Научная статья на тему 'ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ДЖ ТОЛАНДА О МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИИ '

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ДЖ ТОЛАНДА О МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джон Толанд / деизм / теология / материя / движение / натурфилософия / John Toland / deism / theology / matter / motion / natural philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валентин Валентинович Яковлев

Проведен обзор ряда фрагментов четвертого и пятого писем сочинения Дж. Толанда «Письма к Серене», содержащих его концептуальные суждения о материи и движении. Также выделены основные идеи и положения данных суждений. Это позволило выявить и объективировать некоторые базовые эксплицитные (очерченные непосредственно в «Письмах...») теологические предпосылки натурфилософских воззрений Толанда о материи и движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLICIT THEOLOGICAL PREMISES OF JOHN TOLAND’S NATURAL PHILOSOPHICAL VIEWS ON MATTER AND MOTION

John Toland (1670-1722) is known as one of the most extraordinary and bright representatives of the early British and certainly of the Western European Enlightenment as a whole. He is recognisable for his controversial religious-philosophical and natural philosophical ideas, usually qualified as deistic, materialistic, pantheistic. The historiography of Toland’s religious-philosophical views is quite extensive. As a rule, Russian and Western specialists emphasise deistic, materialistic-atheistic, pantheistic attributes of Toland’s religious-philosophical ideas, criticism and subversive nature of this ideas orientation either against any Christian religious and theological doctrines, or against religion in general. The focus of this article is Toland’s natural philosophical views on matter and motion, as expressed in the fourth and fifth letters (addressed to an unnamed Dutch Spinozist) of the work Letters to Serena (1704). In general terms, Toland’s natural philosophical materialism has been and still is evaluated by many Russian and Western specialists only as a forerunner of modern forms of natural-scientific materialist discourse, as a predictable complement to his subversive religious-philosophical ideas. Toland is also predominantly identified as a thinker who sought to liberate natural philosophical views on matter and motion from theological constructs as much as possible. Vivid examples of the embodiment of such and similar interpretative attitudes when reading Toland’s reflections on matter and motion are presented in the studies of B.V. Meerovskiy and J. Brown. However, the author of this article is inclined to take the side of those scholars who, when interpreting Toland’s deistic and materialistic views, prefer to fix the presence of meaning-forming theological foundations in these views in a reasoned and justified manner. Such scholars include, for example, J. Champion and J. R. Wigelsworth. The article reviews a number of fragments of the fourth and fifth letters of Letters to Serena, which contain Toland’s conceptual judgements on matter and motion. The main ideas and propositions of these judgements are also highlighted. This allowed to identify and objectify some basic explicit (outlined directly in Letters) theological premises of Toland’s natural philosophical views on matter and motion.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ДЖ ТОЛАНДА О МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИИ »

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 77. С. 111-121.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 77. pp. 111-121.

Научная статья

УДК 1(091)(410):2

doi: 10.17223/1998863Х/77/9

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ДЖ ТОЛАНДА О МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИИ

Валентин Валентинович Яковлев

Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, v-yakovlev@yandex.ru

Аннотация. Проведен обзор ряда фрагментов четвертого и пятого писем сочинения Дж. Толанда «Письма к Серене», содержащих его концептуальные суждения о материи и движении. Также выделены основные идеи и положения данных суждений. Это позволило выявить и объективировать некоторые базовые эксплицитные (очерченные непосредственно в «Письмах...») теологические предпосылки натурфилософских воззрений Толанда о материи и движении.

Ключевые слова: Джон Толанд, деизм, теология, материя, движение, натурфилософия

Для цитирования: Яковлев В.В. Эксплицитные теологические предпосылки натурфилософских воззрений Дж. Толанда о материи и движении // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 77. С. 111-121. doi: 10.17223/1998863Х/77/9

Original article

EXPLICIT THEOLOGICAL PREMISES OF JOHN TOLAND'S NATURAL PHILOSOPHICAL VIEWS ON MATTER AND MOTION

Valentin V. Yakovlev

University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation, v-yakovlev@yandex.ru

