ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9.07 / 159.923
МЕХАНИЗМ «СДВИГА МОТИВА НА ЦЕЛЬ» В СЕМАНТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТА
С.И. ДЬЯКОВ*
Гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Республика Крым
В ракурсе исследования системы психической самоорганизации человека как субъекта жизнедеятельности были изучены информационно-семантические свойства и механизмы смысло-образования в направленности личности, где механизм «сдвига мотива на цель» выполняет интегрирующую и системоорганзующую роль. В исследовании рассматриваются семантические репрезентации социокультурной идентификации личности, мотивационно-смысловые паттерны, механизмы и программы, определяющие характеристики самоорганизации активности человека как субъекта жизни. Рассматривается построение семантической иерархической модели мотивационно-ценностных образований, определяющих идеологию направленности активности. Раскрыты семантические механизмы субъектной самоорганизации человека. В контексте логики психического механизма «сдвига мотива на цель» (по А.Н. Леонтьеву) раскрыта динамика смыс-лообразования в идеологии самоорганизации личности.
Ключевые слова: субъект, субъектность, система психической самоорганизации человека, смыслообразование, идеология, намерение.
Введение
Современная наука вошла в поле сложных саморазвивающихся систем (Т. Кун, И. Пригожин, С. Степин и др.) и информационных технологий. В свою очередь, психология утверждается в системологи-ческом моделировании психической самоорганизации человека как субъекта жизни (В.А. Богданов, А.В. Брушлинский, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В.С. Мерлин, В.А. Петровский, В.А. Роменец, С.Л. Рубинштейн, В.А. Татенко и др. [1, 13-15, 18, 20, 22]). В свете синергетики любая система в организационном плане является иерархической структурой взаимосвязанных функциональных подсистем. Как отмечают иссле-
© Дьяков С.И., 2016.
* Для корреспонденции:
Дьяков Сергей Иванович канд. психол. наук,
доцент кафедры общей и прикладной психологии и педагогики Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета E-mail: [email protected]
дователи, параметры порядка, формирующиеся в системе более высокого уровня иерархии, становятся управляющими параметрами для подсистем более низкого уровня [2, с. 458]. Понятно, что центральное положение в этой системе психической самоорганизации занимает мотивацион-но-смысловая, идеологическая сфера субъекта [7-9].
В отечественной психологии эта область раскрывается сегодня, прежде всего, в психологии субъективной семантики и психосемантике [17], а также в психологии мотивации [10] и смысла [13, 14] и психологии поступка [20]. В этой отрасли представлены многочисленные исследования, раскрывающие характеристики личности [17]. Однако требуют еще изучения вопросы, связанные с определением факторов и механизмов в моделировании субъектной психической самоорганизации и самодетерминации активности личности [6, 23]. Представленные в ведущем зарубежном направлении гуманистической психологии теория и модель самоактуализации лично-
сти А. Маслоу [15] раскрывают мотиваци-онно-потребностную структуру, однако не объясняют в полной мере динамику факторов и механизмов в целостной системе психической самоорганизации.
В аспекте ценностно-мотивационного смыслообразования поступков личности А.Н. Леонтьев отмечал, что формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта, в основе которого лежит механизм сдвига мотивов на цели, что определяет формирование иерархии мотивов [12, т. 2, с. 217]. В свою очередь, этот феномен у Г. Олпорта выступает как функциональная автономия, то есть процесс превращения первоначально внешне мотивированного действия (поведения), выполняемого ради достижения какого-либо подкрепления, во внутренне мотивированное [2]. В этой связи В.А. Роменец, говоря об идеологии в структуре поступковой ячейки психологической системы, отмечает, что логическое ядро психологической системы осуществляет свое поступательное движение благодаря наличию в нем, хотя бы имплицитно, определенного пафоса - движущей силы осуществления поступка. Эту внутреннюю силу данный автор называет идеологией. «Она представляет собой целеустремленную совокупность знаний о мире, человеке, месте человека в мире и о том, на каких идейных принципах человек должен поступать» [20, с. 867]. «Поступок мертв без идеологии, он основывается на идеологии, сам актуализирует ее» [20, с. 867]. Однако у человека возникает двойственность мотивации действий, а также соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает [12, т. 2]. В исследовании мы убеждаемся, что в мотивации поступков человека присутствует амбивалентность, которая связана не столько с аспектами освоения реальности человеком, сколько с отражением в его личной психологии (идеологии) потребностей и ценностей об-
щества, то есть моральных, эстетических и рациональных эталонов и идей самоорганизации и саморазвития общества. По словам А.Н. Леонтьева, развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений возникает только в условиях жизни человека в обществе [12, т. 2].
Как известно, в семантической сфере психической самоорганизации человека присутствуют различные формы мотивации, проявляющиеся как динамическая система переживаний, создающая направленность личности. Среди этих форм (влечения, желания и т.д.) значительное место занимают идеи как наполненные смыслом побуждения (отсюда система идей составляет идеологию личности). С.Л. Рубинштейн включал в контекст идеи единство аффекта и интеллекта и подчеркивал сопряженность переживания с конфликтными ситуациями, через которые проходит история индивида. «В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни» [21, с. 11]. Таким образом, переживание определяется личностным контекстом опыта жизни индивида и является переживанием значения аспектов опыта.
