УДК 338.24
Е.М. Завьялова
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Исследуется проблема экспертных методов оценки конкурентоспособности управления, а также рассматривается проблема влияния управленческой деятельности на конкурентоспособность промышленного предприятия в целом. Выявлено ранговое значение представленных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность
управления, основанное на объективных мнениях руководителей промышленных предприятий машиностроительной отрасли.
Конкурентоспособность, конкурентоспособное управление, оценка управления, промышленное предприятие, экспертные методы оценки.
E.M. Zaviyalova
EXPERT METHODS FOR COMPETITIVENESS ASSESSMENT OF PLANT FACILITY MANAGEMENT
This article shows the problem of expert methods for competitiveness assessment of management and also researches the problem of managerial activities influence upon plant facility competitiveness in general. The publication reveals the significance of represented factors having influence on competitiveness of plant facility and management competitiveness based upon the unbiased opinions of plant facility heads of machine building industry.
Competitiveness, competitive management, management assessment, industrial plant, expert methods of assessment.
В посткризисный период для российской экономики характерна проблема низкой конкурентоспособности промышленных предприятий на мировом рынке, обусловленная не столько технологическими проблемами или отсутствием источников финансирования, сколько отставанием в производительности труда, низкой эффективностью менеджмента и недостаточно развитой системой управления по сравнению с предприятиями-конкурентами. Повышение конкурентных позиций на рынке выступает решающим фактором успеха любой организации. Конкурентные условия вынуждают руководителей к поиску потребителей, для обеспечения целей деятельности своего предприятия, а именно - рост и увеличение объема продаж, высокое качество выпускаемой продукции, удержание и усиление конкурентных позиций на рынке и, как итог, максимизация прибыли.
Для повышения конкурентоспособности предприятия в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности и усиления конкуренции между предприятиями на рынке от руководителей требуется осуществление эффективных и результативных действий на рынке, которые реализуются через отведение ключевой роли четкому и умелому управлению и, как следствие, через разработку и применение
действенной (конкурентоспособной) системы управления. Именно от
конкурентоспособной системы управления предприятием в решающей степени зависит конкурентоспособность самой компании в целом.
По мнению автора, конкурентоспособное управление представляет собой непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие), способный выдерживать конкуренцию с аналогичным управлением на других предприятиях в рамках данного рынка. Этот процесс направлен на достижение целей предприятия. При этом конкурентоспособное управление необходимо рассматривать как относительную характеристику результативности деятельности определенной управляющей системы, отраженную в количественных и качественных показателях субъекта и объекта управления.
Современный менеджмент необходим предприятиям как условие их эффективного существования и развития, так как именно он обусловливает цели, стратегии, принятие управленческих решений, от него зависит реакция организации на внешние угрозы, а также возможность использования имеющихся преимуществ. Необходимость управленческой деятельности обусловливается наличием организаций, в которых люди осуществляют совместную деятельность для достижения общих целей, т. к. именно значимость управления обусловливается необходимостью координации коллективной деятельности персонала, а также ее согласованием и обеспечением.
Конкурентоспособная система управления на предприятии обеспечивает условия, при которых главной задачей для управляющего любого уровня выступает активный поиск реальных возможностей повышения результативности производства, качества продукции и, как следствие, получение прибыли. При этом, система управления должна быть креативной, т. е. обладать рядом способностей к самосовершенствованию и саморегулированию, которые будут направлены на применение высокоэффективных форм и методов управления, технологий и достижений, связанных с научно-техническим прогрессом.
Сегодня креативность становится все более актуальной не только для работников в сфере творческих профессий, но и для руководителей предприятий, так как быстрый темп и многоплановость современной рыночной экономики вынуждают к умению гибко и творчески реагировать на происходящие внешние изменения. Именно поэтому креативность, заключенная в нестандартном мышлении руководителя и его способности к поиску новых идей и подходов в управлении, оказывает первоочередное влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
Усиление конкуренции на рынке приводит к постоянно растущему интересу со стороны руководства предприятий к оценке конкурентоспособности управления. Оценка конкурентоспособности управления имеет первостепенное значение для предприятия, от ее проведения зависят эффективность и результативность функционирования организации.
