УДК 159.923.2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В. А. Швецова
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
Статья посвящена проблеме самоорганизации личности студентов. Синергетический подход изучает личность как самоорганизующуюся систему. В статье рассматривается процесс самоорганизации как стремление личности к максимальной устойчивости на основе взаимодействия двух механизмов: колебания уровня психической активности и роста рефлексии. Эти механизмы лежат в основе типологии самоорганизации личности студентов.
Ключевые слова: личность студентов, самоорганизующаяся система, активность личности, рефлексия, тип самоорганизации личности студентов.
Введение
Теоретической основой экспериментальной типологии самоорганизации личности студентов является синергетическая методология. При построении типологии мы опирались на представления об основных механизмах, стадиях и фазах функционирования и развития самоорганизующующихся систем [3; 6; 7], на положение о системообразующем факторе в ядерно-сферической концепции самоорганизации Н. В. Поддубного [5], на понятие об автоколебательном режиме активности и об обратной связи, на подход к изучению личности как самоорганизующейся системы [5; 6; 7], на понятие об энергетических уровнях психической активности [1; 6], на представления об интегративной сущности рефлексии [2]. На наш взгляд, процесс самоорганизации личности представляет собой ее стремление к достижению максимальной устойчивости и целостности (интеграции) на основе взаимодействия двух механизмов: колебания уровня психической активности и роста рефлексии. Каждый из механизмов представлен относительно независимыми друг от друга и от содержания предметной деятельности психическими процессами.
Функциональная структура по А. О. Прохорову [6] выступает как трехуровневая организация личностных образований со специфическими для каждого уровня характеристиками функций, содержания и форм поведения. В качестве основания для выделения трехуровневой градации принята шкала уровней психической активности В. А. Ганзена [1], а также теоретические положения и практические разработки, сделанные в области гуманистической психологии. В контексте теории самоактуализации А. Маслоу [4], понятия об активации личности С. Мадди, метода изучения самоактуализации личности Э. Шостром выделено наличие высокой, средней и низкой активности в жизнедеятельности человека. А. Маслоу отмечает, что природу самоактуализации можно рассматиривать «не абстрактно, а с точки зрения операционального смысла процесса самоактуализации» [4, с. 48]. Такой процессуальный подход к проблеме самоактуализации позволяет применить это понятие к обычному человеку как момент повышения его личностной активности в плане самовыражения и личностного роста. « Что человек делает, когда он самоактуализирует-ся?...В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуализации. Мы все время от времени переживаем такие моменты» [4, с. 51 - 52].
С. Мадди ввел понятие об активации. Согласно С. Мадди активация рассматривается как возбуждение или напряжение. Обычный или характерный уровень активации -это типичный уровень активации, воспринимаемый человеком на протяжении дней. Уровень активации в любой момент детерминирован воздействием стимуляции, а именно: степенью интенсивности, значимости и разнообразия стимулов, поступающих из внутренних и внешних источников. С. Мадди выделил два типа высокоактивированной личности и два типа низкоактивированной личности. Э. Шостром разработала метод изучения самоактуализации личности, с помощью которого были выделены высокий, средний, низкий и псевдовысокий уровень активности личности. Содержание типов личности разного
уровня активности у исследователей носит скорее дополняющий, нежели противоречащий друг другу характер.
Согласно указанным основаниям активность личности в процессе обучения может иметь разный энергетический уровень. Исследователями А. О. Прохоровым [6], В. А. Ганзеном [1], В.Н. Юрченко, Е. Г. Силяевой [7] и другими уровень средней активности личности принято считать оптимальным или равновесным состоянием, т.к. он обеспечивает оптимальную продуктивность учебно-профессиональной деятельности, устойчивое и прогнозируемое поведение. Состояния, связанные с повышенной или пониженной психической активностью, отнесены к неравновесным состояниям. Их актуализация приводит, как правило, к снижению продуктивности деятельности и общения, неустойчивому и слабо прогнозируемому поведению. Они образуются при нарушении равновесия между субъектом и учебно-профессиональной средой.
