрерывного совершенствования, ускорения реакции на изменение любых требований и технологий, соответствия высшим стандартам качества услуг, лучшего управления и организации труда. Развитые страны сосредоточивают
усилия на строительстве транспортно-логисти-ческих центров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа развития экспорта на 2006-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 сентября 2005 г. № 1081 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. - № 158. - 5/16590.
2. Программа формирования транспортно-логисти-ческой системы Республики Беларусь до 2015 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 августа 2006 г. № 1249. - Минск, 2006.
3. Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 июня 2005 г. № 720. -Минск, 2005.
Поступила 01.06.2009
УДК 652.13.072
ЭКСПОРТНАЯ БАЗА И ФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Лсп. ЮСУБОВ Ф. И.
Белорусский национальный технический университет
Проблемы развития производства и экспортной базы в Азербайджане. В настоящее время развитие азербайджанской экономики органически связано с увеличением объема экспорта и обеспечением его продуктивности. Стране нужно не только восстановить и сохранить позиции на зарубежных рынках, но также освоить новые рынки товаров и услуг. Для независимости азербайджанской экономики целесообразно развивать и расширять экспорт как в товарном, так и в географическом аспектах. Экспорт республики должен оперативно реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка. Специализация производства и углубление международного рынка труда дают новые возможности развития национальной экономики в системе международных экономических связей. Внутреннее содержание и сложная структура экспортного потенциала формиру-
ются под воздействием большого количества различных факторов. Азербайджанская республика нуждается в привлечении иностранных инвестиций. Однако привлечение иностранных инвестиций не может полностью обеспечить восстановление национальной экономики с технологической точки зрения, а также формирование внешнеэкономического комплекса. Без мобилизации внутренних возможностей государства положительные изменения в экономике невозможны.
Одной из главных является кредитная политика государства. Выдача юридическим и физическим лицам кредитов как производственного, так и коммерческого назначения ускоряет товарно-денежный оборот на национальном рынке, стимулирует активность людей бизнеса. Эти процессы способствуют образованию новых рабочих мест, увеличению внутреннего
валового продукта, национального дохода, экспорта товаров и услуг, в результате государство достигает положительного сальдо во внешнеэкономических связях,
Развитие экспорта в условиях полного или частичного устранения нетарифных отношений выступает гарантом не только эффективной организации внешнеэкономической деятельности, но и экономической безопасности. Для теоретического решения указанной проблемы известный азербайджанский экономист проф. Ш. Гаджиев предлагает проведение поэтапной экспортной политики. Несомненно, реализация выдвинутых им предложений могла бы привести к серьезным качественным изменениям не только во внешнеэкономическом секторе, но и в социально-экономическом развитии республики вообще.
С этой точки зрения усовершенствование структуры экспорта приобретает объективно неизбежный характер, а его осуществление возможно в результате применения комплекса мер:
• диверсификации;
• увеличения удельного веса готовой продукции в общем объеме экспорта;
• определения сравнительных и конкурентных преимуществ национальной экономики не только с точки зрения природных ресурсов, но и с позиции научно-технического опыта и дешевой рабочей силы;
• формирования системы государственного поощрения экспорта.
В результате шагов, сделанных в области повышения экспортного потенциала и вмешательства в экономические процессы государства, расширились торговые и экспортные операции республики со странами мира. Так, по сравнению с 2005 г. в 2006 г. товарный экспорт Республики Азербайджан увеличился на 46,6 % и составил 6372 млн дол. В то же время за соответствующий период товарный импорт республики вырос на 25 % и составил 5265 млн дол. Несмотря на то, что в течение этого периода объем экспорта в «ненефтяном» секторе частично увеличился, в целом основной причиной темпов роста в данном секторе стал рост физического объема экспорта нефти и нефтепродуктов.