Основной целью проведения экспертной оценки системы управления на предприятии является определение соответствия существующего состояния данной системы с желаемым состоянием ее функционирования в будущем. Регулярный аудит системы управления способен раскрыть перед руководством предприятия слабые стороны в менеджменте, а также способствует принятию корректирующих действий, приводящих к улучшению деятельности компании. Аудит системы управления предприятием позволяет руководителю:
- оценить уровень системы управления предприятием;
- оценить уровень собственных взглядов на управленческую деятельность;
- объективно оценить деятельность персонала предприятия;
- совершенствовать внутренние стандарты системы управления предприятием.
Основным отличием аудита системы управления от аудита системы менеджмента
качества является то, что аудит качества направлен на сбор объективных сведений,
ориентированных на выявление причин возникновения несоответствий в системе менеджмента качества, процессах или продуктах (услугах) предприятия, в то время как аудит системы управления ориентирован на повышение эффективности системы управления.
Автором проведено исследование конкурентоспособности управления на предприятиях машиностроительной отрасли Российской Федерации, основанное на экспертных оценках, с целью раскрытия общих тенденций управления, свойственных отечественной экономике, и рангового выявления факторов управления на практике.
В Поволжском экономическом регионе Саратовская область занимает одно из ведущих мест по уровню развития и масштабам промышленного производства. Промышленность области составляет более 2000 крупных и средних предприятий, которые выпускают холодильники и морозильники, широкий ассортимент стандартных и специальных подшипников, минеральные удобрения, строительное стекло и материалы, железнодорожную технику, точные приборы, свечи зажигания, медный прокат, производят жидкое топливо и продукты нефтехимии, печатают школьные учебники и книги.
В рамках проводимого исследования среди промышленных предприятий Саратовской области особое внимание автор уделяет ОАО «Саратовский подшипниковый завод», основной специализацией которого являются разработка и выпуск подшипников для автомобильной, железнодорожной, авиационной промышленности, кораблестроения, атомной энергетики и машиностроительных предприятий. ОАО «Саратовский подшипниковый завод» с 2007 года входит в крупнейшую «Европейскую подшипниковую корпорацию» («ЕПК»).
Отметим, что после приобретения 100% акций ОАО «Саратовский подшипниковый завод» доля продаж «ЕПК» на внутреннем подшипниковом рынке составляет 44%, а на мировом - около 1%.
Основываясь на данных рейтингового агентства «ТОП-ЭКСПЕРТ», емкость российского рынка подшипников в 2008 году составила 1,3 млрд. долларов США. Около 50% подшипников, реализуемых на отечественном рынке, идут на конвейеры крупнейших предприятий: автомобильные и тракторные заводы, заводы оборонного комплекса, заводы по производству электротехнического оборудования, предприятия машиностроения, заводы по производству сельскохозяйственной и специальной техники. Остальная половина товара реализуется на вторичном рынке, в этом случае подшипники приобретаются металлургическими, нефтяными и другими компаниями, при этом каналами сбыта продукции являются специализированные фирмы, а также розничные магазины.
На российском рынке наряду с отечественным производством представлены и зарубежные компании. За прошедшие пять лет объем китайских подшипников на российском рынке увеличился в 15 раз, что обусловлено их низкой ценой. Так, рентабельность предприятий, занимающихся продажей китайских подшипников, по некоторым позициям доходила до 40%.
На рынке подшипников для потребителей большое значение имеет бренд фирмы-производителя. По данным вышеупомянутого рейтингового агентства, критериями группировки по категориям выступает соотношение цены и качества выпускаемой продукции. В результате маркетингового исследования были определены следующие бренды, имеющие широкое распространение на российском рынке:
1) Иностранные бренды первой категории - FAG, SKF, Koyo, Timken. Данные марки на российском рынке присутствуют слабо, это объясняется, в первую очередь, их дороговизной. Выпускаемая продукция данных компаний приобретается в основной своей массе нефтяными, а также металлургическими компаниями, которые делают акцент на высокое качество продукции, применяемой в узлах сложного и дорогостоящего оборудования.
2) Бренды второй категории - марки российских производителей, сюда относятся заводы, входящие в структуру «Европейской подшипниковой корпорации». Продукция данных заводов менее качественна, чем иностранных производителей, составляющих первую категорию, но значительно дешевле.
3) Бренды третьей категории - марки китайских производителей: DPI, DGB, ZWZ, Крафт, KG. Стоимость продукции китайских компаний значительно ниже цен на российскую продукцию, несмотря на то, что за последние годы ее качество значительно улучшилось и теперь соответствует российскому ГОСТу.
