Научная статья на тему 'Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет посредством дидактических игр'

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет посредством дидактических игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2490
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ШАБЛОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поскребышева Евгения Дмитриевна

Сенсорное воспитание в раннем дошкольном возрасте, самое важное для ребенка. Он познает мир через ощущения, восприятие. Чтобы дети в раннем дошкольном возрасте лучше запоминали основные сенсорные эталоны, хорошо использовать дидактические игры. Детям будем интересно и не скучно. Чтобы это проверить, мы провели эксперимент с разработкой собственных дидактических игр. Результаты эксперимента представлены в нашей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»

которые в дальнейшем будут нужны для работы: инициативность, творчество, способность справляться с любыми проблемами.

Из этого следует, что игра оказывает влияние на формирование личности ребёнка и является такой деятельностью, с помощью которой в психике ребёнка происходят существенные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности ребёнок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре.

На уроках информатики можно использовать игру «Испорченный телефон». Класс делится на две команды, учащиеся выстраиваются цепочкой и первому игроку учитель дает слово. И каждый по цепочке говорит это слово от второго до последнего. Можно взять слова на одну тему: «Алгоритм» или «Строение компьютера», где можно загадывать слова: ввод, вывод, начало, конец, монитор, принтер и другие. Также учащиеся могут передавать слова с помощью жестов или мимики [5].

На уроках литературного чтения можно использовать игру «Дорисуй». Класс делится на две команды, учащиеся выстраиваются цепочкой. Учитель каждой команде загадывает слово. Можно загадать персонажей из произведений. Первому учащемуся завязываются глаза и он должен нарисовать на доске один элемент слова, И каждый по цепочке с завязанными глазами рисует по элементу. В конце должен получиться рисунок.

Список литературы

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 2013. с. 139.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. М.: Просвещение, 2015. 96 с.

3. Загрекова Л.В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Л.В. Загрекова, В.В. Николина. М.: Высш. шк., 2007. 383 с.

4. Кругликов В.Н., Кривов В.Р. Учебный игровой комплекс - М.: Просвещение, 2015. 512 с.

5. Тарабурина Т.Ю. Система дидактических игр на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf/ (дата обращения: 08.05.2018).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Поскребышева Е.Д.

Поскребышева Евгения Дмитриевна - студент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, факультет педагогики и психологии, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: сенсорное воспитание в раннем дошкольном возрасте, самое важное для ребенка. Он познает мир через ощущения, восприятие. Чтобы дети в раннем дошкольном возрасте лучше запоминали основные сенсорные эталоны, хорошо использовать дидактические игры. Детям будем интересно и не скучно. Чтобы это проверить, мы провели эксперимент с разработкой собственных дидактических игр. Результаты эксперимента представлены в нашей статье.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, дидактическая игра, сенсорное воспитание, дидактическая задача, шаблон.

Согласно действующему федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) познавательное развитие, является главной функцией, которая способствует формированию личности ребенка, а также помогает педагогам опираться на его индивидуальные особенности. Область «познавательное развитие» направлено на формирование первоначальных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях) [1].

Сенсорное воспитание детей служит для познания окружающего мира и окружающей действительности, перовой ступенью которой является чувственный опыт самого ребенка. Как развито сенсорное воспитание, так будет развито и умственное воспитание ребенка. Потому что все зависит от того, как ребенок видит, слышит, чувствует окружающий его мир.

Сенсорное воспитание способствует и дает основу умственному развитию ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так, как только полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду [3].

Понятие «сенсорные эталоны» было предложено А. В. Запорожцем. Но еще раньше И. А. Сикорский употреблял специальный термин для понятия сенсорного эталона - «шаблон». «Шаблон» - это определенная закономерно - построенная система воспринимаемых качеств вещей, которые в последствии получают определенное речевое обозначение. Овладевая такими системами, человек получает набор эталонов, которые он может в дальнейшем использовать в своей жизни [5].

Сенсорные эталоны - это образцы общепринятых внешних свойств предметов. Ребенок раннего возраста воспринимает в качестве сенсорных эталонов: цвет, форму, величину.

Форма - геометрические фигуры; величина - метрическая система мер.

Именно восприятие цвета, формы и величины имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предмете [4].

Игра - это самый основной вид деятельности ребенка. По сравнению с взрослым, ребенок познает мир через игру. Это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который переплетается с трудом и учением. С помощью игры ребенок проще понимает такие вещи, которые взрослый ему не может объяснить. Благодаря игре у ребенка хорошо развивается память, он лучше запоминает, говорит, думает, воспринимает. В процессе игры у ребенка начинает хорошо работать воображение, усиливаются эмоциональные и волевые процессы. [5].

Е. И. Тихеева рассматривала игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду, а самое главное, что игра оказывает значительное значение для воспитания ребенка [2].

Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.