Abstract. John Toland (1670-1722) is known as one of the most extraordinary and bright representatives of the early British and certainly of the Western European Enlightenment as a whole. He is recognisable for his controversial religious-philosophical and natural philosophical ideas, usually qualified as deistic, materialistic, pantheistic. The historiography of Toland's religious-philosophical views is quite extensive. As a rule, Russian and Western specialists emphasise deistic, materialistic-atheistic, pantheistic attributes of Toland's religious-philosophical ideas, criticism and subversive nature of this ideas - orientation either against any Christian religious and theological doctrines, or against religion in general. The focus of this article is Toland's natural philosophical views on matter and motion, as expressed in the fourth and fifth letters (addressed to an unnamed Dutch Spinozist) of the work Letters to Serena (1704). In general terms, Toland's natural philosophical materialism has been and still is evaluated by many Russian and Western specialists only as a forerunner of modern forms of natural-scientific materialist discourse, as a predictable complement to his subversive religious-philosophical ideas. Toland is also predominantly identified as a thinker who sought to liberate natural philosophical views on matter and motion from theological constructs as much as possible. Vivid examples of the embodiment of such and similar interpretative attitudes when reading Toland's reflections on matter and motion are presented in the studies of B.V. Meerovskiy and J. Brown. However, the author of this article is inclined to take the side of those scholars who, when interpreting Toland's deistic and materialistic views, prefer to fix the presence of meaning-forming theological foundations in these views in a reasoned and justified manner. Such scholars include, for

© В.В. Яковлев, 2024

example, J. Champion and J. R. Wigelsworth. The article reviews a number of fragments of the fourth and fifth letters of Letters to Serena, which contain Toland's conceptual judgements on matter and motion. The main ideas and propositions of these judgements are also highlighted. This allowed to identify and objectify some basic explicit (outlined directly in Letters) theological premises of Toland's natural philosophical views on matter and motion.

Keywords: John Toland, deism, theology, matter, motion, natural philosophy

For citation: Yakovlev, V.V. (2024) Explicit theological premises of John Toland's natural philosophical views on matter and motion. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 77. pp. 111-121. (In Russian). doi: 10.17223/ 1998863Х/77/9

Введение

Джон Толанд (1670-1722) известен как один из самых неординарных и ярких представителей раннего британского и, безусловно, западноевропейского Просвещения в целом. Будучи неродовитым незаконнорожденным сыном ирландского католического священника, юношеские и молодые годы Толанд посвятил кропотливой учебе. В период с 1687 по 1695 г. он изучал теологию, философию, языки в университетах Глазго, Эдинбурга, Лейдена и Оксфорда.

Усидчивость, прилежание и выдающиеся интеллектуальные способности позволили ему стать талантливым мыслителем и писателем - автором многочисленных философских, религиозно-философских, научных и публицистических трудов. В его работах прослеживается влияние гносеологии Дж. Лок-ка, с которым он, судя по всему, встречался в начале 1690-х гг. Он был также лично знаком с Г.В. Лейбницем, с прусской королевой Софией-Шарлоттой. Толанд узнаваем по своим неоднозначным религиозно-философским и натурфилософским идеям, обычно квалифицируемым как деистские, материалистические, пантеистские.

Основным деистским сочинением Толанда считается «Христианство без тайн» ("Christianity not Mysterious", 1696 г.). Деистскими, по сути, называют также первые три письма из его сочинения «Письма к Серене» ("Letters to Serena", 1704 г.). В четвертом и пятом письмах Толанд изложил свои концептуальные соображения по проблемам материи и движения. В сочинении «Пантеистикон» ("Pantheisticon", 1720 г.) Толанд, соответственно, представил свое пантеистское учение, продолжив также выдвигать материалистические соображения.

Историография религиозно-философских воззрений Толанда достаточно обширна. При этом отечественными и западными специалистами, как правило, акцентируются деистские, материалистическо-атеистические, пантеист-ские атрибуты религиозно-философских идей Толанда, критицизм и подрывной характер последних - направленность либо против каких-либо христианских религиозных и теологических доктрин, либо против религии в целом. Например, Г.С. Тымянский заявлял, что Толанд был философом, который боролся «против религии вообще» [1. С. 46], М.К. Джейкоб полагала, что Толанд использовал эпистемологию Локка в своей атаке на богооткро-венную религию [2. P. 330], Б.В. Мееровский утверждал, что Толанд был пропагандистом и распространителем деизма [3. С. 115], Д. Берман доказы-

вал, что Толанд был тайным атеистом [4. P. 77], П. Люрбе информировал, что Толанд относился к католицизму как к форме суеверия [5. P. 38] и т.д. и т.п.

В центре внимания в настоящей статье находятся натурфилософские воззрения Толанда о материи и движении, изложенные им в четвертом и пятом письмах (адресованных неназванному голландскому спинозисту) сочинения «Письма к Серене» [6, 7]. Сереной Толанд иносказательно именовал «королеву-философа» Софию-Шарлотту (вероятно, с подачи Лейбница), пригласившую его в 1701 г. в Берлин.

