Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 55
УДК 1(410)(091)
DOI: 10.17223/1998863Х/55/16
В.В. Яковлев
НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ДЖОНА ТОЛАНДА
Проведен хронологический обзор некоторых базовых положений избранной советской историографии религиозно-философских идей Толанда. Предметом статьи стали работы ведущих отечественных знатоков философии Толанда - Г.С. Тымянского, А.В. Щеглова, К.И. Салимовой, А.М. Деборина, Б.В. Мееровского, Б.Э. Быховского. Выявлены встречающиеся в указанных работах основные характеристики религиозно-философских идей Толанда.
Ключевые слова: Джон Толанд, религиозно-философские идеи, советские историки философии.
Введение
Ирландец Джон Толанд - один из самых своеобразных англоязычных мыслителей раннего Нового времени, получивший известность в первую очередь, благодаря своим религиозно-философским идеям. Список сочинений Толанда, в которых он развивал данные идеи, обширен, как правило, это достаточно небольшие по объему трактаты и эссе. В молодости Толанд отрекся от католицизма и стал приверженцем протестантизма. Судьба Толанда являет собой «идеальный» пример судьбы философа-изгнанника и философа-скитальца. Толанд был вынужден жить за пределами родной Ирландии. Он часто испытывал материальную нужду. Его смерть должна была обрадовать многочисленных недоброжелателей. Известно, что он похоронен на кладбище англиканской церкви Святой Девы Марии, что в Патни - одном из районов Лондона (St Mary the Virgin Churchyard, Putney), но его безымянную могилу, находящуюся здесь среди других подобных захоронений, теперь невозможно отыскать.
Отличительной чертой религиозной философии Толанда является обилие неапологетических и неортодоксальных для христианства идей, которые вызывали критику даже со стороны англиканских духовенства и общественности. Так, закрепившийся за Толандом уже при его жизни образ гонимого философа-борца в определенном смысле обеспечил известную притягательность идейного наследия Толанда в среде советских историков философии. Русскоязычные переводы ряда сочинений Толанда неоднократно издавались в СССР достаточно солидными по академическим меркам тиражами [1-3]. Предметом настоящей статьи являются работы ведущих отечественных знатоков философии Толанда - Г.С. Тымянского, А.В. Щеглова, К.И. Салимовой, А.М. Деборина, Б.В. Мееровского, Б.Э. Быховского, в которых немалое место занимает осмысление религиозно-философских идей Толанда. Изучение данной историографии весьма актуально, так как оно позволяет вырабатывать бережное и уважительное отношение к наследию и традициям оте-
чественного историко-философского знания, а также знакомиться с исследовательским потенциалом советской формационно-эволюционистской историографии религиозно-философских идей Толанда. Следует отметить, что в советской формационно-эволюционистской историографии религиозно-философских идей Толанда весьма часто эти идеи рассматривались в контексте его материалистических (либо якобы материалистических и т.п.) воззрений. Целью статьи станет выявление встречающихся в избранной советской историографии религиозно-философских идей Толанда основных характеристик обозначенных идей. Достичь этой цели планируется посредством проведения хронологического обзора некоторых базовых положений указанной историографии.
Работы 20-30-х гг. XX в.
Г.С. Тымянский1 обсуждал компоненты религиозно-философских идей Толанда в статье «Джон Толанд», опубликованной в журнале «Под знаменем марксизма» [4]. Статья Тымянского состоит из трех пунктов (I—III) без специальных подзаголовков [Там же. С. 32-41, 41-46, 46-55]. В статье кратко освещаются основные вехи жизни и деятельности Толанда, излагаются некоторые философские, религиозно-философские, политические и другие идеи из ряда его сочинений. Толанд охарактеризован Тымянским как забытый выдающийся человек, общественный деятель и мыслитель, как борец (в истори-ко-социальном смысле слова. - В.Я.). В этой связи в беглом историографическом обзоре Тымянский упомянул о сетовании историка литературы Геттнера2 по поводу того, что философия Толанда не интересует исследователей. Согласно Тымянскому, безызвестность Толанда является следствием того, что он «был атеистом и материалистом и в своих произведениях нисколько не пытался, подобно многим философам того времени, скрывать или замаскировывать свои взгляды» [Там же. С. 32].
Тымянский указал также на то, работы Толанда долгое время были недоступны, а о его идеях судили по подборке критических суждений его противников, включенной в составленную в 1766 г. пастором Торшмидом3 «библиотеку английских свободных мыслителей». Тымянский находил, что эта критика, а также высказывания самого Торшмида говорят о том, «что Толанд был опасным человеком, имел значительное влияние на своих современников». По Тымянскому, идеи и деятельность Толанда привели к появлению у него многочисленных «заклятых врагов», однако он находил и поддержку среди английских «свободных мыслителей», в том числе и знатного проис-
1 Тымянский, Григорий Самойлович (вариант отчества - Самуилович; 1893-1936) - советский философ, историк философии. Работал в Коммунистической академии, в Институте философии АН СССР.
2 У Тымянского нет научной ссылки на работу. Скорее всего, речь идет о трехтомнике Г. Геттнера «История литературы XVIII века» («Literaturgeschichte des achtzehnten Jahrhunderts»), изданном в 1856-1870 гг. Геттнер, Герман Юлий Теодор (Hermann Julius Theodor Hettner; 1821-1882) - немецкий историк литературы.
3 У Тымянского нет научной ссылки на работу. Скорее всего, речь идет о многотомнике У.Г. Торшмида «Versuch einer vollständigen Engelländischen Freydenker-Bibliothek», изданном в 17651766 гг. Торшмид, Урбан Готтлоб (Urban Gottlob Thorschmid; XVIII в.) - немецкий пастор, знаток идей представителей английского свободомыслия и их критиков.
хождения, а также среди влиятельных современников - Софии-Шарлотты, Лейбница, Локка1.
