Научная статья на тему 'Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов вуза'

Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1509
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоактуализация / самоактуализированная личность / молодежь / студенты

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатин Е. А.

В статье уточняются основные показатели самоактуализованной личности 17-19-летних студентов и с помощью комплекса диагностических методов выявляются ключевые тенденции самоактуализации современных российских 17-19-летннх студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article specifies the basic characteristics of self-actualised personalities of 17-19-year-old students and discovers the basic tendencies of their self-actualisation in contemporary Russia by means of the set of diagnostic methods.

Текст научной работы на тему «Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов вуза»

Е. А. Лопатин

ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ 17-19-ЛЕТНИХ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Работа представлена кафедрой педагогики Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. А. Бажова

В статье уточняются основные показатели самоактуализованной личности 17-19-летних студентов и с помощью комплекса диагностических методов выявляются ключевые тенденции са-моактуалнзацнн современных российских 17-19-летннх студентов.

418

Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов вуза

The author of the article specifies the basic characteristics of self-actualised personalities of 17-19-year-old students and discovers the basic tendencies of their self-actualisation in contemporary Russia by means of the set of diagnostic methods.

В современном обществе возрастает роль высшей школы в создании условий, позволяющих наиболее полно раскрыть внутренний потенциал студентов во время их обучения в вузе и благоприятствующих их самоактуализации. Психолого-педагогическое сопровождение самоактуализации студентов в вузе становится одной из целей образовательно-воспитательного процесса вуза и одним из критериев его успешности.

А. Маслоу определяет самоактуализацию как «желание людей реализовать себя, а именно склонность проявить в себе то, что в них заложено потенциально» . Реализовав этот потенциал, человнек стано-сится тем, кем он может, хочет и должен стать. К Роджерс считает, что самоактуализация является необходимым условием и средством самоосуществления, самосохранения, дальнейшего совершенствования

2

личности, ее психического здоровья .

Самоактуализацию можно понимать как мотив, как процесс и как результат. В работах ученых прослеживается тенденция подобного понимания самоактуализации, однако оно четко сформулировано лишь

такими исследователями, как Е. Н. Городи-

3 4

лова и Е. Ф. Ященко . Поэтому необходимо дать определение понятиям самоактуализации как мотива, как процесса и как результата. По нашему мнению, самоактуализация как мотив - это врожденное стремление человека к полной реализации своей сущности, своего потенциала; заложенная в человеческой природе тенденция саморазвития, самоосуществления. Самоактуализация как процесс - это сознательная деятельность человека по своему развитию, актуализации, переводу из состояния возможности в состояние действительности своей природы, сущности. Под самоактуализацией как результатом мы понимаем конечный

или промежуточный итог реализации человеком своей сущности, природы, который характеризуется наличием определенных показателей.

Таким образом, если в процессе самоактуализации происходят количественные и качественные изменения личности, то мы можем говорить о промежуточных результатах самоактуализации, о наличии определенных показателей самоактуализован-ной личности на соответствующем возрастном этапе.

По данным ученых, возраст современных российских студентов составляет 18-25 5 т;

лет . Большинство студентов младших курсов российских вузов - это молодые люди в возрасте до 20 лет. Этот возраст, по мнению Г. Крайг , соответствует подростковому и юношескому возрасту, или периоду, юности в отечественной традиции. Особенности самоактуализации личности в различные возрастные периоды исследовались

7

такими учеными, как Е. Н. Городилова ,

8 9

Е. Е. Вахромов , Н. В. Шишарина и др.,

однако возрастные особенности самоактуализации 17-19-летних юношей и девушек остались недостаточно разработанными.

При определении показателей самоак-туализованной личности 17-19-летней молодежи необходимо учитывать психологические особенности возраста. К таким особенностям относится интерес к творчеству; усложнение структуры коммуникативной сферы, углубление социальных связей, потребность в принадлежности к группе, освоение тендерных и других моделей социального взаимодействия; профессиональное

самоопределение; формирование Я-концеп-1 10 ции, формирование самооценки .