Следует сказать, что натурфилософские материалистические рассуждения Толанда, встречающиеся на страницах его сочинений, достаточно часто становились предметом осмысления советских исследователей. По мнению К.И. Салимовой, Толанд был одним «из наиболее выдающихся представителей послереволюционного материализма в Англии» [8. С. 104], А.М. Деборин видел в Толанде крупнейшего представителя «английского материализма конца XVII и первой четверти XVIII в.» [9. Т. 1. С. 212], Б.Э. Быховский представлял Толанда носителем «восходящего к Дж. Локку материалистического мировоззрения» [10. С. 29] и т.д.

В общих чертах, многими отечественными и западными специалистами натурфилософский материализм Толанда оценивался и оценивается лишь как предтеча современных форм естественно-научного материалистического дискурса, как предсказуемое дополнение к его подрывным религиозно-философским идеям. Толанда также преимущественно идентифицируют как мыслителя, стремившегося максимально освободить натурфилософские воззрения о материи и движении от теологических построений. Яркие примеры воплощения таких и подобных интерпретационных установок при прочтении размышлений Толанда о материи и движении представлены в монографии Б.В. Мееровского [3. С. 65-78] и эссе Дж. Брауна [11]. Однако автор настоящей статьи склонен занимать сторону тех исследователей, которые при истолковании деистских и материалистических воззрений Толанда предпочитают аргументированно и оправданно фиксировать наличие в этих воззрениях смыслообразующих теологических основ. К таким ученым, например, относятся Дж. Чемпион (1960-2020) и Дж.Р. Уигелсворт.

Чемпион отмечал, что наиболее распространена точка зрения, в соответствии с которой британские деисты, пропагандируя материализм, критикуя базовые христианские догматы и религиозно-философские доктрины, заложили основы европейского безбожия и секулярного деизма. Однако Чемпион также справедливо предложил учитывать значительный объясняющий потенциал альтернативных трактовок, показывающих включенность деизма как такового в структуры теологического мировоззрения и религиозного дискурса раннего Нового времени [12. P. 437]. Эти трактовки дают возможность увидеть в деизме вообще реализацию переосмысления традиционного томистского понимания отношений между разумом и откровением, а в деизме, в частности, Толанда - воплощение идей либеральных церковных реформаторов [12. P. 438], апробацию исследований религиозной веры, не стесненных священническим авторитетом [12. P. 442] и т.д. и т.п.

Дж. Уигелсворт стал одним из первых специалистов, обратившихся к изучению теологических, религиозно-философских основ, историко-философских компонентов материалистических идей «Писем к Серене». Им исследованы

теология «Христианства без тайн», отражение в ней эпистемологических постулатов Локка [13. Р. 16-72], а также воззрения Толанда о самодвижущейся материи, изложенные в «Письмах к Серене» [13. Р. 73-125].

Очерчивая свои историографические - методологические - ориентиры, Уигелсворт, во-первых, ссылался на соображения, в соответствии с которыми натурфилософия раннего Нового времени была направлена на изучение природы - как созданной Богом [13. Р. 1]. Это позволило ему исходить из того, что Толанд, имеющий репутацию деиста, изучал природу через призму веры в разумного Бога [13. Р. 6]. Во-вторых, Уигелсворт опирался на суждения о том, что Реформация и протестантизм предоставили верующим возможность нового (буквального, а не аллегорического) толкования Библии (и библейских сюжетов о мироустройстве) без отсылок на классические христианские тексты без обращения к посредникам - священнослужителям. По Уигелсвор-ту, Толанд использовал эту возможность, создавая свой вариант прочтения книги природы [13. Р. 6-7].

По мнению Уигелсворта, ранние теологические воззрения Толанда, описанные им в работе «Христианство без тайн», легли в основу его ранних материалистических - натурфилософских - воззрений, изложенных в «Письмах к Серене» [13. Р. 13-14, 15]. Уигелсворт выделил следующие центральные принципы ранней - рациональной - теологии Толанда: убежденность в простоте и свободе от церковных тайн изначального христианства, приписывание Богу желания сделать нужные для спасения знания, а также все другие знания интеллектуально доступными для всех без исключения людей, приписывание Богу запрета на усвоение знаний, которые не были бы полезны людям здесь и сейчас, различение полезного и бесполезного знания с опорой на взгляды Локка о различиях номинальных и реальных сущностей [13. Р. 14]. Согласно Уигелсворту, Толанд полагал, что принадлежащие ему представления о составляющей Вселенную самодвижущейся материи относятся к тем полезным знаниям, постижения которых Бог ожидает от философов [13. Р. 15].