Согласно Тымянскому, «Толанд начал свою деятельность, как последователь Локка, в особенности его учения о религии и веротерпимости» [4. С. 33] (пунктуация сохранена. - В.Я.). Тымянский кратко осветил религиозную и социальную обстановку в Англии эпохи Толанда, историю английского деизма [Там же. С. 33-36]. По мысли Тымянского, Толанд был «самым выдающимся и глубоким» среди английских деистов. Однако Толанд не остановился на деизме; как считал Тымянский, «он пошел значительно дальше своих современников и единомышленников и, делая последовательные логические выводы из принятых посылок, построил стройную материалистическую систему философии» [Там же. С. 36].
Описание конкретных религиозно-философских идей Толанда Тымянский выполнил по таким его сочинениям, как «Христианство без тайн», «Письма к Серене», «Адеисидемон», «Пантеистикон»2.
Тымянский произвел достаточно подробный обзор обстоятельств создания и опубликования, а также содержания работы Толанда «Христианство без тайн» («Христианство, лишенное тайн» у Тымянского. - В.Я.) [Там же. С. 37-41]. По Тымянскому, в указанном сочинении вера в разум соседствует с осторожным скептицизмом, а на идеи Толанда здесь оказывают влияние идеи Локка и Ньютона - в том смысле, что последним не был свойствен крайний рационализм Декарта, Спинозы и Гоббса3, а на первое место они стали выдвигать опыт, заставляя, таким образом, сомневаться «в абсолютной способности разума познать истину». В завершение анализа «Христианства без тайн» Тымянский вскользь прокомментировал идеи Толанда о чудесах: «Толанд отрицает какое-либо чудо и, переходя к понятию таинства, разъясняет, что под чудом понимают не то, что противоречит разуму, а скорее то, что человеческим разумом не понято. Замечательна последняя глава книги
1 София-Шарлотта / София-Шарлотта Ганноверская (Sophie-Charlotte von Hannover; 1668-1705) -первая королева Пруссии. Лейбниц, Готфрид Вильгельм (Gottfried Wilhelm (von) Leibniz; 1646-1716) -немецкий философ, математик. Локк, Джон (John Locke; 1632-1704) - английский философ, знаток и разработчик политических и государствоведческих, педагогических идей.
2 Здесь и далее в сносках приводятся краткие библиографические описания (de visu) первых оригинальных изданий указанных сочинений Толанда, а также при наличии - устоявшиеся русскоязычные переводы названий этих сочинений. Christianity not Mysterius: Or, A Treatise Shewing, That there is Nothing in the Gospel Contrary to Reason, Nor Above it: And that no Christian Doctrine can be Properly Call'd a Mystery. London, 1696 («Христианство без тайн, или Трактат, в котором показывается, что в Евангелии не содержится ничего противоречащего разуму или непостижимого им и что ни один догмат христианства не может быть назван непостижимой тайной в прямом смысле слова»). Letters to Serena. London, 1704 («Письма к Серене»; сочинение посвящено Софии (Шарлотте). Adeisidaemon, sive Titus Livius a superstitione vindicatus. Autore J. Tolando. Annexae sunt ejusdem Origines judaicae. Hagae-Comitis, 1709. («Адеисидемон, или Тит Ливий, оправданный от обвинения в суеверии»). Pan-theisticon, sive formula celebrandae Sodalitatis Socraticae, in Tres Partículas Divisa. Cosmopoli, 1720 («Пантеистикон, или чин прославления сократического содружества, разделенный на три части»; сочинение издано анонимно в Лондоне. - В.Я.).
3 Ньютон, Исаак (Sir Isaac Newton; 1642-1727) - английский физик, математик, астроном. Декарт, Рене / Картезий (René Descartes, лат. Renatus Cartesius; 1596-1650) - французский философ, математик, физик. Спиноза, Бенедикт (Барух) (еврейского происхождения - из португальских сефардов (ивр. TlSO [sfaradi] - испанский), нидерл. Baruch Spinoza, португ. Benedito de Espinosa; 1632-1677) - нидерландский философ. Гоббс, Томас (Thomas Hobbes; 1588-1679) - английский философ, знаток и разработчик политических и государствоведческих идей.
Толанда1, в которой он пытается дать риторическое объяснение образованию таинств и чудес в христианстве. Здесь мы имеем также одну из немногих в то время попыток подойти с историческим анализом к общественным явлениям» [4. С. 40-41].
Тымянский сделал достаточно подробный обзор содержания первых трех писем сочинения Толанда «Письма к Серене», в которых он также излагал свои религиозно-философские идеи. Так, характеризуя идеи Толанда из третьего письма, посвященного обсуждению причин возникновения суеверных представлений, Тымянский отметил, что, анализируя суеверия, Толанд пользовался материалом как языческих религий, так и христианства. В частности, согласно Тымянскому, в христианстве Толанд осмелился подвергнуть осуждению «ритуалы, иконы, алтари, музыку и пение при богослужении, посты, паломничества, как суеверия, заимствованные у язычников и поддерживаемые священниками ради властолюбивых целей» (пунктуация сохранена. -В.Я.). Как полагал Тымянский, в первых трех письмах рассматриваемого сочинения Толанд достиг вершин свободомыслия, «стал совсем отрицать откровение, даже отождествлять [Б]ога с миром» [Там же. С. 45].
Давая общую оценку «Писем», Тымянский выдвинул положение о том, что сущностью «борьбы Толанда с религией» является его борьба «против религии вообще». При этом Толанда отличала не то чтобы ненависть к религии, но, скорее, любовь к свободному научному исследованию. А таковому противодействовала религия; вот Толанду и «приходилось вести с ней решительную борьбу». Недостатком критики религии, производимой Толандом, как и недостатком в целом просветительской религиозно-философской мысли, было отсутствие «историзма». И хотя, доказывая ряд своих сентенций, Толанд размышлял о жизни, нравах, быте и культуре людей древности, «все его исторические изыскания проникнуты какой-то неподвижностью». Рассуждения Толанда, в представлении Тымянского, сводились к тому, что «нет
ничего нового под солнцем, а есть только количественные изменения». Эта
2 ~
идея была лейтмотивом сочинения Толанда «Адеисидемон» («Адейсидемо-на» у Тымянского. - В.Я.). Ливий3 здесь был превращен «в атеиста». Помимо этого, в приложенном к «Адеисидемону» сочинении, посвященном вопросу происхождения евреев4, Толанд, опираясь на доводы Страбона, пытался обосновать то, что воззрения Моисея5 являлись пантеистскими по существу. Толанд говорил так же о том, что «вероучения и религиозные обряды» иудеев
1 В «Христианстве без тайн» - это Глава 6 «Когда, почему и кем были введены в христианство тайны» из Раздела III «О том, что в Евангелии нет ничего непостижимого или недоступного разуму» [3. С. 173-183].
