-----------------------------96-----------------------------
УДК 657.6:658 С.Ю. ЧаНЫШвва
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Данная статья посвящена одной их актуальнейших тем современного развития отечественного машиностроения. Плачевное состояние отечественных предприятий, осложненное финансовым кризисом, вынуждает пересмотреть политику управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью. Одним из эффективных инструментов управления является проведение финансового анализа предприятия, позволяющего просчитать возможности и последствия выхода на внешние рынки подшипниковой продукции.
Ключевые слова: управление, внешнеэкономическая деятельность, финансовый анализ, подшипниковый рынок, машиностроение.
S.Yu. Chanysheva
FINANCIAL ANALYSIS AS AN INSTRUMENT OF FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY MANAGEMENT AT INDUSTRIAL ENTERPRISES
The present article is devoted to one of the most urgent issues of modern development of the domestic mechanical engineering. Deplorable condition of national enterprises complicated by the world financial crisis compels to revise management policy including foreign-economic activity policy. Financial analysis is considered to be one of the most effective management tools that allows to forecast and estimate opportunities and consequences of entry into the world market of bearing production.
The key words: management, foreign-economic activity, financial analysis, mechanical engineering, market of bearing production.
На сегодняшний день в результате влияния глобального финансового кризиса многие отечественные предприятия оказались в плачевном состоянии: снижение платежеспособного спроса привело к спаду производства в машиностроительной отрасли. Без предварительной оценки финансового состояния промышленного предприятия невозможно организовать эффективное управление внешнеэкономической деятельностью, поскольку только при правильном анализе текущего состояния можно построить грамотную стратегию развития.
В среднем спрос на подшипники ежегодно снижается на 15%. Это подтверждается опытом работы ОАО «Саратовский подшипниковый завод», входящего в состав производственного блока СП «Европейская подшипниковая корпорация». Приоритетным направлением в деятельности ОАО «СПЗ», определенным политикой головной компании, является производство железнодорожных подшипников. Так, на базе предприятия в рамках совместного проекта ОАО «ЕПК» и американского концерна «Вгепсо» создается совместное предприятие по выпуску железнодорожных подшипников в объеме 350 тыс. штук в год. Основным потребителем является ОАО «РЖД». Инвестиции в проект составят около 70 млн дол., по расчетам сотрудников данной компании, годовой оборот предприятия достигнет 100 млн дол. На ОАО «СПЗ» уже запущена сборочная линия, имеющая все необходимые сертификаты. Максимальная мощность проекта составит 600 тыс. подшипников в год. Подшипники кассетного типа смогут дать железнодорожникам гарантированный пробег почти в 1 млн км и грузоподъемность до 25 т на ось, что позволит создавать тяжелые вагоны, рассчитанные на перевозку 100 т груза [2].
Наблюдаемые разногласия как экономического, так и политического характера между правлением СП «ЕПК» и главным потребителем - ОАО «РЖД» -негативно влияют на функционирование ОАО «СПЗ». Так, за последние годы ОАО «РЖД» закупил шарикоподшипников у ТД «ЕПК» на 3 543 млн руб. (83,4%), у производителей Украины (Харьковский завод) - на 491,5 млн руб. (11,6%) [1]. Однако в 2008 г ОАО «ЕПК», получив заказ от ОАО «РЖД», 90% заказа распределило в пользу Степногорского подшипникового завода (Казахстан), также входящего в СП «ЕПК». Во втором полугодии 2008 г вагонные подшипники полностью поставлялись Степногорским подшипниковым заводом. В 2009 г. наблюдалась аналогичная ситуация [3]. Это обусловлено тем, что в ходе сравнительной характеристики были выявлены серьезные недостатки в качестве продукции, производимой ОАО «СПЗ». Положение усугубляется еще и тем, что такой серьезный конкурент, как украинский завод «ХАРП», используя гибкую ценовую политику, выпустил опытную партию сдвоенных подшипников качения закрытого типа, которые, в отличие от подшипника производства ОАО «СПЗ», имеют гарантийный пробег до 800 тыс. км (саратовский подшипник - до 500 тыс. км).
Данные финансовой отчетности свидетельствуют о том, что за последние пять лет на ОАО «СПЗ» наблюдается снижение уровня выпуска основного вида продукции на 7,9% (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Объемы производства подшипников на ОАО «СПЗ»
Название Объемы производства подшипников, млн шт.
2004 2005 2006 2007 2008
ОАО «СПЗ» 29,0 25,6 26,1 23,4 21,1
♦
♦
Снижение загрузки производственных мощностей спровоцировало массовые сокращения работников
производственной сферы (табл. 2).
Т а б л и ц а 2 Среднесписочная численность работников
1-й квартал 2009 г. 2-й квартал 2009 г. 3-й квартал 2009 г.
