мое): в список использованной литературы имеют право войти только те исследования, на которые были ссылки в тексте.
Кроме процедуры предзащиты и различных способов апробации результатов исследования (доклады на итоговых конференциях, публикации в сборниках студенческих работ и др.) выпускное сочинение, чтобы предстать перед ГАК, как известно, должно быть рекомендовано к защите научным руководителем и получить положительную оценку рецензента.
Научный руководитель в своем отзыве может только характеризовать студента, его отношение к работе, указать на соотношение поставленной задачи и того, что представлено как результат. Но не должен научный руководитель, не имеет права, высказывать свои, соображения о заслуживаемой оценке, это решает только экзаменационная комиссия.
Точно так же и рецензент дает оценку прежде всего существу рассматриваемой квалификационной работы, обязательно касаясь в отзыве параметров: обоснованность тематики, актуальность, доказательность изложения, язык, выполнение требований к оформлению.
Практика прохождения защит показывает, что здесь нередки нарушения. Одной из важнейших составляющих правильно проведенной процедуры защиты является выполнение требования: выставляя оценку, ГАК в первую очередь учитывает умение студента ответить на замечания и вопросы рецензента, которые в отзыве должны быть обязательно (иначе что же это за защита, если никто не нападает?)!
The article describes the main types of academic activity, containing the elements of research and their variation from school work in its pure sense; sets forth the basic features and requirements on the content and structure of a report, term paper, graduate essay; analyses the stages of research work, term paper structure. It is stressed that all the variations of students' research work including as well optional tasks and extra-curriculum activity are interrelated and should be treated as a system, since only in this case there will be an opportunity of developing students' individual research activities and increasing their independence in assimilating scientific knowledge. The key words: scientific research, report, annotation, coursework, graduate essay, qualifying paper, narrative validity, compositional structure, presentation abstract.
Список литературы
1. Мостепаненко M.B. Философия научного познания. Л., 1972. С. 19.
Об авторе
С Я. Гехтляр - докт. филол. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, sv_ge@mail.ru. УДК 372
И.И. Крупская, О.В. Коршунова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья написана на основе комплексного педагогического эксперимента, позволившего решить задачу повышения эффективности использования дидактических игр в развитии цветовосприятия у дошкольников. В ней раскрывается суть, задачи и ход комплексного педагогического эксперимента в ДОУ, для проверки эффективности использования различного вида дидактических игр содействующих развитию цветовосприятия у старших дошкольников.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, комплексный педагогический эксперимент, дидактическая игра, восприятие цвета, цветовой словарь, игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
93
В сенсорном воспитании детей дидактическая игра является ведущим средством. Дидактические игры, направленные на развитие восприятия цвета, обладают большими методическими возможностями: дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры систематизируются, обогащаются; с помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете; в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
Для проверки эффективности использования дидактических игр. содействующих развитию цветовосприятия у старших дошкольников, мы провели комплексный педагогический эксперимент в ДОУ, работающем по типовой программе. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста, всего десять человек.
В зависимости от материала дидактические игры мы использовали игры трех видов: 1) игры с предметами; 2) настольно-печатные игры; 3) словесные игры. Каждая дидактическая игра имела следующие структурные элементы: дидактическую задачу, игровую задачу, игровые действия, игровые правила.
Основными задачами, решаемыми при организации игр были: 1. овладение системой цветовых эталонов; 2. формирование способов обследования цветовых свойств предметов; 3. развитие аналитического восприятия цвета.
I этап исследования - констатирующий эксперимент. Цель: выявить уровень сформированности цветовосприятия у старших дошкольников. Изучить опыт работы ДОУ по использованию дидактических игр, способствующих развитию цветовосприятия у старших дошкольников. Для реализации цели нами были выбраны следующие методы: наблюдение за деятельностью воспитателей и детей в процессе игр, способствующих развитию цветовосприятия у старших дошкольников; анализ планов работы воспитателей. Для проведения констатирующего эксперимента нами нами была разработана карта-схема эксперимента. В таблице отмечались представления о цвете, а также умения и навыки, которыми владеют дети старшей группы в ходе игр. Для диагностики были отобраны и предложены детям дидактические игры.
Игра «Что бывает такого цвета?».
Цель: выявить знания и представления детей о цветах спектра (хроматические цвета), умения осуществлять выбор цвета в окружающей обстановке по слову. Формировать интерес к играм с цветом.