Исходя из анализа трудов, посвященных исследованию различных аспектов сущности самоактуализации, а также из рассмот-

рения возрастных особенностей самоактуализации, мы уточнили показатели самоак-туализованной личности 17-19-летних юношей и девушек.

Первым показателем самоактуализо-ванной личности 17-19-летних молодых людей является креативность. Креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания»". Различным аспектам креативности самоактуализованно-

го человека посвящены работы таких уче-

12 13

ных, как Л. Г. Брылева , Е. А. Ларина

и др. В юношеском возрасте усиливается направленность на творческую деятельность, в рамках которой проявляется и развивается креативность. Возрастной особенностью также является высокая значимость одобрения, признания, особенно со стороны сверстников. Поэтому особенно важно, чтобы самооценка юноши соответствовала оценке референтной группы. Высокий уровень креативности позволяет активно участвовать в творческой деятельности, что в итоге дает возможность для самовыражения; повышается социометрический статус и адекватность высокой самооценки, социально-психологическая адаптированность.

Вторым показателем самоактуализо-ванной личности 17-19-летних юношей и девушек является социально-психологическая адаптированность. Взаимосвязь социально-психологической адаптированное™

и самоактуализации в своих работах отме-

14 15

чаютН. И. Полубабкина , Л. А. Байкова ,

Н. И. Петрова и др. Адаптированность -это «уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой» . В юности проявляется противоречивость социальной направленности личности. С одной стороны, у юношей, как и у подростков, по-

прежнему высока значимость потребности в принадлежности к референтным группам, в общественном признании, утверждении в глазах других. С другой стороны, характеристикой юности является стремление выделиться, освободиться от опеки, показать свою независимость. В этом возрасте само-актуализованный человек должен демонстрировать оптимальный уровень приспособленности к группе, интегрированность в ее статусно-ролевую структуру; собственный стиль поведения.

Третьим показателем самоактуализо-ванной личности 17-19-летней молодежи является высокий уровень развития рефлексивности. Некоторые проблемы взаимосвязи самоактуализации и рефлексии разрабаты-

18

вались в трудах В. В. Ряшиной , Е. И. Горячевой" и др. Рефлексия - «это мысленный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний,

способностей, характера, отношений с и к

20

другим, своих задач, назначения» . Следовательно, рефлексивность как качество личности проявляется в способности осуществлять этот процесс, в частности анализировать особенности своей личности, действия и поступки, отношения с другими, понимать и осознавать возможности саморегуляции деятельности.

21

С. Ю. Степанов и И. Н. Семенов называют четыре типа рефлексии, которые связаны с характеристиками социальной подструктуры личности. Учитывая возрастные особенности социальной направленности юношей и девушек, необходимо отметить особую роль двух типов рефлексии в юности, а именно: кооперативную (знания о статусно-ролевой структуре организации коллективного взаимодействия) и коммуникативную рефлексию (представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков).

Четвертым показателем самоактуализо-ванной личности 17-19-летних является готовность к саморазвитию. Проблеме готов-

Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов вуза

поста к саморазвитию посвящены работы

22

таких исследователей, как Т. 3. Паштов , 23

Л. Н. Макарова идр. Саморазвитие-«спо-собность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования себя» . С. А. Куличкова , опираясь на идеи К. А. Абульхановой-Славской об управлении жизненными стратегиями, выделяет следующие показатели готовности к саморазвитию: умение определять цели саморазвития, планировать их достижение, преодолевать препятствия достижения целей. Таким образом,готовность к саморазвитию юношей и девушек требует не только осознания необходимости самоактуализации, но и высокой степени развития рефлексии для эффективного целеполагания самоактуализации и умений осуществлять творческую деятельность для преодоления барьеров на пути самоактуализации.

На особенности самоактуализации студентов младших курсов в вузе действуют не только психологические особенности возраста, но и такой социальный фактор, как образовательно-воспитательный процесс в вузе.