Основные механизмы самоорганизации личности студентов
Структурно-содержательная сторона процесса самоорганизации представлена совокупностью интегральных процессов или рефлексией. Говоря о значимости рефлексии для человека, Л.С. Выготский отмечает, что в основе сознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими. В этом случае подчеркивается интегративная функция рефлексии по отношению к различным психическим процессам. Интегративная сущность рефлексии позволяет использовать ее в качестве объяснительного принципа в исследованиях различных психологических явлений сознания, и, прежде всего, ее высшей формы - самосознания, мышления, памяти, личности, общения и деятельности (Б. Г. Ананьев, А. В. Карпов, В. Н. Карпович, Т. П. Матяш). Многомерность использования понятия рефлексии придает ей исключительную емкость и сложность.
Деятельностный подход осуществляет решающий шаг в преодолении описательного взгляда на рефлексию. Это достигается поиском единого, объединительного принципа, лежащего в основе всех типов рефлексии. Еще А. Н. Леонтьев отмечал, что внешняя и внутренняя деятельность имеет одинаковое общее строение. Г. П. Щедровицким была разработана модель рефлексии в рамках теории деятельности. Рефлексия в его работах рассматривается, во-первых, как процесс и структура деятельности, во-вторых, как механизм развития деятельности. При этом рефлексия выступает универсальным «принципом развертывания схем деятельности», от которого зависят все без исключения компоненты деятельности.
Условия для возникновения рефлексии создаются, прежде всего, в совместной деятельности (И. М. Улановская, О. В. Яркина). Участники совместной деятельности изначально поставлены в рефлексивную позицию, т.к. только взгляд на собственные действия с точки зрения совместной деятельности может позволить установить оптимальный способ взаимодействия партнеров. В рамках деятельностного подхода выделяют две стадии развития рефлексии в онтогенезе. Первичная форма рефлексии возникает в совместной деятельности как выход «за рамки» собственных действий с обращением к осуществляемой деятельности в целом. «...индивидуальная рефлексия является вторичной формой -персонифицированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был межиндивидуальным» [2, с. 41].
Положения междисциплинарной теории самоорганизующихся систем позволяют рассмотреть рефлексию как механизм обратной связи в психологических системах. Механизм обратной связи и автоколебательный режим функционирования являются основными механизмами возникновения, развития и функционирования самоорганизующихся систем любой природы (В. И. Аршинов, Н. Н. Моисеев). Обратная связь, по мнению И. Пригожина и И. Стенгерс, является основным признаком и условием самоорганизации. В самоорганизующейся системе в зависимости от стадии ее развития колебания могут быть двух видов. Так, если система находится в стадии зрелости, достигла свой целостности, а значит устойчивости, динамического равновесия, то ее колебательный режим имеет стабильные параметры и является механизмом поддержания стабильности системы и обеспечивают оптимальную продуктивность деятельности и общения. Применительно к личности студента активность в пределах среднего уровня обеспечивает оптимальную продуктивность в учебно-профессиональной деятельности.
Совсем иной характер автоколебаний протекает при скачкообразном (кризисном) развитии системы. Эти автоколебания основаны на механизмах положительной обратной связи. Амплитуда колебаний значительно усиливается и выходит за пределы оптимального (среднего) уровня функционирования. В этом случае (повышенного и пониженного уровня активности) происходит формирование новых структур системы, дифференциация и интеграция ее элементов, их иерархизация. Фаза повышенного уровня психической активности обеспечивает возникновение новообразований личности (нового образа «Я», переструкту-рирование потребностно -мотивационной сферы) и связана со стремлением к автономности своего «Я», к самоактуализации. Фаза пониженной психической активности субъекта обеспечивает закрепление результатов «скачка» личностного роста через «сглаживание» внутренних противоречий, иерархизацию новых структур в целостной системе личности, формирование качественных сдвигов в других элементах (кроме ядра) личности и связана со стремлением к общению и взаимодействию. Развитие механизмов самоорганизации идет в сторону повышения роли рефлексии вместе с ее ростом и снижения амплитуды колебаний психической активности (неустойчивости). Усиление степени взаимодействий двух основных механизмов на основе развития интегральных процессов рефлексии приводит к повышению устойчивости личности в социально - профессиональной среде.