Задание: называть предмет и его цвет (например, красный шар). Экспериментатор предлагал ребенку карточку с изображением правильно названного цвета, которую ребенок накладывал на свою картинку.
Анализ: из десяти играющих детей, два ребенка (Артем П., Филипп К.) безошибочно называли цвет предметов на картинках и быстрее всех накрывали их карточками определенного цвета. Эти дети имеют устойчивое представление о цветах спектра, объединяют их со словом-наименованием.
Пять детей, называли предметы спектральных цветов достаточно уверенно, но путали название фиолетового цвета: Рита К. называла его сиреневым, Дима П. назвал черно-синим, Дима М. стал спорить, что это бордовый цвет, а остальные отказались его называть. В целом эти дети имеют знания о спектральных цветах. Что касается остальных двух испытуемых (Вовы К. и Дианы М.), то они отказались от игры.
Игра «Радуга».
Цель: выявить знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения.
Задание: детям предложили представить летний, солнечный день. Вдруг пошел дождь и вот-вот на небе появится радуга. Всем раздали полоски семи цветов спектра и дали задание выложить радугу по памяти, сохраняя при этом цветовую последовательность, и сверить свои работы с рисунком.
Анализ: все дети называли цвета радуги, но при этом испытывали трудности в последовательном расположении. После напоминания Артем П., Надя М. и Филипп К.
на основе сравнения смежных цветов по памяти вполне осознанно справились с заданием. Остальные же дети сделали много ошибок.
Игра «Получение фиолетового цвета».
Цель: выяснить умеют ли дети получать фиолетовый цвет, смешивая на палитре два основных (красный и синий).
Задание: испытуемым предложили нарисовать сливы волшебными красками. Уточнили, что сливы бывают фиолетового цвета, но такой краски у нас нет. Как мы можем ее получить? Какие краски можно смешать?
Анализ: дети самостоятельно пробовали на палитре получить фиолетовую краску. С удовольствием нарисовали сливы и поместили их на выставку. На вопрос, почему сливы получились разных оттенков? Надя М. и Артем П. логично объяснили: много синей краски - сливы получаются темно-фиолетовыми («спелыми»), А вот у Кати Л. сливы красновато-фиолетовые, но объяснить почему, девочка не смогла. Остальные дети не смогли получить фиолетовый цвет.
Результаты эксперимента показали, что дети не имеют достаточных знаний о получении сложных цветов и их оттенков.
Игра «Вазы и цветы».
Цель: выявить умения детей воспринимать, называть и различать сложные цвета: розовый, малиновый, бордовый.
Задание: у детей карточки, на которых изображены вазы красного, розового, малинового и бордового цвета. Необходимо выбрать из набора силуэтных изображений цветов, например, только малиновые и разместить их у вазы соответствующего цвета, т.е. установить совпадение.
Анализ: на вопрос, «какого цвета вазы?» - Рита К. и Денис М. назвали правильно цвета. Остальные же дети с трудом дифференцировали цвета, путали красный с малиновым, малиновый с бордовым. Поэтому прежде чем решить поставленную цель, мы учились узнавать, называть и получать эти цвета в течение недели. После чего, используя способ приложения, дети идентифицировали объекты по цвету.
Игра «Найди отличия».
Цель: выявить умение детей сопоставлять предметы и изображения по цвету.
Задание: ребятам предложили две картины с предметными изображениями, имеющими 5-7 отличий в цвете деталей. Необходимо было их рассмотреть и определить, чем похожи и чем они отличаются.
Анализ: Андрей 3., Рита К., Денис М. сравнивали один объект с другим, быстро определили общие и отличительные цветовые свойства предметов, и заработали по 7 фишек. Артем П., Надя М., и Дима П. были невнимательны и повторяли ранее названные товарищами цветовые свойства предметов.
Игра «Продолжи ряд».
Цель: выяснить, умеют дети составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
Задание: детям раздали карточки, на которых изображены цветные круги, напри мер, красный, зеленый, красный, зеленый, зеленый и набор цветных кружков: 4 красных и 6 зеленых. Предложили рассмотреть и обратили внимание на порядок их следования, после чего необходимо достроить ряд, используя все кружки, из набора не нарушая ритма.
Анализ: Артем П., Надя М., Андрей 3., Рита К., Филипп К. выполняли игровые действия, составили ряды с ритмической последовательностью, быстро сравнивали с образцом, используя все элементы. Остальные пытались сравнивать выполнение своих действий с образцом, но допускали ошибки.