2 «Адеисидемон» буквально переводится как «несуеверный». Это слово сконструировал Толанд, прибавив отрицательную приставку «а» к древнегреческому слову «деисидемон» (греч. "SeirnSai^mv" -«суеверный»).
3 Тит Ливий / Ливий (Titus Livius; 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) - древнеримский историк.
4 Adeisidaemon, sive Titus Livius a superstitione vindicatus. Autore J. Tolando. Annexae sunt ejusdem Origines judaicae. Hagae-Comitis, 1709 (полное оригинальное название: "Origines judaicae sive, Strabonis, de Moyse et religione judaica historia, breviter illustrata"; «Иудейские древности, или История Страбона о Моисее и иудейской религии». Издано под одной обложкой с «Адеисидемоном» в 1708 и 1709 гг.).
5 Страбон (греч. Lтpáßœv, лат. Strabon; ок. 64/63 г. до н.э. - ок. 23/24 г. н.э.) - древнегреческий географ, историк. Моисей / Моше - согласно Библии - первый пророк Бога, законодатель, предводитель еврейского народа (ивр. ntrâ [moshe] - этимология спорна, традиционно - «взятый из воды», греч. Mœoriç, Mœvo|ç, лат. Moyses; предположительно - 2-я пол. II тыс. до н.э.).
представляли собой заимствования из религий соседних языческих народов и отчасти из египетской религии [4. С. 46].
Менее пространны размышления Тымянского о «Пантеистиконе». Согласно Тымянскому, в начале литературной и публицистической деятельности Толанд проповедовал деизм, сохраняя «еще веру в откровение»; потом «он переходит от деизма к проповеди свободомыслия и, наконец, становится пантеистом, а затем переходит к атеистам и материалистам». Однако жизнь приучила Толанда к осторожности в высказывании своих мыслей. Так, в некоторых своих сочинениях Толанд, испытывая настоящие гонения, «стал склоняться к учению об экзотерической и эзотерической философии» [Там же. С. 47]. Но он не хотел «проповедовать две истины: одну для народа, а другую для посвященных». Толанд, по предположению Тымянского, выступал за «признание необходимости нелегального состояния философии». Все это и обусловило анонимное издание «Пантеистикона» малым тиражом. Здесь, согласно Тымянскому, повествуется «о нелегальных философских обществах» Европы и Лондона, созданных пантеистами; при этом Толанд указывал на то, «что лишь обычай - тиран языков - противополагает пантеистов атеистам». Впрочем, как отметил Тымянский, факт существования таких обществ недоказуем, «хотя духовенство, узнав об этой книге, подняло страшный шум по этому поводу» [Там же. С. 48].
А.В. Щеглов1 анализировал компоненты религиозно-философских идей Толанда в статье «Материализм Джона Толанда», опубликованной в журнале «Под знаменем марксизма» [5]. Статья Щеглова состоит из восьми пунктов (I—VIII) без специальных подзаголовков [5. С. 136-137, 137-141, 142, 142147, 147-149, 149-153, 153-154, 154-157]. В статье кратко освещаются основные вехи жизни и деятельности Толанда, излагаются некоторые философские, религиозно-философские, политические и другие идеи из ряда его сочинений. Щеглов причислил Толанда к лучшим представителям деизма, которые «через деизм пришли к более или менее полному разрыву с религией и к материализму». Продолжая характеризовать Толанда в таком же духе, Щеглов писал о Толанде как о крупнейшем представителе «материалистической линии в деизме, бесстрашном и непримиримом борце против теологии, схоластики и идеализма». По Щеглову, Толанд - ученик и последователь Локка, превзошедший своего учителя в деле критики религии, поднявшийся «до атеизма и материализма». Согласно Щеглову, Толанд также являлся заслуженным преемником «великих материалистов Бэкона2 и Гоббса», стоял у истоков «движения „свободомыслящих" (free-thinker)» [Там же. С. 136].
Описание конкретных религиозно-философских идей Толанда Щеглов выполнил по таким его сочинениям, как «Христианство без тайн», «Письма к Серене», «Адеисидемон», «Пантеистикон».
Щеглов кратко осветил некоторые аспекты истории создания и опубликования сочинения «Христианство без тайн» («Христианство без таинств» у Щеглова. - В.Я.) [5. С. 138]. По мнению Щеглова, произведенная Толандом в «Христианстве» критика религии имела прототипом критику религии в «Ра-
1 Щеглов, Алексей Васильевич (1905-1996) - советский, российский философ, историк философии. Работал ученым секретарем Института философии АН СССР; был заведующим профильными кафедрами в вузах Перми, Кишинева.
2 Бэкон, Фрэнсис (Francis Bacon, Viscount Saint Alban / Sir Francis Bacon; 1561-1626) - английский государственный деятель, философ, законовед.
зумности христианства» Локка1. Однако, по замечанию Щеглова, Толанд в рассматриваемом сочинении не проявил себя как атеист. Ведь он отрицал «не [Б]ога, а только существующие религии, в основном придерживаясь позиций деизма», хотя, согласно Щеглову, в эпоху Толанда эти идеи являлись экстраординарными по смелости и последовательности выступлениями, обличающими религию и духовенство.
Щеглов полагал, что данная в «Христианстве без тайн» критика религии была шире критики религии, произведенной представлявшими деизм Чербе-ри2 и Локком. По Щеглову, «Толанд делает выпады против всемогущества [Б]ога, отрицая возможность чудес: [Б]ог всемогущ лишь в том смысле, что может выполнить все, что возможно по законам природы и разума». Толанд усомнился также в Божественном происхождении Священного Писания [Там же].