Типология самоорганизации личности студентов
В результате экспериментального исследования самоорганизации личности студентов в процессе их обучения психологии было выделено шесть типов самоорганизации личности: 1) тип - А, характеризуется средним уровнем психической активности при средней (развитой) рефлексии; 2) тип -В, характеризуется высоким уровнем психической активности при средней рефлексии; 3) тип - С, характеризуется средним уровнем психической активности при низкой рефлексии; 4) тип- Б, характеризуется высоким уровнем психической активности при низкой рефлексии; 5) тип- Е, характеризуется низким уровнем психической активности при низкой рефлексии; 6) тип- Б, характеризуется низким уровнем психической активности при средней рефлексии. Особенности самоорганизации личности студентов раскрываются в четырех основных процессах. К ним относятся: формирование учебно-профессиональной мотивации, становление профессионального самосознания, самоорганизация профессиональных знаний и становление общей психологической зрелости (повышение осмысленности жизни и формирование адекватной самооценки). Данная типология представлена в таблице 1.
Психологическая характеристика личности студента типа - А («Пассивный - Рефлексирующий»). Субъекту с типом - А присущ низкий уровень психической активности при достаточно развитой рефлексии. В целом он зависим в суждениях и поступках, подвержен влиянию «извне», но осознает это. Он не может в полной мере руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, так как нуждается в поддержке. В тоже время он имеет способности к достаточному обдумыванию и обоснованию (хотя и с помощью других) своих действий, решений и планов. В большей степени он склонен обращаться к анализу прошедших событий и выявлять причины своих поступков и действий других людей в прошлом. Он также способен к пониманию позиции и внутреннего мира других людей, представлению того, что думают о нем самом. Субъекту с типом - А присуща недостаточная (нижняя граница нормы) осмысленность жизни, некоторая неопределенность целей и жизненных планов. Для него характерна относительно низкая самооценка с «выше средней» (тенденцией к сильной) степенью дифференциро-ванности, а также высокий (или средний), умеренно дифференцированный уровень притязаний. Такие показатели свидетельствуют о том, что субъект переживает определенную неуверенность в себе, он испытывает желание разобраться в своих возможностях и притязаниях. При этом он сознательно и охотно идет на контакт с другими, ищет поддержки, опоры, общения с более компетентными людьми.
Для студента с типом А характерен умеренный уровень включенности в процесс изучения психологии как компонент «учебно-профессиональной» деятельности, который обусловлен средним уровнем мотивации и наличием профессионального самосознания. В целом ему свойственно наличие умеренной личностной активности, основанной на относительно устойчивом интересе к предмету, осознании его некоторой значимости в процессе профессионального становления личности и готовности студента к сотрудничеству с преподавателем и другими студентами преимущественно в ситуации поддержки.
Таблица
Типология самоорганизации личности (СОЛ) студентов
ТИП СОЛ Основные механизмы СОЛ Процессы СОЛ студентов
Уровень психической активности (УПА) и рефлексия Осмысленность жизни Самооценка (СО) и уровень притязаний (УП) Мотивация и профессиональное само-сознание
Тип -С Активный- Са-мостоя-тельный Средний (оптималь-ный) УПА при развитой рефлексии: самостоятельность; обоснованность своих действий Выше средней: наличие определенных реальных целей в жизни и удовлетворенность ею Адекватно высокие СО и УП Умеренная: учебно- профес- сиональная
Тип -Е Актив-ный-Само-актуализирующийся Высокий УПА при развитой рефлексии: стремление к полной независимости, обоснованность действий и планов Выше средней: сосре-доточен-ность на кон-крет-ных жизненных целях и относительная удовлетворенность жизнью Завышенные СО и УП Выше средней: по сути «учебная»
Тип-Б Активный- Управляе- мый Средний УПА при низкой рефлексии: относительная само-стоятельность при недостаточной обоснованности действий и планов Средяя: Относительная определенность жизненных целей и удовле-творен-ность жизнью Адекватно высокие СО и УП Умеренная: учебно- профес- сиональная
Тип-Б Активный- Автономный («протесту- ющий») Высокий УПА при низкой рефлексии: стремление к полной независимости при недостаточной обоснованности своих действий Очень высокая: наличие нереалистичных жизненных целей, переоценка достигнутых результатов Очень высокие СО и УП Умеренная: по сути «учебная»
Тип-В Пассивный- Зависимый Низкий УПА при низкой рефлексии: зависимость суждений и поступков при недостаточной обоснованности действий Низкая: неопределенность жизненных целей и неудовлетворен-ность жизнью Ниже средней сильно дифференцированная СО и высокий сильно дифференцированный УП Ниже средней: по сути «учебная»
Тип-А Пассивный -Рефлекси- рующий Низкий УПА при развитой рефлексии: зависимость в сужде-ниях и поступках при осознанности влияния других людей на собственные действия Ниже средней: относительная неопределенность жизненных целей и частичная неудовле-творен-ность жизнью Ниже средней СО и высокий УП Умеренная: учебно- профес- сиональная
