ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ФИСКАЛЬНОЙ И МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
З.В. Эюбов1, канд. экон. наук
А.М. Тагиев , старший преподаватель
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Мингечевирский государственный университет
1(Россия, г. Москва)
2
(Азербайджан, г. Мингячевир)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11200
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам национальной экономики Азербайджана, особенно вопросам трансформации экономики страны, согласно новой экономической политики государства по снижению зависимости экономики от нефтяного сектора за счет развития не нефтяного сектора: промышленности, сельского хозяйства, предпринимательской деятельности, туризма, инфраструктуры и т.д. В статье представлены взгляды на реализацию новой экономической политики государства инструментами или механизмами фискальной и монетарной политики.
Ключевые слова: фискальная политика, монетарная политика, ненефтяной сектор, национальная экономика, государственный бюджет, налоговая политика, стратегическая дорожная карта.
Экономическая политика Азербайджана за последние годы значительно изменилась и перешла на новый трансформационный период. Этому предшествовал ряд причин социально-экономического характера присущий как национальной, так и мировой экономике. Как известно, особенно за последние десятилетия в финан-сого-экономической жизни мира и высокоразвитых стран наблюдается различные катаклизмы: ухудшения темпа роста, финансовые кризисы, нестабильности цен в фондовых и финансовых биржах, разрушение состоявшихся международных экономических отношений в результате различных санкций и запретов. Различные розни в мировых нефтяных рынках между крупными нефтегазовыми производителями и потребителями, использования нефтяного фактора в политических целях и другие подобные действия решающим образом повиляло на стабильность национальной экономики отдельных стран и в целом мировой экономики.
Имея значительно рейтинговую и адаптированную экономику в мировом и, особенно в региональном уровне, экономическая политика Азербайджана очень чувст-
вительна к изменениям политико-экономической ситуации, существующим в мировой экономике и мировом рынке. Из давних времен в национальной экономике Азербайджана нефтегазовый сектор является основным фактором социально-экономического развитии страны, стабильности финансового положения, постоянного притока мировой валюты и увеличения валютного запаса. Все это позволяло за короткий срок независимости вывести страны из кризисной ситуации и отсталой экономики в передовые рубежи региона, а по некоторым позициям и мира. Современная экономика Азербайджана за счет экспорта нефтепродуктов, а в последние годы и природного газа имеет тесную связь с мировой экономикой и мировыми рынками. Одновременно в национальной экономике республики значительное место занимает и импорт товаров потребительского и промышленного характера. Особо стоит, отметит, что за последние годы в импорте доля оборудований новой технологии, машин-механизмов для промышленности и сельского хозяйства неизменно растет. Экономика Азербайджана очень привлекательна и для иностранных инве-
стиции. Все эти факторы очень тесно связывает экономику Азербайджана с мировой. Поэтому любые изменения в мировой экономике и в мировых рынках сильно отражается в экономике республики. Доказательством чего является финансовые кризис 2008-го года и ее последствия, различные экономические кризисы и спады роста экономики в мировом масштабе, резкое снижение цен на нефть и нефтепродукты и т.д. которые непосредственно повиляли на финансого-экономической жизнь страны. В результате темп роста национальной экономики за последующие несколько лет от 10,8% упал в среднем на 1,1-2,3%, резко снизился объем экспорта и приток иностранной валюты. Чтобы удержат стабильность национальной валюты - маната, Центральный банк республики в последующие годы вынужден был использовать немало валютных запасов. Но при этом необходимо отметить, что падение темпа роста национальной экономики связано не с общим снижением экономической активности, а в основном с падением цены на нефть и нефтепродуктов, доля которой в ВВП очень высоко.
Все эти социально-экономические факторы еще раз подтвердили значимость усиления трансформационного процесса экономики страны к новым условиям глобализации мировой экономики и ее давления на национальную экономику. Поэтому, начатая руководством республики за последние годы экономическая политика, основанная, на развитии не-нефтяного сектора, является основным приоритетом стратегии социально-экономической политики Азербайджана.