Давая общую характеристику религиозно-философских идей Толанда, Щеглов отметил, что в религиозном вопросе «Толанд, в общем, приблизился к атеизму». От деистской рационалистической критики религии, произведенной в сочинениях начального этапа творчества, в работе «Письма к Серене» Толанд «возвышается до атеизма». Впрочем, в «Пантеистиконе» он причислил себя к пантеистам. Однако, как считал Щеглов, в названном произведении Толанд все равно высказывал атеистические идеи, «лишь прикрытые религиозно-мистической терминологией и эзотерической, доступной лишь для „избранных", формой».
Последнее обстоятельство вполне объяснимо более чем негативным отношением западноевропейского общества эпохи Толанда к атеистам и еретикам. Как полагал Щеглов, признавая, что уничтожить суеверие в его время невозможно, Толанд призывал всех бороться с данным явлением. При этом нужно скрывать свои мысли и устремления. Толанду было присуще понимание политической роли религии, он «боролся против нее как против одного из оплотов общественной реакции». Щеглов считал, что, развивая идеи деизма, Толанд стал мыслить как атеист. Так, в другом своем сочинении - «Аде-исидемон» («Адейсидемон» у Щеглова. - В.Я.) - Толанд «прямо говорит, что атеизм лучше суеверия». Хотя, по признанию Щеглова, Толанд и не был последовательным атеистом [Там же. С. 142].
Работы 50-80-х гг. XX в.
К.И. Салимова3 трактовала своеобразие компонентов религиозно-философских идей Толанда в статье «Материализм Дж. Толанда», опубликованной в журнале «Вопросы философии» [6]. Статья Салимовой состоит из введения и трех пунктов без нумерации и специальных подзаголовков; пункты обозначены «звездочками» (***) [6. С. 104-105, 105-108, 108-115, 115-
1 Щеглов имел в виду сочинение Локка "The Reasonableness of Christianity, As Delivered in the Scriptures" («Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании»), опубликованное в 1695 г.
2 Чербери / Герберт из Чербери, Эдуард / Герберт (Херберт) Чербери, Эдуард (Edward Herbert of Cherbury / Edward Herbert, 1st Baron Herbert / Baron Herbert of Castle Island; 1583-1648) - английский философ, государственный деятель, поэт.
3 Салимова, Кадрия Исмаиловна (Кадрия-Улькер Исмаил кызы, азерб. Qadriya-Ulkar Ismail qizi Salimova; 1924-2013) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования; советский и российский философ, теоретик педагогики. Работала в структурах Академии педагогических наук СССР, затем - Российской академии образования.
116]. В статье кратко освещаются основные вехи жизни и деятельности То-ланда, излагаются некоторые философские, религиозно-философские, политические и другие идеи из ряда его сочинений. По мнению Салимовой, Толанд являлся «одним из наиболее выдающихся представителей послереволюционного материализма в Англии»1 [Там же. С. 104], а также «одним из основоположников английского свободомыслия, которое тесно переплеталось с передовыми для того времени политическими идеями» [Там же. С. 105]. Как считала Салимова, в политической сфере Толанд защищал политические свободы и распространял идеи доктрины «о естественном праве человека», а в религиозной сфере выступал за свободу вероисповедания и распространял идеи доктрины «о естественной религии». Согласно Салимо-вой, к тезисам и положениям «свободомыслящих», говоривших от имени «наиболее левых демократических элементов английской буржуазии», с враждой относились и Церковь, и официальные власти, остальная буржуазия и новое дворянство. Это было связано с усилением в послереволюционной Англии религиозных настроений. Вообще, «[в] отличие от идеологов французской буржуазии, которые выступали против религии открыто, смело и решительно под флагом воинствующего атеизма, отдельные представители английской прогрессивной буржуазии выступали против религии под знаменем деизма, который, по определению Маркса и Энгельса, был наиболее удачным и легким способом отделаться от религии, по крайней мере для материалиста»2 (см. у Салимовой ссылку; см. ниже обзор идей Быховского. - В.Я.).
С учетом вышесказанного, по мнению Салимовой, критика религии проводилась Толандом в удобной форме деизма. И для исследователей Толанд в первую очередь является представителем деизма. Но содержание его религиозно-философских идей не определялось одним деизмом. Оценки религии Толандом претерпевали изменения, а в позднейших его сочинениях можно встретить «атеистические высказывания». В понимании Салимовой, по сравнению со всеми английскими материалистами своего времени, Толанд «наиболее решительно выступал против религии» [Там же. С. 106].
Описание конкретных религиозно-философских идей Толанда Салимова выполнила по таким его сочинениям, как «Христианство без тайн», «Письма к Серене», «Пантеистикон».
Согласно Салимовой, в деистском ключе написано сочинение «Христианство без тайн», в котором Толанд к тому же изложил свои воззрения о познании окружающего мира. В данной работе он акцентировал внимание на том, что мир познается человеком посредством чувственных данных и разу-
1 Как можно догадаться, Салимова имела в виду Английскую революцию и «Славную революцию». Английская революция ("English Civil War") - серия социально-политических и религиозно-политических конфликтов в Англии в 1640-1660-х гг. По сути, являлась преступным и кровавым государственным переворотом, проявившимся в тяжелейших гражданских войнах и религиозных противостояниях, в долговременных внутриполитических неурядицах. В советской историографии -Английская буржуазная революция. «Славная революция» (Glorious revolution / Revolution of 1688 / Bloodless Revolution) - процесс установления парламентской монархии в Англии в 1688-1689 гг.
2 Маркс, Карл Генрих (Karl Heinrich Marx; 1818-1883) - немецкий философ и социолог, экономист еврейского происхождения. Энгельс, Фридрих (Friedrich Engels; 1820-1895) - немецкий философ и историк, политический деятель; друг и единомышленник К. Маркса. Салимова сослалась на размышления Маркса и Энгельса из их сочинения "Die heilige Familie, oder Kritik der kritischen Kritik. Gegen Bruno Bauer & Consorten" («Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании»), опубликованного в 1845 г.