Психологическая характеристика личности студента типа В («Пассивный- Зависимый»). Субъекту с типом В присущ низкий уровень психической активности при низкой рефлексии. В целом он зависим и несамостоятелен в суждениях и поступках, подвержен влиянию «извне», постоянно ищет поддержки у окружающих, и поэтому не может в полной мере руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Он обладает относительно низкой способностью к обдумыванию своих решений, действий и планов, которым по этой причине не достает основательности. Реже всего он мысленно обращается к планированию своего будущего. Он не свободен в выборе, и у него также возможны трудности в понимании позиции и внутреннего мира других людей. Субъекту с типом В присуща низкая осмысленность жизни, отсутствие определенных целей в будущем, что делает его в определенной степени растерянным и дезорганизованным. Ему присуща относительно низкая, сильно дифференцированная самооценка в сочетании с высоким или средним уровнем притязаний при сильном расхождении между ними. Это свидетельствует о достаточно сильной, осознаваемой неуверенности в себе. Субъект осознает значительный разрыв между своими возможностями и собственными притязаниями и переживает этот разрыв как непреодолимый.
Для студента с типом В характерен относительно низкий уровень включенности в процесс изучения психологии как компонент «учебной» деятельности, который обуслов-
лен соответственно относительно низким уровнем мотивации и несформированным профессиональным самосознанием. В целом ему свойственно наличие недостаточной личностной активности, сопровождающейся слабым интересом к предмету, отсутствие осознания его значимости в процессе профессионального становления личности и готовность студента к сотрудничеству с преподавателем и другими студентами преимущественно в ситуации поддержки.
Психологическая характеристика личности студента типа С («Активный - Самостоятельный»). Субъекту с типом С присущ средний уровень психической активности при развитой рефлексии. Для него характерна самостоятельность в суждениях и поступках. Он склонен основательно обдумывать свои действия, решения и планы, способен понимать позицию и внутренний мир других людей. В целом ему свойственна оптимальная продуктивность учебно-профессиональной деятельности, устойчивое и прогнозируемое поведение. Субъекту с типом С свойственен достаточно высокий уровень осмысленности жизни, наличие в жизни человека определенных и реалистичных целей в будущем. Для него характерна высокая (адекватная) умеренно дифференцированная самооценка в сочетании с высоким (адекватным) умеренно дифференцированным уровнем притязаний. Такие показатели соответствуют «хорошей» норме. Они означают представления о себе как о достаточно сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.
Для студента с типом С характерен достаточно высокий уровень включенности в процесс изучения психологии как компонент учебно-профессиональной деятельности. Последняя основана на среднем уровне мотивации изучения психологии и сформированном профессиональном самосознании. В целом ему свойственно наличие относительно устойчивого интереса к предмету, осознание его значимости в процессе профессионального становления личности и готовности к равноправному сотрудничеству с преподавателем и другими студентами не только в учебной ситуации, но и за ее пределами (самостоятельная работа, научно-исследовательские, практические кружки и т. д.).
Психологическая характеристика личности студента типа Б («Активный- Управляемый»). Субъекту с типом Б присущ средний уровень психической активности при низкой рефлексии. Для него характерно стремление к относительной независимости в суждениях и поступках при недостаточной их основательности. У него слабо развита способность к обдумыванию своих действий, решений и планов, а также возможны трудности в понимании позиции и внутреннего мира других людей. Однако, в целом, он обладает оптимальной (для него) продуктивностью в учебно-профессиональной деятельности, устойчивым и прогнозируемым поведением.
Субъекту с типом Б свойственен средний уровень осмысленности жизни, наличие относительно определенных и реалистичных целей в будущем (живу как все»). Для него характерна, как правило, адекватная (высокая), умеренно дифференцированная самооценка в сочетании с адекватным (высоким), умеренно дифференцированным уровнем притязаний. Такие показатели характеризуют представления о себе как, скорее, о сильной личности, обладающей относительной свободой выбора. Для студента с типом Б характерен достаточный (средний) уровень включенности в процесс изучения психологии как компонент «учебно-профессиональной деятельности». Он обусловлен средним уровнем мотивации изучения психологии и наличием сформированного профессионального самосознания. В целом ему свойственно наличие умеренной личностной активности, основанной на относительно устойчивом интересе к предмету, осознании его некоторой значимости в процессе профессионального становления личности и готовности студента к сотрудничеству с преподавателем и другими студентами в четко заданной и «формально» управляемой учебной ситуации.
