креативный подход является главным условием повышения интереса к своей деятельности и изменения профессиональной позиции, что, в свою очередь, будет способствовать развитию и саморазвитию воспитуемых.
1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005. С. 7-42.
2. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста / под ред. С.А. Козловой. М., 2005. С. 39-57.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4. Smith P. Creativity. N. Y., 1959.
5. Андреев В. И. Педагогика. Казань, 2000. С. 347-361.
6. Torrance E.P. Education and creativity // Creativity: Progress and Potentional / ed. by C. Taylor. N. Y., 1964.
7. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. М., 2006. С. 657-659.
8. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003. С. 16-20.
Поступила в редакцию 1.04.2009 г.
Tolstosheina V.M. Development of creative activity of teachers of boarding school type establishments as a condition of development of creativity of their pupils. Article is devoted to the research of a problem of development of creativity of the pupil of an orphanage by means of creation of the corresponding creative environment. Negative environment conditions suspending the natural creativity of children are allocated, stimulation vector of creativity at the expense of change of a position of the tutor and its special preparation for the organization of activity of children in the conditions of the unstructured environment is defined.
Key words: creativity; educational and upbringing process of an orphanage; realization of creative abilities; creative position and tutor’s personality.
УДК 374
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Л.А. Нагорнова
Статья посвящена экспериментальному рассмотрению проблемы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. В работе отмечается, что дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства). Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.
Ключевые слова: учреждения дополнительного образования; музыкальное воспитание; дети дошкольного возраста.
Требование гуманизации образования, выдвинутое педагогами и психологами, предполагает большее внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения [1]. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Это в большой степени касается и музыкального воспитания дошкольников. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления,
побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.
Родители нередко обращаются к психологам и специалистам-педагогам с вопросами по поводу музыкального воспитания детей. Большой интерес, который проявляют родители к этой области воспитания, понятен. Ведь всестороннее и полноценное развитие человеческой личности включает и эстетическое развитие. Искусство существует не только для профессионалов, но и для любого человека, какова бы ни была его специаль-
ность. Искусство обогащает духовный мир человека, углубляет и облагораживает его чувства, вдохновляет на хорошие дела.
По сравнению с другими видами искусства музыка имеет свои особенности. Часто говорят, что музыка - язык чувств. Действительно, музыка обладает огромной силой воздействия на человека и вызывает у него соответствующий эмоциональный отклик. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью его быта, поэтому важно, чтобы ребенок с самых ранних лет начал приобщаться к музыкальной культуре.
В нашей работе мы провели экспериментальное исследование по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования с использованием культуротворческих технологий. Исследование было проведено среди воспитанников дошкольного возраста, посещающих учреждения дополнительного образования г. Тамбова общим количеством 52 человека.
Диагностика проводилась с небольшой группой детей по 2-3 человека.
Выполнение детьми заданий оценивалось по 3-балльной системе: высокий уровень - 3 балла, средний - 2, низкий - 1. Результаты заносились в таблицу и суммировались. В зависимости от того, какое общее количество баллов было набрано, определялся уровень музыкального развития каждого ребенка: от 4 до 6 баллов - низкий уровень, от 7 до 9 - средний; от 10 до 12 - высокий.
Так, согласно предложенной диагностике восприятие музыки регистрировалось следующими характеристиками.
Высокий уровень: внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика); адекватно определяет характер музыкального произведения, использует более двух образных определений, например: «веселая», «задорная», «бойкая»; определяет жанр (песня, танец, марш); определяет форму музыкального произведения (количество частей в нем, запей и припев в песне); выделяет наиболее яркие выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп).
Средний уровень: слушает музыку внимательно, но не проявляет ярких эмоций; адекватно определяет характер музыкального произведения, используя 1-2 определения; называет жанр произведения с незначитель-
ной подсказкой педагога; узнает форму произведения (части, запев, припев) с незначительной помощью педагога; выделяет одно-два выразительных средства музыки.
Низкий уровень: слушает музыку без интереса, отвлекается; не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («весело», «грустно»); ошибается в определении жанра музыкального произведения; ошибается в определении формы музыкального произведения; не может назвать ни одного выразительного средства музыки.
Пение как вид музыкальной деятельности определялось следующими действиями.
Высокий уровень: точно определяет мелодию знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения; выразительно передает характер музыки; ярко проявляет себя в сочинении мелодий различного характера.