ма. Как полагала Салимова, будучи твердо уверенным «в силе человеческого разума, Толанд тем самым противопоставляет слепой вере разумное познание и утверждает, что критерием для суждения о [Е]вангелии, чудесах и прочих религиозных атрибутах должен быть разум».
Кратко характеризуя другое сочинение Толанда - «Письма к Серене», а конкретно первые три письма из этого сочинения, Салимова отметила, что в нем «Толанд до известной степени предвосхитил мысль Фейербаха1 о том, что не боги создали людей, а люди богов» [6. С. 106]. В четвертом и пятом письмах, согласно Салимовой, Толанд изложил свои материалистические взгляды; предметом его рассуждений в этих письмах были материя и природа движения. В обозначенных письмах Толанд хотел «помочь естествознанию окончательно освободиться от оков церковно-теологического мировоззрения». Тот противоречивый, по мнению Салимовой, факт, что в итоговых размышлениях пятого письма Толанд высказался о Боге как о причине «всего», она была склонна объяснять тем, что философ стремился «несколько смягчить резкость своего поведения», предложив расценивать этот факт «как некоторую уступку [Ц]еркви». К тому же в данной противоречивости Салимова усматривала проявление приверженности Толанда деизму.
Обратившись к краткому обзору «Пантеистикона», Салимова отметила, что в нем «Толанд полностью отрицает существующие религии», говорит о новой религии, средоточием которой являются наука, философия. Здесь, согласно Салимовой, Толанд выдвинул утверждение, согласно которому Бог есть природа. А ведь уже в своих первых сочинениях, как напомнила Салимова, Толанд высказывал соображения о том, «что отождествление [Б]ога с природой есть не что иное, как прямой путь к атеизму» [Там же. С. 107]. То есть «та борьба, которую в течение всей своей жизни вел Толанд с религией, привела его от деизма к атеизму» [Там же. С. 108].
А.М. Деборин2 интерпретировал компоненты религиозно-философских идей Толанда в главе «Английский деизм и „вольнодумцы". Джон Толанд (1670-1722)», опубликованной в составе первого тома его же фундаментального исследования «Социально-политические учения нового и новейшего времени» [7]. В главе кратко освещаются некоторые обстоятельства жизни и деятельности Толанда, излагаются некоторые философские, религиозно-философские, политические и другие идеи из ряда его сочинений.
Описание конкретных религиозно-философских идей Толанда Деборин выполнил по таким его сочинениям, как «Племя левитов»3, «Христианство без тайн», «Письма к Серене», «Пантеистикон».
Осмысляя в главе некоторые религиозно-философские и другие идеи То-ланда, Деборин также кратко изложил связанные с ними идеи Чербери, Гобб-са, Локка, Овертона, Коллинза4, иных интеллектуалов. Определенное не-
1 Фейербах, Людвиг Андреас фон (Ludwig Andreas von Feuerbach; 1804-1872) - немецкий философ и моралист, религиовед; оказал идейное влияние на К. Маркса.
2 Деборин, Абрам Моисеевич (настоящая фамилия - Иоффе; 1881-1963) - доктор философских наук, профессор, академик Академии наук СССР; российский и советский философ-марксист.
3 Tribe of Levi. London, 1691 («Племя левитов»; полный текст утрачен. - В.Я.).
4 Овертон, Ричард (Richard Overton; годы общественной активности: 1631-1664) - английский памфлетист и политический деятель, один из лидеров движения левеллеров. Левеллеры (англ. "levellers"/ "levelers", букв. - «уравнители») - радикальное движение (партия) во время Английской революции 16401660-х гг.. Выступали за установление республики. Коллинз, Энтони / Джон-Энтони (Антони) (Anthony / John-Anthony Collins; 1676-1729) - английский философ, теолог-деист; друг Дж. Локка.
удобство представляет весьма частое отсутствие в главе ссылок на сочинения Толанда при обсуждении Дебориным идей из этих сочинений.
Толанда Деборин причислил к крупнейшим представителям «английского материализма конца XVII и первой четверти XVIII в.», к вольнодумцам -(free-thinkers), критиковавшим положительную религию и конкретно христианство. При этом Толанд, не в пример другим представителям английского свободомыслия, «не удовлетворился деизмом - этой религией буржуазии - и пошел дальше в направлении к материализму». Его материалистическое мировоззрение близко мировоззрению спинозистов, а также материалистов периода революции в Англии и приверженцев гносеологии Локка [7. С. 212].
По замечанию Деборина, в своем первом сочинении - «Племя левитов», написанном в стихах, Толанд выступил с критикой священнослужителей. Сочинение «Христианство без тайн», согласно Деборину, послужило новым стимулом разработки и подъема деистских воззрений в Англии [Там же. С. 213]. Сочинение «Письма к Серене», в отличие от других произведений Толанда, обладает «определенно материалистическим характером». Вообще, по мысли Деборина, Толанд значительным образом повлиял «на все европейское [П]росвещение главным образом через посредство французского деизма и материализма». Если в начале творческого пути идеи Толанда были пронизаны теологическим рационализмом, то, как полагал Деборин, в дальнейшем, продвигаясь в выстраивании своих идей «все дальше влево», Толанд пришел к материализму [Там же. С. 216].
В сочинении «Пантеистикон» Толандом описывается «новое натуралистически-материалистическое учение». Однако Деборин считал, что это учение овеяно мистицизмом из-за стремления Толанда «установить нечто вроде религиозного культа». Продолжая характеризовать идеи «Пантеистикона», Деборин подчеркнул, что Толанд подобно большинству «просветителей XVII и XVIII вв.» не доверял «толпе», народу и не сомневался в неискоренимости суеверия. Это было ошибкой и трагедией Толанда [Там же. С. 217].
Тем не менее, подытоживая, Деборин отметил следующее: «[у] Толанда мы находим призыв к борьбе с тиранией, с „божественным правом" королей во имя свободы и права народов. Толанд разоблачает политическую роль духовенства и религии, вскрывает их внутреннюю связь, не будучи, однако, в состоянии добраться до последних корней как политики, так и религии» [Там же. С. 218].