Психологическая характеристика личности студента типа Е («Активный - Самоак-туализирующийся»). Субъекту с типом -Е присущ высокий уровень психической активности при развитой рефлексии. В целом для него характерно стремление к полной независимости в суждениях и поступках при достаточной основательности и обдуманности своих действий, решений и планов. В большей степени он склонен обращаться к прогнозированию и обдумыванию своих планов, своего будущего. Он обладает способностью понимать позицию и внутренний мир других людей, несмотря на то, что поведение субъекта при этом характеризуется относительной напряженностью и непредсказуемостью. Для субъекта с типом -Е характерен достаточно высокий уровень осмысленности жизни. При чем в данный период жизни человек сосредоточен на конкретной, определенной цели, прида-
вая ей особенную значимость, напрягая все свои силы и подчиняя ее достижению весь уклад жизни. Для него характерна несколько завышенная, умеренно дифференцированная самооценка в сочетании с несколько завышенным, умеренно дифференцированным уровнем притязаний. Такие показатели означают постановку высоких, но достижимых целей и представления о себе, как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. В целом, такой вариант отношения к себе является очень продуктивным.
Для студента с типом Е характерен достаточно высокий уровень включенности в процесс изучения психологии как компонент скорее «учебной», а не «учебнопрофессиональной» деятельности. В целом ему свойственно наличие достаточно высокого уровня личностной активности, основанной на выраженном интересе к предмету, осознании его полезности в решении личностно-значимых проблем и готовности к сотрудничеству с преподавателем и другими студентами в учебной ситуации, а также способности к дальнейшей, самостоятельной работе.
Характеристика данного типа в большой степени соотносится с представлением А. Маслоу о личности в моменты ее самоактуализации. Он отмечает несколько таких характеристик. Среди них он так же, как и в нашем описании, выделяет сосредоточенность человека на проблеме. Говорит о самоактуализации как о моменте прогрессивного выбора « жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и регрессивный...причем каждый раз должен быть сделан выбор, ведущий к росту. Это и есть движение к самоактуализации» [4, с. 52]. Он также указывает на эмоциональную насыщенность жизни. «Самоактуализация предполагает, что человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно.» [4, с. 51]. Отмечает, что самоактуализация предполагает принятие ответственности. « Каждый раз, когда человек принимает на себя ответственность, он актуализирует себя» [4, с. 53]. Он указывает на повышение у человека осмысленности жизни. «Он приходит к пониманию того, в чем его судьба...какова будет его миссия в жизни» [4, с. 53]. Также А. Маслоу говорит о развитии рефлексии и «Я»-концепции. Происходит «уяснение индивидом, кто он такой, что ему нравится, и что не нравится, что хорошо для него и что плохо, куда он движется и в чем его миссия, - одним словом, раскрытие индивидом своих собственных характеристик» [4, с. 55].
Можно предположить, что характеристика по А. Маслоу самоактуализирующейся личности как особого типа людей (всего около 1-го процента) соотносится в нашей классификации с типом самоорганизации, которому присущ высокий уровень психической активности при высокой рефлексии. Но так как высокий уровень рефлексии у испытуемых в процессе исследования действительно выявлялся очень редко, то изучение данного типа не было включено в рамки нашего научного эксперимента.
Психологическая характеристика личности студента типа Б («Активный - Автономный» или «Протестующий»). Субъекту с типом Б присущ высокий уровень психической активности при низкой рефлексии. В целом для него характерно выраженное стремление к полной независимости в суждениях и поступках при их недостаточной основательности, так как он не склонен к тщательному обдумыванию своих действий, решений и планов. В большей степени ему свойственно задумываться о будущем, но при этом он не всегда планирует свою деятельность. Также у него возможны трудности в понимании позиции и внутреннего мира других людей. Поведение субъекта при этом характеризуется относительной непредсказуемостью.