Как нами было отмечено ранее, вдобавок к принятым многочисленным государственным программам и концепциям по развитию не-нефтяного сектора экономики «... принятый в 2016-ом году комплекс документов по социально-экономическому развитию национальной экономики Азербайджанской Республики занимает особое место в реализации ее стратегических целей. Особо следует отметить документ под называнием «Стратегическая дорожная карта по основным направлениям национальной экономики и отдельных отраслей
экономики» (СДК) утвержденный Указом Президента Республики от 16 марта 2016 года и как реализация этой программы принятие 11 СДК по отдельным отраслям и секторам экономики утвержденной Указом Президента от 16 марта 2016 года. Часть этих дорожных карт предназначены для продвижения восьми приоритетных секторов, которые составляют основу национальной экономики. Четыре из приоритетных секторов - это обрабатывающие отрасли, а именно нефтегазовый сектор (включая продукции химической промышленности), сектор сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, сектор тяжелой промышленности и машиностроения и развития предпринимательства специализирующиеся на производстве товаров народного потребления. Два из них предусматривают развитие секторов услуг, а именно сектора туризма и бизнес-развлечения, а также сектора логистики и торговли, еще два социальных секторов, в том числе по строительству квартир по доступным ценам (для малоимущих семей) и по развитию профессионально-технического обучения. Одновременно было принято три СДК по развитию инфраструктурных секторов национальной экономики: сектора финансовых услуг, телекоммуникаций и ИКТ, сектора коммунальных услуг по электроснабжению, водоснабжению и теплоснабжению» [1].
Очевидно, что выполнения этих программам и стратегических целей требуют от правительства республики активизировать свою финансовую политику по фискальной и монетарной деятельности, направленной на трансформационную экономику.
По традиции, основные направления монетарной политики правительства Азербайджана на последующие годы отражаются в заявлениах Центрального банка, которые принимается ею ежегодно к концу текущего года. Заявления ЦБ, как правило, состоит из двух частей: в первой части проводится анализ макроэкономического состояния и результатов денежно-кредитной деятельности текущего периода, а во второй основные направления и задач на предыдущий период. И в 2018 го-
ду, как отмечается в заявлении ЦБ, в результате мер, принятых для повышения макроэкономической стабильности в стране инфляция в экономике страны стабилизировалась, и составило всего 2,3%, тогда как в 2016-2017 годах оно составляло соответственно 12,4 и 12,9%. Одновременно продолжался и экономический рост. Хотя
Как видно из статистических данных если в 2008 году соотношения доли нефтяного и не-нефтяного сектора в ВВП было 55,4 к 37,9 процентам, то за последние три года соотношения изменилось и стало в среднем 35-36 к 56-57 процентам. Заметно выросла доля в ВВП и негосударственного сектора экономики, достигнув 85%.
Как было отмечено в заявлении ЦБ «Основными факторами, повлиявшими на улучшения макроэкономического положения и снижение инфляции в течение отчетного периода, были стабильность обменного курса маната и оптимальное управление денежной массой.
Эффективная денежно-кредитная
политика нейтрализовала усиливающееся влияние инфляционных процессов в некоторых странах-торговых партнерах, а также некоторый административный рост цен. С улучшением показателей внешнего сектора и в рамках принятой макроэкономической политики
сохранялась стабильность двустороннего курса маната по отношению к доллару США. В целом, манат был вынужден укрепиться в 2018 году, а спрос на
в отчетном году оно составляло всего 1,4%, но примечательно, что рост экономики в не-нефтяном секторе значительно превышает общий рост и составляет примерно около 3%. За последний 10 лет кардинально изменялись соотношения доли не-нефтяного и нефтяного сектора в общей ВВП (табл. 1).
валютном рынке превысил предложение. В течение отчетного периода Центральный банк внес необходимые корректировки в параметры коридора процентных ставок с учетом последних макроэкономических процессов и обновленных прогнозов. С начала года коридор процентных ставок обсуждался в Центральном банке несколько раз, причем учетная ставка постепенно снижалась с 15% до 9,75%. Нижний порог коридора процентных ставок был снижен с 10% до 7,75%, а верхний предел - с 18% до 11,75%» [2].