Однако анализ товарной структуры экспорта показывает, что наряду с положительными количественными изменениями качествен-
ный уровень экспорта очень низок. Например, удельный вес нефти и нефтепродуктов в товарной структуре экспорта в 2006 г. составлял более 84 %. Действительно, несмотря на то, что по сравнению с 2001 г. удельный вес в общей товарной структуре экспорта уменьшился примерно на 6 %, эта цифра сама по себе достаточно высока и нежелательна. Анализ промышленных отраслей структуры экспорта свидетельствует о том, что с точки зрения эффективности внешнеторговых отношений удельный вес промышленных товаров, видов готовой продукции (машиностроительных, химических и металлургических предприятий), которые могут иметь положительный импульс, в общем экспорте находится на уровне гораздо ниже требуемого. Опасность такой структуры экспорта очевидна. В странах же развитых с экономической точки зрения машиностроительная продукция преобладает в товарной структуре экспорта (в основном технологическое оборудование и транспортные средства). Такое положение привело к неконкурентоспособности большей части продукции обрабатывающей промышленности республики и ослаблению наукоемких отраслей.
То, что сегодня национальная экономика Республики Азербайджан развивается и движется в основном в направлении экспорта топливно-энергетической продукции, может привести экономику страны к тяжелому кризису и даже параличу в случае резкого изменения конъюнктуры мирового рынка. Степень зависимости национальной экономики от топливно-энергетического комплекса, и в первую очередь от цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, наиболее ярко была продемонстрирована в период кризиса 1998 г.
Опыт экономического развития стран мира показывает, что обеспечить стабильность и динамику национального развития, опираясь только на сырье и энергоносители, невозможно. Поэтому нефтяная стратегия должна формироваться с учетом тенденций мировой экономики, системность в национальном экономическом и социальном развитии должна выдвигаться на первый план.
Модель экономического развития с экспортной направленностью - один из традиционных способов, используемых развивающимися стра-
нами. В настоящее время многие страны, переходящие к рыночной экономике, с успехом используют эту модель. Эта модель может быть еще эффективнее в случае использования наравне с импортозамещающей моделью.
В Азербайджане производится продукция, вызывающая большой интерес на мировом рынке, - дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, топливный мазут, алюминий, полиэтилен, сульфанол и каустическая сода, каучук и латексы, бытовые холодильники, бытовые кондиционеры, ковры и ковровые изделия, шампанские вина, коньяк, фруктово-овощные консервы, винные изделия, хлопчатобумажное волокно и очищенный от семян хлопок, табак и др. На Азербайджан приходилось до 70 % всей продукции нефтяного машиностроения и нефтепромыслового оборудования в бывшем Советском Союзе. Сегодня производство нефтяного оборудования в Азербайджане представляет собой второй в мире после США центр концентрации таких предприятий.
Возможности развития экспортного потенциала Азербайджана и структурного усовершенствования экспорта достаточно широки. Самой большой из этих возможностей является производство нефтяного оборудования. Расчеты показывают, что в случае пуска в эксплуатацию 90 % существующих производственных мощностей станет возможным производство разнообразного нефтяного оборудования стоимостью минимум 400-500 млн дол. США в год, соответствующего стандартам API (American Petroleum Institute) США. Существуют также возможности экспорта этой продукции на выгодных условиях в Казахстан, Туркменистан и Иран.
В настоящее время одной из основных проблем, с которыми сталкиваются многие предприятия в вопросах экспорта, является отсутствие специальных сертификатов, подтверждающих соответствие их продукции международным нормам качества. Это, в свою очередь, приводит к тому, что такая продукция не покупается на мировых рынках или цены, предлагаемые на нее, очень низки. Таким образом, в первую очередь важно получить стандарты API для предприятий черной металлургии и нефтяного машиностроения, потому что в этом случае станет возможным их широкомасштабное участие в нефтяных проектах, выполняе-
мых как в Азербайджане, так и в соседних странах. В этом ряду нужно отметить считающиеся традиционными для республики химическую и нефтехимическую отрасли. Перспективны также легкая и пищевая промышленности.