Принято считать, что значение имеет социальную природу (см. [17 и др.]). Вместе с тем язык и мышление отражают допоня-тийные формы (невербальные). Следовательно, и значение содержит такие формы
- это непосредственный чувственный опыт у человека и у животных, определяющий значение стимула (что значит тот или иной объект или явление в контексте потребностей жизни). А.Н. Леонтьев называл это «чувственной тканью», однако выделял значение как социальный феномен. В данной связи мы используем категорию «чувство», которая требует онтологического обоснования. Можно сказать, что чувство является основой жизни человека (познания, адаптации, творчества) и основным эволюционным психологическим феноменом. Чувство
- это изначальный (субстанциональный)
эффект интуитивного познания и понимания сущности жизни, который как процесс осмысления, сопутствующий течению жизни и проявляющийся в текущих жизненных ситуациях, раскрывается как инсайд в оценке настоящего и проектировании будущего. Данный феномен переживается в перспективе прошлого, настоящего и будущего, осознается (рефлексируется) и осмысливается в поле жизни и отражает в целом наше чувство-знание как гештальт (целостный семантический образ-концепт). Это сродни платоновскому миру идей, который изначален и определяет содержание мира вещей, и идеологии (по В.А. Роменцу), которая предваряет, оплодотворяет и наполняет все составляющие поступка и жизни [20].
Возвращаясь к рассмотрению аспектов познания и понимания мира и жизни в самоорганизации жизнедеятельности человеком как субъектом сознательной активности, следует отметить, что сознание - это «всегда единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимосвязанных множеством взаимопереходов» [21, с. 16]. Таким образом, человек как субъект реализует себя именно в плане осознания, осознанного отношения и волеизъявления.
Можно считать, что механизм «сдвига мотива на цель» является универсальным способом мотивационно-ценностной самоорганизации личности и имеет семантическую природу. В этом механизме находят общую закономерность развития структуры мотивационной сферы в норме и патологии (Б.С. Братусь [3]). При сдвиге мотива на цель последняя обретает статус нового мотива [12]. Надо полагать, что подобное мотивационное целеобразование имеет чувственно-смысловую природу, связанную с сущностными потребностями человека, то есть отражает базовый механизм семантической психической самоорганизации, в котором представлены: природа человека как организма - социокультурное взаимодействие - потребности жизни -цели - мотивы - удовлетворение.
Сдвиг мотива на цель в социокультурной динамике знаменует новое «опредмечивание» потребностей и новую ступень мотивационно-ценностной самоорганизации, а также ведущей деятельности, и вместе с тем раскрываются перспективы ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Таким образом, мы наблюдаем генезис психических функций и личности ребенка (периодизация Д.Б. Эльконина) в общем процессе накопления и рефлексии опыта на различных этапах жизни (эпигенезис Э. Эриксона). В свою очередь, В.К. Вилю-нас отмечает, что для человека характерны процессы, которые могут быть по аналогии обозначены как «сдвиг мотивации на цель», что означает переключение на цель значения целой системы мотивирующих факторов [4, с. 173]. Речь идет о случаях, когда намерение принимается за основу осмысления целостной жизненной ситуации. В таких случаях «сдвигающийся» мотив является главным, смыслообразующим, но не единственным, поскольку принятие намерения происходит в конкретных жизненных ситуациях и испытывает уточняющее влияние со стороны мотивирующих факторов. Таким образом, появляются новые понятия и механизмы «сдвига» как некоторого единичного мотива и множества мотивационных последствий решения в их совокупном значении. Это можно назвать мотивационной системой в плане ее побуждающего влияния на отдельные ситуативные или отдаленные и обобщенные цели.
Следовательно, важно показать (смоделировать) структуру, содержание и функциональную взаимосвязь семантических компонентов в системе субъектной психической самоорганизации личности. И способом исследования является семантическое моделирование механизма «сдвига мотива на цель» в динамике субъектной психической самоорганизации жизни.
По сути, каждый человек движим одними и теми же типичными причинами - человеческими потребностями: биоло-
гическими (жизненно необходимыми) и культурными (созданными самим человечеством и представляющими культуру народов и наций, которые являются квазипотребностями). Духовные потребности в плане эмпирического подхода (не трансцендентного) тоже относятся к культурным (идеи и идеалы прогресса общества, мира и человека). Потому, насколько и в какой мере личность (человек социальный) может удовлетворить этот набор нужд, настолько действенной и действительной является ее самореализация. То есть субъект раскрывается в пространстве и направлении векторов существующих потребностей, которые возбуждают его желание удовлетворения в сфере этих потребностей, побуждая к проявлению активности. Данные аспекты мотивации можно смоделировать в категориально-концептуальной форме (табл. 1).
Таблица 1
Категориально-концептуальная модель мотивации человека как субъекта жизни
Витальный уровень
Потребность -активность -удовлетворение
ь т с о н н
е р
о в т е л в о
е и в т с ь л о в о
оду
ь т с
о д
а р
е и н я о т с о с е о н ь л е т
о л о п
Культурный уровень
Потребность -активность -самореализация
к их
* ^
а р
д
и
д
е
б
сс
я
и ц
а з и л
а у
к а к а т тк
б я р
и
ц
ца
з
и
л
а у
т к а
в и н
х е
п
&
е р
и
в
й е
д м
а 2
е е я ^
лу вв тт тсс ее
е в о
е ь т с а ч
с е,
и чиу
л о п о г а л б
В целом человек, реализуя свои потребности, достигает особого психического эффекта (в котором отражены и физиологический и деятельностно-пове-денческий компоненты), можно сказать, универсального психического состояния,
который, как мы понимаем, отражает значение результата удовлетворения потребности в поле удовлетворенности жизнью. Этим психологическим феноменом является «чувство»: удовлетворенности, удовольствия, радости, успеха, благополучия, счастья и т.д. Вместе с тем «человек сознательный», взаимодействуя с людьми (личность), характеризуется как своими психогенетическими свойствами и качествами, так и привитыми из социального окружения способами и способностями самореализации.