Б.В. Мееровский1 истолковывал компоненты религиозно-философских идей Толанда во вступительном эссе «Английский материализм XVIII в.», опубликованном в первом томе трехтомного собрания произведений «Английские материалисты XVIII в.» [8]. В эссе кратко освещаются основные вехи жизни и деятельности Толанда, Коллинза, Гартли и Пристли2, излагаются некоторые естественнонаучные, философские, религиозно-философские, политические и другие идеи из ряда их сочинений, а также связанные с этими
1 Мееровский, Борис Владимирович (1922-1996) - доктор философских наук, профессор; советский и российский историк философии. Работал на кафедре философии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова - Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
2 Гартли, Дэвид / Давид (David Hartley; 1705-1757) - английский врач, философ и психолог. Пристли, Джозеф (Joseph Priestley; 1733-1804) - английский священник-нонконформист, физик, химик, политический мыслитель. Нонконформисты (англ. "nonconformists", лат. "non" - «не» и "conformis" - «соответственный», «однообразный») - члены английских протестантских церковных объединений, оппозиционных Англиканской Церкви.
идеями положения и размышления широкого круга интеллектуалов и мыслителей.
Описание конкретных религиозно-философских идей Толанда Мееров-ский выполнил по таким его сочинениям, как «Христианство без тайн», «Письма к Серене», «Адеисидемон», «Клидофорус», «Пантеистикон»1 [8. С. 33-39]. В начале указанного фрагмента эссе Мееровский произвел краткий экскурс в западную историографию религиозно-философских идей Толанда, Коллинза, Гартли и Пристли.
Согласно Мееровскому, по сравнению с другими деистами-материалистами своего времени, Толанд являлся «[н]аиболее радикальным и последовательным борцом против религии». В «Христианстве без тайн» Толанд защищал разум, осуждал слепую веру, изобличал священнослужителей за насаждение ими суеверий, мистики и фанатизма. Но окончательно здесь То-ланд религию еще не отверг. Лишь в последующих сочинениях он перешел к последовательному материализму и на его основе производил критику религиозного вероучения и культа [Там же. С. 35].
Как полагал Мееровский, критикуя религиозное мировоззрение, Толанд исходил из своего же положения «о неразрывной связи материи и движения, о самодвижении материи» (курсив в тексте. - В.Я.). Он не мог не понимать, что в данном положении содержится вызов идее «божественного первотолчка»; относящуюся к указанному положению проблематику Толанд обсуждал, в частности, в «Письмах к Серене», в «Пантеистиконе».
По мысли Мееровского, в «Письмах к Серене» Толанд выступил против предрассудков относительно бессмертия души, стремился разобраться в том, как возникли идолопоклонство, богопочитание и религиозные обряды. Причем свою критику он распространял и на языческие религии, и на христианство (см. у Мееровского ссылку. - В.Я.). Другое сочинение Толанда - «Адеисидемон», - как полагал Мееровский, может прояснить характер «атеистических воззрений» Толанда. Здесь Толанд хотел в первую очередь «раскрыть политическую роль религии как орудия укрепления власти государей над своими подданными с помощью обмана и насилия» [Там же. С. 36]. «Адеисидемон» скреплен идеей, согласно которой суеверие (в понимании Мееровского, для Толанда - любая религия) вредно для людей, вследствие чего «атеизм следует предпочесть суеверию» [Там же. С. 36-37]. Но, как отметил Мееровский, в рассматриваемом сочинении Толанд не был последователен в своем атеизме. Ибо, размышляя здесь, Толанд нашел замену суеверию и атеизму в «"истинной религии", которая находится посередине между этими двумя крайностями» (см. у Мееровского ссылку - В.Я.).
Мееровский считал, что вышеуказанные идеи Толанда о суеверии и атеизме подводят нас к «пункту, который составляет наибольшую трудность для понимания сущности и специфики толандовского атеизма». Действительно, во всех своих работах - от «Писем к Серене» до «Пантеистикона» - Толанд с настойчивостью выдвигал соображение о том, что необходимо трансформировать религию (подразумевались и язычество, и христианство), фундированную суеверием, обманом и заблуждением, в религию, фундированную разумом. Но к этому призывали все английские деисты XVII-XVIII вв. Толь-
1 Clidoforus, or of the Exoteric and Esoteric Philosophy // Tetradymus. London, 1720 («Клидофорус, или об экзотерической и эзотерической философии»).
ко вот сам Толанд, как подчеркнул Мееровский, не относил себя к деистам, он говорил о себе как о свободном мыслителе. Толанд также говорил о себе как о пантеисте - в «Пантеистиконе» [8. С. 37]. Упомянув ряд идей Толанда о мире, материи, движении и т.д., Мееровский пришел к заключению о лишь своего рода формальном использовании Толандом деистских терминов и стиля размышлений [Там же. С. 37-38].
Подытоживая, Мееровский акцентировал внимание на следующем: «...созданное Толандом учение о материи способствовало преодолению не только деистической, но и пантеистической концепции [Б]ога и природы. Свободомыслие Толанда выходит, таким образом, как за рамки пантеизма, так и за рамки деизма, хотя и несет на себе их следы (в особенности последнего). В своей критике религии Толанд ближе всех других английских мыслителей подошел к той исторической форме атеизма, которая была развита впоследствии французскими материалистами XVIII в.» [Там же. С. 39].
Б.Э. Быховский1 рассуждал о компонентах религиозно-философских идей Толанда в статье «Лидер английского деизма» [9], опубликованной в журнале «Наука и религия». В статье кратко освещаются некоторые обстоятельства жизни и деятельности Толанда, излагаются некоторые религиозно-философские, философские и другие идеи из ряда его сочинений. Было отмечено, что Толанд испытал сильное идейное влияние со стороны Локка [Там же. С. 28-29]. Быховский констатировал также, что исторические судьбы материализма и атеизма взаимосвязаны, а данный факт подтверждают, в частности, идеи Толанда [Там же. С. 29], хотя Толанд наряду с другими английскими материалистами своей эпохи «не был и не мог быть атеистом в полном смысле этого слова». В Толанде Быховский видел сторонника деизма, с помощью которого, по Марксу и Энгельсу, материалист может «отделаться от религии» (см. у Быховского полную цитату из «Святого семейства» и ссылку в сноске. - В.Я. ). Быховский напомнил также, что такие «основные формы антирелигиозной идеологии», как деизм, пантеизм и атеизм, «не всегда однозначно связаны с философским материализмом». Например, согласно Быхов-скому, основоположник деистского учения в Англии Чербери, как и последующие английские деисты Тиндал (Тиндаль в транскрипции Быховского. -В.Я.), Шефтсбери, Болингброк,2 - были идеалистами. Также и в пантеизме можно выделить материалистическую и идеалистическую формы, и «даже явный атеизм может сочетаться с воинствующим антиматериализмом».