Нельзя обойти вниманием такие отрасли, как хлопководство, табаководство и чаеводство, так как в республике имеются достаточный опыт работы, квалифицированные кадры и технологии, связанные с этими и названными выше отраслями. Кроме того, эта продукция обладает конкурентоспособностью и на рынках зарубежных стран.
Мировой опыт показьюает, что капитал привлекают страны со стабильной, надежной и демократической административно-управленческой структурой и законодательством. Соответствие этим требованиям будет способствовать улучшению условий внешней торговли и индекса экспортных цен. Для увеличения экспортного потенциала Азербайджана и приведения экспортной структуры в оптимальное состояние нужно предпринять комплексные меры. В первую очередь нужно, опираясь на опыт мировых стран, разработать долгосрочную стратегическую, научно обоснованную государственную программу, стимулирующую экспорт «ненефтяных» отраслей. При реализации такой программы необходимо создание специального механизма, поддерживающего промышленные предприятия с экспортной направленностью в организационном и финансовом плане.
В промышленно развитых странах механизм государственного стимулирования экспорта характеризуется многосторонностью и активным участием государства. Государственные расходы покрываются за счет повышения прибыли от внешней торговли, роста производства и занятости, увеличения поступлений от налогов и других источников.
Одним из средств, стимулирующих экспорт как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, является государственное кредитование. Выдача экспортных кредитов осуществляется параллельно с коммерческими банками. В сравнении с частным сектором государство устанавливает низкие процентные ставки и продлевает сроки кредитования экспорта. В большинстве стран мира были созда-
ны специальные государственные организации, банки и фонды с целью выдачи кредитов для экспорта товаров, требующих долгосрочного финансирования, а именно для экспорта машин и оборудования. Выгодное государственное кредитование экспорта широко распространено не только в промышленно развитых, но и в развивающихся странах. В ряде стран доля экспорта с государственным кредитованием составляет более 1/3 от общей стоимости экспорта.
Применение экспортных кредитов может дать положительные результаты и в Азербайджане. Однако в осуществлении этого процесса важно также участие специализированных банков и других финансовых институтов. Одним из распространенных средств стимулирования экспорта является экспортное страхование, которое осуществляется в форме страхования государством экспортных кредитов. Коммерческие банки, имеющие основательную поддержку благодаря правительственным гарантиям, получают стимул для выдачи кредитов экспортерам на льготных условиях. При этом государство берет на себя риск непогашения кредита.
Одной из широко распространенных в мировой практике форм стимулирования экспорта также является применение различных видов налоговых льгот для экспортеров. Использование того или иного вида налоговых льгот обычно зависит от применяемой национальной налоговой системы. Другой широко распространенной и, можно сказать, агрессивной формой стимулирования экспорта в международной торговой практике является его непосредственное субсидирование, которое позволяет экспортеру в значительной степени уменьшить цены на товары, а во многих случаях даже сделать ее меньше себестоимости. Это обстоятельство создает для экспортеров субсидируемых товаров необоснованные преимущества, и поэтому расценивается как один из несправедливых методов конкурентной борьбы в международной торговой практике. С этим порядком, характеризующимся в международной торговле как метод несправедливой конкурентной борьбы, также систематически сталкивается республика. В целом использование субсидий (за исключением сельскохозяйственной продукции) регламентируется в условной форме нормами соглашения о субсидиях и компен-
сационных пошлинах, заключенного в рамках ВТО.
Во многих странах государственные органы оказывают организационную и информационную помощь экспортной деятельности национальных предприятий. Это организация торговых выставок и ярмарок, направление торговых миссий за границу, обеспечение фирм торгово-экономической информацией. Например, в 1980-е гг. правительство Великобритании ежегодно организовывало (и большую часть оплачивало) 300-400 зарубежных выставок и ярмарок. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают Япония, Франция, Германия и другие развитые страны.