Исходя из полученных в наших исследованиях результатов [7-9] распределения семантических конструктов, вершинными интегральными побуждающими факторами субъектной активности в иерархической модели целевой ситуации (МЦС) субъекта являются семантические конструкты, отражающие мотивации успеха, чувства удовлетворенности как состояния адаптивности и эффективности в жизненной среде. И чем более полным является это состояние у человека в жизненном поле, тем более полное у него чувство удовлетворенности жизнью, что определяется как счастье (см. табл. 2 и 3). По-видимому, не случайно из-под пера писателя В.Г. Короленко появился афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полета».
В рамках преемственного исследования вышеперечисленных вопросов была поставлена цель: раскрыть структурно-функциональные характеристики психических механизмов смыслообразования в системе субъектной психической самоорганизации личности.
Задачи:
- раскрыть информационно-семантические свойства и механизмы смыслообра-зования в мотивационно-ценностной самоорганизации личности, используя феномен «сдвига мотива на цель»;
- выявить логику и диалектику смысло-образования в идеологии самоорганизации личности, в системе целеобразования и реализации личных намерений;
- разработать семантическую иерархическую модель мотивационно-ценностной самоорганизации, определяющую субъектную психическую самоорганизацию личности.
Методологической основой служит семантический подход (Л.С. Выготский, Дж. Келли, А.Н. Леонтьев, Ч. Осгуд и др.). В исследовании рассматриваются механизмы семантической репрезентации социокультурной идентификации личности в моти-вационно-ценностной самоорганизации, определяющие программы и характеристики самоорганизации активности жизнедеятельности. Логика механизма «сдвига мотива на цель» позволяет раскрыть механизмы семантической мотивационно-цен-ностной самоорганизации личности в системе психической самоорганизации субъекта [9].
Методика
В контексте вышеприведенного обоснования было проведено эмпирическое исследование. В эксперименте методом построения семантического дискурса испытуемые наблюдали (в индивидуальной и групповой структурированной беседе) логику процесса мотивации от потребности к цели (механизм «сдвига мотива на цель»), что позволяло раскрыть структурно-функциональную взаимосвязь и иерархическую зависимость семантических компонентов психической самоорганизации, дающих возможность человеку как субъекту осуществлять самоорганизацию жизнедеятельности. В роли независимой переменной выступает вопрос-фактор, определяющий (зависимая переменная) линейные и альтернативные ряды ассоциаций и логических алгоритмов, отражающих связи и структуры информации опыта индивида и людей в целом.
Указанные образно-чувственные и вер-бально-логические причинно-следственные семантические ряды и структуры должны
отражать иерархическую систему ценност-но-мотивационных аспектов индивидуального опыта личности. Это заключение послужило гипотезой эксперимента.
Процедура эксперимента заключается в следующем: испытуемым, в индивидуальном и групповом варианте беседы, предлагалось построить цепочки связей мотивирующих потребностей и целей (как предметов удовлетворения существующих потребностей), что открывало возможность наблюдать динамику психологического механизма «сдвига мотива на цель» и определять иерархическую семантическую структуру мотивации и направленности личности. Испытуемыми выступили студенты вузов. Работа проводилась с отдельными респондентами (20 чел.), а также с несколькими отдельными группами в форме дискуссии (общее количество 120 чел., 19-22 лет).
Испытуемым предлагалось задание, состоящее из ряда однотипных вопросов: «Что происходит, когда...?», «Чего ты хочешь?», «Почему, что является причиной?», «Для чего?» или «Зачем?», а также «Какова цель?» или «В чем состоит цель?». Эти вопросы позволяют раскрыть последовательности (цепочки) мотивации от потребности к цели, где последняя затем выступает как следующая в ряду потребность и предполагает следующую цель и т.д.
За образец в построении и структурировании вопросов относительно мотивации была взята известная «пирамида потребностей» А. Маслоу. В начале рассматривался базовый уровень потребностей (по А. Маслоу), то есть физиологические потребности.
1-й вопрос. «Что происходит, когда ты голоден?» (витальная потребность, нужда). Ответом, как правило, является следующее: возникает побуждение - «хочу есть» (мотивация), «ищу, что съесть» (цель). Причина - потребность (нужда), следствие - мотивация поесть, которая актуализируется в цели «что-то съесть» - предмете для удовлетворения потребности.
Мотивацию мы рассматриваем как процесс формирования мотива, осознанного отношения (сознательной логической рефлексии побуждения) к реализуемой цели, которая составляет предмет потребности, и средствам ее достижения, в которые вкладывается личностный смысл, выработанный в процессе индивидуального опыта в среде социально-культурного взаимодействия индивида в жизненном пространстве совершаемых действий.