Среднесписочная численность работников 3 206 2 906 2 525
Основными причинами производственного спада на ОАО «СПЗ» являются:
1. Снижение потребительского спроса, повлекшее сокращение полученной выручки от продажи подшипников на 36% в сравнении с аналогичным периодом 2008 г.
2. Усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей подшипниковой продукции. Так, основная доля рынка принадлежит следующим компаниям: ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «10-й Подшипниковый завод», ОАО «ХАРП». По данным ОАО «ЕПК», ОАО «СПЗ» принадлежит 6,5% внутреннего рынка. Вообще на долю ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» приходится 44% внутреннего рынка и 1% мирового рынка подшипников.
3. Узкий номенклатурный ряд. Для устранения этого недостатка была разработана комплексная программа по увеличению выпуска железнодорожных подшипников, и к концу 2009 г. освоены следующие типы подшипников: 6-214Ш2У 6-176314Л1, 6-313Ш2У, 76-80312С9Ш2У, 76-80310С9Ш2У, 6-313Л, 6-60205ЮТ, 30-42822Е2М, 30-232822ЕМ, 6-252908Л, 1000924Л, 704902К2, 32220ЛМ. Предусматривается увеличение выпуска и такой продукции, как подшипники специального назначения, шары, подшипники для букс подвижного состава.
4. Недостаточно развитая сервисная сеть. Развитие сервисной сети позволит увеличить срок эксплуатации подшипников, тем самым более оперативно осуществлять взаимосвязь между производителем и потребителями.
5. Снижение объема экспортных продаж. Основными потребителями на внешнем рынке являлись две латвийские организации - ОАО «Сталь» и ООО «Подшипник», что составляло порядка 75% экспорта предприятия. Однако постепенно заказы на поставку подшипников снизились, что привело к сокращению экспорта почти в 2 раза.
6. Высокая зависимость от поставщиков материалов, основными из которых являются ОАО «ОЭМК» (г. Старый Оскол) и ОАО «ЧМК» (г. Челябинск), доля в общем объеме поставок которых составляют 48,56% и 37,14% соответственно.
Перечисленные причины производственного спада должны быть учтены в процессе разработки мероприятий по укреплению конкурентных позиций и достижению стратегической финансовой стабильности. Эта проблема может быть решена при условии комплексного управления выполнением намеченных целей, так как система функционирования холдинга основана на четком разделении полномочий. Совершенствование
организационно-экономического механизма управления ВЭД потребует тщательного анализа следующих параметров: рынка, ресурсной базы предприятия, производственных процессов, эффективности деятельности подразделений, задействованных в данном механизме.
Важным шагом на пути решения поставленной задачи является проведение комплексной оценки ВЭД на основе ряда показателей, необходимой для анализа внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. За основу берется ряд показателей, рассчитанных на базе бухгалтерской отчетности и динамики изменения данных показателей, ранжирования по степени значимости, изучения влияния на величину комплексного анализа. Это позволяет оценить текущее и перспективное состояние финансов предприятия, выявить доступные источники средств и возможности их мобилизации, а также спрогнозировать положение предприятия на внутреннем и внешнем рынках.
В рамках данного анализа необходимо провести горизонтальное и вертикальное сопоставление балансовых статей и финансовых показателей за несколько отчетных периодов. Выявленные факторы уместно разделить на следующие группы: финансовые (уровень выручки, показатели платежеспособности, ликвидности, рентабельности, эффективности использования собственных средств и т.д.); оперативные (смена руководства, объем рынка сбыта, анализ поставщиков); прочие. Это позволит определить степень влияния того или иного фактора на внешнеэкономическую деятельность предприятия, проанализировать динамику и структуру контрактных обязательств, их влияния на платежеспособность данного предприятия, а также степень оборачиваемости средств в экспортно-импортных операциях.
Анализ перечисленных направлений деятельности промышленного предприятия позволит выработать рекомендации по определению целевой стратегии, путей ее реализации. Это должно учитываться при разработке принципов и методов управления ВЭД, а также отразиться в структуре органа управления внешнеэкономической деятельностью не только в масштабах всего холдинга, но и непосредственно на конкретном заводе. На ОАО «СПЗ» данные функции выполняет отдел внешнеэкономических связей, входящий в состав управления маркетингом. Отдел ВЭС разбит на два сектора: бюро экспортно-импортных операций и бюро по работе с таможней. Наблюдаемое отсутствие взаимосвязи, построенной на основе аналитики данных экспортно-импортных операций, изучения рынков сбыта, финансового отдела, отдела планирования и прогнозирования, не позволяет выработать совместную стратегию по развитию внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия. Поэтому, проведя анализ финансовой стороны предприятия, возможно построить эффективную модель управления внешнеэкономической деятельностью.
1. Екимовский А, Беликов Д. На «РЖД» катят подшипник // Коммерсантъ. 2009. 24 февр. № 32/В (4087).
2. иР1_: http://www.epk.ru
3. иР1_: http://www.ntn-snr.ru