Сегодня оптимизация структуры экспорта Азербайджана, обеспечение многоотраслевого повышения экспортного потенциала - самые важные проблемы, стоящие перед страной. Если с использованием современных достижений научно-технического прогресса наукоемкие секторы в республике не будут развиваться, то в ближайшем будущем Азербайджан может превратиться в плательщика технологической «ренты» стран мира и в то же время в источник сырья для них.
Таким образом, для ослабления зависимости конъюнктуры мирового рынка настало время подготовки программы развития «ненефтяных» производственных отраслей с экспортной направленностью, введения политики дешевых кредитов для возрождения этих отраслей, которая позволит предотвратить болезнь под названием «голландский синдром», возникающую в результате одностороннего развития экономики. Уже сегодня стремительный приток в страну нефтяных долларов в конечном итоге стал причиной подорожания маната, а это может привести к негативным последствиям, причиняя ущерб реальному сектору экономики, и в первую очередь сельскому хозяйству.
Промышленная структура Азербайджана сформирована таким образом, что 70-80 % производимой продукции должны идти на экспорт, поэтому внешняя торговля играет очень большую роль. Расширение экспортных возможностей республики и диверсификация экспортного рынка должны стать одним из главных направлений общей экономической политики Азербайджана, что будет способствовать
увеличению валютных поступлений страны, а значит, улучшению платежного баланса. Это, в свою очередь, увеличит валютные запасы республики, внутренние и внешние инвестиционные возможности, повысит надежность страны на рынках капитала, уровень жизни и благосостояния населения.
Некоторые элементы формирования энергетической политики Азербайджана в условиях мирового финансового кризиса. События последнего периода многое изменили в мировой экономике. Азербайджан является энергетической страной, основу экономики которой составляет топливно-энергетический комплекс, и ему, естественно, присущи особенности экономики стран с преобладанием сырьевого сектора, в том числе и циклические влияния мировой конъюнктуры на макроэкономическую ситуацию. Анализ бюджетной политики в энергетических странах показывает, что фактор цикличности является доминирующим при формировании государственного бюджета. Но многофакторность влияния энергоресурсных цен на макроэкономические параметры серьезно усложняет определение степени цикличности бюджетной политики. Важнейшей задачей экономической политики этих стран является способность закладывать в нее эффективный антициклический механизм.
В работах Е. Гурвича, А. Кудрина и других авторов дан анализ подходов управления нефтяными доходами, принципы их формирования в различных странах, подробно рассматривается российская модель. Например, одной из основных макроэкономических причин начала мирового финансового кризиса авторы считают избыток ликвидности в экономике США, что в свою очередь определяют такие факторы, как:
• общий спад в странах с развивающимся рынком после кризиса 1997-1998 гг.;
• инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);
• политика низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003 гг.
Другой причиной мирового финансового кризиса авторы считают уровень котировок ценных бумаг, сложившихся вследствие рефлексивных процессов, критических отметок,
при которых их лавинообразное движение вниз может быть вызвано совместным действием нескольких сравнительно слабых факторов.
Особо значимый фактор, в силу своей роли как в экономике вообще, так и в процессе возникновения кризисов, - состояние банковской системы. Кроме того, банки являются институциональными инвесторами, приобретающими ценные бумаги, от стоимости которых зависит размер их активов. Поэтому состояние банковской системы непосредственно определяется положением на фондовых рынках, и при снижении котировок акций активы и кредитоспособность банков уменьшается. Снижение же котировок акций на бирже приводит к оттоку частных вкладов. В этом случае действует достаточно простая причинно-следственная связь. Снижение котировок акций означает уменьшение капиталов их владельцев, но существующая инерционность в объемах потребления и уже принятые финансовые обязательства заставляют их поддерживать достигнутый уровень расходов, который обеспечивается за счет денежных резервов, как правило, аккумулированных в банках. В результате можно наблюдать усиленный отток наличности из банковской системы.