Принятая монетарная политика государства имела свое продолжение и в 2019 году. Как отмечено в документе «Основной стратегической задачей в области денежно-кредитной политики на 2019 год и среднесрочный период является повышение макроэкономической
стабильности и повышение ее роли в ускорении экономического роста. С этой целью в этом году Центробанк планирует продолжить денежно-кредитную
политику, направленную на обеспечение стабильности цен в стране. Основная задача ведущих экономик мира состоит в
Таблица 1. Нефтяной и не-нефтяной сектор в ВВП [6]
Годы Всего объем ВВП (млн. манат) В том числе
Нефтяной сектор Не нефтяной сектор Чистые налоги
Всего (млн. манат) Удельный вес в ВВП % Всего (млн. манат) Удельный вес в ВВП % Всего (млн. манат) Удельный вес в ВВП %
2008 40137,2 22251,3 55.4 15197,3 37.9 2688.6 6.7
2009 35601,5 16065,3 45.1 16726,0 47.0 2810.0 7.9
2010 42465,0 20409,5 48.1 19179,0 45.2 2876.5 6.8
2011 52082,0 25191,1 48.4 23196,1 44.5 3056.0 5.9
2012 54743,7 24487,3 44.7 26864,4 49.1 3392.0 6.1
2013 58182,0 23778,1 40.9 30525,9 52.5 3878.0 6.7
2014 59014,1 21405,2 36.3 33195,9 56.3 4413.0 7.5
2015 54380,0 15382,2 28.3 34138,8 62.8 4859.0 8.9
2016 60425.2 19552.6 32.4 35951.1 59.5 4921.5 8.1
2017 70337.8 25005.4 35.6 40328.0 57.3 5004.4 7.1
2018 79797.3 31758.6 39.8 41810.5 52.4 6228.2 7.8
том, чтобы нейтрализовать влияние прогнозируемых процессов на
нормализацию денежно-кредитной
политики в стране с помощью макроэкономических инструментов,
прежде всего стабильности цен, валютного рынка и курса национальной валюты. Как известно, важнейшим каналом внешней среды для макроэкономической стабильности является конъюнктура мировых энергетических рынков. В течение прогнозируемого периода на цены на нефть на мировых рынках будут оказывать влияние глобальный
экономический рост, с одной стороны, и формирование спроса на нефть, с другой стороны, предложение и спрос, а также геополитические факторы. Ввиду всего этого Центральный банк предусматривает как официальный базовый прогноз, так и нейтрализующие факторы, которые могут повлиять на эти прогнозы при формировании основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год и среднесрочную перспективу. В этих условиях формирование эффективной денежно-кредитной политики, обеспечивающей макроэкономическую стабильность, будет во многом зависеть от синтеза денежно-кредитной политики и фискальной политики в оптимальных
макроэкономических рамках, координации запланированных и уже начатых реформ в обоих направлениях. Конечной целью денежно-кредитной политики в
следующем году будет поддержание стабильности цен в рамках полномочий Центрального банка при сохранении инфляции на уровне 4% (± 2%)» [2].
Таким образом, успех монетарной политики государства во многом зависит от эффективной координации всех направлений экономической политики, в том числе предусмотренных в стратегических картах по развитию рыночной инфраструктуры и финансового сектора, от успешной реализации «Государственной программы по развитию рынка ценных бумаг на 2010-2020 г.» и
«Государственной программы по повышению уровня безналичных платежей
в Азербайджанской Республике на 20182020 годы», утвержденной Указом Президента от 26 сентября 2018 года.
Общеизвестно, что одним из основных инструментов макроэкономического
регулирования является фискальная политика. Фискальная политика является неотъемлемой частью финансовой политики государства, которая
представляет собой комплекс мер по повышению эффективности национальной экономики, обеспечению экономического роста, занятости и стабилизации денежного обращения. Фискальная политика реализуется отдельно от налоговой и бюджетной политики государства. В связи с этим особое значение приобретает обновление фискальной политики Азербайджана в системе мер, принимаемых ею для преобразования экономики страны в новые условия и, соответственно, для реализации новой структурной политики. По нашему мнению здесь важно обратить особое внимание на два фактора составной части фискальной политики:
- во-первых, на структуру и динамику бюджетных доходов, на ее специфику и характеристику формирования;
- во-вторых, на элементы бюджетных расходов и повышения эфективности их использования.
