Список литературы / References
1. Аванесов С.В. Тесты в социологическом исследовании. М.: ФиС, 2004. 260 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Наука, 1968.
3. АндроповаМ.В. Психологические термины. М.: Издательство, 2004. 483 с.
4. АнтиповаЕ.В. Психология детей шестилетнего возраста. ГЦ. Владос. М., 2002. 460 с.
5. БодалевА.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Липецк, 2004. 535 с.
6. Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. 96 с.
7. Вальсевич В.К, Лубышева Л.И., Ипатов А.А. Мотивация - как двигатель карьеры. М.: ФиС, 2004. 634 с.
8. ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006. 432 с.
9. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 479 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. Л., 1934.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Переизд., Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 678 с.
12. Гага В.А., Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Новосибирск, 2003. 468 с.
13. Макарычева И.А. «Теоретические основы мотивации учебной деятельности младших школьников». I Международная научная конференции ORT Publishing (Штутгарт, Германия). European Applied Sciences: modem approaches in scientific researches (Европейские прикладные науки: современные подходы в научных исследованиях), 2012. Стр. 198-201.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Горошко Е.В. Email: Goroshko640@scientifictext.ru
Горошко Елена Васильевна — педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Зимушка», г. Норильск
Аннотация: в статье анализируется сущность дидактической игры как деятельности и формы организации образовательного процесса, который используется для познавательного и интеллектуального развития дошкольников. Среди всего многообразия игр для дошкольников дидактическим играм принадлежит особое место. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В статье рассматриваются некоторые виды дидактических игр и их включение в образовательно-воспитательный процесс для полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, дидактические игры, познавательное развитие дошкольников, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), виды дидактических игр, развитие дошкольников, игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры, дошкольный возраст.
DIDACTIC GAME AS THE FORM OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL AREA "INFORMATIVE DEVELOPMENT" IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION AND THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL INSTITUTION Goroshko E.V.
Goroshko Elena Vasilyevna - Educational Psychologist, MUNICIPAL BUDGETPRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 9 «ZIMUSHKA», NORILSK
Abstract: in article the essence of a didactic game as activity and a form of the organization of educational process which is used for informative and intellectual development of preschool children is analyzed. Among all variety of games for preschool children, didactic games possess the special place. Didactic games are a kind of the games with rules which are specially created by pedagogics for education and training of children. In article some types of didactic gam es and their inclusion in educational and educational process for full all-round development of children of preschool age are considered.
Keywords: preschool education, didactic games, informative development of preschool children, the Federal State Educational Standard (FSES), types of didactic games, development of preschool children, games with objects, desktop and printing games, verbal games, preschool age.
УДК 373.24
Дошкольное воспитание и обучение создает условия для формирования и развития личности ребенка, который способен успешно адаптироваться в современном мире. Отечественные и зарубежные исследования, проведенные ведущими учеными, доказали, что именно дошкольный возраст является чрезвычайно важным для формирования интеллекта, личности, социального и эмоционального развития человека. Именно дошкольное образование имеет жизненно важное значение для развития и будущей жизни ребенка [3]. Учитывая, что вопросы развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики, возникает необходимость обновления существующего государственного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает систему требований к психолого-педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском саду, формирование у детей познавательной и информационной компетентности.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей [4].
Поскольку ведущим видом деятельности детей в дошкольном детстве является игра, то дидактическую игру можно рассматривать как одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, способствующую всестороннему развитию детей [2]. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса используется для познавательного и прежде всего интеллектуального развития дошкольника. Дидактическая игра выделена в отдельное направление образовательной области «Познавательное развитие» и решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик [4].
Выделяют три основных вида дидактических игр:
I. Игры с предметами (игрушками, природным материалом);
II. настольно-печатные игры;
III. словесные игры.
I. Игры с предметами
Этот вид игр можно включать как в непосредственно образовательный процесс, так и в самостоятельную игровую деятельность детей. Например, в образовательной области «Познавательное развитие», я использую игрушки и реальные предметы, учу детей сравнивать, устанавливать сходство и различие между этими предметами. Я считаю, что ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх ребята решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач, упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, например, найди мягкий или гладкий предмет.
Также к играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры (где дети выполняют определенные роли почтальона, курьера, экспедитора в играх типа «Почта», пекарей в играх «Пекарня» и др.) и игры-инсценировки (они помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в сказочную страну», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?»).
Многие дидактические игры «Кому что нужно?», «Что сначала, что потом» (последовательность трудовых действий) и др. формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Знания детям о труде взрослых я провожу в такой последовательности: сначала знакомлю с содержанием определённого вида труда, затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов. После чего раскрываю перед детьми значение любого вида труда.
Например, в игре «Кто построил этот дом» я рассказываю ребятам о профессии архитектора. Дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы работают над чертежом. Затем рассказываю об инструментах, помогающих архитектору создать чертёж. Ребята сами учатся составлять элементарные чертежи и строить по ним простейшие постройки. И мы вместе с ними выясняем, какую роль играет архитектор при строительстве дома.
С помощью таких дидактических игр я приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
В ходе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, ребенку нужно активно выслушать и осмыслить предложение педагога, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, различение речевых звуков и восприятия начертания букв [5]. Для решения поставленных задач я использую следующие игры «Повтори по образцу» (списывание), «Видящие пальцы» (определение на ощупь, описание), «Узнай по весу», «Чудесный мешочек» и др.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В своей практике я использую игры «Назови одним словом» или «Назови три предмета» для развития активного использования в речи детей родовых, видовых понятий. А словесные игры «Опиши предмет», «Один - много», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Перевёртыши» побуждают детей к нахождению антонимов, синонимов и слов, сходных по звучанию. Играя в такие игры с ребятами, я решаю следующие задачи: пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли.
II. Настольно-печатные игры
Могут использоваться как элементы в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей. Виды настольно-печатных игр разнообразны, это парные картинки, лото, домино и др. Различны также и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Используя данный вид игр на начальном этапе, я ставлю перед детьми самое простое задание - найти среди разных картинок совершенно одинаковые: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и пр. Но по мере овладения детьми различных знаний и навыков, я усложняю задание: прошу объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех транспортных средств передвижения два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их принадлежность к одному виду предметов объединяет, делает их похожими.
Подбор картинок по общему признаку. Например, в игре «Что было потом?» я прошу детей подобрать иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Здесь
требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»).
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» я предлагаю ребятам запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и пазлов. Задача этого вида игр - развивать умение распределения внимания, из отдельных частей составлять целый предмет, учить детей логическому мышлению.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх я ставлю обучающую задачу: развивать не только внимание, речь детей, но и воображение и творчество. Например, в игре «Отгадай кто это?» одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают, кто там нарисован, что делают люди, например, пожарные тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. III. Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Играя в такие игры, я учу ребят, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять свои знания о них. В этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе [1].
В своей педагогической практике, я использую различные виды дидактических игр как форму обучения детей и как самостоятельную игровую деятельность. А также привлекаю родителей для создания авторских дидактических игр: «Моя семья», «Лесные жители», «Какая бывает мебель?», «Опасные предметы», «Вежливые слова». Такие совместные занятия вместе с родителями позволяют ребенку придумывать и реализовывать с их помощью свои замыслы самостоятельно, чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами. Тем самым происходит упрочнение эмоционально - личностных связей между родителями и детьми.
Таким образом, дидактическую игру можно выделить, как необходимую деятельность и форму организации образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных детьми в непосредственно организованной деятельности, а также в личном опыте детей [5].
Список литературы / References
1. БондаренкоА.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1974.
2. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1974. № 12.
3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987.
4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2001. 320 с.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.