Таким образом, вклад Уигелсворта в реконструкцию имплицитных теологических основ материалистических идей «Писем к Серене» Толанда можно без преувеличения назвать фундаментальным. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и объективации некоторых базовых эксплицитных (очерченных непосредственно в «Письмах...») теологических предпосылок натурфилософских воззрений Толанда о материи и движении. Задачи состоят, во-первых, в проведении обзора ряда фрагментов четвертого и пятого писем, содержащих концептуальные суждения Толанда о материи и движении, и, во-вторых, в выделении основных идей и положений данных суждений. Новизна предлагаемого исследования заключается в демонстрации перспективности дальнейшего поиска и изучения теологических предпосылок всего комплекса натурфилософских воззрений как Толанда, так и тех британских интеллектуалов раннего Нового времени, которых обычно причисляют к деистам.

Толанд о материи и движении

Античные философы являются основоположниками идей о бездейственности материи, о ее неспособности к самостоятельному движению. Согласно Толанду, большинство древнегреческих мыслителей вслед за Анаксагором провозглашали, что материя как таковая является бездейственной,

мертвой и тяжелой глыбой и что нематериальное божество привело ее в движение посредством недоступного человеческому разумению способа. Далее философы показывали, как материя разделилась, какие разнообразные по объему и форме частицы возникли, как Вселенная (опуская, насколько хорошо) со всеми своими частями обрела свое теперешнее состояние [7. С. 143-144].

Воззрения Спинозы о материи и движении (хоть и признававшего фактически движение вечным и несотворимым) содержат существенные недостатки. Намечая контуры своих натурфилософских воззрений о материи и движении, Толанд перечислил существенные, насколько можно судить по тону его комментариев, недостатки такого рода воззрений Спинозы, описанных в «Этике» ("Ethica, Ordine Geometrico Demonstrata", 1677). Так, «Спиноза [хоть и признавал фактически движение вечным и несотворимым], тем не менее, 1) не объяснил, как материя обретает движимость или как движение длится, 2) не помыслил Бога в качестве перводвигателя ["first Mover"], 3) не выдвинул доказательств и предположений касательно атрибутивности движения (применительно к материи. - В.Я.), 4) в целом, не прояснил сути движения, 5) не смог истолковать то, как «разнообразие отдельных тел возможно примирить с единством субстанции или с однородностью материи во всей [В]селенной» [6. P. 147; 7. С. 145-146].

Эксплицитные теологические предпосылки. Представления о соучастии Бога «в каждом движении во Вселенной» ведут к разрушению правильного тезиса о том, что «движения, первоначально сообщенного Богом материи, вполне достаточно для будущего без каких-либо дополнительных усилий», а также к недопустимому признанию Бога виновником всего злого, даже если в движении видеть лишь статус модуса. Согласно Толанду, мыслители, корректно отличающие причину от действия, как правило, испытывают трудности в описании „движущей силы" ["moving Force". Здесь и далее курсив мой. - В.Я.]. Возникает множество вопросов: 1) о сущностных характеристиках этой силы, 2) о ее местопребывании (в/вне материи), 3) о присущих ей способах движения материи, 4) о путях ее переходов от тела к телу, 5) о ее разделении «между многими телами, пока остальные пребывают в покое» и т.д. Но упомянутые мыслители не имеют возможности ни обнаружить такую природную силу, ни распознать ее в качестве тела или духа; и в еще меньшей степени они могут назвать ее модусом, ибо известно (при прочих возражениях), что акциденции не переходят от субъекта к субъекту и не могут быть без особой причины в каком-либо субъекте. В конечном итоге, понимая также, что акциденция уничтожима в сохраняющемся субъекте, эти мыслители вынужденно обращаются к характеристикам Бога «и утверждают, что он, первоначально сообщивший материи движение, и поныне порождает и сохраняет его (до тех пор пока для этого имеются предпосылки) и что он фактически соучаствует в каждом движении во [В]селенной» [6. P. 156; 7. С. 150-151].

По Толанду, вопреки благим намерениям, использование такой системы рассуждений ведет к фатальным последствиям. Во-первых, ее приверженцы разрушают выдвигаемый до этого немалым их числом тезис о том, что «движения, первоначально сообщенного [Б]огом материи, вполне достаточно для будущего без каких-либо дополнительных усилий». Во-вторых, Бог выступает у них виновником всего злого, даже если в движении видеть лишь статус

модуса. Ибо получается, что Бог «фактически движет языком лжесвидетеля, рукою и кинжалом убийцы и т.д.» [7. С. 151].