Проблемы банковской системы приводят к возникновению трудностей в реальном секторе экономики, на что незамедлительно реагируют рефлексивные цены на биржах. Таким образом, возникает система с положительной обратной связью входа и выхода. Чем ниже цены на биржах, тем ниже стоимость активов и устойчивость банков, что приводит к снижению эффективности реального сектора экономики и т. д.
Мировой финансовый кризис 2008 г. носит системный характер. Причинами усугубления кризиса для нефтедобывающих стран явились деградирующие производственные фонды и низкие темпы их обновления. Прямым следствием негативных тенденций в развитии промышленного производства стали также смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения общественного продукта, снижение качества рабочей силы и т. д. Анализ причин мирового финансового кризиса показывает объективность глобализации ситуации из-за сбоев
в функционировании финансовой системы развитых стран, доминирующее влияние производных финансовых инструментов на экономические процессы и т. д. Страна сталкивается с мировым кризисом, будучи частью глобальной экономической и финансовой системы. Формируется понятие степени интегрированное™, особенно важной для развивающихся стран, к которым относится Азербайджан. Степень интегрированное™ значительно влияет на стратегии этих стран.
Специфика бюджетной политики в нефтедобывающих странах связана с ее циклическими свойствами. Однако цены на нефть оказывают влияние на экономику через множество явных и неявных трудно идентифицируемых каналов. Измерение и определение степени цикличное™ бюджетной политики в сырьевой экономике является весьма сложным процессом.
Для определения указанной проблемы все доходы бюджета принято разделять на две составляющие: нефтяные и общие (ненефтяные). В результате получается простой индикатор, позволяющий судить о циклических свойствах политики - ненефтяной баланс, т. е. разность между ненефтяными бюджетными доходами и расходами. Применение данного показателя дает возможность учитывать в бюджетной политике основную специфику нефтяных доходов. В силу ограниченности невоспроизводимых природных ресурсов их добыча рассматривается как использование определенного актива, которым располагает страна. В этом случае нефтяные доходы (текущие либо ранее накопленные) выступают источником финансирования ненефтяного дефицита. Его величина показывает размеры государственных расходов, не обеспеченных общими доходами бюджета. Сочетание ненефтяного дефицита с бюджетным профицитом свидетельствует о том, что часть доходов от использования природных ресурсов расходуется, а часть - сберегается. Дефицит бюджета означает, что государственные расходы не обеспечены не только общими, но и полными доходами бюджета, включая нефтяные. В свою очередь, рост ненефтяного дефицита указывает на увеличивающийся разрыв между расходами и общими доходами и служит косвенным признаком бюджетной политики.
Величину ненефтяного баланса бюджета часто измеряют в процентах от ненефтяного ВВП. Подразумевается, что последний показатель относительно независим от текущей внешней конъюнктуры, т. е. обеспечивает более надежную основу для сравнения бюджетной политики, проводимой в разные годы. Однако на самом деле величина ненефтяного ВВП также существенно зависит от цен на нефть, которые обычно воздействуют как на физический объем производства, так и на величину ВВП в фактических ценах.
Отрицательная корреляция ненефтяного баланса с нефтяными доходами (или с ценами на нефть) рассматривается как признак «процик-личной» политики. Такая ситуация возникает, если расходуется вся или значительная часть нефтяных доходов. В этом случае их рост автоматически увеличивает ненефтяной дефицит. И, напротив, отсутствие корреляции между нефтяными доходами и ненефтяным балансом, т. е. его стабильность, означает проведение антициклической политики. Она подразумевает сглаживание государственных расходов за счет сбережения части нефтяных доходов в специальных фондах при благоприятной внешней конъюнктуре и использование ранее накопленных в фондах средств при ее ухудшении. В настоящее время большинство ведущих нефтедобывающих стран имеют такие фонды, хотя правила их формирования и использования существенно различаются.