Средний уровень: передает мелодию знакомой песни (попевки) с музыкальным сопровождением или с поддержкой голоса педагога; поет недостаточно выразительно; сочиняет несложные мелодии.
Низкий уровень: интонирует неточно; поет невыразительно, неэмоционально; сочиняет вариант мелодии, мало отличающийся от образца.
Анализируя музыкально-ритмические
движения дошкольников, мы обращали внимание на следующие показатели.
Высокий уровень: двигается под музыку ритмично; движения выразительные, соответствуют характеру музыки; импровизирует под музыку, используя разнообразные танцевальные и образно-игровые движения.
Средний уровень: не всегда точно воспроизводит ритм музыки; двигается под музыку недостаточно выразительно; двигается, используя 2-3 танцевальных или образноигровых движения.
Низкий уровень: двигается неритмично; движения невыразительны, не соответствуют характеру музыки; движения однообразны.
Четвертым видом музыкальной деятельности, характеризующим уровень развития музыкальности, является игра на детских музыкальных инструментах, которая также оценивается по трем уровням.
Высокий уровень: уверенно, ритмично, выразительно исполняет несложную знако-
мую попевку (построенную на 2-3 звуках) на металлофоне; самостоятельно подбирает на металлофоне знакомую мелодию.
Средний уровень: исполняет знакомую попевку с незначительной помощью педагога; подбирает на металлофоне знакомую попевку с помощью педагога.
Низкий уровень: затрудняется в игре на металлофоне; не может подобрать на инструменте ни одной знакомой мелодии.
Нами были обследованы 52 ребенка дошкольного возраста, посещающие учреждения дополнительного образования. Результаты диагностики представлены в табл. 1.
Согласно данным констатирующего эксперимента, во всех трех группах музыкальное развитие дошкольников имеет средний уровень, а точнее его нижнюю границу. Из чего мы можем сделать вывод о необходимости организации музыкальных занятий с целью повышения уровня музыкального развития у детей дошкольного возраста.
Так как показатели групп 1 и 3 незначительно отличаются друг от друга, то будем в дальнейшем рассматривать их в качестве экспериментальной - Г-1 (19 человек) и контрольной групп - Г-3 (17 человек).
Итак, на начало эксперимента большинство дошкольников экспериментальной и контрольной групп умеет внимательно слушать музыку, не проявляя ярких эмоций; определяет характер музыкального произведения, используя 1-2 определения; узнает форму произведения (части, запев, припев) с незначительной помощью педагога; выделяет одно-два выразительных средства музыки. Испытуемые передают мелодию знакомой песни (попевки) лишь с музыкальным сопровождением или с поддержкой голоса педаго-
га; поют недостаточно выразительно. Уровень развития музыкально-ритмических движений характеризуется не всегда точным воспроизведением ритма музыки; недостаточно выразительными движениями под музыку; использованием 2-3 танцевальных или образно-игровых движений. Играя на детских музыкальных инструментах, большинство детей исполняет знакомую попевку с незначительной помощью педагога; подбирает на металлофоне знакомую попевку с помощью педагога.
Для более полного представления о группах дошкольников, участвующих в эксперименте, следующим этапом нашей работы было проведение диагностики психоэмоциональных состояний (при помощи проективной методики).
Результаты оценки психоэмоциональной сферы детей экспериментальной группы при первичном обследовании показали, что состояние агрессивности регистрировалось у 67 % детей, импульсивности - у 27 % детей, неуверенности в себе - у 60 % детей, скрытности и осторожности - у 60 % детей, пессимизма - у 47 % детей, тревоги - у 73 % детей, интровертированности - у 33 % детей, чувства одиночества - у 27 %.
Результаты оценки психоэмоциональной сферы детей контрольной группы при первичном обследовании показали, что состояние агрессивности регистрировалось у 67 % детей, импульсивности - у 33 % детей, неуверенности в себе - у 44 % детей, скрытности и осторожности - у 55 % детей, пессимизма - у 44 % детей, тревоги - у 89 % детей, интровертированности - у 22 % детей, чувства одиночества - у 44 %.