Доля на рынке подшипников каждой из перечисленных категорий показана на
рис. 1.
Самым распространенным брендом в 2008 году на отечественном рынке являлось ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», второе и третье места разделяют между собой китайские производители Крафт и KG.
Что касается спроса на подшипниковую продукцию по отраслям, то наибольшую долю рынка в структуре отраслевого потребления подшипников занимают автомобильные заводы (25%), второе и третье места делят электротехническая промышленность (17%) и розничная торговля (15%). Более подробно сегментирование отечественного рынка подшипников по отраслям представлено на рис. 2.
В качестве объекта исследования уровня конкурентоспособности управления предприятием подшипниковой промышленности выступает «Европейская подшипниковая корпорация», которая основана в 2001 году в г. Москве. Корпорация специализируется на производстве и реализации подшипников, деталей и узлов; пред- и послепродажном сервисе; научно-исследовательской деятельности и разработке. Суммарный объем номенклатуры выпускаемой продукции составляет более 9800 модификаций. «Европейская подшипниковая корпорация» объединяет заводы в городах Москве, Волжском, Степногорске, Самаре и Саратове. Во главе корпорации находится управляющая компания. Реализацию продукции всех заводов «Европейской подшипниковой корпорации» осуществляет единая сервисно-сбытовая структура - ООО «Торговый дом ЕПК», имеющая представительства по всей России и за ее пределами. Поставки продукции на крупные предприятия проводятся Торговым домом ЕПК напрямую, что позволяет оставаться постоянно на связи с потребителями и оперативно реагировать на все запросы и пожелания каждого клиента. Продажи на вторичном рынке организованы через сеть официальных дилеров.
□ Иностранные бренды первой категории
□ Российские бренды
□ Бренды китайских производителей
Рис. 1. Доля категорий подшипниковых брендов на российском рынке в 2008 г.
15%
□Автомобильные заводы
□ Нефтяные компании
□ Розничные продажи □Железнодорожная отрасль
■ Электротехническая промышленность
□ Металлургические комбинаты
□ Сельхозмашиностроение
□ Прочие потребители
Рис. 2. Сегментация российского рынка подшипников по отраслям
Автором проведен опрос руководителей предприятий-производителей
подшипников российского рынка с целью оценки конкурентоспособности управления в организациях и совершенствования качества менеджмента. Были опрошены руководители 7 предприятий, входящих в состав «ЕПК»: ОАО «Московский подшипник», ЗАО «Степногорский подшипниковый завод» (Казахстан), ОАО «Волжский подшипниковый завод» (Волгоградская область), ОАО «Саратовский подшипниковый завод», Центр исследований и разработок специальных подшипников (г. Самара), ОАО «Завод авиационных подшипников» (г. Самара), ОАО «Волжский завод специальных
подшипников».
Отметим, что предприятия холдинга «ЕПК» имеют ряд сертификатов систем менеджмента качества, так: ОАО «Московский подшипник» имеет сертификат одобрения системы менеджмента качества предприятия по следующим стандартам системы менеджмента качества BS EN ISO 9001:2000, EN ISO 9001:2000, ISO 9001:2000; ОАО «Завод авиационных подшипников» (г. Самара) имеет сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта DIN EN ISO 9001:2000, а также сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта BS EN ISO 9001:2008, EN9100:2003, AS9100 Rev B; ОАО «Саратовский подшипниковый завод» имеет сертификат одобрения системы менеджмента качества предприятия по следующим стандартам системы менеджмента качества BS EN ISO 9001:2000, EN ISO 9001:2000, ISO 9001:2000; также сертификат соответствия системы управления качеством стандарту ISO 9001:2000 имеют ОАО «Волжский подшипниковый завод» (Волгоградская область) и ЗАО «Степногорский подшипниковый завод».
Экспертный опрос проводился путем интервью и письменного анкетирования. Руководителям задавались вопросы, касающиеся значимости анализа и оценки конкурентоспособности управления для предприятия, а также ранжирования факторов оценки конкурентоспособности управления, влияющих на уровень эффективной работы. Причем список данных факторов сформирован автором на основе ряда литературных источников по теоретическим основам повышения конкурентоспособности систем управления на промышленных предприятиях.