Для субъекта с типом Б характерен неадекватно высокий уровень осмысленности жизни, наличие нереалистичных целей и планов, которые не имеют достаточно реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Ему присуща очень высокая, умеренно дифференцированная самооценка в сочетании с очень высоким, умеренно дифференцированным уровнем притязаний при их недостаточном расхождением. Данные показатели указывают на завышенное представление о себе и своих возможностях. Такая «удовлетворенность собой» по большей части носит «защитный» характер. При этом субъект «закрыт», нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям, оценкам окружающих. Для студента с типом Б характерен достаточный (средний) уровень включенности в процесс изучения психологии как компонент «учебной» деятельности. Он обусловлен средним уровнем мотивации изучения психологии и пока еще не-сформированным профессиональным самосознанием. В целом ему свойственно наличие умеренной личностной активности, основанной на относительно устойчивом интересе к предмету, недостаточном осознании его значимости в процессе профессионального ста-
новления личности и готовности к сотрудничеству с преподавателем и другими студентами преимущественно в условиях его неоспоримого лидерства или при обеспечении его автономной, независимой позиции.
Заключение
На основе синергетической методологии и в результате экспериментального исследования, проведенного в процессе обучения студентов психологии, была выявлена типология самоорганизации личности студента. Основными механизмами самоорганизации личности являются колебания уровня психической активности и рефлексия, а характер их взаимодействия- основой самоорганизации личности студентов. Процессами, которые раскрывают особенности самоорганизации личности студентов в процессе обучения психологии, являются: 1) повышение уровня осмысленности жизни, 2) формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, 3) формирование профессионального самосознания личности студентов и 4) повышение мотивации изучения психологии.
Таким образом, процесс самоорганизации представляет собой стремление личности к достижению максимальной устойчивости и целостности на основе взаимодействия двух механизмов: колебания уровня психической активности и роста рефлексии. Стабильные колебания активности в пределах среднего уровня обеспечивают оптимальную продуктивность студентов в учебно-профессиональной деятельности. Нестабильные колебания психической активности (высокого и низкого энергетического уровня) обусловливают процессы перестройки личности (формирование новообразований).
Развитие механизмов самоорганизации идет в сторону повышения роли рефлексии вместе с ее ростом и снижения амплитуды колебаний психической активности. Усиление степени взаимодействий двух основных механизмов на основе развития интегральных процессов рефлексии приводит к повышению устойчивости личности в социальнопрофессиональной среде. Особенности самоорганизации личности студентов раскрываются в четырех основных процессах. К ним относятся: формирование учебно-
профессиональной мотивации, становление профессионального самосознания, самоорганизация профессиональных знаний и становление общей психологической зрелости. Различная степень выраженности этих процессов раскрывает типологические особенности самоорганизации личности студентов в процессе обучения.
Следует также отметить, что, несмотря на то, что данная типология самоорганизации личности студентов разработана в процессе их обучения психологии, можно предположить, что она применима к описанию, характеристике и анализу самоорганизации личности студентов в процессе обучения другим учебным дисциплинам и может быть полезна преподавателям вуза.
Список литературы
1. Ганзен В. А. Систематика психических состояний человека / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. - Сер.6. - Вып.1. , 1991. - С. 47 - 55.
2. Карпов, А.В.Психология рефлексивных механизмов управления / А. В. Карпов, В. В. Пономарева // Институт психологии РАН. - Москва. Ярославль, 2000. - 284 с.
3. Князева Е. Н. «Я» как динамическая структура-процесс / Е. Н. Князева // Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу, Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. -
425 с.
5. Поддубный Н. В. Психология и синергетика: методологический аспект / Н. В. Поддубный -Белгород: ИПЦ «ПОЛЛИТЕРРА», 2003. - 152 с.
6. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 152 с.
7. Силяева Е. Г. Социализация личности с позиции синергетики / Е. Г. Силяева // Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 127 - 139.
EXPERIMENTAL TYPOLOGY OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS’ PERSONALITY
V A Shvetzova The article is devoted to the problem of self-organization of students.
The synergetic approach studies human person as self-organizing system. The Belgorod National process of self-organization is considered in the article as aspiration of the
Research University person to maximal stability on the basis of interaction of two mechanisms:
fluctuation of a level of mental activity and reflection growth. These mecha-e-mail: nisms ay in the foundation of the typology of the students’ self-organization.
Keywords: personality of students, self-organizing system, the activity of the person, reflection, self-personality type of students.