При анализе результатов наблюдений да детьми в играх мы выделили три уровня сформированности цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребёнок знает и называет хроматические и ахроматические цвета; различает хроматические цвета сильного (желтый и синий, красный и зеленый, синий и зеленый) и слабого (красный и фиолетовый, желтый и оранжевый) контраста; выкладывает цвета радуги в нужном порядке по представлению; умеет получать и воспринимать сложные цвета: фиолетовый, розовый, серый, коричневый, бордовый, оттенки желтого, розового цвета; знает и различает теплые и холодные цвета спектра; определяет и сравнивает цвет объектов и их частей; умеет находить объекты заданного цвета в пространстве; строит цветовые сочетания по образцу, по замыслу; умеет составлять ряды из аналогичных по цвету предметов; устанавливает сходства и различия между предметами.
Средний уровень. Ребёнок знает, но допускает ошибки при выполнении обозначенных выше действий.
Низкий уровень. Ребёнок воспринимает, но не называет хроматические и ахроматические цвета; не различает хроматические цвета сильного и слабого контраста; не умеет последовательно расположить цветовые тона в спектре; не умеет располагать предметы по светлоте; знает и различает теплые и холодные цвета спектра.
В процессе эксперимента был сделан анализ сформированное™ цветовосприя-тия у старших дошкольников, который мы отразили на основе данных карты-схемы и определили общий уровень сформированности цветовосприятия у каждого ребёнка.
Высокий уровень развития цветовосприятия - выявлен у 10% детей.
Средний уровень развития цветовосприятия - выявлен у 50% детей.
Низкий уровень развития цветовосприятия - выявлен у 40% детей.
В формирующей части нашего исследования мы решали следующие задачи:
1. Подобрать и провести дидактические игры по развитию цветовосприятия, которые бы обеспечивали позицию ребенка активно-познающего.
2. Выявить оптимальные способы и средства развития цветовосприятия, включая детей в принятие цели, выполнение правил, выбора действий, контроля и оценки.
На первом этапе работы с детьми нами был намечен подбор и использование дидак-тических игр по развитию цветовосприятия с постепенным усложнением дидактических задач, правил и действий.
На втором этапе работы важно было заинтересовать детей дидактичеекими играми на основе цветовосприятия. В группе мы организовали игротеку, в которую включили игры: «Что бывает такого цвета?». Цель: закрепить знания о цветах спектра. «Солнечный и пасмурный деньки». Цель: учить понимать зависимость изменения характеристик цвета предметов от изменения природных явлений, знания о хроматических и ахроматических цветах. «Радужный хоровод». Цель: закрепить знания о цветах радуги и последовательности их расположения. «Зима-лето». Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах. «Найди цветок для бабочки». Цель: формировать умение находить парные объекты по цвету. «Запомни с помощью цвета». Цель: закреплять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак цвета.
В течение месяца проводились повторные эксперименты с использованием дидактических игр «Играем в лото», «Радуга», «Продолжи ряд», «Загадай загадку» и др. Как выяснилось в ходе экспериментов, у детей изменения заключались в перестройке мотивов и способов развития цветовосприятия.
В четвертой серии эксперимента мы использовали прием намеренного сообщения сведений о цвете, которые не могли быть использованы непосредственно в этих играх и прием намеренной задержки очередных игровых действий, ради сообщения чего-либо нового. 40% детей проявили нетерпение и требовали продолжения игры. На этом этапе процесса развития цветовосприятия видно, что оно сохраняет общую игровую направленность у 40% детей, тогда как у 60% детей появился интерес к цвету и его свойствам (цветовой тон, насыщенность, светлота).
Пример игры «Рисуем море». Цель: упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более темному и наоборот. Закрепить знание холодных цветов в речи детей.
Детям был предложен игровой материал: листы белой альбомной бумаги на каждого ребенка и шесть полосок бумаги разного цвета (бледно-голубая, голубая, темно-голубая, синяя, темно-синяя, сине-зеленая).
Ход игры: детям раздали белые листы и полоски разного цвета. Экспериментатор сказал детям, что они сегодня будут рисовать море. Море меняет цвет воды от погоды. И на дне моря вода всегда темнее. Если море тихое, то какого оно цвета у берега? (Бледно-голубое).