Таблица 1
Таблица средних значений оценки видов музыкальной деятельности (данные констатирующего эксперимента)
№ экспериментальной группы Оценки в баллах
Виды музыкальной деятельности Общая сумма Уровень музыкального развития
восприятие музыки пение музыкально- ритмические движения игра на инструментах
Г-1 1,6 1,5 1,7 1,7 6,5 средний
Г-2 1,5 1,6 1,5 1,5 6,1 средний
Г-3 1,6 1,7 1,7 1,6 6,6 средний
К
В
X
я
о
н
и
о
и
V
2
х
л
п
«
X
о
в
в
о
г
л
о
и
в
и
и
Одиночество
Интровертир-ность
Тревога
Пессимизм
Скрытность
Неуверенность
Импульсивность
Агрессивность
Средние значения
□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
Рис. 1. Диаграмма средних значений показателей психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Таким образом, согласно полученным результатам первичной диагностики, показатели психоэмоционального состояния в контрольной и экспериментальной группах отличаются друг от друга, но незначительно. Так, по шкалам агрессивности, импульсивности, пессимизму, скрытности различий в средних значениях практически не наблюдается, а по шкалам неуверенности в себе, тревоге, интровертированности и чувству одиночества различия присутствуют, но незначительные. Наглядно полученные результаты можно отобразить в диаграмме (рис. 1).
Таким образом, результаты диагностики видов музыкальной деятельности и уровня психоэмоционального состояния испытуемых еще раз убеждают нас в том, что необходимо создание следующих социальнокультурных условий, способствующих эффективному развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста:
- учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей дошкольников;
- комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-воспитательную деятельность учреждения дополнительного образования;
- осуществление воздействия на развитие музыкальных способностей дошкольников через следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах;
- построение педагогической работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста с применением культуротворческих технологий в учреждениях дополнительного образования;
- разработка и реализация педагогической программы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности;
- сотрудничество педагога-организатора как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, и детей дошкольного возраста.
1. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования / Волобуе-ва Л.М. [и др.]; под ред. В.И. Ядешко, Л.М. Волобуевой. М., 1999. С. 190-193.
Поступила в редакцию 26.05.2009 г.
Nagomova L.A. Experimental research on development of musical abilities of children of preschool age in establishments of additional education. Article is devoted to experimental consideration of a problem of development of musical abilities of children of preschool age in establishments of additional education. It is marked in the work that children join musical art during various kinds of musical activity: perception, performance, (singing, musical-
rhythmic movements, playing at infant musical instruments, creativity, musical-educational activity (receiving the general data on music as a kind of art, and also special knowledge of ways, manners of performance). It will also promote solving the main task of musical education of children - development of emotional responsiveness to music, inculcation of interest and love to it.
Key words: additional education establishments; musical education; children of preschool age.
УДК 371
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
© А.И. Савенков, М.А. Романова
В статье рассматриваются основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Авторы отстаивают представления о том, что интеллектуально-творческое развитие происходит под влиянием микросреды и подражания, а общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.
Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал; интеллект; креативность; развитие; одаренность.
Проблема развития интеллектуальнотворческого потенциала личности в образовательной среде относится к числу наиболее интенсивно исследуемых и часто обсуждаемых. Принципиальную важность для общества и, в особенности, для образования как общественного института, призванного профессионально решать задачи развития, имеют следующие вопросы:
- насколько уровень интеллектуальнотворческого потенциала определяется генотипом;
- в какой степени интеллектуальнотворческий потенциал подвержен развитию под воздействием средовых факторов;
- какова возрастная динамика развития интеллектуально-творческого потенциала;
- существуют ли индивидуальные особенности развития интеллектуально-творческого потенциала личности, и какова их типология;
- какие из средовых факторов оказываются наиболее действенными в плане развития интеллектуально-творческого потенциала личности;
- какое влияние на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности оказывает обучение.
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности мы понимаем как процесс, протекающий на протяжении всей жизни индивида. Безусловно, он является производной биологических и социокультурных детерминант, включает в себя последовательные, прогрессирующие, необратимые количественные и качественные изменения психики. При этом, конечно, могут иметь место и моменты регресса.
Проблема влияния генотипа на развитие интеллектуально творческого потенциала личности - самостоятельная задача, специально изучавшаяся во многих психогенетических исследованиях (С.Д. Бирюков, Е.Л. Гри-горенко, Б.И. Кочубей, Р. Николс и др.). Подробное ее рассмотрение - предмет особого исследования. В представленной работе мы сосредоточим усилия на изучении воздействия средовых факторов, тем более что результаты многих эмпирических исследований свидетельствуют о том, что вклад генотипа в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития конвергентного