The values of musical-rhythmic movements in the musical development
of preschool children Schepenko A.
Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии
детей дошкольного возраста Щепенко А. Н.
Щепенко Алена Николаевна /Schepenko Alena - музыкальный руководитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 777, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития воображения детей, их творческой активности и усиленного восприятия музыки. Музыкально-ритмическое воспитание, как один из основных видов музыкального воспитания.
Abstract: the article analyzes the importance of music and rhythmic movements in the musical development of preschool children. Musical-rhythmic activity as a tool for development of children's imagination, their creativity and enhanced perception of music. Musical-rhythmic education, as one of the main types of musical education.
Ключевые слова: музыкальное развитие, дошкольники. Keywords: musical development, preschoolers.
«Дошкольный период — это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия»
Н. А. Ветлугина
В настоящее время возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это связано с пониманием ценности этого жизненного периода ребенка и его важности в становлении личности. Одним из стрежневых видов деятельности в этом смысле выступает музыкально-ритмическое воспитание, по своей природе являясь синтетическим видом, объединяющим музыку, слово и движение [3, с. 11].
В. М. Бехтерев придавал музыке особое значение и считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Урегулировать неправильные и лишние движения» [1, с. 71].
Музыка, развитие интеллекта и движение тесно связаны. Воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком. Воспитать ребёнка сложно, а вырастить эмоционального и тонко чувствующего ещё сложнее. Формированию ритмического чувства у ребёнка способствует сама жизнь, его общение с окружающим миром и, прежде всего, жизнедеятельность организма. «Способность оценивать маленькие промежутки времени, - писал И. Сеченов, - я считаю принадлежащей первично периодическим движениям тела и по преимуществу тактом ходьбы» [4, с. 11]. Многие педагоги считали, что к развитию музыкально--ритмического чувства у детей надо приступать с усвоения ими процесса ходьбы под музыку.
Музыкально-ритмические движение есть та форма обучения, которая является наиболее комфортной и интересной. Занятия, на которых используются движения под музыку, решают большое количество задач:
1. Развитие координации движений.
2. Развитие творческих способностей.
3. Развитие активности движений.
4. Подчинение движений музыке.
5. Развитие памяти.
6. Развитие умения импровизировать.
7. Развитие умения двигаться ритмично.
8. Развитие мелкой и крупной моторики.
9. Развитие музыкального слуха.
10. Развитие коммуникативных качеств.
Дошкольный возраст - время, когда закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.
Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем.
Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться.
У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях — все они непредсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей. В работе над музыкально-ритмическими движениями на первом месте - развитие музыкального восприятия, т.к. без него ребёнок не может выразительно двигаться, передавая характер музыки. Если развитие ориентировки в пространстве, освоение основных движений, обучение танцевальным движениям, осуществляются в работе над музыкально -двигательным материалом, то развитие музыкального восприятия происходит на занятиях по пению и слушанию музыки. Если у ребёнка хорошо развито музыкальное восприятие, то на занятиях по музыкально-ритмическим движениям у него будут сочетаться музыкально-слуховые представления с двигательными.
Необходимость музыкально-ритмических занятий и их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние детей сегодня не требуют доказательств. Как средство творческого и музыкального развития детей движение под музыку используют очень широко, а также для лечения различных патологий и их коррекции [2, с. 31].
Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает в себя три этапа.
Первый этап. Ставятся задачи: создать целостное впечатление о музыке и движении; ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; начать разучивание (в обшдх чертах).
Особое значение на этом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, это поможет сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным). Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания.
Второй этап: это разучивание музыкально--ритмических движений, создание целостного образа и уточнение его элементов.
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Педагог напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Следует вновь обратиться к музыке, если появляются затруднения, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). Педагог предлагает вкратце пересказать сюжет игры, задает вопросы о характере музыки и движениях или композиции хоровода и т. д. Такие приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, найти соответствующий образ и запомнить последовательность движений.
Третий этап обучения заключается в том, чтобы закрепить движения и представления о музыке, поощряя при этом самостоятельное выполнение разученных движений.
Методика совершенствования и закрепления направлена на качественное исполнение. Педагог, используя образные сравнения, напоминая последовательность, при этом отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно разнообразить творческие задания, например, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца, внести изменения в знакомую пляску или игру.
Различные методики и программы используются в современных детских дошкольных учреждениях, например: А. И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», О. П. Радынова программа «Музыкальные шедевры», программа Е. В. Горшкова «От жеста к танцу», «Музыка, движение, здоровье» Т. Ф. Коренева (6-7 лет), «Путешествие в страну хореографию» А. А. Матяшина (5-7 лет), «Топ-хлоп малыши» Т. Н. Сауко, А. И. Буренина (2-3 года).
Д. Б. Кабалевский справедливо подчеркивает, что музыкальное воспитание должно быть единым с другими видами деятельности, такими как пение и игра на музыкальных инструментах [2, с. 42].
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет их радостью. Музыка открывает в детях богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности.
Музыкально-ритмические движения помогают детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Литература
1. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1983.
2. Борышникова Т. Азбука хореографии. М.:Рольф, 2001.
3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982.
4. ВетлугинаН. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
The impact of students' professional motivation on the formation of social orientation toward their profession Spitsyna U.
Влияние профессиональной мотивации студентов на формирование социальных ориентаций к получаемой профессии Спицына У. И.
Спицына Ульяна Игоревна /Spitsyna Uliana — студент, факультет менеджмента, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Abstract: the article considers psychological aspects of students' professional motivation. There are different methods helping to form a positive attitude to the profession and to improve academic achievements. The article identifies factors affecting the students' attitudes for their chosen profession.
Аннотация: в статье рассмотрены психологические аспекты профессиональной мотивации студентов. Приведены различные способы формирования положительного отношения к профессии для повышения учебной успеваемости. Выявлены причины, влияющие на отношения студентов к избранной профессии.
Keywords: students' motivation, satisfaction with the future profession, psychology of the modern youth, career guidance.
Ключевые слова: мотивация студентов, удовлетворенность будущей профессией, психология современной молодежи, профориентация.
Motives of professional activity
Modern researchers have no doubt that academic performance of students depends largely on the development of learning motivation, and not only on natural abilities. Between these two factors there is a complex system of interrelationships. The lack of abilities is compensated with the development of the motivational sphere (interest in the subject, the awareness of the professional choice, etc.), and a student achieves great success [1].
Studies have shown that strong and weak students do not differ in intellectual performance, but in the level of their professional motivation development. In this case, the personal system of internal motives to educational-cognitive activity begins to play one of the leading roles in the formation of students' academic performance. A positive attitude to the profession is crucial in the sphere of professional motivation, since this motive is associated with the ultimate learning objectives.
According to the survey it was found that the 1st year students were the most satisfied with the chosen profession [3]. However, this figure is steadily decreasing until the last studying year. First-year students usually base on their ideal representation of future profession, until they are confronted with the painful changes of realities. The answers to the question "Why do you like the profession?" show that the leading cause is the idea of the creative content of future professional activity. For