На первом курсе на особенности самоактуализации накладываются определенные трудности, связанные с попаданием в

специфическую социальную среду - вуз.

ъ- 26

К таким трудностям ряд ученых относит

отрицательные переживания, связанные с уходом учеников из школьного коллектива с его взаимопомощью и поддержкой; необходимость выстраивать отношения в новой социальной группе; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками. Не овладев этими

умениями и навыками, студент испытывает трудности в освоении социальной роли студента. Социальная среда вуза оказывает большое влияние на такой показатель самоактуализованной личности студента, как социально-психологическая адаптиро-ванность.

Рефлексивность приобретает большое

значение в трудные переходные периоды

жизни, когда приходится переосмысливать

ценности и находить способы адаптации к

изменившимся условиям, вырабатывать и

27

использовать новые жизненные стратегии . Особое значение для самоактуализации юношей и девушек рефлексивность получает в связи с особенностями социального фактора поступления в вуз. Факт поступления в вуз сам по себе укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности. Его участие в творческой деятельности облегчает формирование позитивной Я-концепции, способствует интеграции социальной роли студента в личностную идентичность, повышает адекватность высокой самооценки, что в итоге формирует готовность к саморазвитию.

Таким образом, названные нами показатели самоактуализованной личности 1719-летних юношей и девушек приобретают в связи с влиянием социального фактора обучения в высшей школе особую значимость.

С целью установить степень выраженности показателей самоактуализованной личности 17-19-летних студентов и общий уровень их самоактуализации в октябре 2007 г. были обследованы 183 студента первого курса российских вузов. Средний возраст студентов - 17,02 года. Студенты диагностировались с помощью самоактуали-зационного теста Э. Шострома в модификации Л. Я. Гозмана и других и шкалы социально-психологической адаптированно-сти, разработанной К. Роджерсом, Р. Дай-

мондом и адаптированной Т. В. Снигире-

„28

вой . Уровень социально-психологической адаптированности студентов мы определи-

ли

ли по коэффициенту социально-психологической адаптированности шкалы СПА, креативность - по шкале креативности теста CAT, рефлексивность - по шкалам сензи-тивности, самоуважения, самопринятия, взгляда на природу человека теста CAT. Для диагностики уровня самоактуализации были использованы данные по двум базовым шкалам теста CAT.

Кратко остановимся на основных результатах диагностики. Средний уровень самоактуализации по первой шкале находится в границе психической и статической нормы, что свидетельствует о способности студентов жить настоящим, т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте и видеть свою жизнь целостной. Однако более чем четверть испытуемых (27,44%) демонстрирует показатели, характерные в основном для лиц с психическими нарушениями (неврозы, депрессии и т.д.). Возможно, эти студенты рассматривают обучение как временное явление - подготовку к настоящей «взрослой» жизни, ставят нереальные планы и живут неоправданными надеждами и ожиданиями. Также такие студенты могут жить прошлым, постоянно жалеть об упущенных возможностях, вспоминать нанесенные обиды. Еще одним объяснением может служить привычка жить сегодняшним днем. Также стоит отметить, что существенная часть испытуемых (12,19%) имеет показатель самоактуализации по данной шкале, находящийся в диапазоне психической и статистической нормы, но на его нижней границе.

Результаты по второй базовой шкале говорят о том, что лишь небольшое число студентов стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Лишь некоторые студенты (4,82%), чьи результаты соответствуют диапазону самоактуализации, не подвержены чрезмерному внешнему влиянию. В то же время более половины испытуемых (57,32%) имеют по этой шкале уровень самоактуализации, характерный для

лиц с психическими нарушениями. По всей видимости, такие явления, как низкие показатели по шкале опоры, низкий уровень субъективного контроля, склонность копировать жизненный путь кумиров, зависимость от окружения, потребность признания в группе, объясняют друг друга.