По мнению Быховского, Толанд и продолжатели его идей Коллинз, Гартли, Пристли являлись носителями «восходящего к Дж. Локку материалистического мировоззрения». Толанд, в частности, обогатил материализм многими новыми и ценными идеями. Философская доктрина Толанда не сводилась к метафизической или механистической формам материализма; обе формы, по мысли Быховского, Толанд резко критиковал. Однако у Толанда
1 Быховский, Бернард Эммануилович (1898 / 1901-1980) - доктор философских наук, профессор; советский историк философии. Работал на кафедре философии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова.
2 Тиндал / Тиндаль, Мэтью (Matthew Tindal; ок. 1657-1733) - английский философ-деист, религиозный мыслитель. Шефтсбери / Шафтсбери, Энтони (Антони) Эшли Купер (Anthony Ashley Cooper, 3rd Earl of Shaftesbury / Baron Cooper of Pawlett / Baron Ashley of Wimborne St Giles; 1671-1713) -английский политик и философ-деист. Болингброк, Генри Сент-Джон (Henry Saint John, 1st Viscount Bolingbroke; 1678-1751) - английский государственный деятель, философ-деист.
нельзя найти и «принципы перехода количества в качество и единства противоположностей, равно как и историзма в понимании развития природы и общества».
Как считал Быховский, решая основной вопрос философии, Толанд был верен принципу «материального единства мира». Например, говоря о мышлении, Толанд усматривал в нем проявление особенного движения «особого вида материи - мозга», полагая, что разум наделен способностью точного познания природы той или иной вещи. Согласно Быховскому, переход к разумному миропониманию возможен лишь после сокрушения «господствующего религиозного суеверия». Толанд был поглощен решением данной, конечно, невыполнимой в его эпоху, «идеологической задачи». Прямая и открытая критика христианства была чревата самыми серьезными последствиями. Как писал Быховский, нужны были «изощренная, дезориентирующая идеологическая стратегия и тактика, маскирующая истину. Антирелигиозные по своей сути убеждения Толанд вуалировал плотной сетью псевдорелигиозной словесности, сопровождая пропаганду достоверного знания лицемерными поклонами химерической вере» [9. С. 29].
Описание конкретных религиозно-философских идей Толанда Быховский выполнил по таким его сочинениям, как «Христианство без тайн», «Свободная Англия», «Письма к Серене», «Тетрадимус», «Клидофорус», «Пантеистикон»1 и др.
Выявленные Быховским характеристики религиозно-философских идей Толанда из этих сочинений по содержанию и стилю очень близки к соответствующим характеристикам, отмеченным в работах советских специалистов, уже рассмотренных в настоящем обзоре. Следует акцентировать внимание на том, что во фрагменте статьи, посвященном изложению и комментированию идей из «Писем к Серене», Быховский отметил следующее: «В соответствии со своими материалистическими воззрениями Толанд решительно отверг бессмертие души, отрицал чудеса, несовместимые с познаваемыми разумом законами природы. Тем самым он ниспровергал [Б]ожественное всемогущество, якобы осуществляющее неосуществимое» [Там же].
Заключение
Таким образом, проведенный обзор позволил достичь цели статьи, а именно выявить встречающиеся в избранной советской историографии религиозно-философских идей Толанда основные характеристики обозначенных идей.
Во-первых, советские специалисты активно развивали положения о вкладе Толанда в учения деизма, пантеизма, материализма. Например, То-ланд характеризовался как самый выдающийся и глубокий английский деист [4. С. 36], как лучший представитель деизма [5. С. 136]. Он аттестовывался советскими исследователями также как философ, причислявший себя к пантеистам [5. С. 142; 8. С. 37]. О Толанде писали как о крупнейшем представителе «английского материализма конца XVII и первой четверти XVIII в.»
1 Anglia libera, or the Limitation and Succession of the Crown of England. London, 1701 («Свободная Англия»). Tetradymus. Containing 1. Hodegus... 2. Clidophorus... 3. Hypatia... 4. Mangoneutes... London, 1720 («Тетрадимус»; сочинение включало в себя 4 эссе: "Hodegus" («Ходегус»), "Clidophorus" («Клидофорус»), "Hypatia" («Ипатия»), "Mangoneutes"; здесь приведены сокращенные названия. - В.Я. ).
[7. С. 212], одном «из наиболее выдающихся представителей послереволюционного материализма в Англии» [6. С. 104], носителе «восходящего к Дж. Локку материалистического мировоззрения» [9. С. 29].
Во-вторых, советские специалисты акцентировали внимание на том, что Толанд выступил с критикой религии в целом, а также христианства в частности. Например, Толанд характеризовался как философ, который боролся «против религии вообще» [4. С. 46], как философ, являвшийся «[н]аиболее радикальным и последовательным борцом против религии» [8. С. 35]. Он ат-тестовывался как философ, который, по сравнению со всеми английскими материалистами своего времени, «наиболее решительно выступал против религии» [6. С. 106]. Советскими исследователями отмечалось, что в эпоху Толанда некоторые его религиозно-философские идеи являлись экстраординарными по смелости и последовательности выступлениями, обличающими религию и духовенство [5. С. 138]. Толанда причисляли к вольнодумцам -(free-thinkers), критиковавшим положительную религию и конкретно христианство [7. С. 212]. Обращалось внимание на то, что «[а]нтирелигиозные по своей сути убеждения Толанд вуалировал плотной сетью псевдорелигиозной словесности» [9. С. 29].