В связи с данной проблемой, было проведено опытно - экспериментальное исследование, которое проводилось в течении месяца с 19.03.2018 г. по 13.04.2018 г. Исследование проводилось в 3 этапа:

- констатирующий этап - с 19.03.2018 по 21.03.2018 г.

- формирующий этап - с 22.03.2018 по 10.04.2018 г.

- контрольный этап - с 11.04.2018 по 13.04.2018 г.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЧДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад Монтессори» г. Киров, 1 младшая группа «Смородинка» и «Бусинка». Данный детский сад работает по методике Марии Монтессори.

Для проведения диагностики были отобраны следующие диагностики для выявления представлений у детей о цвете, форме, величине.

Диагностика М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Цвет», «Форма», «Величина»; наблюдение за детьми.

Цель диагностики: определить уровень сформированности о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет.

Проведя обследование по 3 диагностикам детей экспериментальной и контрольной групп, мы выявили, что у детей низкий уровень сформированности знаний о сенсорных эталонах (см. Табл 1., рис. 1).

Таблица 1. Сравнение результатов сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе

эксперимента (%)

Диагностика № 1 «Цвет» Диагностика № 2 «Форма» Диагностика № 3 «Величина»

Уровень/группа ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 10 0 0 0 0 0

Средний 30 20 30 20 40 30

Низкий 60 80 70 80 60 70

ЭГ - экспериментальная группа КГ - контрольная группа

100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Экспериментальная группа Контрольная группа

и Высокий передний и Низкий

Рис. 1. Уровни сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента (%) Получив объективные данные об исходом уровне сформированности сенсорных эталонов у детей 2 - 3 лет, мы решили подтвердить выдвинутую нами гипотезу с помощью проведения формирующего этапа эксперимента.

Цель формирующего этапа эксперимента состоит в том, чтобы определить педагогические условия, эффективно влияющие на формирование у детей сенсорных эталонов (цвет, величина, форма).

Реализуя первую задачу, мы определили содержание работы по дидактическим играм, обращая внимание на цвет, форму, величину.

Сначала были реализованы игры на «цвет». С дидактической игрой «Аквариум» дети справились быстро, и почти сразу запомнили всех цветных рыбок. Вторая игра «Угости пингвина» вызывала у детей некоторую сложность и играть в эту игру с такими маленькими детьми можно только индивидуально, или по 2 человека. Они путались в цветах и угощали пингвина разными конфетками. Но играя в игру постоянно они стали лучше разбираться в цветах и угощая их, проговаривали, какой это цвет. Последняя игра была самая сложна, это «Волшебная книга». С ней дети очень долго разбирались, сложность этой игры в том, что на каждую страницу нужно подобрать определенный цвет, а деталей очень много. Дети постоянно путались и лепили не те того цвета яблоки, лепили не на ту страницу машины и тучки. Эта игра сначала вызывала у них очень

большие сложности. И мы долго сидели с этой игрой и разбирались, как же правильно тут нужно наклеить предметы.

Игры на «форму» детям дались нелегко. Они долго запоминали квадрат и прямоугольник, потому что они их все время путали. Игры им понравились, особенно делать подарок - ковер. Мальчикам конечно же понравилось конструировать из конструктора. Они сделали очень красивые и большие дома для животных. Но есть дети, с которыми занимались подольше остальных, потому что фигуры давались им очень сложно. И нужно было дополнительно заниматься.

Игры на «величину» им дались намного проще они сразу поняли, что большое, что маленькое и что среднее. Играли мы от простых игр к сложным. Сначала играли «Угости белочку орешком». Эта игра им понравилась. Вторая игра «Кто что любит?» дети играли в нее с удовольствием. Они называли «маленькому мишке маленькую малинку, или, например, большому зайке большую морковку». И последняя игра «деревья». Детям она тоже понравилась и играли они в нее с удовольствием.

Чтобы выявить эффективность проведенной нами экспериментальной работы, проверить ее результаты внедрения в экспериментальную группу и сравнить ее с результатами контрольной группы, нами был проведен контрольный эксперимент.

Можно сделать вывод, что поэтапное формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — это процесс систематичности и повторяемости. Наиболее эффективными педагогическими условиями выступили поэтапное формирование знаний и систематически повторяющие дидактические игры. Учить детей осваивать сенсорные эталоны нужно от простого к сложному. В соответствии с этим были подготовлены дидактические игры.

На этапе контрольного эксперимента нами была поставлена цель: определить динамику развития уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет под влиянием дидактических игр.

Повторная диагностика проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Проведя обследование детей экспериментальной группы по первой диагностики, направленной на выявление уровня сформированности понимания детьми цвета (синий, желтый, красный, зеленый), вы выявили некоторую динамику. На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе детей стало меньше, у которых был низкий уровень. Уровень их повысился и детей стало больше, у которых уровень знаний стал высокий.