Если рассмотреть и проанализировать статистические данные, указанные в таблице 2, за последние 10 лет и объем ВВП, и доходы и расходы бюджета выросли почти в два раза. Но при этом необходимо отметить и тот факт, что динамика прироста в отдельные годы, особенно в кризисные 2014-2017-ые годы было ниже (табл. 2).
Однако некоторое снижения макроэкономических показателей связано не только общекризисной ситуацией, так как эти годы особенно богаты элементами новой структурной политики государства и трансформацией экономики страны на новые условия глобализации мировой экономики и международных экономических отношений. Необходимо отметить, что основные элементы реализации новой экономической политики рассчитаны не на
решения отдельных проблем краткосрочного характера, а на боле долгосрочного и глобального характера, основанного на развитии не-нефтяного сектора экономики, высокотехнологического промышленного и сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, высокоразвитой инфраструктуры, туризма и особенно на
Как было отмечено выше, одним из инструментов реализация этих задач является фискальная политика государства, особенно ее налоговая политика. Отрадно, что за последние годы, проведенные многочисленные изменения в налоговом законодательстве предусматривают в основном увеличение регулирующей роли налогов, нежели ее фискальной роли. Одними из них являются различные и довольно значительные налоговые льготы, в том числе освобождения от налогов на 7 лет, предпринимателей и производств, работающих на экспорт, предусмотрено специальной Госпрограммой "Made in Azerbaijan". 5 октября 2016-го года Президентом Азербайджанской Республики подписан Указ о широкомасштабном продвижении местной ненефтяной продукции на внешних рынках под брендом "Made in Azerbaijan". Данный Указ охватывает 10 разных механизмов поддержки с целью стимулирования экспорта и продвижения бренда "Made in Azerbaijan" за рубежом. В зависимости от механизмов затраты на их реализацию полностью или частично оплачиваются за счет государственного бюджета. Каждый экспортер ненефтяной продукции Азербайджанского происхождения имеет право
развитии благосостояния населения страны, обоснованных в различных госпрограммах и, особенно в документе под называнием «Стратегическая дорожная карта по основным направлениям национальной экономики и отдельных отраслей экономики» (СДК), утвержденным Указом Президента Республики от 16 марта 2016 года.
воспользоваться данными механизмами поддержки.
Вторым значительным событием в налоговой политике в нынешнем году стало освобождения от подоходного налога (в среднем 14%) работающих в не государственном секторе экономики, одновременно некоторым увеличением взносов социального страхования до 10% вместо 3%, при этом уменьшая долю работодателей на 7% (вместо 22% на 15%). В результате нововведении работник не государственного сектора вместо 14% подоходного налога и 3% в фонд социального страхования оплачивает всего 10% от своих доходов только в фонд социального страхования. Это нововведение предусмотрено в основном одним из методов борьбы против «теневой, или же скрытой экономики», когда работодатели во избежание от высоких налогов скрывают размеры оплачиваемой заработной платы, или же вообще не оформляют с работниками трудовой договор. Как показывает практика данное нововведение, а также повышения контроля налоговых служб за соблюдением налогового законодательства положительно подействовало на процесс заключения трудовых договоров между работодателем и работником, а
Таблица 2. Динамика ВВП, доходов и расходов государственного бюджета (млн. мана-
тах) [б]
Годы Объем ВВП, в млн. манатах Приходы госбюджета Годовой прирост % Расходы госбюджета Годовой прирост % Дефицит бюджета Удельный вес в ВВП %
2010 42465,0 11402,5 110,4 11766,0 111,3 -363,5 -0,9
2011 52082,0 15700,6 137,7 15394,3 130,8 305,9 0,6
2012 54743,7 17281,6 110,1 17105,6 111,1 176,0 0,3
2013 58182,0 19494,6 112,8 19112,6 111,7 381,8 0,7
2014 59014,1 18400,5 94,4 18698,3 97,7 -298,8 -0,5
2015 54380,0 17153,2 93,2 17786,8 95,1 -633,6 -1,2
201б 60425,2 17505,7 102,5 17751,3 99,8 -245,6 -0,4
2017 70337,8 16516,7 94,4 17538,0 98,8 -1021,3 -1,5
2018 79797,3 22508,9 136,3 22731,6 129,6 -222,7 -0,3
также на уменьшение фактов скрытия использования фонда заработной платы.