Дети положили полоску нужного цвета себе на альбомный лист бумаги, в верхнюю часть листа, потому что вода наверху светлее. Подул ветер, и море чуть-чуть изменилось в цвете, каким оно стало? Дети находили нужную полоску. Ветер усилился, и по небу побежали облака, пытаясь закрыть солнышко. Какую полоску вам надо взять и положить на свой листочек? (Темно-голубую). Облака превратились в тучи и закрыли солнышко, и море стало, каким? (Синего цвета). Из туч полил дождь, ветер стал дуть сильнее, и море поменяло свой цвет. Каким оно стало? (Темно-синим). Дождь и ветер усилился, начался шторм, поднялись большие волны. Со дна моря поднялись водоросли. Небо стало темным-темным, а море стало каким? (Сине-зеленым). После выполнения игрового упражнения дети рисовали море, используя изобразительные материалы.
В пятой серии эксперимента в игре «Цветные капельки» необходимо было закреплять умения детей получать новый цвет, смешивая два основных.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям, демонстрируя на фланелеграфе, как светило солнышко, шел дождь. На небе появилась радуга. От радуги все капельки были разноц ветные (какие были капельки, какого цвета?). Падая, от легкого ветерка капельки сливались друг с другом и получалась новая капелька, совсем другого цвета. Посмотрите, вот желтая капелька слилась, играя с красной, и получилась какая? А здесь синяя слилась с красной, получилась какая? И т.д. И к вам на карточки упали капельки, играя и веселясь. Вы должны угадать, какая получилась новая капелька, какого цвета? Дети берут карточки, ищут среди капелек нужный цвет и накладывают на пустую капельку, называя цвет.
Но в процессе повторных экспериментов, в условиях решения игровых дидактических задач постепенно активное познавательное отношение к разноцветию окружающего мира, к разнообразному материалу, а также к деятельности, стало перерастать в устойчивый интерес к цвету и характерным его особенностям (тону, светлоте, насыщенности, контрасту, гармонии).
Это мы зафиксировали в шестой серии эксперимента. Интерес к игре как бы отодвигался на второй план. Детей уже не удовлетворяло то, что сообщалось им попутно с игровыми действиями. Словесные пояснения экспериментатора все чаще сопровождались настойчивыми расспросами о цвете, просьбами рассказать о том, что уже выходило за рамки данной игры.
Например, дети прерывали игру и начинали расспрашивать о том, как можно получить бордовый цвет? (смешать красную и черную краски), рассказывать о теплых и холодных цветах (в играх «Составь букет», «Зима-лето», «Кто быстрее»).
Так, дидактическая игра в развитии цветовосприятия постепенно становилась для старших дошкольников лишь опорой. На смену игровому общению пришла иная форма обучения, которая больше соответствовала потребности систематизировать усвоенное, уточнить и пополнить то, что когда-то раньше было усвоено ребёнком.
У некоторых детей сформировалась готовность приобретать знания о цвете независимо от игры в силу особых собственных интересов (Денис М., Надя М., Катя Л., Андрей 3., Дима П.). Эти дети приняли позицию активно-познающего: правильно по-
няли правила игры, верно выбирали игровые действия, сумели проконтролировать себя и своих товарищей.
После проведения формирующей части нашего исследования, мы провели повторную диагностику, т.е. контрольный этап. В ходе диагностики мы решали следующие задачи:
1. Выявить у детей уровень сформированности цветовосприятия на основе использования дидактических игр.
2. Выявить у детей уровень сформированности активно-познавательного отношения к дидактическим играм, способствующим развитию цветовосприятия.
Диагностические методы, критерии, уровни и их характеристика остались неизменными. С детьми проводились те же дидактические игры, не меняя целей, материала, правил и действий.
Результаты сформированности цветовосприятия у старших дошкольников изменились. Появилась больше детей с высоким уровнем сформированности цветовосприятия, с 10% - 1 ребенок до 60% - 6 детей. Уменьшился процент детей со средним уровнем развития цветовосприятия, с 50% - 5 детей до 30% - 3 ребёнка. Это дети не посещали ДОУ регулярно или не ходили в детский сад. Значительно уменьшился процент детей с низким уровнем сформированности цветовосприятия, с 40% - 4 ребенка до 10% - 1 ребенок (с ослабленным здоровьем, детский сад посещает нерегулярно).