Движение является существенным свойством материи. Движение целого (всей материи) - активность ("Action"), любое пространственное движение - движение ("Motion"). Толанд предложил следующую формулу: «...движение есть существенное свойство материи ["Motion is essential to Matter""], иначе говоря, столь же неотделимо от ее природы, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение, и что оно должно входить составною частью в ее определение». Нам свойственно различать «в материи количество отдельных тел и протяжение целого», где «количества» являются только определениями или модусами - протяжениями, существующими и исчезающими в силу особых причин. Толанд констатировал, что в таком же ключе он «хотел бы движение целого называть активностью (action), а пространственное движение, будь оно прямое или круговое, быстрое или медленное, простое или сложное, по-прежнему называть движением (motion)»; в указанном движении Толанд видел не более чем изменчивое определение активности, постоянно и везде остающейся одинаковой «и без которой движение не может принимать никаких модификаций». В завершение этих рассуждений Толанд отказался понимать под материей настоящего и прошлого бездейственную, мертвую глыбу, абсолютно покоящуюся и являющуюся «чем-то косным и неповоротливым ["I deny that Matter is or ever was an inactive dead Lump in absolute Repose, a lazy and unweildy thing"]» [6. P. 158-159; 7. С. 151-152].

Многообразие материи, ее качеств и свойств - следствие не только протяжения, но и движения материи. Толанд утверждал, что «материя столь же немыслима без движения, как без протяжения, и что оба этих свойства равно неотделимы от нее» (при этом здесь под движением материи Толанд явно имел в виду то, что он называл «внутренней энергией, самодвижением или существенной активностью всякой материи ["internal Energy, Autokinesy, or essential Action of all Matter"]» (см.: [6. P. 193; 7. С. 171])). В понимании Толанда, если попытаться представить себе неподвижную материю, то перед нашим мысленным взором неминуемо должно предстать «нечто лишенное всяких чувственных качеств, лишенное частей, соразмерности и каких бы то ни было отношений». Так как перечисленные и другие характеристики «всех телесных предметов» определяются не чем иным, как движением. В характеристиках же этих предметов воплощается всевозможная активность их частей/«частиц», являющаяся «естественным и несомненным следствием движения или, вернее, самим движением под различными наименованиями и определениями» [7. С. 157].

Наличие делимости материи означает наличие составляющих ее сущность движения и протяжения. Толанд полагал, что в основе всеми признаваемой делимости материи лежит движение, поскольку не что иное, как движение разнообразит или разделяет ее; отсюда следовали два вывода Толанда: 1) движение и протяжение обеспечивают делимость материи, 2) оба они одинаково «существенны для материи» [7. С. 157].

Любая часть Вселенной (включая человеческие тела) пребывает в непрекращающемся «движении разрушения и созидания, созидания и разрушения». Толанд утверждал, что материя Вселенной везде одинакова (ср.: [7.

С. 169]), но сообразно своим всевозможным модификациям она представлена неисчислимыми особыми системами, вихрями или пучинами [7. С. 167]. Везде и непрерывно происходят взаимные переходы земли, воды, воздуха, огня, эфира ["^ther"] в свои противоположности, «каждое существо живет разрушением другого», что проявляется в соответствующих изменениях материи. Любая часть Вселенной, таким образом, пребывает в непрекращающемся «движении разрушения и созидания, созидания и разрушения». Существование человеческого тела во всем подобно существованию тел животных. Вообще, при жизни человек пребывает в состоянии непрерывного речного течения; умерев, когда его тело окончательно разложится, он проникает в качестве составных частей во множество самых разных вещей одновременно [6. P. 188; 7. С. 168].

Вселенная неизменна. Согласно Толанду, части материи не привязаны к какой-либо одной фигуре или форме, т.е. они пребывают в вечном движении, стираясь, изнашиваясь, измельчаясь и т.д. и т.п. На Земле все меняется каждое мгновение; этими изменениями, представляющими собой разные виды движения, неопровержимо подтверждается наличие «некоей всеобщей активности». Однако изменения частей не приводят к изменениям Вселенной: ведь очевидно, что всевозможные трансформации материи не приводят к ее каким-либо количественным изменениям, так же как бесконечные комбинации букв в словах и языках не изменяют состава алфавитов. По мысли Толанда, вещи непрестанно меняют свои формы, но «мир во всех своих частях и видах пребывает во все времена в одном и том же состоянии» [7. С. 169].