Необходимо отметить и позицию правительства не на повышение налогового бремени налогоплательщиков, а на увеличение их количества путем развития предпринимательской деятельности, создания новых рабочих мест, повышения заработной платы и других доходов. И тем самым увеличивая долю налоговых поступлений в формировании бюджета. В таблице 3 даны статистические данные об основных
В результате, за последние десять лет налоговые поступления увеличились более чем в два раза, и при этом, опередив поступления от АГНФ на несколько процентов.
Новая фискальная политика охватывает и структуры бюджетных расходов. Анализ бюджетных расходов последних периодов показывает, что их больше можно называть социально ориентированными. Но одновременно в бюджетных расходах огромное место занимают средства для государственных инвестиций. При этом необходимо отметить, что государство инвестирует в основном инфраструктурные проекты, развитие транспортных магистралей всех видов, инженерных коммуникаций, объектов логистики и т.д.
Принимая во внимание все вышесказанное и анализируя экономику страны на основе показателей последних лет, увидим, что за последние 10-15 лет динамика всех социально-экономических показателей была очень высокой и была
источниках поступления бюджетных доходов. Как видно из таблицы в формировании бюджетных доходов участвуют в основном два источника: налоговые и поступления от Азербайджанского Государственного Нефтяного Фонда (АГНФ). Долгие годы, а именно до 2014 года в поступлениях преобладало средства АГНФ по сравнению с налоговыми поступлениями. В результате принятых мер, начиная с 2015 года, произошли заметные изменения в пользу налоговых поступлений (табл. 3).
заложена прочная основа для реализации новой трансформационной политики государства. Так, за последние 15 лет (2003-2018 гг.) ВВП вырос в 3,2 раза, в том числе промышленное производство в 2,6 раза, ВВП ненефтяного сектора в 2,8 раза, сельское хозяйство в 1,7 раза. В результате за последние 15 лет доходы государственного бюджета увеличились в 16,7 раза, доля не нефтяного сектора в доходах бюджета увеличилась в 11,4 раза, инвестиции в основной капитал - в 4,4 раза, а валютные резервы - в 28,1 раза. За этот период в экономику страны было инвестировано 260 млрд долл. США, создано около 2 млн новых рабочих мест, заметно повысились различные доходы населения, безработица сократилась на 5%, а черта бедности упало до 5,4%.
Внешнеэкономическая деятельность всегда занимала особое место в международных экономических отношениях Азербайджана. В отличие от предыдущих периодов во внешнеторговой политике
Таблица 3. Информация об основных поступлениях в государственный бюджет [6]
Всего бюджетного посту- В том числе
Объем пления Налоги и др. поступления Поступления от АГНФ
годы ВВП, Удельный Удельный
в млн. ма- в млн. Удельный в млн. вес в объ- в млн. вес в объ-
натах манатах вес в ВВП манатах. еме поступлений манатах еме поступлений
2010 42465,0 11402,5 27,4 5266,8 46,2 5915,0 51,9
2011 52082,0 15700,7 30,7 6395,3 40,7 9000,0 57,3
2012 54743,7 17281,6 32,0 6855,6 39,7 9905,0 57,3
2013 58182,0 19494,6 33,8 7652,4 39,3 11350,0 58,2
2014 59014,1 18400,5 31,2 83375 45,3 9337,0 50,7
2015 54380,0 17153,2 31,4 9023,2 52,6 8130,0 47,3
2016 60425,2 17505,7 29,0 9890,7 56,5 7615,0 43,5
2017 70337,8 16516,7 23,5 10416,7 63,1 6100,0 36,9
2018 79797,3 22508,9 28,2 11549,9 51,3 10959,0 48,7
Азербайджана в последние годы наряду с общим увеличением товарооборота преобладают его качественные характеристики, такие как структурное качество, улучшение торгового баланса и стимулирование экспорта.