2-й вопрос. «Почему ты хочешь есть?» (в чем причина - потребность). Ответы: чувство голода, соблюдение режима, получение удовольствия (съесть конфетку, например, даже если не голоден), моральный аспект (не обидеть хозяйку), нечем заняться. Здесь мы наблюдаем логику поступка и обратную связь в функциональном кольце активности: следствие - мотивация («хочу есть») и причина - потребность («голоден»). Потребностно-мотивационная связь отражает причинно-следственные отношения, которые составляют не только информационно-чувственную дугу (как у И.П. Павлова - «рефлекторная дуга» или стимул - реакция бихевиористов), но и обратную связь, формирующую кольцо активности физиологической и психической субсистем. Это информационно-чувственное кольцо (как у Н. Бернштейна - «рефлекторное кольцо») составляет субфункциональную психическую систему (как у П.К. Анохина) [22] (психические субсистемы можно считать механизмами в общей психической системе). Здесь можно наблюдать следующий основополагающий принцип: очевидно, что информационно-семантические психические механизмы, субсистемы (цепочки и сети, а также программы) строятся по принципу логики, то есть опыт познания, информация опыта жизни сплетаются в логическую психическую систему «чувство-знания» причинно-следственных связей и отношений существования вещей, идей мира и жизни.
Дальше мы увидим, что образующиеся кольца психических суб- или микрофунк-
циональных систем образуют, в конечном итоге, целостную психическую макрофунк-циональную систему, содержащую информационно-семантические паттерны (образцы, структуры, модели) репрезентаций индивидуального опыта (как отражения социокультурных эталонов) и инварианты личностных установок и аттитюдов (привычных вариантов отношений и поступков в социальном контексте), раскрывающие механизмы (факторы), детерминирующие и диспозиционирующие поведение человека, личности как субъекта.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что на основе возникшей потребности в процессе мотивации в пространстве полимотивационных векторов формируется семантический концепт «мотив-цель» (в большей или меньшей степени осознанный) - «хочу съесть что-то (это или то, конкретно), потому, что ...». Мотив выступает уже как аспект осознания причинно-следственной связи относительно существующей потребности в еде, возможности утолить чувство голода и удовлетворить желание. Возникает также эффект «борьбы мотивов», когда нужно принять решение «съесть или не съесть», например, пирожное, если намерен соблюдать диету. Мотивация может также возникать стереотипно (неосознанно) в привычной ситуации, когда, например, нечем заняться или вы зашли на кухню и т.п. В таком случае мыслеобразы (семантические паттерны) вызывают ассоциации и запускают определенные алгоритмы программ действий. Это заключение строится, исходя из текущих в данном эксперименте ответов испытуемых и результатов предыдущих исследований [7-9].
3-й вопрос. «Для чего?» или «Зачем надо поесть (или съесть что-то)?» (мотив). Ответы: «Чтобы утолить чувство голода, не нарушать режим, получить удовольствие, не обидеть хозяйку, потому что нечем заняться или так получилось, привычка». Здесь мы видим, что мотив всецело строится на потребности, потому потребность уже не-
посредственно служит мотивом (А.Н. Леонтьев и др.): с нашей точки зрения, надо говорить о мотивации, а не о мотиве как осознанном смысле-заключении. Кроме того, вместе с естественной потребностью, связанной с голодом и необходимостью утолить голод, отмечены другие, так называемые «квазипотребности»: особая еда, моральная сторона ситуации (обещал и т.д.), чувство удовольствия (престижа), привычка. Здесь мы имеем дело с особым квазиизмерением (по А.Н. Леонтьеву) жизни: значением, точнее с ценностью вещей (объектов, процессов, явлений) в контексте удовлетворения потребностей, а далее и с ценностью идей (смыслов, мотивов) семантических паттернов опыта жизни, направляющих смысловое целеобразование в субъектной самоорганизации жизнедеятельности человека.
То, на что направлено желание (побуждение), выступает как цель действий и деятельности. Цель является предметом удовлетворения потребности. Таким образом, пища, еда (особая еда) и, вместе с тем, удовольствие от приема пищи и утоления голода выступают как предмет удовлетворения базовой (витальной) потребности в пище. Важно отметить, что удовольствие в социокультурном и, следовательно, сознательном контексте обретает для человека особый смысл.
Дальнейшая постановка вопроса «Зачем?» (зачем надо утолять чувство голода, соблюдать режим, получать удовольствие и т.д.) отражена в ответах: «Чтобы жить, быть здоровым, избавиться от чувства дискомфорта или от потребности в пище, чтобы было хорошее настроение, позитивное эмоциональное состояние». Мы видим, что первичные мотивы, связанные с удовлетворением чувства голода (чтобы утолить чувство голода, не нарушать режим, получать удовольствие от еды и т.п.), становятся потребностями (осознаваемыми и понимаемыми субъектом как необходимость) и определяют соответствующие цели, то есть происходит сдвиг мотива на цель. Вместе
с тем появляются новые мотивы и цели: чтобы жить, быть здоровым, избавиться от чувства дискомфорта и т.д. Последующий вопрос «Зачем?» (зачем надо жить, быть здоровым и т.п.) вызывает ответы: чтобы чувствовать себя комфортно, быть свободным от нужды в пище, быть удовлетворенным жизнью, чувствовать благополучие и счастье.
Результаты
В аспекте моделирования семантической системы психической самоорганизации и свойств субъектности человека можно построить модель причинно-следственных связей и отношений компонентов (чувственно-логических) его активности (табл. 2).
Таким образом, мотивационные семантические компоненты субъектности состоят в следующем. Потребность - знание (понимание) того, что надо, потребно. Мотивация - побуждение, влечение к известному из опыта аспекту потребности. Цель - знание (понимание) того, чего хочу (предмет потребности). Мотив - знание (понимание) того, для чего хочу (стремлюсь, желаю, убежден) реализовать цель в контексте удовлетворения наличной потребности.