В любых внутренних изменениях вещей отображается их постоянное движение. Толанд полагал, что требуется различать внутреннюю энергию материи и ее пространственные движения. Внутренняя энергия, самодвижение, или существенная активность присуща всей материи. Без этой внутренней энергии не могло бы случаться никакого ее изменения или разделения. Всякие пространственные/внешние локальные движения, иначе - перемещения/изменения места являются лишь всевозможными модификациями внутренней энергии - существенной активности (ср.: [7. С. 176]). Конкретные (пространственные) движения тел происходят от разнообразных превалирующих движений прочих тел. Все части материи обладают своей внутренней энергией и влияют друг на друга сильнее или слабее в зависимости от имеющихся у них возможностей противодействия и воздействия. Следовательно, резюмирует Толанд, «всякая вещь претерпевает бесконечные изменения, т.е. находится, как я утверждаю, в непрестанном движении» [7. С. 171].

Покой тел относителен. Толанд вывел определение: «покой есть только известное ограничение движения тел, будучи реальным действием (action) взаимного сопротивления двух равных движений». Из этого, по его мнению, следует, что «не существует абсолютной бездеятельности тел, а есть только относительный покой по сравнению с другими телами, изменяющимися на наших глазах» [7. С. 174]. Толанд давал понять, что солидарен с учеными, стремящимися объяснять природные явления, ссылаясь на движение, всеобщее взаимодействие «вещей», используя принципы механики. С явным скепсисом упомянув об отстаивании И. Ньютоном идеи «протяженного, бестелесного пространства», Толанд, тем не менее, с энтузиазмом перечислил

некоторые представлявшиеся ему верными толкования сущности покоя и движения тел, встречающиеся в ньютоновских «Математических началах натуральной философии» ["Mathematical Principles of Natural Philosophy", 1687 г.] [7. С. 174-175].

Представления об абсолютном покое являются грубым заблуждением. Сославшись на приведенные им выше многочисленные примеры и умозаключения, Толанд счел возможным окончательно резюмировать, что «активность есть существенное свойство материи ["Action is essential to Matter"]», так как 1) в активности им обнаружен реальный субъект всевозможных «модификаций» материи - пространственных/локальных движений, изменений, различий или разнообразий, и, что казалось Толанду главным, 2) представления об абсолютном покое, обосновывающие «понятие о бездеятельности или безжизненности материи ["Inactivity or Lumpishness of Matter"]», ему удалось разрушить как грубое заблуждение. По Толанду, оно подпитывается наличием «тяжелых, твердых и массивных тел». Наблюдая за покоем и движением этих тел, люди стали делать ошибочные умозаключения о том, что состояние абсолютного покоя существует и что существует нематериальный «внешний двигатель ["foreing Mover"]» [6. P. 202-203; 7. С. 176].

Явления природы - «состояния движения». По Толанду, под плотностью, протяжением и активностью материи не следует понимать три разные «вещи»; они являются лишь тремя отдельными идеями, позволяющими по-разному рассматривать ту же самую материю. Толанд различал существенную активность материи ["essential Action of Matter"] и «некое состояние общей активности ["some Determination of the general Action"]»; первую он обозначал как "Vis motriX' - истинную движущую силу ["true motive Force"], второе - как "Vis impressa" - силу, сообщаемую «отдельным телам» ["the imprest Force of particular Bodys"]. Общая активность проявляется в постоянных заменах меньших сил большими, что задает направления движения материи. Точно так же и формы материи, разрушаясь, замещают одна другую. Движения материи тоже сменяют друг друга и не могут завершаться «абсолютным покоем» и т.д. На основании вышеизложенного Толанд заключил, что указанные «состояния движения в [различных] частях плотной протяженной материи и образуют то, что мы называем явлениями природы ["Phenomena of Nature"]» [6. P. 231-232; 7. С. 193].

Эксплицитные теологические предпосылки. Активность материи совместима с существованием верховного Ума. По мнению Толанда, наличие доказательств активности материи вовсе не создает предпосылок для оспаривания причастности к этой активности руководящего/верховного Ума ["presiding Intelligence"] [6. P. 234; 7. С. 195].

Бог постоянно направляет движения материи (однажды раз и навсегда определив порядок протекания процессов бытия). Толанд предположил, что материя могла быть создана Богом, в одинаковой мере обладающей свойствами и активности, и протяженности. Помимо этого, затруднительно отрицать, что Бог постоянно направляет движения материи (однажды раз и навсегда определив порядок протекания процессов бытия). Причем формирование того или иного животного либо растения невозможно полноценно объяснить, ссылаясь только на активность материи или только на ее протяжение. Наконец, разумно ли допускать, что взаимовлияния тел, «всех

частиц материи» друг на друга могли бы когда-нибудь привести к созданию любой «из этих изумительных растительных или животных машин?» [7. С. 195].