В-третьих, советские специалисты практически единодушно фиксировали атеистическую направленность религиозно-философских идей Толанда (весьма часто при этом расходясь во мнениях о глубине атеизма Толанда). Например, указывалось, что Толанд «был атеистом и материалистом и в своих произведениях нисколько не пытался, подобно многим философам того времени, скрывать или замаскировывать свои взгляды» [4. С. 32]. Отмечалось, что Толанд, мысля как атеист, тем не менее не был последовательным атеистом [5. С. 142], он нашел замену суеверию и атеизму в «„истинной религии", которая находится посередине между этими двумя крайностями» [8. С. 37], что Толанд наряду с другими английскими материалистами своей эпохи «не был и не мог быть атеистом в полном смысле этого слова» [9. С. 29]. Подчеркивалось также, что «та борьба, которую в течение всей своей жизни вел Толанд с религией, привела его от деизма к атеизму» [6. С. 108]. Констатировалось, что Толанд не был «в состоянии добраться до последних корней как политики, так и религии» [7. С. 218].
Литература
1. Толанд Дж. Избранные сочинения / пер. с англ. и лат. с предисл. А. Деборина. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1927. LXVI, 192 с.
2. Английские материалисты XVIII в. : собрание произведений : в 3 т. М. : Мысль, 1967. Т. 1 / под общ. ред. и со вступ. ст. Б.В. Мееровского. 445 с.
3. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз / отв. ред., авт. вступ. ст. и коммент. Б.В. Мееровский. М. : Мысль, 1981. 302 с. (Научно-атеистическая библиотека).
4. Тымянский Г. Джон Толанд // Под знаменем марксизма. 1924. № 10/11. С. 32-55.
5. Щеглов А. Материализм Джона Толанда // Под знаменем марксизма. 1938. № 10. С. 136157.
6. Салимова К.И. Материализм Дж. Толанда // Вопросы философии. 1956. № 1. С. 104-116.
7. Деборин А.М. Английский деизм и «вольнодумцы». Джон Толанд (1670-1722) // Социально-политические учения нового и новейшего времени : в 3 т. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. Т. 1 : Социально-политические учения нового времени. С. 210-218.
8. Мееровский Б.В. Английский материализм XVIII в. // Английские материалисты XVIII в. : собрание произведений : в 3 т. М., 1967. Т. 1. С. 5-50.
9. БыховскийБ. Лидер английского деизма // Наука и религия. 1981. № 9. С. 28-30.
Valentin V. Yakovlev, University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation).
E-mail: v-yakovlev@yandex.ru
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2020. 55. pp. 149-162.
DOI: 10.17223/1998863X/55/16
THE LEGACY OF THE SOVIET HISTORIOGRAPHY OF JOHN TOLAND'S RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL IDEAS
Keywords: John Toland; religious-philosophical ideas; Soviet historians of philosophy.
The article provides a chronological review of some basic provisions of the selected Soviet historiography of the religious-philosophical ideas of an original Irish philosopher John Toland (30.11.1670-11.03.1722). The works of leading domestic experts in Toland's philosophy -G.S. Tymyansky, A.V. Shcheglov, K.I. Salimova, A.M. Deborin, B.V. Meerovsky, B.E. Bykhovsky -are analyzed. These authors interpret Toland's religious-philosophical ideas as parts of their works. The author of this article notes that the study of this historiography is very relevant, because it allows developing a careful and respectful attitude to the heritage and traditions of national historical-philosophical knowledge and learning the research potential of the Soviet formational-evolutionary historiography of Toland's religious-philosophical ideas. The aim of the article is to identify the main characteristics of Toland's religious-philosophical ideas discussed in the selected Soviet historiography. As a result, the following was stated. First, Soviet specialists actively developed the provisions on Toland's contribution to the doctrines of deism, pantheism, and materialism. Second, Soviet specialists focused on the fact that Toland criticized religion in general, as well as Christianity in particular. Third, Soviet specialists almost unanimously noted the atheistic orientation of Toland's religious-philosophical ideas (very often disagreeing about the depth of Toland's atheism). The article is provided with a reference section in the form of short bibliographic descriptions of the first original editions of a number of Toland's works (de visu), short personalities, short dictionary and bibliographic entries (de visu). The reference section allows assessing the breadth of both Toland's religious-philosophical ideas and the historiographic materials considered in this article.
References
1. Toland, J. (1927) Izbrannye sochineniya [Selected Works]. Translated from English and Latin by A. Deborin. Moscow; Leningrad: Gos. izd-vo.
2. Meerovsky, B.V. (ed.) (1967a) Angliyskie materialisty XVIII v.: sobranieproizvedeniy: v 3 t. [English materialists of the 18th century: Collection of works: in 3 vols]. Vol. 1. Moscow: Mysl'.
3. Meerovsky, B.V. (ed.) (1981) Angliyskoe svobodomyslie: D. Lokk, D. Toland, A. Kollinz [English freethinking: D. Locke, D. Toland, A. Collins]. Moscow: Mysl'. pp. 79-214.
4. Tymyansky, G. (1924) Dzhon Toland [John Toland]. Pod znamenem marksizma. 10/11. pp. 32-55.
5. Shcheglov, A. (1938) Materializm Dzhona Tolanda [John Toland's materialism]. Pod znamenem marksizma. 10. pp. 136-157.
6. Salimova, K.I. (1956) Materializm Dzh. Tolanda [John Toland's materialism]. Voprosy filoso-fii. 1. pp. 104-116.
7. Deborin, A.M. (1958) Sotsial'no-politicheskie ucheniya novogo i noveyshego vremeni: v 3 t. [Socio-political teachings of the new and modern times: in 3 vols]. Vol. 1. Moscow: USSR AS. pp. 210-218.
8. Meerovsky, B.V. (1967b) Angliyskie materialisty XVIII v.: sobranie proizvedeniy: v 3 t. [English materialists of the 18th century: Collection of works: in 3 vols]. Vol. 1. Moscow: Mysl'. pp. 5-50.
9. Bykhovsky, B. (1981) Lider angliyskogo deizma [Leader of English deism]. Nauka i religiya. 9. pp. 28-30.