Надо заметить, что в представленной модели (см. табл. 2) на 3-м уровне мы наблюдаем, что алгоритм мотивации обращается к изначальной потребности в пище и не имеет дальнейшего продолжения. А именно: потребность чувствовать удовольствие, позитивное состояние (от пищи), комфорт, благополучие и счастье, является на данном уровне (можно сказать животном, но осознанном для человека) интегральной и конечной потребностью, мотивом и целью активности человека как субъекта жизни. Аналогично данной модели строились модели других уровней потребностей (по А. Маслоу). Основной порядок мотивации (побуждений к активности), который был выявлен в ходе экспе-
римента, заключается в том, что конечной вершинной и универсальной потребностью, а также мотивом и целью (цель-мотив) жизнедеятельности человека является психологический феномен (чувство, состояние) счастья, в котором отражаются его физическое, практическое и физиологиче-
Модель причинно-следственных связей в психической самоо
ское состояния комфорта и благополучия от результатов жизнедеятельности. Данное состояние, с нашей точки зрения, является универсальным и вершинным, а, следовательно, абсолютным. Это положение получило подтверждение в других наших исследованиях [7-9].
Таблица 2
семантических компонентов мотивации рганизации субъекта
1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
Голод - биологическая потребность Потребность не быть Потребность получать
как источник и причина активности голодным, не чувствовать (чувствовать) удовольствие,
голода позитивное состояние от
пищи, благополучие и удов-
летворенность
Мотивация Мотив Цель Мотив Цель Мотив Цель
Мобили- Осознание Определен- Чтобы Создать усло- Чтобы Создать ус-
зирующее субъектом ная еда как получить вия, чтобы не чувствовать ловия, чтобы
возбуждение потребности предмет (чувствовать быть голод- себя ком- чувство-
организма, как причины удовлетворе- - ощутить, ным: развить фортно, быть вать удо-
побуждение активно- ния потреб- пережить) собственные свободным вольствие,
к действиям сти поесть, ности в пище удоволь- способности, от нужды в позитивное
как следствие чтобы не ствие, сохранить пище и удов- состояние
возникшей чувствовать достичь среду и т.д. летворенным от пищи,
потребности голода, не позитивного (механизм жизнью комфорт,
(нужды) в быть голод- состояния «сдвига (механизм благополу-
пище ным, и т.д. мотива на «сдвига мо- чие, удовлет-
цель» мотив тива на цель» воренность и
1-го уровня - мотив счастье
становится 2-го уровня
целью 2-го становится
уровня) целью 3-го
уровня)
В эксперименте было замечено, что к данному заключению-пониманию о том, что конечной, вершинной и универсальной потребностью (а также мотивом и целью) является «счастье», респонденты приходят все легче по мере поднятия по ступеням иерархической лестницы потребностей-мотивов и приближения к вершине пирамиды мотивов-ценностей - самоактуализации своего «Я».
Обсуждение
Данный феномен - чувство счастья -отражает эффект актуализации семантического аспекта потребности-мотива: идеи человеком как субъектом жизни. По-видимому, это - основная, центральная идея, хранящая в себе сокровенную тайну личного «Я» человека (о чем говорили: Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, Ф.М. Достоевский,
Г.С. Сковорода, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Е. Трубецкой, С.Л. Франк и др. [13, 14, 20 и др.]). Можно сказать, что счастье отражается в чувстве свободы и могущества человека и интегрально определяет основную потребность, мотив и цель жизни, следовательно - смысл жизни. Правда, у респондентов возникает набор смысловых алгоритмов понимания счастья как результата определения сущности счастья и индивидуального, в том числе. Оказывается, счастье изменчиво и ситуативно. Принято считать, что чувство счастья, удовлетворенности венчают момент успеха и достижения в результате удовлетворения, опять же, самых разных потребностей, в том числе и в еде. В этой связи можно полагать, что определение субъектом идеи жизни, в которой он находит свою самореализацию, является смыслообразующим феноменом, на основе которого он строит свою самоорганизацию жизни. Таким образом, идея жизни является интегральным мотивом, потребностью и целью самоорганизации и самореализации человека как субъекта жизни. Кроме того, люди видят и находят свое счастье в удовлетворении разных и порой противоположных по смыслу потребностей и целей.
Вышесказанное отражает взгляды С.Л. Рубинштейна на единство аффекта и интеллекта в составе идеи, по В.А. Ромен-цу: «Действительное мышление, которое совершает, - есть эмоционально-волевое мышление, интонирующее мышление» [20, с. 24]. А, по словам Л.С. Выготского, это определяет динамическую смысловую систему личности (семантическую) [5].
Делая обобщение, заметим, что 1-й уровень мотивации активности человека связан с естественными биологическими (физиологическими по А. Маслоу) потребностями и направлен на удовлетворение и снятие нервно-психического и физиологического напряжения (стресса), в связи с нуждой или дисбалансом в организме и психике. Так, утоление чувства голода связано с пищевой потребностью.
Отсюда мотивация (активация, эмоционально-чувственное побуждение - ощущения и впечатление) и мотив (осознание потребности - «хочу есть»), их связь с целью и способами удовлетворения.
Психологический аспект мотивации, как известно, проявляется в формах влечения, хотения, желания и может доходить до принципов и убеждений, и даже мировоззрения (смысл жизни - не быть голодным или правильно питаться, или быть гурманом, или стать аскетом, или «солнцеедом» и т.д.). Здесь цель - пища, еда как предмет потребности. Мотивация - поисковая активность человека, в связи с нуждой или дисбалансом в организме и психике, связанным с пищей и питанием. Выбор оперативных целей и средств удовлетворения потребности в еде. Соотношение целей, средств и мотивов с идеей ситуации и (или) жизни. Борьба мотивов. Принятие решения и формирование намерения действовать определенным выбранным субъектом способом, с использованием определенных, также выбранных субъектом средств, в реализации оперативных (либо интегральных) смыс-ложизненных целей.