Средний показатель способности студентов осознавать свои потребности и чувства соответствуют норме, однако ровно четверть опрошенных (25%) демонстрирует низкий уровень, характерный для лиц с психическими нарушениями. Полученные результаты по самоуважению свидетельствуют о большом количестве псевдосамо-актуализованных студентов (29,27%), что объясняется переоценкой или недооценкой возможностей уважать себя за свою силу или желанием показать себя в выгодном свете, продемонстрировать окружающим свою независимость. Студентам младших курсов более характерно принимать себя вопреки своей слабости, чем уважать себя за свою силу.

В целом испытуемые показывают высокий уровень самоактуализации по шкале креативности. Использование креативного потенциала, стимуляция творческих способностей студентов - это, возможно, и есть ключ к повышению учебной мотивации студентов при крайне низком уровне выраженности познавательных потребностей (9,76% по диапазону самоактуализации).

Результаты диагностики по шкале социально-психологической адаптированности показали, что их средний коэффициент СПА соответствует высокому уровню, но 10,24% опрошенных показали средний, а 13,86% - низкий уровень социально-психологической адаптированности.

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты многих испытуемых относятся к низкому уровню социально-психологической адаптированности и самоактуализации (от 10,24 до 56,7%, в зависимости от конкретных параметров, по которым

Изучение самоактуализации 17-19-летних студентов вуза

они диагностировались). Полученные в ходимости дальнейшего изучения особен-ходе диагностики данные говорят о необ- ностей самоактуализации студентов в вузе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. С. 68.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 77-78.

Городшова Е. И. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь: Перм. гос. ун-т., 2002. С. 8.

Ященко Е. Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направ-ленн остью //Психологический журнал. 2006. № 3. С. 31-41.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. 2-е изд.^ перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 158.

Крайг Г., БохумД. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. С. 492-560.

Городшова Е. Н. Указ. соч.

Вахромов Е. Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Моск. гос. обл. ун-т., 2003.

Шишарина Н. В. Самоактуализация участников образовательного взаимодействия в воспита-тель1н0ой системе школы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2005.

Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / А. А. Реан и др.; Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. С. 201-251.

" Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. СПб.:

Прайм-ЕВРОЗНАК. 2007. С. 20.

12

БрылеваЛ. Г. Самореализация личности (онтокультурол. аспект). СПб.: ИОВ РАО, 2002.

Ларина Е. А. Творческая самоактуализация как фактор личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кур. гос. пед. ун-т., 2002.

Полубабкина Н. И. Самореализация личности (социал.-филос. аспект): Автореф. дис. ... канд. филос. Наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995.

БайковаЛ. А. Социальное здоровье: методология, теория и практика: Монография /Л.А. Бай-кова и др.; Под ред. Л. А. Байковой. Рязань, 2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петрова Н. И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация // Психологический журнал. 2003. № 3. С. 116-120.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С П .

Ряшина В. В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Ин-т развития личности Рос. акад. образования, 1996.

" Горячева Е. И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Рос. акад. образования, Ин-т пед. инноваций, 1996.

21

21 Большой психологический словарь. С. 469.

Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы

психологии.1985. № 3. С. 69.

22

Паштов Т. 3. Психолого-педагогические условия саморазвития студентов-будущих учителей в системе университетского образования: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Владикавказ, 2007 . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nosu.ru/msgmedia/8bca38b2151212debe7333d 109591 а 16/ й1е/23а8Моу^1

Макарова Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М. Сфера, 2005.

24

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Указ. соч. С. 301.

Куличкова С. А. Саморазвитие старшеклассников в лицее интернате: теория и практика // Вестник СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2004. № 2(12). Рлектронный ресурс]. - Режим доступа: 26 http://science.ncstu.ru/artic1es/hs/12/16.pdf/fi1e_down1oad

Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова и др. / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Белкина В. Н., Ревякина И. И. Возрастная динамика развития рефлексии на разных стадиях педагогической профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1.

Бажова Л. А. и др. Указ. соч. С. 157-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.