Проведя обследование детей экспериментальной группы по второй диагностике, направленной на выявление уровня сформированности у детей знаний о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), мы выявили некоторую динамику. На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе детей количество детей, отнесенных к высокому уровню увеличилось с 0 % до 40 %, количество детей, отнесенных к среднему уровню увеличилось с 30 % до 40 %, количество детей, отнесенных к низкому уровню снизилось с 70 % до 20 %.

Проведя обследование детей экспериментальной группы по третьей диагностике, направленной на выявление уровня сформированности понимания детьми величины (большой, средний, маленький), мы выявили некоторую динамику. На этапе контрольного эксперимента в экспериментальной группе количество детей, отнесенных к высокому уровню увеличилось с 0 % до 50 %, количество детей, отнесенных к среднему уровню увеличилось с 40 % до 50 %, количество детей, отнесенных к низкому уровню снизилось с 60 % до 0 %.

Мы считаем, что дети экспериментальной группы получили достаточно знаний о сенсорных эталонах на этапе формирующего эксперимента, на наш взгляд дидактические игры помогли в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста. Ответы были точными, четкими, дети понимали, что от них просят выполнить.

Таблица 2. Сравнение результатов уровня сформированности знаний о сенсорных эталонах в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Диагностика № 1 «Цвет» Диагностика № 2 «Форма» Диагностика № 3 «Величина»

Уровень/ группа Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный

Высокий 10 40 0 40 0 50

Средний 30 60 30 40 40 50

Низкий 60 0 70 20 60 0

Проведя обследование детей контрольной группы по первой диагностике, направленной на выявление уровня сформированности понимания детьми цвета (синий, желтый, красный, зеленый), мы выявили, что средний уровень понизился с 30% до 20%, а низкий уровень увеличился с 70 % до 80 %.

Проведя обследование детей контрольной группы по второй диагностике, направленной на выявление уровня сформированности у детей знаний о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), мы выявили, что изменений по сравнению с показателями контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента не произошло.

Проведя обследование детей контрольной группы по третьей диагностике, направленной на выявление уровня сформированности понимания детьми величины (большой, средний, маленький), мы выявили, что изменений с показателями контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента не произошло.

Мы объясняем это отсутствием целенаправленной работы по повышению уровня формирования о сенсорных эталонах у детей раннего дошкольного возраста.

Таблица 3. Сравнение результатов уровня сформированности знаний о сенсорных эталонах в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)

Диагностика № 1 «Цвет» Диагностика № 2 «Форма» Диагностика № 3 «Величина»

Уровень/ группа Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный Констатирующий Контрольный

Высокий 0 0 0 0 0 0

Средний 20 30 20 20 30 30

Низкий 80 70 80 80 70 70

Проведя сравнение результатов сформированности представлений знаний о сенсорных эталонах в экспериментальной и контрольной группах отдельно, нами проведен сравнительный анализ результатов повторной диагностики между экспериментальной и контрольной группами.

Таблица 4. Уровни сформированности представлений знаний о сенсорных эталонах на контрольном этапе эксперимента (%)

Диагностика № 1 «Цвет» Диагностика № 2 «Форма» Диагностика № 3 «Величина»

Уровни/группы ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 40 0 40 0 50 0

Средний 60 30 40 20 50 30

Низкий 0 70 20 80 0 70

ЭГ - экспериментальная группа КГ - контрольная группа

Положительная динамика уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет в экспериментальной группе доказала эффективность нашей работы. Разработанные дидактические игры позволили повысить уровень

формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет. Дети узнали о цветах, геометрических фигурах и величине.

Уровень формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет в экспериментальной группе существенно изменен - высокий уровень - 40 %, средний уровень - 60 %, низкий уровень снизился до 0 %.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента достигается достоверное повышение сформированности представлений о основных сенсорных эталонах. Эти показатели достоверно благоприятнее, чем по обычной программе дошкольного обучения.

Таким образом, подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет значительно изменен в лучшую сторону.

Мы подобрали и апробировали правильные диагностики, которые помогли нам выявить первоначальный и конечный уровни знаний детей.

Это говорит об эффективности проведенной нами работы. Данные показатели показывают, что дидактические игры целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста для формирования у них знаний о сенсорных эталонах. Дети стали более внимательными, расширили и получили новые знания, которые пригодятся им в дальнейшем для освоения какой-либо деятельности. Так же разработанные нами дидактические игры могут применять педагоги в своей работе, для улучшения качества знаний дошкольников.

Список литературы

1. ФГОС ДО [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-Standart/ (дата обращения: 28.05.2018).

2. Аганесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М.: Просвещение, 2009. 164 с.

3. Венгер Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 24-29.

4. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 148 с.

5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Просвещение 1961. 173 с.

6. Качуренко С.Б. Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте. 2008. C. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.