В данной структуре мы видим отражение так называемого волевого акта, в процессе которого, собственно, и выстраивается мотив (в чем мы согласны с Е.П. Ильиным [10-11]). В этой связи волевые функции и качества, а также волевые эффекты (действия, поступки, деятельность) взяты нами для разработки модели субъ-ектности человека [7-9].
Действие, поступок, деятельность понимаются как проявления активности субъектом в реализации целей намерения (решимость действовать, реализовать идею), направленные на удовлетворение имеющихся биологических потребностей. В данном случае мы говорим уже о сознательно действующем индивиде, то есть субъекте, который как личность (в обществе) ориентирован на социокультурные эталоны и нормативы удовлетворения по-
требностей. Человек вне общества и вне влияния социокультурных эталонов и императивов, например, «отшельник», должен быть не настолько зависим от них, а, следовательно, - свободен от культурного кодирования, конструкционизма. Не осознающий индивид (младенец, человек с тяжелой степенью олигофрении, а также феномен «маугли») действует, не отдавая себе отчета в своих поступках и действиях, то есть несубъектно. Можно связать возникновение (не рождение, так как это не миг, а процесс) субъекта (эмпирического) с возникновением рефлексирующей и интегрирующей функций сознания и выделением ядра сознания - самосознания, раскрывающего феномен «Я», то есть с появлением поступков поведения, осуществляемых от первого лица, типа «Я сам», следовательно, осознанно, хотя не всегда произвольно.
Исходя из представленного выше теоретического анализа и эмпирических данных, можно сделать заключение о том, что
человек как субъект жизни побуждаем (мотивирован) двумя кардинально противоположными семантическими факторами: с одной стороны - биогенетической природой инстинктов и влечений (составляющих полюс системы бессознательной психической самоорганизации), а с другой стороны - социальными институтами культуры общества, народов и времен (составляющих полюс системы социокультурной организации жизни, интроецированной индивиду социумом и идентифицированной им в психической самоорганизации).
Данные механизмы мотивации обретают статус функциональной системы при наличии обратной связи (например, аспекта «обратной афферентации», по П.К. Анохину, или идеологического наполнения каждого звена поступка, по В.А. Роменцу). И этим звеном, как видим, является психологический феномен успеха, чувство и состояние удовольствия, удовлетворенности и счастья (табл. 3).
Таблица 3
Модель функциональной системы семантической психической самоорганизации
в субъектной мотивации человека
№ п/п Составные элементы модели Уровень мотивации Двигатель самоорганизации жизни
1 Витальное состояние нужды организма человека (мотивация влечения к чему-либо, в том числе исследовательский инстинкт и инстинкт свободы - по И.П. Павлову [16]. Биогенетический уровень мотивации. Базовый семантический паттерн (конструкт) биогенетической психической самоорганизации человека: витальные потребности - возможности их удовлетворения.
2 Состояние и потребность человека как личности (интерес, желание познания, исследования нового и удовлетворения известных потребностей - культурно атрибутированных, снижающих состояние стресса и доставляющих удовольствие и приятные ощущения - в социальном пространстве ограничивающей нормативности требований общества и культурных эталонов). Социокультурный уровень мотивации. Семантический паттерн социально-психологической самоорганизации личности: витальные и социокультурные потребности - возможности их удовлетворения.
3 Осознание (интерпретация и понимание) личностью как субъектом общественного взаимодействия ситуации в пространстве мира и жизни в целом - ценностно-смысловое образование мотива как сознательного волеизъявления (в границах ограничивающей нормативности требований общества и культурных эталонов) в системе направленности личности. Мировоззренческий уровень субъектной мотивации личности. Семантический паттерн осознанной самоорганизации жизни человеком: осознание и оценка потребностей (иерархизация ценностей) -аспекты (ситуации и процессы) удовлетворения.
4 Отношение (мотивация и мотивы - интерпретации волеизъявления) человека как субъекта к происходящему (в пространстве настоящего, прошлого и будущего). Смысложизненная ориентация, оценка и объяснение (осознание) в самоорганизации жизни. Семантический паттерн осмысленной самоорганизации жизни человеком. Ценности жизни - идея жизни.
5 Позитивная результативность в субъективной оценке событий, в психической самоорганизации человека как субъекта жизни: успех, чувство и состояние удовольствия и удовлетворенности жизнью. Чувство счастья как заключающий компонент, образующий, в результате обратной связи процесса и результатов жизни с аспектами удовлетворения потребностей субъектом (волеизъявления), системную целостность ценностно-смыслового (семантического) равновесия (человека в поле жизни). Семантический конструкт: идея, смысл - волеизъявление, свобода.
6 Осознание и осмысление духовных ценностей, идея и идеология (психология волеизъявления) духовности жизни. Семантика свободы и могущества человека как творца жизни. Чувство счастья в контексте безмятежности, умиротворенности, безупречности, блаженства. Намерение могущества творца, человека как субъекта самоорганизации жизни - гармонии жизни (оптимальное поле и поток организации мира и жизни).
Счастье, очевидно, является синтетическим эталонным чувством жизни, эффектом успешности и удовлетворенности и отражает конечную вершинную ступень сдвига мотива на цель.