Не случайно, что начиная с 2004 года сальдо внешней торговли, как правило, было положительным. Общая торговля и ее отдельные компоненты развивались очень быстро, структура импорта-экспорта приблизилась к существующим параметрам с точки зрения экономической безопасности, его удельный вес составлял 50% и более в ВВП.
С 2015 по 2016 год государство начало формулировать и осуществлять свою новую экономическую политику, в том числе новую экспортную политику, другими словами, постнефтяную политику. Основной целью здесь является достижение быстрого роста в не нефтяном секторе, увеличение экспортного потенциала не нефтяных продуктов посредством механизмов льготного налогообложения, бюджетного и таможенного стимулирования. В результате, за последние годы, в качестве положительного результата внешнеторгового оборота в Азербайджане, следует особо отметить значительные изменения в структуре импорта и экспорта, а также в балансе внешней торговли и увеличение числа внешнеторговых партнеров. Так, в последние годы юридические и физические лица Азербайджанской Республики осуществляли торговые операции с партнерами в 183 странах, экспортировали продукцию в 114 стран и импортировали из 171 страны.
Международные финансово-кредитные отношения играют особую роль в установ-
Библиографический список
1. «Стратегическая дорожная карта для ключевых отраслей национальной экономики» Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 16 марта 2016 года.
2. Заявления Центрального Банка Азербайджанской Республики об основных направлениях денежной политики на 2019 год.
3. Мусаева С.В., Тагиев А.М. Экономика Азербайджана. Учебное пособие для вузов. -Баку: Изд-во «Европа», 2018. - 420 с.
4. Эюбов В.С., Тагиев А.М. Регулирование народного хозяйства. Учебное пособие для вузов. - Баку: Изд-во «Европа», 2014. - 340 с.
5. Кулиев Р.А. Глобализация мировой экономики и Азербайджан. - Баку, 2011. - 320 с.
лении внешнеэкономических связей Азербайджана. Исследование показывает, что одним из основных факторов, способствующих динамичному развитию национальной экономики Азербайджана, является целенаправленная и устойчивая инвестиционная политика, проводимая государством, в том числе политика в области иностранных инвестиций. За последние 10 лет привлеченние в экономику Азербайджана иностранных инвестиций и финансовых кредитов составило боле 100 млрд. долл. США, а из них примерно 75% - это прямые инвестиции.
Государство Азербайджан также стало одной из развивающихся стран с активной иностранной кредитной деятельностью. Не случайно международные финансовые институты высоко оценивают кредитный рейтинг Азербайджана, то есть его кредитоспособность. Хотя Азербайджан в настоящее время обладает достаточными финансовыми ресурсами, он заинтересован в использовании внешних займов для своих собственных национальных экономических интересов. Однако в управлении внешним долгом государство проводит сбалансированную политику, и его объем поддерживается на минимальном уровне безопасности по отношению к ВВП и валютным резервам.
По данным Министерства финансов, внешний долг Азербайджана, в основном за счет внешних займов, на 1 января 2019 года составлял 8,9 млрд долл. США, а его отношение к ВВП составило 19,0%. В то же время валютные резервы страны выросли до 45,0 млрд. долл. США, превысив внешний долг в 5,1 раза.
6. Официальный сайт Госкомстата Азербайджанской Республики. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.azstat.gov.az
BASIC FISCAL AND MONETARY POSTULATES OF AZERBAIJAN POLICY UNDER TRANSFORMATION NATIONAL ECONOMY
Z.V. Eyubov1, Candidate of Economic Sciences A.M. Tagiev , Senior Lecturer
1Russian University of Economics named after G.V. Plekhanova
2
2Mingechevir State University
1(Russia, Moscow) 2
2(Azerbaijan, Mingachevir)
Abstract. The article is devoted to urgent problems of the national economy of Azerbaijan, especially the transformation of the country's economy according to the new economic policy of the state to reduce the dependence of the economy on the oil sector due to the development of the non-oil sector: industry, agriculture, entrepreneurial activity, tourism, infrastructure, etc. The article presents the views on the implementation of the new economic policy of the state by instruments or mechanisms of fiscal and monetary policy.
Keywords: fiscal policy, monetary policy, non-oil sector, national economy, state budget, tax policy, strategic roadmap.