Опрос руководителей предприятий выявил ранг рассматриваемых факторов, в значительной степени оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия (табл. 1). Главам компаний, входящих в структуру корпорации, на основе их
интуитивного понимания и знаний в области управления предприятием, предлагалось выбрать по четыре наиболее важных фактора, из числа представленных, оказывающих первоочередное влияние на конкурентоспособность компании в целом. Важнейшими факторами для предприятий, осуществляющих оценку системы управления, оказались: наличие высококвалифицированных кадров, качество системы управления на предприятии и вхождение в состав ЕПК. В свою очередь, для предприятий, не осуществляющих оценку системы управления или делающих это нерегулярно, такими факторами выступили: вхождение в состав ЕПК, а также качество выпускаемой продукции. Важность каждого фактора рассчитана в процентах от общего числа факторов-предпочтений, выбранных руководителями.
Анализ полученной информации от руководителей предприятий, входящих в состав корпорации «ЕПК», позволил выявить определенную тенденцию - руководство предприятий уделяет существенное внимание качеству управления, причем внимание к качеству носит системный характер, подразумевающий применение экспертных методов оценки системы управления предприятием. Учитывая это, все предприятия были сгруппированы по признаку относительно регулярного проведения оценки системы управления и отсутствия или нерегулярного проведения данной оценки.
Также автором данного исследования было проведено анкетирование руководителей предприятий по вопросам, касающимся ранжирования представленных факторов, непосредственно оказывающих влияние на конкурентоспособное управление (табл. 2).
На этот раз главам компаний, входящих в структуру корпорации, предлагалось выбрать по четыре наиболее важных фактора, из числа представленных, оказывающих первоочередное влияние на конкурентоспособность управления предприятием. Важность каждого фактора была рассчитана в процентах от общего числа факторов-предпочтений, выбранных руководителями.
В результате анкетирования руководителей, удалось выделить факторы, оказывающие, по их мнению, первостепенное влияние на конкурентоспособность управления. Такими факторами для предприятий, осуществляющих оценку системы управления, являются: наличие на предприятии СМК, а также мотивация и кадровый потенциал предприятия. В свою очередь, для предприятий, не осуществляющих оценку системы управления или делающих это нерегулярно, такими факторами выступают: мотивация и кадровый потенциал предприятия, а также структура предприятия.
Таблица 1
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособно сть предприятия Предприятия, придерживающиеся регулярного проведения оценки системы управления % важности данных факторов Предприятия, не осуществляющие оценку системы управления или делающие это нерегулярно % важности данных факторов
«Московский подшипник» Волжский ПЗ Саратовский ПЗ X ы § § И м адв дш в а З Степногорский ПЗ Центр исследований и разработок специальных подшипников Волжский завод специальных подшипников
Наличие
высококвалифициро + + + 18,75 + + 16,67
ванных кадров
Финансовое положение предприятия + + 12,5 + 8,33
Качество выпускаемой продукции + 6,25 + + + 25
Наличие каналов сбыта продукции + 6,25 + + 16,67
Использование рекламы выпускаемой продукции + 6,25 -
Качество системы управления на предприятии + + + 18,75 -
Вхождение в состав ЕПК + + + 18,75 + + + 25
Разработка собственных НИОКР + + 12,5 + 8,33
Отметим, что данный опрос ведущих менеджеров предприятий ЕПК проводился с целью определения предпосылок и готовности менеджмента к осуществлению оценки системы управления, а также повышению конкурентоспособности управления на предприятии.
Исходя из результатов проведенного анализа конкурентоспособности управления на промышленных предприятиях, можно сделать следующие выводы:
Первый блок вопросов, предназначенный для руководителей предприятий, входящих в состав ЕПК, был ориентирован на определение факторов, влияющих на конкурентоспособность организации. Руководители предприятий, придерживающихся регулярного проведения оценки системы управления, выделяют наличие высококвалифицированных кадров (18,75%), качество системы управления на предприятии (18,75%) и вхождение в состав ЕПК (18,75%) - как ключевые факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. В то же время для предприятий, не осуществляющих оценку системы управления или делающих это нерегулярно, приоритетными являются фактор вхождения в состав ЕПК (25%), а также качество выпускаемой продукции (25%). Наглядно соотношение ряда факторов представлено на рис. 3.
Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность управления
Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособност Предприятия, придерживающиеся регулярного проведения оценки системы управления % важности данных факторов Предприятия, не осуществляющие оценку системы управления или делающие это нерегулярно % важности данных факторов
ь управления «Московский подшипник» Волжский ПЗ Саратовский ПЗ Завод авиационных подшипников Степногорский ПЗ Центр исследований и разработок специальных подшипников Волжский завод специальных подшипников
Наличие на предприятии СМК + + + + 25 + 8,33
Затраты на управление + + 12,5 -
Конкурентоспособност ь продукции + 6,25 + 8,33
Прибыль и результаты деятельности организации + 6,25 + 8,33
Инновационный потенциал - + 8,33
Коммуникационные аспекты в деятельности предприятия - + 8,33
Структура предприятия + 6,25 + + 16,67
Принятие управленческих решений + + 12,5 + 8,33
Мотивация и кадровый потенциал предприятия + + + 18,75 + + + 25
Структура управления + + 12,5 + 8,33
Второй блок вопросов анкеты был направлен на установление факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность управления. Нам удалось определить, что как для предприятий, осуществляющих оценку системы управления (первая категория), так и для предприятий, не осуществляющих оценку системы управления или делающих это нерегулярно (вторая категория), приоритетным является фактор мотивации и кадрового потенциала предприятия (18,75 и 25%). Отметим также, что для предприятий первой категории характерен другой, не менее приоритетный фактор, а именно - наличие на предприятии СМК (25%), а для предприятий второй категории - структура предприятия (16,67%).
Рис. 3. Значимость факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия
(по данным опроса)
30
25
20
Проценты 15 10
5
0
ГО
СО
о
-0 ^ ь го
ГО 00 £1 Е го
^ I-
00 ^
5 х -0 .0 ю щ ^ ф I-
с 5
го
ф 2
ф ф
^ ш
2 к 2 % о Ч
ф
го
о
£ 5;| £ I
^ ф Е= 3 >» ф ф
с
£ ь
т к о ^
с
ГО * ф а: с
О
□ Предприятия, осуществляющие оценку системы управления
□ Предприятия, не осуществляющие оценку системы управления или делающие это нерегулярно
Рис. 4. Значимость факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность управления
(по данным опроса)
По мнению руководителей предприятий, осуществляющих оценку системы управления, такие факторы, как инновационный потенциал и коммуникационные аспекты в
деятельности предприятия, никаким образом не влияют на конкурентоспособность управления. В свою очередь, руководители предприятий, не осуществляющих оценку системы управления или делающих это нерегулярно, считают затраты на управление наименее значимым из представленного списка факторов. Менеджеры представленных предприятий объясняют это тем, что добиться эффективного уровня управления на предприятии представляется возможным в основном исходя из наличия высококвалифицированных кадров и высокого уровня мотивации персонала, а не высоким уровнем затрат на управление. Наглядно значимость факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность управления, представлена на рис. 4.
Отношение к проводимому анализу и оценке конкурентоспособности управления в двух названных группах предприятий, где проводился опрос, существенно различается. С одной стороны, для предприятий, осуществляющих оценку системы управления, проведение данного анализа важно, т. к. управленческие процессы, происходящие в организации, непосредственно влияют на деятельность всей организации в целом, и как следствие - возникает необходимость их непрерывного исследования. Руководство предприятий, не осуществляющих оценку системы управления или делающих это нерегулярно, по данным, полученным от опроса, не уделяет достаточного внимания конкурентоспособности управления, т. к. управление в данной группе предприятий носит ситуационный характер и выглядит как процесс, в котором каждый его участник стремится реализовать свои цели.
Таким образом, руководство предприятий, входящих в состав «ЕПК», осознает важность эффективного функционирования системы управления на предприятии, но, к сожалению, многие из них не уделяют достаточного внимания оценке конкурентоспособности системы управления. Автор считает, что необходимо разработать методические основы и механизм оценки и повышения уровня конкурентоспособности управления на промышленном предприятии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина. М.: Эксмо, 2006. 464 с.
2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. М.: Эксмо, 2005. 544 с.
3. www.cfin.ru.
4. www.expert-rating.ru.
Завьялова Екатерина Михайловна -
аспирант кафедры «Менеджмент»
Саратовского государственного социально-экономического университета
Zaviyalova Ekaterina Mikhailovna -
Postgraduate Student
of the Department of «Management»
of Saratov State Socio-Economic University
Статья поступила в редакцию 21.04.10, принята к опубликованию 14.07.10