Никто [кроме Бога] не может «изобрести правила и средства для построения человека или мыши». Положением о «бесконечности материи» исключается бытие протяженного телесного Бога, но не бытие чистого Духа или нематериального Существа. Толанд полагал, что все имеющиеся у какого-нибудь человека знания в сфере устройства механизмов не помогут ему (как не помогли Р. Декарту) «изобрести правила и средства для построения человека или мыши». Любое смешение атомов во всех возможных вариантах не смогло бы обеспечить объединение и сохранение частей Вселенной в том виде/порядке, который известен на сегодня, не смогло бы «создать организацию цветка или мухи». Точно так же и многократное перемешивание типографских букв не приведет к созданию «Энеиды», «Илиады» или любой другой книги. Как отметил в завершение этих размышлений Толанд, положением о «бесконечности материи» ["Infinity of Matter"] должно исключаться только то, что надлежит исключать всем разумным и достойным людям -бытие протяженного телесного Бога, но не бытие чистого Духа или нематериального Существа ["an extended corporeal God, but not a pure Spirit or immaterial Being"] [6. P. 236; 7. С. 195-196].

Заключение

Таким образом, выполнены задачи нашего исследования: во-первых, проведен обзор ряда фрагментов четвертого и пятого писем сочинения «Письма к Серене», содержащих концептуальные суждения Толанда о материи и движении, и, во-вторых, выделены основные идеи и положения данных суждений. Это позволило достичь цели - выявить и объективировать следующие базовые эксплицитные (очерченные непосредственно в «Письмах») теологические предпосылки натурфилософских воззрений Толанда о материи и движении: 1. Представления о соучастии Бога «в каждом движении во Вселенной» ведут к разрушению правильного тезиса о том, что «движения, первоначально сообщенного Богом материи, вполне достаточно для будущего без каких-либо дополнительных усилий», а также к недопустимому признанию Бога виновником всего злого, даже если в движении видеть лишь статус модуса. 2. Активность материи совместима с существованием верховного Ума. 3. Бог постоянно направляет движения материи (однажды раз и навсегда определив порядок протекания процессов бытия). 4. Никто (кроме Бога) не может «изобрести правила и средства для построения человека или мыши». 5. Положением о «бесконечности материи» исключается бытие протяженного телесного Бога, но не бытие чистого Духа или нематериального Существа.

Перечисленные эксплицитные теологические предпосылки, думается, вполне определенно отражают теологический характер изложенных Толан-дом в «Письмах к Серене» натурфилософских воззрений о материи и движении. Данное предположение, в свою очередь, подтверждает правоту Дж. Уигелсворта, придерживавшегося при квалификации обозначенных воззрений как теологических концептуального кредо А. Каннингема, в соответствии с которым натурфилософия была посвящена Богу на протяжении всего своего существования начиная с середины 1200-х гг. и заканчивая XIX в.,

когда от нее отказались в пользу новой исследовательской практики -«науки» [13. P. 1; 14. P. 38].

Список источников

1. Тымянский Г. Джон Толанд // Под знаменем марксизма. 1924. № 10/11. С. 32-55.

2. JacobM.C. John Toland and the Newtonian Ideology / M. C. Jacob // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1969. Vol. 32. P. 307-331.

3. МееровскийБ.В. Джон Толанд. М. : Мысль, 1979. 190 с.

4. Berman D. Deism, Immortality and the Art of Theological Lying // Deism, Masonry and the Enlightenment : Essays Honoring Alfred Owen Aldridge / ed. by J.A.L. Lemay. Newark : University of Delaware Press ; London : Associated University Press, 1987. P. 61-78.

5. Lurbe P. John Toland and the Naturalization of the Jews // Eighteenth-Century Ireland / Iris an dá chultúr. 1999. Vol. 14. P. 37-48.

6. Toland J. Letters to Serena... London : Printed for Bernard Lintot..., 1704. [52], 239, [1] p.

7. Толанд Дж. Письма к Серене / пер. с англ. И.Б. Румера, Б.В. Мееровского // Английские материалисты XVIII в. : собрание произведений : в 3 т. М. : Мысль, 1967. Т. 1. С. 51-197.

8. Салимова К.И. Материализм Дж. Толанда // Вопросы философии. 1956. № 1. С. 104116.

9. Деборин А.М. Английский деизм и «вольнодумцы». Джон Толанд (1670-1722) // Социально-политические учения нового и новейшего времени : в 3 т. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. Т. 1: Социально-политические учения нового времени. Разд. 3: Английская революция XVII века и ее политические идеи, [гл.] 8. С. 210-218.