Данные факторы, наряду с влиянием мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы (определим их как внешние факторы) безусловно являются основными стимуляторами кризисных явлений в Азербайджане.
Особенность азербайджанской модели построения либеральной экономики (что является предметом отдельного исследования) - специфика ее активной энергетической составляющей — «нефтяной стратегии Г. Алиева». В ее основе лежат следующие постулаты:
• энергетическая безопасность;
• оптимальные поступления в государственный бюджет;
• задача перспективных разработок углеводородных запасов азербайджанского сектора Каспийского моря.
И, если первые постулаты реализовывались существующими (условно «старыми») углеводородными запасами (ГНКАР), то «новые», начатые в рамках нефтяных контрактов по принципу «разделения продукции» с ведущими иностранными компаниями, реализовывали политику нефтяного фонда как стратегию постнефтяного развития страны, а также как антициклический механизм текущей бюджетной политики.
Селективность места энергетической составляющей экономической политики позволяет говорить о ее эффективности в кризисных ситуациях. Согласно энергетической стратегии «старые» углеводородные запасы напрямую участвуют в формировании государственного бюджета. Рассмотрим этот фактор с точки зрения антикризисных мер. Топливно-энергетический баланс Азербайджана свидетельствует о том, что данный ресурс полностью решает задачу энергетической безопасности и напрямую формирует финансовый поток в бюджет.
Добыча сырой нефти ГНКАР относительно не изменяется. В соответствии с этим поступления в бюджет тоже неизменны за указанный период. Сырая нефть, добываемая международными консорциумами, реализуется на экспорт, поступления идут не в бюджет, а в Нефтяной фонд, следовательно, «старая» нефть напрямую работает на бюджет.
Анализ производства углеводородных ресурсов в Азербайджане показывает, что, несмотря на резкое увеличение добычи, степень влияния «старых» углеводородных ресурсов на бюджетный процесс остается относительно стабильной. И в этой ситуации фактор государственного регулирования внутренних цен на энергоресурсы становится важнейшим рычагом, позволяющим за счет гибкой налоговой политики на энергоресурсы обеспечивать про-гнозируемость финансовых потоков за счет адаптивной компенсации неадекватности внешних финансовых факторов. Это является очень важным, а может, и решающим рычагом на некоторых этапах управления бюджетными финансовыми потоками.
Государственная политика стабильности внутренних цен на энергоресурсы при адапта-
ции выше указанной налоговой политики на них позволяет обеспечить достаточную управляемость макроэкономическими процессами в кризисный период. Предлагаемый подход реализовывался на предмет макромодели для анализа и прогнозирования национальной экономики. В настоящее время в экономическом развитии прослеживается тенденция повышения значимости топливно-энергетического комплекса. Поэтому необходимо сформировать потенциал экономики страны для поддержания и постепенного перехода от сырьевой экономики к экономике, ориентированной на производство высокотехнологичной продукции.
ВЫВОД
Из всего многообразия методов, используемых в странах с рыночной экономикой, проанализированы главные, на базе которых разрабатывается абсолютное большинство макроэкономических прогнозов. К ним относятся: методы прогнозирования на основе экспертных оценок (опросов экспертов) экономических индикаторов и индексов, моделей динамических рядов и эконометрического моделирования, межотраслевое моделирование (метод 1при1--Ои1-ри1), что позволяет получать некоторые параметры для корреляции энергетического баланса и налогов на энергоресурсы, адаптировано компенсирующих изменения внешних факторов.
Антикризисная программа государства, которая может использовать предлагаемый рычаг специфики энергетической стратегии, наряду с другими мерами безусловно повысит прогно-зируемость действий в достижении поставленных целей.
На мой взгляд, умение адаптировать макроэкономическую политику под резкие изменения внешних факторов является основой реализации поставленных целей сохранения адекватных темпов экономического развития, позволяющих выполнять основные национальные программы.
Поступила 11.01.2010