В аспекте объяснения построенной модели (см. табл. 3) нами было замечено, что «формула» самооценки личности, модель У. Джеймса (самооценка - самоуважение - прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна уровню притязаний) хорошо ложится в плоскость понимания психической самоорганизации личности
как субъекта - ориентация (мотивация) на успех и управление притязаниями в пространстве мира и жизни в аспекте удовлетворения потребностей. Надо сказать, что К.А. Абульханова (по-видимому, независимо от У. Джеймса, так как не ссылается на него, см. [19]) в свое время пришла к разработке так называемого семантического интеграла, в котором в точности отражена указанная формула У. Джеймса: саморегуляция (вместо самоуважения) пропорциональна удовлетворенности (вместо успеха) и обратно пропорциональна при-
тязаниям. В свою очередь, можно отнести компоненты, отраженные в формуле У. Джеймса, к структуре информационно-семантической психической самоорганизации субъекта и можно говорить об универсальности данных компонентов как аспектов самосознания:
Успех, чувство и состояние удовольствия,
Психическая
удовлетворенности и счастья самооргани- _ 7 г
зация субъек- Притязания (формы мотива-та ции: ценности, идеи, идеалы,
желания, убеждения, мировоззрение)
Далее, мы находим эмпирическое подтверждение представленной нами семантической модели иерархизации и концептуализации жизни субъектом. Рассматривая 2-й уровень мотивации (по А. Маслоу) в механизме сдвига мотива на цель, получаем следующее. Потребность в защищенности - «нужна квартира, жилье». Мотивация и мотив - «хочу квартиру» (стремлюсь, желаю, убежден), потому что негде жить, для того чтобы чувствовать себя защищенным, достичь уровня нормального (высокого) благосостояния, благополучия, получить удовольствие от достижения цели, достичь успеха в реализации цели. Цель - удовлетворение наличной потребности -получение, приобретение жилья.
В механизме «сдвига мотива на цель» мотив становится целью: получить удовольствие и удовлетворенность от реализации поставленной цели, достижения уровня нормального (высокого) благосостояния, благополучия, успеха и т.д. Потребность - удовольствие и удовлетворенность от достижения уровня нормального (высокого) благосостояния, благополучия, успеха. Мотив - хочу получить удовольствие и удовлетворенность от достижения уровня нормального (высокого) благосостояния, благополучия, для того чтобы чувствовать себя счастливым. Цель - состояние удовольствия и удовлетворенности от удовлетворения наличной потребности.
Анализируя другие уровни иерархической структуры потребностей и мотивации личности по А. Маслоу, мы снова наблюдаем действие того же механизма сдвига мотива на цель, вплоть до «вершины пирамиды», и снова определяем, что универсальной и вершинной потребностью, мотивом и целью (объединяющими в себе самые разнообразные потребности, начиная от базовых биологических потребностей существования человека как организма и заканчивая социокультурными и духовными) выступает «счастье» как чувство, состояние, эффект, семантический феномен. Счастье в качестве чувства полной удовлетворенности жизнью в осознанной и осмысленной самоорганизации субъекта является потребностью (идеальной) и мотивом психической самоорганизации человека как субъекта, в аспекте чего им определяется цель жизни и ее смысл. Отсюда основная смыслообра-зующая идея жизни человека - быть счастливым. Эта идея воплощается в иерархизи-рованном многообразии мыслеформ, обусловленных аспектами желаний и утвержденных в намерениях субъекта.
Представленная вначале модель базового психического механизма мотиваци-онного смысло-целеобразования, отражающего принцип детерминации жизни естественными потребностями, для «человека сознательного» приобретает другую форму в связи с осознанием значения вещей и определением их социокультурной и духовной ценности и смысла.
Таким образом, можно выстроить следующую схему. Природа человека как организма: чувство жизни - потребности жизни - цели - мотивы - успешное достижение цели и осуществление смысла (мотива) - эмоционально-чувственное удовольствие - удовлетворение результатом, а также процессом достижения и жизнью в целом - чувство счастья в ситуации успеха реализации цели и как состояние жизни (чувство жизни, могущества) в творческой самоактуализации человека как субъекта в поле социокультурного взаимодействия.
Заключение
Подытоживая и рассматривая логику и диалектику механизма мотивационного смысло-целеобразования в функциональной системе психической самоорганизации жизни человека как сознающего субъекта в мире, мы находим иерархическую структуру. Чувство жизни раскрывается через опыт жизни в ценностно-смысловых мо-тивационных семантиках его творческой самореализации и интегрировано в мотиве счастья, сопряженном с мотивом свободы.
Литература
1. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 143 с.
2. Большой психологический словарь. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.). - М.: Издательство «Прайм-Еврознак», 2003. - 672 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. - 323 с.
6. Грищенко П.А., Сосула А.В. Энергоинформационные характеристики психологии активности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2013. - Т. 19. - Вып. 1. - С. 64-69.
7. Дьяков С.И. Модель психосемантического анализа и оценки субъектности личности // Психологическая диагностика. - 2014. -№ 1. - С. 36-56.
8. Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2015. - 528 с.
9. Дьяков С.И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография. -СПб.: Проспект Науки, 2016. - 680 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
11. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. - М.: Издательство «Педагогика», 1983. - 320 с.
13. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестн. МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 1993. - № 2. - С. 73-81.
14. Леонтьев Д.А. Психология выбора // Пси-хол. журн. - 2014. - Т. 35. - № 5. - С. 5-18.
15. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 304 с.
16. Павлов И.П. Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001. - 423 с.
17. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
18. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. - 504 с.
19. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1989. - 183 с.
20. Роменець В.А., Маноха 1.П. Icтopiя психологи XX столггтя: Н/п. - К.: Либвдь, 2003. -990 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 712 с.
22. Функциональные системы организма / Под ред. Судакова К.В. - М.: Медицина, 1987. -432 с.
23. Шадрин Н.С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 2. - С. 113-122.
References
1. Bogdanov VA. Sistemologicheskoye modeliro-vaniye lichnosti v sotsial'noy psikhologii. Leningrad: Izd-vo LGU, 1987: 143 (in Russian).
2. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. Mesh-cheryakov BG, Zinchenko VP (red.). Moscow: Izdatel'stvo «Praym-Yevroznak» 2003: 672 (in Russian).
3. Bratus' BS. Anomalii lichnosti. Moscow: Mysl' 1988: 301 (in Russian).
4. Vilyunas VK. Psikhologicheskiye mekha-nizmy motivatsii cheloveka. Moscow: Izd-vo MGU 1990: 288 (in Russian).
5. Vygotskiy LS. Myshleniye i rech'. Moscow; Leningrad: Sotsekgiz 1934: 323 (in Russian).
6. Grishchenko PA, Sosula AV. Energoinformat-sionnyye kharakteristiki psikhologii aktivno-
sti. Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sot-sial'noy raboty 2013; 19(1):64-69 (in Russian).
7. D'yakov SI. Model' psikhosemanticheskogo analiza i otsenki sub'yektnosti lichnosti. Psikhologich-eskaya diagnostika 2014; 1:36-56. (in Russian).
8. D'yakov SI. Sub'yektnost' pedagoga. Psikhose-manticheskiye modeli i tekhnologiya issledovani-ya. Uchebnoye posobiye. 2-ye izd., pererab. i dop. Moscow: FLINTA; Nauka, 2015: 528 (in Russian).
9. D'yakov SI. Psikhosemantika samoorgani-zatsii cheloveka kak sub'yekta zhizni. Osnovy psikhologii sub'yekta: monografiya. St-Peters-burgb: Prospekt Nauki 2016: 680 (in Russian).
10. Il'in YP. Motivatsiya i motivy. St-Petersburg: Piter, 2002: 512 (in Russian).
11. Il'in YP. Psikhologiya voli. St-Petersburg: Piter, 2002: 288 (in Russian).
12. Leont'yev AN. Izbrannyye psikhologicheskiye proizvedeniya. V 2 t. T 2. Moscow: Izdatel'stvo «Pedagogika» 1983: 320 (in Russian).
13. Leont'yev DA. Sistemno-smyslovaya priroda i funktsii motiva. Vestn. MGU. Ser 14. Psikhologiya 1993; 2:73-81 (in Russian).
14. Leont'yev DA. Psikhologiya vybora. Psikhol zhurn 2014; 35(5):5-18 (in Russian).
15. Maslow A. Psikhologiya bytiya. Moscow: Re-fl-buk. Kiev: Vakler 1997: 304 (in Russian).
16. Pavlov IP. Refleks svobody. St-Petersburg: Piter 2001: 423 (in Russian).
17. Petrenko VF. Osnovy psikhosemantiki. 2-ye izd, dop. St-Petersburg: Piter 2005: 480 (in Russian).
18. Petrovskiy VA. «Ya» v personologicheskoy perspektive. Moscow: Izdatel'skiy dom NIU VSHE 2013: 504 (in Russian).
19. Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: Aktivnost' i razvitiye lichnosti. Otv red BF Lomov. Moscow: Nauka 1989: 183 (in Russian).
20. Romenets' VA, Manokha IP. Istoriya psikhologii XX stolittya: N/p. Kiev: Libid' 2003: 990 (in Ukrainian).
21. Rubinshteyn SL. Osnovy obshchey psikhologii. St-Petersburg: Piter 2010: 712. (in Russian).
22. Funktsional'nyye sistemy organizma. Pod red Sudakova KV. Moscow: Meditsina 1987: 432 (in Russian).
23. Shadrin NS. Problema determinatsii (samodeterminatsii) povedeniya v kul'turno-istoricheskoy i ekzistentsial'noy psikhologii. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya 2012; 2:113-122 (in Russian).
THE MECHANISM OF «MOTIF-TO-AIM SHIFT» IN THE SEMANTIC SYSTEM OF SUBJECTIVE MENTAL SELF-ORGANIZATION
S.I. DYAKOV
Humanitarian-Pedagogical Institute, Sevastopol National University, Sevastopol, Crimea
Within the perspective of the study of human mental self-organization we studied informative and semantic properties and mechanisms of meaning generation in the personal directionality, where the mechanism of «motif-to-aim shift» plays an integrating and system-organizing role. The study examines the semantic representation of social and cultural identity, motivation and semantic patterns, mechanisms and programs that define the characteristics of activity self-organization of human as the subject of life. The semantic hierarchical model of motivation and value structures that define the ideology of activity directionality is constructed. The semantic mechanisms of human subjective self-organization are defined. In the context of the logic of the psychological mechanism of «motif-to-aim shift» (developed by Leontiev), the dynamics of value generation in the ideology of self-organization is determined.
Keywords: subject, subjectivity, system of mental self-organization, value generation, ideology, intention.
Address:
Dyakov S., Ph.D.
Associate Professor of General and Applied Psychology and Pedagogy,
Humanitarian-Pedagogical Institute, Sevastopol National University, Sevastopol, Crimea
E-mail: [email protected]