10. Быховский Б. Лидер английского деизма // Наука и религия. 1981. № 9. С. 28-30.

11. Brown J.C. John Toland's Letters to Serena: From the Critique of Religion to the Metaphysics of Materialism // After the Postsecular and the Postmodern: New Essays in Continental Philosophy of Religion / ed. by A. Smith & D. Whistler. Newcastle : Cambridge Scholars Publishing, 2010. Part 1: The Contribution on Modernity, chapter 2. P. 44-63.

12. Champion J.A.I. Deism // The Columbia History of Western Philosophy / ed. by R.H. Pop-kin. New York : Columbia University Press, 1999. [Part] 6: Eighteenth-Century Philosophy, [chapter]. P. 437-445.

13. Wigelsworth J.R. The Nominal Essence of Motion: John Toland's Natural Philosophy, 16961704 : A Thesis Submitted to the Faculty of Graduate Studies in Partial Fulfilment of the Requirements for the Degree of Master of Arts / The University of Calgary ; Department of History. Calgary, 2000. vii+141 p.

14. Cunningham A. The Anatomical Renaissance: The Resurrection of the Anatomical Projects of the Ancients. Aldershot : Scolar Press, 1997. xiv, 283 p.

References

1. Tymyanskiy, G. (1924) Dzhon Toland [John Toland]. Pod znamenem marksizma. 10/11. pp. 32-55.

2. Jacob, M.C. (1969) John Toland and the Newtonian Ideology. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 32. pp. 307-331.

3. Meerovskiy, B.V. (1979) Dzhon Toland [John Toland]. Moscow: Mysl'.

4. Berman, D. (1987) Deism, Immortality and the Art of Theological Lying. In: Lemay. J.A.L. (ed.) Deism, Masonry and the Enlightenment: Essays Honoring Alfred Owen Aldridge. Newark: University of Delaware Press; London: Associated University Press. pp. 61-78.

5. Lurbe, P. (1999) John Toland and the Naturalization of the Jews. Eighteenth-Century Ireland/ Iris an dá chultúr. 14. pp. 37-48.

6. Toland, J. (1704) Letters to Serena... London: Printed for Bernard Lintot.

7. Toland, J. (1967) Pis'ma k Serene [Letters to Serena]. In: Toland, J. et al. Angliyskie materialisty XVIII v.: sobranieproizvedeniy: v 3 t. [English Materialists of the 18th Century]. Vol. 1. Translated from English by I.B. Rumer, B.V. Meerovsky. Moscow: Mysl'. pp. 51-197.

8. Salimova, K.I. (1956) Materializm Dzh. Tolanda [J. Toland's Materialism]. Voprosy filosofii. 1. pp. 104-116.

9. Deborin, A.M. (1958) Sotsial'no-politicheskie ucheniya novogo i noveyshego vremeni: v 3 t. [Socio-political teachings of new and modern times: in 3 vols]. Vol. 1. Moscow: USSR AS. pp. 210218.

10. Bykhovskiy, B. (1981) Lider angliyskogo deizma [Leader of English deism]. Nauka i religiya. 9. pp. 28-30.

11. Brown, J.C. (2010) John Toland's Letters to Serena: From the Critique of Religion to the Metaphysics of Materialism. In: Smith, A. & Whistler, D. (eds) After the Postsecular and the Postmodern: New Essays in Continental Philosophy of Religion. Vol. 1. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing. pp. 44-63.

12. Champion, J.A.I. (1999) Deism. In: Popkin, R.H. (ed.) The Columbia History of Western Philosophy. New York: Columbia University Press. pp. 437-445.

13. Wigelsworth, J.R. (2000) The Nominal Essence of Motion: John Toland's Natural Philosophy, 1696-1704. A Thesis Submitted to the Faculty of Graduate Studies in Partial Fulfilment of the Require-ments for the Degree of Master of Arts. Calgary: The University of Calgary.

14. Cunningham, A. (1997) The Anatomical Renaissance: The Resurrection of the Anatomical Projects of the Ancients. Aldershot: Scolar Press.

Сведения об авторе:

Яковлев В.В. - доктор философских наук, доцент, доцент кафедры истории Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: v-yakovlev@yandex.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Yakovlev V.V. - Dr. Sci. (Philosophy), docent, associate professor of the Department of History, Institute of Social Sciences and Humanities, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: v-yakovlev@yandex.ru.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.12.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 04.03.2024

The article was submitted 13.12.2023; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 04.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.