Сравнивая результаты уровней сформированности активности ребенка как субъекта деятельности, можно отметить, что
- 90% - 9 детей (было 60% - 6 детей) понимают поставленную игровую задачу, понимают правила игры;
- 90% - 9 детей (было 30% - 3 ребенка) правильно выбирают способ решения игровой задачи; 80% - 8 детей (было 20% - 2 ребенка) качественно решают поставленную задачу;
- 100% - 10 детей (было 70% - 7 детей) добиваются результата; 80% - 8 детей (было 20% - 2 ребёнка) осуществляют самоконтроль и предлагают помощь товарищам 70% - 7 детей (было 30% - 3 ребенка).
Не все дети ещё научились качественно решать поставленную задачу (20% - 2 ребёнка); не овладели самоконтролем 20% - 2 ребенка и 30% - 3 ребёнка не предлагают помощь товарищам.
Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что проведенная нами работа привела к желаемым результатам. На контрольном этапе появилась большая группа детей с высоким уровнем развития цветовосприятия - 60% (констатирующий этап - 10%); уменьшился процент детей со средним уровнем - 30% (констатирующий этап - 50%); низкий уровень развития цветовосприятия показал 10%) (констатирующий этап - 40%).
Сравнительный анализ уровней сформированности активности ребенка как субъекта деятельности показал, что 90% детей (констатирующий этап - 60%) понимают поставленную задачу, понимают правила игры; 90% детей (констатирующий этап -30%) правильно выбирают способ решения познавательной задачи; 80% детей (констатирующий этап - 20%) качественно решают поставленную задачу; 100% детей (констатирующий этап - 70%) осознают результата; 80%) детей (констатирующий этап - 20%) осуществляют самоконтроль; 70%» детей (констатирующий этап - 30%) предлагают помощь товарищу.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась; действительно, целенаправленный отбор, систематическое проведение дидактических игр, основанных на цветовосприя-тии и манипулировании цветом, обеспечение субъектной позиции ребенка активно-познающего, включенного в принятие игровой задачи, выбора действий, контроля и оценки, являются оптимальными педагогическими условиями, и от их обеспечения за-
висит эффективность процесса развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
The article is written on the basis of a complex pedagogical experiment enabling to solve the task of increasing the efficiency of using didactic games in the process of developing colour perception in preschool children. The authors set forth the essence, tasks and stages of a complex pedagogical experiment in a pre-school educational institution with the purpose of checking the effectiveness of using different types of didactic games which help to develop colour perception in senior preschool children.
The key words: sensory training, complex pedagogical experiment, didactic games, colour perception, colour vocabulary, games with objects, table and paper-based games, word games.
Список литературы
1. Островская P.А. Курсовые и дипломные работы как результат научно- исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие. Брянск: РИО БГУ, 2006. 46 с.
2. Поддьяков Л.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - "черным ящиком"// Вопросы психологии № 5. 1990. С. 65-71.
3. Ремезова JJ.A. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6лет: Методика. М.: Школьная Пресса, 2005. 96 с.
4. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. № 12. 2005. С. 10.
Об авторе
И.И. Крупская - канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.
О.В. Коршунова - студентка, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.
УДК 378.183
И.А. Мезенцева
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Статья написана на основе эмпирического исследования, выполненного с целью выявления динамики развития научно-исследовательской активности и творческой научно-исследовательской деятельности студентов как одной из приоритетных задач современной высшей педагогической школы. В статье проанализировано, какое значение уделяют студенты 2 и 3 курсов факультетов физической культуры, технологии и безопасности жизнедеятельности исследовательским умениям и навыкам в их профессиональной подготовке. Доказывается, что к третьему курсу значительно возрастает количество студентов с высоким уровнем познавательной потребности в исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, эмпирические исследования, динамика научно-исследовательской активности, анкетирование.
В настоящее время научно-исследовательская деятельность студентов является обязательным составным элементом профессиональной подготовки будущих учителей.
Использование термина «научно-исследовательская деятельность» предполагает акцент на взаимное проникновение в этом виде активности «научной» и «исследовательской» [1]. «Научный» - теоретизированный, а «исследовательский» связан с практикой. Научный и исследовательский образуют научно-исследовательскую деятельность, и могут быть представлены в единстве в контексте учебной и трудовой, профессиональной деятельности.
Развитие научно-исследовательской активности и формирование и творческой научно-исследовательской деятельности студентов можно считать одной из приоритет-